Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
16 – 22 мая 2008

16 мая

 

1908 – Ровно сто лет назад, в местечке Красное под Винницей, родился еврейский поэт Шике  (Иегошуа, Овсей) Дриз. Его отец почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Шике Дриза прошло в доме деда-лудильщика. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили острое словцо, веселую песню. По окончании начальной еврейской  школы Дриз отправился в Киев, поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно стал учиться в художественном училище, затем - в Киевском институте искусства. Вообще-то он мечтал стать скульптором, с детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант раскрылся в поэзии. Все его творчество пронизывают впечатления детства. В них, как из животворящего источника, черпал он язык, темы, картины, типы. После выхода в свет первых поэтических сборников «Лихтике вор» («Светлое бытие», 1930) и «Штоленер койех» («Стальная мощь», 1934), проникнутых романтикой созидания «нового общества», много лет не выступал в печати. В 1934 году  пошел добровольцем в Красную армию, в 1939-41 гг., находясь в городах западной Украины, присоединенной к СССР, много помогал бежавшим от нацистов евреям и пытался смягчить меры советских властей по ликвидации еврейской общинной жизни. Вторую мировую Шике Дриз прошел, как говорится, “от звонка до звонка”. До 1947 года он служил офицером в пограничных войсках, а демобилизовавшись, пытался войти в мирную жизнь. Этот период жизни Овсея Дриза совпал с непростым временем для еврейской литературы: убит в Минске Соломон Михоэлс, разгромлен в Москве Еврейский антифашистский комитет, там же закрыто издательство “Дер Эмес” (“Правда”). Но надо было как-то жить, и Овсей Дриз работал в Москве маляром, гранильщиком мрамора. “Я частенько встречал его, — вспоминал Михаил Матусовский, — в драной кепке, в пестрой одежде, словно нарочито размалеванной художником-авангардистом”. Третий сборник стихотворений Дриза «Ди фертэ струнэ» («Четвертая струна», М., 1969) составляют, главным образом, стихи для детей, которые к тому времени уже были изданы в переводе на русский в сборниках «Веселый пекарь» (1959), «Вершина лета» (1961), «Зеленые портные» (1963), «Дерево приехало» (1966), «Разноцветный мальчик» (1968) и др. Как поэт, пишущий для детей, Дриз проявил себя одним из ярчайших в литературе на идиш мастеров лапидарного и афористичного по языку сюжетного стихотворения, пронизанного чисто народным еврейским юмором. Тонкое знание душевного склада детей позволяло Дризу апеллировать к их воображению, раскрывать перед ними реальность фантазии и фантастичность реального мира, эстетичность активной деятельности, труда и действенность красоты. К счастью, признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу еще при жизни. С начала 60-х годов его книги на русском (в блестящих переводах с идиш) выходили миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни. 14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет Шике Дриза не стало.

17 мая

 

1939 – Израильская писательница, журналистка Шуламит Шалит родилась в Литве. Дед по матери - раввин Шимон Шалит. Дед по отцу - Григорий Фридберг - военный комиссар Днепропетровска, позднее театральный режиссер. По окончании Литинститута им. Горького в Москве работала журналистом, редактором, переводчиком, была корреспондентом по вопросам литературы, театра и кино в периодических изданиях Москвы, Вильнюса, Риги, Еревана. Опубликовала более 250 эссе и статей по литературе и искусству. Занималась лекционной работой, художественным и синхронным переводом. В Израиле - с 1980 года. Закончила двухгодичные курсы библиотекарей. С 1987 г. - заведующая отделом библиографии Центральной библиотеки Рамат-Гана. С 1989 года вела большую общественную работу среди новых репатриантов. Была избрана председателем Сионистского форума Рамат-Гана, организовала литературный клуб "Муза", театральную студию для детей, несколько художественных выставок. С июня 1991 года - автор и ведущая популярной программы "Литературные страницы" радиостанции "Рэка", в рамках которой ею представлены творческие и личные судьбы сотен писателей и поэтов, творивших на русском, иврите, идиш. Сделала более 200 литературно-музыкальных радионовелл-исследований, среди них: "Еврейские поэты средневековой Испании", "Романсеро на языке ладино", "Переписка Рахели Марголиной с Корнеем Чуковским", о неизвестной пьесе "Адмирал океана" Э.Казакевича, "Песни, восставшие из пепла" - о поэтах и композиторах, погибших в Катастрофе, о ленинградской школе ученых-востоковедов и семитологов - Льве Вильскере, Гите Глускиной, Иосифе Амусине, о забытых и малоизвестных авторах, о русско-еврейских литературных связях. Многие литературоведческие исследования и эссе опубликованы в русскоязычной прессе Израиля, России, США. Шуламит Шалит принадлежит огромная заслуга в открытии в Рамат-Гане Музея русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных. Многолетняя кропотливая работа Шуламит позволила атрибутировать многие полотна художников из коллекции Цетлиных (в том числе Н.Гончаровой, Л.Бакста, Б.Григорьева, Маревны - М.Воробьевой-Стебельской и других), а ее монография " С одним я народом скорблю...", опубликованная к открытию Музея, за короткий срок выдержала два издания и перепечатывалась в журналах и газетах на всех континентах мира. Новое, углубленное и богато иллюстрированное, исследование-эссе Шуламит Шалит  "Россия далекая, образ твой помню..." - о семье Цетлиных, их окружении, об истории коллекции и о создании Музея русского искусства в Израиле опубликовано в красочном каталоге, выпущенном к открытию 7 июня 2003 г. в московской Третьяковской галерее выставки "Коллекция Марии и Михаила Цетлиных". Это итог почти десятилетней творческой работы Шуламит Шалит, которую Л.И.Иовлева, первый заместитель генерального директора Третьяковской галереи, в своем введении к каталогу назвала "крупным специалистом по истории и расшифровке коллекции Цетлиных". Ш.Шалит является также автором и редактором сборников "Евреи в культуре русского Зарубежья" (составитель и издатель – Михаил Пархомовский). В 2005 году вышла книга Шуламит Шалит "На круги свои..." (Литературные страницы на еврейскую тему. Иерусалим, изд-во Филобиблон, ок.400 стр., 170 илл.), объединившая 22 очерка и эссе о выдающихся деятелях еврейской культуры (М.Готлиб, Б.Агадати, Й.Ахрон, Х.Ленский, Ш.-Й.Агнон, Д.Гофштейн, М.Кульбак) и о еврейской теме в творчестве представителей других культур (напр., Ханса Кристиана Андерсена). Книга вызвала большой интерес у самого широкого круга читателей.

18 мая

 

1886 - Будущий писатель, автор знаменитых романов "Победители недр", "Тайна двух океанов", "Изгнание владыки" Григорий Адамов (настоящие имя и фамилия – Григорий Борисович Гибс) родился в Херсоне. Он был седьмым ребёнком в семье деревообработчика. Мальчику не удалось окончить даже гимназию. Его исключили из предпоследнего класса: родители не смогли вовремя уплатить за учение. Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки в богатых домах. С 15 лет принимал участие в революционном движении, был в ссылке и в тюрьме, занимался журналистской деятельностью. После революции работал в Москве в Наркомпроде, затем в Госиздате, позже занялся литературным трудом - писал статьи и очерки. В качестве корреспондента газеты «За индустриализацию» много ездил по стране, интересовался успехами науки и техники. В 1934 году дебютировал как писатель-фантаст - в журнале «Знание - сила» был опубликован его первый научно-фантастический рассказ «Диего». Первый роман писателя - «Победители недр» - вышел в свет в 1937 году, в основу которого был положен его же рассказ «Завоеватели недр». Четыре человека в особом снаряде отправляются в недра земли с целью, чтобы народу служил новый неисчерпаемый источник энергии - подземная теплота. На глубине 14 километров ученые сооружают подземную электростанцию. Книга пользовалась большой популярностью, став несомненной удачей малоизвестного до того автора. В 1938 году появился новый роман писателя, на долю которого выпал еще больший успех, - «Тайна двух океанов». Книга посвящена плаванию через два океана подводной лодки «Пионер». В 1955-1956 гг. роман был экранизирован. В 1940 году Адамов совершил поездку по Арктике для подготовки своей новой книги. Отрывок из романа «Изгнание владыки» был опубликован в начале 1941 года, но разразившаяся Великая Отечественная война помешала публикации. Роман увидел свет только в 1946 году, уже после смерти Григория Адамова. Умер Григорий Адамов летом 1945 года.

19 мая

 

1964 – Главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар родился в Милане в семье раввина. В 1971 году пошёл учиться в еврейскую школу, по окончании которой, в 1978 году, решил продолжить религиозное образование в США. Там он поступил на учёбу в раввинский колледж в Нью-Джерси, а затем в центральную иешиву "Томхей Тмимим" в Нью-Йорке. В 1989 г. окончил иешиву. В конце 1987 г. впервые посетил СССР. Сразу по окончании иешивы в 1989 г. Б.Лазар женился. В настоящее время у раввина и его супруги Ханы одиннадцать детей. Летом 1989 г. Лазар вновь приехал в Москву, а в сентябре 1990 года стал раввином синагоги в Марьиной Роще. В 1993 г. избран председателем объединения раввинов ХАБАДа СНГ, куда вошли раввины России, большинство раввинов Украины и некоторые раввины из других стран СНГ. В начале 1998 г. общины объединяются в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), которую минюст России зарегистрировал в ноябре того же года. 29 мая 2000 г. Б.Лазар получил гражданство России, через две недели (12-13 июня 2000) в Москве в отеле «Ренессанс» прошел съезд, на котором 25 из 26 раввинов ХАБАДа, участвовавших в голосовании (15 из них не имели российского гражданства), избрали его главным раввином России, а меньше чем через год (20 марта 2001) по распоряжению Путина он был включён в президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. 25 декабря 2001 года Б. Лазар вошел в президиум Межрелигиозного совета России, а 3 марта 2004 года - в президиум Межрелигиозного совета СНГ. Приветствуя «избрание» Медведева президентом России, раввин Лазар написал: «Я очень хорошо понимаю, что быть президентом такой огромной страны как Россия – это, прежде всего, тяжелейший труд. Вместе с тем убежден, что, находясь на высшем государственном посту, Вы сможете в полной мере реализовать свои способности, проявиться как политик международного уровня, обеспечить нашей стране уважение и признание всего цивилизованного мира. От всего сердца желаю Вам успеха в предстоящем нелегком, но таком важном труде».              

20 мая

 

1948 – Сегодня отмечает свое 60-летие писатель Михаил Веллер, родившийся в Каменец-Подольском, Украина. Детство провел в Сибири. В 1972 году окончил филологический факультет Ленинградского университета. Работал лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, журналистом, учителем - всего сменил около тридцати профессий. Первая книга рассказов «Хочу быть дворником» вышла в 1983 году и сразу привлекла внимание критиков и читателей точностью и гибкостью стиля, неожиданностью сюжетов. За ней последовали «Разбиватель сердец» (1988), «Технология рассказа» (1989), «Рандеву со знаменитостью» (1990). Бестселлерами стали «Роман воспитания», «Приключения майора Звягина» (1991) и названная критиками самой смешной книгой последних лет «Легенды Невского проспекта» (I993). Литературный скандал вызвал мини-роман «Ножик Сережи Довлатова». Последний бестселлер, роман «Гонец из Пизы» (2000) выдержал за год 11 изданий. Михаил Веллер - самый издаваемый сегодня из русских некоммерческих писателей - только в 2000 году его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экземпляров. Печатался в таких изданиях, как «Литературная газета», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек» и др. Читал лекции по современной русской прозе в университетах Милана, Иерусалима, Копенгагена. В свободное время живет в Москве, но работать продолжает в Таллине.

21 мая

 

1928 – Отмечающий сегодня свое 80-летие доктор философских наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Института этнологии, антропологии Российской Академии наук Игорь Кон родился в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского пединститута имени А.И. Герцена (1947) и две аспирантуры - по новой истории и по философии (1950). Работал  в Вологодском пединституте (1950-1952), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (1953-56), Ленинградском университете (1956-1967), Институте философии  АН  СССР (1976-68),  Институте конкретных социальных  исследований  АН СССР (1968-1972),  Институте общественных  наук (1972-1974). С  1975 года - главный научный сотрудник Института  этнологии  и антропологии РАН. Занимался исследовательской  и преподавательской работой в ряде ведущих университетов США и Европы. Области научных интересов  - философия и методология истории, история социологии (основатель и первый  президент Исследовательского комитета по истории социологии  Всемирной социологической ассоциации), этика, социальная и возрастная психология, теория  личности, антропология и социология детства и юности, сексология. Автор свыше  40 книг и 300 статей,  многие  из которых переведены на иностранные языки. Ответственный  редактор  ряда  коллективных  трудов и серийных  изданий ("Словарь  по  этике",  "Этнография  детства"  и   др.). Член нескольких международных  научных сообществ и академий  (International  Academy  of Sex Research;   European   Association   of  Experimental   Social   Psychology; International Sociological Association;  Polish  Academy  of  Sex  Research; Deutsche Gesellschaft fur Sexualforschung;  European  Association for Adolescent  Psychology и др)  и редакционных советов ряда  научных  журналов.

22 мая

 

1879 - Сегодня мы говорим о забытой легенде немого голливудского кино - Алле Назимовой. Ее творческая карьера, на первый взгляд, может показаться идеальным воплощением американской мечты. Невысокая, хрупкая актриса МХАТа стала звездой бродвейских театральных шоу, самой высокооплачиваемой актрисой голливудской киностудии «Метро Голдвин Майер», она финансировала собственные проекты и играла, естественно главные роли, контролировала буквально всё – от сценария до подбора актеров на второстепенные роли. Недоброжелатели завидовали ее энергии и таланту, остальные – боготворили. Ее называли второй Дузе, а Теннеси Уильямс, еще студентом видевший ее в «Привидениях» Ибсена, признавался: «Эта было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра. После игры Назимовой хотелось для театра существовать». Алла Назимова родилась в Ялте в семье  зажиточного еврейского аптекаря Якова Левентона и домохозяйки Сони Горовиц. Настоящее ее имя – Аделаида Левентон. Она была третьим ребенком в семье. В раннем детстве все ее звали Адель, но мама решила, что имя Алла более подходит ее дочери. Позднее семья переселилась в Швейцарию. Маленькая Алла рано проявила талант к занятиям музыкой, и в 7 лет уже училась игре на скрипке. После развода родителей и повторного брака отца семейство вновь возвратилось в Ялту. В России у Аллы проявился драматический талант. В отсутствие отца, который не разделял пристрастия Аллы и был очень суров, она пробиралась в его аптеку и развлекала служащих и клиентов. Когда Алле исполнилось 15 лет, отец отправил ее в Одессу для дальнейшего обучения музыке в филармонии. После смерти Якова Левентона Алла юридически была поручена заботе старшего брата, который препятствовал ее желанию учиться театральному искусству в Москве. Наконец, когда ей исполнилось 17, он смягчился, и Алла оказалась в Москве. Здесь она поступает в актерскую академию и учится в ней три года. Учеба начинающей актрисы проходила в уникальный период: два талантливых деятеля искусства -   Станиславский и Немирович-Данченко - организуют Московский Художественный Театр, на сцену которого и попадает молодая актриса. Однажды, прочитав роман “Дети улиц”, Алла взяла себе фамилию главной героини романа Надежды Назимовой. После неудачного любовного романа Алла Назимова покидает театр и второпях выходит замуж за студента Сергея Головина. Но этот брак только назывался браком. Позднее Алла играет в театрах Кисловодска и Костромы. В Костроме она влюбляется в легенду театра Павла Орленева. В 1904 году их труппа получила разрешение на турне по Европе и отправилась в Берлин. Оттуда они переехали в Лондон. Труппа исполняла пьесы М.Горького и А.Чехова, и звездой сцены стала именно она, Алла Назимова. Успешное выступление в Лондоне послужило причиной приглашения Назимовой, Орленева и части труппы в Нью-Йорк. И здесь игра Назимовой была высоко оценена критиками. Актеры поставили класические пьесы Чехова и Ибсена. Несмотря на успехи Орленева на российской сцене, здесь обратили внимание на яркую игру Аллы Назимовой, и она подписала контракт с одним из нью-йоркских театров, а остальные актеры вернулись в Россию. Для начала Алле пришлось изучать английский язык, и затем в течение  следующих нескольких лет она была ведущей актрисой нью-йоркского театра. Поскольку ее известность росла, Алле стали предлагать роли в кино, и вскоре она становится одной из самых известных актрис в Голливуде. У мужчин, когда они смотрели на Назимову, одну из первых сексуальных кинобогинь Голливуда, учащался пульс, хотя сама она была лесбиянкой и даже соблазнила первую жену Чарли Чаплина, Милдред Харрис, ускорив их развод. Алла Назимова окружила себя в знаменитом “Кружке шитья” лесбиянками и учила уму-разуму новеньких, только что попавших в Голливуд. Одновременно она проявляла платонический интерес к голливудским звездам-гомосексуалистам, снабжая их партнершами, если их сексуальной ориентации грозило разоблачение. Когда поползли слухи (не подтвердившиеся) о том, что Рудольф Валентино предпочитает юношей, Назимова устроила ему брак с Джин Акер, одной из своих приятельниц. Брак был, конечно, чистой формальностью: от супругов не требовалось смены сексуальной ориентации. Сама Назимова тоже пожертвовала собой: вышла замуж за актера-гомосексуалиста Рамона Наварро. В конце 20-х годов Алла оставляет кинематограф, чтобы полностью посвятить себя сцене. В начале 40-х годов по финансовым причинам она снова возвращается в Голливуд, где играет роли второго плана вплоть до 1944 года. Излечившись от рака груди, великая актриса умерла в результате инфаркта 13 июля 1945 года в Лос-Анджелесе. В ее честь на голливудской Аллее славы красуется звезда Аллы Назимовой.

Количество обращений к статье - 3222
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com