Наши традиции

 

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА "БАМИДБАР",
СДВОЕННЫЙ РАЗДЕЛ "МАТОТ"-"МАСЕЭЙ"

Нахум ПУРЕР, Иерусалим

Двумя сегодняшними разделами "Матот" и "Масеэй" завершается чтение книги "Бамидбар", четвертой в Пятикнижии. Но откуда взялись сдвоенные разделы? Дело в том, что для соблюдения годичного цикла чтения Торы она поделена на разделы по числу недель в году. Однако число недель в еврейском году непостоянно, да к тому же некоторые субботы совпадают с праздниками, в которые полагается читать специальные отрывки из Торы. Поэтому недельных разделов оказывается, как правило, больше "необходимого", и чтобы завершить цикл точно в срок, к празднику Симхат-Тора, некоторые разделы приходится сдваивать.

В печатных изданиях каждая из пяти книг Хумаша разбита также на нумерованные главы. Их намного больше, чем недельных разделов. Например, в "Бамидбар" 36 глав, а те, в свою очередь, подразделяются на "стихи", точнее, предложения. При ссылке на ту или иную библейскую фразу принято указывать название книги, затем номер главы и стиха, например: Шмот, 24:10. Нумерация по главам появилась сравнительно недавно. Ее придумали христианские монахи в XIII веке. В пергаментных свитках Торы другие главы; их называют "паршиот птухот" (открытые главы) и "паршиот стумот" (закрытые главы) в зависимости от интервалов между текстовыми блоками. Это разделение существовало изначально; Моше-рабейну получил его по пророческим каналам, и с тех пор оно передается по цепочке поколений, от переписчика к переписчику.

В соответствии с другой традицией Пятикнижие делится не на 54, а на 154 недельных раздела. Этой традиции следовали в древности, когда цикл публичного чтения Торы занимал не один год, как сейчас, а целых три.

Содержание разделов

"Матот". Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев (см. раздел "Балак"). Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых мидьянитянок, виновных в совращении сынов Израиля и стремлении приобщить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят в Храм дары из золота. Колена Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их скота. Моше боится повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от руководителей этих двух колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль и лишь потом вернутся на восточный берег Иордана.

"Масеэй". Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут "колючками в глазах и шипами в боках ваших". Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить за этим коленом свои земельные наделы. Так заканчивается книга "Бамидбар".


Победить и умереть

"И говорил Б-г, обращаясь к Моше: "Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему" (31:1-2).

Указание Творца не оставляет места для надежды. Б-г велит Моше выступить против мидьян и затем подготовиться к смерти. Моше не возражает, не жалуется и не просит о снисхождении. Он немедленно приступает к делу: собирает армию, призывая в нее по тысяче человек от каждого колена. Командовать ею поручено Иеошуа бин-Нуну, преемнику Моше-рабейну; "комиссаром" или, если хотите, "военным священником" назначен коэн Пинхас, внук первосвященника Аарона, столь блистательно проявивший себя в истории с поклонением Баал-Пеору (см. разделы "Балак" и "Пинхас").

Евреи неохотно выполняли указания Моше, зная, что сразу после войны он "приобщится к народу своему". Им не хотелось терять любимого учителя и вождя. У самого пророка тоже вроде бы не было оснований торопиться, но он не медлил ни минуты. Комментаторы говорят, что затяжка с войной позволила бы ему прожить еще два-три года, но могла привести к жертвам среди еврейских ополченцев. Моше не мог пойти на такое. Жизнь евреев была ему дороже его собственной.

В счет будущих заслуг

Но почему Всевышний приказал Моше выступить только против Мидьяна, а не против других враждебных народов - Моава и Амона? Ведь они, обязанные евреям самим фактом своего существования (их отцы-основатели появились на свет от кровосмесительной связи племянника Авраама Лота со своими дочерьми), проявили черную неблагодарность и вероломство, отказав проходившим через их территорию еврейским странникам в еде и питье.

Моав и Амон - единственные две нации, которым Тора запрещает предлагать мир, а их мужчин нельзя обращать в иудаизм. Так в чем же дело? Почему Тора заповедует мстить только жителям Мидьяна за их стремление навязать евреям варварский, развратный культ Баал-Пеора, поголовно истребив все мужское население и всех взрослых женщин этой страны? Ведь Моав с Амоном не меньшие идолопоклонники.

Дело в том, что у этих двух народов есть, точнее, будут великие заслуги перед евреями. От Моава произойдет Рут, прабабка Давида, основателя нашей царской династии, которая со временем увенчается Машиахом, а злокозненный Амон подарит нам Нааму, праведную жену царя Шломо, родившую наследника династии Рехавама. Для Б-га не существуют пространство и время. Он может карать и вознаграждать целые народы не только за прошлые, но и за будущие деяния, сокрытые от людских глаз во мраке истории.

Баланс сил

"По тысяче из колена; от всех колен Израиля пошлите в ополчение" (31:4).

В оригинале этого стиха употребляется странное, на первый взгляд, удвоение: "Элеф ла-мате, элеф ла-мате..." - "Тысяча из колена, тысяча из колена...". О чем идет речь? Почему бы не сказать просто, как в русском переводе: "По тысяче из каждого колена"?

Комментаторы поясняют: на тысячу солдат от каждого колена, ушедших на войну с Мидьяном, другая тысяча из того же колена осталась в тылу, чтобы молиться за победу. Другими словами, на одного фронтовика приходился один "солдат-ешиботник", который обеспечивал в этом тандеме духовное прикрытие, непосредственно ходатайствуя перед Всевышним за успех своего партнера и всей армии.

Как видим, такая расстановка сил обеспечила полный успех: евреи наголову разгромили, уничтожили численно превосходящего врага и вернулись с огромными трофеями, без единой потери "в живой силе и технике".
Ни один еврейский солдат не должен впадать в иллюзию при оценке своих успехов. В древних и современных войнах победа достигается не "силой руки моей", а исключительно по воле Всевышнего. От нас требуется лишь одно: всегда и при любых условиях поддерживать стратегический баланс сил, сформулированный в Торе: "элеф ла-мате = элеф ла-мате".

Палка чудес

Рав Шломо-Йосеф Зевин проследил интересную связь между названиями разделов "Матот" и "Масеэй". Слово "мате" (множественное число - "матот") означает не только "колено" или "племя", но и "посох". Посох - неодушевленный, инертный предмет, обыкновенная палка. Отсеченный от дерева, он не может продолжать свой рост, из него не родятся листья и побеги. Он навсегда остается таким, как есть: статичным и неизменным, по существу, мертвым.

Слово "масеэй" (от глагола "путешествовать"), наоборот, обладает динамикой; в нем заложен потенциал развития, изменений. Для Торы весьма символично соседство этих слов "матот" и "масеэй". Ведь Б-г может "одушевлять" безжизненные предметы, например, заставить расцвести посох ("мате") Аарона, как было в разделе "Корах", или превратить этот посох в змею на приеме у фараона (книга "Шмот", глава "Ваэра").

Именно посох, безжизненная, инертная палка, стал грозным орудием Б-жественной воли в руках Моше, которым пророк творил грандиозные чудеса и знамения при Исходе из Египта. Посохом ("мате") он рассек Красное море, открыв евреям путь к свободе и долгим скитаниям ("масеэй") по дорогам истории.

(По материалам "Еврейского камертона",
приложения к газете "Новости недели")

Вернуться на главную страницу


НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА "БАМИДБАР", РАЗДЕЛ "ПИНХАС"

Нахум ПУРЕР, Иерусалим

Содержание раздела

Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за публичные развратные действия в Шатре Откровения, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Всевышнего и получил от Него в награду "союз мира". Б-г велит "преследовать и разгромить мидьянитян", пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек - чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается указаниями о субботних и праздничных жертвоприношениях в Храме.


Награда за убийство

"Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них… Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира…" (25:11-12).

Почему в тексте Десяти заповедей употребляется обращение в единственном числе: "Не убей. Чти отца и мать. Соблюдай субботу"? Ведь Тора была дана одновременно сотням тысяч людей.

Это сделано для того, чтобы каждый из нас чувствовал, будто он сам, лично получал Тору и несет персональную ответственность за выполнение ее законов, независимо от поведения других.

В повседневной жизни мы подспудно стремимся быть, как все, действовать в соответствии с "общепринятыми" нормами, не выламываться из стройных рядов. Если Рабинович жертвует сто долларов в месяц, то почему я должен давать больше? Я что религиознее Рабиновича? Десять заповедей для того и написаны в единственном числе, чтобы научить нас не смотреть на то, что делают или не делают другие.

В сегодняшнем разделе мы узнаем о завершении истории с поклонением мидьянскому идолу Баал-Пеору и убийством Зимри, предводителя колена Шимона, посмевшего осквернить блудом Шатер Откровения. Пинхас, внук первосвященника Аарона, видел, как его дед и Моше вместе с семьюдесятью уважаемыми старейшинами и всем народом безучастно взирали на публичный разврат в самом святом месте. Они лишь плакали, но бездействовали. Пинхас мог подумать, как, наверняка, думали многие другие в тот момент: "Никто и пальцем не шевельнет, чтобы остановить этого злодея. Зачем же мне высовываться? Да и что я могу сделать?"

Тем не менее, он взял копье и, не размышляя, не оглядываясь на других и не испрашивая разрешения у более высоких авторитетов, "пронзил из обоих, израильтянина и женщину ту, во чрево ее". Вот почему Тора пишет, что Пинхас "возревновал за СВОЕГО Б-га". Ревнитель Пинхас действовал так, как будто Всевышний был его персональным Б-гом и кроме него никто другой не мог вступиться за честь Творца и отвести Его гнев от грешного народа.

В награду Пинхас получил от Б-га "брит шалом" - "союз мира". Не странно ли: двойное убийство вознаграждается миром? На самом деле, еврейское слово "шалом" - это не только мир в общепринятом значении, как отсутствие войны и насилия. Шалом означает также совершенство, гармонию, целостность ("шалем"). Без этого не может быть настоящего мира. Полное совершенство бывает только одно - Б-жественное совершенство. Значит, и мир возможен только один: мир от Всевышнего, ибо, как сказано в молитве "Шмоне-эсре", только Тот, "Кто устанавливает мир в Своих высотах, пошлет мир нам и всему Израилю".

Мир нельзя путать с умиротворением. Стремление умиротворить злодея, потакание его требованиям лишь распаляет захватнические аппетиты и не дает настоящего мира. С другой стороны, экстраординарный поступок, лишенный чистых побуждений, может вылиться в преступление. Вот почему в Торе сказано, что Пинхас действовал "за своего Б-га": он стремился лишь к исполнению воли Творца без всяких личных мотивов, за что и получил "союз мира".

Обратите внимание: в слове "шалом" (стих 12) буква "вав" как бы рассечена надвое. Так ее пишут во всех свитках Торы. Эта буква внешне похожа на человека. Дети рисуют человечков в виде прямой вертикальной черты. Числовое значение буквы "вав" - 6: человек был создан в шестой день Творения. Сломанная "вав" напоминает о смирении перед Б-гом, об осознании своего несовершенства. Только с таким душевным настроем можно приблизиться к Всевышнему, удостоиться, как Пинхас, Его "мирного союза". Как сказал ребе из Коцка: "Нет ничего более цельного, чем разбитое сердце".

Кроме "союза мира" Пинхас удостоился также "вечного священнослужения", хотя формально должность коэна ему не полагалась. Он прожил много лет, пережив все свое поколение, включая Иегошуа бин-Нуна, преемника Моше. Пинхасу довелось служить в Шатре откровения в Шило во время трагической истории с "наложницей из Гивы" (см. Книгу Судей 20:28). Еще мудрецы говорят, что Пинхас - это пророк Элиягу, который живым вознесся на небо и которому суждено в конце дней возвестить о приходе Машиаха. В их судьбах много общих черт. Оба яростно защищали честь Б-га и за это подверглись резкому осуждению со стороны "миролюбивой общественности".

От траура к веселью

Раздел "Пинхас" почти всегда читают в трехнедельный период траура по разрушенному Храму между двумя постами: 17 тамуза и 9 ава. Он проходит как бы пограничной чертой между грехами поколения пустыни (Золотой телец, грех разведчиков, бунт Кораха и др.) и подготовкой их родившихся в пустыне детей к вступлению в Эрец Исраэль.

В этом разделе выделяются два "героических" эпизода: поступок Пинхаса и инициатива дочерей Цлафхада, благодаря которым был уточнен закон о наследовании. Почти за 40 лет до этого два миллиона евреев молча наблюдали языческие оргии в честь Золотого тельца. В этом преступлении участвовало всего три тысячи зачинщиков, но никто не отважился их остановить. Подвиг Пинхаса символизирует "тикун", исправление того греха. Трагедии, выпавшие в разные эпохи на 17 тамуза, это, по существу, Б-жественные кары за наши грехи (например, в этот день Моше разбил Скрижали Завета при виде вакханалии поклонения Золотому тельцу).

Раздел "Пинхас" дает пример искупления грехов и примирения с Б-гом.
Дочери Цлафхада проявили похвальное рвение и любовь к Эрец Исраэль. Мидраш утверждает, что эти пять молодых женщин нейтрализовали грех десяти мужчин-разведчиков, которые также за 40 лет до событий, описанных в разделе "Пинхас", деморализовали своим клеветническим отчетом весь народ, помешав ему выполнить указание Всевышнего - войти в Землю обетованную. Евреи плакали над отчетом разведчиков девятого ава, и в наказание за их преступное безверие этот день стал днем плача для всех поколений, днем разрушения двух иерусалимских Храмов, Первого и Второго.

Читая раздел "Пинхас", мы отвергаем поведение разведчиков и одобряем решительность дочерей Цлафхада. Таков наш вклад в исправление своей коллективной судьбы.

Нынешний раздел - один из двух, содержащих указания обо всех "моадим" - праздниках и субботах, заповеданных Торой (второй такой раздел - "Эмор" в книге "Ваикра".) Но почему именно в эти скорбные дни нам выпало читать о веселых праздниках Песах, Шавуот и Суккот?

Мудрецы отвечают: в будущем, когда еврейский народ удостоится полного избавления, 17 тамуза будет отмечаться как первый день большого многодневного праздника, завершающегося 9 ава. Двадцать дней между двумя нынешними постами станут полупраздничными - подобно пасхальной неделе и осенним дням Суккота. Поэтому, когда мы читаем раздел "Пинхас" со всеми приведенными в нем деталями праздничных жертвоприношений в Храме, гибель которого мы сегодня оплакиваем, в наших сердцах возрождается надежда на скорое духовное возрождение еврейского народа и его окончательное освобождение от всех врагов. Возвестил пророк Йермиягу: "Превращу ваш траур в веселье".

(По материалам "Еврейского камертона",
приложения к газете "Новости недели")

Вернуться на главную страницу


НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА "БАМИДБАР", РАЗДЕЛ "БАЛАК"

Нахум ПУРЕР, Иерусалим

Содержание раздела

Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему произносить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за "упрямство". После третьей задержки "Б-г отверз уста ослицы". Ослица стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона коэн Пинхас убил их обоих копьем, после чего прекратился мор, унесший 24 тысячи жизней.


Репортаж из-за линии фронта

"А теперь прошу, пойди и прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня!" (22:6)

Раздел "Балак" занимает особое место в Торе. Перед нами, фактически, разведывательный отчет о происходящем "за линией фронта", в стане наших врагов. Главные герои раздела, моавитянский царь Балак и мидьянский чародей Билам, хотят погубить еврейский народ, который после сорока лет блужданий в пустыне приблизился к границам Земли Обетованной.

Тора учит нас жизни не только на примере наших великих предков, героев древности: праотцев и праматерей, Йосефа и его братьев, Моше и Аарона. Мы многое узнаем из нее и о наших ненавистниках: Лаване, Эсаве, фараоне, об их психологии и образе мышления.

На протяжении веков евреям противостояли самые разные враги, каждому из которых можно подобрать аналог в Торе. К врагам нельзя относиться пренебрежительно, их нельзя недооценивать. Их надо знать, чтобы уметь срывать их замыслы. Тора помогает нам в этом.

Балак боялся не столько военных побед евреев, сколько тех новых идей, которые они несли в мир после Синайского Откровения. Он решил уничтожить их не мечом, а излюбленным оружием самих евреев - словом, и для этого обратился за помощью к лучшему знатоку оккультистских наук, философу и чародею Биламу (в русской традиции - Валаам), в прошлом советнику фараона по еврейским вопросам. Билам славился умением использовать краткие, почти неуловимые мгновения Б-жественного гнева и направлять их в виде проклятий на своих жертв. Проклятия действовали безотказно.

Однако в этот раз его ждала неудача. Б-г закрыл каналы небесного суда, и из уст Билама вырывались лишь одни благословения в адрес евреев. Провал злодейского замысла был предрешен, ибо голос - оружие евреев, а сила потомков Эсава, к которым принадлежал и Билам, заключена в их руках: "Голос - голос Яакова, а руки - руки Эсава". Историческое противостояние Израиля (сынов Яакова) и других народов (потомков Эсава, носителей римско-христианской культуры) отражено в непрекращающейся борьбе между силой голоса и силой рук.

За то, что Билам хотел проклясть еврейский народ, узурпируя его силу голоса, он получил наказание по принципу "мера за меру". Спустя некоторое время после событий, описанных в этом разделе, Билам был сражен еврейским мечом.

"Инъекция" духа в материю

"И отверз Б-г уста ослицы, и сказала она Биламу: "Что сделала я тебе, что ты бил меня три раза?" (22:28).

Тема голоса возникает также в эпизоде с "валаамовой" ослицей. Билам едет на ней к Балаку, чтобы вопреки желанию Всевышнего проклясть евреев. В пути перед ним трижды вырастает ангел с обнаженным мечом (предостережение и намек на его грядущую гибель от меча). Ослица останавливается, но Билам не видит препятствия и яростно бьет ее палкой, требуя, чтобы она продолжала путь. "И отверз Б-г уста ослицы...".

Почему ослица заговорила в тот момент человеческим голосом? Не только чтобы открыть глаза Биламу. Человек отличается от животных умением говорить. В еврейской традиции употребляется выражение "человек говорящий", а не "человек разумный", как в биологической науке (ведь далеко не каждого "говорящего" человека можно назвать "разумным"). Именно речь, умение говорить, выражать словами свои мысли и желания стали непреодолимым барьером, отделяющим людей от животных.

Но речь дана людям не для пустословия, а для духовного возвышения физического мира, для "инъекции" духа в материю. Рассказывая о создании первого человека, Тора сообщает, что Б-г "вдохнул дух жизни в его ноздри". В классическом переводе на арамейский язык ("Таргум Онкелос") эта фраза звучит несколько иначе: "Он вдохнул дух речи в его ноздри". В иврите слово "давар" имеет два значения: "слово" и "вещь". Речь связывает мир вещей и мир духовности.

Когда человек использует силу речи, которой его наделил Всевышний, для усиления духовного влияния в материальном пространстве, он выполняет тем самым свою главную задачу: укрепляет "дух речи" в себе, возвышает себя и окружающий мир. Но если он использует речь во зло, если из его уст исходят лишь сплетни, клевета и проклятия, все, что называется "лашон а-ра", "злой язык", он сам превращается в говорящего осла.

Всё на продажу

"И прилепился Израиль к Бааль-Пеору, и разгневался Б-г на Израиль" (25:3).

Не добившись результата с проклятиями, Билам нашел другой способ навредить евреям. Он посоветовал Балаку склонить их к греху, к прелюбодеянию с моавитянскими женщинами. Билам знал, что евреям предназначено быть святым народом и что их аморальное, распутное поведение спровоцирует Б-жественный гнев без всяких проклятий извне.

Однако моавитянки заломили высокую цену за свои услуги. Они потребовали от евреев, чтобы те участвовали в разнузданных оргиях в честь их божества по имени Бааль-Пеор. Ритуал поклонения Бааль-Пеору выглядел отталкивающе: моавитяне ели чечевицу с пивом, а затем отправляли свои естественные надобности прямо перед идолом. Считалось, что чем грязнее, отвратительнее ведет себя почитатель Бааль-Пеора, тем больше похвального рвения он проявляет.

Как мог столь ужасный культ привлечь евреев? Для некоторых это была всего лишь вынужденная плата за сексуальные услуги. Но большинство, как ни странно, стали ревностными "хасидами" Бааль-Пеора.

Почему? Прежде задать этот вопрос, оглянитесь вокруг. Что проповедует современное западное общество? Свободу! Свободу от всех комплексов. Свободу от личного долга и от личной вины. Средства информации приглашают нас отбросить все условности, накопленные цивилизацией за многие века. Нам совершенно нечего стыдиться. Гомосексуализм объявлен делом личного выбора. Беспорядочные половые связи - норма и даже знак чести. Нагота, убеждают нас апологеты новой "морали", вовсе не повод для смущения. Ведь человеческое тело - естественный продукт эволюции, а значит и стыд тут неуместен.

Вот только до отправления естественных нужд в общественных местах мы еще не дошли и скотоложство пока не узаконили, хотя при нынешних темпах нравственного одичания и сей этап не за горами.

Оказывается, между эпохой поклонения Бааль-Пеору и нынешней борьбой за "свободу" с их "парадами гордости" не такая уж большая дистанция. Суть религиозного культа, которым моавитянки совратили евреев, "отставших от прогресса" за сорок лет блуждания в пустыне, заключалась в той же самой вседозволенности. Цель - сломать все барьеры, преодолеть все условности и приличия. Все наружу! Все на продажу! Что естественно - то не стыдно!

Воистину прав был мудрый царь Шломо, сказавший в книге "Коэлет" ("Экклезиаст"): "Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем".

(По материалам "Еврейского камертона",
приложения к газете "Новости недели")

Мнение

Религия - не расизм

Овадья ШОХЕР, Иерусалим

Бен Гурион возглавлял борьбу подчиненной ему еврейской боевой организации Хагана с еврейскими же боевыми организациями ЭЦЕЛ и ЛЕХИ. Он поощрял еврейских солдат изгонять арабов из своих домов и эмигрировать за пределы Палестины в 1948 году. Моше Даян и левые, которые ему наследовали, выступали против аннексии Иудеи и Самарии - под предлогом, что Израилю не нужно столько арабов. Еврейское государство для Моше Даяна было более важным, чем еврейская земля. В наши политкорректные времена Ольмерт и мэр Иерусалима Луполянский осуждают и пытаются ограничить рост арабского присутствия в Иерусалиме. Израиль стимулирует арабов к эмиграции из страны. Малое число желающих перейти в иудаизм среди иммигрантов - славян, заставляет министерство абсорбции продвигать проекты признания неортодоксального гиюра. Правила этого "гиюра" не более сложны, чем переход в ислам (для чего нужно всего-навсего произнести "Нет бога кроме Аллаха и Мохаммед - пророк его").
Израиль хочет оставаться еврейским государством, но вынужден считаться с большим количеством проживающих здесь неевреев.
Умеренно религиозные евреи и их атеистические лидеры хотят избавить страну от неевреев по простой причине - жить без евреев в еврейском государстве куда комфортнее. Столетия преследований не оставили у евреев сомнений в их отличии от других народов и имманентно присущем этим народам антисемитизме. Жить с чужаками не хочет никто - тем более, если эти чужаки тебя ненавидят.
Присутствие большого числа неевреев лишает Израиль смысла существования как еврейского государства. В таком случае вместо того, чтобы страдать за Израиль, еврей предпочтет жить в тихой Канаде.
Политика, основанная на поддержании и развитии высокого уровня национального самосознания, не находит поддержки в нашем мире политкорректности.
Международное давление склоняет Израиль отказаться от Закона о возвращении, согласно которому право на репатриацию имеют лишь евреи и их - увы - родственники.
Левые пытаются дать арабам те же права. Левацкий Верховный суд, в конце концов, согласится с такими требованиями.
Еврейский характер Государства Израиль можно сохранить, лишь возвратившись к религиозным корням. Политически корректное государство не должно быть еврейским, но может быть иудейским, подобно тому, как Ватикан официально является католическим государством, а множество арабских стран - исламскими.
Минимальные требования по соблюдению субботы, соблюдение законов кашрута; улицы израильских городов без педерастов, зоофилов и прочих извращенцев - всё это сделает Израиль еврейским государством, при этом пресловутое западное общественное мнение ничего возразить не сможет.

Вернуться на главную страницу


НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА "БАМИДБАР", РАЗДЕЛ "ХУКАТ"

Нахум ПУРЕР, Иерусалим

Содержание раздела

Тора сообщает закон об использовании пепла красной коровы ("пара адума") для ритуального очищения людей, находившихся в контакте с мертвым телом. В сороковой год после Исхода умирает сестра Моше, пророчица Мирьям, благодаря которой евреев сопровождал в странствиях неиссякающий колодец с питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? Отвечая на молитву Моше и Аарона, Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и "попросить" у нее воды. Однако Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из нее бьет мощный фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и его брата права на вступление в Эрец-Исраэль за то, что они "не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля". Евреи вынуждены идти в Эрец-Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешил им пройти через свою страну, угрожая войной. На горе Гор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает своего первосвященника и миротворца. Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев; тогда Моше приказывает начать войну с эмореями. Евреи побеждают и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.

Вино для кидуша

Еще сравнительно недавно среди евреев встречались заурядные на вид люди, которые, попав в экстремальную ситуацию, проявляли феноменальную духовную силу и стойкость. Сейчас таких не встретишь.

В годы Второй мировой войны сотни евреев рисковали и даже жертвовали своей жизнью ради выполнения заповедей Торы. Мы знаем, что в гетто, созданных нацистами в оккупированных странах Восточной Европы, продолжали действовать подпольные иешивы и хедеры, что узники лагерей смерти шли на смертельный риск, чтобы добыть немного муки для выпечки мацы к Песаху, и многие, несмотря на предельное истощение, постились в Йом-Кипур. Одним из таких титанов духа был рабби Шмуэль-Давид Унгар. Слава о его праведности и учености распространилась далеко за пределы его родной Словакии.

В начале 1944 года, стремясь избежать депортации в Освенцим, рабби Унгар укрылся в лесных зарослях в окрестностях городка Нитра. Он мучительно страдал от голода, заметно ослаб, но решительно отказывался идти на компромиссы в соблюдении законов Торы. Однажды рабби Унгара разыскал один из его учеников; он принес немного винограда (Б-г весть, где он достал его) и буквально умолял учителя съесть эти свежие ягоды. Но рабби Унгар ответил: "Как я могу есть их сейчас?! У меня тогда не будет вина для субботнего кидуша. Может ли еврей наслаждаться виноградом, если у него нет вина для освящения ближайшего шаббата?!"

С наступлением зимы его здоровье резко ухудшилось. Но, несмотря на снегопады и лютый холод, он продолжал самозабвенно изучать Тору в своем лесном убежище. Рабби Унгар не дожил всего нескольких дней до капитуляции нацистской Германии.

Кипит наш разум возмущенный

"Вот закон об Учении, который повелел Б-г изложить…" (19:2).

Сегодняшний раздел, в начале которого излагаются законы ритуальной чистоты и использования для этой цели пепла красной коровы, открывается словами: "Зот хукат а-Тора" - "Вот закон об Учении". Поясняя их значение применительно к религиозным заповедям, не имеющим логического обоснования (на иврите: "хок"), РАШИ пишет: "Сатан и народы мира насмехаются над сынами Израиля, говоря: "Что это за мицва и какова ее причина?" Поэтому, говорит Б-г, она (мицва) представлена в виде "хока", Моего постановления, и нет у вас права ставить ее под сомнение".

Обратите внимание, РАШИ упоминает двух насмешников. С "народами мира" все понятно. Но кто такой Сатан или, говоря по-русски, дьявол? Согласно традиции, это наш "йецер а-ра", дурное побуждение, личная склонность к греху и отрицанию Б-жественной мудрости. Этот внутренний голос "интеллектуально" убеждает нас: "Ну, хорошо, отдыхать в седьмой день разумно, обрезание - вещь медицински полезная, свинину есть вредно. Но почему я не могу щелкнуть выключателем в шаббат? К чему жертвоприношения? Мракобесие какое-то. И этот пепел красной коровы. От чего он очищает? Что за глупости!"

Сатан атакует не всеми признанные, "общечеловеческие" заповеди, понятные нашему разуму, например, "люби ближнего, как самого себя", а "хуким", те законы, которые невозможно логически разъяснить.

Человек стремится понять окружающий его мир. То, что ему непонятно, он инстинктивно отталкивает. Принимая Тору у горы Синай, мы поклялись: "Наасе венишма" - Сделаем и услышим. Некоторые понимают этот девиз так: делать, конечно, важно, но обязательно с пониманием. Подразумевается, что мы должны понять все. А если что-то остается непонятым, значит, это неправильно или необязательно?

Феномен красной коровы, "пара адума", который Тора называет "законом об Учении", дает нам ответ на этот сложный философский вопрос. Нет, не все в мире должно быть логичным. Наша вселенная - не часовой механизм, который можно разобрать до винтика. Мы вовсе не обязаны все понимать. Мы выполняем заповеди, все заповеди, без отбора (эта заповедь "хорошая", а эта "бессмысленная" или "устаревшая"), потому что Б-г дал их нам через Свою Тору, потому что это законы нашей жизни и мироздания, потому что это высшая, хотя и не всегда доступная разуму правда.

Нашему поколению особенно трудно понять эту истину. В прежние времена евреи выполняли мицвот без вопросов "почему?" Многие вообще избегали этого вопроса, даже когда он был уместен. Считалось, что знание причины уводит человека от чистой, искренней веры. Наш век - век "почемучек". Мы стремимся во всем докопаться до корней, а если какая-то тайна остается неразгаданной, мы ее просто игнорируем. Впервые обращаясь к иудаизму, особенно, в зрелом возрасте, мы, бывшие советские евреи, требуем объяснений: почему это, почему то? Любознательность и заведомый скепсис, конечно, хороши и часто необходимы, во всяком случае, так мы воспитаны, так нас приучили жить, но иногда они мешают почувствовать дух нашей древней традиции, оторваться от материального мировоззрения.

Наверное, поэтому мы считаем героями борцов Варшавского гетто, погибавших с оружием в руках, а праведники, которые, стоя на краю гибели, вовсе не думали о сопротивлении и спасении жизни, а жертвовали ею ради соблюдения "ритуала", кажутся нам в лучшем случае чудаками, людьми не от мира сего. Их мужественная преданность Торе и Б-гу недоступны нашему восприятию, мы не способны ее оценить.

Талмуд (трактат "Кедушин") рассказывает об одном нееврее по имени Дама бен Несина, у которого был драгоценный камень редкостной красоты. Как раз такого самоцвета не хватало в нагруднике, входившем в комплект одежд Первосвященника иерусалимского Храма. К Даме бен Несине пришли еврейские мудрецы и предложили ему высокую плату за этот камень. Но тот отказался, поскольку ключ от сейфа, где лежала драгоценность, находился под подушкой, на которой спал в это время его отец. Дама бен Несина не хотел будить старика, даже если бы ему предложили все сокровища мира.

В награду за такое самоотверженное почитание отца Дама бен Несина удостоился того, что в его стаде родилась красная корова, редкостная по тем временам (а затем и вовсе исчезнувшая) масть. Мудрецы купили у него эту корову за ту же сумму, которой он пренебрег ради спокойствия своего отца.

Мы знаем, что в мире нет ничего случайного, и каждый поступок, хороший и плохой, откликается нам по принципу "мера за меру". Почему же Дама бен Несина был вознагражден таким странным образом: красной коровой?
Задача еврейского народа быть "нацией священников и святым народом", выделяться своим образцовым, высокоморальным поведением. Поэтому, когда нееврей Дама бен Несина проявил такое самопожертвование ради своего отца, в Небесный суд поступило обвинение против евреев: вот смотрите, перед вами нееврей, выполняющий заповедь почитания родителей, по крайней мере, не менее ревностно, чем евреи. Чем же евреи лучше других? В чем их похвальное отличие?

И тогда мудрецы привели красную корову из стада Дамы бен Несины. Тем самым они показали, что хотя Дама бен Несина способен отдать целое состояние за мицву, диктуемую логикой, еврейский народ готов идти еще дальше: жертвовать всем, самой жизнью ради заповедей, необъяснимых с позиции простой логики, лишь потому, что это воля Творца.

Одинокий слабый еврей замерзает в заснеженных лесах Словакии. Здравый смысл требует от него съесть виноград и забыть о шаббате. Но он пренебрегает настойчивыми требованиями своего голодного желудка, вообще не замечает их. Этот человек обладает огромной силой. Ему подвластны миры. Ни за какие сокровища, ни даже во имя собственной жизни он не упустит возможность освятить День Субботний и Того, Кто создал шаббат и этот огромный мир.

(По материалам "Еврейского камертона",
приложения к газете "Новости недели")

Вернуться на главную страницу


НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА "БАМИДБАР", РАЗДЕЛ "КОРАХ"

Нахум ПУРЕР, Иерусалим

Содержание раздела

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против Моше и Аарона. Бунт был подавлен чудесным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха и его сообщников. Многие евреи, поддержавшие бунт Кораха, хотели отомстить Моше, но среди них начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата Б-г прекратил массовую казнь, унесшую 14700 жизней. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Шатре Откровения посохи с именами колен Израиля. Наутро посох колена Леви, на котором значилось имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им в качестве служителей Храма, а Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Коэны не могут владеть землей; их материальные нужды должны обеспечивать другие колена за счет десятин и других отчислений. Приведены законы о первых плодах урожая, выкупе первенцев и других приношениях.

Бунт, которому нет оправдания

"И столпились они вокруг Моше и Аарона, и сказали им: "Полно вам! Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!" (16:3).

Когда читаешь главы, в которых рассказывается об Исходе и пребывании сынов Израиля в пустыне, невольно думаешь, что евреи только и делали, что бунтовали против Б-га и своего лидера Моше с перерывами на получение Торы и строительство переносного Храма. Действительно, в книге "Шмот" и в начале "Бамидбар" мы узнаем о трех крупных смутах - поклонении Золотому тельцу, отказе есть манну (ностальгии по египетским "горшкам с мясом") и грехе разведчиков, не считая мелких волнений и недовольств.

У некоторых может сложиться превратное мнение, что поколение Исхода не доросло духовно до своей грандиозной исторической миссии, что вот если бы мы были на их месте, то смотрели бы Моше в рот и исполняли все его указания, а бунтовать ни-ни. А те как были рабами, так ими и остались.

На самом деле, поколение Исхода и дарования Торы стояло на высочайшем уровне духовности. Еще в египетском рабстве оно проявило стойкость, пережив частичный геноцид (указ фараона об истреблении новорожденных еврейских мальчиков) и соблазны ассимиляции. Когда Моше призвал их бежать в пустыню, всем вместе, с детьми, стариками и движимым имуществом, они беспрекословно отправились за ним в неизвестность, рискуя самой жизнью. (На самом деле в Исходе участвовала лишь пятая часть евреев; остальные предпочли не ввязываться в "авантюру" и остались в Египте. Тем большего уважения заслуживают смельчаки, ушедшие в пустыню.)

При переходе через Красное море евреи удостоились такого Б-жественного озарения, что, по словам мудрецов Талмуда, "раа шивха ба-ям ше-ло раа Ехезкель бен Бузи": служанка поколения Исхода видела на Красном море больше, чем видел в своих пророчествах Йехезкель, один из величайших пророков истории.
Евреи с восторгом приняли Тору, произнеся магическую клятву верности Б-гу: "Наасе венишма - сделаем и услышим". Их не зря называют "поколением знания". Все бунты, о которых шла речь в предыдущих и этом разделах, произошли в первый год после Исхода, в самый болезненный период становления нации и привыкания к новым, прямо скажем, противоестественным условиям жизни в пустыне, в состоянии неопределенности, страха, отсутствия привычных условий оседлой жизни.

Последний, сороковой год, когда евреи готовились вступить в Эрец-Исраэль, тоже выдался неспокойным: волнения у "Вод раздора", поклонение идолу Бааль-Пеору и т.д. Зато остальные 38 лет скитаний сыны Израиля вели себя образцово: не ссорились, не капризничали, не бунтовали. Освобожденные от всех материальных забот, от бытовой "текучки", они вели исключительно духовный образ жизни: наслаждались близостью Творца и учили Тору из уст ее величайшего знатока Моше-рабейну.

К бунтам первого года тоже нельзя подходить с нашими привычными мерками. Да, евреи грешили, но эти грехи были, если можно так выразиться, очень высокой пробы, и их практически невозможно было избежать в тех условиях. Каждый из нас, будь он там, наверняка оказался бы среди бунтовщиков. Вступаясь за свой народ перед Всевышним, Моше всегда находил убедительные оправдания их действиям и неизменно добивался прощения у Б-га.

В истории с Золотым тельцом он утверждал, что в намерения евреев не входило идолопоклонство, что они лишь пытались получить нового предводителя, когда решили, что Моше погиб или оставил их одних. Мяса, а также "рыбу, которую ели в Египте даром (помните "рыбные дни" в Союзе), огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок" они требовали, потому что невозможно сорок лет питаться одной манной, прекрасной пищей, но готовой, "синтезированной", напоминающей таблетки "Герболайф". Любому человеку хочется настоящей пищи, горячей, с ароматом, разрезать бифштекс ножом и вилкой, очистить апельсин или банан, или просто умять горбушку с соленым огурцом... Говорят, даже космонавтам тюбики с пюре заменяют полноценными блюдами. А тут целую жизнь на одной манне небесной. Изо дня в день, из года в год. Поневоле взбунтуешься.

Наконец, с Эрец-Исраэль вышла заминка, потому что разведчики и народ боялись оказаться недостойными святости этой земли. Они опасались, что им не хватит заслуг отвоевать ее у местных жителей-великанов. К тому же в пустыне они жили, как в пятизвездочном отеле: все их потребности удовлетворялись, никаких забот, знай только себе расти духовно, блаженствуй под лучами Шехины, Б-жественного Присутствия, и учи Тору, получай высшее интеллектуальное наслаждение.

С приходом в Эрец-Исраэль такая идиллия кончилась бы. Когда возвращаешься домой с курорта, тебя тут же охватывают повседневные заботы и проблемы: надо завоевывать страну, потом делить ее между коленами, да так, чтобы обошлось без обид и претензий, затем строить, пахать и сеять, - короче осваивать. Не лучше ли оставаться в пустыне, на всем готовом, духовненьком? Нельзя ли обойтись без прозы жизни?

Короче, все перечисленные бунты можно было оправдать и в конечном итоге простить, что и сделал Всевышний. Гораздо сложнее обстояло дело с бунтом Кораха, описанном в сегодняшнем разделе. В его основе лежали не объективные трудности роста, а личные амбиции, неудовлетворенное тщеславие кучки людей, личный и групповой эгоизм.

Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, человек умный, богатый и уважаемый, пытался осуществить "дворцовый переворот". На бунт он подбил еще двести пятьдесят человек, "вождей общества", жонглируя дешевыми, популистскими лозунгами, обвиняя сыновей своего дяди Амрама в узурпации власти и ее злоупотреблении: "Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!" Иными словами, долой диктатуру, даешь демократию!

Моше пытался решить конфликт мирным путем. Он сразу дал понять, что бунт направлен не столько против него лично, сколько против воли Творца, чьим назначенцем он является, что власть и функции в колене Леви, к которому принадлежал сам Корах, были распределены по указанию Свыше, поэтому требовать изменений глупо, преступно и, значит, опасно.

Увещевания не помогли, смутьяны шли до конца. В результате они понесли страшное наказание. Кораха и его ближайших сообщников с семьями живьем поглотила разверзшаяся земля, а других бунтовщиков уничтожил сошедший с неба огонь. Сверхъестественный характер казней не оставлял сомнений в том, Кто стоит за ними. Но гнев Всевышнего поразил не только участников заговора. Лишь решительное вмешательство Аарона остановило мгновенно вспыхнувшую массовую эпидемию, грозившую истребить весь "избранный народ".

А теперь сравните. Золотой телец обошелся евреям в три тысячи жертв. Погибли только зачинщики; народ был, в целом, прощен. За грех разведчиков были казнены только они сами - десять из двенадцати. Народ и в этот раз уцелел, несмотря на плач и отказ идти в Эрец-Исраэль. Массовая поддержка бунта, устроенного Корахом, привела к повальному мору и гибели 14 700 человек. Могло быть и хуже.

Комментаторы выводят из этого чрезвычайно важный для нас урок. Б-г охотнее прощает грехи, совершенные против Него, чем против других людей. Корах не был атеистом; он признавал и почитал Творца, но был несправедлив к Моше, и за это не только сам погиб, но и чуть не погубил весь народ. Такова цена внутренних распрей. Вспомним, что Второй Храм был разрушен не потому, что евреи плохо соблюдали заповеди, а из-за их беспричинной ненависти друг к другу.

(По материалам "Еврейского камертона",
приложения к газете "Новости недели")

Прошу ответить

Откуда взялась жена Авеля?

Уважаемый редактор! Нельзя ли сделать так, чтобы комментаторы Торы отвечали не на собственные вопросы, а на вопросы читателей газеты? Это повысит интерес к публикациям о Торе. Для начала предлагаю два вопроса.
1. Как известно, у Адама и Евы было 3 сына, Каин, Гевель и через много лет - Шет. До рождения третьего сына Каин устроил первый геноцид, убил Гевеля, чем уничтожил 25% населения. Затем женился. Откуда взялась его жена, если у Адама и Евы были только сыновья?
2. Размеры Ноева ковчега, если считать, что 1 локоть - 0,5 м, таковы: длина - 150 м., ширина - 25 м., высота - 15 м. То-есть корабль довольно большой, хоть и меньше линкора. На корабль поднялись Ной с женой, три их сына с жёнами и всякой твари по паре. Как удалось Ною заманить на ковчег льва вместе со львицей и тигра вместе с тигрицей? Как он доставил на свой ковчег пингвинов из Антарктиды, кенгуру из Австралии и белых медведей с Новой Земли?Как ему удалось изловить всех птиц от страуса до колибри, если даже курицу, которая клюёт зерно в вашем дворе, поймать весьма проблематично. Мамонты, слоны, носороги и бегемоты - это пассажиры большие и тяжелые, но ведь и остальных очень много, хотя они и меньше по весу и размерам. Скажем, лошадь. Нужно было разместить и пони, и будущего немецкого битюга, и будущую кавалерийскую лошадь для Буденного, и зебру, и будущую лошадь Пржевальского. Трудно поверить, но современной зоологии известно более 150 пород лошадей. Или раньше была только одна? И так - для всех остальных тварей. Плюс к этому, еда для людей и корм для тварей. И вода. Они же не могли пить морскую воду. В Торе говорится, что усиливалась вода на земле 150 дней, а потом она медленно убывала и в 1-й день десятого месяца показались вершины гор. То-есть продовольствия и воды нужно было много. А хищники должны были есть травоядных, которым до поры до времени тоже нужны трава или сено. Сегодня на земле нет такого зоопарка, который мог бы сказать, что у него есть всякой твари по паре. А если бы он был, каковы были бы его размеры? Кроме того, могли ли 8 человек, находящихся на ковчеге, 9 месяцев кормить и поить всех животных и птиц, которые там находились, если там было всякой твари по паре. и производить уборку помещений, в которых они пережидали потоп? Каким было водоизмещение ковчега?
Если у Вас в поле зрения есть раввин, умеющий отвечать на провокационные вопросы, нужно попросить его, чтобы он раз в неделю-две отвечал на 1-2 вопроса. Если же такого рава нет, тогда стоит опубликовать этот текст на Вашем сайте. Я уверен, что среди участников форума, есть много знатоков Торы, которые сочтут своим долгом просветить таких бестолковых и малограмотных читателей, как я.
С уважением,

Тимур БОЯРСКИЙ, Петах-Тиква


По просьбе редакции "МЗ" на вопросы читателя отвечает ведущий рубрики "Наши традиции" Нахум Пурер

Откуда взялась жена у Каина?
- Согласно комментарию РАШИ, выведенному из анализа текста Торы, вместе с Каином родилась его сестра-близнец, а с Авелем родились даже две девочки. Так что хватило и Шету.

Ноев ковчег.
- Ноах не заманивал и не ловил животных и птиц. Они пришли сами парами, как явствует из текста Торы (Берешит, 7:9). Не обязательно пришли все 150 видов лошадей. Многие развились после Потопа. Те виды фауны, которые не пришли к Ковчегу, безвозвратно погибли. Другие, известные нам ныне, возникли потом.
Что касается вопроса, как они все уместились на Ковчеге, тут приходится ответить: сверхъестественным образом. Год потопа - особый период в истории земли. В эти месяцы изменились параметры времени и пространства. Например, время остановилось, и Ноах с семьей вышли из Ковчега в том же возрасте, что и вошли, не потеряв год жизни. Ковчег чудесным образом вместил в себя всех зверей и провизию для них. Кстати, охотиться друг на друга они не могли, потому что находились в разных клетках, как в зоопарке.
Ноах и его спутники кормили зверей и птиц и ухаживали за ними почти круглые сутки. Им было, конечно, очень тяжело. Указание на это содержится в тексте Торы. Согласно мидрашу, Ноаха однажды укусил лев за то, что он не вовремя дал ему пищу.
Можно также спросить: каким образом звери расселились по всем континентам, выйдя из Ковчега? Ответ тот же: сверхъестественным образом.
Может ли наука ответить сегодня, как расселились люди по всем континентам и островам? Например, как попали люди на остров Пасхи и другие острова, отделенные от прочей суши тысячами миль водной стихии? И как они создали жизнеспособное общество?

Вернуться на главную страницу


 

Электронный адрес, по которому вы можете обращаться к нам :

shkolnik2002@yahoo.com

Главный редактор – Леонид Школьник   

 © Все права на материалы, находящиеся на сайте   http://www.newswe.com     охраняются  в соответствии  с международными законами, в том числе положением об авторском праве.  При любом использовании материалов сайта  ссылка на www.NewsWe.com обязательна.