Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «ВАИКРА», РАЗДЕЛ «БЕГАР»

Содержание раздела

Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «Шмиты» и «Йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются к прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом остающихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

«Нелогичные» заповеди

Раздел "Бегар" начинается с законов "шмиты" и "йовеля", седьмого и пятидесятого года покоя: "Поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда...не снимай; год покоя будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему...и скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей" (25:4-7).

Еврейские заповеди делятся, как известно, на две категории: "бейн адам ла-маком", определяющие отношения человека с Б-гом, и "бейн адам ле-хаверо", принципы взаимоотношений между людьми, которые часто причисляют к так называемым "общечеловеческим ценностям". Гуманизм Торы в том и состоит, что мицвот "бейн адам ле-хаверо" являются составной частью ее духовного наследия. Тора не только призывает нас любить ближнего и уважать его, не причинять вреда ни ему, ни его собственности, не убивать, не красть и не насиловать, она не только требует оказывать ему помощь действиями и деньгами, обеспечивать его нужды, предоставлять ему беспроцентные ссуды, но и возносит эти будничные принципы на уровень основ религиозной веры.

Вот почему на одной из двух скрижалей, полученных Моше на горе Синай, зафиксированы обязанности еврея перед Б-гом ("Я - Б-г"; "Да не будет у тебя других богов", "Помни день субботний" и др.), а на другой - обязанности перед людьми ("Не убивай", "Не прелюбодействуй", "Не кради"...).

Анализируя известное повеление Торы "любить своего ближнего, как самого себя" (по мнению рабби Акивы, это значит: "Не делай другому того, что ненавистно тебе"), мы видим, какое важное значение придается этой категории заповедей.

Тот, кто помогает ближнему и старается не причинять ему ущерба, освящает себя не в меньшей степени (а возможно, и в большей), чем когда он читает молитву "Шма, Исраэль", надевает тфилин или возносит лулав в праздник Суккот.

На самом деле, эти две группы заповедей неразрывно связаны между собой. Период счета Омера, который мы сейчас ведем, дает тому наглядное историческое подтверждение. Согласно традиции, около двух тысяч лет назад в дни между Песахом и Шавуотом произошло трагическое событие: умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Они были наказаны за то, что не проявляли уважения друг к другу. Готовясь с большим энтузиазмом к годовщине Дарования Торы, грандиозного события, отмеченного уникальным "свиданием" еврейского народа с Творцом, они, видимо, забыли о своих будничных обязанностях перед людьми.

Ученики рабби Акивы, Б-гобоязненные люди и непревзойденные знатоки Торы, вели себя подобно человеку, который хотел пораньше прийти в синагогу в канун Рош-Ашана, чтобы прочесть "слихот", специальные покаянные молитвы. Он вскочил с постели в четыре часа утра, в темноте опрокинул стул, уронил чайник на кухне, грубо растолкал спящего сына с криком: "Скорее вставай, пора читать слихот!" и выскочил на улицу, хлопнув входной дверью.

В результате он разбудил жену, детей и соседей, похитил у них самые сладкие часы предутреннего сна. Лучше бы он остался в постели и никого не потревожил. Тот, кто проявляет рвение в служении Б-гу, не придавая значения нуждам окружающих его людей, их покою и здоровью, их финансовому состоянию и душевному равновесию, - переступает запретную черту: он совершает мицву через грех. В результате его мицва теряет силу, зато грех остается.

"Шмита" и "йовель" - классический пример заповедей, регулирующих отношения человека и Б-га. Не случайно Тора называет их "шаббатом". Подобно седьмому дню покоя и в отличие от "социальных" законов, "шмита" и "йовель" не поддаются исчерпывающему логическому анализу. Мы их выполняем просто потому, что так велит Тора. Главная задача "седьмого" и "пятидесятого" года - напомнить нам, что не мы, а Б-г - истинный хозяин земли, и наша обязанность состоит в том, чтобы трудиться на ней по заданному им расписанию, как сказано в том же разделе "Бегар": "Ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня" (25:23).

Но именно законы "шмиты" и "йовеля" становятся трамплином для "запуска" целой серии "межчеловеческих" заповедей, повелевающих не обманывать, не использовать в своих интересах материальные затруднения ближнего, давать взаймы без процентов, не эксплуатировать слуг, - все эти мицвот так или иначе связаны с циклами сельскохозяйственных работ.

Особенно убедительна заповедь, повелевающая землевладельцу раз в семь лет сложить с себя хозяйские полномочия: не сеять, не собирать урожай - отдать свои поля и виноградники в полное распоряжение бедных, вдов, сирот и... животных. Пусть пользуются дарами земли.

Таково скрытое очарование заповедей Торы, в которых скрыта мистическая сила: одна мицва влечет за собой другую, причем не обязательно из той же категории. Все 613 Б-жественных мицвот неразрывно связаны между собой. Выполняя непостижимое для нашего разума указание Творца, мы, порой сами того не замечая, оказываем совершенно конкретные благодеяния окружающим нам людям.

Добрые соседи

"И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец... не бери с него проценты и роста..." (25:35-36).

Тора не только обязывает нас помогать другим евреям, оказавшимся в затруднительном материальном положении, но и категорически запрещает ростовщичество и выдачу процентных суд. С чисто финансовой точки зрения такая практика явно убыточна. Разве могут, например, функционировать банки, если откажутся от денежной прибыли? Здесь много разных тонкостей и оговорок. Но принцип тот же, что и в законах "шмиты": доверьтесь Творцу, соблюдайте Его законы, и Он вас не подведет. Щедро дающий не беднеет. В Израиле действует множество фондов, выдающих беспроцентные ссуды, так называемые "гмахи" (от слов "гмилут хасадим" - милосердие). Насколько известно, ни один спонсор этих фондов еще не разорился.

 Но почему еврейское милосердие распространяется только на евреев? Почему разрешается брать проценты с "гоев"? Один нееврейский представитель многонациональной алии из бывшего СССР с возмущением написал в русскоязычную израильскую газету: "Ведь это дискриминация и расизм".

 Такое обвинение несправедливо. Во-первых, потому, что заповедь "не бери проценты" распространяется не только на евреев, но и на "пришельцев" (перешедших в иудаизм) и "поселенцев" (неевреев, отказавшихся от идолопоклонства и проживающих в Эрец-Исраэль). Во-вторых, иудаизм требует хорошо обращаться со всеми людьми независимо от их национальной принадлежности. К евреям мы должны относиться, как к членам своей семьи, т.е. с любовью и заботой, а к неевреям - как к добрым соседям, но по принципу взаимности.

 Евреи веками подвергались беззастенчивому грабежу практически во всех странах рассеяния. Наглядный пример - история с денежными вкладами жертв Катастрофы в швейцарских банках. Поэтому требовать от нас одинакового отношения к нуждам своих и чужих – попросту аморально. Вот если потомки инквизиторов, крестоносцев, погромщиков и нацистских пособников решат вернуть награбленное, тогда мы, пожалуй, сможем отказаться от набежавших процентов.

Количество обращений к статье - 2947
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com