Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Диалектика чудес
Борис Гулько
                                                      
Я помню свои первые ощущения при знакомстве с миром: он полон чудес. Сказки отзываются в душе ребенка потому, что соответствуют его чувству реальности.
Потом мне разъяснили, что мир материален и описывается законами. В школьные годы я смирился с такой картиной. Но в зрелом возрасте она стала вызывать сомнения. Мир опять наполнился чудесами, хотя иными, чем в детстве.
История человеческой духовности удивительным образом повторяет эту динамику. В древности мир был полон чудес. Красочны истории наших исторических соперников – античных греков. Полудевы-полуптицы своим завлекающим пением грозили гибелью морякам. В путешествиях их поджидали сдвигающиеся скалы. Скакали кентавры, пугали Минотавр и Медуза Горгона. Однако именно среди этой традиции Демокрит, а за ним Эпикур создали материалистическую картину мира, и Аристотель снабдил ее формальной логикой. Греки создали рациональную версию сущего.
Вера евреев возникла из чудес. Иногда не нарушающих законы природы – спасение младенца Моше из Нила и воспитание его во дворце фараона. Чаще сверхъестественных. Посох Моше превращался в змею, и однажды пожрал змей, в которые превратились посохи египетских кудесников. Величайшее из таких чудес – рождение еврейского народа между расступившихся вод Красного моря.
На пути из Египта в Землю Израиля чудеса сопровождали нас постоянно: кормил ман, поила вода из скалы, защищало от зноя облако. В Земле Израиля чудеса часто носили воспитательный характер и доставлялись пророками. Самое знаменитое деяние пророка Илиягу – жертвоприношение на горе Кармель. Чтобы доказать истинность власти Всевышнего, а не Баала, культ которого насаждала царица-язычница Изевэль, Илиягу обильно полил водой рассеченного на части тельца и жертвенник, а также дрова. «И ниспал огонь Господень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел это весь народ, и пал на лицо свое; и сказали люди: Господь – Он Бог, Господь – Он Бог» (Книга царств I; 18:38-39). Однако после этого Изевэль пообещала убить Илиягу, и тому пришлось бежать. Сотворить чудо собственного избавления Илиягу не мог.
Щедро совершал чудеса ученик Илиягу Элиша. Он нарушил еще не открытый закон сохранения массы: бедная вдова по его инструкции наполнила из небольшого пузырька масла многочисленные сосуды; оживил умершего отрока, который вырос, рассказывают мидраши, в пророка Иону, и не пострадал от трехсуточного пребывания во чреве рыбы. Самое обычное чудо, совершаемое пророками – предсказание будущего. Великий Исаак Ньютон всю жизнь пытался трактовать такие пророчества Даниэля.
Наши мудрецы определили, что в IV веке до н.э. пророчества прекратились. Они вернутся в конце времен – перед приходом Машиаха: «Вот Я посылаю к вам Илиягу-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного» – таким пророчеством заканчивается последняя книга последнего пророка ТАНАХа – Малахи. Прекращение пророчеств совпало с приходом греков – в 332 году до н.э. Иудея стала частью империи Александра Македонского, и евреи подпали под влияние рационального мира греков. Последние четыре века истории Древней Иудеи были временем постоянных гражданских войн между более рациональными эллинизированными евреями и мистически настроенными националистами. Это примерно соответствовало вражде сект близких к храмовой службе саддукеев и мистичных фарисеев.
Властители Иудеи сами призвали войска римского полководца Гнея Помпея, и в 63 году до н.э. Иудея стала вассалом Рима. Окончательно погубила Иудею и ее население вера в оставившие их чудеса. В 66-70 годы н.э. вспыхнуло восстание евреев против владычества Рима. Осажденные в Иерусалиме повстанцы отказались от переговоров с осаждавшими и сами сожгли склады с продовольствием, достаточным, как писал Иосиф Флавий, на 60 лет осады. Они показывали, что всей душой верят в исполнение пророчества Захарии о мессианском времени, когда под осаждающими Иерусалим врагами должна расступиться земля. Чуда не произошло, земля не расступилась. Осажденные умерли от голода.
Падение Иерусалима и разрушение Храма стали концом храмового периода иудаизма, завязанного на чудеса. Они прекращались уже в последнее столетие Храма. Так, вывешиваемое на Храме в Йом Кипур алое полотнище перестало терять цвет, что должно было означать прощение евреям их грехов. Я допускаю, что это могло произойти из-за того, что весь храмовый комплекс в 22-13 годы до н.э. был перестроен Иродом Великим. Во времена пророков даже праведному царю Давиду, убивавшему во время справедливых войн людей, не было позволено возвести Храм. Это сделал никогда не воевавший царь Шломо. Ирод же был одним из величайших злодеев древности, пролившим реки невинной крови.
Из осажденного римлянами Иерусалима в гробу, под видом похорон, вынесли крупнейшего религиозного авторитета того времени рабби Йоханана бен-Закая. Тот собрал мудрецов и создал академию по изучению Торы, ставшую началом возникновения раввинистического иудаизма. Акцент на чудеса сменился на интеллектуальное углубление связи с Творцом. Величайшим достижением раввинистического иудаизма того времени стало составление Талмуда, содержащего основной, за пределами письменной Торы, объем еврейской премудрости.
До сегодняшнего дня основное направление приобщения к иудаизму связано в изучении Торы – письменной и «устной». Важным добавлением к этому учению стало привнесение Маймонидом в XII веке в иудаизм логики Аристотеля. Эта традиция, по словам выдающегося современного раввина Адина Штайнзальца, «священного интеллектуализма», конечно, не отрицает чудеса, но не видит их центром жизни еврея.
Все эти столетия за кадром еврейской жизни происходило развитие еврейской мистики – каббалы. Ее историю принято вести от раввина II века н.э. Шимона бар-Йохая и его книги «Зоhар». В каббале чудеса, совершаемые ее крупнейшими адептами, являются интегральной частью буден. Например, крупнейший раввин и каббалист на рубеже XVI-XVII веков Магараль из Праги создал Голема – искусственного человека, предотвратившего погром. Впрочем, Магараль принадлежал к обоим мирам – его труды обогатили и раввинистческий иудаизм.
Разрыв между рациональным и мистическим иудаизмами обозначился в период скандальной истории лже-мессии Шабтая Цви (1626-1676), когда значительный каббалист Натан из Газы сумел убедить заметную часть европейских евреев и их раввинов, что Шабтай является ожидаемым машиахом. Многие общины распродали свои жилища и двинулись в Землю Израиля, чтобы приветствовать «царя-машиаха». Но Шабтай Цви под угрозой казни принял ислам, и долго ожидавшееся спасение на неопределенный срок отложилось.
Однако это событие разбудило во многих интерес к каббале и к миру чудес. В ряде общин Галиции, Подолии, Буковины возникли тайно и открыто секты саббатианцев, изучавших практическую каббалу. Это очень тревожило религиозных лидеров раввинистического иудаизма. А появление движения хасидизма, основанного Баал-Шем-Товом (Хозяином доброго имени, акроним – Бешт), буднично совершавшим чудеса, поставило еврейский мир на грань гражданской войны.
Бешт не оставил письменного изложения своих воззрений. О его жизни и деяниях мы знаем из свидетельств очевидцев, сохраненных в пересказах их потомками второго и третьего поколений и опубликованных, среди прочих, нобелевским лауреатом по литературе Шмуэлем Агноном и видным философом Мартином Бубером. Чудеса, свершавшиеся Бештом, многочисленны. Он владел временем и пространством. Вечером мог приказать последователям: «едем в Познань», или «едем в Париж». Компания загружалась в телегу, и уже к утру прибывала на место, за сотни верст от родной Подолии. Бешт знал будущее – давал ученикам распоряжения, мудрость которых проявлялась десятилетия спустя. Он лечил и даже воскрешал мертвых. Мельник по его приказу прошептал на ухо умершей жене: «Ежели не встанешь, я побью тебя палкой, что у меня в руке». Помогло. Мельничиха встала (рассказано Агноном). Невеста ученика воскресла, когда Бешт повелел влить ей в рот хорошего вина.
Возникло несколько направлений хасидизма. Лидеры традиционного иудаизма накладывали на их лидеров «херем» (отлучение от иудаизма). Хасиды отвечали тем же. Виленский гаон, самое авторитетное лицо раввинистического иудаизма, распорядился: «И пусть никто не жалеет их, не сочувствует им, и пусть их гонят прочь из всех колен Израилевых». Жалобы «митнагдим» (отвергающих хасидизм) на основателя хасидизма ХАБАД рабби Шнеура Залмана поступили в Петербург, его дважды арестовывали, держали в Петропавловской крепости, но потом все же отпустили.              
Многочисленные чудесные истории про Бешта, а также про войну традиционалистов против хасидизма наводят на мысль, что плотник из Назарета, совершавший за 17 столетий до Бешта подобные ему чудеса, был обыкновенным хасидским цадиком, опередившим свое время, и тоже отвергавшимся истеблишментом. Позже греки, добавив в легенды о назаретянине элементы гностических верований, создали на этой основе крупнейшую мировую религию. Как и Бешт, назаретянин сам ничего не написал, и рассказы о нем остались в Евангелиях, составленных, считается, от трех до восьми десятилетий после его распятия.
Хасидов и мейнстрим помирили (или упрятали под ковер их противоречия) иные напасти. Из Германии в мир восточноевропейского еврейства пришла «хаскала» (еврейское просвещение). Моше Мендельсон привнес в иудаизм с хаскалой идеи Канта, Нахман Крохмаль – Гегеля. Хаскала вдохновила евреев овладевать светскими науками, крупнейшими знатоками которых в пору составления Талмуда были его авторы. Но сейчас лидеры мейнстрима опасались, что просвещение приведет к секуляризации еврейской мысли.
Возникла и другая опасность мейнстриму – сионизм, начатый в середине XIX века трудами раввинов Йегуды Алкалая и Цви-Герша Калишера, и захвативший к концу века, под влиянием дела Дрейфуса и погромов в царской России, массы секуляризованных евреев.
Эти конкурировавшие четыре потока еврейской мысли слились в учении и фигуре создателя религиозного сионизма рава Авраама Ицхака Кука. Отец рава Кука происходил из семьи «митнагдим», мать – хасидов ХАБАДа. Рав Кук был крупным каббалистом, знакомым с идеями хаскалы, со светскими науками. Даже атеизм пионеров создания Израиля рав Кук находил благотворным для новых идей религиозного сионизма. «… Свежий дух атеизма очищает всякую тину, которая налипла на нижнюю поверхность духа веры, и посредством этого очищаются небеса», - писал он.
Чудо стало буднями рождавшегося Израиля. «В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса», - провозгласил его секулярный создатель Бен-Гурион. Я не раз слышал байку, как руководитель обороны Цфата в войне за Независимость 1948 года рапортовал в центр: «Естественным или сверхъестественным образом, но город мы удержим. Естественным – это если ангелы с огненными мечами нападут на наших врагов и перебьют их. А сверхъестественным – это если я с 500 необученными солдатами выстою против многотысячных регулярных частей арабов». Город устоял.
Постепенно израильтяне привыкли к чудесам и воспринимают их как должное. Десятилетия их страну окружали многочисленные враги. Но сами собой рассыпались Сирия и Ирак, участвовавшие в основных военных кампаниях против Израиля. Египет превратился в партнера, а сверхдержава СССР, дважды готовая сжечь Израиль ядерной атакой, развалилась на части сама. Ее остатки покупают сейчас у еврейского государства редиску и укроп.
В середине ноября этого года на головы израильтян рухнуло из Газы более 400 ракет. Не оказалось даже раненых. Пострадали лишь споткнувшиеся евреи, бежавшие в укрытия, или пережившие шок от обстрелов. Телехроника донесла, как арабская ракета угодила в шоссе №4, в то место, по которому проезжали две легковушки. Неожиданно из пламени выскочили две машины и продолжили свой бег. Никаких проявлений удивления по поводу всех этих чудес у израильтян я не заметил.



Количество обращений к статье - 436
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (7)
Гость | 05.12.2019 11:51
Фома! Игорь Ильинский - это прелестно, Средневековье - не очень, потому как сегодняшнее - тоже как энтропийно-технологично, так и негэнтропийно-антигуманно. Что поделать - асимметрия ноосферы.
"Мифопоэтическое мышление" - не "разговоры", а образ миропонимания или идеологема. Так же, как Демьян Бедный с Ксениным и Маяковским и Амосом Озом, у которого проклятые евреи из СССР "украли Родину".
Добавление в реестр "чудес" лексемы ЖУЛЬНИЧЕСТВО (ФОКУС)- корректно: недаром я оставил подобных действ конструкцию "... и т.п.".
Мифы бывают разные - религиозные, литературные (поэмы Оссиана, "Слово о полку...", "Тихий Дон"), политические, научные (все страшилки физиков и математиков с лириками и экономистами-финансистами) и др. Это я к тому, что жить весело, но не так чтоб уж очень вольно и разнообразно. Что поделаешь - эпоха БЕЗУМИЯ ИГРЫ. Сплошные чудеса. Об этом прекрасно написал гениальный Анри Волохонский:
...Лишь боль тоски струит
Дремотный дар игры...
("Страусы").
Так что праздник с Ильинским и без - достаточно занудлив. Как русский, израильский и китайский театр.
- Ю.К.
Гость Фома | 04.12.2019 23:43
— Уважаемый Ю.К.! Конечно, "ЭЕЭ-чечевица с Викою" - это остроумно, а "негэнтропийное Средневековье" - вообще находка. Но свои представления о чудесах я черпал не только из фильма "Праздник святого Иоргена". Поэтому полагаю, что тему статьи нельзя свести к разговорам про "мифопоэтическое мышление", "идеологических работников-интересантов" и т.п.
— У православных и католиков (не скажу за других) есть чрезвычайно строгие процедуры проверки явлений, подозреваемых в "чудесности". Например, проверка мироточащих икон - после изучения на предмет возможной скрытой „инженерии“ и всевозможных химических и биохимических исследований - завершается опечатыванием (с помещением иконы в стеклянный киот). И отслеживанием последующего возможного мироточения.
— А в нек-рых случаях факт "чудесности" явления настолько очевиден, что не требуется никаких занудных проверок. Вот трогательная история об Иосифе из Купертино (см. Вики). Был он дурак дураком, но - "склонен к левитации" (к-рая и по нынешним временам сошла бы за чудо). Из-за этой склонности он претерпел много бед: стал обвиняемым на процессе инквизиции - за привлечение излишнего внимания к своим «полётам»; его ссылали во всё более глухие монастыри и т.д. Но через 4 года после смерти Иосифа всё же канонизировали.
Гость | 04.12.2019 20:04
Милый Фома! Посох, миротворение за 6 дней, расступание Красного моря, битвы с ангелами и прочие фокусы Одиссеев, Дедалов и Икаров с одноглазыми Полифемами и Ноевыми ковчегами возле затопленного Арарата - не чудеса, а всего лишь образцы МИФОПОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. "Чудесами" их обозвали лукавые раввины, попы, муллы и прочие идеологические работники-интересанты. Все понимают, что такая конструкция понятия "ЧУДО" - типичная подмена понятия, или софизм. Ведь "чудо" - это не то, что плетут человеку со стороны (потому как это БАЙКА, ВРАНЬЕ, БАСНЯ, СКАЗКА, ОЩУЩЕНИЕ или МИФ и т. п.) - а то, с чем он сталкивается сам, и не может осознать с позиций как материальных, так и информационных (идеальных) логику свершившегося.
Проблема у Вас, Фома, не научная, а лингвистическая - мыслительно-языковая. Человек развитой, образованный прежде всего стремится к пониманию текста и контекста. И не стремится при появлении первого ключевого слова или понятия сразу же порываться-обращаться к словарю или справочнику. Древние хорошо это знали. В отличие от людей Нового времени, разделенного от античности негэнтропийным Средневековьем. Сейчас оно наступает снова - идёт роботизация. Компьютер уже обыгрывает Человека в шахматы, а Человек - деградирует в речевом и семантическом (понимательном и понятийном) плане.
Я уже писал Вам, что наш Гроссмейстер-публицист - человек игровой, в это значит, что если он выступает в шелковой тоге - то не следует сразу лезть в словарь или Вики с ЭЕЭ за справкой о "шёлке" и "тоге". Потому как ядро или смысл высказанного - в "выступлении" Гроссмейстера в "опере на тему раввинистических колоратур, фиоритур с фурнитурами и без". Гений - он и есть гений. В любой опере. А Вы его - "ЭЕЭ-чечевицей с Викою"... Не совестно?! - Ю.К.
Гость Фома | 04.12.2019 18:04
— Согласно как "бытовому", так и Вики-пониманию, чудо - это явление, не вытекающее из законов природы и являющееся результатом вмешательством неких высших сил. Для "законов природы" Вики-статьи не существует, но в бытовом понимании это - что-то типа законов Ньютона, Бойля-Мариотта, Ома и т.п.
— "Вопрос о том, нарушает ли чудо законы природы, занимавший теологов и философов позднейших веков, в Библии не ставится" - ЭЕЭ. Поэтому чудеса, упомянутые Гулько (в частности, эпизод с посохом Моисея), вообще не предполагают проверки на соответствие каким бы то ни было законам.
— Тем не менее, мы всё же норовим сверять чудеса с "законами природы". Посох Моисея, сожравший в ипостаси змеи 12 посохов египетских кудесников, должен был бы весить как небольшая вязанка дров, но никаких свидетельств этого в Библии не имеется. Данное противоречие (куда-то делась масса 12 посохов!) должно бы нас склонить к мысли - чудо! Но склоняет к наиболее вероятному объяснению: в наведении иллюзий Моисей оказался сильнее египетских кудесников .
— Но вот история посоха Моисея, изложенная в статье по ссылке "Посох Моисея - Студопедия". Авторы утверждают, что эту версию они услышали "от Великого Коэна, то есть Первосвященника самаритян, во время своей экспедиции в Израиль в 2010 году" (ещё в статье цитируется известный в Интернете раввин Бенцион Ласкин).
— Версия такова. Моисей получил посох в уже готовом виде от тестя Итро, некогда - советника фараона. А к Итро посох попал по длинной цепочке: "В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения"; "Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох".
— "Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро".
— По-видимому, авторы статьи - не из тех, кто способен всерьёз воспринимать нек-рые аспекты библейской истории - скажем, создание мира за шесть дней, изгнание из рая и т.п. И пытаются "онаучить" посох Моисея.
— "Онаучивание" происходит, предположительно, на основе представлений о богах-пришельцах; каких-то бывших до нас могучих цивилизациях, воевавших с применением ОМУ; неведомо как летавших индийских виманах и т. п.
— И получилось у них, что Моисей со своим посохом демонстрирует "громадное превосходство технологий цивилизации богов не только над возможностями людей ветхозаветных времен, но и над нашими современными достижениями".
Гость | 02.12.2019 21:10
Милый Игорь! Учитесь читать. Речь ведь не о том, что каждый может рассказать всё, что угодно, а о том, что такая простая штука, как "В начале было слово" - означает верховное присутствие (как и ВЕРХОВНОЕ ПРИСУТСТВИЕ!) информации, программы, кода, плана и т.п. Это известно было людям всегда. И не только людям. Надеюсь, это понятно? А умение или способность читать, равно как и методология расшифровок и декодирования - это другая проблема. Образование - это не курс средней школы, а нечто иное. Думаю, Вы это понимаете. Декодировка любого текста - результат длительного, всестороннего самообразования, а написание любого художественного или научного текста или любая иная форма семиотики высказывания - акт поисковой творческой активности с непременным вхождением во внешний информационный поток. Всё это хорошо известно в психологии творчества, восприятия, теории коммуникаций, трансперсональной психологии и прочих разделах ноогенетики. Придерживаться принципа: ЛЮДИ, АУ!- даже если это и очень актуально - не стоит... Потому как все мы связаны Вседержителем (Творцом, Нравственным Императивом, Информационным кодом и т.п.). А человек образованный - это человек знающий и чувствующий. Автор публикации - таковой и есть. Но я дискутирую не с ним, а с его розыгрышами, сценарными разработками и ходами, которые вовсе не обязаны быть истинностными, а нацелены заинтересовать читателя актуальностью поднятой проблемы. Ведь Гроссмейстер - очень опытный публицист. И пишу я как читатель - что цитируемые им духовные авторитеты - всего лишь звенья индивидуального выбора - от пешек до ферзей, но в общем деревянных и крашеных в тот или иной цвет.
- Ю.К.
Игорь | 02.12.2019 19:51
"Чуда нет. Потому как любое явление жизни известно в деталях еще до его материального воплощения. Сегодня это медицинский факт. Об этом знают все образованные люди ....... и даже технари-ремесленники". Любезный Ю.К., поскольку "все образованные люди" знают в деталях будущее еще до его материального воплощения, не откажите в любезности коротко предсказать на ближайшие 10 лет основные события в мире и Израиле.
Гость | 01.12.2019 01:34
Дорогой Народный Гроссмейстер! Израильская самопальная харедимная "марксизьма" в русском варианте про сакраментальный дуализм рациональных греков и охочих до чудес романтиков-иудеев - сущая белиберда, рассчитанная на никогда ничего не читавших простаков. Это ложная апория, которую можно и перевернуть, представив иудеев охочими до денег и ритуалов материалистами, а суеверных сказителей и театралов греков - вершиной трансцендентного мировосприятия. На самом деле Левантийская працивилизация иудеев и Малоазийская працивилизация эллинов дополняли и обогащали друг друга, а нарратив об их резкой непримиримой вражде - выдумка шовинистов-пропагандонов. Вспомните ямвлиховскую "Жизнь Пифагора", почитайте переводы кумранских свитков, лосевский многотомник "Истории античной эстетики" - и всё станет на свои места. Если иудеи были одними из лучших в мире воинов и знатоков сложного комплекса аграрной, производящей экономики, здравоохранения, социальной экологии, письменной культуры, науки и искусства - а заодно и уникальным народом-носителем основ нравственного закона - наиболее разработанного этического кодекса - то примитивный посыл упования просвещённого народа на чудо - хуже самого жестокого антисемитского навета. Поэтому евреи - народ вечный, а эллины - пережили расцвет и перестали играть сколько-нибудь ведущую роль в человеческой истории. Философия иудаизма по сути малоизучена, но она на генетическом уровне питает все элементы деятельности пассионарного еврейского интеллекта. Ложная марксистская система политкорректности противоречит эволюционной биологии (теории ведущего звена) и античному принципу единства материальных и кодово-информационных ("идеальных") основ мироустройства, описанных мифопоэтически в Танахе и эллинских поэмах.
В эпоху конструирования искусственного интеллекта различие и взаимообогащение рас, этносов, культур и цивилизаций - свершившийся факт современного бытия.
Чуда нет. Потому как любое явление жизни известно в деталях еще до его материального воплощения. Сегодня это медицинский факт. Об этом знают все образованные люди (как и в прошлые времена, когда понимали, что есть атомы - и есть эйдосы), люди науки и даже технари-ремесленники. Хотя последние и склонны показывать миру язык и пугать людей разного рода финалистскими страшилками. Но евреи успокаивают человечество гениальной сентенцией: БОГ НЕ ВЫДАСТ, СВИНЬЯ НЕ СЪЕСТ! Ведь у евреев не вера, не чудо, а "дат" - знание. Это то, что осваивает первым делом каждый новый репатриант, когда понимает, что семантика слова "датишник" - обозначает не "верующий", а ЗНАТОК! А притчи о чудесах - для плохих журналистов, скверных политиков и лукавых любителей наживы в конфессиональном прикиде или без. - Ю.К.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com