МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=10326
Распечатать

С открытым сердцем?

Петр Люкимсон, «Новости недели», Тель-Авив

Спектакли, пронизанные ненавистью ко всему еврейскому, – на какого зрителя они рассчитаны?


Споры вокруг поправки к закону о культуре продолжаются. Многие израильские интеллектуалы утверждают, что, не желая субсидировать культурные проекты, наносящие ущерб имиджу и символам Израиля, Мири Регев пытается заткнуть рот всем инакомыслящим, в то время как подлинное искусство должно быть плюралистично. Они, например, с открытым сердцем готовы принять любые художественные формы и любую позицию режиссера, сценариста, художника.


Эти заявления невольно вспомнились мне на днях, когда я оказался в компании нескольких актеров, работающих в иерусалимском театре "Таир". Театр этот небольшой, вся труппа насчитывает 15 человек, а его создателями выступила в 1999 году группа ребят, учившихся в армейской иешиве. С самого начала они задались целью ставить спектакли на темы из еврейской истории и ТАНАХа, адресованные как детям и подросткам, так и взрослой аудитории. Мне довелось побывать на одном из таких спектаклей, и он оставил хорошее впечатление. То есть, возможно, до уровня постановок московских театров ребята не дотягивают, но всё, что они делают, смотрится достаточно профессионально и захватывающе.

"Визитной карточки" театра – спектакля о жизни и судьбе Иосифа Флавия – я не видел, но зато видел, как восторженно принимали спектакль юные зрители, ученики одной из школ Гуш-Эциона. Это верно: значительную часть зрителей театра составляет публика в вязаных кипах, но, думаю, что подобные представления было бы полезно посмотреть и недорослям из светских семей – хотя бы для общего ознакомления со своими национальными корнями. Тем более что одной из целей театр "Таир" провозглашает наведение мостов между светским и религиозным населением.

По окончании спектакля я спросил у актеров, субсидирует ли их государство, и выяснилось, что нет. Пару лет назад руководитель театра, устав от бесконечных вопросов педагогов и родителей о том, почему их театр наряду с остальными не включен в "культурную корзину", чтобы можно было ходить на его спектакли целыми школами, решил обратиться в комиссию, которая решает, кого субсидировать, а кого нет. В ту самую комиссию, члены которой утверждают, что с открытым сердцем готовы принять любую форму и любое мнение. Из нее поступил ответ, что для начала не мешало бы ознакомиться со спектаклями "Таира".

"За чем же дело стало?! – сказали в театре. – Приезжайте на любой!"

Шло время. Театр раз за разом присылал членам комиссии приглашения на спектакли, но никто из них не приходил и на приглашения не отвечал. Наконец, кто-то из актеров сумел дозвониться чуть ли не до председателя комиссии и спросил, почему она с таким упорством игнорирует их театр. В ответ ему было заявлено, что комиссия… просматривает только те спектакли, которые идут в Тель-Авиве - Яффо, в такую глушь, как Иерусалим, ей ехать недосуг.

Ладно, решили в "Таир", и организовали несколько выступлений в Яффо, не забыв разослать приглашения членам комиссии. И настал день, когда несколько человек явились на спектакль театра. После чего его администрации пришло письмо, согласно которому "к великому сожалению" спектакль не может быть включен в "культурную корзину", поскольку освещение и музыкальное сопровождение оставляют желать много лучшего.

Возможно, работа осветителя и музыкального редактора в этом спектакле действительно была неидеальна, но уж точно не хуже, чем во многих театрах, включенных в "корзину".

Тогда в "Таире" уперлись – и стали приглашать членов комиссии и на другие свои спектакли, проходящие в Тель-Авиве. Наконец, после нескольких таких обращений из комиссии поступило сообщение, в котором было четко указано, что постановки театра не могут быть включены в "культурную корзину" по той простой причине, что они адресованы только одному сектору израильского общества, а комиссия не субсидирует секторальные проекты.

Администрация "Таира" направила в комиссию письмо, в котором, во-первых, выражала несогласие с данным утверждением, поскольку еврейская история одна на всех, и ее должны знать не только дети из религиозных семей. Во-вторых, говорилось в письме, насколько известно, комиссия поддерживает спектакли арабских театров, идущих на арабском языке и адресованных исключительно этому сектору израильского общества. И это можно только приветствовать, так как арабские дети и взрослые имеют право смотреть спектакли на родном языке. Но почему бы тогда не учесть интересы и еврейского религиозного сектора?!

Ответ на это письмо так и не поступил. Но, думается, эта история более чем красноречиво свидетельствует о плюрализме, готовности принять любую форму и любое мнение и обо всех прочих достоинствах тех, кто сегодня так болеет за будущее нашей культуры. А точнее – за те деньги, которые получают израильские режиссеры на постановку фильмов, демонстрируемых (автор – свидетель!) даже не в полупустых, а в пустых залах кинотеатров; на спектакли, которые буквально пронизаны ненавистью к Израилю и ко всему еврейскому…

Не думаю, что эта культурная продукция, производящаяся на деньги налогоплательщика, имеет общенациональное значение. И у меня только один вопрос: а на какой сектор это рассчитано?..


| 22.12.2018 12:40