Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Эксклюзив «МЗ»
Собирая «Золотой урожай»
Сэм Ружанский , Рочестер, Нью-Йорк

«Я очень ценю Гросса. Ведь благодаря ему об этих болезненных проблемах
спорит все общество, о них пишут многотиражные газеты, а на телевидении
создают программы об этом. Благодаря Гроссу, книги о польско-еврейских
отношениях публикуются тиражом не 500 экземпляров, а значительно
больше и, значит, не являются предметом дискуссии узкого круга
специалистов. Сила возздействия Гросса намного больше, чем
сила воздействия историков, корпящих годами
в архивах и пишущих взвешенные работы».
Польский историк Алина Скибиньска,
"Речь Посполита"

Читатели, знакомые с моими публикациями, наверняка обратили внимание, что целый ряд их был посвящен событиям, связанным со взаимоотношениями евреев и поляков до, во время и после Второй мировой войны. В основном, это были рассказы евреев, переживших Холокост. Они выжили, хотя их могли предать, сдав немцам, или даже убить соседи-поляки. Они выжили – может быть, потому, что были и другие поляки, которые предоставили им убежище, хорошо зная, что они могут быть расстреляны в ту же минуту, когда немцы - сами или по наводке «добрых» соседей – обнаружат, что они укрывают евреев.

Однако ни в одной из своих публикаций я не анализировал причины, по которым почти каждый погибший в Польше еврей погиб потому, что его предали (или убили) поляки, и почти каждый переживший Холокост был спасен поляками. Свидетельство этому - в музее «Яд ва-Шем»: почти 50 процентов деревьев, высаженных на Аллее Праведников - это деревья в честь поляков – спасителей евреев!

Для того, чтобы правдиво и откровенно написать об этом, проанализировать случившееся с поляками в годы нацизма, нужны мужество и честность.

Такой мужественный и честный человек нашелся - польско-американский историк и социолог Ян Томаш Гросс (Jan Tomasz Gross), ныне профессор Принстонского университета, США (на снимке). Он родился в Варшаве в 1947 году. Его мать, полячка Ханна Шуманска, была членом польского Сопротивления в составе Армии Крайовой, а отец, польский еврей Зигмунт Гросс - член Польской социалистической партии (партия левого толка - Polska Partia Socjalistyczna, PPS). Во время немецкой оккупации Польши Ханна, рискуя жизнью, спасла Зигмунта, своего будущего мужа.

Ян вырос в семье неравнодушных людей. В марте 1968 года он оказался среди молодых польских диссидентов и интеллектуалов, которые активно выступили против «закручивания гаек» со стороны терявшего власть первого секретаря ЦК ПОРП В. Гомулки при поддержке правого крыла ПОРП (премьер-министр Ю. Циранкевич). Польские власти, дабы продемонстрировать лояльность Советскому Союзу (в противовес соседней Чехословакии, где набирала силу «Пражская весна»), с санкции Гомулки резко ухудшили отношения с Израилем и в то же время внутри Польши ввели цензуру польской классики, которая традиционно была направлена против Российской империи. В результате запрета спектакля по пьесе А. Мицкевича «Дзяды» возникли студенческие волнения. В разжигании данных волнений власти обвинили «сионистов». События 1967-1968 годов сопровождались направляемой правительством антисемитской кампанией, в ходе которой польские евреи были объявлены «пятой колонной» израильского сионизма, в результате чего усилилась эмиграция евреев из Польши, которую покинуло около 20 тысяч человек.

Ян Гросс был изгнан из Варшавского университета, где изучал физику, и провел пять месяцев в тюрьме. Вследствие этого, а также из-за возросшего государственного антисемитизма, выразившегося в выдавливании евреев со всех более или менее важных постов и подталкивании их к эмиграции, он вместе с родителями в 1969 году перебрался в США.

В 1975 году в Йельском университете Ян Гросс защитил докторскую диссертацию в области социологии, после чего преподавал в Йеле, Нью-Йорке и Париже. К числу полученных им наград и дипломов относится и орден за заслуги перед Польшей (Order of Merit of the Republic of Poland).

Благодаря своим многочисленным публикациям, Гросс был хорошо знаком общественности. Но пика популярности и такого же читательского неприятия он достиг в 2001 году публикацией книги «Соседи», повествующей о массовых убийствах поляками евреев в местечке Едвабне в первые дни нацистской оккупации Польши.

Напоминю читателям, что до 2000 года польское общество считало, что массовое убийство евреев в Едвабне было осуществлено немцами. Но Ян Гросс своей книгой «Соседи. История уничтожения еврейского местечка» («Sasiedzi: Historia zaglady zydowskiego miasteczka») на многочисленных фактах доказал: погром был совершен только местными жителями, немцы не вмешивались, они лишь наблюдали и снимали преступление поляков. Именно они, поляки, жители Едвабне, в июле 1941 года жестоко уничтожили почти всех своих соседей-евреев. Сначала убивали евреев поодиночке - палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом тех, кто оставались живыми (а это около 1500 человек) загнали в сарай и сожгли живьем.

Далеко не все поляки готовы были к такой оценке событий, изложенных в книге Гросса. Для проверки фактов из этой книги польский Институт национальной памяти провел тщательное расследование, которое, в основном, подтвердило версию Гросса - за исключением общего числа уничтоженных евреев – специалисты института определили, что жертв было «всего» 340.

Следующая книга Гросса «Страх - антисемитизм в Польше после Освенцима» (2008 год) – и снова полярные оценки общественности. Автор подробно рассказывает о насилии, которому подвергались польские евреи, пережившие Холокост и наконец-то возвращающиеся к себе домой. Это книга о том, насколько безжалостен был антисемитизм поляков по отношению к «своим» евреям, только что вырвавшимся из смертельных лап нацистов. Кто из нормальных людей мог себе представить, что поляки, которые сами, как говорится, на своей шкуре познали все «прелести» нацистского оккупационного режима (3 миллиона поляков были уничтожены гитлеровцами), как только закончится война, забудут об общем враге - нацизме и начнут расправляться с беззащитными евреями – то есть продолжат то, что делали нацисты.

Кульминационным моментом польского послевоенного антисемитизма стал печально известный погром 4 июля 1946 года в Кельце - самый большой погром в послевоенной Европе, в результате которого было убито 37 и ранено 35 евреев.

Эта книга Яна Гросса, как и предыдущая, вызвала неоднозначную реакцию поляков: одни восприняли ее как жестокую, но честную правду, другие – как клевету на польский народ. Именно так восприняли книгу представители польской католической церкви и стоящие у власти братья Качиньские. Говорят, что они хотели устроить нечто вроде показательного процесса над «клеветником» Гроссом. Но... не сложилось.

Наконец, в марте 2011 года вышла третья книга профессора Гросса под, казалось бы, нейтральным названием «Золотой урожай». Эта книга - еще об одной стороне польско-еврейских отношений. На этот раз – об отношениях между живыми поляками и мертвыми евреями – точнее, о том, как польские крестьяне во время войны в поисках золота и драгоценностей выкапывали останки евреев из расстрельных рвов рядом с Треблинкой. И опять, как и в случае с первыми двумя книгами, мнения польской общественности и историков разделились: одни отнеслись к этой книги крайне отрицательно, другие советовали согласиться с автором и взглянуть правде в глаза.

По просьбе редакции «МЗ» мне удалось связаться с проф. Яном Гроссом, который любезно согласился встретиться и ответить на все интересующие читателей «МЗ» вопросы.


Уважаемый профессор, вы только что вернулись из Польши, где прошла презентация «Золотого урожая». Каковы ваши впечатления?

Этот визит, как вы уже отметили, был связан с презентацией «Золотого урожая» - книги, написанной совместно с моей женой Иреной. Мы оба присутствовали на всех встречах, которые, кроме того, что были очень насыщены, оказались еще и очень полезны для нас. Было много встреч с журналистами, включая интервью на ТВ. И, конечно, не забыть несколько встреч с открытой аудиторией в Кракове и Варшаве. К сказанному хочу добавить, что имеется определенный спектр людей, которые не хотят даже говорить о том, что происходило между поляками и евреями во время войны. И этой позиции они продолжают придерживаться. Но среди тех кто готов эту проблему обсуждать, есть много соглашающихся с тем, что в ряде случаев поляки были замешаны и в грабежах и в убийствах евреев. Но всё же даже наши «доброжелатели» не во всем соглашаются с данными, приведенными в моих книгах, хотя - и это очень важно - они их не оспаривают.

Вы сказали, что «Золотой урожай» написан вами вместе с женой Иреной. Позвольте спросить, в чем заключалось ее участие в создании книги?

Вы знаете, она литературовед и историк, поэтому, естествено, мы много с ней об этих событиях говорили, спорили, обсуждали, и я предложил ей сесть и написать о наших дискуссиях. Кроме того, в книге упоминается ряд исторических событий, описание которых требовало именно ее знаний, как профессионала-историка.

Вернемся к презентации. Как вы уже сказали, вы остались довольны ею. Хотелось бы узнать, что конкретно интересовало участников ваших встреч и какова была общая атмосфера?

Обычно всех спрашивающих я условно разделяю на две большие группы: резонные участники и «не резонные». Скажу сразу что «не резонные» могут задать вам любой вопрос, не утруждая себя его обоснованием. Другое дело - представители резонной группы: их вопросы обоснованы и хорошо продуманы. Вот вопросам последних я уделял максимум внимания, пытаясь как можно точнее и аргументированно донести свою точку зрения. О чем, в основном, спрашивали? Остановлюсь только на главном вопросе, который постоянно звучал во время поездки. Многих интересовало, почему я, рассказывая о польско-еврейских отношениях, описываю только одну их сторону – злодеяния поляков по отношению к евреям, и совершенно не привожу примеры многочисленных случаев когда поляки проявляли себя, как спасители евреев. Люди также интересовались, почему я в своих книгах делаю акцент только на отношении поляков к евреям, но опускаю вторую составляющую этих отношений - как евреи относились к полякам в разные периоды истории Польши? Это нормальные и вполне легитимные вопросы. И у меня на них один общий ответ: я умышленно концентрирую внимание читателей на негативных фактах взаимоотношений поляков и евреев – для того, чтобы привлечь внимание польского общества к искоренению этого явления. Вот главная цель и задача всех трех моих книг.

То есть главное – правда о той войне?

Да, и об этом я пишу уже 40 лет. За все годы мною написано очень много. В порядке разработки этой темы я, в конце концов, пришел к рассмотрению еврейско-польских отношений. К сожалению, эти отношения не получили корректного освещения в польской историографии. Поэтому последние 10 лет я пишу именно об этом – для того, чтобы донести правду и чтобы люди увидели, что происходило в действительности. Мои книги – это не всем нравящаяся, неприглаженная правда. И каждый раз, когда выходит очередная моя книга, она неминуемо вызывает в Польше бурную, а временами - жесткую дискуссию. Такая же судьба, я полагаю, ждет и мою новую книгу - «Золотой урожай».

О чем же говорили поляки на ее презентации?

Если сравнить атмосферу, в которой в 2001 году протекала дискуссия после публикации «Соседей», или ту, что сопровождала появление моей книги «Страх» всего три года назад, с сегодняшним обсуждением «Урожая», весьма заметен поворот в лучшую сторону. Косвенным его подтверждением является появление группы польских историков, пишущих на ту же тему, что и я, – о тех же трагических моментах польской истории, когда поляки относились к евреям далеко не дружелюбно, - не помогали прятать евреев, не выступали против грабежа евреев. Это означает, что отныне я не одинок со своим осуждением отношения поляков к евреям. И прямым свидетельством этого является тот факт, что за две недели до выхода «Урожая» , практически одновременно с ним поступили в продажу книги двух польских историков о польско-еврейских отношениях. Одна – это книга Яна Грабовского «Охота на евреев. 1942-1945» («JUDENJAGD. Polowanie na Żydów. 1942-1945»), вторая книга - «Есть всё же прекрасный солнечный день. Судьбы евреев, ищущих спасения в польской деревне,1942-1945» («JEST TAKI PIEKNY SŁONECZNY DZIEŃ. Losy Żydów szukających ratunku na wsi polskiej» Барбары Энгелькинг. Оба автора - сотрудники Центра изучения Холокоста при Академии наук Польши (http://www.holocaustresearch.pl/).

А вы, пан профессор, как-то связаны с этим Центром? Не является ли он своего рода вашим союзником или помощником?

Начну с последнего. Я работаю самостоятельно, без помощников, в разных архивах, в том числе и в архиве Центра. А является ли Центр моим союзником? Да, конечно. Теперь мой голос не одинок - наравне со мной последние шесть-семь лет в этом государственном центре работает целая группа ученых, исследующих те же проблемы , которыми я открыл свои публикации о Холокосте. Так, например, Центр ежегодно издает сборник своих работ о польско-еврейских отношениях под «вызывающим» названием «Уничтожение евреев» (Zaclada Zhydov). Еще недавно издание таких сборников было немыслимо. Это же поразительно! Это означает, что с болезненно-чувствительной темы польско-еврейских отношений снято табу и можно писать всё!

Чем вы можете объяснить создание такого Центра в составе Академии наук?

Понимаете для историков особый интерес представляют проблемы (темы), о которых еще никто не писал ранее. А тема польско-еврейских отношений - это такой мощный пласт истории, который долгие годы не подлежал изучениб и даже находился под запретом. И как только ученые открыли для себя, сколь интересна, важна и продуктивна разработка этой темы, они почувствовали, особенно после выхода «Соседей», необходимость вновь вернуться к изучению материалов судебных процессов над коллаборационистами - протоколы этих судов являются бесценным источником информации о преследованиях евреев поляками. Именно поэтому историки Центра систематически изучают материалы послевоенных судов.

Вы рассказали о позиции ученых Центра по изучению Холокоста. А что по этому поводу говорит польская пресса?

Начнем с Gazeta Wyborcza. Ее редактирует мой давний друг (еще по Варшавскому университету) Адам Михник, в его газете дискуссии, связанные с выходом моих книг, всегда объективны и точны. Кстати, публикация именно в этой газете статьи о поляках, занимающихся грабежом еврейских захоронений, подтолкнула меня к написанию «Золотого урожая». Кроме того, есть еще ряд изданий, дающих объективный анализ моих публикаций. Это, например, серьезный еженедельник Politika или издание Wprost (это как бы польский Newsweek). Много интересных статей, посвященных моим книгам, можно найти в католическом еженедельнике Tygodnik Powszechny, а также в других изданиях.

Польские крестьяне с останками евреев – в поисках «золотого урожая».
Фото: Gazeta Wyborcza


ИЗ ПОЛЬСКОЙ ПРЕССЫ
Gazeta Wyborcza, Ярослав Курский, «Жизнь в польских руках»:

«Книги ещё нет. Почти никто её не читал, но по польскому обычаю о ней уже спорят. Она выйдет только в феврале в издательстве «Знак» и наделает много шума. Разве это потому, что она - выдающееся произведение? Нет. Потому что она включает в себя неизвестные факты или источники? Тоже нет. Книга будет громкой, так как это книга о зависти крестьян, об измене и стукачестве. И о моральном падении, которое ведёт к преступлению. Это универсальная книга о человеческом ничтожестве, очень болезненная для нас, так как её героем является польский крестьянин, польский солтыс (староста - С.Р.), польский полицейский, польский шмальцовник (от слова «шмалец»/смалец, так называли людей, которые за вознаграждение выдавали евреев нацистам) и шантажист, польский мародёр и польская кладбищенская гиена. Это будет громкая книга, так как написали её Ирена Грудинская-Гросс и Ян Гросс, историк, который своей книгой «Соседи» о погроме евреев в Едвабне испортил нам хорошее настроение. Мы, поляки, до сих пор считающие самих себя жертвами войны и гитлеризма, не можем больше отрицать, что иногда принимали участие в кровавом деле, а порой даже и совершали его самостоятельно — без немцев и вместо них. От такой истины больно и стыдно. Такую истину не хочется знать».

Rzeczpospolita, из интервью польского историка Алины Скибиньской «НЕ МЫ РЕШИЛИ УНИЧТОЖИТЬ ЕВРЕЕВ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, КО МНОГИМ УБИЙСТВАМ МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПРИЧАСТНЫ»:
Корреспондент : У меня нет претензий к Гроссу, к тому, что он пишет. Речь идет о том, КАК он пишет. Его радикальные выводы и обобщения не побуждают поляков к размышлению, а, наоборот, вызывают только возмущение.
А.С. Это такой метод, на который он имеет полное право. К сожалению, в наших условиях лишь то, что вызывает споры и эмоции, может стать предметом широкой дискуссии. Если во всем учитывают нюансы и ставят вопросительные знаки, то этим обрекают труд историка на внимание узкого круга слушателей.
Корр. И это говорит профессиональный историк? Ведь самое главное – это правда!
А.С.То, что делает Гросс, – это совсем другой вид творчества. Гросс сам назвал свою книгу эссе, а не научной работой. И написал это эссе в таком виде, какой всех нас, независимо от взглядов, не оставил равнодушными к рассказанному им. В этом Вы ему, наверно, не откажете».

Как к вам, профессор, к автору «Соседей», «Страха», а теперь еще и «Золотого урожая» относятся в Польше? И как - в объединениях поляков в США и Канаде?

Когда появилась моя первая книга «Соседи», она была встречена с ожесточением. Несколько мягче, если можно так сказать, была встречена моя следующая книга «Страх». И могу точно сказать, что совсем иначе встречают «Золотой урожай». Это свидетельство того, что уровень жесткого противостояния и отрицания всего написанного мною постепенно и неуклонно снижается. Что же касается польских объединений Канады (Canadian Polish Congress) и США (Polish American Congress), они находятся на крайне правых, явно антисемитских позициях и, естественно, относятся крайне отрицательно к моим книгам и публикациям.

В чем конкретно проявляется такое их отношение к вам: шлют грозные электронные письма, пишут гнусные статьи?

Я знаю, что они всё это делают, но их письмам и выступлениям я не придаю внимания - всё, что они присылают мне касательно моих книг и вообще евреев, я сразу отправляю в мусорную корзину, в трэш.

А вот на сайте News of Poland в одном из материалов говорится, что, публикуя «Золотой урожай», вы, по сути, собираете свой личный урожай. Иными словами, вами движет корысть, жажда славы и наживы, а не желание говорить правду. Что вы можете сказать в ответ?

Я бы хотел иметь такой большой доход, который подразумевается в словах автора этого вопроса... Его бы слова - да Богу в уши. Будет еще лучше, если задающий купит две или три тысячи книг. Тогда точно у меня будет доход (Гросс произнес это с улыбкой – С.Р.).

И еще один жесткий вопрос: как вы среагировали на то, что в польской печати вас назвали «вампиром историографии»?

Да, был человек, который так выразился.

И кто он, если не секрет?

Это директор Института национальной памяти г-н Януш Куртика. А ведь именно этот институт подтвердил факты, приведенные в моей книге «Соседи». Правда, последние годы институт постепенно отошел от объективной оценки любых событий внутри страны и стал превращаться в «слепого» защитника польских национальных интересов. В этом случае годятся любые оценки, если они - в пользу «национальных интересов». Именно поэтому меня и назвали «вампиром»!

Критики ваших книг утверждают, что в «Страхе» вы, с одной стороны, обвиняете поляков в антисемитизме и в принуждении выживших в Холокосте евреев к эмиграции, а с другой – критикуете коммунистическое правительство Польши за то, что оно воплощало в жизнь мечту польских националистов по превращению страны в этнически чистое государство. Ваша реакция на эти заявления?

Я не вижу противоречия в этих двух формах антисемитизма. В любом случае именно антисемитизм подталкивал евреев к эмиграции. Евреи Польши почувствовали себя лишними, да еще плюс физические атаки на них. Результат - массовая эмиграция в 1946-1948 годах. И, как это ни страшно звучит, евреи уезжали в Германию, где в лагерях для перемещенных лиц они чувствовали себя под большей защитой, чем в «родных» польских городах. А вспышка антисемитизма в 1968 году была практически организована государством, что привело к тому, что почти все еврейское население Польши покинуло страну, которую столетиями оно считало своим домом. Именно в 1969 году, ощутив эту волну антисемитизма, я вместе с родителями уехал в США.

Что вы можете сказать об уровне антисемитизма в сегодняшней Польше?

Совершенно точно могу сказать: он не растет, есть тенденция – пусть и небольшая, - к спаду. Как это выглядит в цифрах, не знаю - это дело статистиков. А вот то, что я знаю наверняка, и это очень и очень важно: по всей стране растет осведомленность населения о том, что происходило во время Второй мировой войны!

На какие источники информации вы опираетесь, создавая свои книги?

В основном, на информацию национальных архивов и на показания очевидцев. Так например, «Соседи» основывались на свидетельствах евреев, переживших нападение в местечке Едвабне. Эти показания были зафиксированы сразу по окончании войны и хранятся в Варшаве в Еврейском институте истории. Кроме того, есть показания, запротоколированные в материалах судов, прошедших в 1949 году над участниками нападений на евреев. В основном, это показания поляков и только нескольких евреев, случайно выживших в том побоище.

Выступаете ли вы с лекциями о польско-еврейских отношениях? Если где, то в каких городах и странах?

Меня часто приглашают с лекциями в различные штаты Америки, в Канаду, Израиль. Совсем недавно был во Франции, в ближайшее время вылетаю в Австралию.

Ваше отношение к религии?

Я агностик.

Какие из ваших книг переведены на русский язык и какие планируется перевести?

По моим сведениям, на русский язык переведены только «Соседи», да и то перевод сделан без моего согласия. Но у меня нет претензий - пусть читают на здоровье. Что касается остальных книг, пока никто ко мне не обращался.

Если можно, расскажите хотя бы кратко о своей семье.

К сожалению, мои родители умерли. С женой я недавно разошелся. У меня двое детей: сын и дочь. Сын - режиссер документальных фильмов на канале HBO, дочь - студентка колледжа в Калифорнии.

Как получилось, что вас, диссидента, польское правительство наградило орденом «За заслуги перед Польской Республикой»? Это такая государственная шутка?

Нет, это просто ошибка (смеется – С.Р.). Видите ли, у меня был друг, польский консул в Нью-Йорке, и он, завершая свою каденцию здесь, оформил мое награждение, поскольку отвечал, в частности, за этот участок работы. Мы были знакомы - оба диссиденты.

Что вы хотели бы пожелать читателям «МЗ»?

Очень просто – мазаль вэ бриют – счастья и здоровья!
Количество обращений к статье - 3351
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (5)
Гость Иосиф | 04.05.2012 19:43
Я недавно узнал о творчестве Гросса. И этот материал о нем подтверждает , что это мужественный человек, одним из первых показавших настоящую правду о зверствах над евреями со стороны поляков, а на самом деле такие же преступления совершались и в Прибалтике и в Белоруссии только с меньшей жестокостью
Рита, Израиль | 11.07.2011 15:50
Привет! Прочла сейчас твой материал о Гроссе. Главное, на мой взгляд. тема пособников и участников уничтожения евреев - очень злободневна и сегодня, когда несколько поколений детей и правнуков-внуков выросли,не предполагая, что происходило, и что в их жилах течёт кровь убийц и нелюдей,Это очень болезненный для многих народов вопрос,особенно, в Прибалтике. Польше и других странах, но он существует и игнорировать его было бы неверно и нечестно. Ты, как всегда, мастерски
провёл интервью. Твои собеседники становятся частью жизни каждого читающего о них. За это тебе особое СПАСИБО! Не уставай и дерзай дальше! Рита
Гость sava | 11.07.2011 13:04
Для честных, не подвергнутых юдофобской заразе, читателей,очень полезный и поучительный материал.
Любая правда о трагедии евреев всегда не угодна политическому истеблишменту на Западе, потому ее отрицают и фальсифицируют.
algor | 06.07.2011 12:28
Александр Гордон

Очень интересный, полезный и важный материал. Спасибо Автору репортажа за его мастерство.
Юрий, Тель-Авив | 06.07.2011 09:28
Потрясающий текст, острые вопросы, честные ответы Яна Гросса. Ружанскому респект!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com