Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Резонанс
Социализм, евреи, Израиль, Америка
Элиэзер Рабинович, шт. Нью-Йорк
47. Земля же в семь лет изобилия
приносила из зерна по горсти.

48. И собрал он всякий хлеб семи лет,
которые настали в земле Египетской,
и положил хлеб в городах; в каждомгороде
положил хлеб полей, окружающих его.

49. И скопил Иосиф хлеба весьма много,
как песку морского, так что перестал
и считать, ибо не стало счета.

..............................................................

53. И прошли семь лет изобилия,
которое было в земле Египетской,

54. И наступили семь лет голода,
как сказал Иосиф. И был голод
во всех землях, а во всей земле
Египетской был хлеб.

55. Но когда и вся земля Египетская
начала терпеть голод, то народ начал
вопиять к фараону о хлебе. И сказал
фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу
и делайте, что он вам скажет.

56. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф
все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам.
Голод же усиливался в земле Египетской.

57. И из всех стран приходили в Египет
покупать хлеб у Иосифа, ибо голод
усилился по всей земле.
Бытие, глава 41

«Триумфальное шествие социализма по планете случилось из-за очарованности им евреев. Карл Маркс создал..,» - пишет Борис Гулько. Да – из-за евреев, нет – из-за Карла Маркса, потому что библейский Иосиф сделал это задолго до него в теории и практике. От него Ленин мог научиться продразверстке, только Иосиф не рубил под собой сук, как это сделали коммунисты. Ясно, что он оставлял земледельцам достаточно хлеба для текущей жизни, и даже в голодные годы у них долго были запасы, прежде чем они были вынуждены обратиться к правительству. Два вывода следуют из этого примера:

1. В периоды острого экономического кризиса некоррупированное правительство может эффективно управлять хозяйством. Рузвельт организовал общественные работы, чтобы выйти из депрессии, и у Америки появились дороги, которые есть и сейчас.
2. Евреи способны измысливать невиданные проекты и упорным трудом доводить их до завершения (мысль не моя, но не помню, где я её вычитал).


Второй пункт можно иллюстрировать сравнением двух внешне равно-утопических проектов городов с похожими фантастическо-романтическими названиями: «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и «Холм Весны» Теодора Герцля. Первый так и остался красивой мечтой, а в миллионный Холм Весны добро пожаловать через его международный аэропорт им. Бен-Гуриона.

Самым большим еврейским «проектом» был, конечно, монотеизм и последовавшее за ним христианство. Поначалу иудаизм побеждённой Иудеи стал модным в метрополии – Риме, среди римской и эллинистической аристократии. Гораций оставил нам парочку свидетельств по этому поводу в своих «Сатирах»:

...Нагрянет толпа стихотворцев,
Вступятся все за меня; а нас ведь, право, немало!
Как иудеи, тебя мы затащим в нашу ватагу!

(I/4/143)

Или – Гораций на прогулке встречает друга:

«Ты, Аристий, хотел мне что-то сказать по секрету?»
«Помню, - сказал он, - но лучше найдём поудобнее время:
У иудеев тридцатая ныне суббота и праздник;
Что за дела в подобные дни?» - «Я чужд предрассудков!»-
Так говорю я; а он: «Да я-то не чужд, к сожаленью!
Я человек ведь простой, что делать! Уж лучше отложим!»

(I/9/67-72)

Это очевидно, что друг открыто соблюдает субботу, и круг Горация не видит в этом проблемы. Историк Р.Ю. Виппер писал, что в то время была возможность «для иудейского вероучения стать религией всеобщего, широкоимперского масштаба. Однако этим данным, благоприятным для распространения иудейского мировоззрения и религиозной практики, противостояли другие, не пригодные для дальнейших его успехов. Слишком сильна была высокомерная исключительность, нетерпимость иудейства к язычникам, которая создала иудеям дурную славу ненависти ко всему роду человеческому». Ну, эта антисемитская интерпретация историка сталинских времён неудивительна, но профессор ошибается в своих выводах. Иудаизм того времени раскололся по крайней мере на две весьма неравные части: одна из них, под руководством Павла, приняла Иисуса как Мессию, завоевала римлян и таки создала религию всеобщего, широкоимперского масштаба; другая же часть осталась верной исключительности, в принципе, не искала универсальности и имела своей целью только сохранение еврейской нации в диаспоре на грядущие века и тысячелетия. Евреи не приняли заметного участия в двух фундаментальных сдвигах в христианстве – Возрождении и Реформации.

Еврейская активность в 19-м веке была результатом двух явлений – эмансипации евреев с их вхождением в европейские общества и тем, что капитализм того времени с длинным рабочим днем, детским трудом, явно не был наилучшим экономическим устройством. В нем отсутствовала гуманитарная составляющая. Позднее такая составляющая появилась, когда механизация и резкое увеличение производительности труда позволили и классическому капитализму «подобреть». Могли ли евреи остаться в стороне? Отсюда – Карл Маркс.

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», - провозглашал Ленин. Не потому. В своей ортодоксии оно неверно. Но тот ревизионизм разных направлений, которому это движение оказалось подвержено, его сохранило. Борис Гулько даёт частичный обзор этого ревизионизма. (Я только не согласен с его включением национал-социализма в число ревизионизма марксизма. Нацизм был враждебен как коммунизму, так и социал-демократии.)

Революционный коммунистический марксизм потерпел полный провал в двадцатом веке. Там, где его подавили в зародыше – в Германии, Венгрии, он обошелся малой кровью. Там, где победил – в России, Китае Мао, Камбодже Пол Пота, Северной Корее – океанами крови. И полным экономическим провалом, причем история поставила несколько чистых экспериментов для сравнения: Западная и Восточная Германии, Южная и Северная Кореи, КНР времен Мао и Тайвань или Гонконг.

Иное дело – послевоенная социал-демократия в Западной Европе, влияние на которую оказал не только Маркс, но и Фердинанд Лассаль. Борис Гулько явно не любит социализм любого рода. Это был и мой подход, когда 45 лет назад я покинул Советский Союз. Я видел, как в Англии то национализировали, то опять приватизировали промышленность в зависимости от партии у власти, как в Швеции задавили средний класс налогами. В 1981 году к власти во Франции пришёл радикальный социал-демократ Франсуа Миттеран, включил коммунистов в своё первое правительство и немедленно резко ограничил обмен французской валюты, так что было затруднительно даже в Бельгию съездить на выходные. Я помню, я тогда приехал в Париж и остановился у друга - профессора Парижского университета. Алекс огорчился, узнав, что я в аэропорту поменял доллары на франки и попросил впредь менять деньги только у него. Я смеялся: как только эти люди (социалисты) приходят к власти, они начинают ограничивать свободу выезда за границу тем или иным способом.

Это кончилось, причем именно Миттеран встал во главе движения к центру – потому и продержался у власти 14 лет. Коммунистическая партия, побывав в его правительстве, навсегда ослабела. Социалисты Европы отказались от национализации экономики и вернулись к рынку. Тогда-то марксизм и перестал быть хоть в чем-то верным и умер, но западные гуманитарии построили для него мавзолей в дорогих университетах. А практические социалисты сосредоточились на решении гуманитарных проблем своих обществ и в этом добились огромных успехов. Никто в Европе не вздумает отказываться от государственного медицинского страхования, бесплатного образования, в том числе высшего, пенсий. В муниципалитете Осло я увидел мурал на стене, описывающий радостную жизнь норвежцев в духе фильма «Кубанские казаки» (кто не знает – при Сталине был такой фильм о «радостной» жизни в колхозах, а был там почти голод). Спросил нескольких норвежцев, правильно ли эта картина отражает их жизнь. Каждый подумал, прежде чем дать ответ: «Знаете, это хорошая страна». В автобусе в разговоре с девушкой как-то возник вопрос о снежных заносах зимой. «Как же вы с этим справляетесь?» «О, правительство платит».

Израиль. Борис Гулько пишет: «Конечно, самым удачным оказался социалистический эксперимент, при котором евреи были не только комиссарами, но и прочей публикой – палестинский... Был у палестинских евреев и свой аналог октябрьского переворота, одновременно также подавления кронштадтского мятежа. Это когда 22 июня 1948 года пушка социалистов потопила корабль ревизионистов «Альталена», доставивший евреям, сражавшимся против вторгшихся в новорожденный Израиль арабских армий, оружие».

Удачным – да, но терминология этого абзаца мне представляется неверной. Никакого аналога «октябрьского переворота» - незаконного захвата большевиками власти у законного правительства – не было и в помине. Была резолюция ООН, которая тогда и сейчас является основой легитимности современного государства Израиль. Через несколько часов после провозглашения государства 15 мая 1948 года Великобритания заявила о прекращении её мандата в Палестине. Не было войны с предыдущей властью, а была война с полками арабских стран. За всю историю еврейского поселения в Палестине-Израиле, начиная с последней трети 19-го века и до сегодняшнего дня, в нем никогда не было политической революции. Далее, некорректно и, в общем, несколько обидно называть законное первое правительство «социалистами», хотя их там было большинство, но это было правительство возрождённого государства во главе с Давидом Бен-Гурионом.

И посмотрите, как велик был Бен-Гурион:
1) Он был смел и провозгласил государство, несмотря на многочисленные советы воздержаться;
2) Он заложил основы самой сильной и современной армии на Ближнем Востоке;
3) Социалист с явно авторитарным характером, он установил демократическое государство и никогда не пытался остаться у власти дольше, чем этого хотели партия и общество;
4) Он воспользовался помощью Сталина, создав, вероятно, у того впечатление, что приведёт Израиль в советскую орбиту – привел в американскую;
5) Религиозные партии были тогда политически слабы, но этот светский социалист позаботился, чтобы у них было влияние, потому что понимал их центральность для сохранения иудаизма. Эти партии всегда были в правительстве.


Горящая «Альталена». Фото: Wikimedia Commons

«Альталену» объяснить невозможно. Какое-то нелепое недоразумение или непонимание в результате полного отсутствия взаимного доверия. Обвинение партии Бегина и его армии Эцель в подготовке заговора по свержению правительства не было обосновано. Поскольку привоз оружия был незаконным, канадский эсминец обстрелял «Альталену» и убил несколько человек - сколько, не указано. В результате боя у деревни Кфар-Виткин погибло 6 бойцов Эцеля и двое – армии правительства. Во время боя у берега Тель-Авива 10 и 1; всего 19 человек в результате боёв между евреями. Все арестованные после боя были освобождены через несколько дней. «Альталена» осталась раной в истории государства, но я не понимаю, как можно даже приблизительно эту историю сравнивать с Кронштадтом, где погибли около трех тысяч человек с обеих сторон, а потом более двух тысяч были расстреляны большевиками, более шести тысяч арестованы. Я бы на месте автора воздержался от такого сопоставления. Фраза «Командовавший расстрелом «Альталены» Ицхак Рабин вспоминал почти ВЕСЕЛО» совершенно необоснованна, и я не знаю, откуда уважаемый автор взял слово «ВЕСЕЛО». Впоследствии Рабин писал, что этот эпизод был одним из самых тяжелых в его жизни, но он продолжал считать, что Бен-Гурион принял правильное решение. Сам Бен-Гурион сказал Бегину в 1967 году, что если бы ранее он знал Бегина так же, как узнал теперь, «лицо истории было бы иным».

Да, основой экономики Израиля того времени был социализм. А как могло быть иначе, если большинство «пионеров» было светскими социалистами из Российской империи, не имевшие понятия об экономике? Люди кибуцов считались и были людьми высокой морали. В 1956 году кибуцное движение раскололось по вопросу о том, с какой стороны колоть яйцо, или оставлять портреты Сталина в столовой или нет. Они обратно объединились в 70-х.

Когда моя семья приехала в страну 45 лет назад, мы нашли хорошо организованное государство с высоким, несмотря на социализм, уровнем жизни и, в общем, с приличными отношениями между людьми. Марокканские евреи-сефарды жаловались на дискриминацию, которая частично была основана на том, что образованные евреи из Марокко предпочли Францию, а в Израиль эта алия приехала без своей элиты. Но и русская алия отнюдь не состояла из ангелов. Марокканские евреи были сплошь религиозны, тогда как русские зачастую не знали ничего об иудаизме. Но прошло два поколения, и всё это давно сгладилось (в моей семье есть марокканский еврей), причем сильным влиянием в смысле уравнения статуса была армия.

Почему социализм? Этот вопрос задаёт Борис Гулько, и его много раз задавал большой друг Израиля Мильтон Фридман, лауреат Нобелевской премии по экономике. По воспоминаниям его ученика Даниэля Дорона, учёный никак не мог понять, почему евреи так стремятся к социализму, который хотя и относится неплохо к индивдуальным евреям, враждебен к иудаизму. Однажды Фридман имел долгую беседу на эту тему с Шимоном Пересом и писал, что «встреча умов не состоялась», разговор шёл как бы мимо друг друга. В лекции, прочитанной в Иерусалиме в 1977 году, Фридман сказал, что подобно израильтянам, он живёт в стране, которая уважает индивидуальную свободу; он выразил гордость еврейской традицией и блистательными достижениями Израиля. Но он хотел бы предостеречь, что будущее страны зависит от результатов борьбы между двумя противоположными традициями – новой, социалистической, традиции, которая опирается на патерналистское правительство принуждения и отвергает вековую традицию опоры на себя, на добровольную кооперацию и на здоровый скепсис по отношению к правительству. Последнее позволило евреям пережить многие препятствия и стать пионерами капитализма. Фридман подчеркнул, что никакого Израиля не было бы, если бы социализм правил миром (изложено по статье Дорона).

. 1977-й стал переломным годом. К власти впервые пришло правительство «Херута» (партии «Свобода», впоследствии влившейся в современный Ликуд), и Бегин стал премьер-министром. Он назначил министром финансов Симху Эрлиха, и они тут же начали отказываться от контроля правительства над ценами. По-видимому, оба плохо понимали в экономике, и они распустили такую инфляцию, которая к ноябрю 1984-го достигла 486%, так что, я думаю, население с тоской вспоминало времена правительственного контроля над ценами. Бегин покинул свой пост в 1983 г.

В июле 1984 были выборы, ни одна из главных партий не смогла образовать правительство, и они согласились на правительство национального единства, которое первые два года возглавлял Шимон Перес, а последующие – Ицхак Шамир. Такое правительство смогло договориться с Гистадрутом (профсоюз, владевший большей частью промышленности) о замораживании цен и зарплат. Инфляция остановилась и остается незначительной и сейчас.

С 2003 по 2005 гг. Биньями́н Нетания́гу был министром финансов в правительстве Шарона и провел многочисленные реформы в поддержку частного сектора, которые встретили одобрение Фридмана. Большая алия из бывшего Советского Союза увеличила население страны до почти девяти миллионов и внесла огромный вклад в экономику и культуру. Сегодняшний Израиль – цветущее государство с высоким уровнем жизни, с большой сетью дорог, рыночной экономикой и многочисленными «стартапами». Но у израильтян остались те социальные льготы, которые были в прошлом.

Америка. В Америке евреи – часть элиты. За 38 лет жизни в ней мне ни разу не понадобилось учитывать своё еврейство в каком-либо практическом случае жизни - при устройстве на работу, детей на учёбу. В Советском Союзе о еврействе нельзя было забыть ни на минуту.

Но безудержная левизна американского еврейства непонятна ни Борису Гулько, ни мне. Где-то я прочитал, что евреи – единственная группа населения, которая голосует против своих кровных интересов. Основатель консервативного еврейского журнала “Commentary” Норман Подгорец, покидая пост главного редактора 13 лет назад, сказал, что за 40 лет консервативного журнализма ему не удалось ни на йоту повлиять на левизну американского еврейства. Когда произошёл расстрел синагоги в Питтсбурге, группа евреев обвинила... Трампа: дескать, он повинен атмосфере ненависти, которая привела к трагедии. Одиннадцать раввинов города подписали письмо с требованием, чтобы Президент не показывался в городе. Он, конечно, приехал. Чувство горя из-за страшного преступления совпадает у меня с чувством стыда за своё еврейство в такие дни.

Евреи-ортодоксы склонны голосовать за республиканцев.

Когда рухнула коммунистическая идеология, в 1989 году Франсис Фукуяма написал эссе «Конец истории», где утверждал, что век идеологий закончился, и либеральная демократия победила в качестве окончательной и наиболее совершенной формы правления. Тогда мне это казалось большой натяжкой, потому что наступление ислама уже можно было предвидеть. Но что мне и в голову не могло прийти 29 лет назад, да, думаю, и Фукуяме, это то, как слово «либеральный» будет захвачено нетерпимым, почти фашистским, образом мышления. В то время один из наиболее либеральных тележурналистов-евреев Тед Коппель (род. в 1940) «отметился» высказыванием, за которое я мог простить ему прежнее несогласие: «Однажды существовали Десять заповедей. Что ж, они всё ещё с нами». Не знаю, что Коппель думает сейчас, но мне кажется, что всё большее расширение «окна Обертона» привело нас к отказу от этого основного набора принципов нашей цивилизации.

Подавляет та лёгкость, с которой сдался американский «мейнстрим». А что это такое? В Европе, несмотря на Европейский Союз, понятие национального государства сохранилось: Франция населена французами, Германия – немцами, Италия – итальянцами. А Америка? Еще поколение назад было очевидно, что костяк Америки, люди, создавшие основные принципы её существования, это WASP – White Anglo-Saxon Protestants, или белые англо-саксы-протестанты. Сегодня этот термин произносится почти что с насмешкой, потому что эта группа без боя ушла в тень. Это Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, оба Рузвельта, Рейган, Рокфеллеры, Вандербильты – люди, которые создали и поддерживали в течение двух веков принципы свободы и религиозной терпимости и при этом руководили экономикой. Именно на основе этого и появилось поверье, что Америку, страну иммигрантов, иммигранты и создали. Нет, создали те, и те сделали страну столь привлекательной для иммиграции.


Сен. Джо Либерман.
Фото: YURI GRIPAS/REUTERS
Горькая критика Борисом Гулько современной Демократической партии обоснована, даже если и обладает некоторыми неточностями. Это не антисемитская партия, и её поддержка палестинцев против Израиля не так велика – не 2:1, а 27% за Израиль по сравнению с 25% за палестинцев (по опросу января этого года). «Популярного произраильского сенатора Джозефа Либермана» не выгнала его партия, а он честно проиграл «праймериз» - довольно обычная процедура. Но! Он этого не принял, сам вышел из партии, выступил на всеобщих выборах как независимый кандидат и выиграл их. После чего демократы согласились оставить за ним место Председателя сенатского комитета по государственной безопасности и делам правительства. Согласитесь, это не выглядит, будто его «выгнала» партия. Позднее он формально вернулся и на последних выборах поддержал Хиллари Клинтон.

Далее, всё-таки не стоит смешивать критику Израиля с антисемитизмом. Ведь и Обама дал Израилю $38 миллиардов в качестве военной помощи. Но невозможность даже приблизиться к миру на Ближнем Востоке может свести с ума любого политика. В конце концов, и только что скончавшийся реcпубликанский президент Джордж Буш-cтарший как-то в ярости сказал Ицхаку Шамиру: «Вам известен телефон Белого дома. Позвоните, когда будете серьёзны в отношении мира». Президентом, который ближе всех подошёл к решению, был Билл Клинтон, а конечный результат – ноль. «Вы – великий Президент, - сказал ему Ясир Арафат, сбежавший от подписи уже согласованного договора в Кемп-Дэвиде. «Нет, г-н Председатель. - ответил Клинтон. – Мог бы, но не стал великим из-за вас». Трамп обещал мир в своей первой каденции, но он ещё не успел обжечься и пока говорит о двух государствах для двух народов.

«За годы руководства Америкой Обама превратил Демократическую партию США в социалистическую», - пишет Борис. Я не слышал ни от одного демократа, включая самого левого – Берни Сандерса, что они хотят национализации экономики. Только увеличения welfare state – государства благосостояния путем более высокого налогообложения промышленности. Верю Республиканцам, что это ошибка, но не имею достаточных собственных экономических знаний. В Скандинавии, вроде, работает.

Есть две большие проблемы с демократами сейчас, как их вижу я: иммиграция и моральное состояние общества. Те семь тысяч человек с юга, которых демократы, будь их воля, тут же впустили бы – это беззаконные открытые границы, и это метод для демократов обеспечить себе будущий электорат. Ещё больше пугает, что наши же дети, которые сами не пережили того, что пережили мы для них, чтобы они росли здесь, нас упрекают одинаковыми словами: «Как можем мы, сами эмигранты, мешать другим эмигрантам?», не видя разницы между легальной и нелегальной эмиграцией, не понимая, какие проверки проходили мы, прежде чем быть допущены, даже не думая, что в «караване» с юга идут и люди без документов, с большом числом преступников среди них; наша же молодежь требует, чтобы тех впустили. Фактически они требуют отмены законов об иммиграции и открытых границ.

На Европу идут мусульмане, и во главе сумасшествия с их приемом стоит Меркель, не социалистка и не еврейка. Не выглядит, как «конец истории» с победой либерализма.

Другая проблема – практическая потеря свободы слова на кампусах, торжество там обанкротившеося повсюду марксизма, изгнание консервативных лекторов-гостей (Чарли Мори в Мидлбури, Вермонт, Энн Каултер в Калифорнии), бурные демонстрации протеста по любому поводу – дело, конечно, демократов, и, возможно, что евреи играют там решающую роль. Всё это, вкупе с тем, что Латынина назвала «феминистской революцией», публичное увольнение культурных икон, включая Джеймса Ливайна из Мерополитэн Опера, и замена многих из них тусклыми и скучными женскими лицами, создали атмосферу культурного и морального террора. Здесь много евреев среди жертв, но не говорите мне, что в этом есть хотя бы след антисемитизма.

Я отнюдь не хочу сказать, что все уволенные были ангелами (а кто был?), более того, с моим консервативным мышлением я бы отнёсся с определённым пониманием, если бы видел, что общество после двух поколений сексуального разгула одумалось и стало двигаться хотя бы немного обратно к пуританизму и викторианской морали. (Кто помнит замечательный фильм “Splendor in the Grass” («Роскошь травы») Эли Казана о том, как зажаты были молодые люди в 20-х, поймёт.) Но этот крик «И меня тоже!» («Me Too!”) к морали и религии не имеет никакого отношения, а речь идет только о захвате власти.

Вы подумайте: 20-40 лет назад некие люди совершали поступки, которые по раскрытии общество всегда осуждало. Но эти отношения включали в себя и любовь, и понимание, и, главное, доверие. Почти всегда отношения были взаимными и неоднократными. И вдруг через столько лет женщины кричат об изнасиловании! И не понимают те из них, которые за это получили карьеру, что сейчас они демонстрируют себя в качестве высокооплачиваемых проституток!

Америка вообще склонна к охоте на ведьм, противоречащей собственной природе. Первый такой процесс случился в Салеме в 1692-93 гг. – 19 «ведьм» было повешено, около 200 человек заключено в тюрьмы. Все впоследствии реабилитированы.

Маккартизм. У меня к этому сложное отношение. Это был период действительного проникновения коммунистов во все слои американского общества, кражи атомных секретов. Но, по-видимому, должный процесс не был соблюден, и явление осталось раной на американской памяти. Процесс был остановлен одной фразой некоего генерала сенатору: «У вас осталась хоть капля совести, сэр?»

Две «охоты» случились уже на моих глазах. В какой-то момент стали обвинять молодых девушек-воспитательниц в яслях, что они, дескать, сексуально лезут к своим воспитанницам. Как мы все были возмущены, когда прочитали, что девушка из Нью-Джерси вводила острые предметы в интимные части маленьких девочек! Её посадили на много лет, и никто её оправданий слушать не хотел, пока одному журналисту не пришёл в голову вопрос: острые предметы в мягкие ткани? Тогда там должны были быть ранки, кровь. Оказалось, что детей даже не показывали врачам, а всё было фантазией их родителей. Не знаю, какой суммой штат Нью-Джерси откупился от несчастной после её освобождения.

Потом в районе 1993 года была компания “recovered memories” («восстановленных воспоминаний»), когда психологи под гипнозом помогали пациенткам «вспомнить», как в детстве их насиловали отцы. Сколько семей было разрушено в результате! Это продолжалось, пока один из отцов не подал в суд, и его адвокат допросил психолога о научной основе этих «воспоминаний» - оказалось, что никакой. Всё. Уже 20 лет мы об этом больше не слышим.

Теперешние эксцессы мне не кажутся инспирироваными евреями. Левыми демократами – да. Я не могу себе представить, какое драматическое событие может остановить сегодняшнее безумие зарвавшейся женской толпы. Может быть, самоубийство очень известного человека?

Самое же страшное, что происходит сейчас, это та ненависть, с которой демократы не дают работать выбранному Президенту. Кажется, им нет до страны никакого дела. Специальный прокурор Мюлллер уже два года ищет и не может найти доказательства антиамериканского сговора Трампа с Путиным на фоне жёстких санкций, введённых Трампом против России. 6-го ноября демократы выиграли большинство в Палате Представителей, и можно себе представить, как они развернутся в январе, когда соберётся новый состав Конгресса.

Но – луч надежды: час назад, в 9 часов вечера 10-го декабря 2018 г. опубликовано следующее письмо в Сенат 44 бывших сенаторов, все очень известные люди, включая Джо Либермана. Перевожу:

«Дорогие коллеги по Сенату,

Как бывшие члены Сената США, Демократы и Республиканцы, мы сообщаем наше общее мнение, что страна входит в опасный период, и мы чувствуем, что это наш долг заговорить о серьёзном вызове власти закона, Конституции, нашим правящим учреждениям и нашей национальной безопасности.

Мы находимся накануне окончания расследования специальным советником Робертом С. Мюллером III и начала расследования президента и его администрации Палатой. Вероятное слияние этих двух событий произойдёт в то время, когда бурные региональные конфликты и глобальные конфронтации в борьбе за власть продолжают угрожать нашей безопасности, экономике и геополитической стабильности.

Пришло время когда, как и в другие критические моменты истории, наша нация должна занять точную стратегическую позицию на каждом уровне и укрепить руку как Президента, так и Сената.

Мы находимся в переломной точке, когда фундаментальные принципы нашей демократии и интересов нашей национальной безопасности находятся под угрозой, и сила закона, как и способность наших институтов функционировать свободно и независимо, должны быть укреплены.

Во время нашей службы в Сенате мы были порой союзниками и порой оппонентами, но никогда – врагами. Мы все принесли клятву на верность Конституции. Что бы ни объединяло или разделяло нас, мы не отклонялись от нашего твердого и разделяемого долга ставить нашу страну, демократию и национальный интерес превыше всего.

В другие критические моменты нашей истории, когда конституционные кризисы угрожали нашим основам, это был Сенат, кто вставал на защиту нашей демократии. Сейчас опять такое время.

Независимо от партийной принадлежности, идеологических различий и географии, мы, как бывшие члены этой великой организации, побуждаем настоящих и будущих сенаторов быть твёрдыми и ревностными хранителями нашей демократии, обеспечивая, что партийные и личные интересы не заменят национальный интерес».

Может быть, мы всё-таки обойдёмся без самоубийства?


Коротко об авторе

Элиэзер Меерович Рабинович родился в Москве, где окончил Московский химико-технологический ин-т им. Д.И. Менделеева по специальности «Технология силикатов», кандидат технических наук. В 1974 году Рабинович с семьёй уехал в Израиль и стал работать в Институте Керамики и силикатов до 1981 года, после чего был приглашён в Bell Laboratories, штат Нью-Джерси, США, и проработал там до пенсии в 2001 году. Д-р Рабинович – автор и соавтор около ста научных статей и патентов по основной специальности. В 2016 году Элиэзер с женой Гесей переехал в штат Нью-Йорк. У него две дочери, внук и три внучки.

Элиэзер – автор ряда статей на русском и английском языках на исторические и общественные темы. В 1968-1970 гг. он печатался в «Новом мире» Александра Твардовского. В ноябре 2014 г. он выступил в Москве на открытии выставки, посвящённой раввинской семье Медалье, глава которой главный московский раввин Шмарьягу-Иегуда-Лейб Медалье и его сын, ростовский раввин Моше Медалье (дед и дядя Элиэзера) были расстреляны в 1938 г. Он написал две статьи о 1953 годе – годе «дела врачей» и смерти Сталина. После выхода статьи о спасении евреев Будапешта адмиралом Хорти в январе 2015 года Элиэзер был приглашён прочитать лекцию на эту тему в университете Будапешта. В «МЗ» Элиэзер Рабинович публикуется впервые.
Количество обращений к статье - 2191
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (16)
Обыватель | 28.01.2019 20:04
Ну, не томите Элиэйзер, поведайте, что имел в виду создатель плаката. Может перевод неточен?
Элиэзер Рабинович | 28.01.2019 05:04
Мы с женой были сегодня в магазине цепи супермаркетов "Whole Foods Market", которую недавно приобрёл Amazon. На стене висела карта Земли со следующей надписью (жаль, что не могу привести фото):

"The end of poverty begins by empowering those in it."
"Конец нищеты наступает с передачей власти тем, кто её испытывает".
Александр Гордон, Хайфа | 25.01.2019 15:47
Дорогой Элиэзер!

Я полагаю, что любой Ваш материал, особенно на израильскую тему, был бы интересен читателям "Мы здесь" и в первую очередь израильтянам, в предверии выборов. "Чайка" - американская газета. По-моему, круг ее читателей не велик, а тема Израиля и проблема палестинских арабов не являются главенствующими для американских евреев. Предполагаю, что Ваш материал "Где мы стоим? Полемические заметки об Израиле" от 12 октября 2018 года вызвал бы на этом сайте гораздо больший интерес, чем в "Чайке". Я читал эту статью. Она очень интересная и содержательная, с картами, с анализом. Там было семь откликов на нее. Здесь будет - семью семь, а то и больше. Мне показалось, что "мы", упомянутое Вами в заголовке статьи, скорее относится к израильтянам, особенно накануне выборов. Ваша первая публикация в "Мы здесь" "подверглась" уже 1100 прочтениям. Упомянутая Вами статья соберет в три-четыре-пять раз больше. Быть может, Вы услышите от читателей о большем числе решений обсуждаемой Вами проблемы. А, может быть, Вы узнаете о других подходах к ней. Не исключено, что учитывая то обстоятельство, что на сайте "Мы здесь" много израильтян, стоит внести некоторые изменения в текст, а возможно и в название.

Подумайте, посоветуйтесь с главным редактором Леонидом Школьником. Может быть, и его заинтересует этот материал.

Шабат шалом.
Элиэзер Рабинович -Александру Гордону | 24.01.2019 21:15
Дорогой Алекс,
Спасибо за Ваше приветствие и высокую оценку этой статьи. Что касается даже самой острой критики, то я к ней привык и всегда с ней справлялся, кроме последнего случая, когда критика в отношении того, подписал или не подписал Гилельс известное письмо в 1953 году, превратилась в травлю, поддержанную редакцией. К Израилю это не имело никакого отношения.

Но, думаю, Вы не ожидаете, что я могу специально для критики написать статью об Израиле для этого сайта? Я совсем недавно - 12 октября 2018 г. - написал таковую для "Чайки":
"Где мы стоим? Полемические заметки об Израиле".

Я приглашаю туда всех согласных и несогласных оставить свои комментарии.
Я был бы счастлив, если одним утром мы проснулись бы и обнаружили, что все арабы попросту исчезли. (Хотя кого же Вы тогда будете учить в Хайфском ун-те - ведь там большинство студентов - арабы, не так ли?) Но поскольку такого исчезновения ожидать не приходится, а статус-кво вряд ли можно будет поддерживать вечно, никто ещё не предложил третьего решения, кроме разъединения или объединения в одно государство с правами арабов (которых вскоре станет большинство) селиться в лучших района страны. Вы этого хотите?
Александр Гордон, Хайфа | 24.01.2019 12:53
Дорогой Элиэзер!

Приветствую Вас на сайте "Мы здесь". Ваша отличная статья вызвала большой и заслуженный интерес. Однако мне кажется, что если Вы поместите здесь статью о разделении с палестинскими арабами, Вы и Ваша позиция подвергнетесь критике, которая не всегда будет вежливой и уважительной.
Желаю новых творческих успехов.

Светлой субботы!
Элиэзер Рабинович | 24.01.2019 01:31
Дорогие друзья!

Большое спасибо за доброжелательные комментарии. Пожалуй, это первая моя статья на политическую тему, для которой не нашлось комментатора с резкой критикой. Так же и первая статья, где комментаторы, в основном, доброжелательны по отношению друг к другу. Было бы неплохо, если бы уважаемый Абрам Торпусман отказался от слова «бесноватый» в отношении большинства читателей и авторов этого журнала, а не менее уважаемый Обыватель, давший правильное определение здорового консерватизма, вспомнил, что человек, проживший в Израиле более 30 лет, вряд ли основывает свои суждения на газете «Правда» или лекциях в американских университетах.

В вопросе «левая, правая где сторона?», я полагаю, что разумный человек должен каждую проблему рассматривать отдельно и с точки зрения здравого смысла и морали. Это ставит меня, в основном, в центр с лёгким сдвигом вправо – решительно вправо в отношении морали, экономики, нелегальной иммиграции, мусульманской угрозы; левее, если речь идёт об израильской внешней политике - я неоднократно писал о необходимости политического разделения с палестинцами любым согласованным путём; сильно влево, если пишу о состоянии страхования здоровья в Америке. [За 9 дней до инаугурации Президента в январе 2017 года, я написал и разослал ему и примерно сотне ведущих политиков записку с предложением, как распространить страхование Medicare, которое сейчас есть для пожилых американцев, на всё население. Никто не ответил, а обещание Трампа провести реформу в первые же дни его президентства не выполнено.]

Я продолжаю утверждать, как я писал в статье, что в Америке евреи – часть элиты, за 38 лет в стране «мне ни разу не понадобилось учитывать своё еврейство в каком-либо практическом случае жизни», и я не знаю никого в моём кругу, кому бы пришлось. И уж со стороны правых я такой угрозы не чувствую. До недавнего времени я уверял моих корреспондентов вне Америки, что здесь есть крайне-левые, но нет крайне-правых. Да, всё еще легальны ККК и мелкие нацистские группы, но их общественная роль – ноль. Безумное убийство 11 молящихся евреев в Питтсбурге заставляет пересмотреть это мнение. Убийца не был формальным членом этих организаций, но утверждал, что совершил преступление в защиту «консервативных ценностей». Избави нас Б-же от таких «консерваторов».

Мы честно пишем и говорим об избыточности еврейской политической активности (см. статьи А. Гордона в этом журнале и комментарии к ним, включая замечания Бориса Вугмейстера и мои), но не уверены в возможном решении. Нашу историю невозможно понять с нерелигиозных позиций. Евреи – избранный народ. Это утверждение типа «Волга впадает в Каспийское море» или «Лошади кушают овёс» - очевидно и само по себе этически нейтрально. Идея избранничества означает только, что роль активная, важная в судьбах народов, но не всегда положительная и уж определённо не делающая евреев счастливым народом, определена Б-гом. Как обращался к Б-гу Тевье в «Скрипаче на крыше»: «Не мог бы Ты время от времени избирать кого-нибудь другого?»

Об этом писал и юдофоб Фёдор Достоевский и юдофил Николай Бердяев. Последний писал, что «в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа… Со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ должен был бы перестать существовать». Наша роль в развитии современной западной цивилизации велика, но не будем её преувеличивать: почти нулевая в Возрождении и Реформации. Сейчас мы со слишком близкого расстояния наблюдаем немалую роль в упадке этой цивилизации, воспринимаем болезненно, но тоже не надо преувеличивать. Освальд Шпенглер ещё в 20-ые годы издал книгу о таком упадке, и он отнюдь не обвинял в этом евреев. Американский политолог Фарид Закария, выступая перед войной в Ираке, говорил, что в начале сороковых годов 20 века предполагалось, что арабы будут следующими, кто примкнёт к Западной цивилизации. Посмотрите, какой spectacular провал представляют арабы сегодня! Израиль и евреи могли бы быть центром арабского Возрождения, подлинной Арабской весны, но посмотрите, как далеки арабы от реализации такой возможности.
Обыватель | 21.01.2019 10:47
Абрам, автор специально для вас написал "с моим консервативным мышлением". А прилагательное "бесноватые"- это вообще нонсенс, поскольку консерватизм подразумевает ЗАЩИТУ своих ценностей. Вы, и вам подобные не хотите понять, что справедливость здесь и сейчас (левая идея) - это негодный, разрушительный путь. Собственно вам-то это внедрила в мозг газета "Правда", а вот как такие идеи плодятся в американских университетах - действительно загадка.
Гость | 19.01.2019 22:08
Уважаемые Господа, дело не в некоей харизме евреев, а в онтологическом гуманизме иудео-христианской культуры (см: Гейне, Ф. Горенштейн, Пастернак, Мандельштам, вся Франкфуртская школа...) В этой парадигме Сахаров, Вознесенский с Евтушенко, Ремарк с Т. Манном были "евреями" для фашистов всех мастей. А я как еврей горжусь тем, что они не были евреями по крови, но были иудео-христианами по духу, по культуре
Sava | 17.01.2019 21:06
Интересно и обстоятельно поведали Вы, уважаемый Э. Рабинович,о своем видении проблем, связанных с рассматриваемой актуальной темой.
С вашим мнением трудно не согласиться.Остался не выясненным вопрос, на который не удается найти исчерпывающе обоснованный ответ.
В чем причина столь массовой и активной увлеченности современных американских, тем более израильских,преимущественно социально благополучных, евреев лево-либеральными идеями.Им,образованным и просвещенным, доподлинно известны негативные последствия практического использования марксистских идей на практике.Так что ими движет?
Приведенная в посте И. Ревича попытка объяснения такой причины особой харизмой евреев не воспринимается достаточно убедительной.
Абрам Торпусман | 17.01.2019 16:51
Уважаемый Элиэзер Меерович! Приветствую Вас на страницах МЗ. Ваша умеренная и взвешенная позиция - это то, чего не достаёт журналу, подавляющая часть читателей которого - бесноватые консерваторы.
Евгения Стеклова | 16.01.2019 20:14
Уважаемый Элиэзер Меерович! С большим интересом прочитала Вашу статью. Многое стало более понятно. Спасибо! Будьте здоровы и благополучны.
Мина Полянская | 16.01.2019 15:39
Дорогой Элиэзер Рабинович! Независимо от того где и когда появляются ваши работы-исследования, их отличительной особенностью являются тщательная проработка материала, широкий кругозор и эрудиция автора, готовность к конструктивной полемике.
Ваше освещение положения в США и Израиле, исторический экскурс в прошлое представляют особенный интерес для читателя находящегося в центре Европы с её специфическими проблемами, проекция которых на актуальные проблемы Америки и Израиля является материалом для размышления и способствует лучшему пониманию происходящих процессов.
Успехов вам!
С уважением_________________
Марк Фукс | 15.01.2019 21:18
Дорогой Э.М!
Приветствую вас в качестве автора еженедельника "Мы здесь".
Мне понравилась ваша статья равно, как и статья Б. Гулько. Оба материала не оставляют заинтересованного читателя равнодушным. Мне кажется, что подобный обмен соображениями и мыслями, если хотите - с элементами спора способствует поиску истины и, наверное, характерен для системы традиционного еврейского образования.
Мне кажется, что в начальный период современной истории Израиля принципы характерные для социализма смогли обеспечить строительство фундамента государства и формирование современной нации.
Характерно, что переход Израиля от социализма в его Бен-Гурионовском варианте к современному капитализму происходит в принципе без катаклизмов, революций и катастроф, я бы сказал по-хозяйски.
Благодарю вас.
М.Ф.
Илья Ревич Ашкелон | 15.01.2019 15:18
В связи со статьёй уважаемого Э. Рабиновича, которому – братский привет! – возникли мысли: 1. Давно известно: у кого нет ума, тот за социализм, а у кого нет сердца, тот за капитализм. Самое интересное, что у евреев есть и то, и то. Но распределено оно неравномерно. У тех, у кого разум и эмоции не находились в диссонансе были замечательные идеи и социальные проекты. Говоря современным языком, была идея социализма с «человеческим лицом». Где оказались эти ребята? Страшно сказать. А у ленинско-сталинского социализма (с его еврейским сегментом, как и русским) была нехватка интеллекта, но была гипертрофированная сердечно-душевная составляющая. Широк, широк русско-еврейский человек, как поговаривал Достоевский. Именно от широты души и открытости сердца лениносталины (и их еврейские друзья) объявили террор и построили ГУЛаг, безжалостно уничтожая народ под дикой ширмой якобы социализма. Помните, за что Ф. Каплан стреляла в палача? За то, что он похерил идею социализма на много-много лет вперёд!
2. Социализм и капитализм дело не только еврейское, но общечеловеческое. Но почему там и там много евреев? Ответ прост: их в принципе вообще много как креативных личностей. Вы видели физику, химию, математику, шахматы, эстраду, симф. оркестры, международную мафию, парижские и тель-авивские бордели, современный политический истеблишмент России и Украины, великую литературу и т.д. без евреев?
3. Наш пострел везде поспел…
4. Но Маркс был прав с этической точки зрения (видимо, не прошли бесследно антропология Торы и её христианское эхо), но не с политической и экономической. На это указывали такие всемирно уважаемые люди, как Эйнштейн, Рассел, Т. Манн…
Сэм | 15.01.2019 14:47
С удовольствием прочёл статью. Не могу и не хочу судить о происходящем у вас, но что касается Израиля согласен практическ полностью.
Александр Гордон, Хайфа | 15.01.2019 12:50
Очень интересная и содержательная статья. Спасибо.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com