Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Парк культуры
Опыты Мессинга и пони Маленского
Ян Топоровский
Они были знакомы: Вольф Мессинг, который на слуху, и Анатолий Маленский, имя которого нигде не значится. Даже в театре одесской музкомедии, который он привез после войны из Львова в Одессу. И в цирке, где работал, о нем не знают. И в филармонии… Хотя, именно там Мессинг и Маленский познакомились.



Мессинг, как известно, совершил побег из оккупированной фашистами Польши. Перейдя русско-польскую границу, он был взят под стражу красноармейцами – и первым делом прошел проверку своих способностей у Сталина и Берии, а потом выпущен демонстрировать их советскому народу.
О том, когда это началось (по крайней мере, в Одессе), можно судить по следующему документу:  «По сообщению Одесской государственной областной эстрады, в Одессу прибыл исполнитель психологических опытов по отгадыванию и передаче мысли Вольф Мессинг. Одесский зритель помнит его по выступлениям в апреле 1941 года. Первое (после войны! – Я. Т.)  выступление Мессинга состоялось вчера в Летнем саду театра «Эстрады». Информация датирована  9 июня 1946 года.
Несколько слов о Летнем театре Эстрады. Более полное (и позднее!) название – Летний театр Одесской филармонии. И располагался он в Городском саду Одессы. В некоторых путеводителях описывали этот «пятачок» весьма прозаично: «в центре сада – фонтан и беседка, в глубине – летняя площадка филармонии». А вообще-то Городской сад был вначале частным садом. Вот как подавал историю Сада тогдашним туристам путеводитель Коханского в 1893 году: «Дерибасовский сад называвшийся прежде городским и казенным находится в центре города между Дерибасовской, Преображенской и Гаванной улицами. Этот сад подарен городу Феликсом де-Рибасом, братом адмирала де-Рибаса, под условием предоставления его в пользование жителей Одессы. Сад содержится городом чисто и опрятно и составляет преимущественно место гуляния детей».



Я бы добавил к этому и свои воспоминания: две мраморные скульптуры львов (со стороны Дерибасовской) возвышались на постаментах, присматривая за Городским садом. Но одесские львы дружелюбные создания – фотографы усаживали на их спины малышей и делали снимки на радость и вечную память. Кажется, и я свою дочь снимал на спине одного из них?!
У Мессинга первые «опыты» в Одессе состоялись в апреле 1941 года, а вторые – 8 июня 1946 года. А Маленский привозил в свой город артистов еще до революции, в том числе, Веру Холодную, последнее выступление которой организовал в 1919 году за несколько дней до ее смерти…  По рассказам Сергея Ковалева, внука Маленского, его дед - 16-17 лет от роду, именем революционной власти был назначен директором одесского театра. (Поговаривали, что даже всех!) Поверить в это можно. В то время мальчики «с военной косточкой» становились командирами полков в 16 лет! Так почему же мальчикам с «творческой косточкой» не становиться директорами театров в таком же возрасте?!
А вот Мессингу, как иностранцу и личности с «подозрительными способностями», и возрастом постарше - даже не «рекомендовалось» путешествовать одному по СССР.  В том числе, в Одессу. И в город он приехал с Виктором Финком, членом Иностранного легиона, бывшим корреспондентом советской печати во Франции, членом советской делегации на Втором международном конгрессе писателей в защиту культуры в Мадриде… (Не его ли имел ввиду Вольф Григорьевич, когда написал, что «Москва назначила ему первого администратора»?!) Зачем и с какой целью члену Иностранного легиона «исполнять обязанности» администратора? Кто знал – быстро забыл! А вот одесские трамваи с афишами: «Едет Мессинг! Встречайте в городской филармонии!» - еще помнят.
Кстати, реклама на трамваях – дело одесского (возможно, Маленского!), а не «назначенного Москвой» администратора.
Для настоящего профессионала театр начинается не с вешалки, как принято считать, а с касс. В данном случае – с касс филармонии на Пушкинской, которые, видавшие виды одесситы брали штурмом, чтобы попасть «на Мессинга». Внушать зрителю мысль, чтобы тот пришел (и еще как ломился!) на выступление никому неизвестного беженца-еврея из Польши – это сродни «опытам по передаче мыслей» Вольфа Мессинга.
(Я не был знаком с Анатолием Григорьевичем лично, но дружен был с его потомками. Однако современной науке (как и литературе) достаточно и детали, чтобы восстановить портрет давно ушедшего человека. Обнародую несколько из них.
Первая: Анатолий Григорьевич курил трубку. Не потому ли внук, Сергей Ковалев (ныне проживает в Нью-Йорке), звал его: «Дум!». (От слова дым?!) Деталь вторая: он был (со слов дочери, Любови Маленской) веселым человеком: во времена работы в цирке и женитьбы на ее матери – пианистке Полине (для близких – Пуничка Рабинович, чье выступление было запланировано в Кремле на лето 1941 года, но не состоялось – война) Анатолий Григорьевич присылал диковинное (по тем, и нынешним временам!) транспортное средство: двуколку с запряженным в нее цирковым пони! С султаном на голове! Представляете, как долго одесские подростки бежали рядом с пони и Пуничкой?! До самого цирка! (Правды ради, скажем, что Анатолий Григорьевич был женат несколько раз, но только Пуничку пони Маленского соглашалось возить по улицам Одессы).
А после филармонии и цирка - был театр музкомедии. Вернее, не совсем еще театр, а молодая труппа, которую привез Маленский из Львова. И организовал (с административной точки зрения) одесскую музкомедию. В истории театра, который стал жемчужиной Одессы, Маленского нет ни в каком качестве. (А был он - с точки зрения Суворова – настоящим солдатом, ибо в ранце носил маршальский, вернее, писательский жезл: его пьеса - «Неожиданный подарок» - в соавторстве с Б. Хуторецкой - хранится в Российском государственном архиве культуры и искусства).



Во время одной из прогулок с дедом (по Пушкинской, затем - Приморскому бульвару) внук Сергей восхитился количеством знающих Дума одесситов. На что Дум, смеясь, проронил: «Было бы полезнее, если бы каждый вместе со «здрасьте» давал бы по рублю!». Но рубль никто не давал. А вот помощь один человек оказал. И это был Вольф Мессинг.
В те дни Вольф Мессинг ставил свои «опыты по передаче мыслей» в Одессе. Предположительно, в 1954 (плюс-минус) году. И поселился в гостинице на Приморском бульваре. А на этом бульваре любил посиживать Дум с внуком. Вот в тот час они с внуком сидели и беседовали. И неожиданно появился Мессинг (видимо, направлялся в свою гостиницу?!). И будущие «ветераны» сцены узнали друг друга. И как в такой ситуации не разговориться?! Но внук еще не понимал, кто такой Мессинг, кто такой его Дум, и тем более, о чем они говорят. Он отвлекал их своими расспросами и надоедал (пусть простит меня мой нью-йоркский друг Ковалев) своим присутствием. И тут появилась девушка, которая привлекла внимание внука. Он замолк и уставился на нее (в этом возрасте любовь всегда с первого взгляда, и, как снег, на голову!). Но она целеустремленно шла по своим делам.
Все понимающий Дум оценил обстановку: как только юное создание скроется из глаз, внука станет капризничать еще больше, и беседе с Мессингом придет конец.  И тогда Дум обратился к Вольфу Григорьевичу с предложением провести один из своих знаменитых «опытов по внушению мыслей» прямо на свежем воздухе, на аллеях Приморского бульвара на фоне моря: девушка некоторое время – минут тридцать - побыла бы рядом с внуком, а они с Мессингом смогли бы спокойно пообщаться!
Вольф Григорьевич принял предложение Анатолия Григорьевича. И девушка вдруг замедлила шаг, затем резко свернула к ним и присела на скамейку рядом с внуком. И ровно – как договаривались! – просидела неподвижно полчаса. Внук во все глаза смотрел на свою окаменевшую богиню. А «ветераны сцены» спокойно общались.
В своих воспоминаниях драматург Алексей Каплер упоминал, что, когда он приехал в Одессу собирать материал против запущенной (книга и пьеса) в те годы подлейшей (и расстрельной!) версии о «работе на белых и даже на французов» Веры Холодной, то встретился с Анатолием Маленским, организатором и администратором ее последних гастролей в 1919 году и записал его рассказ в защиту актрисы. Возможно, «ветеран театральной Одессы» поведал Каплеру не только о встречах с Верой Холодной, с семьей которой был хорошо знаком, (кстати, сестра Веры Холодной служила солисткой балета в Оперном театре), но и о знакомстве с Мессингом, и о его «опыте» на свежем воздухе, и о театральной жизни Одессы, к которой лично был причастен, как никто другой. И о разговоре с Мессингом.
P.S. Анатолий Григорьевич Маленский растворился в XX веке – больше ничего о нем неизвестно. И куда исчезла коллекция – вот и третья деталь! - трубок Дум-Дума, которые он часто посасывал, после того, как бросил курить? Даже о месте его упокоения никто не может сказать. А его Пуничка похоронена в Одессе, их дочь - удивительная Любовь Аранович (Маленская) - скончалась в Нью-Йорке. Дочь Ольга – от другого брака - некогда проживала в Одессе. Возможно, там и ныне живут ее потомки! А вот могилу жены и соавтора пьесы «Неожиданный подарок» – Берты Рахмилевны Хуторецкой (он называл ее - Буся, а она представлялась: Беатрис!) я обнаружил в Караганде. Может, Берта уехала туда после смерти мужа? Или они вместе переехали в Казахстан? Если так, то кто позвал в эту даль «ветерана театральной Одессы»? Семья, потомки, дела? Или молодежная – как некогда музкомедия - труппа, которая решила основать свой театр?!
Количество обращений к статье - 1262
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Гость Фома | 11.01.2020 22:19
— Про 80% гонорара - это я зря написал: мягче надо было - как-нибудь со словом "якобы". Поскольку инф-ия об этом - всего лишь из книги Китаева, к-рая вовсе не обязательно всецело достоверна. Да и вообще - гонорар М.В. Хвастунова здесь не при делах.
— А вот что написано в Вики-статье "Хвастунов, Михаил Васильевич": "В 1965 году Хвастунов пишет книгу, которая выходит под названием «Вольф Мессинг. Книга о самом себе». (В другом издании — «Вольф Мессинг. Я — телепат»). На роль автора своих мемуаров Хвастунова выбирает сам Вольф Григорьевич...Но издательство «Советская Россия» в последний момент отказывается от публикации книги. В виде отдельных глав она выходит в журнале «Наука и религия»."
— И ещё: "Николай Китаев в своей брошюре «Криминалистический экстрасенс. Вольф Мессинг: правда и вымысел» утверждает, что «мемуары» Мессинга были сфабрикованы журналистом. То, что написанное в книге - вымысел, подтвердил популяризатор науки писатель и журналист Владимир Губарев (бывший научный редактор «Комсомольской Правды»)".
Гость | 11.01.2020 21:36
еще никогда и нигде не рассказывалось, что некто применил свои - если обладал - сверх способности в частной, будничной жизни - и создавалось впечатление, что такого быть не может, ибо не может быть никогда. Однако, впервые в печати автор приводит факт частного "использования" необычайных возможностей. Это новый взгляд, новый подход к данной теме. Удивительный, волшебный и немного... страшный.
Гость Фома | 11.01.2020 20:33
— Ввиду общей "неодесскости" советских людей, вряд ли многие из них слышали о персонах, упоминаемых в обсуждаемой статье. Но вот о Мессинге (в 60-х) знали все - из его мемуаров «О самом себе» в журнале "Наука и религия" , но больше - из многократно размноженных частичных пересказов этих мемуаров (и в центральной, и в местной прессе).
— В 60-е (студенческие для меня) годы Мессинг дважды приезжал в наш город - и оба раза я ходил на его выступления. С ним была ассистентка - суровая дама несколько кэгэбэшного вида. Она нам объясняла, что никакой телепатии тут нет - просто товарищ Мессинг обладает повышенной способностью к восприятию незаметных глазу мелких телодвижений (вот и вся вам "телепатия").
— В общем-то, это объяснение годилось: "индуктор" задумывал что-то типа "Подойти к зрителю в ряду N1, на месте N2..."; брал Мессинга за руку и безвольно волочился за ним по зрительному залу, непроизвольно и незаметно для нас (но не для Мессинга) упираясь в нужных местах.
— Но вот чем Мессинг меня поразил, так это тем, что отказал одному добровольцу со словами - "А вот математики в задании не надо". Я знал этого добровольца - он был с физмата и, как мне потом рассказал, и в самом деле придумал что-то типа "Подойти к ряду N, а потом - к ряду N/2". И при всём моём доверии к объяснению упомянутой суровой дамы, я никак не мог поверить, что "математичность" задания можно усмотреть из мелких телодвижений - тут уж не обойтись без телепатии.
— А сейчас, просматривая инф-ию о Мессинге, наткнулся на книгу некоего Н.Н. Китаева (см. Вики), правоведа и криминалиста, - "«Криминалистический экстрасенс» Вольф Мессинг: правда и вымысел", 2006. Он провёл прямо-таки грандиозную работу над мемуарами Мессинга - с привлечением инф-ии из разнообразных архивов России, Польши, Германии и бывших советских республик.
— Общая картина: не проверяли Сталин с Берией способностей Мессинга; Гитлер не объявлял Мессинга личным врагом - он не знал о его существовании; Эйнштейн не встречался с Мессингом в Вене, поскольку не был в ней в заявленное в мемуарах время встречи. В общем, не было практически ничего из описанного в мемуарах.
— Книга Китаева вызвала у меня изумление тщательностью расследования - будто бы речь идёт о какой-нибудь "афере века". И это при том, что сам же Китаев пишет о невозможности отделить инф-ию, представленную самим Мессингом, от выдумок обработчика мемуаров, некоего М.В. Хвастунова (кстати - выторговавшего себе 80% гонорара).
Гость | 10.01.2020 21:06
Про Мессинга мне рассказал известный в России автор многих учебников N. Он учился в университете Харькова, когда в город приехал Мессинг. Возник ажиотаж, студенты старались купить билеты. N был равнодушен к суете, Мессинг его не интересовал.Он пришел домой после занятий, прилег на диван, немного вздремнул. Проснулся с острым желанием пойти на выступление Мессинга. До начала представления оставалось менее получаса, но театр был
рядом с его домом и он успел. Билетов не было, народ "стрелял" лишние билеты у всех подходящих. N, ни коим образом не склонный к авантюрам, подошел к билетерше и сказал, что потерял билет, но помнит место и ряд. Тетя послала его, он продолжал просить пропустить. Подошла коллега и билетерша попросила ее пройти вместе с N в зал и посмотреть свободно ли место. Зал был набит, народ стоял в проходах. Единственное свободное место было то, которое назвал N.
Гость | 10.01.2020 17:23
Ян Топоровский - не менее вещий человек, чем его герои. Он один такой в мире. Хотя прекрасных и тонких литераторов и журналистов - немало. Он чудеснейшим образом умеет материализовать время, приближая его к сердцу читателя. В любой ситуации. Как будто ты живёшь и действуешь рядом с повествуемыми людьми и обстоятельствами. Будто бы не девушка села на скамейку - а ты сам приземлился по мановению чудес людского общения. - Ю.К.
Гость | 10.01.2020 16:49
Совсем неожиданно для себя наткнулся на этот удивительный по психологической приникновенности материал. Далекое по времения событие восстановило в моей памяти отдаленную по времени главу жизни из мой биографии. Дело в том, что я оказался не просто благодарным читателей этого повествования, но и одним из реальных действующих лицов этого события. Подтверждаю: действительно, так это было! Спасибо автору Яну Топоровскому за его работу. Спасибо издателю блога за эту публикацию! Тепер буду заходить к вам "в гости" и впредь.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com