Logo
September 2019


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
30 мая - 5 июня 2008

30 мая

 

1909 – В Чикаго, в семье еврейских иммигрантов (отец, Давид Гудман, был родом из Варшавы, а мама, Дора Гризинская, - из Ковно, Литва) родился будущий американский джазовый музыкант Бенни Гудмен (Бенджамин Дэвид Гудман). Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание "король свинга". Хотя он и не был первооткрывателем свинга, именно его феноменальный успех в 1935 году возвестил приход эры свинга. Его эксцентричность приводила к несчетному количеству приключений за многие годы, но главным интересом в жизни оставался кларнет, а все остальное было вторично. Бенни Гудмен начал играть на этом инструменте в 11 лет. К 1923 году он регулярно выступал в Чикаго. В августе 1925-го, когда ему было 16 лет, Гудмен выступил с оркестром Бена Поллака, и в декабре 1926 года сделал свою дебютную запись. Оставив Поллака в 1929, Гудмен работал с Редом Николсом и стал студийным музыкантом, записавшим в 1929-33 гг. бесчисленное количество номеров, часто анонимно. В 1933-34 годах он работал с Джеком Тигарденом, Билли Холидей (в ее дебютной записи), Коулманом Хукинсом. В 1934 году Гудмен создал свой первый оркестр, сделал с ним записи для Columbia и появился на радио в серии Let's Dance. Используя аранжировки Флетчера Хендерсона, оркестр Гудмена показал, что можно играть и джаз, и танцевальную музыку одновременно. Но когда радиопередачи закончились в мае 1935 года, будущее Бенни Гудмена как руководителя оркестра было далеко не безоблачным. С Банни Бериганом на трубе оркестр осуществил популярные записи King Porter Stomp и Sometimes I'm Happy для Victor. Кларнетист пригласил Тедди Вилсона и Джина Крупа для первых записей Трио Бенни Гудмена, а затем отправился в турне с оркестром. После некоторых незначительных успехов и серьезных провалов бэнд был хорошо принят в Окленде и в Лос-Анджелесе. C этого момента Гудмен пошел от успеха к успеху, вызывая сенсации в Чикаго и Нью-Йорке. Он руководил самым популярным оркестром в мире в 1935-38 гг. Высшей точкой успеха Бенни Гудмена был его исторический концерт 16 января 1938 года в Карнеги Холле. Затем популярность оркестра Бенни Гудмена стала уступать успеху оркестров Арти Шоу и Гленна Миллера. Гудмен распускает свой коллектив в 1946 году и некоторое время посвящает би-бопу, но затем возвращается к свингу. У него было несколько попыток воссоединиться со своим трио, а в 1962 году он посетил СССР.  Еще одна попытка была сделана в 1978 году, когда Гудмен вернулся на сцену, чтобы сыграть на 40-летии своего исторического выступления в Карнеги Холл. В начале 80-х Гудмен собрал  свой последний большой оркестр, выступив с ним на телевидении. Умер великий музыкант 13 июня 1986 года в Нью-Йорке.

31 мая

 

1908 – Сегодня мы отмечаем 100-летие одного из самых популярных советских кинорежиссеров Яна Фрида (настоящее имя - Яков Борухович Фридланд). Он родился в Красноярске, в 1932 году окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института, а в 1938 году - Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был Сергей Эйзенштейн. С 1938 года Фрид начал работать на киностудии "Ленфильм", где дебютировал короткометражным фильмом по рассказу А.П.Чехова "Хирургия". Затем он поставил детскую приключенческую ленту "Патриот". В начале 1950-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы, в 1953 году поставил фильм-спектакль "Любовь Яровая", а в 1955 году экранизировал "Двенадцатую ночь" Шекспира с блистательным актерским составом - Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих. В дальнейшем режиссер снимал картины различных жанров, но с начала 1970-х годов он начал активно работать в жанре музыкального кино, поставив фильм "Прощание с Петербургом" о пребывании в России Иоганна Штрауса. Огромный успех ожидал Яна Фрида после выхода на телеэкраны великолепной "Собаки на сене", снятой им по пьесе Лопе де Вега, с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. Теплый прием встречали и новые фильмы Яна Фрида - "Летучая мышь" с Юрием и Виталием Соломиными, Людмилой Максаковой и целым созвездием комедийных артистов, "Сильва" с Иваром Калниньшем. Зрительской любовью до сих пор пользуются также "Благочестивая Марта" с Маргаритой Тереховой и Эммануилом Виторганом и "Дон Сезар де Базан" с Анной Самохиной, Михаилом Боярским и Юрием Богатыревым. Стоит отметить также и большую педагогическую деятельность Яна Фрида - много лет он преподавал в ЛГИТМиКе и в Ленинградской консерватории. Умер 21 декабря 2003 года в Мюнхене.

1 июня

 

1875 - В еврейской прессе 20-30-х годов Мойше Литвакову принадлежит ведущее место. На протяжении многих лет он, являясь редактором московской центральной газеты "Дер Эмес", был кумиром и идейным лидером творческой интеллигенции Советского Союза. Его и уважали, и боялись, ибо слово и мнение Литвакова были как "приговор последней инстанции", и от него зависела судьба любого деятеля еврейской культуры. Впрочем, жизненный и идейно-творческий путь самого Литвакова был непростым. Он родился в Черкассах в семье меламеда, получил традиционное образование, отличался глубоким знанием еврейской традиции, истории. К 17 годам самостоятельно подготовился и сдал экстерном экзамены за курс гимназии. В 1902–1905 гг. жил в Париже, изучал философию, историю и литературу в Сорбонне. Опубликовав в 1903 г. первые статьи в журнале сионистов-социалистов "Возрождение", он уже спустя три года стал редактором рядом изданий той же партии. В 1921 г. Литваков переехал в Москву и стал редактором «Дер Эмес» и одним из наиболее активных деятелей московской Евсекции. В ежедневных статьях, посвященных разбору творчества почти всех советских еврейских писателей и критиков, Литваков писал о необходимости искоренения религиозных традиций, боролся против изучения еврейского наследия, призывал поставить еврейскую литературу на службу революции. Он отличался резким, остроумным стилем и нетерпимостью суждений. Литваков был членом Института еврейской культуры при Украинской академии наук, профессором еврейской литературы и истории еврейского отделения Московского педагогического института. В 1924–28 гг. был директором издательства книг по педагогике «Шул ун бух» в Москве, редактировал приложение «Эмес-журнал», иллюстрированный двухнедельник, выходивший в январе–мае 1928 г. в Москве. Участвовал в создании ГОСЕТа. В 1929 году Литваков был одним из инициаторов кампании, развернутой Евсекцией против Лейба Квитко. В его книге сатирических стихов высмеивался сам Литваков - "каркающая птица" (буквально "вонючая птица"), которая мельничным жерновом повисла на шее еврейской литературы. По свидетельству американского писателя-историка Семена Резника, в то время «партийная инквизиция как раз снимала стружку с Бориса Пильняка, чья повесть "Красное дерево" была забракована цензурой, но вышла в Германии. Спустить такую "антисоветскую" акцию власти не могли. Пильняк должен был уйти с поста председателя Всероссийского союза писателей и с тех пор (вплоть до гибели в чекистском застенке) оставался в опале. В малой еврейской литературе требовалось найти козла отпущения, дабы в бдительности не уступать старшему брату. Лейбу Квитко и выпала роль еврейского Пильняка. Его стихотворение было расценено как контрреволюционный акт. Ситуация обострилась еще сильнее, когда Давид Гофштейн написал письмо в защиту Квитко. Он привел выдержки из скулодробительных статей Литвакова, показав, что проводимая им линия ведет к деградации еврейской литературы. Не имея возможности опубликовать свое письмо, Гофштейн разослал его многим видным писателям и литературным надсмотрщикам. Литваков поднял перчатку и разгромил вылазку еще одного "классового врага". Всё это совпало с нападками на ГОСЕТ после его гастролей и невозвращенчества Грановского, что еще больше сгустило тучи над еврейской культурой». Увы, нападками на Квитко Литваков не спас от нападок самого себя. Ему вменили в вину, конечно, ''грехи молодости" и арестовали прямо при входе в редакцию редактируемой им газеты. Последний раз подпись Мойше Литвакова стоит в номере "Дер Эмес" за 15 октября 1937 года. Литвакова обвинили в тайном почитании иврита и тайном национализме. Заодно в буржуазном национализме было обвинено все руководство Евсекции, вскоре ликвидированной. Литвакова арестовали вместе с Диманштейном и другими бывшими руководителями Евсекции, и он умер в застенке 22 января 1939 года (по другим данным, в 1937 году) - вероятно, не выдержав пыток. 

2 июня

 

1937 – В Киеве родилась поэтесса Юнна Петровна (Пинхусовна) Мориц. Печататься начала в 1954 году. В 1957 году, в разгар хрущевской оттепели, вышел в свет ее первый сборник стихов «Разговор о счастье», отмеченный самобытностью поэтического языка. В 1961 окончила Литературный институт им. А.М.Горького, из которого двумя годами раньше была исключена ввиду «нарастания вредных тенденций в ее творчестве». «Революция сдохла, и ее труп смердит», – так, по свидетельству Евгения Евтушенко, сформулировала свою позицию Мориц на студенческой вечеринке в 1954 году. По окончании Литинститута Мориц опубликовала второй сборник стихов - «Мыс Желания». Она много занималась поэтическими переводами (с грузинского, эстонского и других языков). Обращение к творчеству старших современников — еврейских поэтов Мотла Грубияна и Мойше Тейфа — вызвало у Мориц интерес к национальной теме. В 1964 году вышел поэтический сборник М. Тейфа «Рукопожатие» в ее переводах, которые сам поэт высоко ценил и считал наиболее соответствующими духу оригинала. Сборник имел большой успех, главным образом среди евреев Советского Союза. Стихотворение о Холокосте «Кихэлэх и зэмэлэх» было положено на музыку композитором Максимом Дунаевским (родился в 1945 г.; сын Исаака Дунаевского); песня исполнялась в спектакле «Сказание о царе Макс-Емельяне» студенческого театра Московского государственного университета «Наш дом» под руководством Марка Розовского и приобрела популярность. Поэма «Анна Франк» из сборника «Рукопожатие» вызвала недовольство властей «националистической направленностью». Еще большее раздражение у советских литературных чиновников вызвало стихотворение Мориц «На Мцхету падает звезда...» (журнал «Юность», № 8, 1966), исполненное яростного антитоталитарного пафоса.
Неприятие тоталитаризма носит у Мориц глубоко индивидуальный, личностный характер, мотивируется, прежде всего, эстетическим отталкиванием от социального зла, порождаемого стадной глупостью и бездарностью: «Кто это право дал кретину / Совать звезду под гильотину?». Мориц — автор книг «Лоза» (1970), «Суровой нитью» (1974), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Избранное» (1982), «Синий огонь» (1985), «В логове жизни» (1990) и др. Поэтическое творчество Мориц с годами приобрело сложную, зачастую экспериментальную форму; многие ее стихотворения — песни, стилизованные под сказочные сюжеты. В 1990-е гг. Мориц принимала участие в политической жизни России, была членом радикально-демократических движений, выступала с политическими комментариями на американской радиостанции «Свобода». В 1995 г. Мориц избрана академиком Российской академии естественных наук. Она - лауреат ежегодной премии имени Андрея Сахарова "За гражданское мужество писателя".              

3 июня

 

1908 - Балетмейстер, организатор и художественный руководитель хореографического ансамбля «Березка», народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда Надежда Надеждина (Бруштейн) родилась 100 лет назад в Вильно. В 1918-24 годах училась в Петрограде во 2-й Государственной балетной школе. В 1925-34 годах - артистка балета Большого театра. В 1941 году впервые выступила как балетмейстер. В 1943-48 г.г. Надеждина - балетмейстер Московской эстрады, ставила танцы в Русском народном хоре (г. Калинин). В 1948 году организовала хореографический ансамбль "Берёзка", став его художественным руководителем и балетмейстером. Ансамбль "Берёзка" был широко известен в СССР и за рубежом. Надеждиной и руководимому ею ансамблю присуждена  Золотая медаль Мира им. Жолио-Кюри (1959) и Государственная премия СССР (1950). Умерла Н. Надеждина 11 октября 1979 года.

4 июня

 

1971 – Родился американский актер Ной (Ноах) Уайли, как и положено актеру, в Голливуде, штат Калифорния, в семье реформистских евреев Стивена Уайли и Марджори Сапир. Мама работала в ортопедическом отделении одной из голливудских больниц: выдавала костыли, накладывала гипс, бинтовала, выписывала рецепты. Ее муж Стивен работал инженером-электриком. В его обязанности входило следить за тем, чтобы на улицах, в домах, а главное - в съемочных павильонах всегда горел свет. Чтобы крутились огромные вентиляторы и гудели турбины. От его тихой деятельности зависела бесперебойная работа конвейера “великой фабрики грез”, о которой мечтал их сын Ной. По окончании школы он был в поиске, мечтал не только об эпизодических ролях и страдал от угнетающей депрессии. В 1990 году его пригласили сняться в одном телевизионном фильме. Роль была “хорошая, но маленькая”. Девятнадцатилетний Ной появлялся в кадре с растерянным лицом,произнося следующий текст: “Какого черта вы здесь делаете?” И... убегал. Всё. Вся роль. На психику такое влияет куда сильнее, чем пожизненное исполнение партии тени отца Гамлета или слуги, сообщающего, что “кушать подано”. Уайли был на грани нервного срыва, когда появилось предложение сняться в “Скорой помощи”. Тогда готовились к эфиру первые серии, и Ною предложили принять участие в семи эпизодах. Он, разумеется, согласился, подумав только: “Не успею сняться в первых двух, как проект закроют”. Это было в 1994 году. Через несколько недель он подписал контракт на пять лет. И стал богатым и знаменитым. «Скорая помощь» (в оригинале – ER) - лучший сериал компании WARNER BROS., обладатель 19 премий самой престижной награды США - "Эмми". 

5 июня

 

1894 - В Кременчуге, в ортодоксальной семье, родился живописец Мане-Кац (Мане Лазаревич -Лейзерович Кац). Его дед и отец были раввинами. И, естественно, детство будущего художника прошло в национальных традициях. Мальчик с детства проявил способность к рисованию, и родители отправили его учиться - сначала в Петербург, а затем в Париж. Накануне революции он возвращается домой. На глазах юноши совершается революция, в которой деятельное участие принимает его родной брат... Молодой стране нужны были специалисты во всех областях - и в искусстве тоже. Брат устраивает его преподавать в Харьковское художественное училище, где ему, молодому человеку, дали звание профессора живописи. Однако, как многие из деятелей искусства, кого революция выбила из равновесия, он боялся, что настоящее искусство погибнет, и в 1921 году покидает страну, чтобы больше никогда в нее не вернуться. Живя в Париже, где у него было много друзей, среди которых Пабло Пикассо, Марк Шагал, Илья Эренбург, Мане-Кац  испытывал материальные трудности: он обитал в маленькой комнате, служившей ему одновременно и студией, зарабатывая скудные гонорары. Но энтузиазм творчества, а также то, что он не был обременен семьей – Мане-Кац никогда не был женат - это позволило ему постепенно приобрести признание, как художника, воспевающего Библию и Тору. Его имя приобретает известность. Во время Второй мировой войны он решил вступить во Французский легион в качестве добровольца. Но его маленький рост не внушал симпатии у тех, кто ведал набором. И все ж ему удалось вступить в армию. За свою службу Мане-Кац был награжден орденом Почетного Легиона, а после войны жизнь художника стала намного интересней. Он исколесил практически весь мир, был в Японии, Африке, Австралии, Южной Америке, ряд лет прожил в Нью-Йорке. Когда в 1948 году возникло Государство Израиль, Мане-Кац заявил, что у него на Земле два дома - во Франции и в Израиле. Художник прожил 72 года, воспев в своих полотнах и скульптурах народ, к которому он сам принадлежал. Многие его произведения передают специфически хасидское мироощущение: «Бадхен», 1932; «Свадьба», «Симхат-Тора», многочисленные «Клезмеры», 1929–59 и скульптурные фигуры музыкантов. Теме одиночества и интимного общения с Богом посвящены картины «Человек в городе» (автопортрет), «Талмид-хахам», «Уединение», «Самоуглубление» (1934) и другие; впечатлениям от Эрец Исраэль — «Ориентальное» (1929), «Пейзаж Палестины», «Субботняя прогулка в Иерусалиме», «У Западной стены» (золотая медаль на Всемирной выставке в Париже, 1937), скульптура «Голова йеменской еврейки» и другие; библейским сюжетам — «Сон Иакова», «Давид и Голиаф» (1945), «Авраам и ангелы» и другие. Воспоминаниями о России навеяны «Желтая луна», «Осень», «Зима» и другие. В ряде работ Мане-Кац использует резкие контрасты черного и белого («Бой быков», 1931; «Лошади», «Белое и черное» и другие). Поскольку в личной жизни Мане-Кац был одинок, всё свое многомиллионное состояние он завещал Израилю и еврейскому народу. В 1977 году в Хайфе состоялось открытие мемориального Дома-музея Мане-Каца, ставшего памятником художнику. 

Количество обращений к статье - 2940
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com