Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Два письма Борису Камянову
Иосиф Букенгольц, Иерусалим

Письмо 1

Дорогой мой Боря!
Я, к счастью, еще не потерял способности удивляться, но удивление, вызванное твоей статьей в «МЗ» (№565), превысило все мои в этом смысле возможности.

Если бы я не относился к тебе как к брату, мог бы подумать, что это написал либо лукавый демагог, либо полуграмотный антисемит. По-моему, прикасаться с подобным легкомыслием (безмыслием) к столь серьезным темам – верх безответственности, которой человек твоего уровня позволить себе не может.

Заповеди Моисея появились на свет за четырнадцать веков до первых христиан-евреев, и за двадцать с лишним веков до возникновения ислама. (Конечно записаны стихами, т.е. "патетически", как, собственно, и вся Тора. Но, к примеру, и тексты конституций современных государств вовсе не страдают отсутствием патетики). Это была революция, ведь в то время окружающие народы безропотно поклонялись бесчисленному количеству богов и божков, включая фаллосы всевозможных размеров, а вся их мифология состояла из рассказов об интригах небожителей. Существуют, конечно, источники этических принципов, заложенных Торой, но даже Фрейд, очернивший Моисея в своей предсмертной книге, признавал феномен его учения и "религиозный гений еврейского народа". О том, что "евреи принесли в мир нравственный закон" говорят не только еврейские, но и достойнейшие христианские и мусульманские ученые и богословы. (Напр. Аверинцев, Гусейнов... Стоит набрать в поисковом окне Инета ключевые слова типа: "10 заповедей, Тора и нравственный закон" – и найдешь еще десятки имен) Так что не одного Ренана (забавное утверждение – все-таки ученый, профессор, член Французской академии) евреи смогли облапошить своим "слащавым мифом".

Толкование заповедей даже на уровне пшат – занятие серьезное и ответственное. Производить его взмахом левой пятки – по меньшей мере, смешно, если не сказать об этом неподобающем действии чего-нибудь погрубее. Да еще называть это развенчанием мифов. На подобном уровне можно развенчивать мифы разве что о вреде алкоголя в процессе разрешения арабо-израильского конфликта.

Единственное, с чем нельзя не согласиться: «евреи плохо соблюдают свои заповеди, а неевреи свои». Поразительно оригинальное утверждение.

Я очень надеюсь, что ты не воспримешь мои слова с обидой и постараешься не забыть, что написал их искренне любящий и уважающий тебя

И. Букенгольц
03.06.2018


Письмо 2

Вынужден признать, друг мой Боря, что мысли о твоей статье не оставляют меня. И это при том, что она нисколько не оскорбила ни моих религиозных, ни моих национальных чувств – столь поверхностный взгляд на серьезные вещи скорей забавляет, чем вызывает раздражение, а тем более, возмущение. Возможно, покоя не дает мне некое подобие обиды за близкого человека, в смысле, за тебя, возможно, желание отстоять важные для меня ценности, а возможно – просто потребность изложить свой взгляд на означенную тему. А вдруг он, этот взгляд, каким-то образом повлияет на твое необоснованное, по-моему, мнение.

Прежде всего нравственный закон – это предписание делать добро и не делать зла. (Фил. энц. словарь 2010 г.) . Закон каузален, т.е. базируется на жесткой причинно-следственной связи между деянием и воздаянием, и тем самым предоставляет человеку как возможность выбора, так и неотвратимость ответственности за этот самый выбор. Говоря проще: нравственный закон, по сути, подобно заботливой надписи «Не влезай – убьет», призывает человека «Поступай хорошо и тебе будет хорошо, а будешь поступать плохо – пеняй на себя». Заповеди, полученные Моисеем, как воплощение этой, неведомой до того формы отношений между Законом (Богом) и человеком, несомненно легли в основу универсальных нравственных принципов, поскольку начертаны они были не в угоду Всевышнему, а во благо людей: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло, Заповедуя тебе сегодня любить Господа Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его ... дабы ты жил и размножился...» (Дв. 30:15). Трижды повторяется это напоминание по завершении сорокалетнего пути к Земле обетованной.

Только на первый взгляд кажется, что часть Декалога адресована исключительно евреям. Возможно, так и было во время обретения Торы, когда наших с тобой предков окружали народы, обреченные на исчезновение. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что через посредство нас, первых, избранных носителей, заповеди адресованы всему населению Земли. А то, что оно, это население, недопоняло, недомыслило, недослушало, а потому извратило и приспособило, во-первых, никоим образом не принижает значения первоисточника, а во-вторых, оставляет надежду на то, что понимание еще впереди.

Цена этого понимания – конечно, отдельная тема.

Итак, попробую поразмышлять о заповедях, которым, по твоему, Боря, мнению, всем народам кроме нашего следовать не обязательно. А они, по твоему справедливому утверждению, и не следуют.

Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Конечно, речь здесь идет, в первую очередь, об Исходе, первом шаге к рождению еврейского народа. Но стоит вспомнить, что на языке древних евреев Египет именовался «Мицраимом», название означает двойственное число от слова «мецар» (ивр. מֵצַר‎) — теснина, узкий проход, перешеек, Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, безвыходное положение (ивр. .(בין המצריםСогласно библейской традиции, имя связано с сыном Хама — Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне и ливийцы. Необходимо также отметить, что страна, названная в Торе Мицраимом, не обладает никакими известными, столь характерными атрибутами Египта. Ни слова не говорится ни о пирамидах, ни о реке Нил, не упоминаются имена фараонов, а властитель этой страны назван «паро», что позднее в переводе на древнегреческий превратилось в «фарао» (подробнее об этом см. А.М.Чечельницкий. ПраИстория начинается у Пределов Мира). Возможно предположить, что в заповеди речь идет одновременно и о Египте, и о символической стране Мицраим, доме рабства, символизирующей бесправное, безвыходное положение. И тогда заповедь приобретает глубоко символическое, универсальное значение. Мало кому, будь то отдельный человек или сообщество, не пришлось пережить состояние безысходности и столкнуться с сущностной проблемой выбора: либо продолжать пребывание в некомфортном, но привычном рабстве (духовном, физическом, социальном и т.п.), либо совершить исход в неизвестную, может быть пугающую, но свободу. Заповедь предписывает совершать исход, не сомневаясь в поддержке Всевышнего.

Да не будет у тебя иных богов кроме Меня.

Действительно, христиане и мусульмане понимают единобожие по-своему, но от этого заповедь Торы не перестает быть основополагающей. Кроме того, два последних слова (על-פני) могут быть переведены как «сверх Меня», «выше Меня», и тогда предписание обретает гораздо более широкий смысл. «Да не будет у тебя богов выше Меня». То есть, выбирай себе, мил человек, каких угодно кумиров, будь фанатиком футбольных клубов, певцов или топ-моделей, придумывай себе мессий, распинай их, если по-другому никак, молись на могилах праведников, если тебя это успокаивает и т.д. и т.п., только не забывай, дорогуша, что в конце концов над всеми на свете заморочками стоит Единый. И нет никого выше Его. Помни об этом, и тебе будет хорошо.

Не прозноси имени Господа Бога твоего попусту...


Традиционное толкование этой заповеди понимается евреями, как запрет на произнесение слов, обозначающих Всевышнего или Его Имя везде, кроме как в молитвах или чтении священных текстов, Хотя, наверное, этот запрет связан с тем, что после ухода Моисея не осталось никого, кто знал бы истинное звучание Тетраграмматона (подробнее об этом см. Неемия Гордон «Произношение Имени»). А ведь неправильно произнесенное Имя может означать, не при нас будь сказано, поклонение другому богу.

Если обратить внимание на то, что слово «תשע», переводимое как «произносить», обозначает также «поднимать, нести», а слово «שוא», обычно переводимое, как «попусту» или «всуе», прежде всего обозначает «ложь, неправда, обман», то заповедь приобретает гораздо более глубокий смысл: «Не поднимай (как флаг, как прикрытие, как право на истину) имя Господа Бога твоего, дабы обмануть, ибо не пощадит Господь того, кто несет Имя Его во лжи».

Помни день субботний, чтобы освящать его...


Семь – число сакральное: семь дней недели, семь цветов радуги, седьмой год (шнат шмита), семь нот и т.д. Семеричный цикл жизни предписан не только евреям, он проявляется во многих процессах Мироздания. И потому человеку, даже если он, не при еде будь сказано, атеист, отдыхать на седьмой день очень даже полезно для здоровья – и морального, и физического. А здоровые люди, как известно, составляют здоровые сообщества, и всем хорошо. Ну, христиане выбрали воскресенье, а мусульмане – пятницу, но важно, что это и для них день седьмой, «шаббат Господу Богу твоему».

Можно, конечно, поговорить и об остальных заповедях, однако мне кажется, что их общечеловеческое значение ясно и без того. Неисполнение нравственного закона никоим образом не отрицает его существования и никак не отрывает его от источника – заповедей, обретенных Моисеем и запечатленных в Книге книг.

Можно, конечно, порассуждать о связи нынешнего состояния Человечества с соблюдением вышеозначенного нравственного закона, но это уже совсем другая история.

Обнимаю.
Твой И. Букенгольц.
07.06.2018

(Публикация Б. Камянова)
Количество обращений к статье - 954
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (7)
Ефим МАЙДАНИК | 17.06.2018 13:49
В"Н
КОЕ-ЧТО О ЧУВСТВЕ БЛАГОДАРНОСТИ...
«Много лет назад о Редьярде Киплинге, одном из самых
популярных писателей своего времени, говорили, что
его гонорар составлял десять шиллингов за слово.
Группа студентов Оксфордского университета послала
Киплингу десять шиллингов с просьбой назвать "одно
из своих самых любимых слов". Киплинг назвал это
слово - "Благодарю".
Это слово считается одним из лучших в любом языке.
Оно дорого и для того, кто его произносит, и для того,
кто его слышит. Неблагодарный человек лишает себя
одной из величайших радостей, которые приносит жизнь.
Благодарность - это окно, выходящее в сад - благоуханный
и прекрасный, делающий нашу жизнь возвышенной. А
неблагодарность - как зеркало, в котором человек не видит
ничего, кроме самого себя. Неблагодарное сердце закрывает
канал, через который может течь благословение жизни. Никто
из нас не может позволить себе опуститься до неблагодарности,ибо она превращает жизнь в какую-то форму самоубийства».
-----
Это – отрывок из очень хорошей небольшой по объему книжки раби Иеремии Вольберга «Дополнительные молитвы и тексты для медитации и размышлений в период между Рош ха-Шана и Йом-Кипуром», год 5744, на англ. яз. (для желающих познакомиться с ней – среди посетителей и авторов МЗ, полагаю, таких найдется немало -
Rabbi Wohlberg "Supplementary Prayers, Readings, Meditations and Thoughts to Ponder for the High Holy Days," Congregation Ohav Sholom Merrick, New York, by Rabbi Jeremiah Wohlberg Rosh Hashanah, 5744).
---
Я признателен администрации МЗ за публикацию моего комментария с цитатами из статьи о раве Меире Кахане и особенно - Гостю | 16.06.2018 01:10 (несмотря на его анонимность – Ю.К.) за его комментарий. В наше нелегкое время чувство благодарности – редкость. С удовольствием добавляю к написанному раньше: переведена на русский язык и должна вот-тот выйти книга рава о «Лиге защиты евреев». У меня есть оригинал на английском языке (The Story of the Jewish Defense League, Chilton Book Company, 1975). Тот, кто не поленится заглянуть в Именной указатель (Index, p. 328, поймет, ПОЧЕМУ я пишу О ЧУВСТВЕ БЛАГОДАРНОСТИ.
Дымшиц, Марк. Драбкин, Давид. Казаков, Яша. Кузнецов, Эдуард. Лапид, Мордехай. Словина, Лея. Шперлинг, Дов. Залмансон, Сильва... Это – неполный список имен в книге о Лиге. Многие из них хорошо известны выходцам из СССР/СНГ...
Взгляд в прошлое. Около 10 лет назад Давид Мааян и Клара Эльберт любезно позволили мне провести вечер по случаю 40-летия Лиги – в помещении Иерусалимской Русской библиотеки (тогда она еще находилась в бывшей штаб-квартире Сионистского Форума, возле центральной автостанции). Пришли примерно 30 человек. Выступление одного (имя не запомнил) имело прямое отношение к теме. Он сказал: «Я не отношу себя к числу сторонников рава Кахане. Но я пришел, чтобы выразить свою благодарность ему»...
Гость | 16.06.2018 01:10
 Для человека светского иудаизм привлекателен обнаженностью ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОГО первоначала: ведь общество стремится превратить человека в машину, а иудаизм и его ведущее первоначало (Я- БОГ ТВОЙ) сразу определяет главный смысл высоту и уникальность дара (души и судьбы). Физик и философ Кант это называл ДОСТАТОЧНЫМ ОСНОВАНИЕМ. Нормальный человек стремится этому соответствовать всю жизнь. Как? - это другой вопрос. Все еврейские книги как раз об этом. Мне кажется, об этом - и рав Каhане. Но тут уж не может быть диалога - человека ученого следует слушать- труд это неимоверный. А как в жизни - дело иное... Но пост Ефима Майданика - более, чем своевременный и конструктивный. - Ю.К.
Ефим МАЙДАНИК | 15.06.2018 15:14
В"Н
Статья Иосифа Букенгольца, Иерусалим
«Два письма Борису Камянову» (№ 568 11-21 июня 2018)
уже принесла какие-то плоды – ответ БК, комментарий Мирона Амусья | 13.06.2018 09:00, замечание одного анонима (Гость | 11.06.2018 13:11 Интересная полемика) - и, наконец, начисто лишенный полезной информации – и несколько раздраженный, как мне представляется, ответ БК Мирона Амусье (МА).
В шабат мы будем читать в синагогах главу Хумаша «Корах». Интересно (для тех, кто с этой главой не знакомы), что ее главная тема – ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ненужных споров...
У меня нет намерения добавлять что-то к упомянутым «плодам», но вступительные слова МА («Ни в малейшей мере не являюсь экспертом по вопросам религии») мне очень по душе. Это – надежда на лучшие времена, в т.ч. и для сайта МЗ. Позволю себе процитировать отрывок из одной старой статьи. Имя раввина – Меир Кахане - может напомнить кому-нибудь из евреев, что сейчас исполняется 50 лет со дня создания в США «Лиги защиты евреев»...
---------

ПРОЩАЛЬНОЕ СЛОВО «НЕ-КАХАНИСТА»
ЙОРАМ ХАЗОНИ
(Эта статья была опубликована в «Джерузалем пост» 8 ноября 1990 г. Ее автор — член редколлегии газеты.

«(...) И он (рабби Меир Кахане - ЕМ) рассказал нам кое-что еще. Он сказал нам, что мы ничего не знаем об иудаизме, что мы знаем больше о христианстве и марксизме, чем о том, что значит быть евреем. Когда один студент начал что-то бормотать, пытаясь привести какие-то примеры, доказывающие, что еврейский закон устарел и является деспотическим, Кахане молча посмотрел на него с высоты трибуны, и на лице его отразились одновременно отвращение и жалость.
«Что вы знаете?» - проговорил он медленно, а потом добавил: «Что вы знаете? Я - ортодоксальный раввин. Я учился годы, годы и годы. Вы не знаете ничего о сути иудаизма. Не лучше ли вам выучить хоть что- нибудь, чтобы не выглядеть полным невеждой в обществе всех этих людей?»
МЫ были заворожены. Большинство моих приятелей, никогда не беседовавших с соблюдающим заповеди евреем, были поражены тем, что ортодоксальный раввин может быть интеллигентным человеком и способен успешно отстаивать свои взгляды перед толпойстудентов Принстона; ведь все мы считали иудаизм примитивным и глупым. Мы слушали его изумленные, а когда до нас дошло, что он прав, изумление сменил стыд… Мы действительно ничего не знали.
Меир КАХАНЕ на протяжении 20 лет ездил по кампусам университетов и колледжей США. Он говорилстудентам: «Изучайте иудаизм, переезжайте в Изра¬иль, поднимайтесь на борьбу за то, во что вы верите».
В те годы, когда я был студентом, мне ни разу недоводилось слышать такое из уст других. Об этом не говорили раввины, регулярно выступавшие перед сту¬дентами в университетских кампусах - они боялись, что это может вызвать у слушателей чувство беспо¬койства. Об этом не говорили посланцы Еврейского агенства — они полагали, что если у нас будут «лю¬бые вопросы», мы обратимся к ним. Не говорили об этом и посещавшие нас израильские политические деятели, которые обычно даже не упоминали о вопро¬сах алии или иудаизма - хотя бы приличия ради. Рав Кахане был единственным израильским лидером, ко¬торого наша жизнь заботила настолько, что он был готов приехать к нам и рассказать, что, по его мне¬нию, нам следовало делать. Он был единственным человеком, понимавшим, по-видимому, как сильно мы нуждались в хороших доводах для того, чтобы остаться евреями — а ведь все «еврейское» у нас сво¬дилось к фалафелю на переменах в клубе «Гиллель».
И сказанное им принесло свои плоды...»
Борис Камянов | 13.06.2018 12:10
Караван выслушал пробегавшего рядом и облаявшего его Мирона Амусью, счел его, как всегда, злобным пустобрехом и продолжил свой путь.
Мирон Амусья | 13.06.2018 09:00
Ни в малейшей мере не являюсь экспертом по вопросам религии. Статьи Б. Камянрва, однако, внимательно прочёл. Понял, что и он – не специалист, поскольку эпатаж и желание организовать самоцентричную дискуссию к религии никак не относится. Таковой, кстати, была и дискуссия о том, гнать ли из Израиля жену и дочь его покойного старого приятеля или нет, поскольку они не евреи. И она, тогдашняя дискуссия, явно не имела никакого отношения к национальной чистоте Израиля. И эта не имеет никакого отношения к установлению правильного места еврейской религии в мировой идеологии. Поэтому резкие ответы критикам – есть, а веских доводов – нет. Согласен с И. Букенгольцем: у непредвзятого, лично не знакомого с Б. Камяновым человека складывается впечатление, будто «это написал либо лукавый демагог, либо полуграмотный антисемит. По-моему, прикасаться с подобным легкомыслием (безмыслием) к столь серьезным темам – верх безответственности». Возможно, подобные дискуссии помогаю творчеству их инициатора. Даже если это так, то их цена в моих глазах великовата.
Гость | 11.06.2018 13:11
Интересная полемика.
Борис Камянов | 10.06.2018 13:21
ОДИН ОТВЕТ НА ДВА ПИСЬМА
Дорогой Иосиф!
В целях экономии места, времени, а также сохранения нашей дружбы, не стану реагировать на многочисленные свидетельства нового для тебя, как я понимаю, жанра диатрибы, на суровые обличения меня чуть ли не в антисемитизме. Возьмем сразу быка (а не Б. К.) за рога. «Евреи принесли в мир нравственный закон» – утверждение, которое я считаю лживым и привожу тому неоспоримые, с моей точки зрения доказательства.
Надеюсь, ты согласишься со мной в том, что и тебе, и другим сторонникам этого мифа и в голову не придет распространять его на индуистов, буддистов, приверженцев китайской религии и других не столь распространенных верований. У этих ребят своя специфическая мораль, и большинство их и слыхом не слыхивало о Декалоге. Согласно Энциклопедии «Британника», на 2010 г. всех последователей неавраамических религий, включая атеистов, насчитывалось в мире 38.3% от общего числа живущих. Согласись, что остальные 61.7% (христиане – 33%, мусульмане – 28.5%, иудеи – 0.2%) – это много, но еще не целый мир. «Достойнейшие еврейские, христианские и мусульманские (?!) ученые и богословы», таким образом, либо пытаются выдать желаемое ими за действительное, либо повторяют как попки чужие слова, не задумываясь.
Далее ты наставляешь меня: «Нравственный закон – это предписание делать добро и не делать зла» – и тут с тобой согласятся представители всех без исключения религиозных конфессий, и разойдутся они лишь в определении того, что считать добром, а что – злом. Так, если выбили глаз еврею, ему следует подсчитать понесенный ущерб и вытребовать его с обидчика; если глаз выбили христианину, то он должен бегать за ударившим и умолять его выбить ему и второй глаз, а высшая доблесть оскорбленного таким образом самурая в том, чтобы сделать себе харакири. При этом евреи никогда не навязывали своих нравственных основ другим народам – наоборот: они всячески избегали общения с ними, а те постоянно крутились вокруг, подворовывая плохо понятые правила существования иудеев и подгоняя их к своим интересам и потребностям. Никогда евреи ничего не давали остальному миру, поскольку сами ничего не изобретали, а получили Закон во всей его полноте исключительно для внутреннего использования. И когда ты пишешь, что «через посредство нас, первых, избранных носителей, заповеди адресованы всему населению Земли», ты либо лукавишь, либо заблуждаешься.
Затем ты предлагаешь «поразмышлять о заповедях» и приводишь четыре первых. «Я – Господь, твой Бог, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства» («Шмот», 20:2) – цитируешь ты первую из десяти и, приводя известное толкование наших мудрецов, согласно которому слово «Мицраим» – «Египет» – символизирует закрепощение, закабаление, утверждаешь, что она – не что иное как призыв к Исходу на свободу, адресованный всему человечеству. Смелое утверждение! Прошло каких-то три с половиной тысячи лет, и российский народ под руководством представителей трех авраамических религий – РПЦ, Духовного управления мусульман РФ и Верховного раввина (по версии Хабада) подавляющим большинством голосов продлил свое рабство еще на четыре года. Продлил, не совершив при этом никакого греха, поскольку заповедь эта дана исключительно евреям. «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (там же, 20:3) – твое расширительное толкование этой заповеди ни на чем не основано, противоречит ее простому и очевидному смыслу, и останавливаться я на нем не стану. «Не произноси Имя Господа, Бога твоего, попусту» (20:7).И здесь ты приводишь расширенно толкование, которое, как и сами комментируемые слова, не может быть адресовано неевреям, поскольку, как я уже писал раньше, ни христианам, ни мусульманам, не говоря уже о всех других, Всевышний не раскрывался так, как раскрылся перед Моше-рабейну, и они вправе представлять себе Его в любом виде до прихода Машиаха и тотального прозрения всего человечества. Ну и, наконец, «Помни день субботний, чтобы освящать его» (20:8) – об этой заповеди я достаточно подробно говорил в своем ответе Т. Азаз-Лившиц в №566, но ты, похоже, нашу с ней полемику пропустил. Остальные заповеди ты не приводишь, ограничившись замечанием: «Их общечеловеческое значение ясно и без того». Жаль, а то бы я и на их примерах указал бы тебе на твои заблуждения.
Резюме: давай продолжать дружить и размышлять над Торой, выбравшись на волю из теснин прописных «истин».

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com