Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19
09 Фев 19












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «ШМОТ», РАЗДЕЛ «ШМОТ»

Содержание раздела

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцов. Сегодняшний раздел, первый в книге «Шмот», начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но этот приказ не выполняется. Тем временем у Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы его мать Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше увидел, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них – Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он – посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше Аарона его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Но фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.

Помни имя свое

"И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…" (1:1).


Раздел "Шмот", в котором рассказывается о формировании еврейского народа из родового племени численностью семьдесят человек, об их порабощении и появлении на исторической арене Моше-рабейну, начинается со слов: "Вот имена (шмот) сыновей Израиля, пришедших с Яаковом в Египет...". Почему Тора снова перечисляет имена колен Израиля, спустившихся в Египет? Ведь в предпоследнем недельном разделе книги "Берешит" - "Ваигаш", мы уже читали полный список всех семидесяти переселенцев.

Один ответ хорошо известен. Повторное перечисление имен выражает любовь Всевышнего к детям Яакова. Они дороги Ему, и Он пересчитывает их, как звезды на небе, называя каждого по имени, подобно тому, как скупец достает украдкой накопленные деньги и бережно, трепетно перебирает хрустящие купюры, с наслаждением ощущая их весомую шероховатость.

Но есть в этом перечислении и более глубокий и важный для нас смысл. Рассказывают такую историю. Один американский еврей страстно желал вступить в очень престижный частный клуб. Но что делать, туда не принимали евреев. Тогда он сменил свое имя Сэмюэль на "благозвучное" Лоуренс и принял другие меры предосторожности, чтобы скрыть свое происхождения. Но, увы, через неделю после подачи заявления он получил вежливый отказ.

"Не пойму, как они догадались? - жаловался он приятелю. - Имя-то у меня теперь нормальное, и даже в анкетной графе "вероисповедание" я написал: "нееврей"…

Одна из заслуг, обеспечивших сынам Израиля освобождение из египетского рабства, состояла в том, что они, вопреки гнету и ассимиляции, сохранили свои еврейские имена. Но что особенного в имени?

Имя определяет суть человека, вещи или явления. Когда Адам давал имена представителям животного мира, он пытался отразить в имени индивидуальные особенности каждого вида.

В том же разделе "Шмот" говорится, что когда Всевышний поручил Моше вывести евреев из Египта, Моше возразил: "Они (евреи) спросят меня: "Как Его (Б-га) имя?" Что я тогда скажу им?" Другими словами, они попросят определить сущность Творца. Но ведь Б-г выше любых определений и характеристик. Человек не в состоянии даже приблизительно понять сущность Всевышнего. Мы только знаем, что у мира есть Творец. Именно в таком духе и ответил Б-г своему посланнику: "Эхье ашер эхье" - "Я буду тем, которым буду", что означает: "Моя сущность - это сам факт, что Я существую, всегда существовал и буду вечно существовать. Вот кто Я и вот Мое Имя".

Изменить имя - это все равно, что изменить свою сущность, изменить себе, своей семье, своему народу. Сыны Израиля не сделали этого; они не стали "египтянами Моисеевой веры". Даже превратившись в рабов, они продолжали осознавать себя евреями. "И вот имена сынов Израиля", - пишет Тора. С этими именами они вошли в Египет и с ними же вышли, ни на йоту не утратив свое национальное самосознание и человеческое достоинство.

Чтобы душа не голодала


"И повелел фараон всему своему народу: "Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке – дайте жизнь" (1:22).


Каких только диет нет на свете: диета Аткинса, диета Певзнера, диета Дюкана, гречневая диета, вегетарианская диета, безглютеновая диета, сыроедение, всеядность…. Еще никогда специалисты и любители не спорили так жарко и остро на тему еды: что нужно есть и чего есть нельзя.

Помимо физической пользы многие современные диеты ориентированы на укрепление и развитие духовных способностей людей. Говорят, что это новая мода в питании.

У нас, евреев, духовная диета существует уже более трех тысяч лет. В Торе указано, какие продукты укрепляют наш контакт с Б-гом и какие отдаляют нас от Него. Тора предостерегает нас также от смешения мясных и молочных продуктов. Такое смешение не только вредно для здоровья, как доказали современные диетологи, но и пагубно влияет на наши души.

В сегодняшнем разделе рассказывается, как египтяне беспощадно убивали еврейских младенцев, бросая их в реку. Мидраш сообщает, что младенцы не тонули: река несла их в пустынные земли и выбрасывала на берег. Там их кормил сам Всевышний. Он приказывал одной скале вырабатывать мед для детей, а другой скале – давать растительное масло и молоко.

Позже, когда евреи вышли из Египта и перед ними расступилось Красное море, те же самые дети, признавшие Б-га, воскликнули: "Это мой Б-г и я прославлю Его!"

Когда мы кормим детей только кошерной пищей, они впитывают в себя духовность, которая однажды, когда они повзрослеют, поможет им признать Б-га и почувствовать Его присутствие, даже если наши прагматичные современники Его почти не ощущают.

Деньги купят всё

"И было всех душ, прямых потомков Яакова, семьдесят душ…" (1:5).

"Рабби, у Артура скоро будет бар-мицва. Мы хотим, чтобы в субботу его вызвали к Торе в вашей синагоге".

"Я готов разделить вашу радость, Майкл и Бетси, но мне кажется, что лучше мы отметим это событие не в субботу, а на ее исходе – во время церемонии "Мелаве малка", проводы Царицы.

"Но, рабби, нам так хочется видеть Артура у свитка Торы. Это наша давняя мечта".

"Послушайте, друзья. Я знаю, как вы любите Артура. Но ведь Артур – бультерьер, а собак не вызывают к Торе и не пускают в синагогу, даже такую либеральную, как наша".

"Ой, рабби, мы забыли вам сказать главное. После бар-мицвы мы отправляемся с Артуром в круиз, специально организованный для тех, кто отмечает бар-мицву. Вначале мы заедем на Багамские острова, а затем отправимся в Средиземное море. Там мы посетим Париж и Рим, Афины и пирамиды. И мы так хотели взять с собой вас с семьей, но теперь мы видим, что это вряд ли получится…".

"Ах, Майкл и Бетси, что же вы мне сразу не сказали, что Артур – еврей!?"…

В конце предыдущего недельного раздела Торы мы читали, как Яаков велел Йосефу поклясться, что он не похоронит его в Египте. Почему Яаков настаивал на клятве?

Яаков знал, что именно в Египте, самой могущественной и процветающей державе того времени, будут заложены основы всех дальнейших скитаний еврейского народа, и что его поступки дадут примерную схему нашего выживания в изгнании на многие века вперед, вплоть до мессианской эры.

Яаков оставил нам духовное завещание: "Хотя мне пришлось долго жить на чужбине, я не хочу, чтобы меня здесь хоронили. Моя родина – Эрец-Исраэль, страна Израиля, и я принадлежу ей, живой и мертвый!"

Как бы глубоко ни впитал в себя еврей ментальность изгнания, как бы долго не убеждали его, что деньги – это все (что, выучившись на врача или адвоката, он сможет легко зарабатывать три миллиона долларов в год и, если только захочет, отправится в Средиземноморский круиз), - в глубине души он хранит крошечную искорку от своего праотца Яакова-авину. Эта искорка тянет его к высотам духа и в Страну Израиля.

Хотя иной раз кажется, что сегодня деньгами меряется все, и за хорошую сумму можно даже купить вызов к Торе для собаки, однако каждый еврей подсознательно знает, чувствует, что есть на свете вещи, которые не купишь ни за какие миллионы.
Количество обращений к статье - 317
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com