Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Страницы прошлого
Отменённый холокост
Леонид Войханский, Торонто

Каждый год 29 сентября в Киеве отмечается траурный день расстрела евреев немецкими фашистами в Бабьем Яру в 1941 году, во время которого было убито 33 771человек.

Этим событием начался Европейский Холокост, а конец ему был положен 27 января 1945г. освобождением советскими войсками Концентрационного лагеря смерти в Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша). Этот день установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста. Официально считается, что за годы Холокоста погибло 6 миллионов евреев.

Углубляясь в историю и вспоминая об этом, полезно знать, что в Российской империи в прошлом также была совершена ныне малоизвестная попытка организовать нечто подобное Холокосту, но тогда в стране нашелся благородный, смелый человек, не допустивший это тягчайшее преступление. О нём нам всем нужно знать и чтить его память. Прочесть о нём можно только в малоизвестных документах, а это несправедливо – о таких историях и людях необходимо помнить, изучать и потомкам рассказывать.

Об этом событии и главном его герое дальше, с полным к нему уважением, пойдет речь.

В истории евреев России, густо населявших территорию юго-запада нынешней Украины, Молдавии (Бессарабии) и Крыма в прошлом возникла реальная угроза их почти полного уничтожения.

В начале 40-х годов 19-го столетия, т.е. около 200 лет назад, по предложению Министерства государственных имуществ России, одобренному императором Николаем Первым, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию далеко на восток, в заволжские безжизненные, полупустынные степи в условия существования, целенаправленно приводящие к вымиранию людей, т.е., по нашим современным понятиям, царской властью еще в 19-ом веке планировалось «мероприятие», которое мы теперь называем Холокостом (или Геноцидом).

В период правления Николая I (1825 – 1855 годы) было принято около 600 указов о евреях, приведших к дальнейшему ограничению их прав.

Человеком, открыто и смело выступившим против преступного царского решения, был генерал-губернатор Новороссии, фельдмаршал, полномочный наместник царя в Бессарабии, граф Михаил Семенович Воронцов.

Увы, в советское время основная масса людей судила о нем лишь по пушкинской эпиграмме, а в популярной исторической литературе его выставляли как царского сатрапа, реакционера, крепостника, душителя свободы.

Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, рискуя своей карьерой, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением. Ниже приводится письмо М.С. Воронцова (в орфографии оригинала):

"Ваше Императорское Величество!

Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется.

Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены (черта оседлости Екатерины II).

Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям."


Далее Воронцовым излагалось мнение Министерства государственных имуществ, делившее евреев на "полезных" и "бесполезных". (Как известно, немецкие фашисты использовали этот опыт).

"Смею думать, - продолжает М.С.Воронцов -, что само название "бесполезные" для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают "бесполезными", составит 80 процентов еврейского населения. Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах.

Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и нас, и за пределами России".

"Смею думать, —
резюмирует генерал-губернатор Новороссийского края, — что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости;

Смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока".

Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами:
"Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа".

На обеде у государя император сказал Воронцову: "Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев".

Портрет Михаила Семёновича Воронцова. Худ. Ф. Крюгер, 1856 г.,
© Из коллекции Государственного художественно-архитектурного
дворцово-паркового музея-заповедника «Павловск»

Каким образом можно выразить свое восхищение и признательность человеку, совершившему этот самоотверженный поступок и заступившемуся за евреев? Но об этом дальше.

Он смел думать, и результаты этой смелости не могут не восхитить. И нашу признательность можно выразить тем, что мы, потомки спасенных, с благодарностью поддержим от забвения память о нем и этой публикацией постараемся привлечь внимание к жизни этого замечательного государственного деятеля.

С началом генерал-губернаторства М. С. Воронцова положение еврейской общины в Новороссии значительно улучшилось. Особенно благоприятные условия сложились в Одессе, где еврейское купечество стало играть большую роль в развитии экономики города. Михаил Семенович поддерживал и предпринимательскую деятельность евреев, и их начинания в области культуры. В течение многих лет М. С. Воронцов поддерживал известного на Юге коммерсанта Е. Л. Фейгина. Получив от еврейского общественного деятеля И. И. Тарнополя в подарок книгу об одесских евреях, Михаил Семенович писал ему:
«Я спешу поблагодарить Вас от всего моего сердца за эту чрезвычайно интересную присылку, а также благодарю я Вас тоже и за то, что Вы по этому поводу обо мне пишете. Моим долгом и моей нравственной обязанностью было сделать в пользу Ваших единоверцев все то, что от меня зависело, пользуясь при этом содействием почетных горожан одесской еврейской общины. Мне очень приятно сознавать, что то, что было сделано в пользу еврейской общины в Одессе, послужило также примером для других областей России».

Евреи Новороссии были благодарны М. С. Воронцову за его внимательное отношение к их нуждам. 8 сентября 1848 года в Алупке они поднесли ему подарок — «Гимн для приветствия князю Михаилу Семеновичу в день совершившегося юбилея пятидесятилетней службы его сиятельства».


О ты, вельможа славный,
Царя наместник верный,
Муж доблестей гражданских,
Муж доблестей военных.


Далее перечисляются заслуги Воронцова на военном и гражданском поприщах. А заканчивается гимн словами:

Сам вождь небесных сил
Архангел Михаил,
Да осенит, о, князь! тебя,
Чтоб совершить великие дела.


Вот что сообщала Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (издание 1908—1913гг.) : “Воронцов, Михаил Семенович (князь, 1782—1856) — выдающийся русский государственный деятель, в течение долгих лет (с 1823 года) состоявший новороссийским генерал-губернатором. Воронцов питал к евреям искренние добрые чувства. Находясь в сношении с представителями одесской еврейской общины, выделявшейся в то время по своему высокому культурному уровню, Воронцов оказывал поддержку всяким начинаниям, направленным к духовному развитию еврейского населения и к поднятию его экономического благосостояния.

Просветительная реформа 40-х годов, вызванная совместной работой гр. Уварова и д-ра Лилиенталя, связана и с именем Воронцова, который вместе с тем стремился к расширению гражданских прав евреев. Об этом свидетельствует его ответное послание (2 ноября 1842 г.) «одесскому еврейскому обществу», в котором, сохраняя осторожность в словах, вызывавшуюся условиями того времени, князь твердо и определенно обещал ходатайствовать перед государем ο том, чтобы одновременно с просветительной реформой был улучшен также правовой быт евреев. Правда, несмотря на свое большое влияние в высших правительственных кругах, Воронцов не мог добиться в этом отношении более или менее крупных результатов — воля Николая I, отрицательно относившегося к евреям, была несокрушима, — все же Воронцов несомненно содействовал смягчению тогдашней репрессивной системы.

Губернатор предпринимал «меры для изыскания средств», и «по высокому эстетическому вкусу начертил план синагоги», «прилагал особенное попечение о больнице». Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, он добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.

Особенное впечатление произвела его записка, посланная министру внутренних дел для доклада государю (1843г.), в которой он в резких выражениях выступил против предположенного «разбора» евреев на «полезных» и «бесполезных», назвав эту меру крутой и несправедливой; под влиянием этой записки слово «бесполезные» было исключено из официальной переписки; возможно также, что благодаря ей правительство стало относиться к проекту «разбора» столь отрицательно, что даже настойчивость Николая I не могла привести к его осуществлению.”

Приведенные выше документы о защите жизненных прав еврейского народа не являются единственными или исключительными - не только русские, татары и евреи, но и греки, армяне, болгары, поляки, молдаване, немцы, шведы, французы, швейцарцы, итальянцы, цыгане, даже самые малочисленные группы переселенцев находили защиту у генерал-губернатора, если нарушались их права.

Наше время отстоит от эпохи М. С. Воронцова всего на 7- 8 поколений, поэтому современные евреи - выходцы из юга Украины, Молдавии и Крыма являются прямыми потомками евреев, спасённых этим достойнешим человеком, о чём нам следует с благодарностью помнить.

Отношения генерал-губернатора с высшими властями России были сложными. Военный министр Чернышов не любил Михаила Семеновича за несговорчивость, за то, что он предпочитал идти по жизни своим путем. Екатерина II не жаловала Воронцовых за их самостоятельность и несговорчивость, за их критическое отношение к ее фаворитам.

Ни Александр I, ни Николай I не благоволили к М. С. Воронцову. Многие высшие петербургские чиновники завидовали ему и интриговали против него.

Но, несмотря на всё это, заслуги М. С. Воронцова перед Отечеством были столь значительны, что он, хоть и с задержками, получил и княжеское достоинство с титулом Светлости, и высшее воинское звание генерал-фельдмаршала, и ордена, и золотые шпаги, и другие знаки отличия. Всего Михаил Семенович имел 24 боевые награды – шесть высших российских орденов (4 – с бриллиантами), многочисленные иностранные ордена и много медалей.

Семья Воронцовых вошла в историю России, как одна из наиболее славных и заслуживших уважение народа своими важнейшими делами. История Воронцовых и особенно история жизни главы этой семьи известна и сегодня, как образец для воспитания и служения.

Рожденный в такой семье (19 мая 1782 года) Михаил Семенович счастливо унаследовал лучшие качества, присущие его знаменитым родственникам.

«Рождение твое, — сказал Семен Романович, глядя на новорожденного сына, — всех порадовало; веди жизнь такую, чтобы все сокрушались о твоей смерти».

В этом небольшом очерке невозможно полностью изложить место и роль Воронцова в истории России и Одессы, но известно, что за 30 лет генерал-губернаторства М. С. Воронцова население Новороссии выросло почти вдвое. Увеличилось число городов, казачьих станиц, местечек, сел и деревень. Полузабытая окраина превратилась в процветающий край России.

Граф М.С.Воронцов заботился и о благоустройстве города - о том, чтобы снабдить Одессу хорошей водой, замостить улицы, разбить парки и сады.

При его помощи и содействии были открыты Городская публичная библиотека, Общество сельского хозяйства Южной России, Статистический Комитет, Одесское общество истории и древностей с музеями, дирекция Русского театра и т.д. Ришельевский лицей стал высшим учебным заведением. Возникла масса благотворительных обществ... Одесса становилась многонациональным городом...

В марте 1845 г. графа М.С.Воронцова в порту провожала 100-тысячная Одесса. Он уезжал на должность наместника императора на Северном Кавказе. В том же году за кавказские подвиги М.С.Воронцов был возведен в княжеское достоинство

Последние дни Воронцов провел в любимой им Одессе: он вернулся туда в начале октября 1856 г., а 6 ноября его не стало. Он скончался на 75-м году от рождения.

По повелению Александра II военный министр подписал приказ, в котором говорилось, что по случаю кончины генерал-фельдмаршала князя Воронцова и в ознаменование его памяти к незабвенных заслуг перед Престолом и Отечеством всем войскам сухопутного ведомства предписано носить трехдневный траур.

Во все дни до похорон М. С. Воронцова «с раннего утра и до поздней ночи траурная комната наполнялась густой толпой жителей Одессы всех сословий, всех вероисповеданий, всех возрастов, желавших поклониться гробу усопшего, выражавших скорбь свою в молитвах, слезах и трогательных словах».

Памятник князю М. С. Воронцову в Одессе. Фото: Википедия

В 1863 году на Соборной площади Одессы был открыт памятник прославленному генерал-губернатору. Деньги на сооружение памятника были собраны в народе по подписке.

На беду старого собора и всей Одессы в 1930-е годы бывший луганский слесарь, а в то время рабоче-крестьянский маршал Клим Ворошилов остановился в гостинице "Пассаж". Его окна выходили на Соборную площадь. Этот маршал, в отличие от генерал-фельдмаршала Воронцова, который строил Собор и верил в Бога, был безбожником, потому и указал, что Одесский большевистский агитпроп распространяет атеизм не на высоте поставленных задач. В 1936 году собор был взорван. Перед его варварским разрушением могила великих князей была осквернена. Прах светлейшего князя и его супруги был буквально выброшен на улицу. Однако горожане сумели перезахоронить останки Воронцова на Слободском кладбище.

По решению того же Одесского агитпропа слова на цоколе памятника Воронцову "Светлейшему князю от благодарных соотечественников" были сбиты. Не за что, мол, благодарить. Слова эти были заменены эпиграммой Пушкина, в которой граф объявляется полуневеждой, полумилордом и полуподлецом.

Граф был человеком не только образованным, но и умным, что приходится признать, невзирая на нелестные отзывы о нем Александра Пушкина:

«Полумилорд, полукупец,
полумудрец, полуневежда,
полуподлец, но есть надежда,
что будет полным наконец».


Об отношениях Пушкина с Воронцовым можно прочесть в биографиях поэта и во множестве статей. В них М. С. Воронцов неизменно изображается как враг и гонитель Пушкина, как человек безнравственный и бесчестный.

Рассказывая о жизненном пути М. С. Воронцова, нельзя обойти историю его отношений с великим русским поэтом, который испытывал нежные чувства к жене графа Елизавете Ксаверьевне.

Представление о Воронцове как о враге Пушкина и как о человеке без чести и совести совершенно неверно и несправедливо. Нельзя смотреть на Воронцова глазами пушкинистов. Урон репутации Воронцова нанесли не столько пушкинские эпиграммы, сколько дружные усилия многих поколений пушкинистов, которые относились к славе Воронцова так, как голуби к памятнику графа.

Бесспорно, гениальная звезда российской поэзии имела право на собственное мнение, да и, откровенно говоря, по разным причинам не любили они с Воронцовым друг друга. Однако следует отдать должное этому выдающемуся государственному деятелю, годы правления которого справедливо называют «золотым веком Одессы».

Да и сам Пушкин признавал таланты Воронцова, «путаясь в показаниях». Великий поэт эпиграммой не столько наговорил на Воронцова, сколько унизил себя, проявив крайнее раздражение и ревностные чувства к генерал-губернатору Новороссии. Человека с блистательным европейским образованием трудно было назвать полуневеждой. В конце жизни Пушкин раскаялся в сочинении этой эпиграммы. Вполне очевидно, что по прошествии времени поэт не мог не признать, что, наговаривая на М. С. Воронцова, он унизил не его, а самого себя. Кстати, при жизни Пушкина эта эпиграмма не была опубликована.

О восстановлении доброго имени этого благороднейшего человека хочу сказать особо. В мемуарной литературе приводятся многочисленные воспоминания сослуживцев, чиновников, друзей и родственников о М.С. Воронцове. Объем этой статьи, к сожалению, ограничен, но некоторые из них не могу не привести.

Император Николай I: «Я всегда говорил, что нет другого человека в России, как князь Воронцов, который бы так был способен и так умел творить, созидать, устраивать. Его голова не годится для мелочей. Он успел положить начало таким предположениям, о которых давно думали, но ничего до сих пор не сделали»

В. А. Соллогуб: «Воронцов был действительно русским солдатом, и таким, каких дай Бог много! Я отроду не встречал такой холодной и беззаботной храбрости. Сколько раз мне случалось видеть Воронцова в схватках с горцами. Всюду впереди, он отдавал приказания, шутил, улыбался и нюхал табак, точно у себя в кабинете. Он обладал в высшей степени тремя очень редкими в русских людях качествами: необыкновенной настойчивостью, непреклонностью и твердостью убеждений, и самой утонченной вежливостью. Воронцов был слишком умен и человечен, чтобы поддаваться близорукой спеси, свойственной ограниченным людям знатного происхождения».

Лев Толстой писал: «Воронцов Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла, был среди русских высших чиновников человеком редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношении с высшими».

Из обращения М. С. Воронцова к своему сыну Семену Михайловичу: «Люди с властью и с богатством должны так жить, чтобы другие прощали им эту власть и богатство».

Публикуя эти очень короткие заметки, содержащие только главные события и свидетельства современников, мы должны понимать, что эту жизнь невозможно покрыть пылью забвения, неблагодарности или клеветы. Ее нужно изучать.

Как же в наше время востребованы такие личности как Воронцов! Какая кровавая коса выкосила восточноевропейскую равнину, чтобы через столетия не стало выдающихся государственных деятелей России, а всё больше лживых политиков-мародеров выходят на дорогу жизни в поисках добычи!

За прошедшие столетия мир изменился неузнаваемо, но антисемитизм и антисемиты остались неизменными. Та же звериная ненависть к евреем, то же желание переложить свои ошибки и свою вину на них, те же бесстыдная ложь и беспочвенные измышления, то же дремучее невежество.

Однако при этом также имеются примеры антисемитизма более тонкого, неявного. Например, замалчивание – полностью или частично – роли и деяний исторической личности. Такой случай обнаруживается в документе, посвященном М.С. Воронцову, опубликованном в наше время (в 2014 году).

Интеллектуальный автор очень подробно и в высокой степени доброжелательно изложил жизнеописание М.С. Воронцова во всех аспектах его деятельности, в том числе и его отношение к межнациональным проблемам. В структурном анализе документа указано, что текст содержит 416 страниц. Из них очень много страниц уделено татарам Крыма, что естественно. Несколько меньше, но достаточно тепло сказано об отважных греках и бедных цыганах. Что же касается евреев, то из ⁓106 000 предложений, составляющих текст, об отношениях М.С. Воронцова к евреям автору было достаточно написать всего лишь10 строчек (в тексте 8 предложений). Чтобы не быть голословным, я представляю их здесь (для достоверности), поскольку они занимают мало места:

«Политика в отношениях
с национально-конфессиональными меньшинствами ...

... Такие же подходы применял Воронцов при решении вопросов, связанных с правами еврейского населения. Воронцов считал, что не следует лишать евреев права жить в уже давно освоенных ими местах. По мнению Воронцова, неблаговидные поступки евреев объясняются их бедностью, а иногда предлагаемые радикальные меры еще более усугубят их положение. Воронцов предлагает сохранить за евреями прежнее право строительства частных домов, а что касается школ и синагог, то они должны быть расположены не ближе 100 саженей от православного храма, а если на другой улице, то на расстоянии 50 саженей. Как особо подчеркивали мемуаристы, Воронцов часто удовлетворял просьбы евреев. И не случайно в Новороссийский край и в Одессу устремились евреи почти со всей Восточной Европы. Постепенно еврейские купцы вытеснили иностранцев и заняли в среде этого сословия первое место.»

Уважаемый читатель ! Вы сами можете оценить объем, характеристики и акценты, расставленные этим автором и сравнить содержание его единственного абзаца о евреях с тем, что Вы прочли выше.

По этическим соображениям я не называю автора и его произведение.

М. С. Воронцов был гуманистом, ценившим и отстаивавшим прежде всего справедливость, честь и достоинство человеческой личности, тем более ее жизнь, независимо от национальности, веры и расы.

Он защитил и спас евреев Новороссии от угрозы геноцида со стороны царского правительства, рискуя при этом своей карьерой. Оказывал покровительство, сотрудничал и содействовал развитию и процветанию еврейского населения, заботился о его образовании и правах.

Евреи как народ обладают чувством национальной благодарности и в знак этого – единственные в мире – присваивают неевреям почетное звание «Праведник народов мира» за спасение евреев в условиях риска для своего благополучия и жизни. Это звание присваивает Институт Катастрофы и героизма национального мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Также в «Яд ва-Шем» существует Аллея Праведников – с деревьями, высаженными в честь этих достойных и бесстрашных людей из разных стран мира.

Я полагаю, что всей своей разносторонней деятельностью в пользу евреев Светлейший князь, генерал-фельдмаршал, наместник царя в Новороссии, Крыму и на Кавказе, генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов заслужил звание «Праведник народов мира». Жизнь Воронцова должна стать образцом для изучения и евреями и неевреями, и информация о нем должна быть доступна для всех.

Полагаю, что эти мои предложения могут стать реальностью только при организационной поддержке и реальном практическом участии заинтересованной общественности.

Декабрь 2018 г.

Литература, использованная
при подготовке этой статьи:


Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (издание 1908-1913 гг.) (статьи «Воронцов Михаил Семенович», «Николай I», «Разбор»

Зильберт М. М.: ФЕНОМЕН АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ/В России, jhistory.nfurman.com/lessons8/ashkenaz01.htm

Дыхан М.Д. : Доброе слово о графе Воронцове, журнал «Вестник» №5 (290 , 28 февраля 2002 г. http://www.vestnik.com/issues/2002/0228/win/dykhan.htm

Удовик Вячеслав, «ВОРОНЦОВ», 1984 г., Книга из серии ЖЗЛ, стр.53
https://www.litmir.me/br/?b=160261&p=1

Справка


1. Михаил Дмитриевич Дыхан (25 августа 1925 — 6 июля 2006, Одесса) — доктор исторических наук (1973), профессор (1974), академик Балканской академии наук и культуры, основатель и почётный председатель Одесского болгарского культурно-просветительского общества (1989), участник Великой Отечественной войны (1941—1945), удостоен ряда военных наград, инвалид Великой Отечественной войны I группы. Научная сфера – этнография. Место работы - Одесский государственный университет; Одесский институт народного хозяйства; Одесская национальная юридическая академия.

2. Ю́лий Иси́дорович Ге́ссен (Ю́да Изра́илевич Гессен), (8 марта 1871, Одесса — 22 августа 1939, Ленинград) — российский историк, литератор, автор научных работ по истории еврейского народа. Автор статей в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8 7



Автор этой публикации – о себе

Я, Леонид Войханский, родился в Харькове (Украина) 9 июля 1927 г. в семье служащего. В сентябре 1941 семья вместе с заводом ХЭМЗ, на котором работал отец, эвакуировалась в г. Прокопьевск, Кемеровской обл. В марте 1942 я начал работать (в возрасте 14,5 лет) на этом заводе. Cтал слесарем и электриком. Группа мальчишек, таких же, как я, работала по режиму военного времени. Потом нас присоединили к военной спецшколе и начали использовать на разных, чаще всего авральных, работах – на погрузке-разгрузке угля на шахтах и на железной дороге, в совхозах-колхозах, на прокладке электросетей и т.п. Что же касается учебы, то она была на последнем месте.

В к середине 1944 работа в тылу уже была хорошо налажена и можно было продолжить учебу с наверстыванием отставания за два прошедших тяжелых военных года. Учился не в школе, а на подготовительных курсах эвакуированного из Донецка института, где за 8 месяцев прошли программу за 8, 9 и 10 классы, учились по 12 часов в день и после так называемых экзаменов стали студентами. В конце 1944 институт реэвакуировался в Донецк, откуда в начале 1945 года я перевелся в Киевский политехнический институт, потому что отца министерство направило на работу в Киев. Здесь началась учеба в мирное время. О качестве знаний, полученных за 8 месяцев говорить не приходится – учиться на первых курсах института было очень трудно, т.к. многого я просто не знал. Выручал опыт (из военного времени) быстрого освоения на ходу незнакомых, тяжелых и разнообразных работ. Этот опыт во всей моей взрослой жизни очень был полезен. Он был особенно ценен тем, что нас, мальчишек, приучили работать наилучшим образом – брак в продукции недопустим, она идет на фронт. Являюсь участником войны как «Труженик тыла».

В 1949 окончил КПИ по специальности «инженер-механик по обработке металлов» и был направлен на Дальний Вос ток – на авиастроительный завод в г.Комсомольск-на-Амуре в те годы ближе места мне не нашлось). За 50 лет работы в авиапромышленности пришлось работать также на других заводах и много лет – в Киеве на известной фирме «Антонов», из них 5 лет технологом и 45 лет конструктором летательных аппаратов и авиационных приборов. Свою карьеру я закончил в должности гл. конструктора проекта.

В бывшем СССР творчество очень редко приносило удовлетворение без сопровождавших его неизбежных нервотрёпок и неприятностей, а соответствующее вознаграждение бдительное начальство распределяло по своему усмотрению. Потому что изобретение принадлежало не автору, а советской родине.

Но от творчества отказаться было невозможно, вероятно, по причине его генетического происхождения. Вот этот творческий зуд и увлек меня в иссследование жизни М. С. Воронцова после того, как я прочел его письмо Николаю Первому о намеченных репрессиях против евреев. При этом я следовал своему привычному правилу, усвоеному с конструкторских времен – ставить четкие вопрсы и получать обоснованные достоверные ответы. Поэтому создание очерка заняло довольно много времени, потраченного на поиск и работу с документами.

Его я заканчиваю предложением о присвоении М.С.Воронцову звания «Праведник народов мира», чем сейчас и занимаюсь, опираясь на единодушные положительные отзывы читателей на опубликованную статью.

В январе 2003-г0 мы вместе с женой эмигрировали в г.Торонто (Канада) к нашей дочери, живущей здесь со своей семьей. У меня два внука и два правнука. Жену, к сожалению, я уже потерял.
Количество обращений к статье - 2846
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (12)
Анатолий Молдавский, Дюссельдорф | 10.02.2019 19:55
Прекрасная статья!
Присоединяюсь к автору статьи, без всяких сомнений, князь М.С. Воронцов достоин увековечения его имени в городах Израиля.
ГостьМихаил Марголин | 30.01.2019 06:01
В 1945 году в моей альма-матери Начальником Бакинского военно-морского подготовительного училища был контр-адмирал Воронцов Михаил Александрович. Это был очень интересный, высокообразованный, интеллигентный человек, которого очень любили курсанты. В начале войны он был в Германии военно-морским атташе и лично докладывал Сталину о готовности Третьего Рейха к началу войны. Во всех биографических материалах о нем записано "по неуточненным сведениям потомок графа Воронцова".
Не удивлюсь, если бы эти сведения подтвердились.
Федор Дроздов | 25.01.2019 20:54
Имя М.С. Воронцова также важно и для российских людей,
можно тодько гордиться нашим соотечественником.
Гость Лифшиц Михаэль, Израиль | 25.01.2019 13:51
Очень интересная статья. Если факты, изложенные в ней верны, то, конечно, было бы замечательно назвать улицу в одном из городов Израиля именем графа М.С. Воронцова. А для проверки фактов исторический факультет одного из израильских университетов послал бы в командировку в Россию учёного - историка. Глядишь - и диссертацию бы написал, и заслуги графа М.С. Воронцова перед евреями не были бы забыты.
Локшин Борис, Иерусалим. | 25.01.2019 12:52
Не очень понимаю, какие "этические соображения" заставили Леонида Вайханского скрыть от нас имя автора монографии о Воронцове, из которой взята антисемитская цитата о "неблаговидных поступках евреев" и вытеснении ими из Одессы иностранных купцов. Народ должен знать своих героев! Захарова Оксана Юрьевна, 1965 г. рождения, выпускница (среди прочего) Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор наук, профессор.
Лина | 23.01.2019 21:48
Если гость 18:15 не знает причин личного отношения Пушкина к Воронцову, то об этом, помимо школьной программы, существует ещё обширная литература.
Гость | 23.01.2019 18:15
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда.
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Отношение к евреям Воронцова заслуживает внимания. Но экзальтированность оценок, эпитеты в превосходной степени у некоторых комментаторов входят в противоречие с оценкой А. С. Пушкина, знакомой нам ещё со школьной скамьи.
Mark Mandelboym | 19.01.2019 07:43
Замечательная, подкрепленная фактами, статья. От нас, евреев, разбросанных по всему миру, и бывших одесситов (хотя, говорят, что "бывших одесситов" не бывает), в частности, - глубокая признательность автору, уважаемому Леониду Войханскому!
Личность М.С. Воронцова, безусловно, заслуживает более глубокого изучения, осмысления поступков и широкой популяризации на территории бывших советских республик, в первую очередь. Что стояло за фактом обращения М. Воронцова к царю? Безукоризненное воспитание, понятие чести, сострадание нуждающимся в защите? Без сомнения. Но не только. Высокая образованность, приверженность интересам государства, бескорыстие, предвидение и понимание перспектив развития региона, как с экономической, так и с демографической точки зрения. Во многом, благодаря семье Воронцовых, Одесса стала в ХIX веке благодатным местом проживания для людей десятков национальностей. Многочисленная еврейская диаспора Одессы, которая насчитывала до 100 тысяч к середине прошлого века, и евреи, ныне живущие повсюду в мире, никогда не забудут благоволения к своим предкам и заступничества графа Воронцова перед тираном.
Не скажешь о Воронцове лучше, чем сказал В. А. Соллогуб: «... Он обладал в высшей степени тремя очень редкими в русских людях качествами: необыкновенной настойчивостью, непреклонностью и твердостью убеждений, и самой утонченной вежливостью. Воронцов был слишком умен и человечен, чтобы поддаваться близорукой спеси, свойственной ограниченным людям знатного происхождения».
И если формально, по правилам Яд ва-Шем о присвоении неевреям статуса Праведника народов мира, этого нельзя сделать по отношению к М. Воронцову, то помнить о таком человеке и ценить его поступки - необходимо. KUDOS! Порядочному человеку и достойному гражданину Михаилу Воронцову!
Лина Торпусман, Иерусалим. | 16.01.2019 15:32
Как разительно отличается величие князя Воронцова от низости Николая І. Ещё будучи великим князем, Николай написал в дневнике о евреях:
"Какой отвратительный народ! Удивительно, что они в 1812 г. отменно верны нам были и даже помогали, где только могли, с опасностью для жизни".
А, вступив на престол, тут же приступил к их преследованию: установил 25-летнюю солдатскую каторгу и постоянно вводил для отвратительных подданных новые ограничения и тяготы.
Герой войны 1812 года граф Воронцов запомнил верную службу евреев и, невероятно храбрый на поле боя, не дрогнул выступить фактически против царя, назвав предписанное переселение "мерой вредной и жестокой".
Лина, Иерусалим. | 15.01.2019 23:46
Глубокоуважаемый Леонид Войханский! Проделанная Вами работа достойна огромной признательности.
Но вы, да и Абрам Торпусман, ошибаетесь с определением статуса Праведник народов мира. Это звание Яд ва-Шем присваивает неевреям, которые с риском для жизни спасали евреев во время Второй мировой войны. И только так. И никаких исключений. Иное предложение просто не будет принято.
Наилучшим вариантом, на мой взгляд, была б улица имени графа Воронцова в одном из городов Израиля. Какие будут ещё предложения, уважаемые читатели?
Благодарный Гость | 15.01.2019 21:56
Очень интересно! Огромное спасибо автору!
Абрам Торпусман, Иерусалим | 15.01.2019 20:47
Прекрасная статья. Кратко, чётко, доказательно. Михаилу Семеновичу Воронцову явно недостаёт внимания со стороны потомков еврейского населения юга Российской империи, да и еврейского народа в целом. Правда, заглавие статьи "Отменённый холокост" содержит явное преувеличение - Холокост ХХ в. не имеет аналогов и прямых предшественников. Но геноцид в тех планах николаевских чиновников, которые торпедировал граф Воронцов, несомненно, присутствовал.
Не думаю, что идея уважаемого Леонида Войханского о присвоении славному государственному деятелю России звания Праведника народов мира может быть реализована - она увязнет в юридических дебрях. Но искать возможности
выразительно отметить вклад Воронцова в существенное облегчение тяжкой участи евреев России, уверен, надо.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com