Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
Что за фасадом?
Виктор Болотников, Штраубинг, Германия

Немного истории

Бытует утверждение, что революцию планируют
люди с пламенными сердцами, реализуют люди
с трезвым умом, а плодами пользуются люди
с грязными руками...

В 1950 году горсточкой евреев – всего 15 тысяч человек, оставшихся от шестисоттысячной довоенной еврейской общины Германии – образован Центральный совет евреев Германии (ЦСЕГ). В основном, это были «немецкие» евреи. Именно они возродили еврейские общины и смогли успешно наладить взаимодействие с руководством Германии и отдельных земель. Благодаря этому были получены деньги за перенесённые страдания (концлагеря, эмиграция) и возвращена сохранившаяся еврейская собственность.

По мере налаживания жизни в стране возрос поток иммигрантов, в том числе и евреев из сопредельных стран – в основном, из Польши. Численность общин возросла и этот процесс привёл к тому, что доминировать в общинах стали иммигранты. В конце шестидесятых – начале семидесятых они перехватили руководство в общинах у значительно уменьшившихся в числе «немецких» евреев. Учтя опыт прихода к руководству, были созданы условия, чтобы смена стала практически невозможной. Формирование Центрального совета и его совещательных органов (палата представителей, директориум и президиум) сосредоточила в своих руках небольшая группа. Узким кругом лиц формируется и руководство Земельных союзов, демократические выборы в них подменены инкорпорацией в руководство «нужных» представителей. Причём, псевдодемократические органы (как палата представителей) не обладают никаким влиянием на принятие решений. Необходимо отметить, что на тот момент общины были, в основном, финансово независимы, члены общин были людьми состоявшимися и руководители общин наладили с представителями городских и земельных органов управления взаимовыгодное сотрудничество.

Со временем это налаженное сотрудничество и политический вес ЦСЕГ стали омрачать два обстоятельства: 1) численность общин начала неуклонно уменьшаться (в том числе за-за браков с неевреями – к этому мы ещё вернёмся); 2) большинство руководителей, принадлежавших к поколению переживших Холокост, старели и настало время их неминуемого ухода со сцены.

И тут руководству ЦСЕГ несказанно повезло: распался СССР и часть евреев из стран СНГ и Балтии пополнила общины. Сначала они устремились в ГДР, открывшую им двери, а после объединения Германии – и в её западную часть. Руководство ЦСЕГ не преминуло воспользоваться ситуацией и приложило руку к упорядочению процесса приёма еврейских иммигрантов, взяв их интеграцию в свои руки, получив для этого материальные средства и превратив, таким образом, этот процесс в свой бизнес. При ознакомлении с положением, создавшимся в результате массовой иммиграции евреев СНГ, создаётся впечатление, что главное при заключении соглашений правительств с Земельными советами и ЦСЕГ – негласная договорённость: мы выделяем бесконтрольно расходуемые деньги, а вы демонстрируете благодарность стране за радостное настоящее и светлое будущее еврейства Германии.

Менее чем за 15 лет в Германию по статусу контингентных беженцев прибыло свыше двухсот тысяч человек, в том числе около ста тысяч евреев по Галахе. Значительная часть из них (но менее семидесяти тысяч) пополнила ряды членов изрядно поредевших общин (к 1989 году численность общин составляла менее 28 тысяч человек, а к 2007 году численность местных евреев сократилась до 6363 человек). Таким образом, одна из проблем временно потеряла актуальность.


Урок немецкого для новых иммигрантов в одной из еврейских общин

Решение второй проблемы представляло значительную сложность: ведь поколение руководителей, не нуждавшихся в экономической поддержке общин, начало менять поколение «профессиональных евреев». Это не означало, что руководить нами пришли знатоки еврейской жизни и традиций, направляющие свои усилия на сохранение и поддержание еврейской жизни в Германии. Напротив, это не всегда образованные люди, зачастую весьма далёкие от еврейства и еврейских интересов, весь «профессионализм» которых направлен на извлечение доходов из еврейских общин и обеспечение своего безбедного существования за их счёт. Поэтому «намечающиеся изменения в руководстве ЦСЕГ…» знаменуют переход управления из рук евреев-идеалистов, для которых участие в работе в общинах, Земельных и Центральном советах – вопрос престижа, в руки «профи-евреев», для которых это участие – вопрос личного благосостояния. Можно сказать, что поколение Холокоста уходит со сцены, а на замену приходит поколение беспринципное, охваченное жаждой наживы на Холокосте и, соответственно, на общинах. Общины выведены из-под всякого контроля, управление ими осуществляется не для сохранения и развития еврейской жизни, а только для бесконтрольного использования бюджета и сокрытия уже совершённых преступлений. Мало того, происходит передача управления еврейских общин в руки неевреев (об этом ниже).

Чтобы убедиться в этом, необходимо внимательно приглядеться как к общинной жизни Германии, так и к деятельности ЦСЕГ. Начнём с экономики.

Несколько слов об экономике

В небольшом городке умер многолетний председатель еврейской общины.
На заседании правления секретарь общины произносит речь:

- Да, мои дорогие! Если сегодня здесь, в этом зале, мы вешаем портрет покойника,
то выполняем обязанность, которая обременяла нас уже
давно. Этот человек ещё при жизни заслуживал, чтобы висеть в том
месте, где разворачивал свою деятельность…


После приезда иммигрантов из СНГ (и в связи с ним) на поддержание и развитие еврейской жизни в общину Германии ежегодно поступает 60-70 миллионов евро. То есть на каждого контингентного беженца и «местного» еврея государство „отпускает“ не менее 250 евро, а если считать только членов общин, то эта сумма приближается к 1000. Причём речь идёт только о «надводной части айсберга». Как и в случае с айсбергом, подводная часть значительно больше надводной, но эта часть тщательно скрывается и разглашению не подлежит. Поэтому возможно рассмотреть только её «надводную» часть.

Руководство ЦСЕГ не упускает случая подчеркнуть: «ЦСЕГ добился от федерального и земельных правительств того, чтобы стихийная иммиграция советских евреев в Германию была поставлена на долгосрочную правовую основу…». Отпускаемые государством ежегодно деньги наглядно демонстрируют, что подоплёка усилий ЦСЕГ была отнюдь не бескорыстной. Особенно если принять во внимание, что христианские конфессии получают от государства 918 миллионов евро на число членов в 1000 раз больше.

Деньги, получаемые общинами, зачастую секретом не являются, а вот использование их общинами – чаще всего великая тайна. Потому что только небольшая часть (около трети выделяемых сумм), идёт непосредственно на поддержание в порядке общинной недвижимости и необходимых мероприятий, демонстрирующих расцвет еврейской жизни в Германии. Около половины бюджета общин расходуется на зарплату, львиная доля которой оседает в карманах нескольких «профи-евреев» (зарплата остальных составляет крохи). Оставшиеся средства расходуется бесконтрольно и зачастую «испаряются» неизвестно куда. Эдакий дополнительный маленький гешефт небольшой группы «профессионалов».

Малейшая попытка сократить выделяемые немецкими властями суммы немедленно пресекается ЦСЕГ. Взрыв негодования вызвала робкая попытка убавить суммы, выделяемые на интеграцию контингентных беженцев: «Нам без этих денег нет жизни!».

Действительно, в связи с тем, что эти деньги несколько труднее «приватизировать», «профи-евреи» расходуют их бережно. Значительная часть жизни общин именно этими средствами поддерживается: проводятся мероприятия, обучаются люди – и всё это записывается как выдающееся достижение руководства общин. Одновременно это даёт возможность руководству общин поступающие от государства по другим статьям средства «экономить» и «приходовать» в свой карман. Кроме того, это позволяет дополнительно содержать штатных работников при общине. Причем подбираются люди по принципу личной преданности руководству и беспрекословному послушанию. При том, что получают они мизерную зарплату.

Отдельного упоминания заслуживают победные реляции по поводу строительства новых общественных и культовых зданий в еврейских общинах, а также проведение масштабных рекламных мероприятий, свидетельствующих о расцвете еврейской жизни. Они никого не должны обманывать: во-первых, стройки и мероприятия проводятся на дополнительно выделенные государством деньги; а во-вторых, содержание всех этих сооружений впоследствии тяжким бременем ложатся на бюджеты общин, усиливая их зависимость от субсидий государства (собственные средства общин составляют не более 5% их бюджета). Не говоря уже о том, что у этого «костерка» можно неплохо «погреть руки». Особенно потому, что тем, кто финансирует и общины, и земельные объединения, и ЦСЕГ, не приходит в голову поинтересоваться, в чьих карманах оседают щедро отпускаемые государством средства.

Но финансы – только одна из сторон, на которых держится община. Гораздо важнее другая сторона, за которую на общины и ЦСЕГ сыплется манна государственного содержания: религиозная и национальная составляющие еврейской жизни. Обратим свой взор на эту сторону.

Как в общинах с духовностью?

«А мы живём в мертвящей пустоте, -
Попробуй надави – так брызнет гноем...»
В.Высоцкий

Может на «профи» держится духовная жизнь общин? Может ЦСЕГ и руководство общин озабочены тем, чтобы члены общин, прежде оторванные от своих корней, знакомились с историей и традициями своего народа, придерживались еврейского образа жизни, соблюдали требования иудаизма? Ничего подобного! Руководство общин, Земельных и Центрального советов приспосабливают иудаизм «под себя», нарушая и извращая его требования. Мало того, как уже отмечалось выше, приходящее к власти поколение далеко не всегда грамотно, обладает недостаточно широкими кругозором и невысокой нравственностью. Скорее можно говорить о ханжестве, граничащем со святотатством. Поэтому грамотные, настаивающие на соблюдении традиций и канонов иудаизма, члены общин им не нужны.

Подобран широкий круг раввинов и канторов, откровенно обслуживающих интересы общинных «баронов», пренебрегающих законами иудаизма в угоду руководству и отнюдь не заинтересованных в проникновении в жизнь общин духа истинного иудаизма. Бейт-дин Германии (раввинский суд при ЦСЕГ), великолепно осведомлённый об этом, не только попустительствует происходящему, но и всячески защищает раввинов от упрёков паствы и закрывает глаза на то, что зачастую религиозно невежественные руководители общин «подмяли под себя» религию. В общинах процветает атмосфера безразличия к обучению молодого поколения, отсутствует заинтересованность как раввинов, так и руководства общин в привлечении молодежи к еврейству и иудаизму. А ведь деньги еврейская община Германии, в первую (и главную) очередь, получает как религиозная организация.

Помпезные здания синагог и общинных центров зачастую пусты или в них проводятся мероприятия, имеющие весьма отдалённое отношение к еврейской жизни. А вот свободно собираться евреям в помещениях общинных центров помимо нескольких официально утверждённых мероприятий правлениями запрещается.

Руководство всячески препятствует продвижению образованных и состоявшихся иммигрантов в управляющие структуры ЦСЕГ и общин. За тот же период времени в Израиле такие же выходцы из СНГ настолько освоились, что стали мэрами и вице-мэрами городов, депутатами Кнессета и министрами. Неужели руководить государством значительно легче, чем такой сложной структурой, как еврейская община? Тем более, что, как заметил видный еврейский историк Вольфсон, для задач еврейской общины в Германии интеллектуально не дорос ни один президент ЦСЕГ, ни Бубис, ни, тем более, Кноблох. Крамер с Фридманом хорошо говорят по-немецки, но не всегда изрекают самое умное. Они переоценивают себя. Грамотным и состоявшимся иммигрантам не составило бы труда быть представленными в руководстве ЦСЕГ. Но эта псевдодемократическая структура поражена непотизмом и кумовством. Декларируется, что в круг руководящих и принимающих решения, как в Земельных, так и Центральном советах, избираются лица, якобы избранные общинами или входящие в руководство общин. На самом деле, в руководство просто кооптируются «нужные» люди. Демократические процедуры соблюдаются (и то не всегда) только при комплектации органов ЦСЕГ, занимающихся «говорильней», не несущих никакой ответственности и никого не контролирующие.

Мало того, при нехватке «проверенных» кадров предпочтение отдаётся не только лицам, недавно прошедшим гиюр или вернувшимся в лоно иудаизма из других конфессий, но и неевреям-иноверцам. Надо заметить, что среди старожилов достаточно широко распространены смешанные браки. Это не осуждение, а констатация факта. Не все дети в таких браках признаются ортодоксальным иудаизмом евреями. Среди таких детей получило распространение прохождение гиюра и возврат в иудаизм из христианства. Это не запрещено. Интересно другое: сразу или через непродолжительное время эти «прозелиты» занимают руководящие посты и «хлебные» кресла в еврейских общинах. Например, одна из дам, возвратившаяся в иудаизм из католичества, не только возглавила общину, но и вошла в руководство Центрального совета прогрессивных евреев. Особенно любопытна та лёгкость, с которой такие лица проходят гиюр. Прохождение гиюра рядовыми иммигрантами всячески затрудняется, препоны на этом пути почти непреодолимы. Но когда дело касается «своих», - признают гиюр друг друга (в отличие гиюров иммигрантов). Когда под рукой нет покладистого моэля для брит-милы в случае нееврейской мамы – не беда, можно выписать такого, например, из Швейцарии. Для облегчения процесса официально превращают ортодоксальные общины в либеральные, а где из-за протестов их членов это не удаётся, превращение осуществляется явочным порядком.

Создаётся впечатление, что сознательно отторгаются от общин и руководства в них состоявшиеся и образованные иммигранты: их труднее уговорить на сделку с совестью, чем какую-нибудь посредственность, люмпена, счастливого только от того, что допущен в клуб избранных. Посредственности, развращённые мелкими подачками, в массе своей обеспечивают незыблемость существующего порядка. Происходит негативная селекция: в представительные и управляющие структуры рекрутируются жадные, серые и хитро-бездарные. Ни о какой конкурентной борьбе речь даже идти не может. Для обеспечения представительства «нужных людей» в руководящих органах манипулируют численностью общин.

Этот процесс подробно объяснил Сирил Паркинсон: «Штаты постепенно заполняются людьми, которые глупее начальника, директора или председателя. Если он второго сорта, они будут третьего и позаботятся о том, чтобы их подчиненные были четвертого. Вскоре все станут соревноваться в глупости и притворяться еще глупее, чем они есть. Следующая (третья) стадия наступает, когда во всем учреждении, снизу доверху, не встретишь и капли разума. Это и будет коматозное состояние, о котором мы говорили в первом абзаце. Теперь учреждение можно смело считать практически мертвым».

Дабы избежать инакомыслия и критики, недовольных создавшимся положением, политикой ЦСЕГ и руководством общин из этих общин изгоняют. Примерам несть числа - Билефельд, Бохум, Эссен, Гамельн и др. В уставы общин вписывают параграфы об исключении из общины. Условия исключения прописаны предельно невнятно, допускают произвол. В иудаизме исключение из общины возможно было только за богохульство или переход в иную веру. Даже отбывающий срок в тюрьме должен оставаться евреем и членом общины. Разве исключённые ныне из общин перестают быть евреями? Разве все они, как на подбор, богохульники? Всё это делается для того, чтобы кучка евреев-дельцов, вовсе не религиозных, которые иногда вовсе и не евреи, могла спокойно, не боясь никакой ответственности, обжуливать всех евреев – и не согласных, и согласных, и послушно-молчащих.

Такая политика приводит к тому, что евреи Германии организуют корабли для прорыва израильской блокады сектора Газы, а правление общины анонсирует экскурсии по местам отдыха Гитлера.

О численности и составе общин

- Папа, а мы евреи?
- Нет, сынок.
- А скоро будем?
Отнюдь не анекдот

Радостно приветствовали ЦСЕГ и руководство общин прибывавших иммигрантов. Большой помощи прибывшие не получили, хотя спасли общины от вымирания. Со временем радость слегка поутихла: оказалось, что общины пополнила только треть прибывших, 60% из них – старше пятидесяти лет. За прошедшие почти два десятка лет численность местных евреев сократилась в четыре раза, а численность пополнивших общины иммигрантов сократилась на 20-25%. В то же время пополнения молодёжью почти нет – всего один человек на каждых двадцать выбывших.

И вот уже Ш. Крамер, генеральный секретарь ЦСЕГ, сокрушается, что жизни еврейской общины Германии осталось не более четверти века. Ещё недавно залы некоторых общин были переполнены, а ныне на шаббат и праздники не собирается миньян. В то время, когда христианские конфессии бьют тревогу по поводу падения прихожан на 1-2%, руководство еврейской общины Германии хладнокровно констатирует падение членства в разы.

Не смущаясь этим, ЦСЕГ постоянно напоминает, что он представляет двести тысяч иммигрантов и поэтому вправе распоряжаться всеми средствами, выделяемые на них правительством ФРГ. В этом вопросе помощь руководству общин и ЦСЕГ оказывает статистика, демонстрирующая чудеса: в некоторых общинах численность членов в несколько раз превышает численность проживающих в этой местности евреев. Это открывает широкое поле для манипуляции голосами «мёртвых душ» при комплектовании руководящих органов Земельных союзов и распределении средств, поступающих по договору с земельными правительствами. Комплектация ЦСЕГ тоже основана на этой «статистике».

Для сохранения власти в руках узкой группы «кормящихся» в общинах «профи», к управлению общинами, помимо прозелитов и вернувшихся в лоно иудаизма евреев, стали привлекать неевреев. В уставы общин вносятся пункты о праве неевреев и лиц, не исповедующих иудаизм, руководить собраниями еврейских религиозных общин и управлять ими.

Причем это делается с благословения ЦСЕГ и его Третейского и Административного суда, в который обращались возмущённые таким положением члены общин. Решением суда такие пункты уставов были признаны соответствующими религиозному и еврейскому характеру общин.

Благодаря таким решениям ортодоксальными общинами управляют лица, не считающиеся евреями, а собраниями таких общин руководят немцы-католики.

Не удивительно, что при отсутствии необходимого числа евреев, участие в религиозных церемониях принимают неевреи. Руководители общин не стесняются ставить вопрос об оплате за участие в молитвах. Недалеко то время, когда в молитвенном зале синагог во время молитвы будут сидеть вперемешку с несколькими евреями нанятые для этого действа христиане и мусульмане.

И всё - якобы для сохранения государственного финансирования еврейских религиозных общин, которое должно способствовать расцвету еврейской жизни в Германии. На самом деле такое финансирование необходимо самим «профи»: в уставы вносен пункт, что зарплата им выплачивается даже в случае сокращения количества членов общины до двадцати человек.

И такое сокращение численности общин не за горами: через лет пятнадцать-двадцать общины вернутся к тому положению, которое было в канун массовой иммиграции. Только теперь рассчитывать на ещё одну волну иммиграции не приходится.

Еврейская община Германии неуклонно и безостановочно движется к своему исчезновению - не только численному, но и национально-религиозному.

Коротко об авторе


Виктор Болотников родился в 1945 году в г. Ташкенте в еврейской семье. В 1948 году вместе с реэвакуировавшимися родителями переехал в Одессу, где ранее жили пять поколений предков. Там учился в школе, техникуме. После окончания техникума отправился в Узбекистан, где жил и трудился в г. Навои до 1989 года. В 1978 г. окончил Ташкентский политехнический институт - инженер-машиностроитель. Затем вернулся в Одессу. С 1996 года живет в Германии (г. Штраубинг). Член ортодоксальной еврейской общины. С 1998 года публикуется в «Заметках по еврейской истории», «Нашей газете». Учился в Открытом университете. Женат, двое сыновей. В «МЗ» выступает впервые.
Количество обращений к статье - 9444
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com