Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Резонанс
Об истории и демократии
Иегуда Ерушалми, Иерусалим

Ташкент, город моего рождения, отметил свое 2200-летие. Бурные события, пережитые в последней четверти века, не стерли, однако, из моей памяти воспоминаний о праздновании в 1983 г. его 2000-летия. Тогда, правда, на дворе стояли иные времена, и ЮНЕСКО, на фоне войны в Афгане и рейгановской борьбы с Империей Зла, вовсю противилась празднованию древности какой-то провинциальной советской столицы.

Но у советских, как известно, была собственная гордость, и, глядя на юнескиных буржуев свысока, отпраздновали-таки!.. А спустя восемь лет, через неделю после срыва фарса, устроенного в Москве К(ГБ)ПСС и внесенного в анналы истории как ГКЧП, Узбекистан провозгласил независимость. Ислам Каримов, руководитель республики, заявил (цитирую по памяти) 1 сентября 1991 г.: "Мы долго и упорно боролись за нашу независимость". Хотя из памяти еще не выветрились необычные для советских людей помпезные телешоу 1989-91 г. – сборища руководства деградирующей партии и съезды народных депутатов разваливающегося Союза, где узбекские делегации и отдельные представители демонстрировали верх лояльности уходящей натуре и верности делу борьбы с инакомыслием, "раскачиванием лодки" и всяческими националистами - прибалтами, закавказцами, украинцами и молдаванами. Но процесс уже пошел! Независимость на них все же свалилась! Сама! Свобода явилась нагая! И прямо в постель. Ну, как было не воспользоваться?

И вот празднуется уже 2200-летие Ташкента. Ускорение, о необходимости которого так долго талдычили прорабы перестройки, появилось! Лучше поздно, чем никогда – исполнился лозунг раннего Горбачева. Независимость Узбекистана, похоже, придала ускорение бегу тамошнего времени более чем в 10 раз! Если так пойдет и далее, то остается надежда дожить и до 2300-летия родного города, а то - и до 2500! Что любопытно - нынешнее празднование проходит под эгидой ЮНЕСКО, которой историки и археологи предоставили на сей раз неопровержимые и окончательные данные.

Что ж, искренне поздравляю ташкентцев, среди которых осталось немало друзей и знакомых, а также, к сожалению, заблудших душою родственников, с юбилейной датой! Пусть, как провозглашалось когда-то, на ташкентской моей службе, где-то посреди, выражаясь по-современному, корпоративных пьянок на рабочем месте праздники будут чаще! Из древнего Иерусалима привет древнему Ташкенту! Мира и процветания!

Этот юбилей невольно возвращает меня к мысли об истории. Об истории как науке. Хотя, на мой взгляд, - это вовсе не наука, ибо метод науки - в анализе информации, синтезе концепции (теории) и подтверждение этой теории на основе, как известной ранее, так и полученной впоследствии информации. С оценкой, разумеется, степени точности, "ворот" применения концепции (теории).

Такую методологию науки начали осваивать еще с древности. Первой, полагаю, стала геометрия. Постепенно расширяясь, река этой методологии стала захватывать и другие учения о природе, затем - и об обществе.

А вот история, где в принципе невозможна идеальная реконструкция прошлого, изучение которого, в общем-то, и является ее предметом, а уж, тем более, его повторное воспроизведение наукой в полном смысле стать не смогла, да и, полагаю, никогда не станет. Что же остается?

Хронография - информация об исторических событиях, крайне субъективная, зависящая от отношения к событиям хронографа.

Исторический анализ. Оценка событий, зафиксированных хронографами или лично воспринятых аналитиками, в связи с другими процессами. Попытки выявления закономерностей жизни человеческого сообщества на длительных и кратковременных отрезках времени. Истории личностей - жанр, прилегающий к беллетристике вообще и публицистике, в частности.

Третью из форм вряд ли вообще следует относить к истории, хотя ее влияние на умы может оказаться посильнее первых двух. Все дело в конъюнктурности описываемой ситуации и таланте писателя, ее излагающего. Этот жанр во все времена был востребован людьми с уровнем развития от среднего и выше, относящими себя к мыслящим людям, и, как правило, достаточно слепо верящим слову писаному. Жанр популярный, живой и перспективный. На нем держится массовая "желтая пресса" для мыслящих людей.

Хронография и примыкающая к ней документалистика - весьма острое идеологическое оружие, позволявшее во все времена путем фильтрации и манипулирования фактами, а то и откровенной фальсификацией их создавать нужную данному хронографу картину мира. Далеко ходить не буду, приведу в качестве примера мохаммеданскую хронографию, касающуюся Иерусалима. Вопреки всем предыдущим источникам, вопреки археологии, а если серьезно, то даже вопреки Корану, нынешние мохаммеданские хронографы трубят на весь мир о вечном поселении мохаммедан на этом месте и об отсутствии каких бы то ни было следов еврейского присутствия. А их "документалисты-практики" сознательно уничтожают археологические артефакты...

Что касается исторического анализа, то самые мощные и бурные потоки его, забивающие практически все информационные каналы, посвящены злободневности или совсем недавнему неизбытому прошлому. Анализы за анализами делаются в угоду тому или иному направлению политики, служат оружием политической борьбы. Какая тут, к чертям, может быть наука? При этом даже изредка встречающиеся авторы, возможно, независимые, выступающие с личной точкой зрения, сковывают себя узами сиюминутности и обсуждают произошедшее лишь с ближайшей временной позиции, от имени поколения либо своего, либо – максимум - отцовского. Так, будто ранее и не было ничего.

Образцом недавних дискуссий такого рода было обсуждение 70-летий двух печальных для мира событий: подписания пакта Молотова-Риббентропа и общепринятой даты начала Второй мировой войны (ХХ в.). Дискуссии, как и следовало ожидать, свелись к вопросам: "Сталин - злодей или герой, вынужденно реагировавший на события?", "СССР - победитель или побежденный в той войне?", “СССР – агрессор?”, "О роли польских панов и прогнивших западных демократий в развязывании войны". (Удивительно, что еще не докопались до серьезного влияния на исторический процесс "сионских мудрецов"!). И, если вопрос о Сталине, благодаря могущественным российским неосталинистам, стал предметом искусственно раздутой дискуссии, то со злодеем Гитлером все было ясно. Он давно объявлен мыслящими людьми единственным воплощением мирового зла, и эту черную дыру принято считать источником любой мерзости. Вроде «Ахмадинежад – это Гитлер сегодня». Или, еще со сталинских времен: «Фашизм = нацизм»…

И никто из дипломированных и дипломированнейших, именующих себя историками, не выступил с общим анализом причин возникновения мировых войн, которых было за историю человечества вовсе не две, а гораздо больше. Никто не желает изучать вопрос генезиса общих корней тоталитарных идеологий и режимов. А знаете, почему? Потому что ответ, скорее всего, противоречит бытующим представлениям о всеобщем равенстве, правах человека и прочем либеральном бреде безответственных болтунов-"просветителей", спровоцировавших, в свое время, кровавейшую резню и мировую войну (наполеоновскую). И этот ответ страшен - ибо болезнь запущена и скоротечно развивается... А живем-то мы сейчас, и жизнь дается человеку один раз, и надо прожить ее так, чтобы не было мучительно больно, а, наоборот, получая кайф от нее. А то, что в днище "Титаника" пробоина, и в машинное отделение ворвался океан? Так против этого есть средство - оркестрик с танго на верхней палубе. В крайнем случае, можно какую-нибудь Мадонну нанять...

Главное, чтобы никакого насилия над мыслящей личностью. Какое мне дело до вас до всех, а вам - до меня? Да здравствует гражданское общество, состоящее исключительно из мыслящих личностей!

А то и правда. Ведь первое общество, которое мы именуем демократией, древнегреческое - именно таким и было. Мыслящими считались лишь свободные люди. Им выдавали черепки-остраконы, которыми они голосовали, принимая коллективные решения. А ослы, волы, кони, бабы, рабы и прочий домашний скот должны были лишь подчиняться полету человеческой мысли.

Чем отличается нынешняя развитая демократия от той?

А тем, что, несмотря на активнейшие поползновение обществ защиты прав животных, ослам, быкам и коням ни в одной демократической стране так и не дали права голоса. Женщинам дали. Рабам, то есть трудящимся сферы презренного материального производства, дали. А вот скотам безмолвным - нет! И это несмотря на все успехи как мичуринско-лысенковской науки, так и антинаучного менделизма-вейсманизма-морганизма!

Но все же прогресс! Введено всеобщее свободное народное волеизъявление, хотя и только для двуногих. Ведь наука установила и неоднократно подтвердила, что двуногие более понятливы и манипулируемы, чем четвероногие. И с удовольствием идут за теми, кто знает, как надо, за мыслящими. Мыслящими в свете очередных указаний... И выбирают, кого надо... Как, скажем, однажды в Америке…

Или вот у нас около полугода назад состоялись выборы. Возникали ли какие-то сомнения, по большому счету, в их честности? Апелляции, суды, счеты-пересчеты? Нет, все было чисто. Но по прошествии полугода мы видим, что скульптура власти абсолютно не похожа на ту, что вырисовывалась туманным мартовским утром.

Первой в многофигурной композиции вырисовывается статуя Командора, которому, в теории, по сценарию выделена роль Ветхого Старца, Патриарха-Резонера. Одесную от нее - Солдат, первый среди равных, который как по результатам выборов, так и по росточку должен бы стать дальним левофланговым. Ошую от Командора возвышается фигура Формально Ответственного, а за ним - Агитатора-Горлана. Внизу, наподобие классической Пьеты, над поверженным Бульдозером рыдает Мать Честная, которой так и не удалось стать Матерью Народа, хотя по результатам свободного волеизъявления...

Пьедестал украшен барельефами: Командор с Королевой, Командор с Папой, Командор с Мамой, Командор с Супертеррористом, Командор еще с разными Тетями и Дядями... И с неизменной ухмылкой на лице.

На одном барельефе Солдат грозит кулаком. Кому, хотелось бы знать? Шведам?

Формально Ответственного тоже не забыли изваять, только из-за непоседливости модели ваятелю не удалось зафиксировать не только выражение его лица, но и само лицо. Так и изобразил он его, на зависть Пикассо, в нескольких ракурсах одновременно.

Агитатору-Горлану посвящен безлюдный барельеф, изображающий Южное полушарие с Антарктидой в центре.Вот такой монумент израильской демократии!

... После провозглашения независимости, на центральной площади Ташкента снесли скульптурное изображение основателя предыдущего государства и водрузили на оставшийся постамент Глобус Узбекистана. (Не анекдот - см. фото). Называется это, правда, если не ошибаюсь, - Монумент Независимости. Это сооружение стало одним из последних аргументов в пользу "Надо ехать!". Среди смутных младенческих воспоминаний всплывали изредка попадавшиеся на детском пути старогородские узбечки в глухих паранджах, а тут вот мимо новенького Глобуса уже порхали стайки девушек в хиджабах, а то и вообще (не знаю названия до сих пор, слава Господу!) в этаких подобиях куклуксклановок, с одними лишь вырезами для глаз...

Мой в прошлом интернациональный город заполонялся исламом...

И слава Исламу Каримову, который сумел взять под контроль этот процесс, и на протяжении уже почти двух десятилетий, хоть и с трудом, удерживает Узбекистан в русле Цивилизации. Живи и цвети, родной Ташкент!

05.09.2009
Количество обращений к статье - 1841
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com