Logo
14-24 янв. 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19












RedTram – новостная поисковая система

Парк культуры
К нам приехал «Ревизор»!
Изабелла Слуцкая. Тель-Авив

Эта новость не оставила мне выбора. Тем более, впервые, в кои-то веки, всемирно известный, эпатажный и многогранно талантливый Николай Коляда, о спектаклях которого мы давно наслышаны, наконец-то привез на Землю обетованную своего “Ревизора”. Все титулы этого драматурга, режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата международных премий перечислить просто немыслимо…

Николай Васильевич Гоголь назвал своего “Ревизора” комедией. Николай Владимирович Коляда в полной мере разделил с гениальным автором ответственность за все, что происходит на сцене, так как это его постановка, его сценография, музыкальное оформление. И его труппа – “Коляда-Театр”.



Но я бы назвала то, что мы увидели, гротеском по мотивам гоголевского “Ревизора”, и хотя, к счастью, сохранен хорошо знакомый нам текст оригинала, спектакль Николая Коляды – откровенная проекция на современную российскую жизнь, в которой мало что, по сути, изменилось с гоголевских времен. Правда, Гоголь под конец жизни сошел с ума, а мы – ничего еще, живем, закаленные потому что…

Начинается действие спектакля с лирики: звучит щемящая тоска в романсе, исполняемом задушевным девичьим голосом, и видятся бескрайние и прекрасные заснеженные российские просторы…

В лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.


А я успела вспомнить, пока звучал романс, свою поездку в Свердловск в первую добровольную командировку: к чемодану были привязаны валенки, а за окнами вагона мелькали сказочные кружевные в изморози деревья. Тогда мы еще ездили “за туманом и за запахом тайги… “



Но на сцене - совсем другая картина: тетки с ведрами, в телогрейках и калошах бегают, суетятся вокруг клочка земли, пытаются то ли высаживать, то ли собирать проросший зеленый лук, в данный момент эта земля (кстати, настоящая земля!) – кормилица. Образ Земли русской в спектакле – многолик, с ним связано немало разных смыслов – кодов, которые искушенному зрителю интересно разгадывать… Порой эта земля превращается в грязь, по которой топчутся, как по раздолбанным российским дорогам, потом обмывают ноги в ведрах и тазах, чтобы войти в дом… Там бесконечно моют полы от грязи, а если учесть, что на веревках висят банные полотенца с рисованными лебедями и мочалки цветов триколора, то не остается сомнений в том, о какой земле идет речь. Грязь станет метафорой лжи, которая присутствует везде и в которой испачканы все персонажи…

Интерпретация образов – яркая, символичная, такого сарказма в прочтении Гоголя в других классических постановках “Ревизора”не встречалось ни на одной сцене. Мне кажется, что самобытность объясняется еще и неординарной личностью Николая Коляды, его происхождением – он родился в Кустанайской области Казахстана, потому сам носит тюбетейку – впрочем, как и герои его спектакля. Родители Николая работали в совхозе – образ земли, наверное, глубоко связан с детством. По сей день Коляда живет в Екатеринбурге – недалеко отсюда проходит граница Евразии. Все эти мотивы просматриваются в его режиссерской постановке.

С одной стороны, привычное пьянство: на мой взгляд, невероятно смешная сцена, когда городничий проводит совещание со своими высокопоставленными городскими чиновниками по поводу прибытия ревизора, причем на столе стоит самовар, куда выливают из бутылок водку, а потом пьют ее стаканами с подстаканниками… Текст звучит так современно, будто написан сегодня... Время от времени городничий “заваливается” на какую-то девицу в кокошнике, которая все время глупо смеется. С другой стороны, все действующие лица жестами показывают знак победы, это, видимо, символ того, что страна “встает” с колен, потому что чаще люди стоят в неудобных позах, отмывая бесконечную грязь. А потом вдруг неистово молятся, а следом наступает дикое разнузданное веселье и пляски с песнями…

Городничий - колоритный, характерный, непривычный для других инсценировок, прозрачно намекает порой на узнаваемые образы прежних руководителей известного нам государства, которые говорят на своеобразном русском языке, изобретая особые ударения, интонации и обороты речи – его замечательно, темпераментно играет заслуженный артист РФ Сергей Федоров.

Такого Хлестакова мы тоже не видели. Чаще это бывал какой-то столичный пижон и болтун, у которого “легкость в мыслях необыкновенная”. Олег Ягодин, заслуженный артист РФ, создает образ типичного высокомерного питерского разгильдяя, по верхам нахватавшегося обо всем понемногу, а по сути - трусливого и беспомощного в реальной жизни, зато наглого и по-современному циничного: как только ему угодливо подставили спины провинциальные чиновники, и он въехал на них во властные апартаменты (кстати, блестящий образ!).




Артист великолепен в динамике своей роли: вначале по-столичному элегантен, хоть и сидит под лестницей голодный и без денег, но, приобретя кредит доверия провинциалов, беспардонно берет взятки, входя во вкус, “купается” во лжи - в грязи, с удовольствием издевается над наивными женщинами и, не чувствуя опасности, лишь с помощью более трезвого слуги “выползает” из щекотливой ситуации.

В финале почтмейстер приносит городничему письмо Хлестакова, которое он вскрыл, адресованное некому своему приятелю в Санкт-Петербурге, и в нем, оказывается, наш самозванец дает весьма нелестную характеристику каждому, с кем пообщался в этом провинциальном городишке, от кого получал взятки и все прочее…

Экая неблагодарность! И тут, как принято, начальство начинает “разборки” - выясняет, кто виноват… Досада и месть толпы обрушивается, как всегда, на “стрелочников” – Добчинского и Бобчинского, принесших неправильную весть. С них сдирают одежду и забрасывают все той же грязью…

Надо отметить, что весь состав труппы “Коляда-Театр” играет как бы на одном дыхании, представляя публике не просто прекрасных актеров, но прежде всего – коллектив талантливых единомышленников. Спасибо всем!

Незаурядное театральное событие – “Ревизор”, поставленный в “Коляда-Театре”, был по достоинству и с восторгом оценен во многих странах мира. Для тех зрителей, кто недосмотрел спектакль, можно сказать, что это - “дело их театрального вкуса”, об этом не спорят. А для “патриотов” современной России - хотелось бы сослаться на народную пословицу, которую автор выбрал в качестве эпиграфа к своей пьесе: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Но эта народная “комедия в пяти действиях”, как написано у Гоголя, или “в двух действиях”, как поставлено у Коляды, в реальной жизни несколько затянулась и длится уже 200 лет, причем без обещанного антракта…

Фото: Александр Ханин, Тель-Авив
Количество обращений к статье - 598
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Гость Цви Вассерман | 21.12.2018 11:56
Как и многие современные спектакли, это "Женитьба" в Театре Колумба. А мнения экспертов - это Новое платье Короля.
Гость Изабелла Слуцкая | 14.12.2018 15:01
Белла, при всем уважении к Вам я не собираюсь вступать с Вами в дискуссию, так как свое мнение о спектакле выразила в рецензии. На Ваши "пару слов",которые Вы "имели сказать" в комментарии, не побывав на спектакле, я не считаю нужным даже отвечать, так как и про это написала в своей рецензии по отношению к тем, которые ушли после первого действия: иметь свое мнение - право каждого, не о чем спорить! Как я могу возразить Вам, если Вы считаете, что "там актерам нечего играть своим "лицом"? Мы из разных городов, имеющих разные традиции: я из Харькова, который как Москва и Петербург были вне черты оседлости. Одессу я очень люблю, как все, но не всегда воспринимаю в обычной речи эти жаргонные вкрапления. Что касается ссылок на авторитеты, то я к ним не отсылала Вас в своей статье, там исключительно мои впечатления от спектакля. Просто я полагаю, прежде чем публично высказываться о режиссерской работе и об актерах, труд которых я безмерно уважаю, можно ознакомиться с мнением профессионалов, которым доверяете. Для меня путеводителем в театральных постановках в Москве и Ленинграде в свое время были критические статьи о театре Натальи Крымовой, и я знала точно, куда хочу пойти... Извините, пусть каждый останется при своем мнении, мы же не в возрасте учеников...
Гость Белла Кердман | 14.12.2018 12:41
Вместо конкретного возражения по поводу моей оценки конкретного спектакля, Вы, автор восхваляющей его рецензии, прикрываетесь Таганкой, Кустурицей и авторитетным французским критиком. На Таганке видела много чего, в т.ч. "Гамлета" и "Мастера и Маргариту". И с первого там любимовского спектакля - "Доброго человека..." поняла: это МОЙ театр. Видела Кустурицу - в фильмах и концерте (в Иерусалиме). Тоже Мой мастер. О Коляде слышала много хорошего, но "Ревизор" - первый и единственный спектакль, который у него посмотрела. И дело не в плохом изображении в Интернете, а в концепции и ее реализации. Там же актерам нечего играть "лицом". У Коляды прекрасный актерский состав, вы говорите? Не стану возражать - в этом спектакле его не видно.
Гость Изабелла Слуцкая | 13.12.2018 22:16
Уважаемая Белла Кердман! Я открыла в интернете видео спектакля "Ревизор" в постановке Н.Коляды,снятого непрофессионально из зала с ужасным изображением и звуком, по этой съемке судить о спектакле невозможно. Поэтому Ваша категоричность в оценке удивляет:"статистами" назвать эту труппу так же странно, как если бы так высказаться по поводу театра на Таганке. Оба эти театра - режиссерские, для воплощения своего замысла и Любимов, и Коляда в ряде случаев так использовали актерский ансамбль. Но и там, и здесь есть яркие талантливые признанные артисты.
Ниже прочтите мнения выдающихся театральных профессионалов. Иногда надо согласиться с тем, что что-то субъективно лично Вами может не восприниматься из того, что объективно вполне достойно высокой оценки. Вкусы разные, время другое, не можете Вы быть столь категоричны в своем приговоре, чтобы решать за режиссера "Можно было набрать статистов с тем же успехом". Кстати, великий Феллини часто предпочитал снимать непрофессионалов в кино, но в театре - вряд ли
Режиссер Римас Туминас: «Коляда — это явление, необычайная личность, гоголевский мистик. Коляда безгранично сочувствует людям. Он — русский Кустурица — смелый, действенный, ни на чем не настаивающий, а просто делающий театр вместе со своей неистовой труппой, исповедующей одну и ту же театральную религию. Он разрушает, чтобы творить, но в нем горит любовь и жалость к человеку.
В огромном российском театральном пространстве Коляда — одна из интереснейших личностей”.
«Коляда преображает классические произведения бьющим через край воображением в некоторый местный ритуал, коллективное искусство, которое делает актеров похожими на племя».
Жан-Пьер Тибода, театральный критик, Франция
Гость | 13.12.2018 22:03
Прекрасно подобраны иллюстрации
Гость Белла Кердман | 13.12.2018 17:36
Поскольку я "Ревизоров" смотрю всегда, когда только удается, у всех, посмотрела и этого (правда, в Интернете). Имею сказать пару слов. В спектакле Коляды актерам, по-моему, делать нечего, кроме как держать все время пальцы левой руки "викторией", без конца кидать из детской песочницы друг в друга землей (натуральной,одобрительно замечает автор рецензии), изображающей российскую "грязь", снимать-надевать калоши и полоскать ноги в ведерке с водой. Лиц я не вижу, знакомого текста не слышу - все бубнят и орут не своими голосами. Можно было набрать статистов с тем же успехом.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com