МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=4926
Распечатать

31 мая-6 июня 2012

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

31 мая

1885 - Еврейский писатель, драматург и фотограф Алтер Кацизне родился в Вильно, рос в бедной рабочей семье (отец был каменщиком, мать – швеей), и с мальчиком родители разговаривали только на идиш. Скудное образование (хедер, начальная русско-еврейская школа) Алтер пополнял чтением, освоил иврит, русский, польский, немецкий и французский языки. После смерти отца в 1899 г. переехал в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) – его позвал туда любимый дядюшка, взяв к себе в студию учеником фотографа. Это и определило дальнейшую судьбу Кацизне. Он стал профессиональным фотографом, много путешествовал и повсюду снимал еврейскую жизнь. Фотографии из этих поездок публиковались по всей Европе, в американской еврейской газете «Форвертс», и многие из них позже вошли в золотой фонд идиш «Форвертса» и стали основой для фотоальбома Алтера Кацизне «Пойлн» («Польша»), удостоенного национальной премии за 1921 год как лучшая еврейская книга. Сотни фотографий, сделанных Алтером во время его десятилетнего путешествия по городам и еврейским местечкам Польши – от Отвоцка и Казимежа до Варшавы, Лодзи и Кракова, его записи о беседах с представителями трехмиллионного польского еврейства, - это запечатленная история ушедшего от нас в годы Второй мировой огромного еврейского мира. (Одно время, кстати, Кацизне жил и работал в Отвоцке, и туда в гости к нему приезжали Перец Маркиш, Ури-Цви Гринберг и старший брат Нобелевского лауреата Ицхака Башевиса-Зингера Исроел-Йегошуа Зингер). В начале 900-х годов Кацизне начал писать рассказы на русском языке, два из которых С. Ан-ский в 1909 г. поместил в петербургском журнале «Еврейский мир» (1909–10). Вскоре, однако, знакомство с произведениями И.-Л. Переца побудило Кацизне не только перейти на идиш, но и поселиться в 1910 г. в Варшаве, чтобы учиться у прославленного писателя. Воспоминания о нем в виленском журнале «Ди идишэ велт» (1915, №4–5) стали дебютом Кацизне в еврейской литературе. Уже первая его драматическая поэма «Дэр гайст дэр мэлех» («Дух-властелин»; фрагменты — в сборнике «Эйгнс», Киев, 1918; полное издание — Варшава, 1919) отмечена присущей автору отточенностью формы, склонностью к мистике (впоследствии прошедшей), аллегорической символикой. Вслед за этим Кацизне опубликовал драматическую поэму «Прометэус» («Прометей») и перевод на идиш «Двенадцати» А. Блока (обе — Варшава, 1920), перевод пьесы А. Луначарского «Королевский брадобрей» (Варшава, 1921) и сборник новелл и сказок «Арабески» (Варшава, 1922). Большой сценический успех имели драмы «Тог ун нахт» («День и ночь», 1920–21), написанные Кацизне по оставшимся от С. Ан-ского плану и наброскам, и «Дукус» («Граф», Вильно, 1926) о гер-цедеке В. Потоцком. Литературным мастерством отличается трагедия Кацизне «Хордес» («Ирод», Вильно, 1926). Вплоть до 1926 г. Кацизне совмещал литературный труд с работой фотографа. В качестве фотокорреспондента американской газеты «Форвертс» он побывал в различных уголках Польши, в Эрец-Исраэль, в странах Северной Африки, очерки о которых поместил в варшавском журнале «Унзэр экспресс» (1927–28). После Катастрофы многие его снимки приобрели значительную историческую ценность. Кацизне выступал в различных изданиях со статьями на литературные и общественные темы (статья о «Мефисто» У.-Ц. Гринберга и другие), был соредактором ряда журналов, в 1937–39 гг. издавал двухнедельник «Майн рейдндикер филм», публиковавший критические статьи, переводы, фельетоны. Реалистический по манере роман Кацизне «Штарке ун швахэ» («Сильные и слабые», тт. 1–2, Вильно, 1929–30) посвящен жизни евреев в Польше от предвоенной поры до первых лет ее независимости. В сборник «Баладн ун гротескн» («Баллады и гротески», Варшава, 1936) вошла часть стихов Кацизне и его поэтические обработки народных преданий. В 1939 году Кацизне с женой Ханой и дочерью Шуламит бежал во Львов. По свидетельству еврейского историка Иосифа Гельстона, там, во Львове, в ноябре 1939 года в концертном зале "Колизей" (1,5 тыс. мест), на ул. Солнечной, №33, поскольку реконструированное здание еврейского театра на ул. Ягелонской, №11, городские власти передали польскому театру, был открыт Львовский государственный еврейский театр им. Шолом-Алейхема, и Алтер Кацизне стал заведующим литературной частью этого театра. Работал он и на местном радио. В 1941-м Кацизне пытался укрыться в Тернополе, но 7 июля того же года был схвачен и замучен украинскими приспешниками нацистов. Собрание сочинений Кацизне в 4-х томах издала в 1967–72 годах в Тель-Авиве его дочь Шуламит.

1 июня

1898 - Выдающийся кантор «золотого века Хазанута», композитор, музыковед, писатель, ученый и еврейский общественный деятель Лейбелэ (Лейб Калманович) Гланц родился в Киеве, его отец и оба деда были известными канторами из хасидских семей. Когда Лейбэле было восемь лет, он впервые попробовал себя в качестве певчего в синагоге. Вскоре он стал известен как одаренный ребенок и начал выступать в европейских городах. Будучи подростком, он собрал и руководил большим хором в Тальнерской хасидской синагоге, хор исполнял сложные произведения Баруха Шора, Соломона Зульцера, Луиса Левандовского, Аврама Берковича-Колесника, Иосифа Гольдштейна, Нисона Бельцера, Давида Новаковского, Элиэзера-Мордехая Геровица. Гланц учился игре на фортепьяно с известным пианистом и композитором Николаем Тутковским, позднее окончил отделение фортепьяно и композиции Киевской консерватории по классу Рейнгольда Морицевича Глиэра. Также в те годы Лейб Гланц выезжает на съезды движения «Ге-Халуц» и Всемирного сионистского конгресса. Он также становится главным редактором социалистической сионистской газеты «Земля и работа». Первую самостоятельную должность кантора Гланц получил в Кишинёве (1920-1926). В июле 1926 года из-за политической ситуации и общественной работы уезжает в Восточную Европу. Собираясь репатриироваться в Эрец-Исраэль, он записывает в США свои знаменитые композиции «Шма Исраэль» и «Таль». В США его приглашают на должность главного кантора синагоги Ohev Shalom в Нью-Йорке. В США он родолжает учиться под руководством профессора Аспиньоля, преподавателя вокала у таких певцов как Энрике Карузо и Бенджамино Джильи. В 1929 году он записывает в RCA серию религиозных песен, таких как «Шма Исраэль», «Тфилат Таль», «Шомер Исраэль», «Биркат Коэним», «Ки Ке Симха» и др. Он гастролирует по США, Канаде, Мексике, Южной Америке, Западной и Восточной Европе, Южной Африке и Палестине. В 1936 году Лейбеле женился на Мирьям Липтон. У них родилось двое сыновей - Калман и Эзра. В 1941 году семья Гланц переезжает в Лос-Анджелес, где Лейб Гланц выступает главным кантором в синагоге «Синай Темпл», а затем - в синагоге «Шаарей Тфила». Гланц был крупным ученым в сфере изучения происхождения еврейской музыки. В своих исследованиях он изучал преемственность еврейской музыки с момента ее зарождения в Иерусалимском Храме. Гланц оставался активным участником сионистского движения, был делегатом одиннадцати Всемирных сионистских конгрессов с 1921 года, в том числе дважды представлял Государство Израиль. С 1954 года Лейб Гланц жил в Израиле. Важным периодом творчества была работа в синагоге «Тиферет Цви» в Тель-Авиве. Именно в этот период написаны многие крупные произведения автора. Религиозная служба Midnight Slichot, написанная композитором, была признана одной из величайших работ в области канторского искусства и была записана на радио «Коль-Исраэль» непосредственно из зала синагоги «Тиферет Цви». В общей сложности Лейб Гланц является композитором 215 сочинений религиозной музыки, музыки хасидского направления и музыки других жанров. В 1959 году он основал Институт еврейской литургической музыки в Тель-Авиве и консерваторию с уровнем академической подготовки — Академию канторов. Лейб Гланц - один из учредителей Израильского института музыки, Лиги израильских композиторов, был членом редакционного совета журнала «Бат-Коль», входил в жюри престижной Энгелевской премии. Умер Лейб Калманович Гланц в Тель-Авиве в 1964 году. В 2008 году его сын Джерри (Эзра) Гланц опубликовал книгу на английском языке «Лейб Гланц: Человек, который говорил с Б-гом». Книга состоит из компакт-дисков, куда вошел ряд его важнейших произведений.

2 июня

1937 – В Киеве родилась одна из лучших современных поэтесс России Юнна Мориц. Печататься начала в 1954 году. В 1957 году, в разгар хрущевской оттепели, вышел в свет ее первый сборник стихов «Разговор о счастье», отмеченный самобытностью поэтического языка. В 1961 окончила Литературный институт им. А.М.Горького, из которого двумя годами раньше была исключена ввиду «нарастания вредных тенденций в ее творчестве». «Революция сдохла, и ее труп смердит», – так, по свидетельству Евгения Евтушенко, сформулировала свою позицию Мориц на студенческой вечеринке в 1954 году. По окончании Литинститута Мориц опубликовала второй сборник стихов - «Мыс Желания». Она много занималась поэтическими переводами (с грузинского, эстонского и других языков). Обращение к творчеству старших современников — еврейских поэтов Мотла Грубияна и Мойше Тейфа — вызвало у Мориц интерес к национальной теме. В 1964 году вышел поэтический сборник М. Тейфа «Рукопожатие» в ее переводах, которые сам поэт высоко ценил и считал наиболее соответствующими духу оригинала. Сборник имел большой успех, главным образом среди евреев Советского Союза. Стихотворение о Холокосте «Кихэлэх и зэмэлэх» было положено на музыку композитором Максимом Дунаевским (родился в 1945 г.; сын Исаака Дунаевского); песня исполнялась в спектакле «Сказание о царе Макс-Емельяне» студенческого театра Московского государственного университета «Наш дом» под руководством Марка Розовского и приобрела популярность. Поэма «Анна Франк» из сборника «Рукопожатие» вызвала недовольство властей «националистической направленностью». Еще большее раздражение у советских литературных чиновников вызвало стихотворение Мориц «На Мцхету падает звезда...» (журнал «Юность», № 8, 1966), исполненное яростного антитоталитарного пафоса. Неприятие тоталитаризма носит у Мориц глубоко индивидуальный, личностный характер, мотивируется, прежде всего, эстетическим отталкиванием от социального зла, порождаемого стадной глупостью и бездарностью: «Кто это право дал кретину / Совать звезду под гильотину?». Мориц — автор книг «Лоза» (1970), «Суровой нитью» (1974), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Избранное» (1982), «Синий огонь» (1985), «В логове жизни» (1990) и др. Поэтическое творчество Мориц с годами приобрело сложную, зачастую экспериментальную форму; многие ее стихотворения — песни, стилизованные под сказочные сюжеты. В 1990-е гг. Мориц принимала участие в политической жизни России, была членом радикально-демократических движений, выступала с политическими комментариями на американской радиостанции «Свобода». В 1995 г. Мориц избрана академиком Российской академии естественных наук. Она - лауреат ежегодной премии имени Андрея Сахарова "За гражданское мужество писателя". «МЗ» сердечно поздравляет Юнну Мориц с юбилеем и желает ей, прежде всего, здоровья для создания новых талантливых книг, читателей и почитателей которых год от года не становится меньше!

3 июня

1873 – Актер, режиссер и педагог Леонид Леонидов (настоящая фамилия — Вольфензон) родился в Одессе. Из юношеских ярких впечатлений - игра Сары Бернар, Ж.Муне-Сюлли, В.Андреева-Бурлака, М.Иванова-Козельского, гастрольные спектакли Александринского и Малого театров, труппы Коршевского и Мейнингенского театров. Не окончив Ришельевской гимназии, Леонид увлекся любительским театром; после двух лет военной службы провел сезон в любительской труппе Городской народной аудитории (реж. Г.Матковский), игравшей преимущественно для рабочих. В это же время из Вольфензона он становится Леонидовым. В 1895 году, после неудачной попытки поступить в труппу Н.Соловцова, уезжает в Москву попытать счастья в императорском театральном училище. Экзаменуется вместе с О.Книппер и М.Савицкой, в отличие от будущих актрис МХТ, поступает, но спустя год уходит из училища. В течение этого года (1895–1896) участвует в утренниках Малого театра, играет в выпускном спектакле училища. По возвращении в Одессу в 1896 году всё же поступает в труппу Н.Соловцова, которая выступает в Одессе и Киеве. Здесь Леонидов быстро занимает одно из ведущих мест. Летом 1901 года ролью Хлестакова Леонидов дебютирует в московском театре Ф.Корша (режиссерскую работу в труппе вел в эти годы Н.Синельников). За два сезона службы у Корша Леонидов успевает сыграть Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, 1901), Ивана Карамазова («Братья Карамазовы» по Ф.Достоевскому, 1902), Дульчина («Последняя жертва» А.Островского, 1902), Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова, 1902), а роль Константина в «Детях Ванюшина» С.Найденова (спектакль, ставший значительным событием московского театрального сезона 1901–1902) сделала его знаменитым. По приглашению В.Немировича-Данченко Леонидов переходит в Московский Художественный театр 18 февраля 1903, где прослужил 38 лет (до конца жизни). Историк театра П.Марков пишет, что Леонидов в МХТ «стал актером большого масштаба, но немногих ролей». Всего в МХТ Леонидов сыграл 33 роли, среди них - несколько поистине трагических образов – Митя Карамазов («Братья Карамазовы» Достоевского, реж. 1910), Пер Гюнт («Пер Гюнт» Ибсена, 1912), Пугачев («Пугачевщина» К.Тренева, 1925). «Характерные» роли Леонидов играл размашисто, с жесткой, подчас жестокой иронией. По отзывам немногих свидетелей репетиций Леонидова, он был гениален в роли Отелло, работа над которой началась в 1926 году и с перерывами продолжалась до премьеры в 1930-м. Станиславский считал Леонидова «единственным русским трагическим актером». Сам Леонидов называл себя «трагиком в пиджаке». Через всю жизнь он пронес мечту сыграть Гамлета и даже начинал репетировать его одновременно с Качаловым в 1911 году, но был отстранен от репетиций, чтобы сократить сроки подготовки к премьере (предполагалось ввести его в спектакль позднее). Леонидов пробовал себя в режиссуре: в 1916–1917 годах репетировал в 1-й Студии «Флорентийскую трагедию» О.Уайльда (спектакль не вышел); поставил во МХАТе «Землю» Н.Вирты (1937, совместная постановка с Н.Горчаковым) и «Достигаева и других» Горького (1938, совместная постановка с И.Раевским), участвовал в репетициях «Кремлевских курантов» Н.Погодина (спектакль был выпущен В.Немировичем-Данченко в 1942 году, уже после смерти Леонидова). В разные годы Леонидов занимал ответственные должности в Художественном театре: заведовал труппой и репертуаром (1921–1922), был заместителем директора театра (1927–1928), состоял в Совете (1932, совместно с В.Качаловым и И.Москвиным), управлявшем театром во время отсутствия руководителей, с 1939 входил в Художественный совет МХАТа под председательством В.Немировича-Данченко. С 1917 года снимался в кино. Среди ролей – Иван Грозный («Крылья холопа», реж. Ю.Тарич, 1926), профессор Кочубей («В город входить нельзя», реж. Ю.Желябужский, 1929), Гобсек («Гобсек», реж. К.Эггерт, 1936). В последние годы жизни Леонидов преподавал в ГИТИСе актерское мастерство (с 1935 года – декан актерского факультета, с 1939 – художественный руководитель института; доктор искусствоведения, профессор). Один из его актерских курсов стал в 1939 году самостоятельным театром в Гомеле. Опубликовал множество статей и заметок, посвященных театральному образованию, драматургии и событиям общественной жизни. Умер народный артист СССР Леонидов Леонидов в Москве 6 августа 1941 года.

4 июня

1925 – Израильский писатель, врач и учёный-медик в области ортопедии и травматологии, танкист-ас во время Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук (1973) Ион Деген родился в г. Могилёв-Подольский (УССР) в семье фельдшера. Мать работала медсестрой в больнице. В 12 лет начал работать помощником кузнеца. Увлекался зоологией, ботаникой, литературой. 15 июня 1941 года окончил девятый класс и приступил к работе вожатого в пионерском лагере, который располагался рядом с железнодорожным мостом через Днестр. По собственным словам Дегена, «рос юным фанатиком, беззаветно преданным коммунистическому строю». В июле 1941 года добровольно пошёл на фронт в истребительный батальон, состоявший из учеников девятых и десятых классов. Воевал в составе 130-й стрелковой дивизии. Был ранен при выходе из окружения. Попал в полтавский госпиталь; по счастливому стечению обстоятельств избежал ампутации ноги. 15 июня 1942 года добровольцем был зачислен в отделение разведки 42-го отдельного дивизиона бронепоездов, дислоцированного в Грузии. В дивизион входило два бронепоезда — «Сибиряк» и «Железнодорожник Кузбасса» и штабной поезд. Боевой задачей дивизиона осенью 1942 года было прикрытие направления на Моздок и Беслан. Ион Деген был назначен командиром отделения разведки. 15 октября 1942 года он был ранен при выполнении разведзадания в тылу противника. После выписки из госпиталя стал курсантом 21-го учебного танкового полка в городе Шулавери. Затем переведён в 1-е Харьковское танковое училище (Чирчик). Весной 1944 года окончил училище с отличием и получил звание младшего лейтенанта. В июне 1944 года назначен командиром танка во 2-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду, которой командовал полковник Ефим Евсеевич Духовный. После летнего наступления 1944 года в Белоруссии и Литве получил за живучесть прозвище «Счастливчик». Впоследствии — командир танкового взвода; командир танковой роты (T-34-85). Является одним из советских танковых асов: за время участия в боевых действиях в составе 2-й отдельной гвардейской танковой бригады экипажем И.Дегена уничтожено 12 немецких танков (в том числе один «Тигр», восемь «Пантер») и четыре самоходных орудия (в том числе один «Фердинанд»), много орудий, пулемётов, миномётов и живой силы противника. Награждён орденами Красного знамени, «Отечественной войны» 1-й степени, двумя — «Отечественной войны» 2-й степени, двумя медалями «За отвагу», "За оборону Киева", "За оборону Кавказа", "За взятие Кенигсберга", знаком "Гвардия", польскими орденами «Virtuti Militari», «Крестом Грюнвальда» и Возрождения Польши, медалями. Перенес ожоги и четыре ранения, в которых ему достались двадцать два (22) осколка и пуль. В результате последнего ранения 21 января 1945 года - тяжёлая инвалидность. Ион Лазаревич Деген дважды был представлен к званию Героя Советского Союза и дважды отставлен, как еврей. После демобилизации из армии решил стать доктором: «Видя благородный подвиг врачей, спасающих жизни раненых солдат, я решил тоже стать доктором. И о выборе своей профессии в будущем никогда не сожалел». В 1951 году Деген с отличием окончил Черновицкий мединститут и начал работать (до 1954 года) ортопедом-травматологом в Киевском ортопедическои институте, затем – до 1977 года - ортопед-травматолог в больницах Киева. 18 мая 1959 года осуществил первую в медицинской практике реплантацию конечности — предплечья. В 1965 году в ЦИТО (Москва) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Несвободный костный трансплантат в круглом стебле». В 1973 году в хирургическом совете 2-го Московского медицинского института защитил докторскую диссертацию на тему «Лечебное действие магнитных полей при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата» — первая в медицине докторская диссертация по магнитотерапии. Автор 90 научных статей. Руководитель восьми кандидатских и двух докторских диссертаций. В 1977 году Ион Лазаревич Деген репатриировался в Израиль, где более 20 лет продолжал работать врачом-ортопедом. Член редколлегии популярного журнала «Голос инвалида войны», постоянный консультант в «Бейт алохем» — Клубе инвалидов Армии обороны Израиля, знаток Торы, Танаха и современной философии. Единственный советский танкист, зачисленный в Общество израильских танкистов, отличившихся героизмом. Кроме медицины, Ион Деген на досуге увлекался литературой. Автор книг «Из дома рабства», «Стихи из планшета», «Иммануил Великовский», «Портреты учителей», «Война никогда не кончается», «Голограммы», «Невыдуманные рассказы о невероятном», «Четыре года», «Стихи», «Наследники Асклепия», рассказов и очерков в журналах Израиля, России, Украины, Австралии, США и других стран. Писатель, профессор Ион Деген — один из ведущих специалистов Израиля в области ортопедии и травматологии — сейчас на пенсии, живет в Гиватаиме, но по-прежнему активен: пишет новые книги, консультирует по специальности, выступает в разных городах перед многочисленными почитателями. Редакция «МЗ» желает Вам, Ион Лазаревич, доброго здоровья – до 120, а всё остальное – талант, душевная щедрость, искренность, преданность делу, друзьям и любимым людям – у Вас есть в полной мере.

5 июня

1881 - Французский художник Ежи (Георг) Меркель родился в Лемберге (ныне Львов) в еврейской семье. Еще мальчишкой стал зарабатывать оформительством квартир, затем поступил в Школу декоративных искусств в Лодзи. В 1903 году, благодаря финансовой поддержке одного из своих друзей, Меркель поступил в Академию изящных искусств в Кракове, где учился у Ю. Мегоффера и Ст. Выспянского. Уже спустя два года, проявив недюжинные творческие способности, он был награжден серебряной медалью как лауреат академической художественной выставки. Молодого художника, конечно же, не мог не привлекать Париж - город величайших мастеров классицизма. Ежи Меркель жил там в 1905-1908 годах и затем – в 1909-1914 гг. Большое влияние на его творчество оказали произведения Пуссена, Сезанна, Пюви де Шаванна. В своих картинах Меркель тяготел к неоклассицизму. Впервые он выставился во Львове в 1910 г., а в 1913 г. состоялась его персональная выставка во львовском Обществе любителей изящных искусств (TPSP), где был издан каталог. Именно тогда в связи с открытием выставки львовский критик Адольф Баслер писал о периодическом возвращении искусства к старым традициям, о том, что новаторам для равновесия в искусстве противопоставляются направления неоклассицизма, которые стремятся сориентировать современное искусство к старым формам. А более десяти лет спустя, в 1925 году, другой львовский критик Кароль Станислав Ротфельд писал о Ежи Меркеле: "Возврат к классицизму является лозунгом дня. На эту дорогу возвратились уже те, кто в кубизме хотели найти освобождение в искусстве: Пикассо возвратился на настоящий путь, искусство Дерена и других известных живописцев развивается в том же направлении. Меркель был одним из первых, и в том состоит его заслуга". Но неоклассицизм Меркеля, испытав влияние экспрессионизма, нес в своих глубинах ощущение тревожности, часто символической зашифрованности и загадочности. Ощущение тревоги не обмануло художника. В годы Первой мировой войны Меркель воевал в австрийской армии, был тяжело контужен, частично потерял зрение после сложнейшей нейрохирургической операции. Во Львовской картинной галерее хранится его «Автопортрет» того времени, на котором Меркель изобразил себя с повязкой на голове (см. фотокопию) и опустошенным, невидящим взглядом. После войны художник перебрался в Вену, часто ездил на французскую Ривьеру. Меркель стал известным мастером, его работы приобрели венские музеи «Альбертина» и «Бельведер». В 1935 г., благодаря стараниям львовского коллекционера и мецената К. Каца, была организована ретроспективная выставка Ежи Меркеля во Львове. В 1939 году художник оказался в маленьком городке Монтабане на юге Франции, где и пережил войну. После освобождения он вернулся в Париж, жил и работал там более четверти века, а в 1972 году перебрался в Вену, где и скончался в 1976 году.

6 июня

1947 - Участник чеченской войны, председатель Комитета по обороне Госдумы России, генерал Лев Яковлевич Рохлин родился 65 лет назад в Аральске Казахской ССР. Окончил Ташкентское общевойсковое командное училище им.В.И. Ленина, Военную академию им.М.В.Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Был командиром мотострелкового взвода, роты, батальона, полка, дивизии; служил в Группе советских войск в Германии, в Ленинградском, Туркестанском, Закавказском военных округах; участвовал в боевых действиях в Афганистане (1982-1984); в 1993-1995 годах - командир восьмого гвардейского армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа; с декабря 1994 по февраль 1995 года принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике. В 1984 году вертолет, на котором он находился, был сбит, при падении у Рохлина были сломаны позвоночник и обе ноги. За чеченскую войну генерала представили к званию Героя России, от которого он отказался. В декабре 1995 года избран депутатом Государственной думы по списку НДР. В Думе был председателем Комитета по обороне (по май 1998 года). По инициативе Рохлина летом 1997 года организовано движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» (ДПА), оппозиционное президенту и правительству России. 7 апреля 1998 года на совместной пресс-конференции председателей комитетов Госдумы по безопасности, по обороне и по конверсии Рохлин сообщил о намерении создать «штаб подготовки импичмента» президенту РФ, а в заявлении, распространенном исполкомом ДПА в тот же день, было объявлено о начале с 27 апреля 1998 года совместно со всеми оппозиционными политическими и общественными организациями «всероссийских бессрочных политических акций протеста» с целью добиться отставки президента Ельцина. Генерал Лев Рохлин был убит в ночь со 2 на 3 июля 1998 года на своей подмосковной даче (деревня Клоково Нарофоминского района). Похоронен 7 июля 1998 года на Троекуровском кладбище. Обвинение в убийстве Льва Рохлина «на почве неприязненных отношений» было предъявлено его вдове Тамаре Рохлиной, но этот вывод следствия и суда оставил больше вопросов, чем дал ответов на причины случившегося. Подсудимая не признала своей вины, утверждая, что убийство ее мужа совершили трое неизвестных в масках. Кстати, в ходе расследования убийства в лесополосе недалеко от места преступления были обнаружены три обгоревших трупа. По официальной версии, их смерть произошла незадолго до убийства генерала. Однако многие соратники Рохлина считали, что они — настоящие убийцы, которых якобы ликвидировали спецслужбы по команде Кремля, «заметая следы». На это намекнул и Михаил Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса», в которой содержится намёк на причастность властей к убийству неугодного генерала (как сказал сам Полторанин, «доказательств, как вы понимаете, у меня нет»).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации


| 30.05.2012 07:43