МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=8268
Распечатать

Лев Толстой «Литгазету» читает

Илья Ревич, Ашкелон

Оказывается, не только рукописи, но и сайты не горят, хотя некоторым не мешало бы…


Оказывается, не только рукописи, но и сайты не горят, хотя некоторым не мешало бы сгореть от стыда. Эта мысль пришла мне при прочтении статьи М. Копелиовича о странностях патриотической любви Ю. Полякова. Посмотрел в архивах последнюю публицистику главреда «Литгазеты» и ещё раз убедился в том, что автор «МЗ» попал в «десяточку»! Однако это сделать не сложно, если учесть, что сама «мишень» подставляется, она сама притягивает критические стрелы. Вне сомнения, сегодняшняя сверхзадача главного редактора «Литературной газеты» – «отредактировать» элиту, «национализировать» её. Этой цели служили и ритуальные «патриотические» пляски с грязнотцой его коллеги по газете Игоря Панина, отозвавшегося (год назад) о Конгрессе отечественной интеллигенции. Потуги газеты не только заставляют улыбнуться, но подтверждают правоту участников Конгресса. Они знают, что такое гуманитарная честь. Если были бы живы А. Сахаров, М. Ростропович, С. Аверинцев, они бы пришли в Библиотеку иностранной литературы…


Никто не сомневается, что у Ю. Полякова есть неотъемлемое право быть русским патриотом, у него нет другой страны-Родины. Её не выбирают, в ней живут и умирают. Но это в идеале. А если жизнь есть бедствие? А если жить не дают, а умирать – пожалуйста? Когда миллионы русских и нерусских людей в труде и бою умирали за Россию – они однозначно были патриотами. Их «национализировала» мать-сыра земля. Однако умирать за Родину и жить за Родину – разные вещи. Мёртвые не только «сраму не имут», но и слова не имеют, они не обладают правом голоса, не могут критически оценить происходящее, оно за гранью их бытия. Кстати, День Победы в значительной мере используется властью для того, чтобы перетянуть погибших на свою сторону, чтобы утвердить свой авторитет за их счёт. Мол, они погибли, но - как коммунисты, ленинцы, сталинцы, ворошиловцы, будённовцы, советские, чекисты, антифашисты, наконец, как патриоты. Если они погибли в таком качестве, то за этим многое скрывается, это на многое указывает. Например, на власть, на те ценности, за которые погибли герои, ценности, которые живы по сей день.

Но патриотам поляковского разлива не хочется знать, в какой степени они были обмануты, в какой мере было репрессировано их сознание, с какой интенсивностью эксплуатировалась их вера в справедливость, где у них проявлялось стадное чувство, а где – простонародная, почти детская, наивность, где была романтика, а где – житейский прагматизм. Новым патриотам даже всё равно, кто жертвы, а кто палачи. Вот почему патриотам от власти так нужна приватизация Истории. Она для них как мать-кормилица, они к ней присосались намертво. Она им нужна как инструмент зомбирования массового сознания. О, если бы «фронтовые сто грамм» и котловая каша с котловым же кофе на Красной площади заставили бы проснуться души современников. Увы… Толпа вопиет: «За Родину, за Сталина!». Подобное мы уже проходили, когда освящали «Великий Октябрь». Чему служили тысячи и тысячи мёртвых истуканов на улицах и площадях и мумия вождя в мавзолее. Идеология и власть нуждалась в истуканах больше, чем в живых мыслящих людях. Мёртвый Ленин был нужнее, чем вся Академия общественных наук. Полагаю, если бы он задержался на этом свете, то, несмотря на преданность своему ленинизму (крайне противоречивому учению), всё равно получил бы ледорубом, как Троцкий… (К сожалению, я этого не понимал в молодости, и даже сокрушался, когда на пьедестале памятника Ленину в Свердловске в 1974 году отчаянные смельчаки написали: «Свободу политическим заключённым»).

Фото: propagandahistory.ru/

Чего греха таить, под сенью мавзолея и в тени Кремлёвской кладбищенской стены властям было очень удобно обделывать свои делишки. Полякову и его компании История представляется как воспитательница патриотизма. Однако не всё так прямолинейно в самой Истории, чтобы её понимать (по-поляковски) как незыблемый стержень. Для них История – это ставка на мёртвых. Как идеологический фокус, всё это выглядит эффектно в силу того, что для власти мёртвый патриот предпочтительней живого. Но для настоящего патриотизма всё-таки важнее живые. Например, для Германии оказались важнее не мёртвые нацисты, а новые антинацистские поколения восставшей из пепла страны. Очищающей силой являются только живые. Живые обладают совестью и умом, они могут возразить, они обладают внутренним правом на несогласие, прежде всего, – способностью отличать правду ото лжи. Не могу не сослаться на правоту Ш. Монтескьё: «Я могу умереть за Родину, но не могу за неё лгать».

Ю. Поляков ратует за «национализацию элит». Национализация элит – дело обычное в прошлом. Достаточно вспомнить, как боролся М. Ломоносов против «неметчины», а А. Жданов и М. Суслов - с «еврейским непропорциональным присутствием» в академической среде или в шахматах. Однако и интернационализация элит, как противовес национализации, тоже уходит в Лету. Поэтому я не устаю повторять, что и то и другое – вчерашний день. Сегодня каждой стране, каждому народу необходим Космополис. Это высший уровень интернационализации интеллекта, искусства, культуры. Космополис, как планетарное творчество, вход в которое открыт всем людям. Вообще-то патриоты типа Полякова предлагают не столько национализацию, сколько социализацию, то есть фильтрацию и консолидацию элиты на свой лад, где первым требованием является лояльность «партии власти», признание её «устава». Для них только то элита, что прошло чрез сито. В свое время этим ситечком являлось одно из управлений КГБ. Возникает подозрение, что сегодня его функции переданы «Литературной газете». Да и её главред сие не скрывает, в частности, в письме (сентябрь 2014) Н. Солженицыной, желая снизить градус скандала, вызванного его же оскорблением памяти Александра Исаевича, он замечает: «Выдающийся русский писатель Александр Исаевич Солженицын был фигурой сложной, страстной и противоречивой. Его яростная, отчасти оправданная личной драмой нелюбовь к советской версии нашей государственности общеизвестна, и тут я скорее поверю 5-му управлению КГБ, окошмаривать которое в нынешней геополитической реальности я бы не рискнул».

Лукавит главред, напирая на «нынешнюю геополитическую реальность». Этой реальности почти 100 лет! Именно эта реальность явилась источником и «личной драмы» Александра Исаевича, и всенародной трагедии многих миллионов, уничтоженных физически и морально. Воистину непостижимы пути патриотические. Неужели писателю Полякову (о редакторе здесь умолчим) забылось, что корневая причина писательства – это личная драма и любовь к своей земле-стране-страждущему человеку. У Полякова всё упирается в особый патриотизм с многозначительной проговоркой по поводу любви или нелюбви к «советской версии нашей государственности». Вот он, вожделенный детектор патриотизма, и вот он, директор этого детектора, как метко выразился М. Копелиович. Ю. Поляков, как видно, найдёт немало причин, чтобы интеллект-элиты, бизнес-элиты, художественные, религиозные, управленческие элиты, когда не работает право и нет гражданского общества, строились по казарменному принципу, но это и есть деградация и самих элит и общества в целом. Мы это уже проходили во времена брутальной «красногвардейской атаки на капитал», развитого сталинизма, развитого и «разлитого» социализма. Однако не в коня корм…

Предлагаю вспомнить Льва Толстого, который в статье «Христианство и патриотизм» (1894) писал: «Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не было, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы…Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти». Создаётся впечатление, что Лев Великий иногда читает «Литгазету» и по этому поводу вместе с нами грустит…

Не годится писателю утыкаться во властное корыто, ведь в этой позиции – неба не видать.


Колумнист «МЗ» Илья Ревич – д-р философии (тема диссертации - философская антропология и культурология). Автор нескольких книг и множества статей в российской и израильской прессе


| 27.07.2015 01:01