Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
5 – 11 авг. 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

5 августа

1890 - Скульптор, график, теоретик искусства Наум Габо (настоящие имя и фамилия - Наум Абрамович Певзнер) родился 120 лет назад в Брянске в семье инженера. Окончив в 1910 году гимназию в Курске, поехал в Германию, где первоначально изучал естественные и технические дисциплины (в Берлине и Мюнхене). Побывав в 1913-1914 годах в Париже, под влиянием кубизма решил стать художником. В середине 1910-х годов, живя в Копенгагене, а затем в Осло, создал первые конструктивистские скульптуры, подписывая их псевдонимом «Габо». В 1917 году приехал вместе с братом в Москву; вдвоем они опубликовали «Реалистический манифест» (1920), где призвали художников не пассивно отображать, а, отрешившись от прошлого, активно перестраивать жизнь. Символическая фигурность его пластики (серия «Сконструированные головы», с 1916) последовательно сменяется чистыми абстракциями, контрастно комбинирующими разные материалы. С 1922 года Габо жил в Берлине (куда выехал для участия в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димен); наезжал в Голландию, где примкнул к движению «Де Стейл». В 1932–1935 гг. жил в Париже, с 1935 года - в Лондоне. Там же Габо женился на англичанке Мириам Израэльс. В 1937 году - один из издателей журнала Circle: International Survey of Constructive Arts. С 1946 г. жил в США, в 1952 году принял американское гражданство. Международное признание получил в 1950-60-е годы: был избран членом Американской академии искусств и словесности (1965), почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), почетным рыцарем Ордена Британской империи (1971). Наум Габо отстаивал принципы свободной игры форм, все дальше уходя от раннего социального утопизма в чистую эстетику. Наряду с музейно-выставочными объектами (представленными в крупнейших музеях современного искусства в Западной Европе и США) создал много композиций, синтетически дополняющих и развивающих архитектуру: конструкции и рельефы для Музея искусств в Балтиморе (1950–1951), Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), универмага «Бейенкорф» в Роттердаме (1956–1957), Национальной галереи Берлина (1973) и др. В 1962 году приезжал в Москву и Ленинград для встречи с теми из братьев, кто остался в России. Умер Габо в Уотербери (штат Коннектикут, США) 23 августа 1977 года.

6 августа

1930 – Отмечающий сегодня свое 80-летие американский дирижёр, скрипач и композитор Лорин Маазель родился в еврейской семье в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен (некоторые источники называют датой его рождения 6 марта). Он учился музыке частным образом в Лос-Анджелесе и Питтсбурге, с ранних лет занимался дирижированием (некоторое время ― под руководством Владимира Бакалейникова). Уже в девять лет он выступил как дирижёр на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в одиннадцать - заслужил одобрение Артуро Тосканини после своего выступления с симфоническим оркестром NBC. В 1945 году дебютировал как скрипач в Питтсбурге, играл партию первой скрипки в Питтсбургском квартете Изящных искусств. Параллельно изучал математику, философию и иностранные языки. В 1948 стал скрипачом Питтсбургского симфонического оркестра, вскоре также помощником главного дирижёра. С 1953 года выступает как дирижёр, гастролирует по всему миру. В 1960 впервые выступил в Лондоне с симфоническим оркестром BBC, заслужив восторженные отзывы критики за исполнение произведений Малера, и в тот же год стал первым американским дирижёром, участвовавшим в Байрёйтском фестивале (руководил постановкой «Лоэнгрина»). В 1962 году состоялся дебют Маазеля в Метрополитен-опера («Дон Жуан» Моцарта), через год с большим успехом он гастролировал в СССР и Японии. Среди заметных событий с участием Маазеля в музыкальной жизни Европы последующих лет ― постановка «Евгения Онегина» в Риме (1965). С 1965 по 1971 г.г. Маазель ― художественный руководитель Немецкой оперы в Западном Берлине, до 1975 ― главный дирижёр Симфонического оркестра Берлинского радио. В опере Маазель дирижировал, в основном, классическим репертуаром, но также осуществил постановки нескольких современных спектаклей, в том числе «Улисс» Даллапикколы. После сезона 1971-1972, проведённого Маазелем с лондонским оркестром «Новая филармония», он возглавил Кливлендский симфонический оркестр, расширил его репертуар, дал несколько американских премьер новых европейских сочинений. В 1978 он в первый раз выступает в театре «Ковент-Гарден» с оперой Верди «Луиза Миллер», через год делает её запись. В 1977-1982 годах Маазель ― главный дирижёр Французского национального оркестра. В 1982 г. Лорин Маазель становится первым американцем, которому доверено руководить оркестром Венской государственной оперы, однако он остаётся на этом посту лишь два года, после чего возвращается в США в качестве музыкального консультанта Питтсбургского симфонического оркестра. Покинув Питтсбург в 1996, Маазель обратился к композиции: несколько его сочинений для виолончели были исполнены Мстиславом Ростроповичем, для флейты ― Жан-Пьером Рампалем. В 1997 под управлением Маазеля состоялась премьера оратории Кшиштофа Пендерецкого «Семь врат Иерусалима». С 1993 по 2002 он руководил Симфоническим оркестром Баварского радио, а с 2002 ― Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 2004 Маазель возглавил молодёжный симфонический оркестр имени Артуро Тосканини, с которым выступил на первом Международном фестивале симфонических оркестров в Москве. Маазель ― один из крупнейших дирижёров современности, выступающий с ведущими современными оркестрами и оперными театрами. Им сделано более 350 записей, среди которых ― все симфонии Бетховена, Малера, Рахманинова, Сибелиуса, Чайковского, а также большинство опер Пуччини, «Фиделио» Бетховена, «Дитя и волшебство» Равеля и другие оперы. Исполнение Маазеля сочетает в себе экспрессивность и философскую глубину, отличается свободой дирижёрской техники, разнообразием и рельефностью динамики, отточенным чувством формы. Обладая выдающейся памятью, он не только дирижирует, но и репетирует наизусть.

7 августа

1960 – Сегодня популярному американскому актеру Дэвиду Вильяму Духовны исполняется 50. Родом он из Нью-Йорка, а родители его – из мест, далеко друг от друга расположенных: мама, Маргарет - эмигрантка из Шотландии, а отец, Абрам Духовны, - выходец из Лемберга (Львова), публицист, автор нескольких книг. Семья, в которой росли трое детей (Лаура, на шесть лет моложе Дэвида, и его брат Дэниэл, на четыре года старше) была малообеспеченной: заработки школьной учительницы и публициста, печатавшегося раз в месяц-два, были явно недостаточны для нормального существования. Мальчик рос замкнутым и малообщительным ребенком, однако благодаря незаурядному уму он всё же сумел получить стипендию, позволившую ему бесплатно учиться в одной из самых престижных и дорогих школ города Большого яблока. По результатам экзаменов Дэвид Духовны проявил отличные способности и получил возможность поступить в любой из лучших университетов страны: в Гарвард, Принстон или Йель - на выбор. Дэвид выбрал Принстонский университет. Там он получил степень бакалавра по педагогике. По окончании университета Дэвид продолжил обучение, поступив в аспирантуру Йельского университета, где изучал классическую английскую литературу, стал носить очки и готовить диссертацию "Магия и технология в современной поэзии и прозе". В течение всего времени обучения Дэвид вынужден был подрабатывать – он доставлял продукты в мелкие лавки, работал сторожем, барменом. А дальше… Однажды, благодаря своей симпатичной внешности, он получил возможность сняться в рекламе пива. Наверное, это и было первым шагом к актерской карьере. Именно тогда Дэвид Духовны понял, что, покрутившись полчаса перед камерой, можно не простаивать ночи напролет за стойкой бара в течение месяца, обслуживая посетителей. И вскоре Дэвид принял важное для себя решение: он прервал работу над докторской диссертацией и стал брать уроки сценического мастерства. После первых же опытов на театральных подмостках он почти сразу попал в Голливуд. В 1988 году актёр дебютировал в фильме Майка Николса "Деловая женщина". Затем у Дэвида было много эпизодов, крошечных ролей, ролей побольше... Примерно через год режиссёр Дэвид Линч оценил вкус Духовны к эксцентрике и пригласил его на роль агента-трансвестита Денизы-Денниса Брайсона в культовом телесериале "Твин Пикс". В этом качестве Духовны необычайно понравился режиссеру-эротоману Залману Кингу, который увидел в нём идеального покинутого любовника для фильма "Дневники красной туфельки", а потом пригласил сниматься в одноимённом сериале в роли рассказчика. "Я был там единственным, кто не раздевался, - вспоминает Духовны. - Как дурак, который не смог закадрить на вечеринке ни одной девушки и в одиночестве топает домой". На одном из кинофестивалей работы Дэвида привлекли внимание Рэнди Стоуна, продюсера студии «20th Century Fox», который и порекомендовал его Крису Картеру, создателю "Секретных материалов", на роль специального агента ФБР Фокса Малдера. При первой встрече Дэвид не произвел впечатления на Криса Картера, его внешность показалась режиссеру слишком стандартной, но после первых проб Крис решил, что камера просто влюблена в актера. Дэвид получил эту роль, и она сделала его звездой мирового масштаба. За эту роль десять лет назад Духовны получил Golden Globe («Золотой глобус») как лучший драматический актер. Первая и пока единственная женитьба Дэвида случилась в мае 1997 года, когда актеру было 37 лет. Он страстно влюбился в актрису Теа Леоне (известную как исполнительницу главной роли в фильме "Голая правда"). Сейчас семья проживает в каньоне Малибу в Лос-Анджелесе, в большом доме на берегу океана. У них двое детей (дочь Мадлен 1999 года рождения и сын Кайд 2002 года рождения). Дэвид занимается йогой, бегает трусцой и предпочитает вегетарианскую пищу. Пишет стихи, но не любит читать их вслух, слушает The Rolling Stones, the Black Crowes, Sly and the Family Stone, Seventies Funk и диско-музыку. Увлекается чтением, бейсболом, плаванием.

8 августа

1929 - Советский и российский лингвист, правозащитница, публицист, в 1989-1996 годах председатель Московской Хельсинкской группы Лариса Богораз родилась в Харькове в семье репрессированного экономиста Иосифа Ароновича Богораза (девичья фамилия мамы – Брухман). В 1950 году окончила филологический факультет Харьковского университета. До 1961 года работала преподавателем русского языка в школах Калужской области, а затем - Москвы. В 1961-1964 годах училась в аспирантуре сектора математической и структурной лингвистики Института русского языка АН СССР. В 1964-1965 годах преподавала общую лингвистику на филфаке Новосибирского университета. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию. В феврале 1966 года совместно с Марией Розановой вела стенограмму судебного заседания по делу Синявского и Даниэля. Впоследствии эти записи легли в основу «Белой книги по делу А.Синявского и Ю.Даниэля». Лариса Богораз дважды была замужем. Первый муж – Юлий Даниэль, второй – Анатолий Марченко. Умерла Лариса Иосифовна в Москве 6 апреля 2004 года. О себе она однажды написала так: «Я чистокровная еврейка, моя мать - Брухман, отец – Богораз. Родители родились и выросли в еврейской местечковой среде, но никакой связи ни с еврейской культурой, ни с еврейскими особенностями характера (как они мне представляются) я у них не вижу. Не знаю, как это у них получилось. Еврейскую речь дома я впервые услышала во время войны, когда к маме пришел в гости эвакуированный еврей-западник (т.е. с Западной Украины). Он произносил грустные монологи, в которых я улавливала только тональность; мне помнится, что и мама не все понимала - во всяком случае, отвечала ему по-русски». А об Израиле, о национальной самоидентификации Лариса Богораз говорила с болью: «Сомневаюсь, чтобы духовной Родиной для меня мог стать Израиль, - для этого я должна была бы переродиться. Мне остается крайне грустное чувство: я — человек без Родины, без нации, без своей среды. Где бы я ни была - мне остается "непонимаемой быть встречным". Думаю, что это не только моя судьба. То же, мне кажется, относится и к большей части русской (здесь это только географическое определение) интеллигенции, если не считать тех, кто верит в свое мессианство. Но я не хотела бы такой судьбы для своих детей и внуков. Я хотела бы, чтобы они знали свою национальность по крови и по духу - и признаваемы были ею, этой национальностью, своими, а не попрошайками Христа ради».

9 августа

1945 – Живущий в Ришон ле-Ционе физик-теоретик и лирик-практик Константин Кикоин родился в Твери. Отец – Абрам Константинович Кикоин (1914-1999), физик-экспериментатор, профессор, автор учебника «Физика-9», бывшего стандартным учебником для средней школы в СССР в течение 25 лет, а также автор известного вузовского курса «Молекулярная физика» (обе книги – совместно с братом, академиком Исааком Константиновичем Кикоиным). Мать – Екатерина Ивановна Сосенкова (1920-2003), окончила Ленинградский университет, по профессии филолог, после рождения детей оставила работу. Константин Кикоин окончил физический факультет Уральского государственного университета (Свердловск) в 1967 г. и аспирантуру при Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова в Москве в 1971 г. Доктор физико-математических наук К. Кикоин работал в ИАЭ им. Курчатова в течение 25 лет. Автор свыше 150 научных работ, двух монографий, статей в Физическом энциклопедическом словаре. С 1991 года – заместитель главного редактора «Журнала экспериментальной и теоретической физики». В 1997 году репатриировался в Израиль, работал в университете им. Бен-Гуриона в Беэр-Шеве, в настоящее время – профессор Тель-Авивского университета. С 2001 года принимает участие в составлении выпусков серии «Русское еврейство в зарубежье», «Краткой Еврейской энциклопедии» и «Энциклопедии восточноевропейского еврейства» (YIVO Institute for Jewish Research, New York). Публиковал эссе на историко-биографические темы в еженедельнике «Вести-Окна» и в различных электронных изданиях – в том числе и в «МЗ». Стихи сочиняет со студенческих лет. Победитель Всеизраильского литературного конкурса в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга (2003). Выпустил сборник стихов «Другой глобус» (Иерусалим, «Филобиблон», 2007). «Детали картины» - вторая книга Кикоина, вышедшая в том же издательстве. С 65-летием Вас, Константин!

10 августа

1940 - Сегодня Вениамину Смехову, талантливому российскому актеру – 70. Он родился в Москве, в школьные годы занимался в драматическом кружке. После десятилетки поступил в театральное училище им. Щукина, по окончании которого с 1961 года работал в Куйбышевском драмтеатре, а в 1965 году перешел в труппу Театра на Таганке. «Отец мечтал, чтобы я ушел в науку или какое-то еще подобное занятие, скажем, педагогическое, - вспоминает Смехов. - Но бес меня попутал, и я сбежал в театр. Это было то время, когда по пять, шесть, семь лет не поступали в театральные вузы люди с еврейскими или даже кавказскими лицами и фамилиями. И я попал как раз в счастливый момент, если говорить о счастье. Это была оттепель. Сразу после ХХ съезда. И поступил сразу в два театральных вуза. Во МХАТ и в Вахтанговское. Вот с этого надо исчислять счастливое время. Я нечаянно стал актером, и вот это все вместе, что было, и как меня вышибли оттуда, как хорошо себя чувствовал от этого, и как переборол себя, и как я своей жизнью процитировал Бориса Леонидовича Пастернака - "с кем протекли его боренья". Я поборолся с самим собой и, слава Богу, выжил, и доказал себе, что я могу жить не рутинной жизнью. Вот с этого всё началось». Кстати, об отце актера, мечтавшем об иной карьере для сына. Борис Моисеевич Смехов - экономист, профессор, у которого учились многие известные экономические «прорабы перестройки» - Абалкин, Аганбегян, Гайдар, Явлинский, Нечаев, Уринсон. Вениамин как-то сказал об отце: «Время его было тяжелое, его так и не угораздило стать академиком, и он остался ученым и педагогом. Вот это мой отец. И очень литературный человек. Видимо, я поднабрался и актерства, и любви к русскому слову из-за какой-то удивительной его изначальной литературности». Жизнь у Вениамина Смехова складывалась так, что он, разочаровавшись в себе, хотел уйти из актеров в литературу. Но тут появился театр на Таганке. Появился Юрий Петрович Любимов, и Смехов оказался пригоден, а через какое-то время пригодился, как и многие его товарищи по Таганке, к многостаночничеству. «То-есть, - по словам Смехова, - я и режиссурой занимался у Любимова, и литературой, и писал какие-то тексты. В том числе - три пьесы. Занимался композицией. Во всех отношениях это была счастливая, оседлая жизнь. Но я не терял вот этой тоски по дорогам и по кочевью. И любые гастроли оказывались мне в радость». Среди удачных театральных работ Смехова можно назвать роли в спектаклях "Послушайте!", "Мастер и Маргарита", "Гамлет", "Ревизская сказка". В кино Вениамин Смехов начал сниматься с 1968 года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища", а известность он приобрел после главной роли в телефильме "Смок и Малыш", снятом по рассказам Джека Лондона. Но слава пришла к актеру после фильма Г. Юнгвальд-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетера", в котором Вениамин сыграл Атоса. Хотя в последующие годы Смехов снимался не слишком часто - из киноработ можно упомянуть "Ловушку для одинокого мужчины" и "Ключ", - он с успехом выступал в иных ипостасях: по собственной пьесе "Али-Баба и сорок разбойников" написал сценарий музыкального телефильма, обретшего немалую популярность, опубликовал ряд художественных и публицистических книг - "Служенье муз не терпит суеты", "Таганка. Записки заключенного", "Живой и только". С начала 1990-х годов Вениамин Смехов также ставил драматические и оперные спектакли в Москве, Таллине, Ташкенте, в Израиле, США, Чехии. В последнее время он преподает актерское мастерство в университетах США. А любимовский Театр драмы и комедии остается вечной болью и любовью Вениамина Борисовича: «После мамы и папы следующим номером у меня всегда шла Таганка. Она меня вспоила, вскормила, отравила, осчастливила и совершенно незаслуженно наградила всем, о чем только может мечтать актер».

11 августа

1879 – Еврейский писатель Цодик Долгопольский родился в г. Городок Витебской области в семье меламеда. В 14 лет поступил учеником в мастерскую по переработке кожи. Почти 10 лет трудился рабочим на щетинной фабрике в Невеле. В 1909 году экстерном сдал экзамены и получил диплом домашнего учителя. Работал в школах Беларуси. В 1918 году народным комиссариатом по образованию РСФСР был назначен инструктором по Витебской и Могилевской областям. В 1922- 1924 годах – директор детского дома в Витебске, в 1925 – литработник в редакции еврейской газеты “Октябрь” в Минске. По данным белорусского «Мемориала», был арестован 27 апреля 1938 года за «антисоветскую агитацию» и как член Бунда. Приговор – восемь лет лишения свободы. Срок отбывал в Казахстане, освободился в 1943 году. Жил на Урале, в Витебске, Ленинграде. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Был реабилитирован посмертно 5 августа 1993 года прокуратурой Минской области. Писал Цодик Львоич Долгопольский на идиш и русском. Первый рассказ опубликовал в 1917 году. На идиш вышли его “Провинциальные иконки” (сборник драм, Вильнюс, 1914), “Дедушкины проклятия” (комедия для детей, Москва, 1919), “Обратная сторона нового быта” (1928 г.), роман “У открытых ворот” (1926), сборники рассказов “Наоборот” (1928 г.), “На советской земле” (1931), сборник стихов “С пером в руке” (1932), повесть “Агитпоезд” (1933), роман “Шелк”(1933), “Новеллы” (1936), пьесы “Борьба машин” (1930), “До последнего” (1931), “Колхозная печать” (1933). На русском языке вышли повести “Это было давно” (Москва, 1950), “На берегах Сылвы” (1955), “На рассвете” (1957), книга повестей и рассказов “Пять лепестков” (1959). На белорусский язык были переведены и опубликованы роман Долгопольского “У открытых ворот” (1931) и повесть “Агитпоезд” (1936). Умер Цодик Львович Долгопольский 16 июля 1959 года.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2039
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com