Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
9 – 15 мая 2008

9 мая

 

1866 - Еврейский поэт и публицист Давид Эдельштадт - один из общепризнанных классиков пролетарской поэзии на идиш (наряду с анархистами Й.Бовшовером и М.Розенфельдом и социалистом М.Винчевским). Он родился в Калуге, начал писать стихи по-русски уже в возрасте 9 лет, к 12 годам некоторые из них были опубликованы в местных газетах. Позднее уехал из Калуги в Киев. Там он был близок к доктору Исааку Мандельштаму, известному палестинофилу (который помог ему поступить в университет, несмотря на процентную норму), и был принимаем в его доме. Однако, под впечатлением погрома в Киеве, Эдельштадт покинул Россию. По пути на Запад, в Лемберге (Львове) сблизился с группой "Ам олам", и в конце 1882 г. прибыл в Америку. Поселился в Цинциннати. Был сотрудником "Арбетер фрайнд"; одним из основателей "Вархайт" (1889) и "Фрайе арбетер штиме" (1890). Вместе с Романом Луисом организовывал анархистские группы в среде евреев-иммигрантов в США - "Пионеры свободы" (с 1886 года). Кроме стихов, писал политические памфлеты и скетчи. Его революционные песни на идиш пели еврейские рабочие спустя десятилетия после кончины автора. Популярность Эдельштадта в среде еврейских рабочих масс 1890-1900-х гг. была необычайно велика. Писал также прозу (посмертный сборник издан в Варшаве, 1896). В 1910 г. в Лондоне вышел сборник его сочинений (книгоиздательство группы "Арбетер фрайнд", с критическими примечаниями Моше Каца). В Буэнос-Айресе, в еврейской анархистской среде, с 1940-х гг. действовала издательская группа его имени. Умер Давид Эдельштадт 17 октября 1892 года в Денвере, штат Колорадо, в санатории для туберкулёзных больных. Ему было всего 26. В России, как автор стихов на русском языке, совершенно забыт. Некоторые его русские стихи включены в еврейские поэтические антологии, выходившие на Западе и ставшие библиографической редкостью.

10 мая

 

1937 – Известный российский адвокат и правозащитник Юрий Маркович Шмидт родился в Ленинграде. Его отец, Марк Левин, в 1929 году был арестован за участие в деятельности Социал-демократического молодёжного центра (одним из основателей которого он был) и приговорён к ссылке. Был сослан в Сибирь, где и познакомился со своей будущей супругой Натальей Шмидт. Был главным бухгалтером в «Воркутаугле» и «Печорстрое», и только в 1964 году ему разрешили прописку в Ленинграде, где он сблизился с участниками диссидентского движения. Мама Юрия во время блокады Ленинграда работала в военно-морской обсерватории, после войны — научным сотрудником, в 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, занималась исследованиями в области радиобиологии. А сам Юрий Шмидт окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (1960), работал стажёром, затем адвокатом в городской коллегии адвокатов. С конца 1980-х годов участвовал во многих уголовных процессах, имевших общественную значимость и политическую составляющую. В 1991 году создал Российский комитет адвокатов в защиту прав человека. После убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой Ю. Шмидт принял на себя обязанности представителя семьи погибшей в расследуемом уголовном деле. Летом 2003 года Юрий Шмидт в Пермском областном суде осуществлял защиту двух журналистов областной газеты, которых ФСБ обвиняла в разглашении государственной тайны в опубликованной ими статье. Дело закончилось полным оправданием журналистов. В 2004 году выступал представителем семьи депутата Государственной думы Сергея Юшенкова на процессе над его убийцами. Суд присяжных согласился с доводами Юрия Шмидта. В апреле 2004 года Юрий Маркович стал защитником бывшего главы НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского, считал его дело политическим. Подверг резкой критике обвинительный приговор своему подзащитному, заявив, что «оправдание Ходорковского и Лебедева могло бы стать победой Правосудия. Как бы это подняло престиж России в мире, если бы суд устоял, не поддался!.. А осуждение Ходорковского — временная победа и краткий миг торжества кучки людей, имеющих личную заинтересованность в его устранении из бизнеса и политики». В октябре 2005 года в Адвокатскую палату Санкт-Петербурга поступило представление из Федеральной регистрационной службы о лишении Шмидта адвокатского статуса. По утверждению прокуратуры, защитники Ходорковского и Лебедева «вступили в сговор с целью срыва процесса». 10 ноября 2005 года квалификационная комиссия Адвокатской палаты Санкт-Петербурга отказалась лишить Шмидта адвокатского статуса, не усмотрев в его действиях даже малейших нарушений профессиональных норм этики.

11 мая

 

1928 – Отмечающий сегодня свое 80-летие израильский художник Яков Агам (настоящие имя и фамилия Яков Гипштейн) родился в Ришон ле-Ционе, Израиль, в семье раввина, выходца из России. В юные годы получил Яша традиционное еврейское религиозное образование. Затем учился в Школе искусств «Бецалель» в Иерусалиме (1947–1948), занимался в художественных училищах Цюриха (1949–1951) и Парижа (1951). Яков Агам основал экспериментальный театр (1959–62), в котором одновременно происходят действия на четырех сценах, находящихся в зрительном зале. Им созданы объекты, в которых определены соотношения между звуком и светом (1962–67), а также скульптуры (1966–67). В 1963 году на Бьеннале в Сан-Паулу (выставке, происходящей раз в два года) ему была присуждена первая Международная премия за исследования в области искусства. Исходная идея работ Агама может быть определена как стремление выйти за пределы ограничения произведений искусства в пространственных рамках, ввести в них категорию времени. Обосновавшись с начала 60-х годов в Париже, Агам часто наезжал на родину. Увлеченный каббалистической символикой Творения, он отверг «пассивность» современного искусства ради более активного, в идеале – мистически-одухотворенного диалога со зрителем. В более ранних своих работах, близких оп-арту, динамику Агам обеспечивал визуальными иллюзиями на плоскости (такова в большинстве своем серия «Метаморфозы», написанная маслом по алюминию; «Двойная метаморфоза», 1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк; и др.) либо рельефными эффектами (например, «Видение» - «метаполиморфическая» картина-рельеф, 1965–1966, галерея Мальборо, Нью-Йорк). Позднее художник все чаще вводил в свои «пластические темы» (названные им так по аналогии с темами музыкальными) остроумные трюки, рассчитанные на ручное, механическое или программно-компьютерное сотрудничество зрителя. Ставший в 1960–1970-е годы наиболее авторитетным мастером израильского арт-авангарда, Агам исполнил целый ряд престижных государственных и муниципальных заказов. Среди них – кинетическая композиция «Тысяча ворот» в саду президентского дворца в Иерусалиме (1972) и огромный музыкальный фонтан в парижском квартале Дефанс (1975). Агам также спроектировал художественно-кинетическое произведение «Лестница Яакова» для оформления фойе в здании «Биньяней ха-ума» в Иерусалиме. В 1973 году ретроспективная выставка творчества Якова Агама демонстрировалась в музеях Амстердама, Дюссельдорфа, Лос-Анджелеса и Тель-Авива. В 1986 году на площади Дизенгоф в Тель-Авиве по проекту Якова Агама, разработанному в 1973 году, была установлена кинетическая скульптура-фонтан со светомузыкой. Скульптура, по мнению Агама, знаменует единство искусства, науки и техники. То же сочетание «основных элементов мира» (воды, огня и металла — колонны и шестиконечные звёзды, венчающие их) Агам использовал в символической конструкции, посвященной Катастрофе европейского еврейства (установлена в 1987 г.) близ Стены плача в Иерусалиме. Обращение к оптической и кинетической скульптуре Яков Агам объясняет идеей иудаизма и его постоянного развития.

12 мая

 

1924 - Один из выдающихся российских историков, видный специалист по методологии и теории истории Арон Яковлевич Гуревич родился в Москве, в 1946 году окончил исторический факультет МГУ. В 1962 получил степень доктора исторических наук. Гуревич — автор ряда фундаментальных для российской исторической науки трудов, в их числе: «Категории средневековой культуры», «История и сага», «Древние германцы», «Викинги», «Исторический синтез и школа 'Анналов'»; переводчик и публикатор исландских саг. Авторитет Арона Яковлевича в научном мире был неоспорим. Замечательный ученый был ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории Российской Академии наук, членом ряда иностранных академий и научных организаций, в том числе Королевского общества историков Великобритании, профессором МГУ и РГГУ, а также ряда европейских университетов, членом редколлегий ведущих научных журналов. Даже полностью ослепший, тяжело больной, Арон Яковлевич продолжал писать блестящие, живые книги, которыми зачитывались ничуть не меньше, чем работами Льва Николаевича Гумилева. Гуревича боготворили студенты – он был одаренным лектором, учителем от Бога. Скончался Арон Яковлевич Гуревич 5 августа 2006 года.              

13 мая

 

1886 – Выдающийся скрипач и композитор Иосиф (Юзель) Юльевич Ахрон родился в городке Лоздзее Сувалкской губернии (тогда Россия, ныне Лаздияй, Литва). Отец, Юлий Ахрон, занимался коммерцией, но интересовался больше наукой и искусством: он был самоучкой в математике, медицине, архитектуре и др. Сам же изучил игру на скрипке и элементарную теорию музыки. Впоследствии был корректором в газете "Гамелиц", выходившей на иврите в Петербурге. Мать (девичья фамилия Мараш) в молодости обладала приятным голосом, у нее был хороший слух, но музыкой она не занималась. Родители придерживались еврейских традиций, но одновременно стремились дать детям, Иосифу и Исидору, и хорошее общее образование. Иосиф рано проявил свои музыкальные способности. Отец стал его первым учителем и удивлялся одаренности мальчика, который все схватывал на лету. Когда Иосифу исполнилось четыре года, семья перебралась в Варшаву. Его определили к замечательным учителям Михаловичу и Луто. Кстати, учеником Луто был и создатель Израильского филармонического оркестра Бронислав Губерман (он был старше Иосифа на четыре года). Исследовательница жизни и творчества Ахрона Шуламит Шалит писала: «Не знаю, был ли он в детстве вундеркиндом, но в Британском музее хранится неопубликованный оригинал его "Колыбельной", написанной в семилетнем возрасте. Это его первая скрипичная композиция. А вот что рассказывает он сам: "Не помню точно, что я играл при первом выступлении в Варшаве 8-ми лет. Не то 7-й концерт Берио, не то 22-й Виотти". С тех пор он выступал на сцене как солист и стал любимцем публики, так что когда двенадцатилетним (1898) Иосиф предстал перед профессором Леопольдом Ауэром, проблема была не в том, примут ли его, понравится ли он – это был хоть и юный, но довольно уверенный в себе скрипач. Проблема была, как "зацепиться" за Петербург. В конце концов, семье все же удалось получить право на жительство, и Иосиф вместе с Мишей Эльманом и Ефремом (Эфраимом) Цимбалистом приступил к занятиям у великого педагога Ауэра, а параллельно изучал гармонию в композиторском классе А.Лядова. В тринадцать лет – первые большие гастроли: Киев, Одесса, Лодзь, Гродно, Петербург. Здесь он выступал в Императорском дворце, где за свое выступление получил в подарок от императрицы Марии Федоровны (1847-1928) золотые часы. Более десятка композиций он сочинил ещё в годы ученичества, среди них и концерт для скрипки, и еврейскую вариацию на "Камаринскую", в которой использовал напев, слышанный, по его словам, в детстве в синагоге литовского города Мариамполь – на родине его отца. Сразу по окончании учёбы Ахрон отправился в Германию (1904-1907), выступал как солист с Лейпцигским оркестром под управлением Артура Никиша. Но, поселившись в Берлине, он вдруг понял, что должен писать сам. И упорно трудится три года подряд. Известное издательство Циммермана публикует его вещи. Он и сам понимает, что многое из сочинённого им это пока что дань модному салонному музицированию, но те, кто занимается изучением творчества Ахрона, отмечают, что уже и в этих вещах обнаруживается его подлинный талант, то свойственное ему изящество стиля, которое привлечёт к его музыке Яшу Хейфеца, композитора А.Шёнберга, композитора и дирижёра О.Клемперера, дирижёра С. Кусевицкого. Шуламит Шалит пишет, что в 1907 году Иосиф Агрон возвращается в Россию. Как скрипач, он пользовался успехом и, наверное, заслуженно, но нам не дано, к сожалению, услыхать его игру. В это же время в нём пробуждается интерес к еврейскому фольклору, и он присоединяется к Обществу еврейской народной музыки, в которое входили Мильнер, Гнесин, братья Крейн, Розовский, Веприк и, разумеется, Энгель. В 1911 году он пишет свою "Еврейскую мелодию", ставшую настолько знаменитой, что многие знают ее на слух, не помня имени композитора. Буквально по всему свету разнесла эту мелодию скрипка "короля скрипачей" Яши Хейфеца, одноклассника и приятеля юных лет... Ахрон был лауреатом малой золотой медали консерватории и премии Михайловского дворца. В 1908–1918 гг. был связан с деятелями Общества еврейской народной музыки, писал музыку для спектаклей Еврейского камерного театра Петрограда (1919–1921). В 1913-1922 годах вёл классы скрипки и камерного ансамбля в Харькове и Петрограде. В 1922–24 гг. жил в Берлине, в 1924 г. посетил Эрец-Исраэль, после чего поселился в США (1925), где занимался концертной, педагогической и композиторской деятельностью. Значительное место в творчестве Иосифа Ахрона занимали сочинения с еврейскими мотивами. Среди них - симфонические вариации и соната на мотив еврейской народной песни в Эрец Исраэль «Эль ивне hа-Галиль» («Б-г построит Галилею», 1915), «Киддуш hа-Шем» (1928), «Голем» для виолончели, трубы, валторны и фортепиано (1931), «Голем» - сюита для камерного оркестра (1932), «Вечернее субботнее б-гослужение» (1932), Концерт для фортепьяно (1941). Скончался Иосиф Ахрон 29 апреля 1943 года от уремии, похоронен на еврейском кладбище в Голливуде - Hollywood Beth Olаm Cemetery.

14 мая

 

1884 – В Тбилиси родился Самуил Самосуд – выдающийся оперный дирижер, народный артист СССР (звание было присвоено в 1937 году). Самосуд был дирижером Мариинского театра, главным дирижером и художественным руководителем Ленинградского Малого оперного театра, возглавлял Большой театр СССР, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Музыкант большого таланта и эрудиции, неиссякаемой энергии и темперамента, он по праву считается создателем современного российского оперного театра. Основал и возглавил симфонический оркестр Московской филармонии и оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Плодотворным было его содружество с Мейерхольдом, Эйзенштейном и Евреиновым. Нередко его приглашал для бесед "главный ценитель оперы" Сталин. Самосуд уважал его и, естественно, боялся. В Большом до сих пор вспоминают, как однажды Самуил Абрамович дирижировал оперным спектаклем, на котором присутствовало все правительство. В антракте его вызвал к себе в ложу Сталин. Не успел дирижер войти, как Сталин без лишних слов заявил ему: - Товарищ Самосуд, что-то сегодня у вас спектакль... без бемолей! Самуил Абрамович онемел, растерялся - может, это шутка?! Но нет, члены Политбюро, все присутствовавшие в ложе, серьезно кивали головами, поддакивая вождю: - Да-да, обратите внимание - без бемолей... Хотя были среди вождей и такие, как Молотов, например, - наверняка понимавшие, что выглядят при этом идиотами... Самосуд ответил только: - Хорошо, товарищ Сталин, спасибо за замечание, мы обязательно обратим внимание. Кстати, Самосуд был лучшим, по мнению Д.Д.Шостаковича, интерпретатором оперы “Леди Макбет Мценского уезда”. Умер Самуил Самосуд 6 ноября 1964 года в Москве.

15 мая

 

1862 - Австрийский писатель Артур Шницлер родился в обеспеченной еврейской семье известного венского врача-ларинголога, в 1879-1884 годах учился на врача в Венском университете, с 1886 года в течение семи лет занимался частной медицинской практикой, но затем полностью переключился на литературу и театр. Интересовался психоаналитической теорией З. Фрейда, сионистским учением Т. Герцля, был хорошо знаком с обоими авторами. C 1890 года входил в авангардный литературный кружок "Молодая Вена", с 1923 года - президент австрийского ПЕН-Клуба. В 1930 году дочь писателя покончила с собой, что ускорило и его смерть. Артур Шницлер был крупнейшим представителем венского импрессионизма, его проза и особенно драматургия приобрели широкую известность, были на протяжении ХХ века многократно экранизированы, заново переделывались для современной сцены (такие переделки принадлежат, в частности, Т. Стоппарду, В. Швабу). В России пьесы Шницлера ставили В. Мейерхольд и А. Таиров. Германский нацизм резко не принимал творчество Шницлера, его книги, наряду с многими другими, были подвергнуты в 1933 году публичному сожжению. Среди его произведений на еврейскую тему - социально-критическая драма об антисемитизме "Профессор Бернарди" (1912, экранизирована в 1962 и 1964 годах), а также - "Путь на волю (1908, роман о европейском еврействе, экранизирован в 1983 году). Умер Артур Шницлер 21 октября 1931 года в родной Вене.

Количество обращений к статье - 2986
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com