МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5930
Распечатать

28 марта-3 апр. 2013

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

28 марта

 

1878 - Участник революционного и профсоюзного движения в России, государственный деятель, публицист, член Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) Соломон Лозовский (настоящая фамилия – Дридзо) родился 135 лет назад в селе Даниловка Александровского уезда, Екатеринославской губернии, в семье меламеда. С 11 лет начал работать. Проходил военную службу в армии царской России. В 1901 году, находясь на военной службе в Симбирске, сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости. Тогда же вступил в РСДРП, участвовал в революции 1905 года, был арестован, но бежал из ссылки и с 1909 по 1917 год жил в Швейцарии и Франции. Знал по женевской ссылке Ленина. Лозовский вернулся в Петроград в июне 1917 года. В Советской России он выдвинулся как профсоюзный лидер. С 1921 по 1937 год занимал должность генерального секретаря Профинтерна. С 1937 года возглавил Гослитиздат, а с 1939 года стал заместителем наркома иностранных дел. Работу в НКИДе Соломон Лозовский совмещал с руководством Совинформбюро. Лозовский был близким другом Молотова и его жены Полины Жемчужиной. В январе 1948 года, когда в Минске убили Михоэлса, Лозовский был уже в частичной опале: за два года до этого убийства, в 1946 году, он потерял пост заместителя наркома иностранных дел, а в июне 1947-го его освободили и от должности начальника Совинформбюро. Это было связано с проводившимися после войны чистками внешнеполитических ведомств СССР и посольского корпуса от «недопустимо высокой концентрации евреев». Потеряв высокие посты, Лозовский, которому тогда было уже 70 лет, сохранил лишь свою должность заведующего кафедрой истории международных отношений и внешней политики Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). На всех своих прежних должностях Лозовский был обязан координировать свою работу с органами госбезопасности. В СССР в период войны и после нее было трудно определить, где кончаются «иностранные дела» и информационная служба и где начинается внешняя разведка. И Лозовский, безусловно, не мог не понимать, что Михоэлс погиб не в автокатастрофе, а был «ликвидирован». Соломон Лозовский принимал заочное участие в январской философской дискуссии 1947 года. А 26 января 1949 года он был арестован. Вот строки из обвинительного заключения по делу ЕАК: «ЛОЗОВСКИЙ Соломон Абрамович – 1878 года рождения, уроженец села Даниловки, Днепропетровской области, еврей, гражданин СССР, бывш[ий] член ВКП(б) с 1901 года, в 1914 и 1917 гг. исключался из партии; в январе 1949 года снова исключен из ВКП(б) за вражескую деятельность; бывший начальник Совинформбюро – в том, что занимался шпионажем и был одним из руководителей еврейского националистического подполья в СССР. Являлся вдохновителем превращения Еврейского антифашистского комитета в центр националистической и шпионской работы против СССР. Добившись в 1943 году разрешения на посылку в Америку своих сообщников МИХОЭЛСА и ФЕФЕРА, дал им задание установить связь с еврейскими реакционными кругами Америки с тем, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе против советской власти. Снабдил МИХОЭЛСА и ФЕФЕРА для передачи американцам шпионскими материалами о состоянии промышленности, хозяйства и культурной жизни СССР. Выполняя указание американцев, вместе со своими сообщниками домогался передачи Крыма евреям, а также организовал сбор и передачу американцам шпионских сведений о Советском Союзе. Имел личную шпионскую связь с приезжавшим в СССР американским разведчиком ГОЛЬДБЕРГОМ, т.е. в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-1 «а», 58-10, ч. 2 и 58-11 УК РСФСР». Военной коллегией Верховного Суда СССР 18 июля 1952 года Лозовский был приговорен к расстрелу. 12 августа 1952 года в числе других осужденных членов ЕАК он был казнен. Реабилитирован посмертно 22 ноября 1955 года.

 

29 марта

1873 - Известный итальянский математик еврейского происхождения Туллио Леви-Чивита, знаменитый, главным образом, своими работами в области тензорного исчисления и его приложениями к теории относительности, но внесший также значительный вклад и в другие отрасли математики, родился 140 лет назад в г. Падуя, Италия. Основные работы Туллио Леви-Чивиты включают основополагающие статьи по чистой и прикладной математике, небесной механике (особенно по проблеме трёх и более тел) и гидродинамике. Туллио был сыном Джакомо Леви-Чивиты, известного еврейского юриста, ставшего затем итальянским сенатором. Туллио окончил Падуанский университет, факультет математики, ученик Грегорио Риччи-Курбастро. В 1894 году Леви-Чивита получил диплом преподавателя и после этого начал работать в учительском колледже в Падуе (Science teacher’s college). В 1898 году он перешел работать на кафедру рациональной механики Падуанского университета, где познакомился с будущей супругой — Либерой Тревисани, которая была одной из его студенток. Они поженились в 1914 году. В 1918 году Туллио был приглашён на кафедру высшего анализа Римского университета, где и работал впоследствии; кроме того, ещё два года он преподавал там же на кафедре механики. В 1900 году Леви-Чивита и его учитель Риччи-Курбастро опубликовали одну из самых известных работ по теории тензорного исчисления, которую Альберт Эйнштейн и Марсель Гроссман использовали как математическую основу для общей теории относительности. Серия статей Леви-Чивиты по проблеме статического гравитационного поля активно обсуждалась в его переписке с Эйнштейном в 1915-1917 годах. Переписка была начата самим Леви-Чивитой, так как он нашёл математические ошибки в использовании Эйнштейном тензорного исчисления в теории относительности. Он пунктуально сохранил все ответы Эйнштейна, так что, хотя его письма к Эйнштейну не сохранились, полное содержание корреспонденции может быть восстановлено по архиву Леви-Чивиты. Согласно сохранившимся письмам, их авторы были высокого мнения друг о друге. В одном из писем, касающемся новой работы Леви-Чивиты, Эйнштейн писал: «Я восторгаюсь элегантностью Вашего метода вычислений; как, должно быть, приятно скакать через эти поля на жеребце чистой математики - в то время, как остальные должны утомительно переставлять ноги». Написанный Леви-Чивитой учебник тензорного исчисления, The Absolute Differential Calculus (исходно - записи лекций, прочитанных на итальянском языке в соавторстве с Риччи-Курбастро), остаётся одним из актуальных текстов для знакомства с предметом более чем через 100 лет после его первого издания. Эта книга переведена на многие языки, включая и русский. Его перу также принадлежит одна из первых книг, посвящённых движению тел в общей теории относительности. В 1933 году Леви-Чивита внёс существенный вклад в разработку теории уравнения Дирака. В 1935 году посетил с научным визитом ЦАГИ. В 1938 году из-за антиеврейских законов фашистского правительства Италии Леви-Чивита потерял место профессора, был исключён из всех научных организаций Италии и изолирован от мирового научного сообщества. Вскоре, 29 декабря 1941 года, он умер в своей квартире в Риме. Когда уже после смерти Леви-Чивиты Эйнштейну задали вопрос о том, что ему больше всего нравится в Италии, он ответил: «Спагетти и Леви-Чивита».

30 марта

1135 - Гениальный еврейский философ, крупнейший представитель средневековых мыслителей, еврейский теолог и врач Моше бен-Маймон, он же Маймонид, он же РАМБАМ, родился в Кордове 14-го дня месяца Нисан (т.е. в канун Песаха) 1135 г., в семье судьи раввинского суда Кордовы рабби Маймона бен-Йосефа. Отец Моше, почитаемый в кордовской общине ученый и общественный деятель, был его первым учителем Библии и Талмуда. Впоследствии РАМБАМ получает также весьма основательное светское образование: по математике, естествознанию, астрономии, медицине, философии. Одним из его учителей был ученик великого арабского философа ибн-Баджа, в классе которого Моше изучал естественную историю. Когда Маймониду было всего 13 лет, семье пришлось спасаться бегством от мусульманских завоевателей Альмохадов, пришедших из Северной Африки и занимавших город за городом. Они ненавидели все другие религии и пытались обратить евреев в мусульманство, убивая не желавших следовать новой вере. Семейство Рамбама, так же, как тысячи других, бежало из Кордовы и долго странствовало, ища место, где бы их не преследовали. Сначала родные мальчика поселились в портовом городе Эльмейра, а спустя три года перебрались в северную, христианскую часть Испании, где прожили почти 9 лет. Сам Маймонид свидетельствует, что был дружен с визирем Абу Бекром ибн Зором, известным врачом и философом, жившим в Севилье, учился также астрономии под руководством ученого Ибн Бадья аль-Саида. В 1160 году семья Маймонида переселилась в Фес (до настоящего времени один из городов Марокко). Неизвестно, что заставило семью покинуть сравнительно спокойную христианскую Испанию и отправиться в Африку, где царили жестокие и фанатичные Альмохады. Возможно, что ее влекли туда научные интересы молодого Маймонида. В Фесе жил известный своими талмудическими познаниями рабби Иегуда ха-Коэн ибн Шошан, слава которого гремела далеко за пределами Марокко. Там же обитали известные арабские ученые, общение с ними было весьма интересно для Маймонида. Он сам в своих «Поучениях» вспоминает, что в Марокко занимался медициной. Здесь евреи не могли практиковать иудаизм открыто - только у себя дома. Некоторым видным людям, таким, как семейство рабби Маймона, фактически была предоставлена особая «привилегия» - практиковать свою религию открыто. Несмотря на трудности в жизни и постоянные странствия, ничто не могло удержать Рамбама от изучения Торы. Одной из первых значительных работ Маймонида, которую он закончил в 1168, был комментарий к Мишне. Часть этого комментария, известная как Восемь глав, являющаяся трактатом по этике и философии, предвосхищает его более поздний философский труд в попытке примирить греческие и еврейские идеи. В этом комментарии содержится также формулировка тринадцати положений, которые обычно принимаются ортодоксальными евреями и образуют часть ортодоксальной службы в синагоге. В то время некоторые видные раввины критиковали евреев, вынужденных формально принять мусульманство, и требовали, чтобы они жертвовали свои жизни за веру. Раввину говорили, что эти люди считаются отступниками-неевреями и теряют свою долю в мире грядущем. Это только ухудшало общую ситуацию в еврейском мире, так как многие насильно обращенные решили полностью отойти от иудаизма. Несмотря на то, что РАМБАМ тогда был еще молодым человеком, он видел эту ситуацию совсем иначе и встал на защиту своих соплеменников. Специально для них он написал длинное эссе «Послание обращенным» (Игерет Ашмад), объясняя, что, несмотря на всё, что они сделали, они всё еще считаются евреями и не должны отчаиваться. Рамбам решительно осудил тех, кто смел называть их вероотступниками, так как этот термин используется лишь для тех, кто отходит от иудаизма добровольно. Он, конечно, призывал их бежать из-под гнета как можно скорее, чтобы они могли снова открыто быть евреями. Поскольку ситуация в Фесе становилась все труднее, в 1165 году его семейство пустилось в плавание к берегам земли Израиля. На пути разразился страшный шторм. Чудесным образом судно смогло остаться на плаву, и они, наконец, прибыли в порт Акко. В то время Святая Земля была под христианским господством и насчитывала не более тысячи еврейских семей. В 1166 году семья РАМБАМА уехала в Египет и обосновалась в городе Фостат, главном центре изучения Торы. Здесь Маймонид становится руководителем еврейской общины Египта. Обладая обширными знаниями еврейских дисциплин и глубокими сведениями в языкознании, философии, медицине, математике, он становится духовным лидером своего времени. Евреи, равно как и мусульмане, стекаются в Фостат из самых отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы слушать его проповеди, его публичные лекции по философии, медицине и естественным наукам. О нём в ту пору говорили так: "От Моше до Моше нет равного Моше". В Фостате РАМБАМ перенес большую личную трагедию, когда его отец, жена и двое детей умерли в течение короткого периода времени. Но это лишь укрепило его в осознании важности избранного им пути. В 1170 году он завершает работу над "Книгой заповедей" ("Сефер ха-Мицвот"). Согласно РАМБАМУ, человек должен стремиться исполнять заповеди не ради награды, но ради самого исполнения заповеди. Тот, кто поступает подобным образом, постепенно приближается к высшей ступени человеческого совершенства. РАМБАМ продолжал писать, но неожиданно пришло новое страшное известие: его любимый брат Давид пропал в Индийском океане (1171). Давид был человеком небедным, торговал драгоценными камнями и поддерживал семейство, чтобы его брат Моше мог проводить все свое время, изучая Тору. После смерти Давида РАМБАМ вынужден был заняться медицинской практикой, чтобы прокормить себя и семейство покойного брата. Его слава великолепного врача быстро распространилась, и он был нанят на службу персональным врачом султана Салах-ад-Дина, египетского правителя и оставался его целителем на протяжении 20 лет. Это решило финансовые проблемы, но очень изматывало его и забирало всё свободное время. Как врач, Маймонид пользовался уважением как иудеев, так и арабов. Религиозных чувств своих пациентов он старался не задевать. Им написано 12 работ по медицине. Они включают словарь лекарственных препаратов, общие работы по искусству врачевания и монографии по специфическим болезням и гигиене. Английский король Ричард Львиное Сердце предложил ему должность личного врача, но РАМБАМ остался в Египте и до конца дней своих жил в старом Каире, возглавляя еврейскую общину. Несмотря на свою загруженность, он находил время работать над своим трудом «Мишне Тора». Традиция гласит, что в ночь 8 кислева 1181 года, когда его работа была завершена, отец пришел к нему во сне с человеком, чьё лицо сияло подобно солнцу, и сказал ему, что это Моше Рабейну. Они пришли, чтобы увидеть его работу и дать ей самую высокую оценку. К 1169 году относится написание знаменитого "Йеменского послания" ("Игерет Тейман"). 13 декабря 1204 года, в возрасте 70 лет, РАМБАМ скончался. В день его кончины в Фостате был объявлен трехдневный траур - как евреями, так и мусульманами. Его могила на Святой земле, в Тверии, по сей день является местом паломничества евреев со всего мира. Легенда гласит: когда его тело несли в землю Израиля для захоронения, процессия подверглась нападению разбойников. Но, узнав, что несут святого человека, разбойники никого не тронули, и процессия продолжила свой путь в Тверию. В 2004 году еврейский мир отмечал 800-летие со дня смерти величайшего религиозного мыслителя. Верно говорят: праведники не умирают, и до тех пор, пока мы повторяем их святые слова, они живут вместе с нами. Как сказал РАМБАМ: «Правда не станет более истинной, если весь мир соглашается с ней, или менее истинной, если весь мир не соглашается с ней»

31 марта

1882 - Русский писатель, поэт, переводчик, литературовед Корней Чуковский родился в Санкт-Петербурге и долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом будущего писателя был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, и его мать — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова — переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб». Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 года начинает писать статьи в «Одесских новостях». С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью (как видно по его дневнику 1920-х годов), использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией. В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист Владимир (Зеэв) Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим деятелем сионистского движения. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд. Затем, в 1903 году, Чуковский был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин», начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал», среди авторов которого были такие известные писатели как Куприн, Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера Чуковского арестовали за «оскорбление его величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Оскар Грузенберг, добившийся оправдания. С 1912 по 1927 год Чуковский жил в финской деревне Куоккала, где встречался с самыми знаменитыми писателями и художниками тогдашней России, и из их автографов создал своеобразный альбом - "Чукоккала". Блестяще перевел "Листья травы" Уитмена. Но самое главное свое призвание Чуковский нашел в стихах для детей, на которых с 1916 года были воспитаны десятки поколений. Стихи для детей Чуковского были изданы общим тиражом около 50 миллионов. Множество изданий выдержала книга "От двух до пяти", где Чуковский весело и мудро исследует, как начинают говорить дети. Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде партийных критиков возник даже термин — «чуковщина». Чуковский взял на себя обязательство написать ортодоксально-советское произведение для детей «Весёлая колхозия», но не сделал этого. 1930-е годы ознаменованы двумя личными трагедиями Чуковского: в 1931 году умерла после тяжёлой болезни его дочь Мурочка, а в 1938 году был расстрелян муж его дочери Лидии физик Матвей Бронштейн (о гибели зятя писатель узнал только после двух лет хлопот в инстанциях). Чуковский получил Ленинскую премию за книгу "Мастерство Некрасова" в 1962 году. В том же году ему было присуждено почетное докторское звание Оксфордским университетом. В последние годы жизни Чуковский — всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Литвиновы, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г. от вирусного гепатита. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

1 апреля

1949 – Израильская журналистка, с 2010 года посол Израиля в России Дорит Голендер-Друкер (творческий псевдоним Шломит Лидор) родилась в Вильнюсе, Литва. Репатриировалась вместе с родителями Шломо и Лизой Друкер в 1967 году. Изучала иврит в кибуце "Глиль Ям". Окончила Еврейский университет в Иерусалиме, где изучала английский язык и советологию. С 1968 года работала на государственной радиостанции «Коль Исраэль», а в 1996-2010 годах была директором и главным редактором радиостанции РЭКА (вещающей на иностранных языках, преимущественно на русском) для новых репатриантов. Радио РЭКА (аббревиатура в переводе с иврита означает «сеть вещания для репатриантов») было создано в 1991 году и одной из его основательниц как раз и являлась Дорит Голендер-Друкер. С 2010 года она является послом Израиля в России. На эту ответственную должность ее предложил бывший глава израильского МИДа, лидер партии «Наш дом — Израиль» Авигдор Либерман. По окончании дипломатических курсов Дорит Голендер-Друкер в ранге посла отправилась в Москву, где сменила на этом посту Анну Азари. Верительные грамоты новый посол Израиля вручила в Кремле 18 октября 2010 года. Дорит Голендер-Друкер замужем за бизнесменом, у них двое взрослых сыновей.

2 апреля

1896 - Бразильский архитектор, один из самых известных архитекторов-модернистов Бразилии Грегори Варшавчик родился в Одессе. Изучал архитектуру в Одесском художественном училище, а с 1918 года учился в Риме, в Институте изящных искусств, который окончил летом 1920 года. В 1922 году — архитектор кинотетатра «Савой» во Флоренции. Через год переехал в Бразилию, где занялся частной архитектурной практикой. В 1925 году Варшавчик опубликовал статью, ставшую манифестом современной архитектуры в Бразилии Среди наиболее известных архитектурных работ Г. Варшавчика - дом Casa Modernista (улица Санта-Крус, Вилла Мариана, Сан-Паулу, 1928), дом в стиле модерн (улица Итаполис, Пакаэмбу, Сан-Паулу, 1930), дом в стиле модерн в Рио-де-Жанейро (1931), Ресторан на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро (1932), жилой дом на Аламейда-де-Барао Лимейра в Сан-Паулу. В 1931 году Варшавчик был приглашен преподавать новый курс современной архитектуры в Национальной школе изящных искусств (Escola Nacional de Belas Artes) в Рио-де-Жанейро. Хотя этот курс был недолгим, Варшавчик «успел» представить молодым слушателям принципы авангардистской архитектуры. Команда Лусио Косты, Оскара Нимейера и Грегори Варшавчика осуществила несколько функциональных проектов: создание дешевых домов (1933) в Рио-де-Жанейро. В 1939 году Г. Варшавчик стал обладателем второго приза в конкурсе на строительство городской ратуши в Sан-Паулу (это был его первый проект городского масштаба – к сожалению, так и не выполненный). После 1940 года и вплоть до 1961 года Грегори Варшавчик регулярно сотрудничал с газетами Рио-де-Жанейро и Sан-Паулу на темы развития современной архитектуры Бразилии. Умер Грегори Варшавчик в 1972 году, похоронен на еврейском кладбище Вила Мариана в Сан-Паулу.

3 апреля

1900 - Немецко-еврейский этнограф, американский историк, арабист и востоковед Шломо-Дов (Фриц) Гойтейн, известный своими исследованиями жизни средневековых евреев в исламских странах, родился в Бургунштадте, в южной Германии. Его отец, доктор наук Эдвард Гойтейн, был уроженцем Венгрии и принадлежал к семье потомственных раввинов. Шломо получил как светское, так и религиозное образование. В 1914 году его отец умер, и семья переехала во Франкфурт-на-Майне, где юноша закончил свое обучение в школе и университете. В 1918-1923 гг. Гойтейн учился в университетах Франкфурта и Берлина, изучал историю ислама под руководством Йозефа Хоровица и защитил докторскую диссертацию под названием «Молитва в Коране». Он также продолжал изучать еврейские предметы. Она также был лидером сионистского молодежного движения. В 1923 году, вместе с Гершомом Шолемом, еврейским философом, будущим лауреатом Государственной премии Израиля (1958 год), Шломо совершил алию в Палестину. В течение 4-х лет (1924-1928) он жил и преподавал ТАНАХ и иврит в Хайфской реальной гимназии. В 1927 году Гойтейн написал пьесу «Пулселина» («Pulcellina»), посвященную убийству евреев в результате кровавого навета в г. Блуа (Франция) в 1171 году. В 1928 году Гойтейн начал преподавать историю и изучение ислама в Еврейском университете в Иерусалиме (с 1947 года - профессор). Он стал основателем «Школы исследования Азии и Африки» и «Израильского общества востоковедения». В 1928 году Гойтейн начал свои исследования языка, культуры и истории евреев Йемена. В 1949 году он выехал в г. Аден, где проводил опросы среди 50 тысяч евреев, бежавших в этот город со всех частей Йемена, перед тем как они были эвакуированы воздушным путем в Израиль в рамках операции «На орлиных крыльях». В 1938—1948 гг. он исполнял обязанности инспектора департамента образования подмандатной Палестины, отвечал как за еврейские, так и за арабские школы и опубликовал несколько книг, посвященных изучению Танаха и иврита. В Иерусалиме Шломо-Дов Гойтейн женился на Терезе Готлиб (1900-1987 гг.), преподавательнице ритмической гимнастики, сочинявшей песни и игры для детей. У них родилось трое детей: Аяла, Офра и Элон. В 1948 году Гойтейн начал дело своей жизни — работу над документами Каирской генизы, ставших основой его обобщающего исторического труда «Средиземноморское общество» (1976). В этой генизе, обнаруженной в Старом Каире, были найдены тысячи документов и корреспонденций, относящихся к огромному историческому периоду с IX по XIX века. В частности, в этой генизе он обнаружил свидетельства очевидцев о штурме Иерусалима крестоносцами, что позволило внести уточнения в утвердившиеся представления об этом событии. Другой фундаментальный труд, написанный Гойтейном в этот период, — «Евреи и арабы: контакты между евреями и арабами на протяжении веков» (3-е издание — 1967; русский перевод «Евреи и арабы», М.-Иер., 2001). Гойтейн также автор работ по библеистике (в частности, «Библейские исследования», 1958) и по педагогике («Преподавание иврита в Эрец-Исраэль», 1958, и др.). В 1957 году Шломо-Дов Гойтейн был приглашен в Пенсильванский университет в Филадельфию (США) в качестве профессора арабского языка и занимал этот пост до 1970 года. Он продолжил свои исследования в Институте перспективных исследований в Принстоне. Умер Гойтейн в Иерусалиме 6 февраля 1985 года, в день, когда он отправил в печать последнюю часть 5-го тома его труда «Средиземноморское общество». За свою науную деятельность Гойтейн еще при жизни был удостоен различных наград. Многие университеты присудили Гойтейну почетные научные степени. Он награжден премиями «Гуггенхайм» в 1965 году, «Харви» - в 1980 году, и «грантом гения» фонда Макартуров в 1983 году. В 2008 году дочерью Агнона Аялой Гордон была опубликована многолетняя переписка между Гойтейном и Агноном, лауреатом Нобелевской премии в области литературы 1966 года. Гойтейн был частным преподавателем арабского языка жены Агнона Эстер в то время, когда она училась вo Франкфуртском университете. После переезда Гойтейна в Иерусалим она и Агнон стали его близкими друзьями. Большая часть писем относится к периоду с середины 1950-х, после отъезда Гойтейна из Израиля, за что Агнон сильно критиковал друга.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации


| 28.03.2013 05:56