Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Времена и имена
Лазарь Любарский: путь к Сиону
Михаил Ринский, Тель-Авив

«Жертвы и лишения уже не в состоянии приостановить процесс исхода»
          Из письма Л. Любарского Н. Подгорному, Январь 1971

«Неважно, дойду ли я, важно, что я на правильном пути.
И я уверен, не дойду я -  дойдут мои дети».
Л. Любарский. Ноябрь 1971

Узники Сиона... Наш народ воздаёт должное им, первопроходцам, которые с опасностью для жизни и здоровья своей и семьи прорубали брешь в «железном занавесе». Причём, до 70-х годов мало кто знал о тех, кто начинал свою работу фактически в подполье ещё в годы становления молодого еврейского государства, кто смело вышел из подполья в период хрущёвской «оттепели» и Всемирного фестиваля молодёжи в Москве и  в 60-х годах ещё расправлял плечи, читая книги талантливых шестидесятников и самиздат.


Л. Любарский, 70-е годы

Лазарь Любарский – один из тех, в ком провозглашение Израиля в 1948 году вызвало всплеск энтузиазма и желания быть всей душой с теми, кто с первых дней существования отстаивал его независимость. В Лазаре были живы детские и юношеские воспоминания о родном бессарабском городке Бельцы, в 30-х годах ещё румынском, где он родился в 1926-м и жил до 1941 года. О том самом городке  - герое знаменитых мюзикла и песни «Майн штетелэ Бэлц», восхитивших в своё время Нью-Йорк, а потом и весь мир.

Ещё в 1930 году евреи, которых тогда в Бельцах было свыше 14 тысяч, составляли 60% населения городка. Работали  пять еврейских школ, еврейская больница, дом престарелых. Городок был небольшой, но с солидным культурным

потенциалом. Достаточно сказать, что Бельцы дали еврейскому народу таких известных поэтов ХХ века, как Яков Фихман, писавший на иврите и идиш, и Эфраим Ауэрбах, писавший на мамэ-лошн.  В основном же, евреи занимались торговлей, ремесленным производством, а кто и сельским хозяйством. Дед Лазаря был ремесленником, а отец, Моисей Любарский, заведовал складом. У них с женой Шифрой было двое детей: дочь Рахель и сын Лазарь. Улица, на которой жили Любарские, была сплошь «еврейская», да и дома говорили на идиш, дети знали его хорошо, но учились в ближайшей русской школе.

В 1940 году Любарские, как и большинство евреев Бессарабии, приветствовали Красную армию, но с её приходом работа еврейской общины фактически прекратилась, закрылись еврейские школы. Когда в 1941 году началась война, первыми же бомбардировками были уничтожены и сожжены две трети деревянных домиков города.


Дом, в котором родился Лазарь. Бельцы, 2002 г.

Семья Любарских успела эвакуироваться. Оставшихся евреев города, в том числе их родственников, ждали расстрелы, лагеря, гетто… В казахстанском колхозе 15-летний Лазарь, до войны успевший закончить 8 классов, работал наравне со всеми. В 1943 году и он был призван в армию, направлен во Фрунзенское авиационное училище. 9 мая 1945 года, в День Победы, борт-радист Лазарь Любарский отмечал и своё 19-летие. Гвардии старшина продолжал службу ещё три года, завершив при этом среднее образование, так что в год демобилизации в 1948-м он поступил в Одесский

электротехнический институт и в 1953 году получил диплом с отличием инженера по автоматике, телемеханике и связи. Родители после войны вернулись в Бельцы.

Лазарь ещё учился в институте, когда  была принята резолюция ООН и провозглашено создание еврейского государства. Среди евреев–студентов института, как и среди еврейской молодёжи всего Союза, как реакция на это событие – бурный всплеск национального самосознания, тем более, что молодое государство сразу же оказалось под угрозой захвата соседними враждебными арабскими государствами. То, что СССР поначалу поддержал Израиль, тем более  подогрело страсти евреев страны, а вести об отрядах добровольцев всего мира, отправлявшихся на помощь Израилю, подвигли и советскую еврейскую молодёжь влиться в ряды защитников и строителей молодого государства.

В надежде на такую возможность евреи СССР стремились как можно больше узнать о  Палестине и Израиле. Началось создание кружков идиш и иврита. От имени 16-ти студентов-евреев из Одессы Лазарь Любарский, тогда уже молодой член КПСС, отправил письмо в Москву, в единственное в Союзе еврейское издательство «Дер Эмес» с просьбой прислать материалы для изучения идиш, ничуть не предвидя отрицательного ответа и, тем более, не опасаясь реакции властей.

Однако ответ издательства от 23 октября 1948 года был не просто отрицательным: он предлагал обратиться в библиотеки и использовать учебные пособия – конкретные, предназначенные для детей. Ответ настораживал, и всё же Лазарю и его друзьям было невдомёк, что уже в те дни готовились «дела космополитов», и уже через пару недель будет разгромлено и закрыто то самое издательство «Дер Эмес». В то время Лазарю и его друзьям повезло, а многим другим евреям, не только молодым, предстояло отправиться не на жаркий в прямом и переносном смысле Ближний Восток, а на суровые Север и Дальний Восток. Были арестованы и осуждены друзья и сподвижники Лазаря по борьбе, в то время юные студенты Виталий Свечинский, Давид Хавкин с их друзьями.

В этих условиях многие еврейские энтузиасты, в ком пробуждались, а то и созрели ростки сионизма, вынуждены были временно «уйти в подполье». Так поступил и Лазарь Любарский. Но времени зря он не терял, стараясь подготовить себя к будущей репатриации, на которую надеялся рано или поздно. По окончании института, работая в столице Северной Осетии Орджоникидзе (Владикавказе) инженером и начальником связи Севкавэнерго, Лазарь поступил в местный педагогический институт, на вечернее отделение, и окончил его по специализации преподавателя английского языка. С середины 50-х годов начали возвращаться из тюрем и лагерей многие выжившие сионисты; началась хрущёвская «оттепель»; Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957) пробил первую брешь в «железном занавесе». Большое значение имели и победы молодого Израиля, военные и мирные. Сионисты, всё ещё в подполье, активизировали подготовку в надежде на дальнейшую демократизацию страны. Немалую роль в этих надеждах играло творчество талантливой плеяды «шестидесятников» (нельзя не упомянуть «Бабий Яр» Евгения  Евтушенко).


Моисей и Шифра Любарские, родители Лазаря, с внучкой Эллой - его дочерью (сегодня она живет в Бней-Браке, преподает музыку и ритмику, мать 8 детей и ... бабушка одного внука)

С 1961 года Лазарь Любарский работал в проектном институте «Энергосетьпроект» в Орджоникидзе, а с 1966 года – в Ростове–на-Дону, главным инженером проекта и зам. начальника отдела Южного отделения того же института. По делам службы в те годы Лазарь часто и подолгу бывал в Москве. Там он защитил диссертацию «Передача информации по сверхвысоковольтным линиям электропередач» – в то время эти проблемы были актуальны в связи со строительством таких гигантов, как Братская ГЭС.

В Москве Лазарь сблизился с активистами всё более мощного правозащитного движения: встречался несколько раз лично с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, подружился с сионистскими активистами,  в том числе с бывшими «лагерниками», упомянутыми выше В. Свечинским, Д. Хавкиным и многими другими. Большую роль в эти годы играл  «самиздат», печатавший как запрещённую литературу, так и информацию о новостях, и отклики и протесты на действия властей.

К началу 70-х годов нараставшее в подполье напряжение сионистских настроений, подобно  вулкану, прорвалось наружу, и, в условиях роста правозащитного движения в СССР во главе со всемирно известным учёным Андреем Сахаровым и мощной поддержки из-за рубежа подчас на государственном уровне, советские власти были вынуждены уступать. Виталий Свечинский, Меир Гельфонд, к примеру, начавшие открытую борьбу за выезд в 1969 году, в 1971 году смогли покинуть Советский Союз. Лазарь Любарский лично провожал товариша по борьбе Виталия Свечинского.


Проводы В. Свечинского в Израиль, 1971 г. Виталий – в нижнем ряду справа, Лазарь – в верхнем ряду справа

Сам Лазарь подал документы на выезд в Израиль на постоянное место жительства  с женой и тремя дочерьми в сентябре 1970 года. Почти одновременно, 19 сентября, совместно с И Певзнером он направил в газету «Правда» открытое письмо 52-м евреям – участникам пресс-конференции в марте 1970 года, направленной против растущего сионистского движения в стране и поддержки его извне. «Хватит, генералы, академики и народные артисты, называть себя евреями… Вместо проповеди ассимиляции, пресс-конференция прозвучала для строящих будущее евреев набатом, пробуждающим их национальное самосознание…».

Такой «выстрел дуплетом» власти без ответа оставить не могли, и уже 28 сентября в квартире Любарского произвели обыск, изъяв документы, переписку, еврейские книги и молитвенники, плёнки с записями еврейских песен… В феврале 1971 года, получив из ОВИРа отказ в просьбе о выезде, Л. Любарский обратился непосредственно к Председателю Президиума Н.В. Подгорному. Ему Лазарь направлял письма ещё не раз. Мало того:  письма с протестами против плохого обращения  советских властей с «отказниками» он посылал не только в ЦК КПСС, но ещё и Президенту США , и Президенту Израиля. Радио Израиля на русском языке транслировало его протесты. Так Любарский стал одним из известных правозащитников и «отказников».

В том же 1971 году Лазарь совершил смелый шаг, способствовавший  единению и росту движения «отказников»: вместе с видными руководителями борьбы за алию Грузии Г. Цуцуашвили и И. Даварашвили он объехал 15 еврейских общин. Встречались с людьми, участвовали в демонстрациях у ЦК КП Грузии и ОВИРа. Затем то же - в Дагестане. Множество фото переправил в Израиль.

Близкие отношения сложились у Лазаря с талантливым переводчиком с русского и грузинского на иврит Борисом Гапоновым, жившим в Кутаиси. Им блестяще переведены на иврит «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, немало стихов Лермонтова. Много творческих сил отдал Б. Гапонов составлению фразеологического словаря иврита. Он получил разрешение на выезд в Израиль в 1971 году, когда уже был парализован. Л. Любарский и Г. Цуцуашвили привезли его в Москву и на носилках внесли в самолёт. Умер Борис в Рамат-Гане в 1972 году. Когда в конце 1976 года Лазарь приехал в Израиль, он нашел у матери Бориса Гапонова черновики перевода на иврит 150-ти стихотворений Лермонтова, подготовил их к печати с помощью прекрасного переводчика Шломо Эвен-Шошана и издал отдельной книгой. Позднее подготовил и издал ещё две книги творческого наследия Б. Гапонова.

Но вернёмся к началу 70-х годов. Против Л.М. Любарского возбудили  уголовное дело, но в июле 1971 года оно было прекращено, поскольку «его деяние потеряло характер общественной опасности». Но Лазарь не был удовлетворён: он потребовал сформулировать прекращение дела так – «из-за отсутствия состава преступления». Более того, Любарский пригрозил прокурору возбуждением иска против него, обвиняя чиновника в антисемитизме.

Тут уж власти не могли пройти мимо подобного. В июле 1972 года в квартире Л. Любарского – второй обыск. Несмотря на то, что ничего противозаконного найдено не было, обиженные юристы извлекли из прежнего, закрытого дела обвинение в разглашении государственной тайны, и хотя ни один свидетель не подтвердил этого, в феврале 1973 года Лазарь Моисеевич Любарский был приговорён к 4 годам лишения свободы. В том же феврале журнал «Сион» отреагировал на этот произвол властей статьёй Виктора Польского «Как и за что осуждён Лазарь Любарский». В конце статьи автор цитировал слова Лазаря, обращённые к Подгорному: « Если бы евреям, стремящимся законно выехать, не чинились препятствия, то не было бы Ленинградского, Рижского, Кишинёвского, Свердловского и Одесского дел, и не будет Ростовского дела, которое мне угрожает… Жертвы и лишения уже не в состоянии приостановить процесс Исхода».

В лагере строгого режима в Белгородской области Л. Любарский отбывал свой срок до 1976 года. Всё это время он ощущал поддержку как со стороны друзей внутри СССР, так и извне, как член когорты узников совести, упомянутых академиком А. Сахаровым в его исторической речи 1 декабря 1975 года при вручении ему Нобелевской премии мира (текст речи зачитала в Стокгольме Е.Г Боннэр). «Я прошу считать, - писал лауреат, - что все узники совести, все политзаключённые моей страны разделяют со мной честь

Нобелевской премии Мира». Среди поимённо названных в этой речи был и Лазарь Любарский, томившийся тогда в лагере.

Выйдя на свободу в 1976 году, Лазарь репатриировался с семьёй в Израиль. Здесь его тепло встретили, в том числе товарищи по общей борьбе, вырвавшиеся ранее. Началась его вторая жизнь. С самого начала Лазарь получил возможность работать по профессии: начал инженером, а с 1986 года доктор технических наук Лазарь Любарский возглавил Нормативно-исследовательскую лабораторию министерства связи Израиля.


Справа налево: Л. Любарский, В. Свечинский и А. Геренрот (фото: «Едиот ахронот»)

Одновременно он продолжал следить за тем, что происходило на его бывшей родине, за судьбами отказников и узников Сиона, участвовал в акциях протеста, направленных на оказание им помощи в выезде из-за «железного занавеса». Много раз выступал Лазарь с лекциями и докладами о положении в стране исхода, не раз подписывал декларации в поддержку движения за сохранение еврейских поселений, против политики соглашательства с врагами еврейского государства. Любарский был в числе 185 авторитетнейших деятелей Израиля, подписавших декларацию, призывающую правительство А. Шарона не отдавать приказы армии и полиции воевать против собственного народа. В амуте узников ЛЕХИ он выступал в поддержку Полларда. А в клубе идишистов Бейт-Левик Лазарь читал лекции о роли евреев-воинов в победе над нацистской Германией.

Одновременно бывший узник обращался в советские органы с требованием своей полной реабилитации. Но лишь после распада СССР постановлением Президиума Верховного суда России от 21 декабря 1994 года Лазарь Любарский был полностью реабилитирован.

В последние два десятилетия, выйдя на пенсию, Лазарь направил свой большой интеллектуальный и творческий потенциал, всю свою неуёмную энергию на сохранение и развитие богатейшего наследия языка идиш и идишкайта. Он печатает статьи, очерки, эссе в различных израильских и зарубежных газетах, журналах и альманахах. Его работы – частые гости на страницах выходивших и до сих пор выходящих на идиш «Лэбнс-фрагн», «Найе цайтунг», «Форвертс» и других газет и журналов. Например, серьёзный резонанс имела большая статья Л.Любарского в американской газете «Форвертс» о Шмуэле Зигельбойме, покончившем с собой в знак протеста против молчания мира в ответ на физическое уничтожение и унижение евреев гитлеровцами.

Диапазон его творческой тематики поражает. В альманахе «Найе вэгн» он опубликовал эссе  о еврейских мотивах и образах в творчестве польской писательницы Элизы Ожешко. О тех же мотивах в творчестве Густава Флобера, Анатоля Франса он пишет в своих работах и рассказывает на лекциях.

В свои годы, несмотря на немалую долю тяжёлых жизненных коллизий, Лазарь Любарский полон творческих сил и энергии.

У Лазаря и Галины Любарских – три дочери, 12 внуков и три правнука. Галя - врач, отдавшая своей профессии 20 лет в СССР и 20 лет в Израиле, все эти годы тщательно оберегает здоровье неспокойного мужа в самые опасные годы его противостояния с советскими властями, и по сей день на страже покоя и благополучия семьи, в то время как энергичный Лазарь всё время в движении.

В 1998 году на встрече друзей – бывших активистов еврейского подполья Лазарь Любарский сказал:

«Нам посчастливилось стоять почти у истоков возрождения национального самосознания советских евреев, возрождения этой идеи, преследовавшейся советской властью, загнанной ею в угол, растоптанной... И только благодаря тем, кто пошёл на открытый конфликт с советской властью, кто стал стучать во все двери, рассылать тысячи писем в советские и международные инстанции, поднимать еврейское самосознание в целом, СССР на каком-то этапе вынужден был признать, что евреи не только не ассимилировались полностью в русскую-«советскую» культуру, но и что многие из них хотят репатриироваться в Израиль».

Честь и слава этим героям-первопроходцам, с великой опасностью для жизни проложившим путь в Израиль многим из нас.

Количество обращений к статье - 5737
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com