Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
15 – 21 мая 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

15 мая

1906 - Еврейская писательница, критик и литературовед Ривка (Ревекка Рувимовна) Рубина родилась в Минске. Писала на идиш и русском языках. В 1930 году окончила литературный факультет Минского пединститута, училась в аспирантуре Белорусской Академии наук. С 1931 г. начала публиковать литературно-критические статьи в журнале «Штерн» (Минск), позднее — в альманахах «Советиш» (1941), «Геймланд» (1947-48; была членом редколлегии этого альманаха), в варшавской газете «Фолксштиме» (с 1947 г.), редактировала сборник очерков «Биробиджан» (1936). С середины 1930-х гг. Рубина написала ряд работ, посвященных творчеству классиков литературы на идиш, в том числе монографию «Ицхок-Лейбуш Перец (1851–1915)», вышедшую незадолго до войны (1941). Участвовала в подготовке собрания сочинений Менделе Мойхер-Сфорима (в 4-х т., 1935-40), Шолом-Алейхема (в 16-ти томах, 1935-41). Составитель «Избранных сочинений в двух томах» И.-Л. Переца (1941). В 1943 г. Рубина опубликовала сборник очерков «Идишэ  фройен» («Еврейские женщины») об испытаниях и стойкости в годы Холокоста. Рассказы Рубиной военных лет были напечатаны также в сборнике произведений советских еврейских писателей «Аф найе вэгн» (1949, Нью-Йорк). В 1961 году Рубина вошла в состав редколлегии журнала «Советиш геймланд» (главный редактор Арон Вергелис), в котором публиковались ее очерки, рассказы и литературно-критические статьи. Рубина — автор творческих портретов еврейских писателей Шмуэла Галкина, Зелика Аксельрода, Льва Квитко, Эзры Фининберга, Ицика Кипниса, Давида Бергельсона и других. Итогом многолетней работы Рубиной как литературного критика стала книга «Шрайбэр ун вэрк» («Писатели и произведения», Варшава-Москва, 1968). Участвовала в издании (редактура и перевод) шеститомного собрания сочинений Шолом-Алейхема на русском языке (Москва, «Художественная литература», 1971-73), а также переводов произведений И. -Л. Переца на русский язык. Переводила на русский произведения советских еврейских писателей. В 1970-80-х гг. Рубина написала повести и рассказы, составившие сборники «Эс шпинт зих а фодем» («Вьется нить», 1975, русский перевод - 1978) и «Аза мин тог» («Странный день», 1984, русский перевод - 1986). Умерла в Москве в 1987 году. А в Израиле с 1991 года живет ее дочь, известная поэтесса и переводчица Елена Аксельрод.

16 мая

1916 – Четвертый президент Израиля Эфраим Кацир (Качальский) родился в Киеве. Когда мальчику было девять лет, его семья уехала в Палестину и обосновалась в Иерусалиме. Он вырос в этом городе. Окончил гимназию, а затем магистратуру в Еврейском университете, изучал химию, ботанику, зоологию и бактериологию, в 1941 году успешно защитил докторскую по биологии. В последующие годы Эфраим Кацир работал ассистентом на отделении теоретической и макромолекулярной химии. Еще подростком Кацир стал членом движения «Социалистическая молодежь», несколько лет был инструктором в движении «ха-Ноар ха-овед», а в шестнадцать лет командовал ротой в подпольной военной организации «Хагана»: разрабатывал взрывчатые вещества. Ему было тридцать два, когда его пригласили на работу в Институт имени Вейцмана. Здесь он создал и на протяжении двадцати четырех лет возглавлял отделение биофизики, будучи при этом сначала профессором Еврейского университета, а затем главным научным экспертом министерства обороны Израиля. В 1973 году, за четыре месяца до начала войны Судного дня, Эфраим Кацир сменил Залмана Шазара на посту президента еврейского государства. Период его президентства был ознаменован драматическими событиями – от войны Судного дня до первого прихода к власти правых и приезда в Иерусалим египетского президента Анвара Садата. Формально Садат был гостем Эфраима Кацира, однако, в силу специфики института президентства в Израиле, его роль в этих судьбоносных эпизодах истории страны осталась никем не замеченной. По окончании президентского срока Кацир вернулся к научной работе в Вейцмановском институте и в Тель-Авивском университете, где с 1982 года возглавлял отделение биотехнологии. Кацир-ученый внес значительный вклад в исследование белков и их структурных элементов – аминокислот. Его научные заслуги отмечены премией имени Вейцмана (1950), Государственной премией Израиля (1959), премией имени Ротшильда (1960), а также различными другими премиями и золотыми медалями во многих странах мира, в том числе в Германии и Японии. Кацир был одним из основателей Института им. Вейцмана в Реховоте, он создал журнал «Мада», организовал и возглавил научный отдел в Армии обороны Израиля, его знают как автора трудов по биохимии ферментов. Уже после своей отставки с поста президента в 1978 году он учредил кафедру биотехнологии в Тель-авивском университете, которую сам же и возглавил. Кацир – член Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США и научных академий и обществ других стран, а также почетный доктор ряда израильских и зарубежных университетов (в том числе Гарвардского, Оксфордского, Университета Буэнос-Айреса, Федерального технологического института в Цюрихе и других).

17 мая

1939 – Популярная израильская писательница и радиожурналистка Шуламит Шалит родилась в Литве. Дед по матери - раввин Шимон Шалит. Дед по отцу - Григорий Фридберг - военный комиссар Днепропетровска, позднее театральный режиссер. По окончании Литературного института им. Горького в Москве Шалит работала журналистом, редактором, переводчиком, была корреспондентом по вопросам литературы, театра и кино в периодических изданиях Москвы, Вильнюса, Риги, Еревана. Опубликовала более 250 эссе и статей по литературе и искусству. Занималась лекционной работой, художественным и синхронным переводом. В Израиле Шуламит Шалит с 1980 года. Закончила двухгодичные курсы библиотекарей. С 1987 г. - заведующая отделом библиографии Центральной библиотеки Рамат-Гана. С 1989 года вела большую общественную работу среди новых репатриантов. Была избрана председателем Сионистского форума Рамат-Гана, организовала литературный клуб "Муза", театральную студию для детей, несколько художественных выставок. С июня 1991 года - автор и ведущая популярной программы "Литературные страницы" радиостанции РЭКА, в рамках которой ею представлены творческие и личные судьбы сотен писателей и поэтов, творивших на русском, иврите, идише. Сделала более 200 литературно-музыкальных радионовелл-исследований, среди них: "Еврейские поэты средневековой Испании", "Романсеро на языке ладино", "Переписка Рахели Марголиной с Корнеем Чуковским", о неизвестной пьесе "Адмирал океана" Эммануила Казакевича, "Песни, восставшие из пепла" - о поэтах и композиторах, погибших в Катастрофе, о ленинградской школе ученых-востоковедов и семитологов - Льве Вильскере, Гите Глускиной, Иосифе Амусине, о забытых и малоизвестных авторах, о русско-еврейских литературных связях. Многие литературоведческие исследования и эссе опубликованы в русскоязычной прессе Израиля, России, США. Шуламит Шалит принадлежит огромная заслуга в открытии в Рамат-Гане Музея русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных. Многолетняя кропотливая работа Шуламит позволила атрибутировать многие полотна художников из коллекции Цетлиных (в том числе Н.Гончаровой, Л.Бакста, Б.Григорьева, Маревны - М.Воробьевой-Стебельской и других), а ее монография "С одним я народом скорблю...", опубликованная к открытию Музея, за короткий срок выдержала два издания и перепечатывалась в журналах и газетах на всех континентах мира. Новое, углубленное и богато иллюстрированное  исследование-эссе Шуламит Шалит "Россия далекая, образ твой помню..." - о семье Цетлиных, их окружении, об истории коллекции и о создании Музея русского искусства в Израиле - опубликовано в красочном каталоге, выпущенном к открытию 7 июня 2003 г. в московской Третьяковской галерее выставки "Коллекция Марии и Михаила Цетлиных". Это итог почти десятилетней творческой работы Шуламит Шалит, которую Л.И.Иовлева, первый зам. генерального директора Третьяковской галереи, заместитель по научной работе, в своем введении к каталогу назвала "крупным специалистом по истории и расшифровке коллекции Цетлиных". Ш.Шалит является также автором и редактором сборников "Евреи в культуре русского Зарубежья" (составитель и издатель - М. Пархомовский). В 2005 году вышла книга Шуламит Шалит "На круги свои..." (Литературные страницы на еврейскую тему. Иерусалим, изд-во Филобиблон, ок. 400 стр., 170 илл.), объединившая 22 очерка и эссе о выдающихся деятелях еврейской культуры (М.Готлиб, Б.Агадати, Й.Ахрон, Х.Ленский, Ш.-Й.Агнон, Д.Гофштейн, М.Кульбак) и о еврейской теме в творчестве представителей других культур (напр., Ханса Кристиана Андерсена, Олжаса Сулейменова). Книга вызвала большой интерес у самого широкого круга читателей. В последние годы произведения Шуламит Шалит постоянно публикуются на различных Интернет-сайтах (например, в популярном журнале Евгения Берковича «Заметки по еврейской истории»), и эти работы всегда вызывают оживленный отклик читателей и почитателей ее творчества.
Редакция «МЗ желает Шуламит Шалит – до 120! А также -  новых книг, очерков, радиопрограмм. В честь юбилея Ш. Шалит предлагаем читателям ее письмо в редакцию "МЗ" и эссе «Хора» (в рубрике "Времена и имена").

18 мая

1838 - Швейцарский географ, социолог, революционер-анархист и публицист Лев Мечников родился в Санкт-Петербурге. Его родители - гвардейский офицер, помещик Илья Иванович Мечников и Эмилия Львовна Мечникова (урожд. Невахович). По отцовской линии Лев Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода, идущего от Юрия Стефановича Милеску-Спафария, внука энциклопедиста и полиглота Николая Милеску-Спафария, уехавшего в Россию из Молдавии с князем Дмитрием Кантемиром в 1711 после неудачного военного похода Петра I и Кантемира против турок в Дунайских княжествах. Фамилия «Мечников» - это калька молдавского Спэтару, или «spadă are», «имеющий меч», «мечник»: уже сын Юрия Стефановича в России поменял фамилию Спэтару (Спафарий) на Мечников. Мать Льва Ильича Мечникова - Эмилия Львовна Невахович, дочь известного еврейского публициста и просветителя Лейба Нойеховича (Льва Николаевича) Неваховича (1776-1831), считающегося основателем так называемой русско-еврейской литературы (см. его книгу «Вопль дщери иудейской», СПб., 1803). Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817-1850) — карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846-49); Александр Львович Невахович (1819-1880) - драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров. Младший брат Л. И. Мечникова - физиолог, лауреат Нобелевской премии Илья Ильич Мечников. Лев Ильич Мечников к 21 году успел поучиться в училище правоведения, на медицинском факультете Харьковского университета, на арабско-персидско-турецко-татарском отделении факультета восточных языков и на физико-математическом факультете Петербургского университета, в Академии художеств, выучить тринадцать языков, два раза стреляться на дуэли, послужить в дипмиссии генерала Б.П. Мансурова и в Русском обществе пароходства и торговли, объездить всю Европу и Ближний Восток. В 22 года он едва не погиб, сражаясь в рядах армии Джузеппе Гарибальди: в битве при Вольтурно (1860 г.) tenente (лейтенант) Мечников, командуя артбатареей, успешно отражал атаки неаполитанской пехоты. А затем, подняв гарибальдийцев в контратаку, был сражен осколками вражеского снаряда. От смерти его спасли французские врачи, которых нанял Александр Дюма-отец, ставший Мечникову другом. Проведенное в госпитале время позволило Льву Ильичу осмыслить всю свою жизнь и понять, что - вечное, а что - преходящее: он женился, удочерил падчерицу. Да, впереди были еще десять лет борьбы за революционные идеалы в среде русской эмиграции, попытки вернуться в Россию, издание собственной оппозиционной газеты Flegello ("Бич"), но это был уже не тот Мечников, который когда-то был готов вызвать на дуэль всякого, кто презрительно отозвался бы о нем или о его друзьях-радикалах. Этот "новый Мечников" не стремился больше революционно изменить мир, он старался понять действие его "внутренних механизмов", разобраться в мировой истории, социологии, философии, этнографии и географии. Выучив японский язык за год (был приглашен преподавать в самурайской школе в Сацумском княжестве), Мечников едет в Страну восходящего солнца, где два года читает лекции в местных университетах. Затем еще пару лет путешествует, собирая материалы для своих исследований. В 1878 г. он окончательно поселяется в Швейцарии, где местом его последнего "сражения" становится письменный стол: из-под его пера выходят такие оригинальные работы, что их "расхватывают" российские и европейские издатели. Но выхода в свет своего главного исследования - "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория прогресса и социального развития" - Лев Ильич так и не дождался. Книга эта и до сих пор служит подспорьем не только для историков или этнографов, но и для политологов, которые считают, что Мечников обозначил в этой книге основные узлы проблем цивилизации и глобализации. 18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от туберкулеза. Труд всей его жизни, «Цивилизация и великие исторические реки» был издан посмертно его другом Ж. Ж. Элизе Реклю. Эта посмертная книга Мечникова оказала значительное влияние на мировоззрение ирландского писателя Джеймса Джойса, который прочёл её в 1924 году.

19 мая

1964 – Сегодня главному раввину России (по версии ФЕОР) Берлу Лазару исполняется 45 лет. Он родился в Милане в семье раввина, в 1971 году пошел учиться в еврейскую школу, по окончании которой, в 1978 году, решил продолжить религиозное образование в США. Там он поступил на учёбу в раввинский колледж в Нью-Джерси, а затем в центральную иешиву "Томхей Тмимим" в Нью-Йорке. В 1989 г. окончил иешиву. В конце 1987 г. впервые посетил СССР. Сразу по окончании иешивы в 1989 г. Б.Лазар женился. В настоящее время у раввина и его супруги Ханы двенадцать детей. Летом 1989 г. Лазар вновь приехал в Москву, а в сентябре 1990 года стал раввином синагоги в Марьиной Роще. В 1993 г. избран председателем объединения раввинов ХАБАДа СНГ, куда вошли раввины России, большинство раввинов Украины и некоторые раввины из других стран СНГ. В начале 1998 г. общины объединяются в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), которую минюст России зарегистрировал в ноябре того же года. 29 мая 2000 г. Б. Лазар получил гражданство России, а через две недели (12-13 июня 2000) в Москве в отеле «Ренессанс» прошел съезд, на котором 25 из 26 раввинов ХАБАДа, участвовавших в голосовании (15 из них не имели российского гражданства), избрали его главным раввином России. Меньше чем через год (20 марта 2001) по распоряжению Путина Берл Лазар был включён в состав президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. 25 декабря 2001 года Б. Лазар вошел в президиум Межрелигиозного совета России, а 3 марта 2004 года - в президиум Межрелигиозного совета СНГ. На вопрос одного из журналистов, чем - благом или проклятием – является для евреев их изгнание из земли Израиля, их рассеяние и жизнь в диаспоре, Б. Лазар ответил кратко и однозначно: «В Талмуде сказано, что Бог оказал милость евреям, рассеяв их по всему миру. В Израиле многие евреи уже забывают, кто они. Они израильтяне, а еврейство для них стало второстепенным понятием. Еврей диаспоры всегда будет помнить, кто он. А забудет - ему напомнят другие». Известен Берл Лазар своей приближенностью к Кремлю, попытками выполнения (чаще всего – бесплодными) особых поручений российских вождей – например, безуспешным лоббированием отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России.

20 мая

1939 – Ровно 70 лет назад в Одессе, да, в Одессе (а где ж ещё?) родился блистательный артист эстрады Роман Карцев (Роман Аншелевич Кац). В своей не так давно вышедшей книге "Малой, Сухой и Писатель. Записки престарелого сорванца" Карцев написал: "Моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из настоящей "молдаванской" семьи - родился на Молдаванке. А мама - из интеллигентной семьи: мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела". Дедушек и бабушек не знал - они все погибли в войну. Еврейская тема впоследствии постоянно звучала в его творчестве. Хотя идиш Роман подзабыл, уехав из Одессы. В 1956 году, окончив школу, работал на швейной фабрике - наладчиком. А ведь с детства мечтал стать актёром! Играл в самодеятельном театре и несколько лет подряд поступал в эстрадно-цирковое училище. В конце концов, поступил. И тут же на радостях дал в Одессу телеграмму: "Мама поступил институт Москве". Но радовался недолго: два абитуриента оказались лишними, и надо было кого-то отчислять. Фамилия у Романа состояла из трех букв (тогда он ещё был по паспорту Кац), его и "вышибли". Вторым "лишним" был человек по фамилии Каплан (актёрский факультет он всё-таки закончит - в 1972 году в ГИТИСе). Отчислили Романа в 61-м году, а уже в 62-м Райкин взял его к себе в театр. Это оказалось гораздо лучше, чем цирковое училище. Райкин был в Одессе на гастролях, и его буквально упросили посмотреть спектакль в  театре "Парнас-2". После представления Роману передали, что Аркадий Исаакович ждет для беседы, поскольку он ему понравился. Так со сцены Одесского Дворца культуры моряков началось восхождение к всенародной славе. "Райкин взял меня с Парнаса"...жизнь пошла по новому сценарию. Вместе со своим постоянным партнёром Виктором Ильченко Роман уехал в Ленинград. С 1962 по 1969 годы они работали у великого Райкина. В 1969 году стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тогда же их стало тяготить положение скованности под крылом мэтра, да и сам Райкин ревностно относился к успехам своих подопечных на стороне. В 1970 году Михаил Жванецкий, Роман Карцев и Виктор Ильченко организовали Одесский театр миниатюр, а через 10 лет - Московский театр миниатюр под руководством Жванецкого. На экране Роман Карцев и Виктор Ильченко впервые появились в детском телефильме "Волшебный голос Джельсомино". Карцев играл школьного учителя. Он просто перечислял фамилии учеников, а зрители умирали со смеха. Удивительная способность актёра - серьёзно говорить банальности, просто выйти к микрофону, а зал будет в ответ долго и искренне смеяться и аплодировать! Кстати, кто хоть раз слышал его монологи "Раки" или "Сидоров-кассир", не забудут их никогда, как и многие другие. Книга Романа Карцева "Малой, Сухой и Писатель" вышла в издательстве "Вагриус" в 2003 году. Автор - личность многогранная. Оказалось, что Карцеву подвластны не только эстрада, кино, театральные подмостки, но еще и литература. Малой, Сухой и Писатель - так называли Романа Карцева, Виктора Ильченко и Михаила Жванецкого в Одессе. Потом пришла всенародная популярность всех троих и каждого в отдельности. Страницы, посвященные дружбе Карцева и Ильченко, проникнуты теплом и непреходящей болью от тяжести утраты. В 1992 году Виктора Ильченко не стало. Но все-таки это очень веселая книга - она написана артистом, который, как и прежде, собирает полные залы зрителей, пришедших на его спектакли и посмеяться, и задуматься над превратностями нашей быстро меняющейся жизни. После смерти Виктора Ильченко Роман Карцев продолжал сольные выступления, снялся в фильмах "Собачье сердце" (Швондер, 1988), "Биндюжник и король" (1989), "Небеса обетованные", "Старые клячи" (2000), играл главные роли в спектаклях театра "Эрмитаж" у режиссёра Михаила Левитина, тоже бывшего одессита.
Играл и играет по сей день в спектаклях, поставленных Марком Розовским, Романом Виктюком, Иосифом Райхельгаузом, Евгением Ланским. Еврейская тема всегда была в его творчестве уже хотя бы потому, что она близка городу Одесса и Михаилу Жванецкому, его автору, уже сорок лет! И нынешнему автору - Семёну Альтову. В его репертуаре три моноспектакля на еврейскую тему: "Шут гороховый" - Шолом-Алейхем и Жванецкий, "Моя Одесса" и "Престарелый сорванец". Тема в содержании, в интонациях, в образах... Карцев говорит в своей книге, что ему очень повезло в жизни встретиться с четырьмя великими людьми: Виктором Ильченко, Аркадием Райкиным, Михаилом  Жванецким и, главное, с женой. Рассказывает о семье. Жена Вика - корень дома, на ней все держится. Дочь Лена закончила мединститут, работает в клинике. Сын Паша много чем занимался - и музыкой, и в кино снимался, и в сюжетах киножурнала "Ералаш". Сейчас выступает вместе с отцом на сцене. Двое внуков - Ника и Лёнчик. По книге "Малой, Сухой и Писатель", ставшей библиографической редкостью в момент её выпуска, снят трёхчастевый фильм о трёх периодах в жизни Артиста - одесском, ленинградском и московском.

21 мая

1898В Нью-Йорке, в семье бедных еврейских эмигрантов из Одессы, родился будущий миллионер-бизесмен, большой друг Ленина и СССР Арманд Хаммер. Его бабка была социалисткой, а отец стал активистом рабочего движения и одним из основателей компартии США. В семье было три сына: старшего звали Гарри, младшего - Виктором, а среднему отец дал пролетарское имя Арманд (от Arm and Hammer - серп и молот). Окончив Колумбийский медицинский колледж, Джулиус Хаммер, отец Арманда, основал малоприбыльную фармацевтическую фирму. Сын пошел по стопам отца. А когда отец, взяв вину сына за летальный аборт, сел в тюрьму, Арманд возглавил семейный бизнес и стал первым американцем, который в студенческие годы заработал своим трудом миллион долларов. В марте 1919 года в Нью-Йорке открылось Бюро Мартенса - неофициальное представительство Советской России, которое пыталось установить связи с деловыми и политическими кругами США с целью дипломатического признания режима большевиков, но тайно поддерживало коммунистическое движение за океаном. Фирма Хаммеров стала ее партнером, поскольку Людвиг Мартенс, немецкий еврей из Одессы, был давним другом хаммеровской семьи. Летом 1921 года А. Хаммер отправился в Москву. Мартенс взял гостя в поездку на Урал, где молодой врач-бизнесмен увидел страшные картины голода и предложил России купить в кредит зерно в обмен на ходовые товары, коими с царских времен были забиты местные склады. Владимир Ульянов (Ленин) ухватился за эту идею, и под его нажимом 27 октября 1921 года Наркомат внешней торговли и хаммеровская Allied Drug and Chemical Corporation подписали договор о поставке в Советскую Россию 1 млн. бушелей американской пшеницы в обмен на пушнину, черную икру и национализированные большевиками ценности Гохрана. Ленин придавал договору огромное значение, видя в нем «начало торговли» и «дорожку к американскому деловому миру». Он принял Хаммера в своем рабочем кабинете в Кремле и в знак расположения предоставил концессию на разработку асбестовых рудников под Алапаевском на Урале. Вернувшись на родину, А. Хаммер остался «другом Советского Союза», а подаренная Лениным фотография с надписью «товарищу Хаммеру» стояла в его калифорнийском доме на самом почетном месте. Существует легенда, будто Хаммер как-то захотел пройти в Мавзолей Ленина глубокой ночью. Его, естественно, не пустили. Тогда он предъявил мандат: «Подателя сего Арманда Хаммера пропускать ко мне в любое время. В. Ленин. 1921 г.». И вызванный к месту происшествия начальник караула, посоветовавшись с начальством, пропустил «подателя сего» к телу Ильича. Хаммеру шел девятый десяток, когда врачи огласили страшную весть: его дни сочтены. Рентген показал наличие неоперабельной опухоли. Будучи медиком по образованию, Арманд понимал, что это означает, и примерно представлял, сколько времени ему отпущено судьбой. И, тем не менее, он уповал на волшебную силу снадобья, которое ему доставляли самолетом из Мексики. Болезнь скрывали от окружающих, сведения о ней не просачивались сквозь стены его дома. Но чуда не произошло - силы постепенно угасали, приходило время, когда нужно было задумываться о вечном... Он сделал это весьма своеобразно - объявил близким, что возвращается к традициям отцов, и ему необходимо исполнить все предписания Торы. Хаммеру было отнюдь не 13 лет - с выполнением обряда он опоздал «всего» на 80 лет. Но это не остановило 92-летнего Хаммера. Под руководством раввинов он стал готовиться к исполнению обряда. Торжественный акт был назначен на 11 декабря 1990 года. А 10 декабря 1990 года его не стало. Умер человек, которого в СССР называли «выдающимся борцом за мир» и «красным миллионером» — его даже наградили орденом Ленина. Запад же знал Арманда Хаммера как прожженного дельца, в спальне которого на видном месте висела табличка с надписью: «Золотое правило: тот, кто имеет золото, тот и устанавливает правила».

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2754
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com