МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=8111
Распечатать

Уместно ли Литве говорить в Иерусалиме об искажении истории Холокоста?

Эфраим Зурофф, Иерусалим





Эфраим Зурофф
8 мая 2015 года президент Литвы Даля Грибаускайте посетила с официальным визитом мемориал в Понарах (Панеряй по-литовски), что поблизости от Вильнюса (Вильно), - крупнейшее место массового истребления литовского еврейства во время Холокоста.

Визит Грибаускайте явился альтернативой участию в московских мероприятиях, посвященных 70-летию победы государств-союзников над нацистами. Отказ президента Литвы посетить российские торжества, в частности, крупномасштабный военный парад, вряд ли удивителен, если учесть ее откровенную критику путинского режима и аналогичное решение практически всех руководителей Евросоюза бойкотировать торжества в Москве 9 мая. И если бы Грибаускайте во время визита к мемориалу в Понарах отдала дань памяти еврейским жертвам, уничтоженных там, прежде всего, бойцами литовского «Ипатингас бурис» (особый карательный отряд специального назначения), и воинам Красной армии, погибшим в Понарах, это было бы действительно правильно и достойно в честь победы над Третьим рейхом.

В Литве, однако, правительство которой и официальные государственные учреждения намерены переписать общепринятую историю Второй мировой войны и Холокоста, чтобы скрыть или свести к минимуму факт пособничества фашистам на местах и поставить знак равенства между коммунистическими и нацистскими преступлениями, 9 мая дало отличную возможность распространить шире эту ревизионистскую версию событий, имевших место в период между 1939 и 1945 гг. Таким образом, президент Грибаускайте решила тихо возложить венки к памятникам евреев, жертв Холокоста, а также группе литовских добровольцев, которые шли на сотрудничество с нацистами, и членам польского подполья Армии Крайовой, многие подразделения которой издевались над евреями и отказывались принимать евреев в свои ряды. В этой связи, молчание президента спасло её от признания, что убийцами на местах были литовцы, - вот малоприглядная истина, которую власти упорно предпочитают игнорировать. Единственным памятником, которому не «досталось» ни одного венка литовского президента, был обелиск памяти 7514 солдат Красной армии, погибших на этом месте. Таким образом, по мнению президента, убийцы и жертвы, герои и злодеи смешались в одно большое целое, где преступления и вина не могут быть четко определены, а виновные не могут быть должным образом выявлены и осуждены.

И, конечно, нет ни малейшей иронии в участии заместителя министра иностранных дел Литвы в Пятом всемирном форуме по борьбе с антисемитизмом под эгидой министерства иностранных дел Израиля, который прошел в Иерусалиме, где участникам было предложено десять разных тем семинара – в том числе в секции "Отрицание и искажение Холокоста". Интересно, какое же сообщение литовский дипломат сделал (и делал ли) на конференции - в частности, на секции по борьбе с искажением Холокоста, которое, по существу, является новой формой антисемитизма, в чем его страна, к сожалению, играет весьма заметную и фактически ведущую роль?


Ситуация в Литве настолько мрачна в этом отношении, настолько связана с историей Холокоста, что я бы считал своим упущением, если бы не упомянул одно положительное явление, которое замечено там только в прошлом месяце. В середине апреля, через день после израильского Дня памяти жертв Холокоста, в Вильнюсе состоялась конференция на тему Холокоста, в работе которой впервые за многие годы приняли участие такие докладчики, как известный литовский поэт, переводчик, литературовед, диссидент и правозащитник Томас Венцлова, профессор-лингвист Довид Кац и ваш покорный слуга из Иерусалима, - а ведь все мы испытываем по отношению к себе глубоко враждебное отношение многих литовцев и носим клеймо врагов страны, упорно выступая за то, чтобы литовцы знали всю правду о двух очень важных моментах своей истории: широком соучастии местных коллаборационистов в нацистских преступлениях как в Литве, так и в других странах, и об активном участии всех слоев общества Литвы, в том числе интеллигенции и духовенства, в этих преступлениях. Кроме того, есть факт антисемитизма, с одной стороны, и чрезмерного патриотизма, с другой, - это объясняет то, что 96,4 % литовских евреев, которые жили под нацистской оккупацией, были уничтожены во время Холокоста.

Организатором этого уникального мероприятия была Рута Ванагайте, вклад которой в историческую правду о Холокосте огромен и особенно важен тем, что и прадед её, и дядя сыграли свою роль в убийстве евреев, - эти факты она узнала во время изучения архива КГБ, который лишь недавно стал доступен общественности. К открытию конференции она опубликовала статью с выразительным названием "Почему мы не говорили, не говорим и не будем говорить о Холокосте в Литве" на Delfi.lt - самом популярном новостном портале Литвы. Ванагайте также выступила в часовой телепрограмме, в которой вела дискуссию с литовскими ультранационалистами, а в настоящее время она работает над новыми проектами по образованию широкой общественности, и особенно местной молодежи, открывая перед молодежью болезненную правду о Холокосте в их стране.

Как жаль, что г-жа Ванагайте не была человеком, который решал, на какие мемориалы возлагать венки в Понарах, и не была избрана для поездки в Иерусалим, чтобы поделиться своим опытом и знаниями с участниками Всемирного форума о том, как лучше всего бороться с искажением Холокоста. Она могла бы действительно внести ценнейший вклад Литвы в важные дискуссии на этом форуме в Иерусалиме.

Оригинал
Перевод с английского:
Н. Голованова, Киев


Автор этой статьи Эфраим Зурофф – известный охотник за нацистами из Центра Симона Визенталя и директор офиса этого Центра в Израиле. Его недавняя книга - "Операция «Последний шанс»; попытка одного человека призвать нацистских преступников к правосудию" - www.operationlastchance.org


| 22.05.2015 12:03