Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
3 – 9 июля 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

3 июля

1917 - Еврейский писатель Мише Лев родился в местечке Погребище, Киевской губернии. В 1926 г. семья Лева занялась сельским хозяйством на целинных землях Криворожья, которые в 1931 г. вошли в Сталиндорфский еврейский национальный район. Отец будущего писателя, Арон Лев, был виноградарем. Мальчик учился в еврейской школе, а в 1933-34 гг. - в еврейском машиностроительном техникуме в Харькове. В 1935 году М. Лев поступил в Московский государственный педагогический институт на отделение еврейского (идиш) языка и литературы. Работал в Центральной еврейской библиотеке в Москве. В газете «Дер эмес» с 1936  года печатались его рецензии и заметки. К этому же периоду относятся его первые литературные опыты. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в армию, стал курсантом Подольского пехотного училища и участвовал в первых боях на дальних подступах к Москве (что позднее описал в повести «Курсанты»). В октябре 1941 года был тяжело ранен, попал в плен, был заключен в лагерь для советских военнопленных, откуда бежал летом 1942 года. В Белоруссии стал бойцом партизанского отряда (октябрь 1942 г.), прошел путь от рядового разведчика до начальника штаба партизанского полка. Награжден орденами и медалями. После войны Лев вернулся в Москву, работал литературным сотрудником в издательстве «Дер эмес», где в 1948 г. вышла его первая книга «Партизанише вегн» («Партизанские тропы»), вызвавшая отклики в советской еврейской прессе и за рубежом. Рассказы и очерки Лева печатались также в газете Еврейского Антифашистского комитета «Эйникайт» и в альманахе «Геймланд». В 1948 г. в Москве по инициативе В. Гроссмана вышел сборник прозы еврейских писателей («Еврейская новелла», на русском языке), в который вошел рассказ Лева «У Березины». В период разгрома еврейской культуры (1948-53) Лев не печатался. Работал грузчиком на фабрике. В 1958 г. вышел на русском языке дополненный вариант повести «Партизанские тропы» (перевод И. Гуревича, М.), где Лев одним из первых в советской литературе рассказал о плене и концлагере. С началом издания журнала «Советиш геймланд» Лев стал его ответственным секретарем (1961-71). В журнале была опубликована автобиографическая повесть Лева «Вэн нит ди фрайнт майнэ» («Если б не друзья мои», №3, 1961; №4, 1962), также посвященная военным годам. Повесть высоко оценил А. Гланц-Лейелес («Тог-Моргн журнал», 1962). В переводе на русский повесть была издана в книге Лева «Избранное» (М., 1983, с предисловием Маши Рольникайте). Польский еврейский историк Б. Марк (1908-66) поставил повесть Лева в один ряд с произведениями о Катастрофе К. Цетника и И. Хофера (1906-72; журнал «Идише шрифтн», №9, 1962). В 1970–80-х годах Лев опубликовал несколько художественно-документальных книг: повесть «Кимат а легендэ» («Почти легенда»; М., 1973; об А. Печерском), романы «Дер мишпет нохн уртэйл» («Суд после приговора», М., 1980) и «Лангэ шотн» («Длинные тени», М., 1988) о концлагере Собибор. В 1996 году Лев переехал в Израиль, поселился в Реховоте. Продолжает публиковаться в еврейских газетах и журналах Израиля, США, Англии. Опубликовал свыше 50 очерков о еврейских писателях (М. Тейфе, Г. Ошеровиче, М. Разумном, Я. Штернберге и др.), о проблемах литературы и языка идиш. Отрывки из произведений Лева печатались в русской прессе Израиля (в том числе в переводе А. Белова). В 2007 году в тель-авивском издательстве «Лейвик-фарлаг» вышел на идиш солидный том «Литературных портретов» М. Лева с подзаголовком «Писатели и художники моего поколения». Произведения Лева переведены также на польский, французский, болгарский языки.

4 июля

1943 – Американский адвокат, журналист, писатель и репортер, телеведущий Fox News Channelде Джералдо Ривера родился в Манхэттене, Нью-Йорк, в семье официантки Лилиан Фридман и рабочего ресторана, водителя такси Круза Аллена Риверы (отец Джералдо – пуэрториканец, мать – еврейка). Лилиан воспитывала сына в традициях иудаизма, и в 13 лет мальчик прошел обряд бар-мицвы. Мама мечтала, чтобы ее сын стал журналистом, и Джералдо исполнил ее мечту. С сентября 1961 по май 1963 года он учился в Нью-Йоркском университете, затем окончил юридический колледж в Бруклине, В 1969 году, защищал диплом в Университете Пенсильвании, а также окончил школу журналистики при Колумбийском университете. Джералдо недолго прослужил следователем в полиции Нью-Йорка, затем – тоже недолго – был адвокатом группы американцев – выходцев из Пуэрто-Рико. Именно тогда и обратил на него внимание новостной продюсер Аль Примо, предложивший ему работу телерепортера. С тех давних пор Ривера не расставался с журналистикой. На его творческом счету  - немало престижных премий и наград, он вел свои репортажи из самых разных «горячих» точек планеты, но лишь однажды, по его собственному признанию, ему захотелось сменить профессию. Случилось это во время его очередной командировки в Израиль (в еврейском государстве он бывает часто, начиная с Войны Йом Кипура 1973 года. В интервью агентству Джозефа Фары WorldNetDaily галахический еврей Джералдо Ривера признался: «Я бы хотел стать депутатом Кнессета, чтобы безбоязненно вслух выражать умеренную идеологию большинства израильтян, в особенности молодежи. Но Кнессет сегодня и так находится в состоянии, когда даже самая мелкая партия может привести его в неустойчивое состояние. И теперь можете на этом фоне представить меня, сующего свой нос в какое-то важное дело из каких-то секторальных партий?». В другом интервью, продолжая эту тему, Ривера заявил: «"Для борьбы за парламентское кресло в Израиле я  человек слишком светский и слишком несдержанный. Но, тем не менее, я чувствую себя в Израиле как дома, даже если в чем-то не разделяю его политику».

5 июля

1914 – Талантливая венгерская (еврейского происхождения) пианистка классического репертуара Анни Фишер родилась в Будапеште, училась у Арнольда Секея, выиграла международный конкурс имени Ференца Листа в 1933 году. С началом Второй мировой войны, опасаясь преследований нацистов, Анни вынуждена была бежать в Швецию, а в 1946 году вернулась в родной Будапешт. Выступала, главным образом, в Европе и Австралии; Соединенные Штаты «открыли» для себя Анни Фишер уже под конец ее карьеры благодаря предпринятому ей турне по странам атлантического побережья. Прославилась своей исключительно выразительной игрой и строгим изысканным вкусом; так, салонная романтическая музыка и присущие ей манеры шли вразрез с ее аристократическими предпочтениями. Зрители всегда восторженно принимали эту пианистку за ее непосредственность и выразительное прочтение всего, что она исполняла, часто сравнивая ее игру с рихтеровской. Основой репертуара Анни Фишер были Моцарт, Бетховен, Шуберт и Шуман, но она добавляла к ним произведения Белы Бартока и других своих соотечественников. Интересно, что Анни Фишер категорически отказывалась выпускать записи, сделанные во время ее концертов, ссылаясь на их несовершенство. С другой стороны, записываться в студии она также не хотела, объясняя это тем, что любая интерпретация, созданная в отсутствии живой аудитории, будет неминуемо искусственной. Тем не менее, начиная с 1977 года, она потратила 15 лет на работу в студиях, работая над записью всех сонат Бетховена, - цикла, который так и не был выпущен ей при жизни. Однако после смерти Анни Фишер многие части этой работы стали доступны слушателям и получили высокую оценку среди ценителей классической музыки. Мужем Анни Фишер был критик и музыковед Аладар Тот (1898-1986); скончавшаяся 10 апреля 1995 года Анни Фишер похоронена рядом с ним на кладбище в Будапеште.

6 июля

1885 – Известный актёр и режиссёр, народный артист России (1935) Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит) родился в городе Ромны Полтавской губернии в семье учителя. Его первые театральные впечатления связаны со спектаклями братьев Адельгейм - трагиков, разъезжавших по российской провинции. Таиров начал играть в любительских спектаклях со школьных лет. Затем, поступив в профессиональную труппу М. М. Бородая в Киеве, дебютировал в роли Лизандра в спектакле «Сон в летнюю ночь». В 1906-1907 гг. был актером театра Веры Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года играл в театрах Петербурга, Риги, Симбирска, три года - в передвижном театре П. П. Гайдебурова. Начал здесь режиссерскую деятельность, поставив «Гамлета» (1908), «Дядю Ваню» (1908) и др. В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В том же году принял предложение Марджанова стать режиссером в создаваемом им Свободном театре, который должен был сочетать трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму. Здесь Таиров поставил китайскую сказку «Желтая кофта» и пантомиму «Покрывало Пьеретты» по либретто Шницлера, с музыкой композитора Донаньи. В 1914 году Таиров вместе с Алисой Коонен и группой молодых актеров создал Камерный театр, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. При театре было организовано общество друзей Камерного, целями которого были поддержка и пропаганда начинающего театра. Он выпускал журнал «Мастерство театра» и газету «7 дней МКТ», основал клуб «Эксцентрион», в котором проходили творческие вечера, капустники и лекции.  Свой театр Таиров назвал «театром эмоционально-насыщенных форм». Спектакль «Сакунтала» Калидасы определил его творческую платформу. Программными спектаклями стали: «Женитьба Фигаро» (1915), «Саломея» (1917). В 1917-1921 гг. он поставил «Короля Арлекина» (1917), «Адриенну Лекуврер» (1919), «Принцессу Брамбиллу» (1920), «Ромео и Джульетту» (1921). Этим спектаклям присуща абстрактность характеров и образов, утверждение извечного вневременного смысла проблем любви и смерти. Переломным спектаклем в творчестве Таирова стала «Федра» Расина (1922), образы которой Таиров углубил и приблизил к античной трагедии. Постановки «Грозы» (1924), пьес О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929) характеризуются разрывом Таирова с абстракциями. Стремление режиссера к синтетическому сценическому искусству определило появление музыкальных спектаклей — «Жирофле-Жирофля» (1922), «День и ночь» (1926), «Сирокко» (1928), «Опера нищих» (1930). Среди спектаклей, поставленных Таировым в 30-е гг. наиболее ярким стала «Оптимистическая трагедия» по Вс. Вишневскому, в 40-е гг. — «Мадам Бовари», «Старик», «Чайка». В 1949 году Камерный театр был закрыт. После этого Таиров и Коонен прожили вместе еще год. Для Таирова он закончился тем, чем должен был закончиться: приступом бреда, Соловьевской клиникой, безумием. Диагноз: рак мозга. 25 сентября 1950 года его не стало.

7 июля

1936 – Израильский поэт Игорь Губерман родился в Москве.    По окончании средней школы он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), руководствуясь известным в те годы изречением: «если ты а ид – поступай в МИИТ» – там, в отличие от других, более престижных вузов, не было «процентной нормы». В 1958 году получил диплом инженера-электрика и многие годы работал по специальности. Вскоре по окончании института познакомился с А.Гинзбургом – редактором-составителем «Синтаксиса» - одного из первых «самиздатских» журналов. Третий номер журнала – стихи ленинградских поэтов, в том числе и почти тогда неизвестного Иосифа Бродского – был сделан по материалам, привезенным Губерманом из служебной командировки в северную столицу. Он же написал и предисловие к не вышедшему из-за ареста Гинзбурга четвертому номеру, где много говорилось о молодом талантливом художнике Игоре Шибачеве. В то же время Губерман знакомится с группой «лианозовцев» – Оскаром Рабиным, Л.Крапивницким, Г.Сапгиром, И.Холиным и людьми, близкими к этому кругу: философом Г.Померанцем, литературоведом Л.Пинским и др. Губерман становится героем фельетона Р.Карпеля «Помойка №8» («Московский комсомолец», 29 сентября 1960) – «…инженер Игорь Губерман, известный тем, что он был одним из вдохновителей и организаторов грязных рукописных листков «Синтаксиса». Сей «деятель», дутый, как пустой бочонок, надменный и самовлюбленный, не умеющий толком связать и двух слов, все еще питает надежду на признание». «Человек совсем не одинок! Кто-нибудь всегда за ним следит» – по крайней мере, по отношение к самому Губерману это высказывание, начиная с 1960 года, звучало совершенно справедливо. В самиздате начинают распространяться стихотворные миниатюры Губермана, позднее получившие название «гарики». (Гарик – домашнее имя Игоря). В частности, из цикла «Вожди дороже нам вдвойне, Когда они уже в стене», включающего в себя несколько десятков четверостиший. («Люблю отчизну я. А кто теперь не знает, что истая любовь чревата муками? И родина мне щедро изменяет с подонками, прохвостами и суками»). В 70-е Губерман – активный сотрудник и автор самиздатского журнала «Евреи в СССР». Люди, делавшие этот журнал (их называли «культурники»), видели свою задачу в распространении среди евреев знаний религии, истории и языка своего народа, вопрос же об эмиграции считали личным делом каждого. В 1978 в Израиле были собраны ходившие по рукам «гарики» и изданы отдельной книгой. «За то, что нагло был бельмом в глазу всевидящего ока», в 1979 году Губерман был арестован и приговорен к 5-ти годам лишения свободы, хотя журнал «Евреи в СССР» перестал выходить еще в 1978. Желая избежать еще одного политического процесса (их было слишком много в то время) власти «пришили» Губерману уголовную статью. В лагере он вел дневник, из которого потом в ссылке родилась книга «Прогулки вокруг барака» (1980, опубликована в 1988). Он вернулся из Сибири в 1984 году. Прописаться не удавалось не только в Москве, но и в маленьких городках, удаленных от столицы более чем на 100 км. Пока, наконец, поэт Давид Самойлов не прописал его в своем доме в Пярну. Работы почти нигде не давали. (Практически единственным исключением стала Ленинградская студия документальных фильмов). Выход нашло то же самое ведомство, которое и создало эту ситуацию, – Губермана пригласили в ОВИР и сообщили, что считают целесообразным его выезд с семьей в Израиль. С 1988 Губерман, «еврей славянского разлива», живет в Иерусалиме. В 1996 году в Иерусалиме вышли мемуары Игоря – «Пожилые записки». Здесь воспоминания о детстве и юности, вновь – о годах, проведенных в лагере и ссылке, о людях, с которыми сталкивала судьба: известных – Д.Самойлове, М.Светлове, З.Гердте, менее известных – художниках А.Окуне и М.Туровском, математике М.Деза и о многих вовсе не известных, но чем-то (добром или злом) запомнившихся автору. Как ни интересна проза Губермана, но все-таки славу ему создали, безусловно, «гарики». Этому немало способствуют его выступления – «в залах концертных и спортивных, в кинотеатрах и кафе, ресторанах и консерваториях, школах и институтах, театрах и синагогах, в христианских церквях самых различных ответвлений (когда нет вечерней службы), в домах престарелых и молодежных клубах, в залах заседаний и музейных залах… сперва в Израиле, потом в Америке, России, Германии…». Число «гариков» давно перевалило за шесть тысяч. (При том, что автор числит себя в поклонниках лени). По рейтингу продаж поэтических книг в магазинах России И.Губерман (у него, кстати, есть псевдоним – Абрам Хайям) постоянно занимает места в первой пятерке. А в Израиле его любят и без книг, потому что, как он сам написал:

Не славой, не скандалом, не грехом,
Тем более не устной канителью –
Поэты поверяются стихом,
Как бабы проверяются постелью...

8 июля

1901 - Американский ученый-экономист Саймон Кузнец родился в Харькове. С 1922 года живет в США. Окончил Колумбийский университет (докторская степень, 1926). Профессор экономики Пенсильванского (1936–54) и Гарвардского (с 1960) университетов. Деятельность Саймона Кузнеца можно разделить на три периода: 1926-30 гг. - анализ динамики производства и цен, циклических колебаний и сезонных изменений в промышленности и торговле; 1930–50 гг. - проблема измерения национального дохода и ее связь с образованием капитала; после 1950 г. - сравнительный анализ экономического роста различных стран. В работах С. Кузнеца подчеркивается связь между социальной и экономической структурами общества, которая проявляется в экономической истории не только отдельных стран, но и национальных меньшинств - например, евреев. Кузнец активно способствовал практическому применению своих экономических теорий, в том числе к проблемам военной экономики США в 1941–45 гг. В 1971 году он был удостоен Нобелевской премии по экономике за эмпирически обоснованное объяснение экономического роста. В 1954-64 гг. Саймон Кузнец возглавлял американский комитет, осуществлявший проект М. Фалька (1866–1946) по экономическим исследованиям в Израиле, а с 1964 г. был членом попечительского совета Института экономических исследований имени М. Фалька в Еврейском университете (Иерусалим). Умер ученый в 1985 году в Кембридже, штат Массачусетс.

9 июля

1915 – Популярный американский композитор Дэвид Лео Дайамонд родился в Рочестере, шт. Нью-Йорк, учился в Кливлендском институте музыки и в Истменовской школе музыки у Бернарда Роджерса, занимался также в Нью-Йорке у Роджера Сешенса и в Париже у Нади Буланже. Молодого Дайамонда поддержали, в частности, Морис Равель и Йожеф Сигети. В 1951-1965 гг. композитор жил и работал преимущественно в Италии, затем на протяжении двух лет преподавал в Манхэттенской школе музыки. С 1973 г. на протяжении 25 лет Дайамонд был профессором Джульярдской школы, в 1988 г. был удостоен звания почётного доктора; среди его многочисленных учеников, в частности, Лоуэлл Либерман. Утверждается также, что Дайамонд консультировал Гленна Гульда в его композиторской деятельности. Дэвид Дайамонд - автор одиннадцати симфоний, трёх скрипичных концертов, десяти струнных квартетов, многочисленной камерной и симфонической музыки. Среди ранних сочинений Дайамонда - балет «Том» (1936), написанный на либретто Э. Э. Каммингса по роману «Хижина дяди Тома» и предназначавшийся для Леонида Мясина, однако так и не поставленный. Многолетнее содружество связывало Дайамонда с Бостонским симфоническим оркестром, впервые исполнившим его первую (1944), третью (1954) и шестую (1957) симфонии под руководством Сергея Кусевицкого в первом случае и Шарля Мюнша - во втором и третьем; в 1960 г. одной из симфоний Дайамонда в исполнении оркестра дирижировал Аарон Копленд. Четвёртая, пятая и восьмая симфонии Дайамонда были впервые исполнены Леонардом Бернстайном, с которым Дайамонда связывали дружеские связи, прервавшиеся после того, как слишком приватные детали, по-дружески известные Дайамонду, были разглашены им в одной из своих автобиографий. Премьерой первой симфонии Дайамонда дирижировал в 1941 г. Димитрис Митропулос. Скончался композитор 13 июня 2005 года и, как сообщалось в некрологе газеты The Boston Globe, Дайамонд был открытым геем и всю жизнь страдал как от гомофобии, так и от антисемитизма.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3447
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com