Миф об антисемитизме в Израиле

Софи Рон-Мория

«Русские» харедофилы в Израиле пошли по стопам черных в Америке и мусульман в Европе

Год назад, в допандемические времена, в городе Петербурге, куда мы отправились на неделю, дама, приятная во всех отношениях, с уверенностью заявила мне, что в Израиле живут по большей части русские. Она имела в виду этнических русских. Не русскоязычных евреев.

Оказалось – все просто. Дама в Израиле бывала пару раз, навещала свекровь. А у дамы муж хоть и хабадник, а вот свекровь совсем светская и живет в «русском» районе, где по улицам ходят женщины славянской внешности и «одна вообще была с крестом на груди».

А вы говорите — евреи, друзы, арабы…

Истоки иллюзии

Статья Елены Римон «Русский антисемитизм в Израиле»  https://www.isrageo.com/2020/10/08/russianantisemitizm/  впечатление оставляет сходное. Живут в Израиле и ведут дискурс русскоязычные репатрианты, которые яростно ненавидят харедим. Ну, еще живут в стране сами харедим – аборигены. Недавно явившиеся колонизаторы аборигенов презирают, ненавидят и мечтают истребить. Эти колониальные настроения активно поддерживают и культивируют некоторые русскоязычные масс-медиа в Израиле. А так как аборигены – евреи с пейсами и в лапсердаках, враждебное к ним отношение есть не что иное, как антисемитизм.

Только вот…

Даже учитывая наличие не маленькой по размерам популяции не освоивших иврит «русских» пенсионеров и репатриантов предпенсионного возраста, нельзя не отметить: русскоязычные репатрианты в Израиле не существуют в герметически изолированном вакууме. И социально-политические настроения в их среде отражают смену социально-политических настроений и тенденций в «большом» общеизраильском мире, скажем так, на ивритской улице.

Это не «русские», к примеру, привели в 1992-м к власти «Аводу», в 1996-м выбрали Нетаниягу, а три года спустя сменили его на Барака. Да, большая часть русскоязычных репатриантов в ходе всех трех перечисленных выше избирательных кампаний способствовала смене власти, но не «русская» улица играла во всех трех случаях решающую роль: она шла в фарватере ивритской. Отражала общую тенденцию.

И сейчас, в последние полтора года, в период продолжительного политического кризиса, «русская» улица тоже реагирует на общеизраильский дискурс. Уровень информированности может при этом отличаться. Но повестка дня – она общеизраильская.

К общности посылов «русских» и израильтян мы еще вернемся. Но сначала – о дискурсе на «русской» улице, которому и посвящена статья доктора литературы Елены Римон.

Русскоязычный харедофил против русскоязычного харедофоба

Русскоязычные «дособорцы» или, назовем их для простоты «харедофобы», в соцсетях, конечно, присутствуют. И комменты их очень часто отмечены крайней агрессивностью и столь же крайним невежеством. Русскоязычный Харедофоб знает об ультраортодоксах не в пример меньше, нежели его единомышленник-сабра. К тому же  он смешивает ультраортодоксов и ортодоксов, полагая всех кошек одинаково черными. Все так.

Только русскоязычный Харедофоб дискуссии в ФБ ведет не сам с собой и не с «аборигенами–харедим», которые по-русски не пишут. А ведет он эти дискуссии с русскоязычным Харедофилом.

Анализировать комменты в русскоязычном ФБ, полностью игнорируя одну из сторон спора и ссылаясь лишь на вторую, скажем так, несколько странно. А так как Русскоязычного Харедофоба, он же «дособорец», публике представили, ознакомимся здесь с противоположной стороной – Русскоязычным Харедофилом. В академических статьях, уже опубликованных на эту тему, данная группа называется «светские харедофилы». В последнее время эта группа очень активна в соцсетях.

Русскоязычный Светский Харедофил представления не имеет о существовании различий между ортодоксами и ультраортодоксами и полагает, что ортодоксы — это исключительно которые в черных шляпах (штраймлы и лапсердаки тоже допускаются).

При этом он безошибочно выбирает в любом внутрирелигиозном противостоянии более радикальную сторону и яростно отстаивает ее правоту.

Например: в споре о том, могут ли ашкеназские харедимные семинары и школы для девочек дискриминировать при приеме девочек из сефардских семей, Светский Харедофил непременно напишет, что, во-первых, такой дискриминации не существует, это клевета. А во-вторых, дискриминация эта совершенно оправданна.

В споре между более умеренными харедим литовского направления и хулиганами из «Пелег иерушалми» он будет яростно отстаивать святую правоту демонстрантов Пелега.

В спорах между раввинами армейской мехины в Эли, получивших печальную известность благодаря своей радикальной позиции, и их противниками в национально-религиозном секторе — будет с пеной у рта защищать первых. А что, сказал же в минувшем году один из них, рав Кальнер, что женщина очень плохо водит машину. Так ведь правильно же сказал.

Если в дискуссии вы попытаетесь что-то объяснить по теме, Светский Харедофил ответит, что он про этих ваших сефардок, разные Пелеги и какие-то Эли не знает и знать ничего не хочет, потому — не морочьте ему голову, это все детали, не имеющие ни малейшего значения. А важно — чтоб мы, евреи, любили и уважали нашу тысячелетнюю традицию. А наша тысячелетняя традиция, она такова, чтоб евреи носили все-все черное, мужчины всегда-всегда, а не только в синагоге, сидели бы отдельно от женщин, а еще, чтоб эти мужчины не работали, а учились бы в йешивах — тоже в массовом порядке — и получали бы от государства дотацию. Всем же хорошо известно, что тысячу лет назад такие дотации платили евреям европейские феодалы, а теперь платят из госказны США и европейских государств. Ну и, само собой, в армию призывать евреев нехорошо. Это как Николай Первый Палкин призывал в армию кантонистов.

Поэтому менять в Израиле ничего нельзя, а кто требует так или иначе изменить сложившийся в отношении государства к ультраортодоксальным общинам порядок — тот антисемит. Или же, если он носит кипу, — коллаборационист.

Посты с разъяснениями, как нам правильно любить еврейскую традицию, Светский Харедофил особенно активно размещает по субботам. Потому что в субботу времени больше. А еврейскую традицию Светский Харедофил любит — из своего светского далека.

А еще Светский Харедофил убежден, что харедим существуют три тысячи лет (ну, по крайней мере, две) и что – всегда так было. Попробуйте ему объяснить, что речь идет о движении, насчитывающем примерно полтораста лет. Закончится такая попытка плохо.

Для примера, несколько характерных комментов.

«Кстати, это педофилка, это даже не педофил. И что же она такое сделала, что следует выдавать ее гойскому суду?» — участник дискуссии высказывается о Малке Ляйфер, директрисе еврейской школы для девочек в Австралии. Матери учениц пожаловались на директрису-педофилку, ту отдали под суд, но ей удалось бежать в Израиль, где она оказалась под покровительством занимавшего тогда пост министра здравоохранения Яакова Лицмана.

Про Лицмана, они же: диалог. Орфография сохранена:

«Участник дискуссии: наш голос за наших земляков, за ашкИназов. Лицман наш прИмьер-министр.

Оппонентка, в ответ: наш ПМ – Биньямин Натаниягу. А Лицман – был министром в Ликуде и Будет!

Участник дискуссии: надеюсь, министром Обсорбции».

А вот еще.

О русскоязычных репатриантах:

«Хочешь израильский даркон- сделай обрезание, чтобы не стыдно было представлять Израиль за границей».

Или: диалог в группе «Выборы в Кнессет»:

Оппонентка: «Кампания, в ходе которой говорят, что страна должна быть не просто еврейской, но и демократической, не называется антисемитской. Так ее могут называть люди необъективные и заинтересованные в доказательстве того, что не существует».

Можно соглашаться с этим утверждением, можно с ним спорить. Активист группы, регулярно комментирующий помещенные в ней посты (его имя, как и имена авторов других приведенных в статье комментов, хранится в редакции), выбирает третий вариант. Привожу его ответ полностью:

«Мало вас, выкрестов и ассимилянтов, били в галуте. Нужно было бить так, чтобы шрамы оставались, тогда вы, может, и поняли бы что-то. Галут нужно было в галуте оставить, а не сюда его тащить».

Данный коммент – не исключение, а правило. Крайняя агрессия – норма среди авторов комментов, активно поддерживающих тезис об антисемитизме в Израиле.

Вот еще один характерный коммент активиста, лоббирующего тезис об антисемитизме:

«Блять, мерзотнейшая ложь, совкоправдовый язык и абсолютно гнуснейшие инсинуации яйцеголового N и не менее гадкого, как оказалось, M, сцуки подлые, аж задохнулся от вони этой помойки».

И снова: это не исключение, а норма. Авторов вышеприведенных комментов активисты и администраторы групп, лоббирующих тезис об антисемитизме в Израиле, не одергивают, а поощряют.

Елена Римон скрупулезно перечисляет набранные ею из ФБ комменты, содержащие агрессию в адрес ультраортодоксальных общин в Израиле. Но в глазу противоположной стороны не видит и бревна.

А вот они же – о религиозных сионистах:

«Мои друзья-харедим пока сидят с Биби в коалиции, в то время, как многие поселенцы, ожирев на просторах Иудеи и Самарии, превратились в реформистов и голосовали за левых».

«Если левые религиозные сионисты из поселений сорвут план суверенизации…».

Не все религиозные, как выясняется, хорошие. Есть и плохие. Но об этом – дальше.

Кого ловят ловцы антисемитов

Светский Харедофил себя позиционирует в качестве израильского патриота. Но при этом активно поддерживает противников службы в ЦАХАЛе, в частности, и декларирующих антисионизм — вообще. Объясняется этот когнитивный диссонанс довольно просто: идеологи данной группы, по большей части — русскоязычные харедим — хозрим бэ-тшува (обратившиеся в религию. – Ред.), занимают позиции от мягкого асионизма до антисионизма воинствующего. Отсюда – вынужденная апологетика, временами доходящая до абсурда, когда один из администраторов уже упоминавшейся группы «Выборы в Кнессет» пишет:

«Яхадут ХаТора – самая сионистская партия».

Экран, он многое стерпит, а что сами представители «Яхадут а-Тора» утверждают обратное, так они по-русски не читают.

За последний год в русскоязычном израильском виртуальном пространстве организовались несколько групп, активно продвигающих тезис, я бы сказала – миф об антисемитизме в Израиле. Одна из этих групп занимается политическим лоббированием и так и называется — «Принять закон против антисемитизма».

Круг администраторов и активистов этих групп довольно узок и отличает их – антисионистская позиция. Иногда, как уже говорилось выше, позиция эта – асионистская, иногда – воинствующая.

Так, одна из основателей этих групп свидетельствует на своей странице: «Я – светская антисионистка. Может, не была, но стала». И она же удивляется: «А что, быть антисионистом – это преступление?»

Впрочем, эту точку зрения – что быть антисионистом легитимно – видимо, разделяют не все, и автор поста некоторое время спустя поясняет: «На фоне предложений Плосковой и Смотрича я неуклонно становлюсь сионисткой». Оставим в стороне вопрос о том, насколько это логично – ставить свое отношение к вопросу возрождения еврейского национального государства в зависимость от деклараций политиков, ни один которых даже не министр. Но если некто «становится сионистом», эти слова означают только одно: что прежде он таковым не был.

Но это, скажем так, мягкий антисионизм. А вот – хардкор.

Администратор группы «Принять закон против антисемитизма» свои антисионистские позиции декларировал неоднократно и не отказался от них до сих пор. Он отказывается признавать израильскую судебную систему, открыто заявляет, что государственные праздники и траурные дни, которые отмечаются в стране, для него не существуют, активно выступает против службы в ЦАХАЛе и называет солдат-харедим «ссучившимися». Подчеркиваю – солдат-ультраортодоксов. Солдат в черной кипе.

С точки зрения активного борца с «антисемитизмом в Израиле», хареди, который признает сионистское государство и идет служить в его армии,- предатель. Сука, на российском блатном жаргоне. Борцы с антисемитизмом любят такую терминологию — «сцуки подлые» уже фигурировали в предыдущих цитатах.

А вот еще фрагменты из комментов и постов в группах борцов с антисемитизмом:

«…Ненависть с кипой на голове и ядовитыми стрелами сионистской кфиры в сердце».

«Я даже не знаю, что лучше в смысле религии, мамлахти дати или хилонимные».

«Считаю, что нужно принять закон об информации в СМИ. В каждом сообщении, репортаже о совершенном преступлении, должно быть четко указано, кто совершил преступление – светский или еврей».

Конечно, в семье не без урода. В любой группе/партии/общине есть маргиналы или, как любят это формулировать на иврите, сорняки. Проблема в том, что в группах ловцов антисемитов они-то и задают тон.

И итог оказывается закономерным.

Русскоязычные идеологи «антисемитизма в Израиле» и активисты упомянутых групп свой гнев и пафос обращают отнюдь не на Васю из Ашдода, который, будучи евреем по кошке, воспользовался лазейкой в Законе о возвращении, а теперь расхаживает по району с золоченым крестом на волосатой груди, кроет матом еврейских соседей, а по ночам малюет свастики на стенах синагог. Потому что – сколько их, таких Вась? Да еще попробуй их найди. Этим ведь заниматься надо.

Куда проще уже почти год муссировать все те же комменты из русскоязычного ФБ – да, возмутительные по содержанию. Но только те, кто в курсе кампании борьбы с антисемитами, эти комменты уже выучили наизусть. Автор одного из этих комментов, кстати, написавший мерзость в запале, коммент свой почти сразу стер и от своих слов отказался. Но борцы с антисемитами таскают этот скрин из поста в пост, из группы в группу, из дискуссии в дискуссию, хотя помещать скрины стертого автором текста запрещает закон.

Антисемит под кроватью

Причина проста: в реальности никакого антисемитизма в Израиле нет и априори быть не может: ведь евреи в этой стране являются титульной нацией. Об антисемитизме в Израиле еще хоть как-то можно было бы говорить, если бы число ненавидящих евреев Вась достигло критической массы. Но этого не происходит. И в антисемиты лоббисты мифа записывают – кого? Своих противников во внутриизраильском и, что особо существенно, ВНУТРИЕВРЕЙСКОМ дискурсе.

Сперва – русскоязычных. Но это только начало.

Помимо всех поголовно политиков и избирателей НДИ (а семь мандатов антисемитов – это вам не кот начхал), врагами народа, то бишь антисемитами, объявляют всех, кто не согласен с кампанией. А также всех, кто критикует ультраортодоксальные партии или руководство. Написал пост против Лицмана? Противник поездок браславских хасидов в Умань в разгар пандемии? Тебе не нравятся раздельные автобусы? Все ясно. Антисемит.

Русскоязычные религиозные сионисты – опять-таки антисемиты. Не все. А только те, что не признают «старшинства» ультраортодоксальных течений.

Так распалась одна из групп борцов с антисемитизмом – «Опасность в Нашем Доме». Ее активисты и один из администраторов начали активную кампанию против русскоязычного религиозного гида за то, что тот… в своих постах позволил себе критику «Нетурей Карта». Активисты группы и до этого честили обладателей вязаных кип «еретиками», «выкрестами» и «антиссимитами» (почему-то это слово многие любят писать именно так), но тут они перешли границу, требуя лишить гида лицензии – и это в период пандемии. Гид подал иск в суд и группа закрылась.

А как с антисемитами надлежит поступать? Чемодан, вокзал, Бен-Гурион.

Активист группы «Опасность в Нашем Доме» описывает свой идеологический конфликт с лектором – поселенцем в вязаной кипе, нелояльно относившемся к харедим. И делает вывод:

«Проблема вовсе не в том, что Сохнут завозит сюда гоев».

А в чем? Да, вы правильно поняли: завезли не тех евреев.

Из группы «Принять закон против антисемитизма»:

«Участница дискуссии: К сожалению, антисемитов в Израиле полно, постоянно читаю и слышу антисемитские выпады. Жаль, что нельзя таких выслать из Израиля.

Вторая участница: Правда, очень жаль, что нет на них управы».

Тут в беседу вступает уже знакомый персонаж, любитель делить население Израиля на светских и евреев, и утешает обеспокоенных женщин:

«Дождутся… всех вышлем отсюда, обратно на родину… недолго осталось… баш».

Но русскоязычными оппонентами ловцы антисемитов не ограничиваются. В антисемиты попал координатор по коронавирусу профессор Гамзу. И, разумеется, позволивший себе критику в адрес тех, кого критиковать нельзя, 82-летний профессор медицины Моти Равид. Вот еще один коммент:

«Устами его (Равида) глаголет примитивный материализм. Просто противно. Он проработал среди харедим много лет и совершенно их не понимает. И пишет антисемитскую чушь».

Я было задалась вопросом, куда активисты группы предлагают высылать антисемитов-сабр. Но говорят, что 82-летний антисемит в белом халате родился в Литве.

Ну и заключительный коммент, из группы «Принять закон против антисемитизма». Вишенка на торте:

«В последнее время в группе появилось очень много антисемитов».

Это явление известное. Если уж начал искать врагов, они обнаруживаются даже у тебя под кроватью.

Антисионисты выходят искать антисемитов. Сюрреализм «русской» улицы.

Старый новый миф

«Русская» улица – часть общеизраильского дискурса. И кампания, которую ведут на этой улице ловцы антисемитов, — столь же интегральная его часть.

И в ней нет никакого новаторства. Она вторична. Она – продукт кампании руководства харедим в Израиле. Очень удачной кампании, кстати.

Ни Наталье Ротенбенг и Мордехаю Томашпольскому, инициаторам кампании «Русский антисемитизм в Израиле», ни составившей для них манифест д-ру Елене Римон не принадлежит идея поставить знак равенства между критикой харедим и антисемитизмом. Не они изобрели велосипед. Идея это старая и принадлежит она руководству харедим.

Израильские харедим с успехом внедрили в сознание израильского общества два мифа. Первый – наш, еврейский. Второй – результат глобализации.

 Миф первый

Настоящие евреи – это только харедим.

Не только русскоязычный Светский Харедофил, но и светский израильтянин-сабра не отдает себе отчета в том, что речь идет не о традиции тысячелетий, а о новом движении, возникшем как следствие Хаскалы. Более того. Он не знает, что европейские харедим двадцатых-тридцатых годов прошлого века по своему образу жизни и манере одеваться были куда ближе к нынешним религиозным сионистам – вязаным кипам, нежели к обитателям Модиин-Илита. Достаточно посмотреть фотографии, только кто ж их будет смотреть?

Значит, что? Настоящий еврей – это хареди, причем не всякий, а именно из крайних: который облачен в полную амуницию, а не так, чтобы белая рубашка, чёрные брюки и черная кипа, который не пойдет служить ни в какой «НАХАЛь-хареди» (специально приспособленные для харедим части в ЦАХАЛе), у него «кашерный», то есть не позволяющий посылать и получать СМСки телефон, а если ему надо решить в разгар эпидемии, надевать ли маску, сколько гостей приглашать на семейное торжество или открывать ли школы, он спросит не Минздрав, а раввина, потому что именно так поступает настоящий еврей.

А тот еврей, которому не нравится перечисленное выше или хоть что-нибудь из приведенного выше списка, или еще что-то из установок или требований руководства ультраортодоксальных общин, — он антисемит.

Не имеет значения, кто он – русскоязычный репатриант, только с трапа самолета или, напротив, с 30-40-летним стажем жизни с стране. Светский еврей-сабра. Религиозный еврей, которому все это не нравится. Все они – антисемиты.

Лапид и его избиратели. Теперь – Беннет и его избиратели. Координатор по коронавирусу Рони Гамзу. 82-летний директор больницы. Все.

Ну, а что при таком раскладе экзальтированный русскоязычный неофит делит окружающих на СВЕТСКИХ и ЕВРЕЕВ – стоит ли удивляться?

Миф второй

А вот это уже – как у больших.

Руководство харедим в Израиле в точности усвоило и с успехом воспроизводит нарратив мусульман в Европе и афроамериканцев в Штатах. Нарратив угнетенного меньшинства, которое имеет право на неприкосновенность, экстерриториальность и госфинансирование, потому что – жертвам дискриминации положено.

А всякий, высказывающийся против требований этого меньшинства или каких-либо его организованных действий, – ксенофоб, хейтер и колониалист.

Сделайте очень простой эксперимент.

Замените терминологию в тексте, описывающем дискриминацию харедим в Израиле. Подставьте вместо светских «белые», вместо харедим «черные». Или «европейцы» и «мусульманские беженцы». Вы получите знакомый американцам и европейцам нарратив.

Во всех трех случаях, кстати, нарратив служит не меньшинству как таковому, а крайнему радикальному флангу (во всех перечисленных случаях) и авторитарному руководству, которому крайне важно держать общины под контролем (у мусульман и у харедим). Но это уже о другом.

А мы – об антисемитизме в Израиле.

Точнее – о мифе.

Монополизация иудаизма против евреев и Израиля

В израильском обществе идет спор. В данном случае – спор внутриеврейский.

На «русской» улице участники спора значительно меньше информированы, чем уроженцы страны. Но спор этот – тот же.

Спор о месте ультраортодоксальных общин в израильском обществе.

 О степени предоставляемой им экстерриториальности.

Об обязанности государства защищать интересы самих членов общин – например, их права на получение школьного образования или права обеспечить свою безопасность во время пандемии.

О службе в армии.

Об экономических приоритетах и дотациях.

А еще – о том, как в XXI веке должен выглядеть иудаизм.

И настойчивые попытки классифицировать ВСЕ позиции в этом споре, кроме полного и безоговорочного согласия с требованиями руководства ультраортодоксальных общин и с критериями наиболее радикального фланга, как антисемитизм, — это просто потрясающая по своей наглости манипуляция.

В Израиле нет и не может быть антисемитизма.

И антисемитов у нас под кроватью тоже нет.

Источник: http://www.isrageo.com/

26 ноября, 2020

Обсуждение статьи – на странице "МЫ ЗДЕСЬ – форум" в Facebook