МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1240
Распечатать

17 – 23 апреля 2009

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

17 апреля

1933 - Писатель, прозаик и историк литературы, сатирик и актер (снялся в роли писателя в американском фильме «У времени в плену») Юрий Дружников (настоящее имя – Юрий Израйлевич Альперович) родился в Москве, в семье художника. Оканчивая среднюю школу, Дружников был лишен серебряной медали за «недооценку роли тов. Сталина в гражданской войне» и не принят ни в один московский вуз (1951). Два года учился в Латвийском университете. Здесь увлекся сценой и некоторое время служил актером в Рижском русском драмтеатре. Осенью 1953 года вернулся в Москву. В студенческие годы подрабатывал на хлеб фотографией, журналистикой, стажировался в архиве, где в его обязанности входило разыскивать документы о трудовом стаже для получения пенсий реабилитированным из советских концлагерей. Окончил историко-филологический факультет Московского госпединститута» (1955). Два года преподавал русскую литературу в Казахстане, был завучем в школе рабочей молодежи, затем в Москве заведовал отделом науки в «Московском комсомольце», много писал, но книги его редко печатали. В 1971 году был принят в Союз писателей, в 1977-м - изгнан оттуда за распространение самиздата, публикации рассказов на Западе и письма в защиту арестованных. Об этом – в его воспоминаниях «Я родился в очереди» и «Исключение писателя № 8552», изданных во многих странах. Пятнадцать лет (1976-1991) пребывал в Советском Союзе в «черных списках». Известность Дружникову принесла книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», тайно написанная в Москве (1980-84), а затем ставшая достоянием самизадата. В этой сенсационной книге Юрий Дружников впервые доказал, что юный герой донес на отца не из преданности коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына сообщить органам. Сам Павлик Морозов не мог разбираться в ленинских идеях, ибо был умственно отсталым ребенком. В 1987-м, после скандала с организацией в Москве публичной выставки «Изъятие писателя из советской литературы», Дружников был лишен советского гражданства и взамен отобранного паспорта получил выездную визу в Австрию, откуда уехал в США. Сам Дружников вспоминал об этом времени так: «Само собой, тогда невозможно было продумать последовательность шагов, но в те десять лет между небом и землей кое-что получилось. В Москве подпольный театр ДК (Дружников — Крамаров), для которого я написал пьесу «Кто последний? Я за вами» и в котором мы играли вдвоем с Савелием, этим отказником советского кино. Мое заявление того времени (из текста комедии): «Прошу перевести меня из внутренней эмиграции во внешнюю». Литературная мастерская для писателей андеграунда. Попытка создать для них независимый Союз писателей и частное издательство «Золотой петушок». Опубликованные на Западе открытые письма. Наконец, скандал с публичной выставкой «Десять лет изъятия писателя из советской литературы» и шумная пресс-конференция для иностранных журналистов. Конечно, то были комариные укусы в толстую кожу бегемота, но, как всякое диссидентство, важно, ибо молчание смерти подобно. Именно в этом контексте в качестве комментария к строкам стихотворения Набокова: «Бывают ночи: только лягу — В Россию поплывает кровать» — родилось стихотворение «Кровать «Желание»» (парадигма к Теннеси Уильямсу):

Только лягу - и вижу чудо:
Из России плывет кровать...
Но звонок - и пришли паскуды.
На Лубянку везут опять.


Советские власти вели себя в точности, как чеченские террористы: они торговались с Конгрессом США о выкупе. В сентябре 1987 года восемьдесят три американских конгрессмена подписали письмо Горбачеву с требованием выпустить данного писателя. Один из них, Джерри Сикорски, прилетел в Москву и встретился с советским президентом. На следующее утро начальник ОВИРа позвонил мне домой и предложил визы. Уезжали мы с женой и сыном, окруженные кольцом топтунов...». С 1989 года Юрий Дружников – профессор Калифорнийского университета. С тех пор его книги, переведенные на четырнадцать языков, печатаются в разных странах. За роман «Ангелы на кончике иглы» (о московских журналистах, о подавлении «Московской весны» после «Пражской») автор был награжден премией имени Достоевского Союза польских писателей. Роман включен ЮНЕСКО в список лучших современных переводных произведений мировой литературы. Дружников был одним из крупнейших американских славистов, преподавал русскую литературу в Калифорнийском университете, занимал пост вице-президента американской секции Международного ПЕН-клуба «Писатели в изгнании». Скончался 14 мая 2008 года в университетском городе Дейвис (штат Калифорния, США).

18 апреля

1890 – Известный еврейский поэт и драматург Яаков Штернберг родился в бессарабском местечке Липканы. А на каком языке разговаривали евреи Бессарабии? Конечно, на идиш. Тем более, что мальчик Яша рос в состоятельной сионистской семье, учился в хедере, затем в гимназии в Каменец-Подольском. В юности Штернберг увлекся поэзией Ицхока-Лейбуша Переца и Хаима-Нахмана Бялика, сам начал писать стихи. Печатался в сборниках «Фрайе эрд» («Свободная земля», 1910) и «Дос найе ланд» («Новая страна», 1911), в одесской газете «Гут моргн» («Доброе утро»). В 1914 году обосновался в Румынии: сначала в Черновцах, затем в Бухаресте, где вел активную культурно-общественную жизнь. Печатался в различных еврейских изданиях: «Фрайхайт», «Арбетер цайтунг» и «Дос найе лэбн» (все - Черновцы), «Литераришэ блэтэр» (Варшава), «Цайт» (Нью-Йорк) и других. Штернберг стал редактором газеты «Дер вэкер» («Будильник») - органа Евсекции Румынской социалистической партии (Бухарест, 1920). В 1930-е гг. в альманахе «Шойбн» (Бухарест, 1936) были опубликованы талантливые очерки Штернберга о еврейских поэтах Г. Лейвике и М.Гальперне. В поэтическом сборнике «Штот ин профил. Лид ун гротэск» («Город в профиль. Стихи и гротеск», Бухарест) проявилось значительное поэтическое дарование Штернберга. Его поэзия привлекала внимание читателей и критиков романтической свежестью и приподнятостью, оригинальностью метафор и сравнений, яркостью поэтического стиля. Яркой гранью дарования литератора была драматургия и режиссура: именно Штернберг - один из создателей в Румынии еврейского Театра-ревю, музыкально-эксцентрического комедийного зрелища с элементами сатиры. Для театральных постановок Штернберг написал множество небольших пьес-миниатюр: «Цимэс», «Букарешт - Иерушалаим», «Гринэ блэтэр» («Зеленые листья»), «Шолэм-Алэйхем», «Гершелэ Острополер» и другие, — поставленных на сцене театра в Бухаресте в 1917-18 гг. В 1924-26 гг. работал с театром «Вилнер трупэ» во время его гастролей в Румынии. Режиссерское мастерство Штернберга в наибольшей мере проявилось в постановке в «Букарэштер идишэр тэатэр-студие» (БИТС) спектаклей «Яшка-музыкант» по О. Дымову, «Ночью на старом рынке» по И. -Л. Перецу, «Клад» по Шолом-Алейхему, «Женитьба» по Н. Гоголю и других. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Штернберг гастролировал с труппой БИТС по крупным городам Западной Европы. В 1940 г. от усиливавшегося фашистского режима в Румынии Штернберг, испытывавший прокоммунистические симпатии, бежал в СССР. В одном из первых стихотворений, написанных в Советской Молдавии, «До» («Здесь», 1940), он декларировал: «Пусть моя правая рука отсохнет,/ Если я уже не жил здесь,/ Когда я жил еще там» (подстрочный перевод). В годы 2-й мировой войны Штернберг эвакуировался в Узбекистан, сотрудничал с Еврейским антифашистским комитетом. В 1945 г. поселился в Москве, написал пьесу «Ди баладэ фун дер эсэсовке Брунхильдэ ун ир хунт» («Баллада об эсэсовке Брунхильде и ее собаке», 1945). Весной 1949 г. Штернберг был арестован за «буржуазный национализм» и осужден на семь лет лишения свободы, пять из которых провел в сибирских лагерях. После освобождения тяжело больной Штернберг вернулся в Москву. Был переводчиком румынской литературы и составителем антологии румынской прозы для Гослитиздата. С выходом журнала «Советиш геймланд» («Советская родина», 1961) публиковал в нем стихи, литературно-критические статьи о Давиде Бергельсоне, Авроме Рейзене, Ицике Мангере и других еврейских писателях. Некоторое время был членом редколлегии журнала. Период 1960-х гг. в творчестве Штернберга был ознаменован созданием стихотворных циклов: «Московская сюита» и «На горах Карпатских». Эти и многие другие поэтические произведения Штернберга вошли в книгу «Лид ун баладэ аф ди Карпатн» («Стихи и баллада о Карпатах», издательство «Афснай», Париж, 1968), в которой нашли отражение мотивы Холокоста. В середине 1960-х гг. (в связи с 75-летием поэта) в Израиле был издан однотомник его избранных стихов в переводах на иврит А.Шлёнского и А.Пэнна. В 1970 году вышел поэтический сборник Штернберга «Ин крайз фун йорн. Геклибенэ вэрк 1915–1970» («В круге лет. Избранные произведения 1915–1970-х годов», издательство «Критерион», Бухарест). В те же 70-е годы Штернберг обратился к властям с просьбой о разрешении на выезд в Израиль. 10 апреля 1973 года, в день получения разрешения на выезд, Штернберг скончался от сердечного приступа. В том же году умерла и его жена, композитор Отилия Лихтенштейн, писавшая музыку на стихи еврейских поэтов, в том числе и на стихи мужа.

19 апреля

1969 – Сорок лет назад в еврейской семье в Будапеште родилась Жужа Полгар - венгерская, а затем американская шахматистка, восьмая чемпионка мира с 1996 до 1999 года. И Жужа, и две ее младшие сестрички - София и Юдит – образование получили только домашнее: их обучением занималась мать девочек Клара Полгар -  учительница из села Вилок (теперь Закарпатская область Украины), окончившая Ужгородский университет. С раннего детства детей обучал шахматам отец - психолог и педагог Ласло Полгар. В январе 1991 года Жужа Полгар стала гроссмейстером среди мужчин. (Ранее этого звания добились грузинские шахматистки Нона Гаприндашвили и Майя Чибурданидзе). В 1996 году Полгар стала чемпионкой мира, но в 1999 году ФИДЕ лишила Жужу этого звания. Позднее Ж. Полгар оспорила данное решение в суде и выиграла процесс, однако звание чемпионки мира было уже разыграно. Жужа говорит, помимо венгерского, ещё на шести языках, включая эсперанто, немецкий, русский, испанский, английский и иврит. Несколько лет назад в Палм-Бич (штат Флорида) Жужа побила сразу четыре шахматных достижения из Книги рекордов Гиннеса. Все собранные от мероприятия средства она перевела на счет своего собственного фонда, который занимается популяризацией шахмат в США. Все рекорды, установленные Ж. Полгар, были официально подтверждены представителями Книги рекордов Гиннеса. Она установила рекорд по количеству одновременно играемых партий. В один из моментов шахматного марафона Жужа играла на 326 досках, выиграв 309 партий, 14 раз сыграв вничью и проиграв только 3. Полгар также провела наибольшее количество партий, сыгранных подряд. За 17 часов, которые живущая в США экс-чемпионка мира затратила на сеанс, она сыграла 1131 партию. Кроме того, на ее счету наибольшее количество побед в таких марафонских сеансах, и наивысший ее результат по числу побед составил 96,93 процента (для того, чтобы рекорды, установленные в шахматном марафоне, были официально зарегистрированы в Книге рекордов Гиннеса, соискатель должен выиграть не менее 80 процентов от всех сыгранных партий). Кстати, оппонентами Жужи Полгар в Палм-Бич были любители шахмат из Флориды в возрасте от 4 до 95 лет. За время переходов от одного столика к другому шахматистка прошагала около 15 километров. Популярный телевизионный канал National Geographic Channel снял о Жуже Полгар фильм «Мой выдающийся мозг: сделайте из меня гения».

20 апреля

1897 – В Варшаве, в хорошо известной семье клезмеров с музыкальной фамилией Мелодиста родился будущий композитор, пианист, легенда польской (и не только польской) музыки Ежи Петербургский. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, поэтому неудивительно, что он поступил в Варшавскую консерваторию. Но, проучившись в ней несколько лет, переехал в Вену и продолжил учебу там, в консерватории, которая считалась в те годы одной из лучших в мире. Его первый композиторский дебют состоялся в Вене в 1920 году. Он прошел весьма удачно, на пороге начала маячить слава большого автора классических музыкальных произведений. Омрачало Ежи только отсутствие денег и почти полное нежелание тех, от которых это зависело, платить ему оные за исполнение своих произведений. Но, как выяснилось, хорошо платили за произведения легкого жанра, хотя сочинить хорошую песню так же непросто, как и симфонию. И Ежи, чтобы заработать, начал сочинять песни. Первые же его песенки, написанные еще в Вене, принесли ему популярность и деньги. В 1921 году он покидает Вену и возвращается в Варшаву. Там, в родном городе, его песни были нарасхват, как горячие пирожки. В 1926 г. Ежи Петербургский вместе с Артуром (Генриком) Гольдом создал свой первый оркестр, который специализировался только на «легком» репертуаре. Тогда же появились мгновенно ставшие шлягерами танцевальных клубов «Juz nigde – Уже никогда», «Ja sie boje sama spac – Я боюсь спать сама», «Ostatnia Niedziela – Последнее воскресенье». Эта последняя песня, но уже с русским текстом и под названием «Утомленное солнце», стала самой популярной песней советских черноморских пляжей предвоенных лет. За любовь к ней в те годы можно было даже «схватить срок». Интересно, что знаменитый кинорежиссер Михаил Калик, ныне живущий в Израиле, в своем автобиографическом фильме «И возвращается ветер...» именно этими мелодиями Ежи Петербургского, причем, в оригинальном польском исполнении, «украсил» показываемую им довоенную жизнь своей семьи. В начале 30-х новое достижение мирового кинопроизводства - звук - пришло и в Польшу. Конечно же, это событие не могло обойтись без музыки Ежи Петербургского. Одна за другой выходят кинокартины, наполненные музыкой популярного в стране композитора. Увы, эта идиллия, как и во многих других жизнях больших и талантливых людей, закончилась для Ежи Петербургского 1 сентября 1939 г. Началась Вторая мировая война. Кто не знает сегодня этой песни: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих»? Шлягер военных лет до сих пор трогает сердца своим простым, пронзительным текстом. Она появилась в апреле 1940 года, когда коллектив «Голубой джаз», которым руководили Генрих Гольц и Ежи Петербургский, давал серию концертов в Москве. В перерыве к Петербургскому подошел поэт и драматург Яков Моисеевич Галицкий и предложил написать песню, которая начиналась словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…». На следующий день в саду «Эрмитаж» ее спел Станислав Ландау. Уже тогда, после первого исполнения, песня стала популярна, ее включили в свой репертуар Лидия Русланова, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. Однако по-настоящему народной она стала после того, как ее спела Клавдия Шульженко. Правда, текст «Синего платочка», который она исполняла 12 апреля 1942 года для военных железнодорожников, существенно отличался от «мирного» варианта, придуманного Яковом Галицким. Время было другое, оно требовало иных, актуальных для фронта слов. После войны Е. Петербургский уехал из Польши, с 1949 по 1967 годы жил в Аргентине и работал капельмейстером в Teatro El Nacional в Буэнос-Айресе. В 1967 году он вернулся на родину, женился, в 1969 году родился сын Ежи Петербургский (младший), ставший впоследствии тележурналистом и композитором и защитивший дипломную работу о творчестве своего отца. Ежи Петербургский умер 7 октября 1979 года в любимой им Варшаве. Но и после его смерти Польша не забыла своего кумира. Несколько лет назад там был выпущен комплект из шести компакт-дисков «Gala Piosenki Polskiej», в котором записано несколько наиболее популярных танго Петербургского (в этом комплекте - большое количество некогда популярных в СССР польских, да и не только польских, песен).

21 апреля

1861 - Советский этнограф, член-корреспондент АН СССР (1924), профессор Петербургского университета (1918) Лев (Хаим-Лейб) Я́ковлевич Ште́рнберг родился в Житомире. Учился там же в хедере, затем в классической гимназии (1872-81), на физико-математическом факультете СПбУ (1881-82). 8 ноября 1882 года был арестован и выслан на родину за участие в студенческих беспорядках. С 1883 года учился на юридическом факультете Новороссийского университета.  Активно участвовал в деятельности "Народной воли". Арестован 27 апреля 1886 года. В ноябре 1888 г. осужден по делу о Екатеринославском съезде "Народной воли" и сослан на Сахалин сроком на 10 лет. В ссылке занимался этнографическим самообразованием, изучал язык и культуру гиляков, других народов Сахалина и Приамурья. В мае 1896 года освобожден, жил под надзором полиции в Житомире. С 1899 года - в Санкт-Петербурге, с 1901 работал в Музее этнографии и антропологии, куда передал свои этнографические коллекции. В 1910 году участвовал в экспедиции в Приамурье. Был членом ученого совета Географических курсов при Докучаевском почвенном комитете (с 1915 года). В 1906, 1908, 1912 годах представлял Академию наук на международных конгрессах американистов. Был арестован в феврале 1921 года. Освобожден по ходатайству Максима Горького. Был активным деятелем Еврейского историко-этнографического общества, возглавлял издаваемый ЕИЭО журнал "Еврейская старина". Член-корреспондент РАН по разряду восточной словесности (1924). Был также соредактором журнала  "Этнография", членом Тихоокеанской комиссии АН СССР; в ноябре 1926 года  участвовал в 3-м Тихоокеанском конгрессе в Токио. Создатель школы этнографов, многие представители которой стали впоследствии жертвами репрессий (Я. П. Алькор, Н. И. Гаген-Торн, Е. А. Крейнович, А. С. Форштейн, В. И. Цинциус и др.). Скончался 14 августа 1927 года в Дудергофе, под Ленинградом. Похоронен на Преображенском еврейском кладбище в Санкт-Петербурге.

22 апреля

1897 - Авраам Пинхусович Абчук родился в Луцке, в многодетной семье мелкого служащего. Пятилетним мальчиком был отдан родителями в хедер - еврейскую начальную школу. Однако продлить учебу в городской гимназии из-за так называемой  "процентной нормы", которая ограничивала доступ детям еврейского происхождения в учебные заведения царской России, не смог. Когда ему исполнилось тринадцать, он оставил отчий дом и отправился в Киев. Как-то в рабочем клубе, куда бездомный юноша частенько наведывался после трудового дня, выступали известные поэты Давид Гофштейн, Перец Маркиш, Лейб Квитко и Давид Бергельсон. По окончании литературной части стыдливый от природы Абчук протиснулся к почтенным гостям и протянул одному из них тетрадку собственных стихотворений. Это было началом его литературного пути. Уже первые публикации Абчука в еврейской периодике принесли ему признание. Как отмечала тогдашняя критика, "на небосклоне еврейской литературы взошла новая заря". Молодой писатель окончил Киевский институт народного образования, а когда в Киеве открылся Институт еврейской культуры при Академии наук Украины, стал одним из первых его научных сотрудников. На начало 30-х годов приходится расцвет таланта Авраама Абчука. В это время появляются сборники его новелл, критических произведений, монографии. А когда был опубликован роман "Гершл Шамай" (1933), стало ясно, что в еврейскую литературу пришел настоящий мастер большой прозы. Его книги переводились на языки народов СССР. Абчук стал членом ВУСПП (Всеукраинский Союз пролетарских писателей), некоторое время был его секретарем. Как один из самых авторитетных еврейских прозаиков и критиков, он в составе писательской делегации Украины, в которую входили П.Тычина, М.Рыльский, И.Микитенко, П.Панч, М. Бажан, в августе 1934 года принимал участие в работе Первого Всесоюзного съезда писателей. А на Первом Всеукраинском съезде писателей был единодушно избран руководителем еврейской секции. Казалось, творческая судьба Абчука складывается счастливо. Но наступал кровавый сталинский 37-й год... 27 сентября на одной из киевских улиц агенты НКВД схватили Абчука. В тот же день во время обыска его жена и сын Вильям, еще младенец, были выброшены из квартиры на улицу, а вскоре высланы из Киева.  Подручные Ежова предъявили Абчуку стандартное обвинение: "подрывная деятельность, шпионаж в интересах иностранного государства". Спустя две недели после ареста, 10 октября 1937 года, его расстреляли. А спустя 19 лет, 13 октября 1956 года, дело Абчука было пересмотрено Верховным Судом СССР, и приговор Особого совещания при НКВД  от 10 октября 1937 г. был отменен. Называлось это – «реабилитирован посмертно».

23 апреля

1918 - Французский романист Морис Дрюон родился в семье актёра Лазаря Кесселя. Принял фамилию своего отчима Рене Дрюона. Учился на литературном факультете в Париже. В  молодости Дрюон тяготел к натурализму (новеллы "Огненная туча", 1938). Участие в борьбе с фашизмом определило героико-патриотический пафос его драмы "Мегарей" (поставлена в 1942 году), летописного свидетельства "Поезд 12 ноября..." (написано в 1943 году), "Песни партизан" (1943, совместно с Ж. Кесселем), повести о войне "Последняя бригада" (1946) и "рыцарских" рассказов из цикла "Властелины равнины" (1962). Политическое кредо Дрюона публицистически выражено в "Письмах европейца" (1944), где утверждается: либо элита спасёт после войны Западную Европу на путях федерации и технического прогресса, либо народы погубят её в гражданской войне. В трилогии Дрюона "Сильные мира сего" (том 1 – 1948 год, Гонкуровская премия, русский перевод осуществлен в 1960; том 2 - 1950; т. 3 - 1951) реалистически воссозданы эпоха между двумя войнами, история нравственной и политической деградации правящей касты, приведшей Францию к Мюнхенскому сговору 1938 года. Морис Дрюон - автор афористических "Заметок" (1952), натуралистического романа "Сладострастие бытия" (1954), серии остросюжетных исторических романов в традициях А. Дюма-отца – «Проклятые короли» (т. 1-6, 1955-60; 2-е переработанное изд. 1967), мифологической дилогии "Мемуары Зевса" (т. 1-1963; т. 2-1967), книги "Власть" (1965), цикла рассказов "Счастье одних..." (1967), памфлета о Всеобщей забастовке 1968 во Франции "Будущее в замешательстве" (1968).  Морис Дрюон не раз бывал в России, поскольку эта страна была родиной его предков (отец Дрюона родился в 1899 году в Оренбурге в семье доктора медицины Самуила Кесселя). В 1908 году Кессели навсегда покинули Россию и обосновались в Ницце, а затем перебрались в Париж. Лазарь Кессель вступил на актерскую стезю под псевдонимом Сибер. Свои первые премии он получил за исполнение трагедийных и комедийных ролей в Консерватории драматического искусства в Париже, великолепно играл Гамлета, ему предсказывали блестящее будущее. Но пророчества не сбылись. Сибер покончил с собой в возрасте 21 года. Морису исполнилось тогда два года. Кстати, Дрюон всегда помнил о российских корнях своих предков. Не случайно в 2008 тоду, в честь 90-летия выдающегося французского писателя оренбургское издательство «Печатный дом «Димур» и региональный благотворительный фонд «Евразия» подарили Морису Дрюону сигнальный экземпляр книги «Морис Дрюон и Жозеф Кессель: российские корни». И еще один факт – забавный. Рассказывают, что в 2003 году Морису Дрюону довелось лететь из Москвы в Оренбург в одном самолёте с Черномырдиным. Виктор Степанович заказал себе красное французское вино, а Дрюон - обычное пиво. «Может, с водкой? - серьёзно спросил Черномырдин. – А то пиво без водки – это просто деньги на ветер». Когда фразу перевели Дрюону, тот долго смеялся; а потом, чтобы не забыть, повторил её по-французски...Не дожив нескольких дней до своего 91-летия, Морис Дрюон, почетный член Французской Академии и бывший министр культуры Франции (в правительстве Жоржа Помпиду), скончался 14 апреля 2009 года в Париже.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации


| 16.04.2009 15:52