Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
«Мама еврейского театра»
Леонид Школьник, «МЗ»

Выдающаяся еврейская актриса, «мама еврейского театра» Эстер-Рохл Каминская (настоящая фамилия Гальперн) родилась 11 марта 1868 года в местечке Порозово Волковысского уезда  Гродненской губернии.

В 1887 году будущий антрепренер и актёр Авраам Каминский собрал в Варшаве любительскую еврейскую труппу, с которой разъезжал по местечкам Польши, играя спектакли на идиш. Через год в его труппе дебютировала юная Эстер. А когда он и "девица Гальперн" поженились, она и стала той Эстер-Рохл Каминской, которую вскоре узнали вся Европа и Северная Америка.

О том, как ее знаменитая мать стала актрисой и вышла замуж за отца, спустя много лет рассказала их не менее знаменитая дочь Ида Каминская: "С матерью отец познакомился довольно-таки романтически, в стиле эпохи: как-то проходя мимо галантерейной лавки, услышал голос поющей девушки. Он вошел в лавку и предложил ей ангажемент...».

Небольшая труппа Каминских скиталась по польским и галицийским местечкам и городкам. Вот как описывала сама Эстер-Рохл Каминская гастроли в одном из местечек: "Мы играли в "помещении" добровольной пожарной команды. Это был сарай довольно больших размеров, и в обычное время в нем стояли два поломанных насоса и около десятка "пожарных бочек"... После больших хлопот удалось достать скамьи и даже стулья для первых рядов. Билеты изготовляла я самолично. Цены местам были установлены от 10 до 50 копеек. Начинали мы "сезон" "Суламифью". Было это в субботу. Билеты были распроданы заранее. Тем не менее, спектакль пришлось начинать часов в 10 вечера: население стало собираться в "театр" лишь после вечерней субботней молитвы...».

В 1900 году, как бы знаменуя начало бурного века, Эстер-Рохл, ставшая к тому времени ведущей актрисой труппы, настояла на включении в репертуар пьес Д. Пинского, И.-Л. Переца и Я. Гордина. Исполнение ролей в этих пьесах показало, на что была способна бывшая девчонка из еврейского местечка. Великолепное знание местечкового быта, огромный темперамент актрисы принесли ей заслуженный успех.


Эстер-Рохл, «мама еврейского театра»

Выступала Эстер Каминская и в переводном репертуаре. В 1906 году Авраам Каминский основывает в Варшаве собственный театр, для которого создаёт ряд небольших пьес, переводит на идиш произведения классиков мировой литературы - "На дне" Горького, «Разбойники» Шиллера, "Мнимый больной"  Мольера и другие. В 1908 году супругам Каминским удалось объединить лучших еврейских актёров Варшавы в "Литэраришэ трупэ" ("Литературная труппа"), которую возглавила Эстер-Рохл.

Главный образ ее творчества - еврейская женщина, её духовный мир. В 1910 году Эстер-Рохл и другим актёрам театра рукоплескали Киев, Одесса, Москва, Петербург, а через три года - Париж и Лондон. Первой на еврейской сцене Каминская отказалась от старого, опереточного репертуара и перешла к психологическому театру.

Ее любимым драматургом был Яаков Гордин, автор популярных в то время бытовых пьес. Именно в произведениях Гордина Каминская играет свои лучшие роли: Эстер в « Ди шхитэ» («Бойня»), Мирелэ Эфрос в одноименной пьесе, Берта в «Незнакомце», Тойбелэ в «Еврейском короле Лире».

Первой среди актрис еврейского театра Каминская начинает выступать и в классическом репертуаре. Специально для нее ставились «Медея» Ф.Грильпарцера (заглавная роль), «Дама с камелиями» А.Дюма (Виолетта), «Кукольный дом» Г.Ибсена (Нора), «Родина» Г.Зудермана (Магда), «Тереза Ракен» Э.Золя (заглавная роль).

Пик славы Каминской пришелся на рубеж первого и второго десятилетий XX века. В те годы ее популярность была просто фантастической, о Каминской писали лучшие рецензенты. В Варшаве на деньги меценатов, восторженных поклонников актрисы, было построено театральное здание на Обозной улице, куда труппа переселилась в 1911 году.


Эстер-Рохл Каминская в центре, Ида Каминская (в верхнем ряду) с актерами ВИКТ (Варшевэр идишэр кунст-тэатэр), Вильна, 1923

А в 1912 году Эстер и ее дочь Ида Каминская впервые снялись в кино. Режиссёр М.Товбин экранизировал "Мирелэ Эфрос" Яакова Гордина. Главную роль в фильме исполнила Эстер, а тринадцатилетняя Ида снялась в эпизодической роли. Успех сопутствовал и картине "Ткиэс каф" ("Сговор", 1923). Режиссёр Зигмунд Турков снял в нём как свою жену Иду Каминскую, так и свою тёщу Эстер-Рохл. В основу фильма была положена известная еврейская легенда о Диббуке, которая стала сюжетом для одноименной пьесы (1916) знаменитого поэта, прозаика, этнографа и драматурга С. Ан-ского.

Последней совместной работой в кино матери и дочери Каминских стал фильм "Обет" (вышел на экраны в 1924 году). 27 декабря 1925 года Эстер-Рохл Каминская скончалась (её муж Авраам ушёл из жизни в 1918 году), а в 1926 году варшавская ежедневная газета "Дер Момент" опубликовала её воспоминания - "Дернер ун блумен" ("Тернии и цветы"). Имя великой еврейской актрисы было присвоено еврейскому театру Варшавы.


На снимке – Государственный еврейский театр им. Эстер-Рохл Каминской в Варшаве. Долгие годы его воглавляла дочь Эстер-Рохл Ида Каминская (в 1970 году на этом посту ее сменил Шимон Шурмей). Фото: Эммануэль Даян.
Количество обращений к статье - 3536
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com