Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Израиль и парад суверенитетов ХХ века
Яков Басин, Иерусалим

25 ноября 1947 года комитет по Палестине ООН двадцатью пятью голосами против тринадцати одобрил план раздела Палестины, . А еще спустя четыре дня Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, и народ, который в течение двух последних тысячелетий мог только мечтать о собственном национальном очаге, получил его. Разрешилось противоречие, которое в соответствии с существующими в ХХ веке установками, не позволяло евреям быть самостоятельным народом. «Понятие народа предполагает известные условия, которых в данном случае нет налицо, – писал В.Ленин в своей работе «Положение Бунда в партии». – Народ должен иметь территорию, на которой он развивался, а затем в наше, по крайней мере, время… должен иметь общий язык. У евреев уже нет ни территории, ни общего языка» (ПСС. – Т.8. С.73). С созданием собственного государства евреи приобрели и территорию, и общий язык.


Возникновение государства Израиль, несмотря на всю уникальность этого события в мировой истории, было, тем не менее, подготовлено всем ходом мирового исторического процесса и означало, в первую очередь, торжество коренного пересмотра всех существовавших до этого представлений о праве наций на самоопределение, утвердившихся в ХХ веке.

1

Национальный вопрос был и остается одним из наиболее сложных, но вместе с тем и наиболее тонких и деликатных вопросов современности. Для многонациональных государств он является еще и тем камнем преткновения, о который спотыкаются даже самые демократические, с устоявшимся укладом жизни сообщества. Недооценка этого вопроса, его влияния на формирование общественного сознания, на создание обстановки национального согласия; пренебрежение самобытностью народов, принадлежащих к национальным меньшинствам, попытки их принудительной ассимиляции приводили и приводят к напряжению в обществе, провоцированию межнациональных конфликтов, а в далеко зашедших случаях – к этническим войнам и кровопролитию.

В равной степени это относится и к тем странам, где некоренные народы не имеют мест компактного проживания и где утерян их разговорный и литературный национальный язык. В этих условиях малые народы упорно борются с надвигающейся ассимиляцией, за сохранение своей национальной идентичности: создаются национальные общественные объединения, открываются культурно-информационные центры, а многочисленные образовательные проекты связывают эти народы со странами исхода. И вот мы уже видим, как даже утрата собственного языка не является для них определяющим фактором. На наших глазах возник феномен национальной культуры малых народов на языке титульной нации – феномен, никем пока не изученный и до конца пока не осознанный.

В наши дни данные о национальной принадлежности исчезли (или, по крайней мере, должны были исчезнуть в соответствии с законодательствами большинства стран на постсоветском пространстве) из паспортов и анкет, а межнациональные браки стали совершенно обычным явлением. В этих условиях естественная ассимиляция (то есть утрата национального самосознания) приводит к постоянному и стойкому уменьшению населения малых народов. Поэтому главной заботой для них сегодня стало – не допустить утраты национальной самобытности и сохранить то, что называется этническим ядром – носителей национального духа, национальных традиций, культурных и исторических ценностей. Причем процесс этот при всей субъективной его сущности носит абсолютно объективный характер и целиком зависит от всего хода исторического развития человечества в ХХ и ХХI столетиях.

К началу прошлого века стало очевидным, что имперская форма государственного устройства уже не в состоянии обеспечить эффективность экономического развития современного общества, а религия перестает быть основным фактором, определяющим групповую принадлежность человека. Первым симптомом надвигающегося распада империй стал кризис и распад колониальной системы, а первым симптомом слабости религии как основного элемента консолидации народов стало появление на карте мира первых в ХХ веке мононациональных государств.

В 1902 г. в результате восстания и испано-американской войны (1898) провозгласила свою независимость и стала республикой Куба. В населённой испанцами и бывшими рабами – выходцами из «черной» Африки стране возник новый народ – кубинцы. Спустя год, отделившись от Колумбии, независимость провозгласила Панама, и в населенной, в основном, метисами и мулатами стране возник еще один новый народ – панамцы. Так проявилась одна из важнейших функций государства – нациообразующая. Правда, и Куба, и Панама тут же и надолго оказались в полуколониальной зависимости от США, но, как говорится, дело было сделано – параду суверенитетов в ХХ веке начало было положено.

А в 1905 году шведский король Оскар II отрекся от норвежского престола, и на месте объединенного шведско-норвежского королевства, созданного еще в 1814 г., возникли два государства – Швеция и Норвегия. Так проявилась одна из важнейших функций нации – государствообразующая.

2

Национальный аспект значительно усилил борьбу народов за освобождение от колониальной зависимости. В 1905 году началась революция в Персии, которая до начала ХХ века находилась в зависимости от России и Великобритании. К 1911 году Персия уже имела конституцию и собственный парламент (с 1935 г. – Иран).

5 октября 1908 г. князь Фердинанд провозгласил полную независимость Болгарии от Османской империи и принял титул царя. Он же стал инициатором создания Балканского Союза, в который вошли Болгария, Сербия, Греция и Черногория. Первая Балканская война (1912-13) привела к полному освобождению Балканского полуострова от османского господства, и сразу несколько народов получили независимость: в 1908 г. – Болгария, в 1910 – Черногория, в 1912 – Албания. (Сербия и Греция обрели независимость еще в ХIХ веке).

Начались изменения на колониальных территориях: Испания и Португалия потеряли Марокко, над которым в марте 1912 г. был установлен французский протекторат; а слабеющая Османская империя сначала уступила Италии Ливию (1912), а потом передала под протекторат Великобритании Египет (1914). Позднее (уже по Версальскому договору) потеряла свои африканские колонии Германия.

Первая мировая война и последующие за ней революции потрясли мир: на политической карте планеты одно за другим стали появляться мононациональные государства. Октябрьский переворот 1917 года в России привел к тому, что народы бывшей российской империи, как писал спустя 20 лет находившийся в эмиграции известный российский социал-демократ Максим Славинский в своей работе «Национально-государственная проблема в СССР» (Париж, 1938, с.59), «сразу же, одна за другой, поспешили отгородиться от большевистской Великороссии собственными государственными границами, отделившись от империи и провозгласивши свою независимость». В декабре 1917 г. откололась от России Финляндия, в октябре следующего года была восстановлена государственность Польши. Затем, говоря словами того же М.Славинского, «стали самостоятельными государствами (с севера на юг): Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Казацкая земля, весь Кавказ и весь Туркестан; заговорили о государственной самостоятельности даже в Сибири, в тех ее частях, где великорусская колонизация, хотя и представляла уже большинство населения, но была оторвана от исторических традиций собственной Великороссии».

В 1918 г. распалась Австро-Венгерская империя, на развалинах которой возникли сразу три государства: Австрия, Венгрия и Чехословакия. В том же году получила независимость Исландия, пять веков (с 1397 г.) входившая в состав Дании, а в1921 г. было провозглашено Ирландское свободное государство.

Наибольшие геополитические изменения произошли в Азии. Османская империя, воевавшая на стороне Германии, потеряла в 1918 г. огромные территории. Независимыми государствами стали Сирия (1920), Ливан (1920), Ирак (1921), Трансиордания (1921), Египет (1922), Хиджаз (1927, ныне – Саудовская Аравия). Некоторые из них еще долгое время были подмандатными территориями Англии и Франции, в том числе, Палестина – историческая родина евреев и предполагаемое место для создания еврейского государства, но в целом процесс суверенизации остановить уже было невозможно. Правда, не все случаи объявления независимости завершались созданием суверенных государств: Афганистан (1919) был немедленно поглощен Англией, решение о создании Курдистана (1920) с приходом к власти в Турции Кемаля Ататюрка так и не было воплощено в жизнь, а Страна Басков, возникшая в 1936 г. в ходе Испанской революции, спустя три года была ликвидирована с установлением диктатуры Франко.

Аналогичные процессы происходили и на территории бывшей Российской империи. К 1941 году СССР почти полностью восстановил ее территорию, поглотив в свои необъятные просторы все получившие независимость после событий 1917 г. страны, исключая Финляндию, оказавшую ожесточенное сопротивление во время зимней кампании 1940 года. Как отмечал в 1938 г. (то есть еще до присоединения к СССР Бесарабии, части Польши и стран Балтии) М.Славинский, борьбу за независимость эти «подкомандные нации проиграли»: «боролись они разрозненно, помощи ниоткуда не получали, боевого снабжения не имели и пали жертвою чисто физического преобладания великорусской массы, руководимой большевиками».

3

Трагические события Второй мировой войны и гибель десятков миллионов людей на время приостановили возникновение мононациональных государств, но гибель Третьего рейха, а спустя четыре с половиной десятилетия и распад СССР привели к обретению независимости и объявлению государственности двух десятков наций на почве консолидации их народов вокруг национальной идеи. Стало совершенно очевидно, что национальное самосознание превращается в движущую силу общества, не считаться с которой не только нельзя, но и преступно. Великодержавный шовинизм, служивший краеугольным камнем империй, стал их основным могильщиком.

В 1945 г. Нидерланды признают независимость Индонезии. В 1947 г. обретает независимость Индия, и возникают два суверенных государства: Индийский Союз (с преимущественно индуистским населением) и Пакистан (с преимущественно мусульманским населением). Начинают, наконец, получать независимость французские колонии и подмандатные территории: Ливан (1951), Мадагаскар (1960), Французская Экватриальная Африка (Конго, Габон – 1960), Алжир (1962)… Примеры можно продолжить…


И вот, наконец, наступила знаменательная дата – 14 мая 1948 г., когда Бен-Гурион (на снимке) огласил в Тель-Авиве Декларацию независимости возникшего на месте древней Иудеи Государства Израиль, и еврейский народ обретает утраченную два тысячелетия назад государственность. Исправлена еще одна историческая несправедливость: развившиеся за долгие века рассеяния многочисленные группы еврейского народа, разделенные культурными, религиозными и языковыми барьерами (наиболее крупные – ашкеназы и сефарды), получили возможность для консолидации на основе общности территории и реставрированного разговорного и литературного древнееврейского языка (иврита).

Мощным парадом суверенитетов были отмечены 1990-е гг. На развалинах СССР возникло 15 суверенных государств. Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию. Не очень большая Югославия дала жизнь шести странам. Последняя из них – Черногория – получила независимость (от Сербии) уже в 2006 году. Процесс этот не завершен и поныне. За право создать свое государство борются курды, несколько миллионов которых компактно проживают на территории, как минимум, пяти стран. С оружием в руках пытаются восстановить свою Страну баски. Существует проблема с международным признанием самопровозглашенных республик Приднестровья, Абхазии и Южной осетии, провской республики, с автономией Крыма, с шестью округами Ольстера, которые под названием Северная Ирландия остались под юрисдикцией Великобритании. Борются за признание автономии от Испании каталонцы. Шотландцы поднимают вопрос об отделении от Англии, а тибетцы – от Китая.

Проблемы осложняют религиозные и политические распри: воюют сунниты и шииты Ирака, протестанты и католики Ольстера, не решены проблемы взаимоотношений православной Сербии и мусульманского Косово. Свыше трехсот тысяч погибших и два с половиной миллиона беженцев стали в Судане жертвами двадцатилетней борьбы за независимость христианского «юга» от мусульманского «севера». Политическое противостояние разделяет Северную и Южную Кореи. С 1988 г. тлеет вооруженный армяно-азербайджанский конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха.

4

Глобальные изменения на геополитической карте мира привели к не менее глобальным изменениям в этническом сознании человечества. Один только пример. Кто такие арабы? Люди, родным языком которых является арабский. Так гласит энциклопедия. А к какой группе населения относятся арабы? К семитской, потому что арабский язык относится к группе семитских языков. Как и евреи, кстати. Но ведь это не этническая и не национальная, а лингвистическая дефиниция. А с точки зрения этноса, нации? И тут выясняется, что к концу ХХ века уже как-то не принято говорить об арабах «вообще». Сегодня большинство арабов живет в своих национальных квартирах, и сегодня это – египтяне, ливанцы, ливийцы, сирийцы, иракцы, иорданцы…

Недавно в результате самоидентификации появился новый народ – палестинцы. Точнее было бы говорить - «палестинские арабы», ибо они представляют из себя часть арабского народа, населяющая Иудею, Самарию, сектор Газы, Галилею и западный берег реки Иордан (Заиорданье). Дефиниция слова «палестинцы» впервые была приведена в вводной части Хартии, утвержденной палестинским национальным Советом в 1964 году, однако она крайне противоречива, ибо определяет палестинцев не по этническому, а по территориальному принципу: это «арабские граждане, постоянно проживавшие в Палестине до 1947 года, вне зависимости от того, были они выселены или остались там» (параграф 5) и «евреи, традиционно проживавшие в Палестине до сионистского вторжения» (параграф 6). Фактически обе эти дефиниции «работают» против самих палестинцев.

Параграф 5 Палестинской Хартии, по сути дела, подтверждает мнение историков, которые отрицают существование такого этноса как палестинский народ и, в силу этого, права этого народа в собственном национальном очаге. До Шестидневной войны, говорят они, палестинцы как отдельный народа никогда не упоминался; никогда не существовало и поныне не существуют ни палестинского языка, ни палестинской культуры, ни каких либо иных признаков, по которым палестинских арабов можно было отличить от арабов Египта, Ливана или Иордании; даже в то время, когда территория Палестины была целиком под арабским контролем, не существовало государства, именуемого «Палестина» и управляемого палестинцами.

А вот параграф 6 Палестинской Хартии как раз-то и подтверждает юридическое право евреев на создание на этой территориии собственного государства. Еще до 1948 года палестинцами называли проживающих в этом регионе евреев и бойцов Еврейского легиона. Газета «Palestine Post» была тогда еврейской, а Палестинский филармонический оркестр состоял из одних еврейских музыкантов.

Арабы, проживающие на территории бывшей Палестины будут иметь основание называть себя палестинцами только в том случае, если когда-либо в этом регилоне появится государство Палестина, которое осуществит свою нациообразующую функцию. Но это может произойти только в случае грубого нарушения исторической закономерности, хотя подобных примеров в современной истории достаточно много. Вот один из них. Кто такие пакистанцы? Люди, проживающие на территории Пакистана. Но народа текого – пакистанцев – никогда не было. По этническому происхождению это пенджабцы, синдхи, пуштуны, белуджи.

Палестинского государства de facto еще не существует: нет официального документа, подтверждающего создание такого государства; нет территории, обозначенной государственными границами; нет народа, объединенного единством языка, истории и культуры; нет даже какой-либо исторической традиции, которая могла бы хотя бы отдаленно объяснить право арабов, проживающих на этой территори, претендовать на нее с целью создания собственной государственности. Но зато правительства целого ряда стран уже поспешило признать это несуществующее государство de jure. А в некоторых странах бывшего СССР, в том числе в России и Беларуси, уже более двадцати лет существуют посольства государства Палестина. Государства, которого нет на карте.

Совершенно очевидно, что эти «признания несуществующего государства» - не акт истории, продиктованный всем ходом исторического процесса. Это откровенный акт международной политки. Более того, на деле – это, скорее, политическая спекуляция. Это не акт признания права палестинских арабов на суверенное государство. Это акт протеста против претензий евреев на территорию, которую в свое время отвела им для возрождения утраченной две тысячи лет назад государственности Лига наций.

5

Возникновение мононациональных государств – объективный процесс, характерный для ХХ века. Конечно, обретение независимости – огромный, длящийся десятилетиями, порой связанный с огромными человеческими потерями процесс. И Израиль не смог бы возникнуть без халуцианского движения, без отрядов Хаганы, без Декларации Бальфура, без овладения сионистской идеей сотен тысяч евреев во всем мире и, в первую очередь, в России, без войн за независимость, без мощной поддержки международной общественности. Конечно, сыграли свою роль в этом процессе и многомиллионные потери в результате гитлеровского геноцида. Но возникнуть Израиль не мог во времена Герцля и Трумпельдора. Идея еврейской государственности должна была вызреть в недрах глобального исторического процесса – борьбы народов мира за собственное суверенное существование. Процесса, который еще далеко не завершен.

Попытки возврата к империям противоречат всему ходу геополитических процессов в сегодняшнем мире. В наше время никто уже не хочет жить в «коммунальной квартире», каждый народ хочет иметь собственный национальный очаг и, обретя его, чувствовать себя хозяином в своей стране со своим собственным национальным достоинством, своей культурой, своими традициями, отличными от культуры и традиций других народов. Параллельно идет процесс воссоздания единства наций, утраченных в результате потрясений ХХ века: многотысячными жертвами заплатил за целостность своего государства вьетнамский народ; рухнула Берлинская стена и возникла единая Германия; борются против разделения своего острова на две половинки киприоты…

Однако имперское сознание еще долго не будет отпускать тех, кто в борьбе с суверенизацией потерпел поражение. Их унижение, их задетое самолюбие «сюзеренов», которых покинули взбунтовавшиеся «вассалы», раз за разом будут приводить к этническим конфликтам, и будет вновь и вновь литься кровь ни в чем не повинных людей. Применительно к имперской политике России и ее преемника – СССР, монстра, занимавшего «одну шестую часть земного шара», эту мысль с поразительным пророчеством высказал еще в 1938 году все тот же Михаил Славинский. Назвав попытку создания в СССР единой имперской нации – так называемой «общности советский народ» – национологическим курьезом, он за полвека до развала советской (а как мы теперь понимаем, и всей мировой коммунистической) империи писал:

«Такой народ не способен на благоразумный отказ от своих претензий на властвование. И особенно не могут сделать этого его командные слои, бывшие и настоящие, ибо эти претензии стали органической частью в составе их национального мироощущения, а то или иное изменение этого мироощущения требует, как известно национологам, весьма длительного времени… Подкомандным нациям на этот счет не годится создавать никаких иллюзий. Борьбой и кровью окрашен их отрыв от имперской России, в той же атмосфере произойдет и их освобождение от СССР. Других путей к разрешению национально-государственной проблемы на востоке Европы история не знает, а современная действительность не указывает».

Распад империй и становление мононациональных государств, при всей сложности и противоречивости этого процесса, является основной геополитической тенденцией современности. Задержать этот процесс на какой-то период, конечно, можно, остановить – нет. И в этом плане весьма проблематично выглядит все еще не угасшая во многих умах идея объединения России и Беларуси в одно унитарное государство.

О том, какие механизмы могут быть включены (и включаются) для сохранения (или возрождения) территориальной целостности и экономического могущества империй можно судить по статье одного из лидеров идеи российского великодержавного шовинизма, редактора газеты «Завтра» Александра Проханова, открывшего новый, 1906 год в своей газете заглавной статьей под весьма многозначительным названием: «Империя заносит «булаву» – этакий манифест современного постсоветского империализма:

«… начинают угрюмо шевелиться, неуклюже напрягаться дремлющие в недрах Государства Российского мускулы реальной империи… новой, еще не названной, не нашедшей себе эмблему, философскую форму, изреченную идеологию и живую культуру. Нефть и газ становятся орудием новой имперской политики. Стальные жгуты опутывают и скрепляют разорванные пространства, заставляя отпавшие окраины теснее жаться к могучим бокам метрополии. Украина почувствует, как остывает ее техносфера без русского газа. Прибалтика очень скоро поймет, что она – лишь букашка, ползущая по стальной трубе русской энергетики. Трубопроводы по дну балтийского моря, в обход надменной шляхты, напрямую в Германию, есть долгожданная, отложенная на весь двадцатый век ось «Берлин-Москва»…

Своих оппонентов А.Проханов называет «крючконосыми «антифашистами», которые «навьючивают на русские патриотические организации тухлую дерюгу «русского фашизма». Но вчитаемся внимательно в вышеприведенные слова этого «патриота». Даже если отбросить идеи экономического (топливного) шантажа и угрозы, хамское и высокомерное оскорбление национального достоинства других народов, а оставить только один пассаж об «отложенной на весь двадцатый век оси «Берлин-Москва», и этого достаточно, чтобы почувствовать ностальгию об ушедших в историческое небытие преступных сталинско-гитлеровских «империях зла».

6

Как писал Юлиан Тувим, «антисемитизм – международный язык фашистов». С ростом неонацитских настроений и числом неонацистских организаций, в мире растет и антисемитская пропаганда. Выпускаются десятки книг и газет, интернет наполнен соответствующего содержания сайтами. Но если невозможно уже оспорить оспорить право евреев на создание собственного национального очага, то можно опорочить уже созданное еврейское государство. С уменьшением антисионистской пропаганды резко возросла пропаганда антиизраильская. Антисионизм сменился антиизраэлизмом. Одной из его форм является отрицание и ревизия Холокоста.

Сегодня Холокост и создание Государства Израиль слились в общественном сознании в одно событие, хотя при всей их взаимосвязанности прямой причинно-следственной связи между ними не было. Этот чисто психологический феномен создал предпосылки ко всевозможным спекуляциям, лежащим в одном русле с теми фальсификациями, которыми так богат современный ревизионизм Холокоста. Одна из мифологем, созданных ревизионистами, прямо утверждает, что евреи сами виноваты в геноциде: они, якобы, заключили союз с Гитлером и пожертвовали миллионами своих соплеменников ради долгосрочной выгоды, в частности, необходимости создания еврейского государства. Вот как этот процесс представляет себе автор книги «Великая ложь ХХ века» Юрген Граф (2005): «Сионисты знали, что делали. Как всегда, они использовали немецких евреев в качестве разменной монеты в борьбе за создание своего государства… Стратегия сионистов состояла в подстрекательстве Гитлера ко всё более жестким антисемитским мерам по притеснению евреев. С одной стороны, это подталкивало немецких евреев к эмиграции в Палестину, с другой, правительствам западных держав сионисты доказывали необходимость для евреев национального очага».

Белорусский писатель Эдуард Скобелев в одной из статей (2005) высказал еще более радикальную мысль: перечисляя цели Второй мировой войны, он на первое место поставил «создание государства Израиль». Некоторые ревизионистские авторы довели эту мысль до абсурда. К примеру, Ричард Харвуд в книге «Шесть миллионов – потеряны и найдены» (1999) доказывает, что «правительство Гитлера делало политические попытки по созданию еврейского государства, а Хенеке Кардель просто назвал свою книгу «Адольф Гитлер – основатель Израиля» (1974).

На проходившей в Тегеране 11-12 декабря 2006 г. Международной конференции, посвященной проблеме Холокоста, некий «главный раввин ортодоксальной антисионистской еврейской общины Австрии» Мойше Арье Фридман в своем докладе и вовсе утверждал, что Теодор Герцль уже в первых записях своих «Дневников» назвал цифру – шесть миллионов евреев, «которым в Европе якобы угрожает опасность, и единственный шанс создания еврейского государства появится лишь в том случае, если эти шесть миллионов европейских евреев постигнет катастрофа». А Хаиму Вейцману приписываются слова, что «мы охотно примем здесь силы, способные сражаться за нас в Палестине, а остальных надо ликвидировать как бесполезный мусор» (2007).

Существуют и более тонкие объяснения связи Холокоста с созданием государства Израиль. К примеру, автор книги «Еврейский вопрос глазами американца» Дэвид Дюк (2004), утверждает, что «создание Израиля являлось не столько последствием Ликвидации, сколько последствием истории о Холокосте» и что «реальность Холокоста не столь важна, сколь восприятие того, чем он был». «Мечта сионистов об Израиле нуждалась в Холокосте – самой чудовищной ликвидации, какую только можно вообразить – для осуществления своих целей. Современный Израиль не мог быть основан без истории «о шести миллионах».

Тем не менее, все эти умозаключения, построенные исключительно с целью нагнетания антисемитских настроений в мире, не имеют под собой никаких оснований. Обретение народами суверенитета – глобальная тенденция современности. Отрицать историчность этого факта – значит, противоречить всему ходу исторического развития народов. Создание государства Израиль и существование его в течение 63-х лет – вопреки таким потрясениям, как Холокост, вопреки откровенной антисемитской политике многих государств мира – яркое тому свидетельство.
Количество обращений к статье - 1935
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com