Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
С кем вы, мастера поп-культуры?
Дмитрий Якиревич, Иерусалим

Если бы в этом заголовке не было словечка “поп”, следовало бы придумать что-то другое. Уж слишком заезжено название известного обращения, прозвучавшего на весь мир в 30-е годы. Ну, а мой, кажущийся  риторическим вопрос, как видно из заглавия, всё же касается  представителей несколько другого цеха.

Тот всемирно известный писатель разговаривал в 30-е годы с гигантами мировой культуры, оставившими неизгладимый след и для грядущих столетий. А то, что называется “Из России с любовью”,  вряд ли вспомнят уже через 10-15 лет.

Бесспорно, не всё, что привозится в Израиль сейчас, являет собой чёс, с реквизитом юмора-шуток-песенок, призванных утолить ностальгию части репатриантской массы. Уж тем более то, что привозилось более 20 лет тому назад, начиная с осени 1988 года –  Малый, БДТ, Таганка, “Современник” и т. д. Образовавшее целую полосу событий в культурной жизни страны, причём  одухотворённость публики на каждом из представлений не вызывала сомнения.

Ну, а сами артисты? Понятно, что это они её, эту одухотворённость, и генерировали. Но не только по ходу игры. Они генерировали и то, что происходило по её завершении – по обе стороны рампы, когда публика поднималась в едином порыве, неистовствуя в овациях. Что было, пожалуй, естественно перед лицом такого выброса энергии, искренности, в целом потрясающей культуры. Но по ту сторону рампы – по завершении спектаклей,– на самой сцене происходило тоже в самом деле что-то необычное.
За многие десятилетия присутствия в зрительных залах (часть своего детства я провёл практически под сценой, пребывая на репетициях или  разъезжая с  матерью во время гастролей,  а потом тоже не слишком удалялся от сцены) удалось многое пересмотреть и прослушать. Но вот отношение тех российских артистов к нашей публике хочется оценить, как сверхтрогательное. Тогда они – наконец-то – смогли пробиться к ней, после многолетнего перерыва, вызванного советской антиизраильской политикой, невиданно-оголтелой пропагандой и разрывом отношений после неудавшейся в 1967 году  попытки  “сбросить евреев в море”.

Нужно сказать, что еврейская публика, еврейский читатель ещё с дореволюционных  времён высоко ценились русской художественной интеллигенцией. Даже антисемитски настроенные литераторы вынуждены были учитывать их настроения, настроения огромного пласта читателей, в начале 20-го века уже владевших русским языком. И не случайно из-под пера и этих писателей порой выходили вдохновенные образы неповторимых еврейских красавиц и увлечённых высокими страстями еврейских юношей...

Не могу забыть фразу, брошенную несколько десятилетий тому назад на занятиях студенческой театрально-эстрадной студии крупнейшим эстрадным авторитетом 50-60-х годов Николаем Рыкуниным:
– Перед началом представления я всегда чуть раздвигаю занавес и сквозь образовавшуюся щёлочку гляжу в зал. Если вижу еврейские лица, успокаиваюсь: контакт с публикой обеспечен...

Так вот, возвращаюсь к концу 80-х. В памяти сохранилась картина: зал в “Театрон Ерушалаим”, в финале спектакля звучат аплодисменты, зрители раз за разом вызывают актёров. На авансцене вновь гениальный Евгений Алексеевич Лебедев. Великий актёр, наверное, постепенно выходит из образа Холстомера, стоит, несколько смущённый, и раскланивается. На его глазах – я сижу ряду в третьем и хорошо вижу – слёзы. Идёт шквал тех самых оваций. В какой-то момент, вопреки протоколу прощания с публикой, актёр академического театра нарушает своё молчание – тихим голосом,  преодолевая волнение:
– Спасибо вам, спасибо, я желаю вам счастья.

Короткую лебедевскую реплику я иногда вспоминаю, когда случайно наблюдаю трансляцию какого-либо привезённого концерта в стилистике “Из России с любовью”.
Как будто тоже – со сцены идёт любовь к зрителю. Но как-то иначе. Шоумены, закончив свой номер, пронзительно кричат в зал (порой он под открытым небом, где-нибудь в парке А-Яркон):
– Мы вас любим!– Или,– с днём Независимости!
Сейчас так принято кричать, многократно усиливая ударную гласную:
– Клара Новикова! –  Или, –  Иосиф Кобзон!

Эта манера выкриков в зал прекрасно прижилась и на русской сцене в  Израиле. Всё, как положено. Стандарт есть стандарт, разве что нигде не оформленный, ни в каком патентном бюро. Но вполне утвердившийся. Перед выходом исполнителя следует – тоже – выкрикнуть его фамилию, а потом добавить:
– Встречайте! – И, возможно, продолжить,– ваши аплодисменты!

О вкусах не спорят. У всякой сцены есть свой зритель. И если он это принимает, значит по-своему прав.

Наши российские гости, многие из которых с еврейскими корнями, любят Израиль не только со сцены [нашей], но и в телепередаче “7.40”, в эфире радистанции РЭКА и на страницах русско-израильской прессы. В их рассказах фигурируют родственники с именами из бывшей черты оседлости, обстановка послевоенных двориков: одесских, гомельских, бершадских, черниговских, житомирских. Воспоминания о еврейской         еде и, конечно, анекдоты, увы, часто совсем старые – не будем фиксировать на этом внимание. Разве что отметим: рассказываются они с интонацией, которой до революции пользовались любительские, порой, и профессиональные, русские труппы, исполнявшие сценки “Из еврейского быта”, пронизанные презрением к нашему народу и привкусом антисемитизма.

Но что делать, если ныне евреи смотрят на это уже как бы со стороны? Насмешки по адресу как бы чужого народа (что тоже должно казаться непривлекательным). И не беда, что при этом наш народ  выглядит жалким и униженным. Зато ведь как весело в телестудии, когда и русско-израильский ведущий передразнивает еврейский акцент, впрочем, не задумываясь, что и сам им тоже обладает, правда, в не столь явной форме. И совсем, видимо, не предполагая, что лет 100 назад в той же Одессе был конферансье, тоже еврей, владевший, однако, безупречной русской сценической речью: на русской сцене без сценической речи нельзя (да и  на  любой другой сцене тоже, как и в телестудии или у радиомикрофона) – он также любил  посмеяться над “нелепыми” соплеменниками на потребу зрителям. А если среди них находились антисемиты, то они наверняка были довольны этим конферансье: смотрите, еврей, а не стесняется рассказывать анекдоты про своих. Другое дело, представители настоящей культуры, неважно какой они национальности, резко реагировали на сценическое хамство. Например, М. Горький  вместе с Л. Андреевым, услышав подобный “юмор” в исполнении упомянутого конферансье (в советские годы он стал очень знаменитым, но уже в другой манере), в  негодовании покинули зелёный театр в Одессе.

Но с той поры много воды утекло. И если в среде настоящей русской художественной интеллигенции отношение к таким “шуткам” осталось прежним и уж, по крайней мере, существует понятие межнациональной этики, то у евреев всё проще. Какие-то немыслимые ребе с чертами дегенератов в характере и в лице, из недели в неделю, по пятницам, с наступлением субботы, продолжают смешить и ублажать с экрана. Вперемежку с картавящими придурковатыми маргиналами. Бросающими временами с экрана – варварски-немыслимо искажённые в смысле произношения и согласований по всем частям речи, числам, родам, временным  формам и падежам – выражения по-еврейски. В  ремарках же самого ведущего время от времени звучит:
– Я очень люблю идыш.
А публика, заполнившая телестудию, ликует.
И как тут не ликовать, если по воле людей, не владеющих азами национальной культуры, имеющих о ней представление на уровне антисемитских анекдотов или пародий, частенько кто-либо местный или заезжий угощает нас песенкой, под которую шли издевательства в нашем детстве и юности: “Я никому не дам, пусть скушает Абѓам, / Попѓавится на целый килогѓамм!”? С той самой “куѓочкой” и даже “булочкой”, в которую антисемиты тогда, а наши остряки сейчас стараются внедрить вместо звука “л” (?!) этот позорно-ненавистный картавый звук “р”.

Мы уже привыкли к любви поп-артистов – с еврейскими корнями – из России. Но, странное дело, почему-то по возвращении домой они ведут себя так, как сказали бы в той стране: поматросил и бросил.

В конце концов мы не страдаем особой ревностью на этот счёт. Но бывают ситуации, когда нам нужна не столько “любовь из России”, сколько солидарность. И не столько та, которую мы имеем от них в Израиле, сколько солидарность в самой России. В конце концов, рассказы на “7.40” о том, какие еврейские блюда варили их мамы и бабушки (колоритнее, конечно, если тётя – не потому, что иная степень родства, а потому что можно назвать её имя: тётя Хася), уже упоминавшиеся специфические анекдоты, например тот, в котором обыгрывается подозрение насчёт еврейства американского генерала Шварцкопфа, шуточки о еврейском приспособленчестве – всё это не слишком гармонирует с нашими представлениями о суверенном в своей стране народе, с чёткими представлениями о национальной чести. Не гармонируют и гордо воспроизводимые, но по сути печальные рассказы о  том, как ТАМ  менялись еврейские фамилии на русские,– с объяснениями о пользе для карьеры. Всё это не гармонирует с обликом народа, вынужденного воевать уже более 60 лет. Не гармонирует даже – в доизраильский период – с великой национальной культурой российского еврейства, в которой ещё 70 лет тому назад присутствовали все жанры. Присутствовал тот самый репертуар, который назывался национальным, что в наши дни у некоторых в еврейской среде уже вызывает вопрос: а что такое “вообще” национальный репертуар? Применительно к русской или любой другой  культуре он, естественно, никогда не возникнет, ибо при всех превратностях судьбы русский народ его всё же оберегал и продолжает оберегать.

В дни прошедшей войны в Газе время от времени возникало  щемящее чувство бессилия от просмотра многих зарубежных, например,  британских, телеканалов, которые, казалось взбесились на почве ненависти к нашей стране. Из России поступало тоже достаточно ненависти. И всё же на одних и тех же российских телеканалах звучали разные точки зрения, часто выражалось сочувствие к израильтянам, терпевшим в течение 8 лет ракетные обстрелы. Оказалось, что и у евреев тоже имеются “женщины, старики и дети”.

Да хоть и не старики, а вполне здоровые мужчины – чья это психика способна вынести нескончаемые разрывы снарядов, рушащиеся стены, панику, плач детей, нарушения у пострадавших многих жизненных функций?

Но в дружественных “вокальных партиях” российского хора откликов на наши  события что-то не услышали мы голоса всех тех, кто нас так “любит из России”, как оказывается, только на доходных израильских концертных площадках.

Как же это получается? Если в рекламном ролике перед очередным чёсом в Израиле, то “евреи, приходите, поддержите своих!” (я цитирую), с интимным подмигиванием, устанавливающим как бы взаимопонимание, ощущаемое только членами определённой касты. А в трудную годину “свои” почему-то не обращают внимания на то, что происходит у нас?

Ведь весь еврейский (да и свободолюбивый в целом) мир не остался равнодушным в эти дни. В Украине прошли митинги, в которых участвовали не только евреи. В маленькой Грузии тысячи людей выразили солидарность с нами. Из  Кишинёва донёсся голос братства и сочувствия. И только многочисленные, часто посещающие нас гастролёры не проронили ни слова.

Нам навязали, уже в который раз, войну. А в войне, будь она проклята, гибнет и гражданское население. С нашей стороны – неизмеримо меньше. Потому что государство заботится о тыле. И потому мы  вновь... оказываемся  виноватыми перед всем миром.

В наши дни враждебная пропаганда вполне обходится без империализма-сионизма, без израильских стратегическо-злокозненных целей свергнуть “прогрессивные” арабские режимы (видимо, называть их таковыми в наши дни неудобно даже в бреду антиеврейской ненависти) или без  мифологического сотрудничества сионистских лидеров с нацистами.

Зачем? В этом нет никакой нужды. Достаточно элементарной перестановки во времени двух событий: ракетного обстрела Сдерота «касамами» и израильской ответной реакции. А если добавить что-либо про  оккупацию Газы – хоть что это такое, с июня 2005 года  никто же не скажет,– то само словечко “оккупация”, произнеёснное только один раз, потянет на многотонную бомбу, сброшенную сотни раз...

Что же взять с телезрителя, находящегося за тысячи километров от наших краёв, который не заметит этого “маленького”  надувательства, но зато обратит внимание на телекадры, вызывающие тяжёлое ощущение? И теперь от комментатора или журналиста требуется уже  немного. Вставить прочувствованные рассуждения, подбросить сравнение с Варшавским гетто и дать сравнительный видеоряд, в котором задействовать фотографии времён Катастрофы. И блюдо готово, его можно подавать к столу. А на десерт очень вкусными будут сладостные картины демонстраций в европейских столицах, при этом желательно показать среди участников и благобразные генотипы европейского происхождения. Ну, а хорошо проплаченный музыкальный заказ, исполняемый после десерта, который может пройти на “бис”, – это что-нибудь из Изи Шамира: он, благо, наговорил столько, что можно подобрать что-либо оригинальное, то, что не слишком примелькалось.

Конечно, эта кухня требует обязательно слить в помои не укладывающиеся в рамки привычных до сих пор правил ведения военных действий – беспрецедентные усилия еврейской стороны минимизировать жертвы среди гражданского населения на той стороне, в буквальном смысле персональные телефонные преупреждения жителям Газы о готовящемся возмездии, ювелирные действия авиации, артиллерии и, в конце концов, каждого военнослужащего. А такие вещи, как персональная помощь (финансовая и всякая прочая) израильских коллег рабочим из Газы, предложения госпитализировать в Израиле раненых и больных с той стороны, вообще должны остаться незамеченными. Как и перерывы в военных действиях для оказания гуманитарной помощи, между прочим, под обстрелом со стороны тех, кому она предназначена.

Да простят меня военные специалисты, если грустно пошучу насчёт того, что когда-нибудь в военных академиях мира будут изучать еврейскую военную доктрину, составной частью которой являются гуманитарные коридоры и перерывы в военных действиях для доставки в стан врага пиши, медикаментов, одеял и т. д.

Дьявольская антиизраильская кухня сумела своей зловонной стряпнёй закоптить весь мир до того, что в Европе стали отменять мероприятия, посвящённые дню Катастрофы (Холокоста) и исключать из школьных программ упоминания об этом историческом катаклизме. И даже такой страшный поворот в отношении к нему остался почти незамеченным! 

Наши враги уже давно поняли, что они остаются безнаказанными только потому, что возмездие Израиля всегда идёт в цейтноте, подобно тому, как в шахматах висит флажок на часах, а его падение напоминает момент  принятия резолюции СБ ООН о прекращении огня. Момент, когда пропаганда, лицемерно-ненавистные демонстрации по всему миру уже сделали своё дело. И теперь очередь за дипломатами в ООН, чтобы остановить это возмездие до следующего раза.   

Так как же нам бороться с демонизацией евреев? В поисках ответа на поставленный вопрос попробуем обратиться к истории и вспомнить, что к такого сорта демонизации прибегали уже нацисты. В тех условиях грандиозные военные усилия стран антигитлеровской коалиции объективно способствовали спасению остатков европейского еврейства. Но в информационной войне против Германии страдания евреев и наше Сопротивление почти полностью замалчивались – из-за нежелания представить войну с гитлеризмом, как защиту евреев. И всё же эту информационную задачу возложили на себя наши собратья во всём мире. Возник целый ряд еврейских организаций, распространявших правду о страданиях и борьбе народа, приговорённого к смерти. 

Одной из таких многочисленных организаций в США стал Комитет еврейских писателей        и учёных во главе с Альбертом Эйнштейном и Шоломом Ашем. А в СССР – Еврейский антифашистский комитет. Хоть последний и возник в недрах советских спецслужб и органов пропаганды и уже посему с самого начала был ограничен в действиях, он всё же сумел в своей деятельности выйти далеко за рамки, очерченные советским руководством.
Подтверждением этого могут служить хотя бы митинги  представителей еврейского народа, обращавшиеся с призывами к “братьям-евреям всего мира”. Отметим, что до этого в советской реальности, если не ошибаюсь, ни одному народу, кроме русского, не позволялось называть своих соплеменников, вне классовых различий, братьями.

Конечно, некорректно сравнивать фигуры Михоэлса, Эпштейна, Шимелиовича, Фефера, Квитко, Бергельсона, Гофштейна, Маркиша с представителями российской эстрады и шоу-бизнеса. Там была  презентативность огромной национальной культуры, диктовавшая соответствующий накал ненависти к врагу, героизм в борьбе с ним, историческую гордость продолжателей духовной традиции и невиданный созидательный пафос. А здесь, оставляя в стороне вопрос о преходящем значении образцов шоу-бизнеса в мире культуры, мы видим лишь самореализацию и работу на благо личного благосостояния, возможно, в отдельных случаях неизменное служение разным властям своей страны в разные периоды жизни.

Когда сегодня перечитываешь отчёты о грандиозных антифашистских митингах в США в 1943 году по случаю пребывания там Михолса и Фефера, обращаешь внимание на то, что и ныне американские евреи остаются в авангарде информационной войны со всемирным злом. Причём, у них срабатывает не только чисто национальный инстинкт. Если бы, неровен час, Израиль повёл себя так, как это нам инкриминирует антисемитская  пропаганда, заокеанские братья осудили бы нашу страну. Но наша армия и в целом Израиль на государственном уровне никогда не опускались до той бесчеловечности и низости, в которой нас упрекают представители стран, не слишком церемонящихся с населением на вражеской территории, когда идут боевые действия.

Так где же вы, звонкоголосые (и не слишком) друзья наши из России? Почему мы не слышим вас и не видим на многотысячных демонстрациях? Ведь слабая поддержка интернет-корреспондентов из России малоэффективна. А порой бывает и провокационна, когда самые незрелые и маргинальные среди них призывают к действиям, на которые евреи ГЕНЕТИЧЕСКИ никогда не пойдут, к действиям, в которых нас лживо упрекают антисемиты. Правда, лейтмотив в этих призывах задаётся такими же маргиналами в Израиле, а далее его тема развивается уже в голосах, звучащих и из России.

Пользы от этого выпускаемого пара нет никакой, его давление близко к нулю изначально, ну а вреда он приносит немало, ибо ядовитые пары, не идущие ни из наших правительственных  сфер, ни из общества, ни даже с наших рынков, с удовольствием подхватываются информационной дальнобойной пропагандистской антиизраильской артиллерией. А уж она стреляет без промаха. И не в последнюю очередь и от этих обстрелов начинает “содрогаться совесть человечества”. Та самая, которая 8 лет почему-то не содрогалась ни по какой шкале, а дремала, молчала, как немая, когда на Сдерот падали тысячи ракет.

Так с кем же вы, мастера поп-культуры из России? С кем вы, певцы-депутаты? С кем вы, исполнители песенок про отъезжающего Йошку и “идишэ мамэ”, участники клезфестов, клэзмэры? С кем вы, бывшие работники милиции и советские госслужащие, ныне возглавившие всевозможные хэсэды, созданные для распределения помощи неимущим евреям за счёт средств, поступающих из-за рубежа? Заодно, помимо темы статьи, с кем вы, мастера великой культуры, созданной в великой стране? Даже в советские времена мир слышал голоса Андрея Сахарова, Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича, Виктора Некрасова, Ивана  Дзюбы, Владимира Войновича, Александра  Галича... С кем, наконец, вы, бывшие по-настоящему бесстрашными  борцами за права евреев на достоинство и свою культуру (с частью из вас я хорошо  знаком ещё с доперестроечных времён), ныне занятые на еврейских кафедрах, в ВААДе и в многочисленных организациях России, аббревиатуры которых обязательно содержат заглавную букву “Е”? Некоторые из вас выступили в российских СМИ и благородно поддержали  нас. Мы благодарны за это, но поверьте: Израиль нуждается в большем.

Почему мы так и не дождались ни одной значимой демонстрации, на  которой прозвучали бы “из России с любовью” искренние слова, обращённые к Стране, борющейся, по существу, ОДИН НА ОДИН со всемирным отребьем, которому наплевать и на самих палестинцев из Газы? Почему мы так и не услышали слова протеста – в полный голос – против людоедской демонизации Израиля?

Трудно задавать риторические вопросы.

Количество обращений к статье - 3418
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com