Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Плутократия и плутовство
Александр Гордон, Хайфа

Взгляд из восточных далей

Из будней Ближнего Востока поглядываю я на огни событий, происходящих в местах, когда-то близких, а нынче отдалённых на тысячи километров и отгороженных особым временным и нравственным поясом. Взором необъективного наблюдателя, пристрастного критика смотрю я на то, что когда-то было мне приютом, никогда не доходя до степени родного дома. Разглядывание спектра явлений, пришедших на смену тому, что стояло десятки лет и, казалось, должно было оставаться на века, порой завораживает меня. В этом спектре появились новые, небывалые цвета и оттенки, а в рокоте событий слышны новые звуки и новые тона. Обилие диссонансов забило мелодии прошлого. Случившиеся сдвиги выглядят трещинами, оползни кажутся обвалами, преобразования представляются комплексами неправды, деятельность реформаторов напоминает маскарад. Поменялись лица людей, сменился антропологический тип вождей, произошли языковые перемены, изменилась терминология. Застой расплавился, почва пришла в движение. Люди были увлечены мечтами и оглушены ударами о действительность. Они были унесены вихрями и выброшены на берег как потерпевшие кораблекрушение. Они были застигнуты врасплох исторической стихией и разочарованы жестокой ложью. Возникший порядок озадачивает, пугает и вызывает недоверие. Отсюда, с Востока, случившееся кажется мне, быть может, неверно, в какой-то мере виденным, прожитым, знакомым и роковым образом преследующим огромную страну, единую или разделённую на части по прихоти людей, азартно тасующих колоду карт истории и приходящих к тому же результату. Мнимая новизна ошарашивает, но знакомая старая действительность и анализ новых стереотипов возвращают к понятиям уже опробованного, известного толка.

Я давно сошёл с этой дороги, но по ней ещё многие идут и спорят о том, куда она ведёт. Евреев на этой дороге становится всё меньше и меньше, но спорят они, как и раньше, жарко и страстно, внося свой вклад в историю выбора пути своими хождениями и рассуждениями, проектами и свершениями, надеждами и заблуждениями.

"Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет"
(Н. В. Гоголь. "Мёртвые души")

Дикий капитализм, жертвами которого являются, прежде всего, люди среднего возраста и пожилые люди, лишённые в России всякой социальной защиты, похож на дикий капитализм во Франции после июльской революции 1830 года и прихода к власти "короля-гражданина" Луи-Филиппа. Он напоминает тот капитализм, который Маркс и Энгельс наблюдали и описали в Англии. Интеллигенция ограблена не только в материальном отношении. Изъята ценность интеллигенции как таковой как не стоящей денег. Хотя я далёк от нового мира, я пережил падение интеллигенции, наблюдая из Израиля жестокость, с которой новая Россия топтала моего старого отца, интеллигента, литератора, преподавателя университета, знания и умение которого были уже не нужны и не престижны и "акции" которого упали в новом мире. Состарившийся учёный был социально беззащитен и лишён прожиточного минимума. Он, так много занимавшийся творчеством Генриха Гейне, вынужден был задавать себе и другим "проклятые", по выражению немецкого поэта, вопросы: "Отчего везде бесчестный встречен почестью и славой?" ("К Лазарю"), или в интерпретации Роберта Бёрнса, у него вырывалось: "Отчего "дурак и плут одеты в шёлк и вина пьют"? ("Честная бедность"). Его ранило то, что старая интеллигенция не у дел, и совсем по-русски он спрашивал "что делать?" и "кто виноват"?

Социалисты (коммунисты) старого образца считали, что общество достаточно богато, и проблема состоит в неправильном, нечестном распределении национального пирога. Практика показала, что общество было недостаточно богатым. Впоследствии, более богатое капиталистическое общество сумело обеспечить большинство граждан, в том числе и безработных. Эти преобразования произошли в западноевропейских странах, которые преодолели зверский капитализм мирным путём, научившись работать, накопив достаточные материальные блага и создав средний класс. В современной России власть имущие обогатились благодаря чудовищно быстрому, шоковому переделу национальных богатств, происшедшему в ходе перестройки. Так же быстро обеднели власть не имущие. Как и раньше, резкая поляризация на имущих и не имущих видна невооружённому глазу обывателя. Отсутствие сильного среднего класса углубляет разрыв между слоями общества, что ударяет по стимулам его экономического развития. Уровень жизни и средняя её продолжительность угрожающе падают.

В России власть богатых (плутократия), едва ли отделена от власти плутов. Живы, популярны и органичны пословицы "Трудом праведным не наживёшь палат каменных", "Много сытно, а мало – честно", "Где суд, там и суть (т. е. сутяжество)" (из сборника пословиц В. И. Даля), "Рука руку моет, а плут плута покроет", "На то щука в море, чтоб карась не дремал" и "У соседа плута – урожай сторицей" (последняя поговорка – не народная, а принадлежит перу Н. А. Некрасова). М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке "Ворон-челобитчик" так описывает ситуацию в обществе: "Нельзя, по нынешнему времени, не воровать… И все так нынче живут: дела не делают, а изворачиваются." В комедии А. Н. Островского "Свои люди – сочтёмся" купец Большов говорит: "Вспомни-то, Лазарь, сколько раз я замечал, что ты на руку нечист! Что ж? Я ведь не прогнал тебя… Я тебя сделал главным приказчиком". Большов видит в обманщике Лазаре близкого ему по духу человека, ибо он сам мошенник.

Экономические отношения в России нельзя объяснить без освящающей коррупцию пословицы: "Не подмажешь – не поедешь". Мораль взяточничества невозможно понять без общественного договора, без национального коррупционного консенсуса. Не существует заговора власть имущих против народа. Заговоры - простые, понятные и часто неправильные объяснения моделей поведения. Зло не всегда расположено на одной стороне. Правящие и управляемые группы в России близки друг к другу по духу, играют по одним правилам. Для взятки нужны две стороны: одна даёт в порядке вещей, другая берёт в порядке вещей. Одни безропотно подчиняются, другие безраздельно властвуют. Произошёл естественный для российского общества отбор: наверху - бесстыдно давящие, внизу - народ, добровольно, покорно и с пониманием принимающий роль подчиняющихся масс. По уровню коррупции Россия – страна третьего мира. Для неё характерны превращение взятки в легальную операцию, продажность общественных институтов, частных и государственных фирм, официальных служащих и частных лиц. Благодаря народной традиции власти умеют усыпить, споить, парализовать коллективную волю инертной, индифферентной и верной национальным кодам, массы.

Плуты есть всюду. Проблема в том, ведёт ли общество борьбу с плутовством. Шансов на безнаказанное правление жуликов при западной демократии много меньше, чем в России: "Да умный человек не может быть не плýтом" (А. С. Грибоедов, "Горе от ума"). Фазы эволюции плутовства в сторону его ослабления: 1) вымогательство, 2) коварство и обман, 3) рост морального и интеллектуального образования и соблюдение законов делает плутовство неприличным и рискованным занятием. Почему "не подмажешь, не поедешь" - общественная аксиома в России? Мошенники всегда были, есть и будут. Однако есть страны, в которых часто невыгодно быть мошенником - за это наказывают, преследуют, шельмуют, таскают по судам, обливают грязью, да ещё со страниц газет, и снимают с должностей. Мошенников становится меньше, когда статистически лучше, спокойнее и достойнее и, может быть, даже выгоднее и приличнее, не быть ими. Кажется, что в России не быть мошенником сопряжено с бóльшими материальными потерями, чем быть им. Нет ясного разделения властей, в частности, отделения власти плутов от неплутов. Преступность защищена лучше, чем демократия.

Когда Н. В. Гоголь писал: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет", он имел в виду уклад жизни общества, отношение к труду, не только власть. В романе "Фома Гордеев" М. Горький писал: "Культурный уровень находится в прямой зависимости от любви к труду". Мошенник хочет перескочить через скучный и сложный этап труда и накопления и быстро стремится к богатству. Быстрые обогащения - как правило, жульничество. Российская псевдодемократия коротко замкнута на плутовство низким уровнем нравственного образования. Такой режим правильно было бы назвать "плутократией" не только в греческом значении слова – власть богатых, но и в русском звучании – власть плутов.

Плуты появляются в больших количествах тогда, когда обостряется борьба за выживание, когда трудно, тяжко на душе и "надо выпить". Власть в России стоит на двух столпах – плут и плутос. Она плодит плутов, умножает и укрепляет плутовство. Плутовство в России соединено с пьянством в одну трагическую для нации обойму. Н. С. Лесков так писал о той "народной традиции": "Страсть к питьве на Руси была, словно, прирождённая: пьют крепко уже при Святославе и Ольге. Само принятие христианства (а не магометанства) князем Владимиром было отчасти вызвано его убеждением, что веселие Руси есть пити". Усиленное употребление водки - народный обычай, компонента социального общения в России. Водка стала частью русской культуры и русского бескультурья. Непьющие люди там вызывают недоверие, непонятны и чужды.

Традиции плутовства в торговле почти так же стары, как алкоголизм, насаждаемый властью ещё со времён Ивана Грозного, сделавшего продажу вина важной статьёй государственных доходов: власть издавна спаивала народ (см. Н. С. Лесков "Еврей в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу, 1883). В книге "История мошенничества в русском праве" И. Я. Фойницкого (Санкт-Петербург, 1871) говорится: "Жалобы на плутовство торговцев слышались очень часто. Не говоря уже о запрашивании непомерно высокой цены, подделка и обмен вещей были в обычае; продать подкрашенный мех за новый, подмешать в товар высокого качества предметы малоценные считалось делом самым не предосудительным. Французское правительство нашлось вынужденным запретить покупку русской бобровой шерсти, так как русские подмешивали в неё кошачью. Англичане и голландцы громко жаловались, что русские нарочно делали для сала толстые бочки, чтобы прибавить вес, или мешали в продаваемое сало часть чёрного и пригнилого, а в ворвань подливали воды. Обсчитывание при давании сдачи также нередко практиковалось". Словом, всё как в пословице: "Не обмануть – не продать".

В новой России "трудиться" стало всё больше звучать как "крутиться". "Крутящийся" и объегоривающий имеет больше шансов преуспеть, чем законопослушный гражданин. Народ не любит плутов, но не может изжить плутовство, ставшее традицией, неотъемлемой частью жизни общества. Беспредельное правление плутов не вызывает сильного сопротивления управляемых. Народ, если не безмолвствует, то ворчит, ругается, пьёт и плутует столько, сколько ему разрешают власть имущие. Он даже гордится своей особой способностью пить, не пьянея: "Что русскому здорово, то немцу смерть!". Герой повести М. Шолохова "Судьба человека" пленный красноармеец Андрей Соколов хочет доказать свою особую русскую доблесть тем, что после первого и даже второго выпитого стакана водки он не закусывает. Согласно автору, тем самым Соколов вызывает уважение коменданта лагеря нациста Мюллера и с пасает себе жизнь. Шолохов включает способность своего персонажа много пить, не пьянея, в перечень героических свойств народа.

Дегуманизация

Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.
Роберт Бёрнс, "Честная бедность"

Инстинктивная защита бедного интеллигента от чудовищного обогащения, ставящего его в положение общественного нуля, – мораль "честной бедности". Так было принято в дореволюционной России в кругах интеллигенции: "Я бедняк, но я честен. Я горжусь своей бедностью, а не стыжусь её". Русская интеллигенция, ценившая духовное богатство, ошарашена своей сегодняшней бездонной бедностью и низкой значимостью. Развитие капитализма дегуманизирует человека всюду и всегда. И это происходит, по-видимому, независимо от культурных традиций общества. Капитализм делает и интеллигента более корыстным. Он подрывает мораль и загрязняет чувства, потому что не признаёт бесценного. Он требует платы за всё. Интеллигенция испорчена капитализмом. Она экологически не чиста. Дикий капитализм породил чудовищное загрязнение природы, окружающей среды, а заодно и интеллигенции.

Фото: © РИА НОВОСТИ / Александр Кожохин

В советское время интеллигенция ценила "честную бедность", имея в виду себя: она не была богата и не была бедна, жила сносно, граница была на замке, не с кем было сравнивать. Система регулировалась сверху. Жизнь была искусственной, как в пробирке. Рубль был единственной в мире валютой, курс которой не колебался. Не было инфляции, не было девальвации, не было безработицы, были колоссальные субсидии, не было натуральной капиталистической грязи, нечистот конкуренции. Было много бедных, морально здоровых и чистых людей. Они не знали настоящей цены вещей. Дикий капитализм навязал переоценку: интеллигенция начала неприлично беднеть, ибо не производила необходимых товаров и не совершала нужных сделок. Национальное значение интеллигенции при зверином капитализме и правлении плутов резко упало. Ограбленная интеллигенция записана в знаменитую на Руси, горькую категорию "лишних людей". Шкала национальных ценностей по-прежнему не включает человека как такового, личность как таковую.

В обществе, где человек социально и экономически беззащитен, дегуманизация особенно велика.

Кот в сапогах

Дегуманизация описана в сказке Шарля Перро "Кот в сапогах". "Дегуманизируются" человекообразный напористый кот и его пассивный хозяин. Мне всегда нравился Кот в сапогах, а ведь он довольно неприятный тип. Нужда заставляет его стать лгуном, хитрецом, вором, истребителем милых кроликов, притворщиком, шантажистом, запугивающим крестьян, расчётливым типом, обеспечившим себе прекрасную жизнь деланием карьеры смазливому хозяину. Хозяин Кота, бедный крестьянский парень, становится соучастником авантюр Кота. Сказка Перро отражает классовую борьбу между богатыми и бедными, социально сильными и социально слабыми. Кот с его хозяином – бедняки, нечестные и негордые. Король и Людоед – богачи. Бедняки побеждают богачей своим умом. Частично успех Кота – это торжество социализма, успех в переделе награбленного, но Кот сам становится богачом и эксплуататором, как и его хозяин. Следовательно, победа социализма неполная и неокончательная и приводящая к ненастоящему социализму, так как в конце концев побеждает феодализм: хозяин Кота становится маркизом, а Кот – «важной особой», настолько важной, что перестаёт работать охотником на мышей. В то время только ловлей мышей и крыс коты оправдывали своё существование. В «Бременских музыкантах» братьев Гримм над старым котом, зубы которого притупились и он не мог больше ловить мышей, нависла смертельная угроза: хозяйка хотела его утопить.

Кот в сапогах – плут, обманывающий людей. Он очаровательный жулик. Он умнее и симпатичнее Чичикова и Хлестакова, типичных плутов русской литературы. Он интеллектуал уровня Остапа Бендера, но гораздо успешнее героя И. Ильфа и Е. Петрова. Он - своего рода picaro (по-испански плут), аналог авантюриста-мошенника, известного в литературе типа, ловко обыгрывающего оппонентов с помощью разного рода хитроумных приёмов. Бомарше придумал своему герою Фигаро имя, похожее на пикаро. Правда, Кот в сапогах ближе герою Рабле Панургу, ибо он изворотливее, хитрее, грубее и циничнее Фигаро. Кот в сапогах является крупным и жестоким стратегом, обладающим качествами современного российского олигарха.

Операция по внедрению его хозяина в королевский дворец – это вершина мысли гения-стратега. Сначала подарки кроликов и куропаток королю, затем история с купанием его хозяина, прятание одежды того, «спасение» хозяина слугами короля, запугивание Котом косарей и жнецов Людоеда, наконец, операция по одурачиванию Людоеда, победа над ним и захват его замка и владений. Всё это - крупные стратегические достижения маленького бедного Кота, доставшегося по наследству от мельника его младшему сыну. Бесполезный Кот казался неудачным приобретением этого сына в сравнении с дарами его старшим братьям – мельницей и ослом. Мельница и осёл были практическими подарками, Кот – обузой: его надо было кормить, а толку от него не было. Но оказалось, что дух победил материю, в противоречии с марксистским учением. Кот оказался умным и более ценным, чем такие простые, ясные и полезные дары, как мельница и осёл. Ум победил силу. На фоне победы феодализма ярко выражена предпринимательская жилка Кота. У Кота-прохиндея, ставшего нуворишем, есть черты, необходимые бизнесмену, стремящемуся преуспеть в своём деле. Он, несомненно, удачливый делец, хитрый, жёсткий, быстро соображающий и безжалостный. Я смотрю на моего кота и думаю: как жаль, что он не может носить сапоги. «Честная бедность» - хрупкая ценность.

Маленький Клаус и Большой Клаус

В связи с "честной бедностью", плутовством и плутократией я вспоминаю сказку Г. Х. Андерсена «Маленький Клаус и Большой Клаус». Большой Клаус был богатый и нечестный. Маленький Клаус был бедный и честный. Большой Клаус зарился на то малое, что было у Маленького Клауса, жестоко эксплуатировал и преследовал его. Маленький Клаус – честный бедняк. Большой Клаус – нечестный богач. Однако идеалы и образы изменились. Маленький Клаус оказался умным, бедным, бедовым обманщиком. Он обманул крестьянку, её мужа, пономаря, хозяина постоялого двора и Большого Клауса и заработал на каждом из них мерку денег. Он извёл богатого злодея и стал таким же богатым, как покойный Большой Клаус. Возможно, у этой сказки нет конца. Маленький Клаус, хитрец и плут, сам стал Большим Клаусом. На любого Большого Клауса всегда найдётся Маленький Клаус, желающий стать Большим. Я всегда читал и перечитывал эту сказку, испытывая симпатию к Маленькому Клаусу и удовлетворение конечным результатом этой истории. Я не обращал внимания на то, что Маленький Клаус - обманщик, лгун, провокатор, интриган, убийца и к тому же, в конце концов, богач. Маленький Клаус, мгновенно соображающий, быстро ориентирующийся, ловко расставляющий ловушки всем тем, кого он обирает, обогащается в бешеном темпе российского олигарха-плутократа. Я не знаю, кто из двух Клаусов в итоге честнее. Конечно, Маленький Клаус обнаруживает свои преступные наклонности из-за наглого и агрессивного поведения Большого Клауса. Он становится уголовником под влиянием Большого Клауса. Маленький Клаус – преступник, но и жертва преступных наклонностей и действий Большого Клауса. Его преступления спровоцированы преступлениями Большого Клауса, но его всё равно надо судить и посадить в тюрьму. Виновны обе стороны, оба Клауса. В сказке же Маленький Клаус только выигрывает под аплодисменты читателей, которые ему симпатизируют, по нескольким причинам: 1) они не любят богатых, 2) они сами хотят стать богатыми, 3) они хотят, чтобы богач оказался дураком, ибо тем самым у них есть надежда исхитриться и избавиться от бедности, 4) им нравится, что забитый, пассивный маленький человек становится инициатором оригинального бизнеса по перехвату богатства у несправедливо им владеющего: грабь награбленное! (читатель, таким образом, инстинктивный, стихийный социалист), 5) читатели ищут справедливость и думают, что они её находят.

Читатель не должен считать, что автор рассматривает плутовство как национальную особенность России. Оно, конечно, интернационально и универсально, но в России не могут с ним расстаться, как с драгоценным сувениром, подаренным народной традицией, не пытаются или не могут от него избавиться. "Честная бедность" потерпела на Руси поражение. Плутократ, "новый русский", стал "героем нашего времени". Правление плутов - яркое, многоцветное, турбулентное, неустойчивое. Оно вызывает мутные волны коррупции и ещё бóльшее социальное расслоение, проваливает общество в трясину стагнации, может создать водовороты и "вихри враждебные" и бросить страну в путч, в революцию. Едва ли его потянет в демократию, уж очень по-западному звучит это неукоренившееся на Руси греческое слово и чуждая форма общественной организации. Спор между западниками и славянофилами всё ещё решается в пользу любителей особого российского пути, особой российской "стати", в которую "можно только верить" (Ф. Тютчев) или не верить.
Количество обращений к статье - 3074
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (8)
Майя | 30.08.2011 13:30
"Состарившийся учёный был социально беззащитен и лишён прожиточного минимума. Он, так много занимавшийся творчеством Генриха Гейне,..."
Взглянем на ваши претензии к России с другой стороны. Пока ваш папа вкупе с ему подобными интеллигентами в тиши библиотек предавался изучению Гейне и прочей..., народ в шахтах, полях, у станков и доменных печей создавал им сладкую жизнь
Евгения Крамарова | 29.08.2011 15:42
Собственно современные сказки про Россию не "Дракон", а "Тень" и "Каин 18-й". Как раз до-после июльской революции во Франции и во всей Европе , кстати.
Евгения Крамарова, правозащитник и эколог, "со справочкой" им.пристрастия к историческим аналогиям.
jkramarov@yahoo.com
Михаил Баратов | 29.08.2011 07:29
Отличная - в том числе и в литературном плане - статья, причём не только о России, ставящая, среди прочего, вопрос о том, что есть капитализм пур в его отношении к интеллигенции.

Россия, при всех изменениях её социальной формы была, есть и останется государством, главный принцип и движущая сила существования которого - беспощадное подавление малой группой правящих любого сопротивления со стороны "массы". Интеллигенция в этом плане была и есть объект особого "интереса" власти: то, по отношению к чему возникает подозрение: непокупаемо, переводится в кандидаты на уничтожение, остальное - покупается. Варьировались лишь форма и интенсивность этого отношения.

То, что в современной России (если её вообще ещё можно назвать государством) интеллигенция низведена до уровня просящей милостыню у власти в обстановке полного морального разложения общества и истерической погони за скорым рублём (т.е. конечно долларом) - очевидное свидетельство тезиса автора о тяжёлом влиянии несдержанного ничем капитализма на духовную культуру и мораль.

Поздравление автору.
aaron11 | 28.08.2011 07:54
Дорогой Александр! Прочел с большим интересом. Неожиданным оказалось Ваше обращение в данном контексте к западноевропейским аллюзиям. Русско-советская сказка Евгения Шварца "Дракон" содержит то логическое завершение сказок Шарля Перо и Андерсена, на отсутствие которого Вы обратили внимание и которое домыслили. Сказался другой исторический опыт и порожденный им пессимизм. Как сказал Чаадаев, у России есть незавидная возможность "преподать миру какой-нибудь ужасный пример".
Спасибо. С уважением, Аарон Хацкевич
Валерий,Германия | 26.08.2011 16:33
Наш дорогой автор блестяще препарировал архитип
вечной и неменяющейся русской судьбы,где правит
корысть,ложь,раболепие одних и молчание всех остальных.Всегда поражает его взгляд мудреца и ребенка,как в цирке.А что есть жизнь,как не подмостки жалкого балагана,печальными зрителями которого нам пришлось стать.Спасибо!
Но, к слову, нужно признать,что в России победу
одержали не какие-то гениальные жулики и проходимцы,
а все та же советская власть,в лице чиновников и гебистов,удачно избежавших люстрации и благополучно
сбросив фиговый листок идеологии мимикрировавших в бизнесменов,с горячим сердцем,холодной головой и "чистыми" руками.И закаканный голубями Феликс Эдмундович уже начал свой победный шаг Командора на
свой покинутый педестал.Прошло всего 20 лет...
algor | 25.08.2011 14:21
Дорогой Наум! Спасибо большое за глубокий и тонкий комментарий.
Рад приветствовать Вас на еврейской земле! Жаль, что ракетные обстрелы помешали Вам спокойно проводить время в кругу семьи. Такова наша израильская доля. По моему мнению, важно иметь своё государство и возможность ответить погромщикам. Израиль вызывает зависть тех, кто окружает его и никогда не сможет создать ничего похожего с помощью деклараций в ООН или другими средствами.
Сегодня в еженедельном приложении "Окна" к израильской газете "Вести" Вы сможете прочесть мой материал на эту тему.
Шаббат Шалом.
Александр Гордон
Гость | 25.08.2011 13:52
Так есть ли у России шансы освободиться от пут плутовской жизни, перенаправить дикий грабительский капитализм в нормальное русло цивилизованного развития Европейского образца?
Должно быть, таковых крайне мало.А без такой перспективы возможны бунты и соц. потрясения,с трагическими последствиями, особенно для евреев, по хорошо известной причине.Им надо быть бдительными и держать чемоданы в готовности.
Наум Вольпе, Харьков | 25.08.2011 06:15
Спасибо, Александр за блестящий анализ нравственной экологии России. Он всецело отражает и ситуацию в Украине. Исторический процесс дает повод считать такое положение вещей необходимостью,а столкновение с необходимостью старик Гегель определил как трагизм. "Оставь надежды всяк сюда входящий", - эта перспектива, обозначенная Данте Алигьери, пожалуй, наиболее точная и перспективная, как для братьев-славян, так и для всего прочего прогрессивного человечества. Религиозные люди спасаются "железным куполом" веры. Образ "железного купола" навеяла минувшая ночь в Ашкелоне, где я в гостях у сына и внука. "Наслаждались" воем сирены и разрывами уничтоженных в небе арабских ракет. "На свете счастья нет, а есть покой и воля",- констатировал Александр Сергеевич, но позже - "Я думал вольность и покой замена счастью, Боже мой, как я ошибся". Точнее не скажешь. Удачи вам и благополучия, искренне Ваш, Наум Вольпе.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com