Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Мы такие, какие есть...
Соломон Динкевич, Нью-Джерси

Глава 5. Анисемитизм: от возникновения до Катастрофы

5.3. Попытки объяснить антисемитизм,
не прибегая к религии

“Антисемитизм неисчерпаем, как атом”.
Борис Вайнштейн

“А я, как атом меченый, у мира на виду”.
Борис Кушнер

Авраам — первый еврей на земле. “Иври”(еврей) — называет его Тора, что согласно Раши значит “потусторонний”, ибо перешел Авраам реку Евфрат по слову Б-га, повелевшего ему: “Уйди из земли твоей от родни твоей, из дома отца твоего (идолопоклонника — С. Д.) в землю, которую я укажу тебе”(Берешит, 12:1).

“Потусторонними”, т. е. чужими воспринимают нас народы с древних времен. Антисемитизм — один из видов ксенофобии — боязни чужих (xenos / чужой, лат). Сказал Б-г Аврааму: “Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране и будут рабами, и будут их угнетать...”(там же, 15:13).

И исполнились эти слова уже в поколении праправнуков Авраама. Отчуждение евреев наступило вскоре после того, как спустился Яаков, внук Авраама, с домом своим в Египет. Они были пастухами, и их поселили отдельно, ибо “отвратителен для египтянина всякий пастух” (там же, 46:34). А затем пришло и рабство, и мученичество, когда впервые столкнулись евреи с государственным антисемитизмом. Это случилось, когда “возвысился над Египтом новый царь”(Шмот, 1:8). Не знал он ни уже умершего Йосефа, бывшего в Египте вторым после фараона, ни его потомков. Не знал он ничего о евреях, однако, возненавидел их с первой минуты и даже придумал объяснение своей ненависти. “Вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас, — сказал он слугам своим. — Давайте ухитримся против него” (там же, 1:9–10).
И ухитрился, и с помощью “коммунистических” воскресников (о чем рассказывается в мидрашах; к коммунистическим субботникам евреи еще не были готовы), обратил евреев в рабов и жестоко угнетал их. И эта продемонстрированная фараоном беспричинная злоба и ненависть к евреям сопровождает нас на протяжении всей истории. Откуда эта ненависть фараона? “Так устроен мир”, — приводил я уже слова Шимона бар Йохая.
Не всех, очевидно, может удовлетворить эта простая констатация факта.

Предпринимались и продолжают предприниматься многочисленные попытки дать светское чисто рациональное объяснение антисемитизма без каких-либо ссылок на иудаизм, и тем самым “деиудизировать” антисемитизм, как писали Д. Прейгер и Д. Телушкин в упомянутой выше книге. Рассмотрим основные из них.

Антисемитизм характеризуется отношением, словами и / или действиями, выражающими ненависть и презрение к евреям как таковым”, — утверждает христианский священник Эдвард Х. Фланнери (“Муки евреев”).

“Антисемитизм, по-моему, реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимоподдержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях. Это, как мне кажется, самая общая, уходящая в древность причина”, — пишет А. Е. Бовин в книге “Записки ненастоящего посла” (Москва, изд. Захаров, 2001 г.). Там же читаем: “Антисемитизм характерен для люмпенизированной маргинальной части общества, а также для политиков, чей умственный потолок не может подняться выше заговора... Слышу возглас: “А Шафаревич?” (математик, член-корреспондент Академии наук, автор знаменитой “Русофобии”, Москва, 1991 год). Отвечаю: “Шафаревич — постыдное для русской, российской, советской интеллигенции исключение”. (А книга А. И. Солженицына “Двести лет вместе”? — мысленно задаю я вопрос Александру Бовину. Жаль, он не слышит меня. Однако через годы этот вопрос был многократно озвучен во время поездки Бовина по Америке с презентацией своей новой книги “ХХ век как жизнь” (М., изд. Захаров, 2003). Весьма неохотно он выдавил из себя: “Конечно, антисемитский душок есть, не без этого...”.

О Вагнере, Достоевском и Солженицыне поговорим в последующих главах.
“Антисемитизм, — утверждает рабби Меир Кахане (“Никогда больше”, Иерусалим, 1988), - неотъемлемая особенность общества, в котором мы живем и объясняется это целым букетом причин: завистью, конкуренцией, шовинизмом, религиозной пропагандой и, наконец, просто иррациональностью человеческого мышления”.

“В цивилизованном обществе антисемитизм — нижнее белье, в нецивилизованном — верхняя одежда” (Феликс Кривин).

Известный украинский писатель Д. Овсянико-Куликовский (1853–1920) писал в статье “Два слова об антисемитизме” (Сб. “Щит”, М., 1915): “На чем держится антисемитизм, чем он питается? Он держится на четырех китах: на пережитках враждебных евреям чувств, унаследованных от исторического прошлого... когда евреев преследовали и истребляли за веру; на суеверном предрассудке, будто бы евреи составляют одно солидарное целое, “кагал”, фатально враждебный и мифически опасный тем народам, среди которых они живут; на бесправии евреев; на слабом развитии правового сознания (народов), чувства справедливости и гуманности”.

“Антисемит необычайно озабочен собиранием анекдотов изобличающих евреев, — их похотливость, страсть к наживе, коварство и предательство” (Жан Поль Сартр, упомянутая работа). В сборнике “Русские писатели о евреях”(Москва, изд. “Книга”, 2006) приводится 297 “пословиц и поговорок о жидах”, собранных Владимиром Далем и разбитых им на 27 рубрик: “Вероучение жидов”, “Нравственность жидов”, “Как избавиться от жидов” и т. д.

В 1883 году писатель Николай Лесков утверждал в работе “Еврей в России”: “Вникая во всякое дело, обнаруживал (еврей) способность взять его в руки и “эксплуатировать”, т. е. получить с него возможно большую долю нравственной и денежной пользы... Эта (его) способность подействовала самым неприятным образом на всё, что неблагосклонно относится к конкуренции, и исторгся крик негодования из завистливой гортани: “Пусть жид будет по-прежнему как можно более изолирован, пусть он дохнет в определенной (ему) черте (оседлости) и, даже получив высшее образование, бьется в обидных ограничениях, которых чем больше, тем лучше”.

Спустя 36 лет, уже после революции писал М. Горький в 1919 году, вторя Лескову: “Снова в душе русского человека назревает гнойный нарыв зависти и ненависти бездельников и лентяев к евреям — народу живому, деятельному, который потому и обгоняет тяжелого русского человека на всех путях жизни, что умеет и любит работать... как отвратителен этот антисемитизм ленивой клячи!”.
Марк Твен на другом краю света был того же мнения: “Еврейский успех — простой результат того, что евреи хорошие граждане, хорошие семьянины, интеллигентны и поглощены работой. Среди них нет преступников и пьяниц” (Mark Twain “Concerning the Jews”). И он же (“Harpens magazine”, sept. 1899): “И уж никто не станет оспаривать тот факт, что дом еврея – это дом в истинном смысле слова.  Еврейская семья спаяна самыми сильными чувствами, ее члены оказывают друг другу всяческое уважение; почтение к старшим – закон в доме.”

Прав Теодор Герцль: “(Не за реальные или выдуманные грехи и пороки ненавидят евреев) — евреев ненавидят за их достоинства”.

“Страшны, конечно, не пороки евреев; кому опасны пороки? В пороках сам сгниешь. Страшны их (евреев) колоссальные исторические и социальные добродетели. Вот что мне жжет душу. Не могу никуда уйти от этого жжения”, — признавался в 1912 году во время процесса Бейлиса в письме к М. О. Гершензону В.В. Розанов, известный в кругах русской интеллигенции то как юдофоб, то как юдофил. В тот период он ненавидел евреев, будучи уверен, что это они в ритуальных целях убили Андрея Ющинского (см. 5.4.9). Верю, что он действительно страдал: “От антисемитизма как от дурной болезни нередко страдают сами антисемиты, — пишет Юрий Финкельштейн (“Загадка Симона Петлюры, или Парадокс антисемитизма”), — но это не страдания, которые облагораживают душу. Возникает стремление смыть старые преступления новой кровью”.

И поэтому “антисемитизм самодостаточен, он обладает способностью к самовоспроизводству в поколениях” (Семен Резник “Мифология ненависти”). И понимая эту особенность антисемитизма, призывал М. Горький в 1919 г.: “Бросьте травить друг друга звериной травлей — еврей не хуже вас, вините за свое горе не соседа, а самих себя, свое неумение жить, свою лень и тупость”.

Мы гордимся, что среди евреев много знаменитостей, антисемиты приходят в ярость, что среди знаменитостей много евреев. Да и как может быть иначе, если “они (евреи) в любой стране в меньшинстве, но в каждой отрасли в большинстве. Взять физику — в большинстве, взять шахматы — в большинстве. Взять науку — в большинстве...” (Михаил Жванецкий). Воистину “Б-га мы сердим нашими грехами, людей — достоинствами”.

“Вера гоев в евреев, — констатирует рабби Адин Штейнзальц, — превосходит веру евреев в самих себя”. “Как? Ни одного еврейчика? Нет, ничего у этой комиссии не выйдет”. — Так по словам В. М. Молотова (Ф. Чуев “140 бесед с Молотовым”, Терра, 1991) сказал Ленин Сталину, принесшему для согласования состав какой-то комиссии.

А вот воспоминания Максима Горького:
— Владимир Ильич, вы жалеете людей?
— Это смотря каких. Умных жалею. Но только... только среди русских мало умных. Если найдешь какого-нибудь годного человека, то непременно или еврей или с еврейской кровью.

“В силу этой амбивалентности (ненависть — уважение) и непонятной еврейской устойчивости антисемитизм стремится унизить, растоптать, искорежить душу еврея, внушить ему чувство собственной неполноценности, заставив его относиться к себе как к человеку второго сорта”, — говорит рабби Меир Кахане (“Никогда больше”). И, подтверждая его слова, Гр. Рыскин пишет (“Форвертс”, № 166, 1998): “Вместе с российской ментальностью мы (некоторые из нас) усвоили тамошний антисемитизм и вот теперь смотрим на себя глазами антисемита”.

Прекрасной иллюстрацией этому служит “капелла дрессированных евреев” генерал-полковника Давида Драгунского, клеймившая в 70-е годы сионизм и “нацистское государство” Израиль.

Еще одним рациональным объяснением антисемитизма является теория “козла отпущения”: власти часто использовали “свободу антисемитизма” для сбрасывания паров народного недовольства” (А. Е. Бовин). Действительно, кто лучше галутных евреев, этих “безродных космополитов”, вечных перекати-поле, подходил для этой роли, ведь они “чужие”(А. И. Солженицын) для любого народа, среди которого проживают. И поэтому антисемитизм всегда был оружием тиранов, диктаторов, правителей всех тоталитарных режимов. Происками мирового еврейства объясняли они своим народам причины их бедствий.
“Если бы евреев не существовало, их следовало бы выдумать для удобства всех политиканов во все времена” (Зангвилл, “Дети гетто”).

“Следует решительно осудить антисемитское движение уже из одного чувства национального самосохранения”, — писал Владимир Соловьев (“Еврейство и христианство”, 1906). Ведь ненависть разрушает не только объект ненависти, но и ее носителя, и потому антисемитизм есть зеркало собственных недостатков антисемитов, общественных устройств и государственных систем. “Скажи мне, в чем ты обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват”— читаем мы у Василия Гроссмана в романе “Жизнь и судьба”. L’age D’Homme, 1980 (Нужно ли удивляться, что КГБ арестовал роман. К счастью, рукописи не горят!)

“Антисемитизм всегда ущербен... свою ущербность он переносит на евреев, сообщая им черты своего внешнего и внутреннего уродства”. Гр. Рыскин («Форвертс», N 166, 1998). Евреев обвиняли даже в преступлениях, которыми оправдывали против них же обращенные зверства. Чем чудовищнее была ложь, тем скорее она усваивалась.

“Чем больше вина людей против какого-либо народа, тем глубже их ненависть и пренебрежение к жертве. Спесь и тщеславие... мешают возникновению угрызений совести”, — говорит Альберт Эйнштейн (“Научные, моральные и общественные концепции”). “Мы не любим людей за то зло, которое мы им делаем” (Лев Толстой, “Живой труп”).

В упомянутой выше книге юдофоб В. В. Шульгин различал три рода антисемитизма: расовый (или “инстинктивный”), мистический (или “интуитивный”) и, наконец, политический (или “рациональный”). И считал себя сторонником последнего. “Рациональный” антисемит, он дает рациональное объяснение киевскому погрому (статья “Пытка страхом”, газета “Киевлянин”, 8 окт. 1919 г.): “По ночам на улицах Киева наступает средневековая жуть. Среди мертвой тишины и безлюдья вдруг начинаются душераздирающие вопли. Это кричат “жиды”. Кричат от страха... Поймут ли они, что значит по рецепту “великого учителя” Карла Маркса натравливать класс на класс?”

С классификацией или без нее антисемитизм гораздо глубже. Рациональных объяснений (приведенных выше и других, не известных автору) явно недостаточно: антисемитизм не укладывается в логические схемы.
Антисемитизм всегда шагает в ногу с эпохой. “Преступления, в которых обвинялись евреи на протяжении всей истории, непрерывно менялись в зависимости от обстоятельств, — пишет Альберт Эйнштейн в статье “Почему ненавидят евреев?” (1938 г.) — Евреи обвинялись в отравлении колодцев. Про них говорили, что они убивали младенцев в ритуальных целях. Их ложно обвиняли в систематических попытках экономического господства и эксплуатации человечества. Их считали подстрекателями войн и революций в личных эгоистических целях. Их представляли одновременно и опасными новаторами и врагами прогресса. Их обвиняли в фальсификации культуры наций путем проникновения в национальную жизнь под видом ассимиляции и одновременно в упрямой самоизоляции и нежелании приспособиться к обществу, в котором они живут. Обвинения против евреев были невообразимы. Их подстрекатели знали, что они абсолютно ложны. Но они неизменно действовали на массы”.

Антисемитизм, — утверждает рабби Ицхак Зильбер (“Пламя не спалит тебя”), — явление абсолютно иррациональное. Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны и нищи, то в других — за то, что мы богачи, буржуи, эксплуататоры. Если на одном краю земли мы внушаем племенам, среди которых живем, отвращение своей крепкой верой, религиозным фанатизмом, то на другом краю света нас считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так последние сто лет относятся к евреям в России). В одних местах нас ненавидят за пассивность, в других же — там, где мы активно участвуем в общественной жизни (средневековая Испания, Германия накануне прихода Гитлера к власти), нас ненавидят именно за это... Так что логики в антисемитизме искать не приходится...” “Евреи платят за всё. Отсюда и легенда о еврейском богатстве.” (Станислав Ежи Лец).

За все на евреев найдется судья:
За живость, за ум, за сутулость,
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
Игорь Губерман

Антисемитизм существует даже там, где евреев нет. Например, в Польше, где их почти всех уничтожили, а тех, кто выжил, позднее изгнал Гамулка, в Малайзии и Японии, где их никогда и не было. Ну сколько евреев в Японии? Всего две тысячи среди 126 миллионов ее жителей. Однако в 20-х годах японцы специально приезжали в Германию изучать антисемитскую литературу. В результате “Протоколы сионских мудрецов” издавались там в 1924 и 1938 годах и переиздаются до сих пор. А профессор экономики М. Яджима опубликовал в 1986 г. книгу “Искусство еврейских протоколов между строк”, в которой обвинил евреев в... русско-японской войне 1904 года, в организации большевистской революции, в Первой и Второй мировых войнах, в Корейской и Вьетнамской войнах — во всех мировых катаклизмах.

Так, может быть, прав Александр Бовин (“Записки ненастоящего посла”): “Антисемитизм есть в значительной мере проблема самих антисемитов, выражение их комплексов неполноценности, собственной ущербности и неудовлетворенности”? Именно так — утверждает Василий Гроссман (“Жизнь и судьба”). — “Антисемитизм есть выражение бездарности. Неспособности победить в равноправной жизненной борьбе всюду — в науке, в торговле, в ремесле, в живописи. Антисемитизм — мера человеческой бездарности” (выделено мною — С. Д.).

Об этом же за годы до него писал и Николай Бердяев (“Христианство и антисемитизм”, 1938): “В основе антисемитизма лежит бездарность. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учеными и философами. Это область свободы. Свобода есть испытание силы. И унизительно думать, что свобода оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев”.

“Нас не любят не потому, что на нас возведены всяческие обвинения: на нас возводят обвинения потому, что (нас) не любят... Нравимся мы или не нравимся, это нам, в конце концов, совершенно безразлично... Мы такие, какие есть, для себя хороши, иными не будем и быть не хотим” (Вл. Жаботинский, “Вместо апологии”, 1911 г.).

Известный московский нарколог проф. Яков Маршак, сын С. Я. Маршака,  считает, что “антисемиты поражены синдромом дефицита удовлетворения”. И именно поэтому для труса еврей трус, для алчущего денег — жаден, для вора — вор, для конформиста — беспринципный соглашатель, для ксенофоба и расиста — расист и т. п.

“Антисемиты — проблема антисемитов”, — утверждают Борис Парамонов (“Портрет еврея”) и М. И. Даймонт (“Евреи, Бог и история”, Библиотека-Алия, № 64, 1979). Ибо “антисемитизм, как и всякая фобия — не результат внешних воздействий, а состояние души — говорит Леонид Радзиховский (Беседа на “Эхе  Москвы”, 20 янв. 2005 г.) — евреи живут не вовне, а в сознании и подсознании настоящего антисемита”. “Всё отвратительное, всё подлое, что антисемит знает о себе, он приписывает еврею, которого, может быть, никогда и не видел” (Гр. Бакланов, “Кумир”).

Итак, объяснить антисемитизм рациональными причинами наподобие объяснения, например, физических законов, невозможно. Эти причины если и не исключают друг друга, то не содержат ничего общего. Их пересечение пусто. Антисемитизм представляется иррациональным явлением, и все приводимые причины в лучшем случае объясняют его интенсивность, глубину, устойчивость в истории. Лучше возьмем пример с Французской академии: более двух веков назад она приняла постановление “впредь не рассматривать проекты вечного двигателя”.

И мы возвращаемся к тому, с чего начали: “Фундаментальная причина антисемитизма — это то, что сделало евреев евреями — иудаизм”(Д. Прейгер и Д. Телушкин). Евреи принесли языческому миру Единственного Б-га, Его Закон и Его Мораль, и в этом их вина. Этого до сих пор им не могут простить, и в этом сущность антисемитизма.

Поэтому, если исключить расовый антисемитизм нацизма, антисемитизм не выступает против конкретного еврея. Аксиомой антисемитизма стало заявление почти каждого известного антисемита, что в числе его лучших друзей имеется еврей. (Этот еврей, правда, давно порвал с еврейством, но этнически он остается евреем). Антисемитизм ненавидит еврейство: еврейский образ жизни, еврейский менталитет, все три компонента иудаизма: Б-га, Тору, народ Израиля. И этой своей ненавистью антисемитизм побуждает многих евреев к сопротивлению, укрепляя их дух, “делает евреев евреями”(Жан-Поль Сартр), защищает от ассимиляции. “Люблю антисемитов, задарма дающих мне бесплатные уроки”, — говорил Борис Слуцкий.

“Антисемитизм ужасен, но в то же время он служит спасению миллионов евреев от ассимиляции, — пишет рабби Меир Кахане (The Voice of Judea, Dec - Jan 2000). — Если бы не было ненависти к евреям со стороны неевреев, сколько бы еще евреев мы потеряли”. “Антисемиты создают евреев” (Жан-Поль Сартр,  (“Антисемиты и евреи”).

А нам, евреям, повезло.
Не прячась под фальшивым флагом,
На нас без маски лезло зло.
Оно не притворялось благом.
Борис Слуцкий

Антисемитизм усиливается всякий раз, когда Исраэль отступает от Торы и Творец “скрывает свое лицо”. “И сказал Г-сподь Моше: Вот ты уходишь к отцам твоим, и станет народ сей блудно ходить за богами чужого народа той земли, в среду которой он войдет, и оставит он Меня, и нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится Мой гнев на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою Лицо Мое от них” (Дварим, 31:16–17).

Борьба Яакова с Эсавом продолжается уже более 37 веков, “когда один встает, другой падает”(Раши). “(Однако) никогда ни одному народу и государству преследование евреев не пошло на пользу, не сошло с рук, — пишет Юрий Финкельштейн (“Загадка Симона Петлюры, или Парадокс антисемитизма”), — потому, что само преследование евреев губительно для любого народа. Оно растлевает душу, подрывает экономику, выхолащивает науку и культуру. Антисемитизм — это признак гниения и предвестник гибели” (выделено мной  — С. Д.). За 500 лет до него это было очевидно турецкому султану Боязету, принявшему изгнанных в 1492 году из Испании евреев.  Он говорил: “Вы считаете Фердинанда (короля Испании – С. Д.) умным королем?  Ведь он разорил свою страну и обогатил нашу.” Антисемитизм это дарованная нам Творцом защита от ассимиляции.  Однако это не служит оправданием действий антисемитов, утверждающих, что “во всём виноваты евреи, (ибо) это их Б-г сотворил нас всех” (Станислав Ежи Лец).  Им, как и каждому человеку, предоставлена Б-гом свобода между “добром” и “злом”, и они обязаны отвечать за свой выбор. “Мойте руки, пообщавшись с антисемитом, — рекомендует Леонид Радзиховский (“Еврейское слово”, N 20, 2004 г.) — а еще лучше - не подавайте им руки”.

Вскоре после изгнания евреев из Геттингенского университета (Германия, 1934 г.) там побывал новый министр образования. На устроенном в его честь банкете он спросил сидевшего рядом великого математика немца Давида Гильберта (1862–1943): “Как дела с математикой в Геттингене после того, как мы освободили ее от влияния евреев?” “С математикой в Геттингене? — пререспросил Гильберт. — Да ее просто больше нет” (Сonstance Reid “Hilbert”. Springer-Verlag, NY, 1970).

Религиозный антисемитизм принес нам изгнание, инквизицию, гетто и погромы, расовый антисемитизм — Катастрофу ХХ века. Евреи потеряли 6 миллионов своих братьев и сестер, народы Европы за малым исключением “праведников мира”, — свою человечность. Сегодняшний антисемитизм в форме антисионизма сопровождается стремительной исламизацией Европы. Что принесет он миру? Гибель Европы, приход Машиаха? Верю: приход Машиаха!

Вряд ли антисемитизм исчезнет, если все евреи соберутся в Израиле, ибо зависть и порожденная ею злоба и ненависть сохранятся.  Но с приходом Машиаха антисемитизм безусловно исчезнет, ибо тогда все народы будут жить в согласии с Торой.

(Продолжение следует)

Количество обращений к статье - 3254
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com