Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
5 – 11 ноября 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

5 ноября

1946 – Популярный актер Рижского театра русской драмы Яков Рафальсон родился на Украине (туда бежал его отец после того, как всю родню немцы живьем закопали в Румбульском лесу), а в Латвию Яков вернулся лишь в 1991 году, когда был принят в труппу Театра русской драмы. Прошедшие с той поры полтора десятка лет вместили не только огромное количество ролей, но и двукратное звание «Лучший актер года». А начинался его путь в актерство в 1970 году, когда Яков окончил Ярославское театральное училище. Работал в Мичуринском, Воронежском, Севастопольском и Томском драмтеатрах. Сотрудничал с московскими театрами «Наш театр» и «Глобус». В Риге Яков Абрамович Рафальсон сыграл такие роли, как Мсье («Мсье N»), Хозяин («Люди и мыши»), Желтухин («Касатка»), Рабло («Грехопадение»), Лейзер («Жених из Иерусалима»), Доктор Корниш («Недосягаемая»), Рембениха («Грехи Трины»), Комик («Самое главное»), Градобоев («Горячее сердце»), Капитан («Пляска смерти»), Вилли Кларк («Весельчаки»), Мартелло («Художники»), Сумасшедший («Случайная смерть анархиста»), Леонид Борисович («Французские страсти на подмосковной даче»), Трике («Онегин, добрый мой приятель»), Рабби Шлоймелэ («Диббук»), Константин («Сирена и Виктория»), Скапен («Плутни Скапена»), Франсуа («Ужин дураков»), Дон Армадо («Бесплодные усилия любви»), Гаев («Вишнёвый сад»), Бруно («Великолепный рогоносец»), Иван Федорович Сучков («Кода»), Михоэлс («Король и шут»). Рафальсон - лауреат национальной театральной премии Spelmanu nakts в номинации «Лучший актер 1996 года» за роль Капитана в спектакле «Пляска смерти» и «Лучший актер 2001 года» за роль Скапена в спектакле «Плутни Скапена». В 2003 году за заслуги перед Латвией награжден орденом Трех звезд. Отмечая 60-летие Якова Абрамовича, актеры его родного театра Ника Плотникова и Лена Сигова пели: «В мужчине важен не рост, не возраст, в мужчине важен - Рафальсон». Справедливость этого утверждения продемонстрировали актриса Национального театра Инара Слуцка и актриса театра «Дайлес» Лилита Озолиня. Первая призналась вслух, что мечтает увидеть Рафальсона своим мужем, а еще лучше - любовником. Конечно, в какой-нибудь постановке… В ответ Лилита Озолиня с гордостью заявила, что ни одной латышской актрисе ее не обогнать - она уже дважды была женой Рафальсона. Конечно, на сцене Рижского русского театра... Последние несколько лет Яков не раз играл на латышском языке, участвуя в независимых театральных проектах, снимаясь в фильмах и телесериалах. В недавнем интервью журналу «Люблю» жена Якова Абрамовича Рафальсона Галина, преподаватель рдной из рижских гимназий, сказала: «Моя свекровь живет в Израиле. Я не знаю другого человека, который относился бы к матери с такой любовью и нежностью, как Яша. Мама для него это всё, он ее боготворит и считает дни, когда сможет снова с ней повидаться. Но, даже собираясь в гости к ней, муж не упускает случая поворчать: «Как я не хочу уезжать! Как я не люблю уезжать!».

6 ноября

1906 - Советский филолог, педагог, специалист по истории западноевропейской литературы XVII-XVIII веков Леонид Пинский родился в г. Брагин, Могилёвской губернии, в семье меламеда. Вырос на Украине. Среднюю школу окончил в 1923 в Новгороде-Северском, после чего работал в сельских школах Черниговской области. В 1926-1930 годах учился на литературно-лингвистическом отделении Киевского университета, одновременно работая учителем в киевской школе. После окончания университета распределён преподавателем украинской литературы в Молдавский педагогический институт (Тирасполь). С 1933 - в Москве, в 1933-1936 - аспирант кафедры всеобщей литературы Московского педагогического института им. Бубнова (научный руководитель — Борис Пуришев), защитил кандидатскую диссертацию «Смех Франсуа Рабле». С 1938 года - доцент кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ, с 1942 преобразован в филологический факультет МГУ). В октябре 1941 г. добровольцем ушёл на фронт в составе 3-й дивизии московского народного ополчения. Согласно правительственному распоряжению о возвращении научных работников, служивших рядовыми, он был отозван в феврале 1942 для преподавательской работы в МГУ. По совместительству читал лекции в Ярославле и Загорске, а с 1944 - ещё и в Военном институте иностранных языков (читал там курс классических литератур Востока). С 1948 года подвергался взысканиям со стороны парторганизации филологического факультета МГУ за «низкопоклонство перед Западом» и «космополитизм»; в защиту учёного выступили студенты, среди которых Пинский пользовался огромным авторитетом.
В июне 1951, в разгар борьбы с космополитизмом, Пинский был арестован и осуждён по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет лагерей и пожизненную ссылку в отдалённые районы Сибири. Срок отбывал в Унженских исправительно-трудовых лагерях. В сентябре 1956 года реабилитирован Верховным судом СССР. Жил в Москве. К преподаванию допущен не был (или сам не захотел вернуться в универститет, работал над статьями по истории европейской культуры: основной областью его энциклопедических интересов была эпоха Возрождения, прежде всего - в Англии и Испании (Шекспир, Грасиан, Сервантес). Пинский опубликовал две книги исследований по западноевропейской литературе, ему принадлежит послесловие к публикации «Разговора о Данте» О.Мандельштама (1967). В 1963 был принят в Союз писателей СССР. В 1960-1970-е годы Пинский принимает активное участие в диссидентском движении. У себя дома он вместе с женой, переводчицей Евгенией Михайловной Лысенко, организует так называемые «пятницы» — еженедельные дружеские собрания деятелей советской подпольной культуры, на которых обсуждались актуальные вопросы философии, литературы, искусства и общественной жизни. В них участвовали, среди прочих, В. Шаламов, Венедикт Ерофеев, А. Галич, В. Некрасов, И. Губерман, А.Штромас. Пинский дружил с Надеждой Мандельштам, Евгенией Гинзбург, Борисом Чичибабиным, Григорием Померанцем, Генрихом Сапгиром, Вадимом Козовым. Также он поддерживал тесные связи с художниками-«лианозовцами», был дружен с Оскаром Рабиным, Анатолием Зверевым, принимал участие в издании журнала «Синтаксис». В марте 1966 года вместе с большой группой писателей и учёных подписал коллективное письмо Президиуму XXIII съезда КПСС с просьбой об освобождении на поруки А. Синявского и Ю. Даниэля. Принимал участие во множестве других петиций и кампаний в защиту политзаключённых. В мае 1972 года в квартире Пинского был произведен обыск сотрудниками КГБ. Леониду Ефимовичу была перекрыта дорога в печать. Он прочёл несколько лекций на дому в узком кругу друзей, продолжил внежанровые фрагментарные записи лагерного времени (эссе, афоризмы, поденные записки), лишь частично опубликованные перед самой его смертью под псевдонимом в журнале «Синтаксис», а в развёрнутом, систематизированном виде изданные книгой лишь много лет спустя (2007). Множеству замыслов учёного было не суждено реализоваться. Леонид Ефимович Пинский скончался в Москве 26 февраля 1981 года от скоротечной раковой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Возможно, не всем известно, что именно ему, Леониду Пинскому, посвятил свою песню «Летят утки» Александр Галич.

7 ноября

1874 – Родившийся в белорусском местечке Погост Йоэль Энтин с детства тянулся к знаниям, изучал науки и языки, а когда ему исполнилось 17, уехал в Америку, работал и продолжал совершенствовать свои знания. Обладая природным талантом к изучению языков, он настолько легко овладел английским, что вскоре стал преподавать новым иммигрантам не только этот язык, но и английскую литературу. К тому времени относятся и его первые литературные опыты, и увлечение театром. Вместе с Яковом Гординым Энтин становится одним из активнейших организаторов театра "Фолксбине", пишет пьесы, пере­водит для еврейских театров драматические произведения с других языков, печа­тает литературно-критические статьи и театральные рецензии. На протяжении нескольких лет Йоэль Энтин был штатным сотрудником идиш "Форвертса". Велика заслуга Энтина не только в создании американского еврейского театра, но и в воспитании актёров для него. Одновременно Энтин активно работал в области еврейского образования, был основателем, пре­подавателем и руководителем еврейского учительского семинара, сыгравшего большую роль в подготовке учителей; председателем ''Комитета за идиш в государственных школах", редактором педагогических изданий. Он был автором учебников и хрестоматий для еврейских школ Америки ("Из еврейского источника", "Из уст народа", "Еврейское воспитание" и др.); научно-популярных книг "Что такое литература", "Столпы новой еврейской литературы", "Еврейские поэты", "Ицхок-Лейбуш Перец". Современники Энтина высоко ценили его преданность еврей­ской литературе, театру, педагогике, его умение проникать в каждый уголок еврейской жизни. Во все времена литература нуждалась в энтузиастах, которые готовы были отдавать ей всё, чтобы она процветала и росла, добивалась все новых и новых высот. Таким энтузиастом был и Йоэль Энтин, скончавшийся в Нью-Йорке 26 февраля 1959 года.

8 ноября

1902 - Выдающийся российский ученый, создатель первых советских и российских ЭВM Исаак Семенович Брук родился в Минске. Свою творческую жизнь он начинал как инженер-исследователь в области электроэнергетики, но в 1935 году увлекся моделированием мощных энергетических машин с помощью аналоговых вычислительных машин. Его научная карьера развивалась стремительно. В мае 1936 года Бруку без защиты диссертации была присвоена ученая степень кандидата технических наук, а в октябре того же года он защитил докторскую диссертацию. В 1939 году Исаак Брук выступил на заседании президиума Академии наук с докладом о созданном им в Энергетическом институте АН СССР механическом интеграторе, позволявшем решать дифференциальные уравнения до шестого порядка. Этот доклад был встречен с большим интересом. Подобных машин в то время в СССР не было, только в США и Великобритании было по одному экземпляру. В том же году И. Брука избрали членом-корреспондентом Академии наук. В годы Великой Отечественной войны Исаак Семёнович работал над системами управления зенитным огнем, изобрел синхронизатор авиационной пушки, позволявший стрелять через вращающийся пропеллер самолета. После войны разработка новых вычислительных устройств продолжилась. Заинтересовавшись появившимися в конце 40-х годов публикациями о цифровых вычислительных машинах, Брук становится активным участником научного семинара, обсуждавшего вопросы автоматизации вычислительной техники. В 1948 году Исаак Брук и Борис Рамеев из Энергетического института АН СССР получили авторское свидетельство на изобретение "Автоматической цифровой электронной вычислительной машины М-1", но внедрение ее шло, к сожалению, очень медленно. Тем не менее, среди ее создателей – кроме, естественно, Брука и Рамеева - научные сотрудники Т. Александриди, А. Залкинд, М. Карцев, Н. Матюхин, техники Л. Журкин, Ю. Рогачев, Р. Шидловский. И лишь 15 декабря 1951 года директор Энергетического института АН СССР, академик Г. Кржижановский ставит свою подпись на сообщении о завершении работ по созданию М-1. Здесь необходимо одно уточнение. Работы по созданию первых ЭВМ велись в СССР параллельно в Киеве и Москве. Примерно в то же время, что и Брук, в Киеве действовал Сергей Лебедев - зачинатель советской школы высокопроизводительных ЭВМ, под его руководством создавались М-20 и БЭСМ-6, его ученики развили линию первых советских суперкомпьютеров «Эльбрус». Одним из основных «клиентов» Лебедева был ВПК, и его карьера складывалась вполне благополучно. Компьютеры же, разработанные Бруком, вели расчеты для сверхсекретных задач ведомства академика Курчатова. Но создавались они без всякого «госзаказа», почти в изоляции, в стесненных условиях небольшой лаборатории, положив начало направлению малых ЭВМ в России. Когда в декабре 1951 года Госкомиссия принимала в Киеве МЭСМ, в Москве в лаборатории электросистем Энергетического института АН СССР под руководством Исаака Брука завершалась работа над машиной М-1. Первое творение команды Брука получилось по-настоящему малой ЭВМ. В качестве элементной базы машины помимо 730 ламп использовались трофейные немецкие полупроводниковые элементы; скорость М-1, размещенной на 15 квадратных метрах, составляла всего 15-20 операций в секунду. Но ей доверяли свои задачи Институт атомной энергии и КБ Сергея Королева, ведь до появления БЭСМ единственной реально работающей ЭВМ в столице была именно М-1. Разработка малых ЭВМ преимущественно для научных применений, а в перспективе и для задач управления была затем продолжена Бруком, он сформулировал собственную концепцию малогабаритных машин. На базе его лаборатории в 1958 году был создан Институт электронных управляющих машин (ИНЭУМ), где в 70-е годы начали разработку СМ ЭВМ (директором института был назначен сам Брук). Но вернемся к началу 50-х годов. Окрыленный успехом, в апреле 1952-го Исаак Семёнович начинает новый проект - разработку вычислительной машины М-2. И уже через полгода она была смонтирована и поставлена на отладку, а к лету 53-го заработала в полном объеме. На этой машине проводились расчеты по ядерным исследованиям для Института атомной энергии, по прочности плотин строившихся тогда Куйбышевской и Волжской гидроэлектростанций, разрабатывались термодинамические и газодинамические параметры воздуха для задач, связанных с запуском ракет. О высоких характеристиках машины говорит тот факт, что она эксплуатировалась в течение 15 лет. А в июне 1956 года заработала М-3 - очередная машина лаборатории Брука. Новое детище лаборатории электросистем ЭНИН воплотило в себе окончательно сформулированную Бруком концепцию малогабаритной машины. Проблемная записка И.С.Брука, опубликованная АН СССР в 1958 году, явилась толчком к организации в стране в конце 50-х годов целого ряда научно-исследовательских институтов и КБ, которые занимались созданием и применением универсальных и специализированных цифровых электронных управляющих машин и систем. В последний период своей жизни ученый заинтересовался проблемами экономики и возможностями применения ЭВМ для управления экономическими процессами. Этот интерес возник в начале 60-х, когда в стране появились признаки экономических перемен, намечалось проведение хозяйственной реформы. Однако активное вмешательство Брука в решение экономических проблем не приветствовалось, и в 1964 году ученого фактически "ушли" на пенсию. Брука сильно раздражала жизненная и административная суета, порой его выводил из себя острый запах духов, которыми без чувства меры пользовались некоторые сотрудницы. Из запахов Брук больше всего любил “аромат” машинного масла и редкий день обходил стороной механическую мастерскую”. За последние пять лет жизни он получил 16 авторских свидетельств, а всего в списке публикаций - более 100 научных работ и 50 изобретений. Он умер 6 октября 1974 года, через три месяца после кончины С. А. Лебедева.

9 ноября

1918 - Русский поэт, драматург, переводчик, член Союза писателей России Марк Юдалевич, отметивший в прошлом году свое 90-летие, родился в г. Боготоле Красноярского края. Окончил среднюю школу в Барнауле (1936), Омский педагогический институт до августа 1941 года. Именно в том августе 41-го он ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну от начала до конца - сначала рядовым бойцом, затем - командиром роты, а после нескольких ранений, списанный в запас, остался на фронте корреспондентом военных газет - полковых, а затем - "Красной звезды". Именно с войны Марк Юдалевич привез большую подборку стихов, составивших его первую книжку - "Друзьям" (1948). После демобилизации работал в газете «Алтайская правда», «Сталинская смена», избирался ответственным секретарем краевой писательской организации (1957-1963), редактировал альманах «Алтай», вел семинары молодых литераторов. Марк Иосифович Юдалевич - автор более 50 книг, изданных в Барнауле, Томске, Новосибирске, Москве. Работает в разных жанрах, изучает историю Сибири и Алтая, пишет на историческую тему (поэма «Молчана», повесть «Пятый год», пьеса «Так добывалась правда»). На сценах ряда театров страны шли пьесы Юдалевича «Голубая дама», «Трудный возраст», «Годы, любовь». Его роман «Адмиральский час» издан в 2000 году и рассказывает о судьбе Александра Колчака, об истории гражданской войны и, конечно же, истории Сибири. В 2002 году Марк Юдалевич написал еще один роман – «По наклонной плоскости», своеобразную исповедь, посвященную проблемам современного российского общества.

10 ноября

1895 – Сейчас я знаю, как называется «коронная» прическа Юлии Тимошенко. Она называется – «а ля Рашель Вепрински». Не знаете, кто это такая? Рассказываю. Еврейская поэтесса Рашель Вепрински родилась в местечке Иваньков под Киевом. Пару лет училась в хедере, посещала русско-еврейскую школу и, кроме того, училась частным образом. В 1907 году, после смерти отца, Рашель вместе с мамой и другими детьми перебралась в Америку. Там, в Нью-Йорке, 13-летняя девочка вынуждена была пойти работать в маленький магазинчик, а вечерами ходила в школу. Иногда ей попадались на глаза стихи и проза молодых американских еврейских писателей, и Рашель жадно читала всё, что ей встречалось в журналах и газетах на идиш, и сама, тайком от домашних,  стала писать. Дебютировала она стихотворением в журнале «Ди найе велт» в 1918 году Когда ее первые стихотворные опыты увидел Морис Розенфельд, он сказал: «Из этой девчонки может что-то получиться». В 20-х годах она стала женой еврейского поэта Мани Лейба и после его смерти в 1953 году собрала и издала двухтомник его стихотворений. С 1954 года Рашель часто публиковалась в «Форвертсе» с очерками и эссе о жизни и творчестве самых разных еврейских писателей. В 1958 году она побывала в Израиле и создала ряд поэтических произведений об увиденном (в частности, написала широко известное стихотворение «На горе Кармель»). Умерла Рашель Вепрински в 1981 году в Нью-Йорке.

11 ноября

1920 – В украинском местечке Зиньков, Виньковецкого района, Каменец-Подольской губернии, в семье одного из самых уважаемых людей в местечке - кузнеца Аврума Абрамовича и его жены Иты-Леи, родился будущий летописец местечка и трагедии его жителей в годы Второй мировой войны Илья Абрамович. По окончании еврейской семилетки, а затем с отличием – украинской  школы, Илья поступил в Харьковский энергетический институт. После третьего курса приехал домой на каникулы, где и застал начало великой битвы с фашизмом. Поскольку Илья хромал с рождения, в армию его не мобилизовали, и он остался в родном доме в Зинькове. Около 5 тысяч жителей местечка погибли, и произошло это не только с участием немцев, но, главным образом, - руками местных полицаев, бывших соседей и друзей. Три года Илья провел в гетто и лагерях, исходил вместе с братом Матвеем немало дорог Украины и Транснистрии. Семья братьев полностью погибла: отец был замурован живьем в шахте  села М. Дунаевцы, мать с младшим братиком Бузей погибла в погроме, в ходе которого убивали только женщин и детей. В 1944 году Матвея призвали в армию, но он не успел уехать на фронт и погиб от рук бандеровцев. Уцелевший в годы Холокоста Илья начал другую войну – с бандеровцами, нападавшими на Зиньков. Из сотен обитателей этого местечка после войны в живых осталось всего 27 евреев. Илья Абрамович, переживший всю эту трагедию, начал в 80-х годах прошлого века писать историю не только своей семьи, но и родного Зинькова. Первая его книга – «Не забыть» - появилась в печати только в Нью-Йорке, хотя должна была выйти в марте 1989 года в журнале «Знамя», о чем его уведомил главный редактор журнала Григорий Бакланов. Увы, этого не произошло: за четыре месяца до публикации, в ноябре 1988 года Илья с семьей навсегда покинул Советский Союз. Боясь, что это может навредить Бакланову, Абрамович успел до отъезда забрать рукопись из редакции (кстати, книгу редактировала Лидия Либединская, теща израильского поэта-сатирика Игоря Губермана). Уже в эмиграции появились книги Ильи Абрамовича «История одной рукописи» (эту повесть можно прочесть в №№ 55-56 еженедельной Интернет-газеты «Мы здесь»), «Там, за речкой Ушицей», «Переле-Полина», «Живая память». Отрывки из некоторых этих произведений публиковались в нью-йоркской газете «Форвертс» под редакцией Л. Школьника, в журнале «Алеф», в «Новом русском слове». Скончался Илья Абрамович в Нью-Йорке в 1993 году.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3396
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com