Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
15 – 21 апреля 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

15 апреля

1910 - Гроссмейстер Мигель (Мендель Гедальевич) Найдорф, которому сегодня исполнилось бы 100 лет, родился в Польше, жил в Аргентине, а умер в Испании. Трижды он занимал призовые места на шахматных Олимпиадах в составе сборной Польши. В 1939-м на проходившей в Буэнос-Айресе Олимпиаде поляки выступили наиболее успешно, заняв второе место, но именно этот турнир стоит особняком среди шахматных олимпиад. И не только потому, что в нем впервые приняли участие легендарные Капабланка и Алехин, выступавшие соответственно за Кубу и Францию. Радость победы была омрачена вторжением Германии в Польшу и началом Второй мировой войны. Возвращение на родину Найдорфу, как еврею, было заказано, и Аргентина стала его второй родиной, гражданство которой он принял в 1944 году. Вся его семья — жена, ребенок, мать с отцом и четверо братьев — погибли в концлагерях. Шахматная карьера Найдорфа была блестящей: 52 победы в турнирах, возглавляемая им сборная Аргентины на шахматных Олимпиадах трижды становилась второй (уступая лишь сборной СССР) и один раз третьей, участие в турнирах претендентов на шахматную корону, его имя носит популярный вариант в сицилианской защите. Соперники были его друзьями и никогда не становились врагами, а остроумные комментарии обозревателя Найдорфа жаждали получить все редакторы шахматных колонок газет и журналов. Честью для себя считали сразиться с Найдорфом за шахматной доской куда более знаменитые, чем он сам, люди: среди его партнеров были Фидель Кастро, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Хуан Перон, Че Гевара. Кстати, во времена Батисты Мигель Найдорф давал сеанс одновременной игры на Кубе. Его противниками были президент и члены правительственного кабинета. Сеансеру намекнули, что никто из таких людей проигрывать не любит. «Президенту, так и быть, ничью, - согласился Мигель после переговоров, - а министрам - вы уж меня извините...» И еще. В 1946 году в Сан-Паулу   Найдорф сделал, казалось бы, невозможное: он провел сеанс "вслепую" против 45 шахматистов. Правда, после этого сеанса он месяц пролежал в больнице со спазмом сосудов головного мозга. А вообще, Найдорф был человеком веселым и общительным. Если журналисты и зрители обступали кого-то тесным кольцом и неожиданно раздавался безудержный смех, можно было не сомневаться: там, в середине, Найдорф. Одно время существовала шутка: женщины играют в шахматы хуже мужчин только потому, что не могут выдержать пятичасового молчания за доской. Однако Найдорф опроверг это на одном из турниров в Варшаве: после каждого сделанного хода он вскакивал со стула и, гуляя по сцене, непременно отыскивал собеседника. Привычка осталась у него на всю жизнь и подчас доставляла немало беспокойства судейской коллегии. Умер выдающийся шахматист 6 июля 1997 года в испанском городе Малага.

16 апреля

1945 – Израильский прозаик, поэт, журналист, художник и боксер Ефим Гаммер родился в Оренбурге, на Урале. Жил в Риге. Окончил Латвийский госуниверситет, отделение журналистики. Работал в газетах «Латвийский моряк», Рига, Латвия; «Ленские зори», Киренск, Восточная Сибирь, Россия. В Израиле - с 1978 года. Работает на радио РЭКА - шеф-редактор и ведущий авторского литературного радиожурнала «Вечерний калейдоскоп». В 2005 году включен в лонг-лист литературной премии имени Ивана Бунина; лауреат литературной премии «Золотое перо Руси» в номинации «Проза»; 2003 год — лауреат литературно-журналистского конкурса, учрежденного к 300-летию Санкт-Петербурга, в номинации «Зарубежные СМИ, выходящие на русском языке». Гаммер - обладатель восьми Гран-при и десяти медалей международных выставок во Франции, организованных международным центром искусств «Артс-Интер» — Ницца, Арль, Лион, Дижон, Виши, лауреат международных конкурсов художников в США, Европе, Австралии. Участник многих международных конкурсов-выставок карикатуры в Габрово, Хайфе, Загребе и других городах мира. Ефим Гаммер - автор десяти книг стихов и прозы. Публикации в израильских, французских, американских, российских литературных журналах, альманахах, сборниках: «Литературный Иерусалим», «День и ночь», «Побережье», «Настоящее время», «Новый журнал», «Встречи», «Стрелец», «120 поэтов русскоязычного Израиля», «Алия», «Бабий яр», «Алеф», «Лехаим», «Семь сорок», «Чаян», «Литературный Иерусалим улыбается», «Год поэзии Израиль 2006»; в Интернете в международных сетевых изданиях России, США, Бельгии, Украины: «Сетевая словесность», «Топос», «Военная литература — Милитера», «Мы здесь», «Детки-74», «Еврейский мир», «День», «Еврейский обозреватель». В 1998 году, после 18-летнего перерыва Ефим Гаммер, бывший победитель первенств Латвии, Прибалтики и Израиля по боксу, в возрасте 53 лет вернулся на израильский ринг и по сей день — а ему как раз сегодня исполняется 65 лет — бессменный чемпион Иерусалима.

17 апреля

1933 - Писатель, прозаик и историк литературы, сатирик и актер (снялся в роли писателя в американском фильме «У времени в плену») Юрий Дружников (настоящее имя – Юрий Израйлевич Альперович) родился в Москве, в семье художника. Оканчивая среднюю школу, был лишен серебряной медали за «недооценку роли тов. Сталина в гражданской войне» и не принят ни в один московский вуз (1951). Два года учился в Латвийском университете. Здесь увлекся сценой и некоторое время служил актером в Рижском русском драмтеатре. Осенью 1953 года вернулся в Москву. В студенческие годы подрабатывал на хлеб фотографией, журналистикой, стажировался в архиве, где в его обязанности входило разыскивать документы о трудовом стаже для получения пенсий реабилитированным из советских концлагерей. Окончил историко-филологический факультет Московского госпединститута» (1955). Два года преподавал русскую литературу в Казахстане, был завучем в школе рабочей молодежи, затем в Москве заведовал отделом науки в «Московском комсомольце», много писал, но книги его редко печатали. В 1971 году был принят в Союз писателей, в 1977-м - изгнан оттуда за распространение самиздата, публикации рассказов на Западе и письма в защиту арестованных. Об этом – в его воспоминаниях «Я родился в очереди» и «Исключение писателя № 8552», изданных во многих странах. Пятнадцать лет (1976-1991) пребывал в Советском Союзе в «черных списках». Известность Дружникову принесла книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», тайно написанная в Москве (1980-84), а затем ставшая достоянием самизадата. В этой сенсационной книге Юрий Дружников впервые доказал, что юный герой донес на отца не из преданности коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына сообщить органам. Сам Павлик Морозов не мог разбираться в ленинских идеях, ибо был умственно отсталым ребенком. Сам Дружников вспоминал об этом времени так: «Само собой, тогда невозможно было продумать последовательность шагов, но в те десять лет между небом и землей кое-что получилось. В Москве подпольный театр ДК (Дружников — Крамаров), для которого я написал пьесу «Кто последний? Я за вами» и в котором мы играли вдвоем с Савелием, этим отказником советского кино. Мое заявление того времени (из текста комедии): «Прошу перевести меня из внутренней эмиграции во внешнюю». Литературная мастерская для писателей андеграунда. Попытка создать для них независимый Союз писателей и частное издательство «Золотой петушок». Опубликованные на Западе открытые письма. Наконец, скандал с публичной выставкой «Десять лет изъятия писателя из советской литературы» и шумная пресс-конференция для иностранных журналистов. Конечно, то были комариные укусы в толстую кожу бегемота, но, как всякое диссидентство, важно, ибо молчание смерти подобно. Именно в этом контексте в качестве комментария к строкам стихотворения Набокова: «Бывают ночи: только лягу — В Россию поплывает кровать» — родилось стихотворение «Кровать «Желание»» (парадигма к Теннеси Уильямсу):

Только лягу - и вижу чудо:
Из России плывет кровать...
Но звонок - и пришли паскуды.
На Лубянку везут опять.


Советские власти вели себя в точности, как чеченские террористы: они торговались с Конгрессом США о выкупе. В сентябре 1987 года восемьдесят три американских конгрессмена подписали письмо Горбачеву с требованием выпустить данного писателя. Один из них, Джерри Сикорски, прилетел в Москву и встретился с советским президентом. На следующее утро начальник ОВИРа позвонил мне домой и предложил визы. Уезжали мы с женой и сыном, окруженные кольцом топтунов...». С 1989 года Юрий Дружников – профессор Калифорнийского университета. С тех пор его книги, переведенные на четырнадцать языков, печатаются в разных странах. За роман «Ангелы на кончике иглы» (о московских журналистах, о подавлении «Московской весны» после «Пражской») автор был награжден премией имени Достоевского Союза польских писателей. Роман включен ЮНЕСКО в список лучших современных переводных произведений мировой литературы. Дружников был одним из крупнейших американских славистов, преподавал русскую литературу в Калифорнийском университете, занимал пост вице-президента американской секции Международного ПЕН-клуба «Писатели в изгнании». Скончался 14 мая 2008 года в университетском городе Дейвис (штат Калифорния, США).

18 апреля

1930 - Натан Эйдельман, писатель, историк, литературовед, которому сегодня исполнилось бы 80 лет, родился в Москве в семье журналиста. Впрочем, об этом он вполне определенно и четко рассказал в своем знаменитом письме Виктору Астафьеву: «Эйдельман  Натан  Яковлевич, историк,  литератор (член СП), 1930  года рождения,  еврей, москвич; отец в 1910-м исключен из гимназии за пощечину учителю-черносотенцу, затем - журналист (писал  о театре), участник Первой мировой  и Отечественной  войн, в 1950-55-м  сидел в лагере; мать - учительница, сам же автор письма окончил МГУ, работал много лет в музеях, в школе; специалист по русской истории XVIII-XIX веков (Павел I, Пушкин, декабристы, Герцен)». Кстати, основная часть скандального  успеха этой переписки 1986 года выпала  на  долю Астафьева: именно его ответ Эйдельману потряс читателей. Резко и прямо, с неожиданной  откровенностью и с еще  более неожиданной  грубостью, были высказаны в нем шовинистические взгляды  автора и традиционно черносотенные обвинения в адрес евреев. А Эйдельман... В 1952 году он окончил исторический факультет МГУ, преподавал в вечерней школе, был научным сотрудником Московского областного краеведческого музея в Истре, а в конце 1980-х гг. работал в Институте истории АН СССР; участвовал в подготовке издания памятников русской Вольной печати, выступал со статьями в научных сборниках. Печататься Натан Эйдельман начал в 1960 году, тогда и стал формироваться интерес историка и писателя к общественным и культурным движениям России XVIII-XIX веков. В 1963 году была опубликована его первая книга «Герценовский «Колокол», затем  под псевдонимом Н. Натанов свет увидела более ранняя работа "Путешествие в страну летописей" (1965). Произведения Н.Эйдельмана отличали строгая документальность и -  одновременно - увлекательность фабулы. В научных монографиях он широко использовал архивные документы, в том числе впервые вводимые им в научный обиход. Среди исторических произведений Эйдельмана наиболеее известны повести, посвященные декабристам: "Лунин" (1970), "Апостол Сергей. Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле" (1975), "Большой Жанно. Повесть об И.Пущине" (1982), "Первый декабрист" (1990), а также "Пушкин и декабристы" (1979), "Твой девятнадцатый век" (1980), "Грань веков" (1982), "Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта" (1984), "Быть может, за хребтом Кавказа..." (опубл. в 1990). Его произведения сочетали документальность, глубину и нестандартность историко-философского осмысления фактов с литературной занимательностью, психологической яркостью и особенным интересом к нравственной проблематике. Книги Н.Эйдельмана сразу стали заметным явлением культурной жизни 1960-1980-х гг., предметом многочисленных дискуссий, в том числе с участием самого автора. Сердце Натана Эйдельмана остановилось 30 ноября 1989 года в тесном отсеке реанимационной палаты на Каширском шоссе, куда его под большим нажимом жены и друзей почти насильно уложили накануне, не зная еще всех размеров надвигающийся беды. Поражает, как много успел Натан Яковлевич, прожив короткую, трудную, но, безусловно, счастливую жизнь.

19 апреля

1979 – В Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в семье «звездной пары» известных американских актеров Голди Хоун и Курта Рассела родилась будущая актриса Кейт Хадсон. «У нас в семье была очень либеральная атмосфера, - вспоминает Кейт. - Папа с мамой мне никогда ничего не запрещали. Они только советовали». И это несмотря на то, что Курт вовсе не был родным отцом Кейт и ее старшего брата Оливера. К тому же, в семье воспитывался сын Курта от первого брака. Кого не хватало до полного комплекта – так это совместного ребенка Голди и Курта. И он появился, пополнив «мужскую команду». Кейт росла среди этой мужской компании и совершенно не удивительно, что она обожала рок-музыку. Поэтому-то сценарий «Почти знамениты» произвел на нее такой эффект. Фильм был о рок-группе и ее фанатках! Стоит ли говорить, что Кейт тут же представила себя в роли исполнительницы главной роли рок – фанатки Пенни Лейн? Не долго думая, она записалась на кастинг. Увы, на эту роль Кейт не утвердили, и ей пришлось согласиться на роль второго плана, в тайне мечтая все-таки о главной. И судьба дала ей этот шанс: актриса, назначенная на роль Пенни, не смогла принять участие в съемках, и Кейт с удовольствием сыграла роль, о которой так мечтала! И получила за нее «Золотой глобус», стала знаменита - без «почти». Дальше – больше. Однажды друзья-музыканты, с которыми она подружилась на съемках, привели ее на концерт рок-группы Blak Grower и познакомили с лидером группы Крисом Робинсоном. Это была любовь с первого взгляда. Молитвы «солнышка», как зовут ее в Голливуде, были услышаны. Любовь оказалась настолько взаимной, что Крис и Кейт перестали разлучаться даже на минуту. Новая роль Кейт в картине «Модная мамочка» привела ее…к материнству: у Криса и Кейт родился первенец, названный Райдером Расселом. Юная мать поделилась с журналистами планами на будущее и своими взглядами на семейные отношения: «Моя мама и Курт Рассел официально не женаты. Мы - колоритная группа сводных братьев и сестер, и я не знаю семьи с более тесными связями». Кейт признается, что рождение ребенка изменило всю ее жизнь, но ей понравилось быть мамой. "Появляется ответственность и ты сразу взрослеешь, - говорит она. - Десяток детей мы с мужем, конечно не хотим, но три или четыре - это будет отлично". Мать актрисы, Голди Хоун, также довольна дочерью. «Мне очень нравится в Кейт то, что ей удалось не только сделать хорошую карьеру и даже получить «Золотой глобус», но и создать прекрасную семью». Кстати, мама Кейт Хадсон, знаменитая Голди Хоун, родилась в семье еврейских иммигрантов из Венгрии – Макса Штейнхофа и Фанни Вайс. Сегодня и Голди, и ее дочь Кейт живут по законам иудаизма, соблюдают все еврейские праздники и посты, хотя, как утверждают вездесущие журналисты, всей семьей встречают и каждый Новый год.

20 апреля

1897 – В Варшаве, в хорошо известной семье клезмеров с музыкальной фамилией Мелодиста родился будущий композитор, пианист, легенда польской (и не только польской) музыки Ежи Петербургский. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, поэтому неудивительно, что он поступил в Варшавскую консерваторию. Проучившись в ней несколько лет, он переехал в Вену и продолжил учебу там, в консерватории, которая считалась в те годы одной из лучших в мире. Его первый композиторский дебют состоялся в Вене в 1920 году. Он прошел весьма удачно, на пороге начала маячить слава большого автора классических музыкальных произведений. Омрачало Ежи только отсутствие денег и почти полное нежелание тех, от которых это зависело, платить ему за исполнение своих произведений. Но, как выяснилось, хорошо платили за произведения легкого жанра, хотя сочинить хорошую песню так же непросто, как и симфонию. И Ежи стал сочинять, чтобы заработать. Первые же его песенки, написанные еще в Вене, принесли ему популярность и деньги. В 1921 году он покинул Вену и вернулся в Варшаву. Там, в родном городе, его песни были нарасхват, как горячие пирожки. В 1926 г. Ежи Петербургский вместе с Артуром (Генриком) Гольдом создал свой первый оркестр, который специализировался только на «легком» репертуаре. Тогда же появились мгновенно ставшие шлягерами танцевальных клубов «Juz nigde – Уже никогда», «Ja sie boje sama spac – Я боюсь спать сама», «Ostatnia Niedziela – Последнее воскресенье». Эта последняя песня, но уже с русским текстом и под названием «Утомленное солнце», стала самой популярной песней советских черноморских пляжей предвоенных лет. За любовь к ней в те годы можно было даже «схватить срок». Интересно, что знаменитый кинорежиссер Михаил Калик, ныне живущий в Израиле, в своем автобиографическом фильме «И возвращается ветер...» именно этими мелодиями Ежи Петербургского, причем, в оригинальном польском исполнении, «украсил» показываемую им довоенную жизнь своей семьи. В начале 30-х новое достижение мирового кинопроизводства - звук - пришло и в Польшу. Конечно же, это событие не могло обойтись без музыки Ежи Петербургского. Одна за другой выходят кинокартины, наполненные музыкой популярного в стране композитора. Увы, эта идиллия, как и во многих других жизнях больших и талантливых людей, закончилась для Ежи Петербургского 1 сентября 1939 г. Началась Вторая мировая война. Кто не знает сегодня этой песни: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих»? Шлягер военных лет до сих пор трогает сердца своим простым, пронзительным текстом. Он появился в апреле 1940 года, когда коллектив «Голубой джаз», которым руководили Генрих Гольц и Ежи Петербургский, давал серию концертов в Москве. В перерыве к Петербургскому подошел поэт и драматург Яков Моисеевич Галицкий и предложил написать песню, которая начиналась словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…». На следующий день в саду «Эрмитаж» ее спел Станислав Ландау. Уже тогда, после первого исполнения, песня стала популярна, ее включили в свой репертуар Лидия Русланова, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. Однако по-настоящему народной она стала после того, как ее спела Клавдия Шульженко. Правда, текст «Синего платочка», который она исполнила 12 апреля 1942 года для военных железнодорожников, существенно отличался от «мирного» варианта, придуманного Яковом Галицким. Время было другое, оно требовало иных, актуальных для фронта слов. После войны Е. Петербургский уехал из Польши, с 1949 по 1967 годы жил в Аргентине и работал капельмейстером в Teatro El Nacional в Буэнос-Айресе. В 1967 году он вернулся на родину, женился, в 1969 году родился сын Ежи Петербургский (младший), ставший впоследствии тележурналистом и композитором и защитивший дипломную работу о творчестве своего отца. Ежи Петербургский умер 7 октября 1979 года в любимой им Варшаве. Но и после его смерти Польша не забыла своего кумира. Несколько лет назад там был выпущен комплект из шести компакт-дисков «Gala Piosenki Polskiej», в котором записано несколько наиболее популярных танго Петербургского (в этом комплекте - большое количество некогда популярных в СССР польских, да и не только польских, песен).

21 апреля

1913 – Еврейский писатель Бузи Миллер (Бер Срулевич Мейлер) родился в местечке Копай на Украине. Был учеником, а затем рабочим на одной из фабрик Харькова. В 1936 году окончил Московский педагогический институт имени Бубнова и был направлен на Дальний Восток, в Биробиджан. С тех пор вся его жизнь была  связана с еврейской автономией на Дальнем Востоке. Первый сборник новелл, названный "Смены заступают", издан (естественно, на идиш) в 1931 году. Спустя три года вышел второй сборник рассказов - "Под радугой". В 1948 году отдельной книгой издана повесть "Биробиджан". Потом вышли в свет "Земля родная", "Ясность", "На полном ходу", "Каждому поколению - свое", "Пока жив человек". В год 50-летия ЕАО, которой Бузи Миллер отдал более полувека собственной жизни, вышел сборник его стихов "Светлый источник". Его стихи на русский язык переводили поэты Михаил Асламов, Людмила Миланич, Роальд Добровенский, Нина Филипкина, Виктор Соломатов и автор этих строк. Миллер - автор нескольких пьес: "Он из Биробиджана", "С неба ничего не падает»", "Дыхание моей любимой", "33 богатыря" и других. Кстати, пьеса «Эр из фун Биробиджан» фигурировала в уголовном деле «космополита» и «буржуазного националиста» Миллера, поскольку в ней он «имел наглость» рассказать о том, как группа биробиджанской молодежи, отправившаяся на краевой смотр художественной амодеятельности, запела в вагоне поезда песню на идиш. За эту песню на идиш, а также за создание "преступной  группы, деятельность которой направлена против национальной политики КПСС и Советского правительства" в июле 1949 года редактор «Биробиджанер штерн» Миллер был приговорен к 10 годам лишения свободы. Вместе с ним, вслед за ним по разным адресам архипелага ГУЛАГ отправились его «подельники» - поэтесса Люба Вассерман, писатели Гешл Рабинков, Нохем Фридман, Исроэл Эмиот, актер Биробиджанского ГОСЕТа Файвиш Аронес, сотрудник областного радио Бер Слуцкий. П/я 215-206 – таким был адрес лагеря в Чумском районе Иркутской области, где отбывал наказание Бузи Миллер. Отбывал, вкалывая на лесоповале и в каменоломне. Кстати, совсем недавно питерский писатель Александр Мелихов издал роман «Красный Сион» (на обложке книги имя автора обозначено как Александр Мейлахс). В этом многослойном, сложно построенном произведении, помимо прозы Мейлахса-Мелихова, использованы тексты ... да-да, Бузи Миллера, биробиджанского писателя, выведенного под именем Мейлеха Терлецкого. Умер Бузи Миллер в Биробиджане 25 января 1988 года, и сегодня в этом городе есть улица его имени и памятная доска в его честь - на доме, где он жил.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2889
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com