Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
25-31 авг.2011
Рубрику ведет Леонид Школьник

25 августа

1886 – Израильский поэт, лауреат Государственной премии Израиля (1954) Давид Шимони родился 125 лет назад в Бобруйске в семье Нисима Шимоновича и Малки Фридлянд, где соблюдали еврейскую традицию и где любили новую ивритскую и русскую литературу. Давид учился в хедере и с домашними учителями. В 1906 году он переехал в Киеве, там сдал в университете экстерном экзамен на помощника аптекаря. Вместе с другом детства Берлом Кацнельсоном участвовал в составлении революционных листовок на языке идиш, которым владел с детства. С 1908 года Шимони жил в Петербурге, готовился к поступлению на курсы востоковедения и именно там напечатал свои первые стихи на иврите. В 1909 г. Давид приехал в Эрец-Исраэль. Работал на охране еврейских сельскохозяйственных поселений в разных районах страны. В 1910 г. на несколько месяцев вернулся в Россию, затем уехал учиться в Германию, где слушал лекции по литературе, философии, семитским языкам в университетах Берлина, Гейдельберга, Вюрцбурга. Годы Первой мировой войны провел в России, преподавал литературу на иврите на разных курсах в Петрограде и в Москве, сотрудничал в редакции ежедневной газеты на иврите «ха-Ам», затем — в издательстве А. И. Штыбеля. В 1919 г. на некоторое время вернулся в Бобруйск, в 1920 г. через Польшу окончательно перебрался в Эрец-Исраэль. Жил сначала в Реховоте, с 1925 г. — в Тель-Авиве; преподавал Библию и литературу в гимназии «Герцлия». Сотрудничал в Союзе ивритских писателей Эрец-Исраэль, в писательском архиве «Гназим», в Комитете языка иврит. Первая публикация - стихотворение в молодежном журнале «Ган шаашуим» (1899) А. М. Пюрко; первое зрелое стихотворение «Бейн ха-шмашот» («Сумерки») было напечатано в альманахе «Ахиасаф» в 1904 г. Публиковался в журналах на иврите «ха-Меорер» И.-Х. Бреннера (1906–1907), «ха-Шилоах», «ха-Поэл ха-цаир» и других. Первые поэтические сборники «Иешимон» («Пустыня», Варшава, 1910) и «Саар у-дмама» («Буря и безмолвие», Варшава, 1911) отмечены пессимизмом. По приезде в Эрец-Исраэль печатал рассказы о природе страны и ее жителях, позднее вошедшие в различные антологии и хрестоматии для юношества. Тогда же впервые обратился к идиллии, одному из центральных в его творчестве жанров, в котором Шимони проявил себя явным последователем Ш. Черниховского. Однако в отличие от Черниховского, Шимони избрал местом действия своих идиллий Эрец-Исраэль, а темой — жизнь нового ишува. Идиллия «ха-ярденит» («Девушка с берегов Иордана», 1912) содержит описание весенней природы, дающей приют двум юным влюбленным. Автобиографические поэмы «Бе-зохорей драхим» («В сиянии дорог», 1921), «Бе-керен завит» («В углу», 1923), «Халом лейл хореф» («Сон в зимнюю ночь», 1921), написанные в Германии, испытали сильное влияние пушкинских поэм и «Евгения Онегина». Своеобразным продолжением традиций Мидраша можно считать поэму «Эшет Иов» («Жена Иова», 1924) о жене библейского праведника и страдальца. Шимони одним из первых начал писать стихи о Катастрофе, сходные по стилю с его более ранними стихами о погромах на Украине. С позиции простодушного верующего еврея Давид Шимони почтительно и настойчиво вопрошает Бога, почему не исполняется то, что написано в Библии и молитвах. Стихотворения второй половины 1930–1950-х гг. посвящены жизни ишува. Автор подчеркивает в них преемственность исторической судьбы и подвига с момента откровения на горе Синай и до провозглашения Государства Израиль. Шимони принадлежат также книга басен «Би-швилей ха-бейвар» («На дорожках зоопарка», 1953), выражающих его отношение к явлениям израильской политической, общественной и литературной жизни, сборник лирических эссе «Ба-хашай» («В тишине», 1945; продолжение опубликовано в 1955), «Пиркей зихронот» («Воспоминания», 1953). Поэт всегда подчеркивал свое преклонение перед М. Ю. Лермонтовым и многократно переводил его произведения (переводы лирики публиковались в периодических изданиях и сборниках); в 1921 г. вышел «Герой нашего времени». Шимони переводил также произведения А. С. Пушкина (1920), Л. Толстого (1922). В переводе на русский язык стихи Шимони публиковались в «Еврейской антологии» (М., 1917), в книге «Из еврейских поэтов» В. Ходасевича (Берлин, 1921; М.—Иер., 1998) и в книге «Давид Шимонович. Стихотворения» (Т.-А., 1946; перевод А. Аронова). Одно из своих стихотворений, переведенных Самуилом Маршаком, Шимони посвятил Санкт-Петербургу. В нем были такие строки:

Эта полночь полна волшебства,
Мрамор зданий сияньем облит,
И во сне беспокойном Нева
Плещет в чёрный, недвижный гранит...

Скончался Давид Шимони в Тель-Авиве 10 декабря 1956 года.

26 августа

1908 - Известный шахматный композитор-этюдист Сергей Каминер родился в Нижнем Новгороде. В 1926 году поступил на химический факультет МВТУ им. Баумана, где получил диплом инженера-химика. Позднее жил в Ленинграде и Москве, работал инженером-технологом. Последнее место работы - начальник технического отдела управления «Главрезина» в Москве. Сергей Михайлович с детства увлёкся шахматами, был сильным мастером практической игры. Он - один из основателей советской этюдной школы. Первый этюд Каминер опубликовал в 1924 году. Всего он составил 65 этюдов. 27 из них отмечены высокими отличиями на конкурсах, три получили высший приз, 9 — второй или третий. 12 его этюдов вошли в «Альбом ФИДЕ» за 1914-1944 годы. В 1932-1938 годах Каминер и Е. Сомов-Насимович были редакторами отдела этюдов шахматной газеты «64». Каминер опубликовал ряд методических статей, участвовал в качестве судьи в этюдных конкурсах этой газеты. В годы Большого террора, незадолго до ареста и расстрела в возрасте 30 лет (2 ноября 1938 года), Сергей Каминер, предчувствуя беду, передал своему многолетнему другу Михаилу Ботвиннику тетрадь со своими этюдами. После смерти Сталина эти материалы послужили основой для сборника этюдов Каминера (Кофман, 1981). Кстати, М.М. Ботвинник сказал о Каминере так: «Он сразу по мастерству стал в один ряд с такими корифеями, как Троицкий, братья Платовы и Л. Куббель». И еще: «Каминер составил не так много этюдов, но каждое его новое произведение было всегда событием в композиторском мире. Глубокий, талантливый С. Каминер обладал исключительным чувством равновесия, гармонии, естественности, и все его этюды кажутся эндшпилями сыгранных партий».

27 августа

1896 - «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия, день рождения которой мы отмечаем сегодня, в день ее 115-летия. Речь идет, конечно, о популярной российской актрисе Фаине Раневской. Она родилась в Таганроге, в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Гирш Хаймович Фельдман, был крупным торговцем и владельцем фабрики сухих красок, ему также принадлежали несколько домов, магазин, склады и даже пароход "Св. Николай". А еще Гирш Фельдман был старостой местной синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Мать будущей актрисы, Милка Рафаиловна Заговайлова, считалась среди окружающих натурой несколько экзальтированной, была поклонницей литературы и искусства, страстной почитательницей творчества А.П.Чехова. От нее, видимо, и унаследовала Фаина свою неповторимую экзальтированность, чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. Много позже Фаина Григорьевна в своей автобиографии писала: «В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, но ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки». Жила Фаина Фельдман в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в те годы она познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским. Тогда же произошла ее первая встреча с В.И.Качаловым: «…Родилась я в конце прошлого века, когда в моде еще были обмороки. Мне очень нравилось падать в обморок, к тому же я никогда не расшибалась, стараясь падать грациозно. С годами это увлечение прошло. Но один из обмороков принес мне счастье, большое и долгое. В тот день я шла по Столешникову переулку, разглядывала витрины роскошных магазинов и рядом с собой услышала голос человека, в которого была влюблена до одурения. Собирала его фотографии, писала ему письма, никогда их не отправляя. Поджидала у ворот его дома… Услышав его голос, упала в обморок. Неудачно. Сильно расшиблась. Меня приволокли в кондитерскую, рядом. Она и теперь существует на том же месте. А тогда принадлежала француженке с французом. Сердобольные супруги влили мне в рот крепчайший ром, от которого я сразу же пришла в себя и тут же снова упала в обморок, так как этот голос прозвучал вновь, справляясь, не очень ли я расшиблась…». Кстати, существует легенда (точнее, одна из легенд) о том, как Фаина Фельдман стала Раневской. Однажды во время прогулки у неё из сумочки выпали деньги, присланные отцом. Порыв ветра подхватил их и понёс по набережной. Она не сделала даже попытки собрать их. Лишь стояла, спокойно смотрела и потом произнесла: «Как они красиво летят!». Её спутник тогда заметил: «Фаина, вы совсем как Раневская из «Вишневого сада». Так и остался за ней этот сценический псевдоним – Фаина Георгиевна Раневская. Театральная карьера Фаины началась в 1915 году в Малаховском дачном театре (под Москвой), затем она играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном "Первом советском театре" в Крыму, в Баку, Смоленске и других городах. Первые ее сценические успехи связаны с выступлениями в острохарактерных ролях: Шарлотта ("Вишневый сад" А Чехова), Змеюкина и Мерчуткина ("Свадьба", "Юбилей" А Чехова), Гулячкина ("Мандат" Н Эрдмана, Дунька ("Любовь Яровая" К. Тренева). С 1931 года Фаина Григорьевна работала в московском Камерном театре, а с 1933 г. – в Центральном театре Красной Армии. Дарование Раневской в те годы наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе Максима Горького. В 1943-1949 гг Ф. Раневская работала в Театре им Маяковского, где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хеллман "Лисички" (1945). В 1946 году она с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж. Патрика "Странная миссис Сэвидж". В 1949-1955 гг. Раневская – актриса театра им. Моссовета. В остро-сатирической гротескной манере сыграла она небольшую роль спекулянтки ("Шторм" В. Билль-Белоцерковского, 1951), ставшую благодаря исполнению актрисы одним из ярчайших образов спектакля. С 1955 года Фаина Георгиевна - актриса Московского театра им Пушкина. Наиболее значительные ее роли в этом театре - Бабушка (в пьесе А Косоны "Деревья умирают стоя"), Антонида Васильевна (в инсценировке "Игрока" Достоевского). В 1963 году Раневская возвратилась в Театр им Моссовета. В течении тринадцати лет она с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина" (по пьесе В. Дельмор). Кстати, именно в этом спектакле Фаина Георгиевна в последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года. Ее актерский талант сочетал полноту реалистического раскрытия характера с острой, подчас гротескной манерой. Она часто обращалась к комедийному, сатирическому преувеличению. Яркая, выразительная сценическая речь, щедрые бытовые краски, остро и смело найденная характерность придавали сценическим образам Раневской особое своеобразие. Фаине Георгиевне трижды присуждали Государственную премию СССР (две - за роли в театре и одну - за роль в кино), а в 1961-м присвоили звание народной артистки СССР. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке». Произошло это так (из книги Г.Скороходова “Разговоры с Раневской”): «Однажды ей сказали: «Вас хочет видеть режиссер с кинофабрики». За кулисы пришел худенький молодой человек в потертых брюках и пиджаке, выглядевшем на два размера меньше нужного, с обтрепанными рукавами.
- Здравствуйте. Я – Михаил Ромм.
Раневской фамилия показалась знакомой.
- Здравствуйте! – радостно улыбнулась она. – Я о вас так много слышала!
- Ну, что вы! – остановил ее Ромм. – Вы слышали о другом – о знаменитом Рооме, а я начинающий и еще ничего не успел сделать.
Фаина Григорьевна смутилась, а Ромм предложил ей сняться в его фильме «Пышка», сценарий которого он написал сам по мопассановской новелле. Прочитав сценарий, Раневская дала согласие». У Ромма она снялась еще и в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители. Фаина Георгиевна в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. Сегодня многие фразы, каламбуры и высказывания одной из величайших актрис столетия, скончавшейся 20 июня 1984 года, обильно цитируются и тиражируются. Вот одна цитата «из Раневской»: «Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают». И еще одна, про Ленина: «Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности». «Актрисой на все времена" назвал Фаину Григорьевну уже упоминавшийся Глеб Скороходов, написавший о ней интереснейшую книгу. А в 1992 году редакционным советом британской энциклопедии Who is who («Кто есть кто») Фаина Раневская была включена в десятку выдающихся актрис ХХ века.

28 августа

1911 - Создатель первой детской музыкальной школы и Национального музыкально-драматического театра и Союза композиторов Молдавии, Кишинёвской государственной консерватории (ныне Национальная консерватория Молдавии), музыкального училища им. Ш. Няги (1945) и детской музыкальной школы-десятилетки им. Е. Коки в Кишинёве, Молдавского государственного театра оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова), автор первой молдавской оперы «Грозован», первый заслуженный деятель искусств Молдавии, народный артист Молдавской ССР – это всё сделал и заслужил один и тот же человек, которого звали Давид Гершфельд. Наверняка в сегодняшней Молдове и далеко за ее пределами найдутся люди, которые помнят этого человека, 100-летие со дня рождения которого приходится как раз на 28 августа. Он родился в семье скрипача и композитора Григория Исааковича Гершфельда в местечке Бобринец (ныне райцентр в Кировоградской области Украины). По окончании школы-семилетки работал слесарем, играл на различных духовых инструментах в оркестре расквартированной в Бердичеве кавалерийской дивизии имени Г.И. Котовского, в других военных оркестрах, затем учился на рабфаке Бердичевского филиала Киевского химико-технологического института. В 1930 году Давид поступил в Одесский музыкально-театральный институт им. Бетховена по классу фагота и валторны; композицию и теорию музыки изучал в классе профессора Н. Н. Вилинского. По окончании консерватории в 1934 году был направлен на театральную работу в Молдавскую АССР - сначала в Балту, затем в Тирасполь (тогдашнюю столицу Молдавской АССР), где стал заведовать музыкально-постановочной частью Тираспольского Украинского театра. Быстро проявил недюжинные организаторские способности и в течение нескольких лет создал в Тирасполе Молдавский национальный музыкально-драматический театр, Дом художественного воспитания детей (впоследствии - Дворец пионеров и школьников), детский симфонический оркестр, а в 1937 году - первую в республике детскую музыкальную школу, которую возглавлял до 1940 года. В том же году Гершфельд возглавил организованный им Союз композиторов Молдавии, основал и возглавил Молдавскую государственную консерваторию. Однако все созданные им институции распались с началом Великой Отечественной войны и оккупации республики. В 1942 году Гершфельдом был организован ансамбль песни и пляски «Дойна», состоявший из собственно оркестра под управлением Шико Аранова, солистов и танцевальной группы под общим художественным руководством Гершфельда. Оркестр концертировал на фронтах Великой Отечественной войны и в эвакогоспиталях, а за его организацию в 1942 году Гершфельд был первым в республике удостоен звания заслуженного деятеля искусств Молдавии. По возвращении в Кишинёв в 1944 году Гершфельд воссоздал и вновь возглавил Союз композиторов Молдавии и Кишинёвскую консерваторию, а также стал художественным руководителем Молдавской государственной филармонии, председателем правления Молдавского музыкально-хорового общества и директором организованного им Кишинёвского музыкального училища (впоследствии имени Штефана Няги, 1945) и созданной им на базе музучилища специализированной музыкальной школы-десятилетки имени Е. Коки. Основал также оперную студию при возглавляемой им консерватории. Увы, в 1947 году Давид Григорьевич в качестве «благодарности» за сделанное для развития музыкальной культуры республики подвергся разгромной критике в газете «Советская Молдавия» и в самом начале кампании по борьбе с безродными космополитами был уволен со всех занимаемых им должностей. В те годы, однако, он не впал в депрессию, а продолжил активно сочинять музыку. В 1956 году Гершфельд был восстановлен в качестве руководителя Союза композиторов Молдавии, директора Кишинёвской консерватории и музыкального училища, стал художественным руководителем Молдавского радиовещания (до 1964 года). В 1955 году, используя свой опыт организации Молдавского музыкально-драматического театра в Тирасполе, Гершфельд впервые основал в Кишинёве Молдавский государственный театр оперы и балета, для которого написал первую молдавскую оперу «Грозован» (на либретто В. Руссу о гайдуке Григории Грозоване). Давид Гершфельд как директор консерватории, её оперной студии, музучилища и музыкальных школ воспитал ряд известных в будущем деятелей искусства республики, в том числе таких артистов оперы, как Борис Раисов, Мария Биешу, Валентина Савицкая и других. В 1966 году, по предложению Министерства культуры СССР и по ходатайству тогдашнего главы Союза композиторов СССР Т.Хренникова Гершфельд был назначен худруком Сочинской филармонии. На этом посту он находился в общей сложности более полутора десятилетий, до момента отъезда на постоянное место жительства в США. Прибыв в Штаты в почтенном возрасте (годом ранее «разменяв» восьмой десяток), он по-прежнему продолжал музицировать, не утрачивал интереса к событиям, происходившим на родине - в частности, в Молдове. Кстати, Давида Григорьевича Гершфельда с его юбилеем - 90-летием со дня рождения - поздравил сам президент США Дж.Буш… В последние два года, после кончины супруги, Полины Борисовны, Давид Григорьевич жил один, но его часто навещали дети – сын Альфред (тоже музыкант, ныне живущий в Майами) и дочь Людмила, а также внуки и правнуки. Все они, вместе со знакомыми Д. Г. Гершфельда, на исходе января 2005 года проводили патриарха молдавской музыки в последний путь.

29 августа

1959 - Британский физик, математик, программист, писатель Стивен Вольфрам разработал систему компьютерной алгебры Mathematica и систему извлечения знаний WolframAlpha. Еще в детстве его называли юным Эйнштейном. В 13 лет Стив получил стипендию для учебы в Итон колледже. В 14 лет он написал свою первую книгу по физике элементарных частиц. В 17 лет научный журнал, специализирующийся на проблемах ядерной физики, опубликовал статью Стивена Вольфрама. В 18 лет он написал широко известный документ о производстве тяжелых кварков. В 20 лет получил докторскую степень в области теоретической физики. Стивен родился в Лондоне в семье еврейских беженцев, эмигрировавших из Вестфалии в Англию в 1933 году. Его отец, Хьюго Вольфрам, был писателем, а мать, Сибилл Вольфрам, работала профессором философии в Оксфордском университете. У Стивена есть младший брат Конрад - специалист в области информационных технологий и директор отдела международных отношений и стратегического развития в компании брата. Поступив в 17 лет в Оксфордский университет, в колледже Святого Джона Стивен Вольфрам начал исследования в области физики. С 1978 года свои исследования Вольфрам продолжил в Калифорнийском технологическом институте. Здесь он впервые занялся связью между космологией и физикой элементарных частиц, а позже - теорией сильных взаимодействий и клеточным автоматом. В 1979 году Вольфрам получил докторскую степень (PhD). С 1979 по 1981 гг. он руководил в университете разработкой системы компьютерной алгебры SMP (Symbolic Manipulation Program, предшественник Mathematica), однако из-за споров об интеллектуальной собственности, связанных с SMP, он оставил университет. В 1983 году Стивен устроился на работу в Институт перспективных исследований, где работал над моделью клеточных автоматов, которую применял в криптографии и гидродинамике. С 1986 года он работает в Иллинойском университете в Урбана-Шампейн, где и началось развитие системы Mathematica, опубликованной в июне 1988 года, а также вышел первый выпуск его журнала «Комплексные системы» (Complex Systems). В 1987 году Вольфрам основал компанию Wolfram Research в Шампейне, Иллинойс, занимающейся выпуском программного обеспечения, президентом которой он является по сей день. Работы Вольфрама в физике элементарных частиц, космологии и информатике принесли ему одну из первых наград — «Грант для гения» от фонда Мак-Артуров. А его работа с Джеффри Фокс в квантовой хромодинамике до сих пор используется в экспериментальной физике частиц. В 2002 году вышла книга Стивена «Новый вид науки» (A New Kind of Science) - результат более чем десятилетней плодотворной работы, которая быстро стала бестселлером. В марте 2009 года в своём блоге С. Вольфрам объявил о запуске базы знаний и набора вычислительных алгоритмов WolframAlpha. В том же году он получил премию Фридриха Людвига Баура в Мюнхенском техническом университете. Стивен Вольфрам женат, у него четверо детей.

30 августа

1946 - Продюсер, режиссёр, сценарист кино и телевидения Ефим Гальперин, отмечающий сегодня свое 65-летие, родился в Днепропетровске, Украина. В 1970 году окончил механико-машиностроительный факультет Днепропетровского горного института им. Артёма, а в 1979 году - факультет кинорежиссуры Киевского государственного института театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого (специальность - режиссёр кино). Работал на киностудиях им. Довженко (Киев), Свердловской киностудии (Екатеринбург), киностудии имени Горького (Москва). С 1992 года живёт в США. Ведущий и продюсер этнического телевизионного канала WMNB (США). Среди его киноработ в качестве автора сценария и режиссера - документальный фильм «Завтра» (1977), «Сочинение на вольную тему» (художественный фильм, приз Всесоюзного фестиваля «Амирани» в Тбилиси, 1978), художественный фильм «Старик» (1979, приз зрительских симпатий и приз жюри Международного фестиваля «Молодость», Киев). В 1982 году режиссер Ефим Гальперин снял музыкальную комедию «Вот такие чудеса», был автором сюжетов и режиссером выпусков популярного киножурнала «Ералаш». В 1988 году он снял художественный фильм «Дом с привидениями», получивший Гран-при Международного фестиваля фильмов для детей (Аргентина), призы фестивалей в Румынии и Германии. На его счету также сатирическая комедия «Бля»! (1990, в кинопрокате и на телевидении она шла под названием «Сэнит Зон» - «Санитарная зона»). Эта лента получила приз зрительских симпатий и приз жюри Всесоюзного фестиваля кинокомедии «Золотой Дюк» (Одесса). В этой ленте Ефим Гальперин выступил в качестве продюсера, соавтора сценария и режиссёра. Он же стал продюсером, сценаристом и режиссером документальной ленты «Ребе» (1996). В 2001 году Ефим Гальперин в соавторстве с Семеном Винокуром и Ефимом Кучуком создал фильм «Гарики и человеки» - документальный телевизионный сериал об Игоре Губермане, «сидельце», диссиденте и настоящем поэте «еврейского разлива».

31 августа

1921 - Советский и российский спортивный журналист Наум Дымарский (сегодня ему исполнилось бы 90) родился в Харькове, рос в театральной семье (отец - театральный администратор). Наум Александрович начал карьеру журналиста сначала в газете «На стройке», потом - в журнале «Советский Киев», где стал вести шахматную рубрику. Работал завлитом в театре, занимался театральной критикой. В 1944 году стал собкором "Комсомольской правды" в Ташкенте - правда, ненадолго. Местный корреспондент "Правды" предложил ему написать за двумя подписями статью о злоупотреблении в комсомольской верхушке республики. После подобной публикации Дымарскому пришлось переехать собкором "Комсомолки" во Львов. Будучи проездом в Москве, он познакомился со своей будущей женой. В 1948 году стал работать в "Литературной газете", а по совместительству - на радио, где вел шахматный раздел, сменив на этой должности Исаака Линдера. А с 1954 года был уже в штате Всесоюзного радиокомитета. С 1960 года - тележурналист Гостелерадио. Ученик известного советского радиокомментатора Вадима Синявского. На Всесоюзном радио Дымарский вёл «Спортивный дневник». В 1976 году в качестве собкора он впервые попал на Олимпийские игры в Монреале. Впоследствии вел репортажи со множества летних и зимних Олимпиад, со спортивных арен разных стран, из залов, где проходили шахматные поединки. Долгие годы Дымарский являлся заместителем главного редактора спортивной редакции Гостелерадио. Но подобная благополучная жизнь продолжалась лишь до 1980 года. Во время московской Олимпиады старшая сестра Наума Александровича уехала на постоянное жительство в США, и на открытии Олимпиады Дымарский уже не присутствовал. Вели передачи Николай Озеров и Анна Дмитриева. А прославленного журналиста досрочно спровадили на пенсию, присвоив звание заслуженного работника культуры и оставив внештатным сотрудником на 1-м канале. Но когда председатель Гостелерадио услышал репортаж внештатника с матча Карпов-Каспаров, он вознегодовал: «Дымарский должен быть на пенсии, а не в прямом эфире». К микрофону Наум Александрович вернулся лишь с приходом к власти Михаила Горбачева. В 1994-2002 годах он жил в Нью-Йорке, работал на русскоязычном телеканале, затем, вплоть до возвращения в Россию, - спортивным обозревателем газеты «Форвертс» во время моего редакторства. Сотрудничество с «Форвертсом» Наум Александрович продолжил и в Москве, одновременно работая в «Российской газете». В 2001 году сын Наума Дымарского Виталий, известный в России журналист «Эха Москвы», выпустил в издательстве «Вагриус» книгу отца «На радиоволне моей памяти». Вот она сейчас лежит передо мной с автографом автора: «Первый шаг сделан сыном в Москве. Так что, Леонид, под вашим патронажем надеюсь на выход из печати и моей книги с условным названием «Исповедь спортивного комментатора». С любовью и безграничным уважением к вам – Наум Дымарский». Скончался Наум Александрович в Москве 18 июня 2007 года после непродолжительной болезни. Похоронен на Донском кладбище. Выдающийся российский хоккеист Вячеслав Фетисов, узнав о кончине Дымарского, сказал: «Наум Александрович был профессионалом самого высокого уровня, человеком, который внушал уважение к работе журналиста. Он являлся примером для всех, заражая окружающих оптимизмом».

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3716
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость | 25.08.2011 21:45
Г-н Школьник, немедленно опубликуйте материал из Новой газеты за 22 августа с.г. "Заветы Сталина: «Бить, бить, смертным боем бить!»". Это единственные документы, раскрывающие суть дела врачей без всякой пропаганды.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com