Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
1 – 6 января 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

1 января

1914 - Украинский поэт и переводчик Абрам Кацнельсон родился в местечке Городня,  Черниговской области, в семье учителя математики. Родной брат Абрама Кацнельсона — известный украинский литературный критик Илья Стебун (Кацнельсон), известный одновременно как один из борцов с "украинским национализмом" в литературе и как жертва борьбы с "космополитизмом". Абрам Кацнельсон окончил Киевский университет в 1939 году и аспирантуру по теории литературы. Участник Великой Отечественной войны. Был фронтовым корреспондентом газеты "Защитник Отечества". Первая книга стихов "Краплі сонця" вышла в 1935 году. Автор более 20-ти поэтических сборников. В Москве в переводе на русский язык вышли сборники стихов "Дерево свободы"(1960), "Верность"(1973), "Баллада о струнах"(1983). В 1984 году выпустил авторскую антологию переводов стихов еврейских поэтов - "З єврейської радянської поезії". Увы, Абраму Исааковичу не могли простить его имени, честных книг о родной Украине и пронзительных стихов о судьбе еврейского народа, о Бабьем Яре. Устраивались антисемитские акции: в 1994 году была подожжена дверь его квартиры в Киеве в писательском доме на улице Суворова. Заслуженному украинскому поэту, фронтовику облили бензином двери и подожгли, намалевав рядом антисемитские лозунги. Но даже эта  позорная для республики акция ее сломила дух поэта. Он отвечал новыми произведениями. Потом был повторный поджог, и старый поэт решил выехать в США. Но и в эмиграции он продолжал напряженно работать, писать новые замечательные стихи и издавать новые книги. Мы часто разговаривали с ним по телефону – после того, как он из Калифорнии присылал нам в редакцию газеты «Форвертс» свои новые стихи или переводы. Так он прожил последние 10 лет своей жизни - лауреат литературных премий имени Максима Рыльського и Ивана Кошеливца, член Международного ПЕН-клуба. Умер Абрам Исаакович 21 августа 2003 года в Лос-Анджелесе. Его талант был огромен, и недаром в разных уголках Украины его с огромным уважением вспоминают нынешние украинские литераторы. Видный киевский журналист Виталий Портников, когда-то взявший свое первое интервью у Кацнельсона, вспоминал о поэте в берущем за душу некрологе: «Сейчас довольно трудно объяснить кому-то, что сие означает — всю свою жизнь просуществовать в советской литературе под именем — нет, под клеймом — Абрама Кацнельсона. И это во время псевдонимов, когда только ленивый не находил себе звонкую новую фамилию, когда эти фамилии без угрызений совести предлагали авторам в редакциях уважаемых газет. Родной брат Абрама Исааковича, человек известный, уже не был Кацнельсоном. Но присутствие человека с таким именем и такой фамилией убеждало в том, что украинская культура совершенно не обязательно должна быть этнографической, что она продолжает привлекать людей разных национальностей — и это также в период, когда делалось все возможное, чтобы эту культуру превратить в культуру самодеятельных коллективов... Но едва ли Абрам Исаакович — такой спокойный, кроткий человек — задумывался специально над тем, чтобы кому-то что-то доказать. Он жил как жил, доверяя скорее своей интуиции поэта, нежели каким-то лозунгам и стратегическим замыслам». Один из продолжателей этой традиции – один из лучших современных украинских поэтов Моисей Фишбейн, в творчестве которого естественно переплетены две ветви мощного древа жизни и творчества – украинская и еврейская. Именно об этом написал Виталий Портников в статье памяти Абрама Кацнельсона: «Был украинским евреем. Не означает это — еврей, живущий в Украине. Даже не означает — еврей, проникшийся Украиной. Означает — еврей, ощущающий Украину. По разным историческим причинам таких в Украине немного. Есть тут евреи советские, есть русские, есть евреи, больше всего на свете стремящиеся перестать быть евреями. А вот украинских евреев... Таких в Украине не хватает. Или есть люди, играющие эту роль, но как-то неубедительно. А Абрам Исаакович — он таким просто был...».

2 января

1920 – 90 лет назад в г. Петровичи, Смоленской губернии (ныне Белоруссия), родился будущий американский писатель, популяризатор науки и мастер научной фантастики Айзек Азимов. В 1923 его родители переехали в США, в 1928 стали гражданами этой страны. Трёхлетний Исаак (именно так его назвали при рождении) приехал в Америку «в багаже родителей» — память Азимова не запечатлела этого эпохального события. На новом месте ему пришлось в совершенстве овладеть английским языком и стать завзятым американцем. Краткое описание его блестящей научной карьеры неизменно производит сильное впечатление на простых смертных: в 11 лет юный вундеркинд окончил школу, в 15 — колледж, в 19 — университет, в 21 год — получил степень магистра, а в 28 лет — доктора, после чего стал профессором на кафедре биохимии Бостонского университета. В 1958 году он оставил университет, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. Как в научно-фантастических, так и в научных и научно-популярных произведениях Азимова выразился просветительский пафос приверженца разума и знания, глубоко озабоченного будущим человечества. Наиболее известны его книги о роботах, в том числе «Я, робот» (1950) и трилогия «Стальные пещеры» (1954), «Нагое солнце» (1957) и «Роботы утренней зари» (1983). Блестящий образец научно-популярной литературы – «Азимовский путеводитель по естествознанию» (1972). В том же ключе написаны книги «Внеземные цивилизации» (1979) и «Исследуя Землю и Космос» (1982). Умер Азимов в Нью-Йорке 2 апреля 1992 года, став посмертно самой известной жертвой зараженного СПИДом донора. Вдова писателя-фантаста Джанет выступила с сенсационным заявлением, в котором назвала истинную причину смерти мужа. Айзек заразился СПИДом в результате переливания крови во время операции на сердце в 1983 году. Проблема СПИДа тогда еще не стояла так остро, и никто не проверял донорскую кровь на наличие возбудителей этого инфекционного заболевания. Операция помогла Айзеку Азимову избавиться от стенокардии, которой он страдал, но через пять лет после первой операции самочувствие писателя заметно ухудшилось. В 1989 году перед проведением новой операции у него взяли анализ на СПИД, который, увы, оказался положительным...
Знаете ли вы, сколько книг за свою жизнь написал Айзек Азимов? Почти 500! Иными словами, около полутысячи! Возможно ли такое? Оказывается, возможно. «У него четыре электрические машинки, и он может печатать сразу четыре книги двумя руками и двумя ногами», — шутил по этому поводу Артур Кларк. Невероятно… А ведь среди книг Азимова, порой озаглавленных просто «Опус 100», «Опус 200» или «Опус 300», отнюдь не только фантастика.

3 января

1940 – Сегодня свое 70-летие отмечает российский строитель, заместитель министра транспортного строительства СССР – начальник проектно-промышленно-строительного объединения «Бамтрансстрой» Ефим Басин. Родился он в Тамбовской области. В 1962 году окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле по специальности «Промышленное и гражданское строительство», в 1980 году – Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР по специальности «Экономика, организация управления и планирования народного хозяйства». В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук на тему «Управление социальным развитием трудовых коллективов в условиях Крайнего Севера (в сфере транспортного строительства)». В 1972-1978 годах начальник управления строительства «Печорстрой» в городе Печора (Коми АССР). С 1980 года – на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). В 1980-1986 годах - заместитель и первый заместитель начальника Главбамстроя, в 1986-1988 годах - заместитель министра транспортного строительства СССР – начальник Главбамстроя, в 1988-1990 годах заместитель министра транспортного строительства СССР – начальник проектно-промышленно-строительного объединения «Бамтрансстрой». Указом Президента СССР от 10 августа 1990 года за большой вклад в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Басину Ефиму Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1 сентября 1990 по 1992 год председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству. Был членом Совета Национальностей, Президиума Верховного Совета РСФСР. Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года принимал участие в обороне Белого дома. 6 сентября 1991 был введён в состав Комиссии Президиума Верховного Совета РСФСР для определения использования бывших объектов и имущества КПСС. С июня 1994 года - министр строительства РФ. В 1998-1999 годах - председатель Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. С 1999 года первый вице-президент ОАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». С 2007 года - генеральный директор ООО «Корпорация Инжтрансстрой». Ефим Басин - автор более 200 научных работ, четырёх брошюр о проблемах социального развития трудовых коллективов, автор книг, посвящённых строительству БАМа – «От Байкала до Амура» и «БАМ продолжается». Живёт и работает в Москве.

4 января

1813 - Сэр Айзик (Исаак) Питман, изобретатель стенографии, родился в Троубридже, Англия, в семье портного Шмуэля Питмана и его жены Марии. Старший брат Исаака Яаков стал известным в Англии и Австралии архитектором, а самый младший брат, Бенни, в 1852 году эмигрировал в США и открыл в Цинциннати Фонографический институт, где осуществлялась подготовка стенографистов и издавались научные труды по системе его брата Айзика Питмана. Вынужденный по болезни оставить школу в 13 лет, Айзик стал заниматься дома, рассчитывая вскоре вернуться в класс. Но когда понял, что это невозможно, он решил совместить самостоятельную учебу дома с работой и устроился клерком в счетную контору поблизости от своего дома. Работать юноше приходилось с шести часов утра до шести часов вечера. В 1837 году 24-летний Айзик Питман задумался о том, как революционизировать систему быстрой записи текста, хотя, если судить по его словам, он не планировал изобретать что-то вроде стенографии. Тем не менее, именно тогда клерк счетной конторы А.Питман обнаружил, что любой человек, в среднем, использует всего около 700 слов в своей разговорной речи, и даже если включить в это число производные от общеупотребляемых слов, эта цифра увеличится всего до 800 слов. В то же время классический английский словарь New Oxford Shorter English Dictionary включает в себя полмиллиона слов. А это означает, что 80 процентов нашего с вами общения обеспечивается менее чем одним процентом общего количества существующих в языке слов. Размышляя обо всем этом, Айзик Питман решил открыть в том же 1837 году частную школу в Уоттоне и, среди прочих предметов, стал преподавать там стенографию. Тогда же он попросил своего друга-полиграфиста Сэмюэля Багстера издать маленькую книжицу – пособие для желающих овладеть навыками быстрого письма. И вскоре эта система Питмана прочно завладела миром и стала использоваться повсеместно – не только в школах и университетах, но и в ходе судебных заседаний, на пресс-конференциях и так далее. Так родилась и начала свое победное шествие по планете система стенографии, которой сегодня владеют миллионы людей в разных странах.
Но Айзик Питман решил идти дальше, и в 1840 году он начал обучать стенографии студентов Объединенного Королевства по почте, с помощью специальных открыток, став, таким образом, родоначальником первого в мире  дистанционного образовательного курса. В том же 1840 году Питман основал в Бате Фонетический институт и Фонетический журнал, стал печатать небольшие популярные произведения, записанные по системе стенографии, издал учебник фонографии, выдержавший десятки переизданий.  
Умер сэр Айзик Питман 22 января 1897 года На его доме в Уоттоне установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь жил школьный учитель, ставший выдающимся изобретателем всемирно известной науки стенографии. Придуманная Питманом система скорописи вошла в десятки языков и стала одной из наиболее используемых во всем мире, а созданное им издательство выпускало множество журналов и книг о скорописи. В Америке эту систему представили Стивен Эндрюс и Бенни Питман, младший брат сэра Айзика Питмана. Кстати, именно Бенни написал биографию брата (1902), которому незадолго до этого (в 1894 году) был пожалован рыцарский титул. А совсем недавно ручка с золотым пером, принадлежавшая сэру Питману была продана на британском аукционе Bonhams за рекордную сумму - £700, хотя организаторы аукциона планировали получить за этот лот около £80-£120. Представитель Аукционного дома сказал BBC News Online, что результаты аукциона превзошли все их ожидания: среди потенциальных покупателей шла серьезная борьба за обладание этим уникальным предметом. Кроме того, фирма Bonhams & Butterfields предложила вниманию коллекционеров множество других предметов рыцаря Британской империи Айзика  Питмана. Кстати, внук сэра Питмана, Джеймс Питман, стал президентом и исполнительным директором английского издательского концерна Питман Пресс, а в 1945 году был избран членом британского парламента. 

5 января

1907 - Американский скрипач и музыкальный педагог российского происхождения Тосси Спиваковский (настоящее имя – Натан) родился в Одессе, с детских лет жил в Берлине, учился в Берлинской Высшей школе музыки у Вилли Хесса, а также частным образом у Арриго Серато; по мнению специалистов, сфокусированность на стилистической и исторической точности, а не на эмоциональном соответствии, выдавали принадлежность Спиваковского скорее к германской, чем к русской скрипичной школе. В десятилетнем возрасте Натан-Тосси начал концертную карьеру, в 13 лет совершил первое европейское турне. В 1926 году по приглашению Вильгельма Фуртвенглера стал концертмейстером Берлинского филармонического оркестра, однако уже через год отказался от этой работы, предпочтя сольную карьеру. На протяжении 1920-х гг. широко концертировал в составе Дуэта Спиваковских - вместе с братом, пианистом Яшей Спиваковским (ряд коротких пьес Фрица Крейслера, Николо Паганини, Иоганнеса Брамса и других авторов, записанные дуэтом в 1924-1931 гг., перевыпущены на CD), а затем в составе фортепианного трио (с виолончелистом Эдмундом Курцем). Приход в Германии к власти нацистов застал трио в Австралии, и музыканты приняли решение не возвращаться в Европу; все трое в 1934 году приступили к преподавательской работе в Мельбурнской консерватории (в том же году к Яше и Натану Спиваковским присоединились ещё два брата, Адольф и Исаак). В 1940 году Тосси Спиваковский, единственный из братьев, покинул Австралию и обосновался в США. На протяжении ряда лет он был первой скрипкой Кливлендского оркестра под управлением Артура Родзинского, вместе с которым, в частности, исполнил американскую премьеру Второго концерта Белы Бартока, получившую высокую оценку автора. Спиваковский также осуществил первую студийную запись второй скрипичной сонаты Бартока (с Артуром Бальзамом; исполнение Йожефа Сигети с аккомпанементом автора было записано с концерта и выпущено позднее). Среди других значительных записей Спиваковского — концерт Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Гёра и концерт Джанкарло Менотти с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Шарля Мюнша. Кроме того, он был первым исполнителем Концертной сонаты Леона Кирхнера и пьесы Дэвида Дайамонда «Песнь и вечное движение» (англ. Canticle and Perpetual Motion). В 1974-1989 гг. преподавал в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. Спиваковский отличался оригинальной манерой держать скрипку и смычок, вызывавшей весьма индивидуальное вибрато. Для баховских партит и сонат для скрипки соло Спиваковский разработал особую смычковую технику, которой посвящена книга скрипача и музыковеда Гейлорда Йоста. Скончался  талантливый музыкант 20 июля 1998 года в Уэстпорте, штат Коннектикут.

6 января

1950 – Еврейский писатель и журналист Борис Сандлер родился в Бельцах, Бессарабия, в детстве обучался игре на скрипке, окончил музыкальную школу в Бельцах, а в 1975 году — Кишиневский институт искусств им. Музическу (по классу скрипки). Работал скрипачом в Государственном симфоническом оркестре при Молдавской филармонии в Кишиневе. Начал писать прозу на русском языке, но по настоянию своего литературного наставника, еврейского писателя Ихила Шрайбмана перешёл на идиш. С поощрения того же Шрайбмана дебютировал новеллами в московском журнале «Советиш геймланд» (Советская родина) в 1981 году. В том же году поступил в первую еврейскую группу Высших литературных курсов при Литинституте им. Горького. На протяжении 80-х годов регулярно печатался в «Советиш геймланд», быстро обратил на себя внимание и стал членом редколлегии журнала, а после выхода первой книги «Трэплэх аруф цу а нэс» (Ступеньки к чуду, 1986) - членом Союзов писателей СССР и Молдавии. В 1988 году московское издательство «Советский писатель» выпустило эту книгу Сандлера в переводе на русский язык. С 1989 года вместе с поэтом Мойше Лемстером Сандлер преподавал в Кишинёве идиш, основал и вёл первую еврейскую программу «Аф дэр идишер гас» (На еврейской улице) на Молдавском государственном телевидении, совместно с Александром Бродским редактировал местную газету «Ундзэр кол» (Наш голос). В 1991-92 годах написал сценарии к двум документальным фильмам режиссёра Арнольда Бродичанского об истории и судьбе бессарабского еврейства. В 1992 году Сандлер репатриировался в Израиль, работал в Еврейском университете в Иерусалиме, был вице-президентом Союза писателей и журналистов, пишущих на языке идиш, возглавлял издательский дом «Лейвик-Фарлаг» (однo из двух основных издательств литературы на идиш) в Тель-Авиве. В Израиле Борис Сандлер выпустил несколько книг, в том числе документальное расследование по ставшим доступными материалам КГБ Молдовы «Дэр иньен нумер 5390» (Дело № 5390, 1992) о процессе арестованных бессарабских литераторов Янкла Якира, Мотла Сакциера, Мойше Альтмана и Герцля Гайсинера-Ривкина. Публиковался в израильских изданиях «Иерушалаимер алманах» (Иерусалимский альманах), тель-авивских «Лэцтэ найс» (Последние новости), «Лэбнс-фрагн» (Жизненные вопросы), «Найе цайтунг» (Новая газета), «Топлпункт» (Двоеточие), нью-йоркских «Форвертс», «Афн швэл», «Югнтруф», «Идише култур» и других; совместно с Ароном Шварцманом сделал серию документальных фильмов о современных еврейских писателях, составил и отредактировал книги еврейских литераторов Залмана Розенталя и Ицикa Кипнисa, издавал детский иллюстрированный журнал «Кинд-Ун-Кейт» (Стар и млад). В 1998 году переехал в Нью-Йорк, где работал ответственным секретарём, а после смерти редактора Мордхэ Штриглера в том же году - главным редактором старейшей еврейской газеты «Форвертс» на языке идиш (выходит с 1897 года). С тех пор значительно реорганизовал газету, сделав её фактически международным изданием. Живёт в Бруклине, часто выступает с лекциями и семинарами в разных странах, опубликовал девять книг, из них два романа: «Вэн дэр гойлэм hот фармахт ди ойгн» (Когда Голем закрыл глаза, 1997) — документальный роман о кишинёвском погроме 1903 года и «Ламедвовникэс фун майн зикорн» (Праведники моей памяти, 2005) — о странствиях еврейского писателя. В конце 2009 года издал книгу стихов «Ин клангеннэц фун нецэх». Продолжает составление и редактуру посмертных изданий современных еврейских авторов (Александр Белоусов, Ихил Шрайбман, Хаим Бейдер, аудио-книгa Ицхака Башевиса-Зингера, Ширы Горшман). Помимо еженедельника «Форвертс» редактирует также воскресный радиочас «Форвертс шо» (Час Форвертса) и журнал «Цукунфт» (вместе с Г. Эстрайхом). Лауреат литературных премий им. Якова Фихмана, Давида Гофштейна и Ицика Мангера.

Редакция «МЗ», авторы и читатели еженедельника сердечно поздравляют Бориса Сандлера с 60-летием. Желаем тебе, Борис, вторую половину пути пройти так же достойно, как и первую. Успехов тебе в работе, в творчестве, а сах нахэс фун киндэр ун эйниклэх!

Под рубрикой «На еврейской улице» в этом номере «МЗ» - экспресс-интервью с юбиляром.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2907
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com