МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=7271
Распечатать

10-16 июля 2014

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

10 июля

1830 – Знаменитый французский художник, «отец импрессионизма» Камилл Писсарро (Якоб-Абрахам) родился в семье Абрахама Габриэля Писсарро, сефардского еврея из Португалии, и Рейчел (Рахель) Манзано-Помье, креолки иудейского вероисповедания из Доминиканской республики. В 12 лет маленький Камилл приехал из Сент-Томаса в Париж, и пять лет учился в Коллеж Савари в Пасси, затем вернулся на Сент-Томас, работал конторщиком в лавке отца, занимаясь на досуге рисованием. В 1853 году уехал против воли родителей в Каракас, где написал свои первые романтические этюды. Примирившись с его страстью к живописи, семья отправила Писсарро в Париж, где он учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюисса (1855–61), где сблизился с П. Сезанном, А. Гийоменом и К. Моне, с которым во время франко-прусской войны (1870–71) совершил поездку в Лондон. Вернувшись во Францию, Писсарро поселился в Понтуазе близ Парижа. Испытав влияние К. Коро, Ж. Ф. Милле, Дж. Констебла, Писсарро, наряду с К. Моне, А. Сислеем и О. Ренуаром, создал в 1870-х гг. систему живописи импрессионизма. Писсарро играл ведущую роль в объединении импрессионистов, был в числе организаторов всех их выставок (1874–86), противостоял насмешкам и поношениям со стороны приверженцев академического искусства. Камилл Писсарро оказал глубокое художественное влияние на других мастеров. Занимался также рисунком, акварелью, офортом и литографией. Писсарро, глава многодетной семьи, жил в острой нужде вплоть до 1892 г., когда ретроспективная выставка его работ принесла ему широкое признание и материальный достаток. Поддержав в 1897 г. выступление Эмиля Золя во время дела Дрейфуса, Писсарро столкнулся с проявлениями антисемитизма со стороны близких сподвижников -Э. Дега и О. Ренуара, что привело к разрыву отношений с ними. Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903 года.

11 июля

1989 - Израильская певица, музыкант и автор песен Лиэль Колет родилась четверть века назад в израильском кибуце, в семье Руди и Дани. Кроме нее в семье растут братья Ноам и Омри. В 2001 году Лиэль победила в престижном музыкальном шоу в Израиле, а затем представляла нашу страну на одном из европейских музыкальных конкурсов. Затем Лиэль познакомилась с известным продюсером Тен-Хенгель, которая взялась за ее продюсирование. Лиэль также победила на двух музыкальных конкурсах в Германии. В число её поклонников входит Билл Клинтон, с которым она исполнила хит Imagine. С группой Scorpions Лиэль Колет записала несколько песен, в числе которых новая версия хита Send me an angel, вошедшая в новый альбом Лиэль — Unison. С этой группой Колет выступала на благотворительном концерте в Германии в фонд помощи жертвам цунами в Юго-Восточной Азии и на концерте, посвященном 40-летию установления дипломатических отношений между Германией и Израилем. В 2004 году Колет побывала в США по приглашению экс-президента Билла Клинтона и выступила на концерте в поддержку Демократической партии США.

12 июля

1892 - В доме торговца мануфактурой Якуба Шульца на Самборской улице в Дрогобыче (в то время — территория Австро-Венгрии, ныне — Западная Украина) родился мальчик, которого назвали Бруно - третий, самый младший ребёнок, диковатый, необщительный, рано обнаруживший художественное дарование, будущий выдающийся польский писатель и художник Бруно Шульц. Семья не была религиозной, в документах отец называл себя поляком иудейского вероисповедания, в синагогу ходили по большим праздникам. Дома говорили по-польски, а официальным языком учреждений был немецкий. Этот край на задворках дряхлой Австро-Венгерской империи граничил с Российской империей, такой же архаичной; уроженцами этого края были Йозеф Рот, Пауль Целан, Роза Ауслендер, Роза Люксембург, Манес Шпербер. Шульц окончил дрогобычскую польскую гимназию, поступил в Высшее техническое училище во Львове, где собирался изучать архитектуру, но вынужден был вернуться из-за болезни отца и угрозы разорения. Неудача постигла его и в Вене, там он начал было учиться в Академии изящных искусств; отец умер, магазин в Дрогобыче был продан. Юноша вернулся в родной дом, стал работать в гимназии Короля Владислава Ягеллона учителем рисования. Тогда же появились и первые прозаические произведения Шульца – повести в новеллах «Коричные лавки» (1934) и «Санатория под клепсидрой» (1937). Его тексты, в которых повседневная жизнь маленького провинциального городка становится фантастической притчей о судьбах мира, перенесены на театральную сцену («Умерший класс» Тадеуша Кантора), экранизированы («Санатория под клепсидрой» Войцеха Хаса), стали основой анимационных фильмов («Улица Крокодилов» Стивена и Тимоти Куай, 1996), музыкальных произведений (опера Дж. Вулрича «Улица Крокодилов»). В июне 1941 года, в первые дни войны, части вермахта вошли в Дрогобыч, а осенью следующего года в соседнем Бориславе произошёл первый еврейский погром. Те, кому удалось спастись от погромщиков, - украинцев и поляков, были согнаны в созданное немцами Дрогобычское гетто; среди его обитателей находился и местный житель, учитель рисования Бруно Шульц. В четверг 19 ноября 1942 года во время облавы Шульц был застрелен на улице шарфюрером СС Карлом Гюнтером. Ночью один из друзей Шульца нашёл его труп и тайком похоронил на еврейском кладбище; могила не сохранилась. Ряд его литературных произведений и практически вся живопись также утрачены. Якобы найденной книге Бруно Шульца «Мессия» посвящён роман американской писательницы Синтии Озик «Мессия из Стокгольма» (1987). Роман о нем под названием «Бруно» написал израильский писатель Давид Гроссман (1986), Шульцу посвящены также повесть-хроника Бориса Хазанова «Чудотворец» (1990) и роман итальянского прозаика Уго Риккарелли «Человек по имени, кажется, Шульц» (1998). Влияние Б. Шульца на свою прозу признавали Богумил Грабал, Данило Киш, Филип Рот, Ицхак Башевис-Зингер. В США учреждена премия имени Бруно Шульца лучшему зарубежному автору года. На русский язык прозу Бруно Шульца переводили Асар Эппель, Леонид Цывьян, Игорь Клех, Валентина Кулагина-Ярцева. Но вот в начале 2001 года были обнаружены фрески, которые Шульц в 1941-1942 годах выполнил для гауптшарфюрера Феликса Ландау на вилле последнего в Дрогобыче. В мае 2001 года три фрески были сняты сотрудниками центра «Яд ва-Шем» и нелегально вывезены за пределы Украины, остальные выставлены в Дрогобыче и являются одной из главных достопримечательностей города.

13 июля

1894 – Любимый миллионами писатель Исаак Бабель родился 120 лет назад в Одессе, свободно говорил на идиш, русском и французском (именно на нём он написал свои первые рассказы). А на русском Исаак Эммануилович стал печататься в журнале «Летопись», а затем, по совету Максима Горького, который всю жизнь поддерживал и ценил Бабеля, «ушёл в люди». В 1920 году был бойцом и политработником Первой конной армии. Через четыре года опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». В них Бабель сумел мастерски передать на русском языке стилистику литературы, созданной на идиш (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь героев является как бы построчным переводом с мамэ-лошн). Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества Бабеля, но, осознавая его «антипатию делу рабочего класса» упрекала его в «натурализме» и романтизации бандитизма». Когда "Конармия" вышла в свет, одним из первых ее читателей стал маршал С.М.Буденный. Книга привела его в бешенство. Красный конник назвал очерки клеветническими и грозился лично зарубить Бабеля шашкой. Защищая писателя, Горький написал: "Он показал бойцов Первой конной лучше, правдивее, чем Гоголь - запорожцев". В тот раз писатель был спасен. В 1928 году он опубликовал пьесу «Закат» (поставлена во 2-м МХАТе), в 1935-м - пьесу «Мария». В 30-е годы он создал еще ряд рассказов, где попытался отразить реалии новой действительности. В рассказах «Конец богадельни» (1932) и «Фроим Грач» (1933) Бабель описывает жестокую расправу чекистов над жителями старой Молдаванки. Подобные произведения, конечно же, не могли найти одобрения у властей. Несмотря на ходатайство Горького, рассказ «Фроим Грач» не был опубликован. Над «ненадежным» писателем постепенно сгущались тучи. Он был вынужден разрываться между Францией и Москвой из-за того, что за границей жила его семья, но это вызывало еще большее раздражение властей. 16 мая 1939 года помочь Бабелю не смог даже Горький. Писателя арестовали на даче в Переделкино по вымышленному обвинению. Он оказался в cамой страшной тюрьме НКВД - Сухановской. Оттуда мало кому удавалось выйти живым… Не удалось это и Бабелю. Он был расстрелян как агент французской и австрийской разведок 27 января 1940 года. Однако по данным историков литературы, истинной виновницей ареста и смерти Бабеля стала жена наркома НКВД Ежова - Евгения Соломоновна. Во взаимоотношениях этих людей есть какая-то тайна. Говорят, что писатель ходил в гости к жене "железного наркома" не потому, что у него была с нею "шпионская связь", а потому, что всё это время прозаик собирал материал для своего романа, черновой вариант которого был написан к моменту ареста. Кто знает? – может быть, этот первый и последний роман Бабеля, бесследно исчезнувший в архивах НКВД, - лучшее его литературное произведение? 20 лет произведения опального писателя были недоступны читателям. Лишь в 1957 году произошло его возвращение в литературу: был издан сборник «Избранное» с предисловием Ильи Эренбурга, который назвал И. Бабеля одним из выдающихся писателей XX века, блестящим стилистом и мастером новеллы. Его безвременная гибель стала одной из самых больших потерь не только для российской, но и для мировой литературы. Отвечая на вопрос журналиста о приверженности Бабеля еврейской истории, религии, культуре, его вдова Антонина Николаевна Пирожкова сказала: «Никакой у него приверженности к религии я совершенно не чувствовала, хотя воспитание в семье сказывалось. Он в совершенстве знал идиш и иврит, и у него было любовное отношение к еврейским местечкам и бедноте, живущей там. Он охотно переводил с идиш Давида Бергельсона, Рискинда и, конечно, Шолом-Алейхема. Он считал, что классика еврейской литературы плохо перевели на русский язык, и поэтому переводил сам также несколько его рассказов, ранее никогда не переводившихся».

14 июля

1889 – 125 лет назад в местечке Чернихов, Житомирского уезда, Волынской губернии, родился Ицхак Нусинов – критик, литературовед, профессор Института красной профессуры, завкафедрой еврейской литературы МГПИ. Традиционного еврейского воспитания он не получил. Учился самостоятельно, у частных учителей, много занимался самообразованием. В 1906 году вступил в Бунд, а в 1910 году экстерном окончил гимназию в Варшаве. Изучал филологию в Швейцарии и Италии. В 1917 г. вернулся в Россию. В конце 1919 года вступил в компартию; некоторое время руководил отделением Евсекции в Киеве. С конца 1920 г. был председателем Всеукраинской «Култур-лиге». Основал и редактировал поэтическую серию «Лирик» (Киев, 1921, издано десять книг) совместно с Н. Ойслендером и Д. Гофштейном. В 1922 г. переехал в Москву. В 1924 г. защитил диссертацию на тему «Проблема исторического романа. В. Гюго и А. Франс» (опубликована в 1927). С 1925 года преподавал историю еврейской литературы XIX века на еврейском отделении факультета лингвистики Второго МГУ. В конце 1920-х и в 1930-х гг. был профессором истории западной литературы в Институте красной профессуры, заведовал кафедрой еврейской литературы в Московском педагогическом институте, был действительным членом Института литературы и искусства при Коммунистической академии и Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН. Опубликовал множество литературоведческих статей в периодических изданиях на идиш — «Эмес», «Штерн», «Ди ройтэ вэлт» и др. Писал статьи по теории литературы для БСЭ и Литературной энциклопедии (тт. 1—9, 11; 1929—39), в редколлегию которой входил. Среди его трудов - статьи о еврейских писателях, писавших на идиш (И. -Л. Перец, Шолом-Алейхем, Менделе Мойхер-Сфорим, П. Маркиш), книги о русских писателях «Л. Н. Толстой, М. Горький, А. П. Чехов» (1930, на идиш), «М. Горький» (1932 — на идиш, 1933 — на русском языке), «Леонид Леонов» (1935, на русском языке), «Теория литературы» (1926), сборник литературно-критических статей «Проблемэн фун дер пролетаришер литератур» («Проблемы пролетарской литературы», 1932), исследование по истории литературы «Вековые образы» (1937), в котором он отказался от некоторых «вульгаризаторских» положений, и др. Его «История еврейской литературы на идиш», включенная в издательский план на 1927 год, так и не вышла в свет, а сборник статей «История литературного героя» (М., 1958) и сборник «Избранные работы по русской и западной литературе» (М., 1959) были опубликованы посмертно. Во время Второй мировой войны Нусинов стал активистом Еврейского антифашистского комитета, а вскоре после войны - первой жертвой обвинений деятелей еврейской культуры в космополитизме. Поводом для нападок послужила его книга «Пушкин и мировая литература» (1941), в которой он исследовал влияние классиков западноевропейской литературы на Пушкина. В 1949 г. был арестован; погиб в заключении (по одним данным, Нусинов умер в 1949 году в Лефортовской тюрьме, по другим – в 1951 году в лагере). Впоследствии посмертно реабилитирован. В 1960-х годах в советском кино ярко взошла звезда его сына - Ильи Нусинова. Даже сегодня многим памятны такие фильмы, как "Мичман Панин", "Тучи над Борском", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", позже - "Внимание, черепаха!", "Телеграмма", "Агония", снятые по сценариям Ильи Нусинова и Семена Лунгина. Они всю жизнь писали вместе для театра и кино, до смерти Ильи Исааковича Нусинова в 1970 году в возрасте 50 лет во время дальнего похода на военном корабле, куда соавторы были приглашены для работы над сценарием на морскую тематику.

15 июля

1907 – Талантливый еврейский поэт Зиновий (Зяма) Телесин родился в белорусском местечке Калинковичи, Минской губернии, в многодетной семье ремесленника. Зяма посещал хедер (до его закрытия властями), затем работал с отцом жестянщиком-кровельщиком, овладев в совершенстве профессией. В 1929 г. уехал в Москву, поступил на еврейское отделение литературного факультета Московского государственного педагогического института им. Бубнова (окончил в 1935 г.). Вместе с женой, поэтессой Рохл Баумволь, выпускницей того же отделения, был направлен в Минск, работал редактором государственного издательства, публиковал стихи в еврейской прессе. В Минске вышли в свет первые два поэтических сборника Телесина — «Ойф майн эйгенер эрд» («На родной земле», 1939) и «Лидэр ун поэмен» («Стихи и поэмы», 1941). В годы 2-й мировой войны Телесин добровольно пошел на фронт рядовым и был демобилизован в конце 1945 г. (после тяжелой контузии) в звании капитана. В послевоенные годы Телесин жил в Москве. Две его стихотворные книги были изданы на идиш — «Ойф дер лихтикер велт» («В светлом мире», М., 1957) и «Ойф майне ахрайес» («На мою ответственность», М., 1968). В Москве вышли также на русском языке два сборника переводов его стихотворений — «Глубокие корни» (1957) и «Близко к сердцу» (1965), и в «Детгизе» — пять иллюстрированных детских книг. Стихи Телесина переводили такие известные поэты, как М.Светлов, Я. Козловский, Ю.Нейман, А.Адалис, Т.Спендиарова и другие, а также жена и сын Юлиус Телесин. Первые же публикации Зямы Телесина показали, что в еврейскую литературу пришел самобытный поэт, отлично владеющий народным языком, который звучал в доме его родителей в Белоруссии. В лирике видное место занимали пейзажи Полесья, в бытовых зарисовках — обычаи и нравы людей местечка. В еврейской поэзии он был мастером образного, поэтического описания труда; персонажи его ранних стихотворений — кузнец, плотник, печник, швея, сапожник. В 1971 году, после долгой борьбы с властями за право репатриации, Телесин с женой уехал в Израиль. Выезду предшествовали обыски, преследования и запугивания со стороны властей, связанные, главным образом, с правозащитной и диссидентской деятельностью сына. В Израиле вышли стихотворные сборники Телесина «Гевэйн фун зикорн» («Плач памяти», 1972), «Комец алеф — о» (фраза, с которой начиналось изучение еврейской азбуки, 1980), «Дер вэг фунэм фойгл» («Путь птицы», 1976), «Дос ниселэ вос файфт» («Свистящий орешек», 1992), что свидетельствовало о новом творческом подъеме поэта. Появились стихи, посвященные близким друзьям, погибшим в застенках КГБ, — еврейским поэтам. Галерея героев войны с нацистами пополнилась образами борцов Израиля, к пейзажам Полесья органически прибавились одухотворенные пейзажи Иерусалима, Изреэльской долины, Негева. Некоторые израильские стихи Телесина положены на музыку (в частности, композитором Ц.Пайкиным) и звучат на концертах и по радио. Телесин — лауреат самой престижной в литературе на идиш премии имени Ицика Мангера (1990), награжден также премией Союза еврейских писателей и журналистов (1979), премией «Кдошей Люблин» (1972) и др. Умер в Иерусалиме в 1996 году. Юлиус Телесин (родился в 1933 году в Москве), сын Телесина, математик, шахматист и поэт-переводчик. В 1960-е гг. — видный диссидент. С 1970 г. — в Израиле. Автор книг на русском языке: «Тысяча и один советский политический анекдот» (1986, США), «Теория комбинаций» (шахматный учебник, Иерусалим, 1992).

16 июля

1906 – В семье Абрама Хоровица и Голды Шерман в городке Вайенна в штате Джорджия родился будущий американский режиссер, актер и писатель Винсент Шерман, снявший более 30 фильмов, среди которых и такие популярные ленты, как «Приключения Дон Жуана», «Молодые филадельфийцы», «Всю ночь напролёт», «Горячее сердце» (с участием будущего президента США Рональда Рейгана), «Любовь последнего рыцаря» (с участием непревзойденной Джины Лолобриджиды). Шерман окончил университет в Атланте и стал профессиональным актёром, сценаристом. В 1938 году он подписал контракт с киностудией «Уорнер Бразерс» и через год снял свой первый фильм - фильм ужасов «Возвращение доктора Икс» с Хэмфри Богартом в главной роли. Популярность Винсента Шермана быстро росла. Все продюсеры знали: ему можно дать любой сценарий – и он сделает из него «конфетку», настоящий блокбастер. Именно это и привело Шермана к созданию таких популярных лент, как «Мистер Скеффингтон» (1944), «Мужчины не плачут!» (1950), «Харриет Крейг» (1950), «Прощайте, мечты» (1951). Увы, в тех же 1950-х годах голливудская карьера Винсента Шермана дала трещину из-за объявленной сенатором Джозефом Маккарти «Охоты на ведьм», когда людей выгоняли из кинокомпаний из-за начавшейся в стране антикоммунистической истерии, во многом принявшей форму антисемитских гонений. И хотя Шерман не был членом каких-нибудь левых организаций, он вынужден был уйти работать на телевидение, где стал снимать телесериалы. По завершении своей карьеры на телевидении Шерман в 2004 году стал старейшим из двадцатки ветеранов американского кино, чье интервью было включено в документальный фильм «Мнимый свидетель». Оно было посвящено его 60-летнему пути в американском кино, тайнам его профессии, трагедии Холокоста и другим важным темам. Более 50 лет Винсент Шерман был женат на Хедде Комора, в браке с которой у них родились сын Эрик Шерман и дочь Хедвин Неймарк. О своей жизни в кино Винсент Шерман поведал в автобиографической книге «Дела студийные. Моя режиссерская жизнь». Умер Винсент Шерман 18 июня 2006 года, всего за месяц до своего столетия...

 ______________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий,
в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных"
и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации


| 10.07.2014 23:22