Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
22-28 cент. 2011
Рубрику ведет Леонид Школьник

22 сентября

1891 - Бывает так, что какое-то произведение становится более известным, чем автор, создавший его. Так произошло с повестью «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». О ней и ее экранизации, фильме Юлия Карасика, слышали все. А вот автора, Рувима Фраермана, пожалуй, назовут немногие… Он родился 120 лет назад в Могилёве. Первые стихи опубликовал в журнале «Труд ученика». Из Харьковского технологического института после третьего курса был направлен на практику на Дальний Восток. Это был суровый 18-й год, бушевала гражданская война, и деятельный молодой человек, конечно, не мог остаться в стороне от этих событий. Он примкнул к революционному движению, а во время японской оккупации поддерживал связи с подпольщиками. Эти события впоследствии легли в основу повестей «Огневка», «На Амуре», «Васька-Гиляк», «Золотой Василек», «Буран», «Сквозь белый ветер», рассказа «На мысу». На Дальнем Востоке он стал редактором газеты местного военно-революционного штаба «Красный клич». После переезда в Москву состоялось его знакомство с Фадеевым, Паустовским, Гайдаром, Гроссманом, Симоновым, Платоновым. С начала Великой Отечественной Рувим Фраерман — на передовой. В ополчении он сотрудничает в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг», «Подвиг в майскую ночь» он описывал героические подвиги солдат и офицеров. После войны писатель создал еще ряд повестей для подростков — «Дальнее плавание», «Испытание души» и др. Рувиму Фраерману удалось в своих произведениях нарисовать историю СССР на примере жизни обычных людей, без которых эта история немыслима. Его кни ги переведены на языки народов бывшего СССР и на иностранные языки. Скончался Рувим Фраерман 27 марта 1972 года.

23 сентября

1906 – 105 лет назад в городе Двинске (нынешнем Даугавпилсе, Латвия) в семье переплетчика книг Мовше Берковича и Эстер Элиевны родился будущий художник Соломон Гершов. Через четыре года после его рождения семья переехала в Витебск, и там Соломон начал рисовать. У мальчика не было ни карандашей, ни бумаги, и он рисовал на стенах угольных ящиков, а когда “полотна” исписывались, родители стирали тряпкой рисунки, и творчество продолжалось. Мальчик учился в реальном училище и духовном, где готовили раввинов. Но любовь к рисованию оказалась сильнее. В тот год, когда большевики взяли власть, Соломон Гершов стал учиться в школе у прекрасного художника и педагога Юделя Пэна. Из этой школы вышло много талантливых, известных всему миру художников. В 1920 году рисунок Соломона, выполненный на желтой оберточной бумаге, Юдель Пэн отправил на Всемирную детскую выставку. Работа была удостоена первой премии. Для местечкового юноши и его семьи это была полнейшая неожиданность. А опытнейший Юдель Пэн уже тогда видел незаурядные способности юноши. Спустя несколько лет Гершов поступил учиться в Свободные государственные художественные мастерские, позднее переименованные в Витебский художественно-практический институт. Здесь преподавали прекрасные мастера: Ю. Пэн, Р. Фальк, К. Малевич, А. Куприн, Эль-Лисицкий, Д. Якерсон, И.Пуни. Именно здесь был заложен фундамент мастерства будущего художника. Спустя многие годы Марк Шагал написал своему ученику: “Вы искренне ищете правду в искусстве – и это главное”. Поиск собственной правды навсегда определил творческую свободу Соломона Гершова. Аркадий Шульман и Иосиф Рочко, авторы серьезного исследования жизни и творчества Соломона Гершова, отмечают, что летом 1922 года молодой художник переехал в Петроград, где решил продолжить образование. Три года он учился в Школе общества поощрения художников (бывшее Императорское училище) у педагога Р. Р. Эберлинга. В те годы он много и плодотворно самостоятельно работал. С 1925 по 1927 год Соломон учился в школе “Аналитического искусства” у Павла Филонова. В конце 20-х годов молодой художник познакомился с людьми, которые долгие годы вдохновляли его творческую и личную жизнь. Его друзьями стали композитор Д. Шостакович, актер театра Э. Гарин, художник Б. Эрбитин, музыковед И. Соллертинский, театральный художник Е. Сафонова, балерина В. Костровицкая, которая впоследствии стала его женой и музой. Большое влияние на С. Гершова оказало знакомство с художником Р. Фальком. Рассказы Р. Фалька о П.Пикассо, Н. Гончаровой, А. Модильяни, особенно о художнике Хаиме Сутине, приобщили Соломона Гершова к более глубоким пластам современной еврейской и русской культуры. В 1930 году в Ленинграде состоялась персональная выставка С. Гершова. На ней было представлено около 50 работ. Художника заметили не только его друзья, сверстники, но и именитые мастера, и среди них – один из наиболее обогретых советской властью живописцев И. И. Бродский. Соломон Гершов был полон творческих планов, но в апреле 1932 года его арестовали. В квартире произвели обыск, картины исчезли, что-то не понравилось цензорам “от искусства”. Художника выслали в Курск. Неизвестно, чем бы закончилась ссылка и сколько лет пришлось бы Гершову странствовать по провинциальным городам, но на помощь пришел И. И. Бродский. С его помощью Соломона Моисеевича вызволили из ссылки. Он вернулся в Ленинград, но “органы” бдительно следили за ним и однажды предложили сотрудничество. Надо было “стучать” на своих друзей, и в первую очередь - на Бродского, к тому времени ректора Академии художеств. “Стучать” Гершов отказался и вынужден был уехать из Ленинграда в Москву в надежде, что там он “затеряется” и чекисты хотя бы на время отстанут от него. В Москве Соломон Моисеевич быстро вошел в круг столичных художников и в 1934 году стал членом Московской организации Союза художников (МОСХ). Он выставляется много и охотно: в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Центральном выставочном зале. Война на какое-то время прервала творческую деятельность художника. Он добровольно ушел на фронт, но вскоре его освободили от службы. В октябре 1941 года Соломон Моисеевич вместе с группой московских художников эвакуируется в Новосибирск, а затем в Томск. Талант художника востребован в “Окнах ТАСС”. В Сибири он по-прежнему охотно участвует в выставках, чувствуя потребность в том, чтобы его картины видели зрители. Как свидетельствуют Аркадий Шульман и Иосиф Рочко, в Новосибирске Соломон Гершов оформляет спектакли “Бар-Кохба” и “Заколдованный портной” по пьесе Шолом-Алейхема. Их поставил “БелГОСЕТ” (Белорусский государственный еврейский театр). А. Шульман отмечает, что Шолом-Алейхем всю жизнь был одним из любимейших писателей Гершова. К сожалению, рисунки, сделанные по мотивам литературных произведений классика еврейской литературы, до сих пор нигде так и не опубликованы и выставлялись только однажды – на крохотной выставке в фойе ленинградского театра, ставившего спектакль по пьесе Шолом-Алейхема. В 1943 году Соломон Моисеевич снова на воинской службе. Он работает в военной газете. В 1948 году Гершова арестовывают по “второму заходу”. Этот год был отмечен тотальным наступлением на творческую интеллигенцию. После печально известных ждановских выступлений были арестованы А. Ахматова, М. Зощенко, многие другие. Среди них и художник Соломон Гершов. Последовала Лубянка, Бутырская тюрьма, а потом ссылка и шахты Воркуты и Инты. От художника официально отказываются семья, родственники. Сталинский режим “перекорежил” многие семьи, вынуждал их делать шаги, которые сегодня могут показаться страшными. Однако допросы, ссылка, работа на шахтах не сломили волю заключенного, не отбила желания рисовать. Он рисует портреты заключенных на обрывках газет, случайных клочках бумаги. В 1956 году художник был освобожден. Хрущевская оттепель, как и десяткам тысяч других заключенных, принесла свободу. Соломон Гершов получил типовую справочку: “Дело прекращено за отсутствием состава преступления”. Однажды у художника спросили: “Как удалось пережить эти восемь лет заключения и сохранить себя?”. Соломон Моисеевич спокойно ответил: “А я представлял, что это не со мной происходит. Смотрел на себя как бы со стороны”. В 60-х годах творчество Соломона Гершова прорывается через “железный занавес”. В 1965 году проходит его персональная выставка в Лондоне, в 1972 году с творчеством Гершова знакомится Америка. Его картины приобрели художественные музеи Москвы и Лондона, Парижа и Иерусалима, Цюриха и Тбилиси. Не забыт и город Юделя Пэна и Марка Шагала – город, в котором живописец начал рисовать. В 1975 году Соломон Гершов совершил творческую поездку в Витебск и передал шесть своих работ в местный краеведческий музей. Надо сказать, в ряде композиций С. Гершова современность тесно переплетена с детскими воспоминаниями. Это особенно касается его художественных "размышлений" над смыслом бытия и композиций с мотивами похорон ("Еврейские похороны в Витебске", сер. 1970-х; "Похороны", 1968; "На кладбище", 1976). Дело в том, что дом, в котором жили Гершовы в Витебске, стоял недалеко от старого еврейского кладбища. "Ничто не проходит бесследно, особенно в годы становления личности", - писал художник, вспоминая это время. Еще в Витебске С. Гершов основательно изучал Тору, а позднее всю жизнь она была для него тем источником, который будил творческую фантазию. Но отнюдь не возможность иллюстрирования этих книг всегда привлекала художника. В своих работах С. Гершов очень редко ссылался на какой-то конкретный сюжет или сцену, ограничиваясь общим названием произведения - "Библейский мотив". Прикасаясь к загадочной атмосфере предания, не углубляясь в исторический контекст, художник нередко только озвучивал мотив, представляя его второстепенными фигурами персонажей ("Царь Соломон и его жены", 1970-е). Гершов, безусловно, был человеком вселенского масштаба и мировой культуры, но он всегда помнил, кто он, и часто в своем творчестве обращался к еврейским мотивам. В 2004 году в Санкт-Петербурге в серии “Авангард на Неве” вышел альбом “Соломон Гершов”, где помещены почти 200 репродукций художника. В предисловии к альбому питерский художник А. Басин, лично знавший мастера, написал: “Гершов Соломон Моисеевич – еврей-художник, не пишущий еврейскую атрибутику, ибо его работы уже национальны своим настроем холста”. Таким останется в нашей памяти Соломон Гершов, скончавшийся 14 июня 1989 года в Ленинграде. Современник Освенцима и Бухенвальда, избавленный судьбой от иностранного ада, он прошел через ад советский как заключенный Воркуты, но выжил, остался человеком и одним из самых интересных художников-авангардистов.

24 сентября

1896 - Еврейский писатель Марк (Мовше) Абрамович Разумный родился в литовском, некогда знаменитом местечке Жагер, располагавшемся вблизи латвийской границы. Когда Марку было всего два года, его родители переехали в Ригу, надеясь найти там свое счастье. Но надежды не сбылись, бедность сопровождала их и на новом месте. Марк стал учиться в местной гимназии. Обнаружив тягу к рисованию, он перешел в школу искусств. Однако стесненное материальное положение вынудило мальчика покинуть ее. Родители нашли выход из положения. В Германии в то время жил их состоятельный родственник, который и согласился приютить у себя племянника и помочь ему продолжить учебу. Марк поступил на университетские курсы. Именно тогда и проявились его литературные способности. По традиции каждый член литкружка должен был ежемесячно выступать с каким-либо докладом. Разумный посвятил свое выступление творчеству еврейских писателей Шолом-Алейхема, Ицхока-Лейбуша Переца и ... собственному творчеству (он прочел свою новеллу, якобы написанную неизвестным писателем под псевдонимом Н. Гамза). Новеллу восприняли с интересом. Она попала в редакцию местного журнала и сразу была опубликована. Еще в 1920-е годы юморески Марка Разумного стали публиковаться в еженедельной газете "Найе цайт", в юмористическом журнале "Амидай" и других изданиях, а также в литературном журнале "Ди вох". Литературная деятельность Марка Разумного настолько обширна, что нет возможности хотя бы кратко перечислить всё опубликованное им. Более 10 лет писатель сотрудничал с газетой «Фриморгн». В 1924 году в Риге вышла в свет его первая книга новелл, спустя 5 лет - вторая. Разумный ездил по странам Европы, посещал США, всюду знакомился с жизнью еврейских общин, разных слоев общества. Свои впечатления он переносил в рассказы, позже они вошли в книгу "Ди ланд фун тойзнт гешталтн" («Страна тысячи образов»). О жизни евреев - бедных и богатых, счастливых и насчастных, живущих с надеждой на лучшее будущее и разочарованных, ни во что не верящих, идет речь в его книге "Новэлн вэгн Элитэ" (1935). Марк Разумный работал не только в жанре короткого рассказа и новеллы, но использовал также исторический жанр. Ещё до Второй мировой войны он был автором нескольких книг рассказов и новелл, а в еврейских театрах ставились его пьесы "Моткэ Хабад", "Северное сияние", "Доктор Герман Меерович", он инсценировал для Рижского еврейского театра "Блуждающие звёзды" Шолом-Алейхема и "Путешествие Вениамина Третьего" Менделе Мойхер-Сфорима. Довоенное поколение евреев Восточной Европы, особенно Прибалтики и Польши, должно помнить популярный журнал "Ди идише билдер", Марк Абрамович Разумный издавал его вплоть до оккупации Балтии советской армией. В 1939 году вышли ещё две книги писателя. Одна из них, сборник исторических рассказов "Ди идише мелухэ", повествует о героическом подвиге еврейского народа в Италии 16-го века. Разумный - не только журналист и писатель, но и общественный деятель. Перед войной с нацистами он стал секретарем еврейского культурного центра Риги, который возглавлял профессор М. Шац-Анин. В годы войны он оказался в Ташкенте, продолжая творческую деятельность. А реэвакуировавшись в Ригу после войны, он перешел на новый для себя жанр - сочиняя новеллеты. Пожалуй, его можно смело назвать основоположником этого жанра в идишской литературе. Но Разумный, как и многие его коллеги по перу, не избежал участи многих деятелей еврейской культуры. Он был арестован в Риге 4 апреля 1950 года, а 27 января 1951 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 10-летнему сроку лишения свободы. Правда, отсидел Марк Абрамович «всего» пять лет и был полностью реабилитирован в 1956 году. Несмотря на преклонный возраст, он много писал. Его короткие рассказы печатались в журнале "Советиш геймланд", в газете "Биробиджанер штерн", на страницах варшавской "Фолкс-штимэ". В 1960-е годы выходит несколько его книг в переводах на русский и латышский языки. Колоритный идиш его произведений, чистота речи привлекают читателей, любящих мамэ-лошн. Марк Разумный был активным пропагандистом языка и культуры идиш и делал это с любовью, даруя читателям красоту и богатство языка, который жил в нем с детства. Умер Марк Абрамович Разумный в Риге 1 ноября 1988 года.

25 сентября

1929 - Первая леди американского ТВ, имеющая собственную звезду на голливудской Аллее славы Барбара Уолтерс, чьи интервью с мировыми лидерами представляют собой хронику последней части двадцатого века, родилась в Бостоне, штат Массачусетс, в семье импрессарио известного клуба «Латинский квартал» в Нью-Йорке. Гостями отца были многие знаменитости, которые работали с ним, и Барбару не пугало их присутствие в отцовском доме. Она училась в государственных школах в Нью-Йорке и Майами, затем поступила в колледж Сары Лоуренс в Bronxville, Нью-Йорк. В 1953 году, по окончании колледжа, она решила начать журналистскую карьеру с работы на телевидении. Барбару взяли на работу в RCA-TV - местный филиал NBC в качестве сотрудницы отдела по связям с общественостью. Ее талант общения с людьми, открытость, искренность заметил ведущий ежедневного ток-шоу Дэйв Гаравэй, пригласивший Уолтерс поработать для его шоу. Так Барбара шаг за шагом приближалась к своей мечте о собственном шоу – она хотела в прямом эфире общаться с интересными людьми. Кроме того, Барбара мечтала нарушить традицию канала, на экране которого господствовали только мужчины. Ее популярность выросла еще и по той причине, что Барбара обладала уникальной способностью брать интервью у знаменитостей, не подстраиваясь под них и не заискивая перед ними (сказалась давняя, с детских лет, привычка разговаривать на равных с пришедшими к отцу знаменитыми гостями). На творческом счету Барбары Уолтерс – телеинтервью с членами семьи Кеннеди, со вдовой и детьми Мартина Лютера Кинга, другими важными и известными людьми. В 1976 году ABC нанял ее от NBC в качестве ключевого журналиста, освещающего актуальные новости в прайм-тайм – с рекордной зарплатой в миллион долларов в год. В ноябре 1977 года Уолтерс стала настоящей звездой американского ТВ, взяв интервью у президента Египта Анвара Садата и премьер-министра Израиля Менахема Бегина. Ее собеседниками были также принцесса Диана, Фидель Кастро, Колин Пауэлл, Дик Чейни, Опра Уинфри и многие другие. Несмотря на то, что некоторые коллеги считают ее назойливой и слишком напористой, Барбара Уолтерс – суперзвезда на ТВ, её рейтинги неизменно высоки, ее ежедневная аудитория составляла в годы расцвета 30 миллионов зрителей, её ежегодная зарплата в 2000 году была $12 миллионов – самая высокая для тележурналиста по тем временам. В 1999 году Уолтерс поставила рекорд популярности своего шоу. Она провела двухчасовое эксклюзивное интервью с бывшей белодомовской стажеркой Моникой Левински. Эту передачу смотрели рекордные 74 миллиона телезрителей – самый высокий рейтинг для любого интервью. Уолтерс взяла с Моникой материнский, увещевательный тон, и та под деликатным нажимом поведала пикантные подробности своей связи с президентом. Уолтерс спросила Монику: «А что вы скажете своим детям об этом деле?» - и Моника ответила: «Наверное, так: мамочка сделала кое-какие ошибки в жизни». В 1996 году телевидение отметило двадцатую годовщину работы Барбары в American Broadcasting. Блок вечерних новостей Барбары 20/20 всегда был в верхних строчках еженедельных рейтингов согласно опросам общественного мнения. Барбара Уолтерс вела утреннюю передачу «Today» и ток-шоу «The View» и «ABC Evening News», а также была корреспондентом на телеканале «World News». В настоящее время Барбара Уолтерс ведет собственное дневное телешоу «The View», за которое она удостоена телевизионной премии «Эмми». Барбара трижды была замужем, но развелась. У нее есть приемная дочь Жаклин, которая как-то пожаловалась другу: «Моя мама может провести хорошее телеинтервью, но не в состоянии сделать вкусный рулет или блинчики».

26 сентября

1932 – Популярный писатель Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905-1987) родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Калмановны Гойхман (1908-1978), родом из местечка Хащеваты Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины). В 1941 году с недавно освободившимся отцом и матерью Володя переехал в Запорожье. После войны он часто менял место жительства, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем и авиамехаником. В 1950 году на 4 года был призван в армию, во время службы (Польша) старался овладеть мастерством стихосложения. В 1956 году Войнович приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957-1959), ездил на целину в Казахстан, где и написал свои первые прозаические произведения (1958). В 1960 году устроился редактором на радио. Вскоре написал стихи для песни о космонавтах, получившей всесоюзную известность (помните? - «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы...»). Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя. В 1962 году Войновича приняли в Союз писателей СССР. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 во Франкфурте-на-Майне, вся книга — в 1975 в Париже. В конце 1960-х Войнович принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию — в 1974 исключён из Союза писателей СССР, но принят в члены ПЕН-клуба во Франции. В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войнович был вызван для беседы в КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ состоялась вторая встреча — на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь», где писатель был отравлен психотропным препаратом, после чего долгое время плохо себя чувствовал, что сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову и ряд обращений в зарубежные СМИ. В декабре 1980 года он был выслан из СССР, а в 1981-м лишён советского гражданства Указом Президиума Верховного совета СССР (в 1990 году возвращено указом М. Горбачева). В 1980-1992 г.г. жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода». По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены». Занимается живописью - первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 в московской галерее «Асти». Интересная деталь: американский журналист В. Нузов в одном из интервью с В. Войновичем спросил, читал ли он ставший печально известным двухтомник Солженицына «Двести лет вместе». Войнович ответил: «Этот «исторический труд» - книга длинная, скучная и лживая».

27 сентября

1931 – Публицист, один из создателей и первых авторов еженедельника «Мы здесь» Семён Ружанский сегодня отмечает свое 80-летие. Он родился и вырос в Виннице, Украина. После возвращения из эвакуации в 1945 году вместе с семьей приехал в Ригу, где окончил среднюю школу и (в 1954 году) - механический факультет ЛГУ. Работал прорабом, старшим инженером проектного института, в 1959-91 гг. - в СПКБ Оргтехстрой: главный электрик, начальник отдела автоматизации, главный конструктор. В 1959-91 одновременно преподавал на электроэнергетическом факультете РПИ. Кандидат технических наук с 1978 года, эксперт в области систем автоматизации, автор (соавтор) более 30 изобретений, четырех патентов. После эмиграции в США в 1992 году полностью посвятил себя публицистике, стал сотрудничать с русскоязычной прессой Америки, Израиля, России. Почти 10 лет публиковался в русскоязычном издании старейшей еврейской газеты Америки «Форвертс», где вел несколько рубрик, в российском журнале «Корни», в газетах «Еврейский мир», «Панорама», «Курьер» и других, сотрудничает с популярным интернет-журналом «Заметки по еврейской истории». Член Совета граждан при Департаменте социального обеспечения города Рочестера (графство Монро, штат Нью-Йорк), член Комиссии по работе с иммигрантами. На благословенной земле Соединенных Штатов Семён и его красавица-супруга Грета счастливы сегодня оттого, что здесь нашли свое счастье их дети и внуки (кстати, один из них, Женя, которому 21 год, служит в военно-воздушной авиации США). А Семен всё время чем-то занят, что-то читает (по-русски или по-английски), что-то выписывает, делает закладки на интернет-страницах, и всё это означает: он готовит очередное эксклюзивное интервью с интересным человеком. Сколько их было, таких интервью? Можем только напомнить некоторые: «Гут йомтэв, Америка!».- интервью с американской художницей Линн Фельдман («Форвертс», апрель 2002), «И тогда они пришли за мной» - Вспоминая мир Анны Франк. Интервью с Евой Шлосс – сводной сестрой Анны Франк («Форвертс», март 2003), «Google, Froogle и Сережа Брин» (Ружанский одним из первых вышел на семью Сергея, и в тексте интервью было немало интересного, услышанного не только от самого Сергея, но и от его родителей, «Форвертс», октябрь 2003). А еще на его счету – очень непростые интервью в «Мы здесь», например, с писателем Аркадием Ваксбергом («Из ада в рай и обратно»), с еврейской семьей Арндт, проведшей четыре года рядом с Гитлером, со «спасителем» идиша Аароном Ланским, со вдовой автора «Бухенвальдского набата» Исаака (Александра) Соболева, с польской Анной Франк Руткой Ласкер, с внучкой Шолом-Алейхема Бэл Кауфман (к 100-летию со дня ее рождения) и масса других бесед, не менее увлекательных и глубоких.

В день юбилея редакция «МЗ», журналисты, читатели и друзья сердечно поздравляют старейшину нашего еженедельника Сэма Ружанского и желают ему, прежде всего, здоровья – на оставшиеся 40 лет (по еврейскому счету), и чтобы весь отпущенный ему срок был освещен творчеством, любовью родных и близких и неубывающим вниманием читателей. Мазлтов, дорогой!

28 сентября

1913 - Российский металловед, создатель сплавов, академик РАН, сподвижник А. Н. Туполева Иосиф Фридляндер родился в Андижане, Узбекистан. Работал корреспондентом «Комсомольской правды» по Таджикистану, воевал с басмачами. Закончил МВТУ имени Баумана. С 1937 года до последних дней жизни работал в Институте авиационных материалов (НИИАМ, ВИАМ, «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»). Иосиф Наумович Фридляндер - разработчик алюминиевых и бериллиевых сплавов, из которых сделаны самолет Ту-4, пикирующий бомбардировщик Ту-16 и стратегический Ту-95, все пассажирские «Ту» (включая последние модели Ту-204 и Ту-334), военно-транспортный «Антей», гиганты «Мрия» и «Руслан» (Ан-124), истребители «МиГ», самолет вертикального взлета Як-38, гидросамолеты КБ Г. М. Бериева, баки самой мощной ракеты в мире «Энергия», баки космической ракеты-носителя «Протон», лопатки турбонасосных агрегатов ракетных двигателей. В 1955-1956 годах под его руководством созданы первые бериллиевые сплавы. Фридляндер создал теорию и технологию получения алюминиевых высокопрочных, сверхвысокопрочных, жаропрочных, криогенных и сверхлегких сплавов, что позволило создать в стране передовые авиационную, ракетную и ядерную промышленности. Иосиф Фридляндер - доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1976), академик АН СССР (1984) и академик Российской Академии наук (1991). Иосиф Фридляндер был заместителем президента Международной Ассоциации Академий наук России, Украины, Белоруссии, Казахстана; лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, премии Совета Министров СССР, Государственной премии Российской Федерации. Популярный российский журналист Владимир Губарев, опубликовавший в журнале «Наука и жизнь» (№ 3, 2006 год) интервью с ученым, спросил у Иосифа Наумовича: « В начале 70-х годов я был в Самаре, тогда Куйбышеве. На одном из ваших заводов делали корпус для орбитальной станции «Салют». Параллельно пытались наладить производство металла для пивных банок. И это никак не удавалось сделать - в отличие от корпуса станции. Меня тогда это поразило...». Фридляндер ответил: «Сейчас там всё освоено... Кстати, работать с мягким металлом для банок не менее сложно, чем со сплавом для корпуса «Салюта». Банки изготавливают на автоматических линиях, счёт идёт на миллионы штук, требования к геометрии ленты необычайно высоки. Ничего удивительного в том, что с ними сначала не получалось, - опыта у металлургов не было. Всё-таки для нас всегда главной была оборонная тематика. Наш институт «держит» три главных направления по алюминиевым сплавам - самолёты, ракеты и «вертушки». Скончался Иосиф Наумович Фридляндер 30 мая 2009 года в Москве.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2133
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость Рита | 22.09.2011 20:38
Дорогие Грета и Сеня Ружанские! Вы оба - это нечто единое неразрывное целое и родились в 20-ых числах сентября оба.Поэтому вам шлю общие поздравления и пожелания дальнейшего прекрасного содружества во всём. Спасибо за молодость ума и души, доктор, спасибо за интересные и запоминающиеся статьи и интервью, обогащающие наш духовный мир, Сеня! Здоровья и здоровья! Семья Шлюгер
algor | 22.09.2011 18:45
Леонид, спасибо за хорошую, полезную и важную работу.
С наилучшими пожеланиями в Новом Году.
Александр Гордон

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com