Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

На еврейской улице
Как старый еврей нужду топил
Еврейская народная сказка-загадка

Лютой, холодной зимой, когда вода в реке до того студеная, что обжигает руки, стоит у проруби старый еврей и нужду топит.

Проезжает мимо царь со своей многочисленной свитой и видит: экое несчастье, в такую лютую стужу стоит у проруби старый человек и нужду свою топит. Топит-топит, утопить не может.

Подходит к нему царь и спрашивает:
- Что больше: пять или семь?
А бедный еврей отвечает:
- Что больше: двенадцать или тридцать два? Тогда царь снова задает ему вопрос:
- Что, бедняк, горел уже однажды?
А тот отвечает:
- Гореть-то горел пять раз. Да еще пару раз гореть придется! Тогда царь ему говорит:
- Если пришлю тебе одного из своих голубков, сможешь его ощипать?
- Только пришли, царь-государь! – ответил бедняк, усмехаясь.

Вся свита царская стоит, разинув рты, в недоумении. Переглядываются, с ноги на ногу переминаются, ничего понять не могут из этой беседы. Молчат, боясь впросак попасть.

Когда царь со свитою отъехал от реки, подзывает он к себе первого министра и спрашивает: «Ну что, понял ты что-нибудь из того, о чем мы с бедным евреем говорили?»
- Да как же я, государь, понять могу? Вы всё загадками объяснялись, всё загадками...
Рассердился царь: «Эх ты, министерская башка, и не стыдно тебе быть моим первым советчиком? Даю тебе три дня сроку. Не разгадаешь, о чем я у реки беседовал, потеряешь место, а то и голову!

Потемнело у первого министра в глазах. Прибежал он во дворец, собрал всех помощников да советников, и давай с ними загадки царские разгадывать. Но как на грех, никто разгадать не может. Тогда решили они тайком позвать во дворец этого старого еврея и выведать, о чем они с царем говорили.

Позвали его, значит, и стали вопросами донимать.
Но бедняк был, видать, не прост. «Давайте, - говорит, - ларец с золотом, тогда растолкую вам наш разговор с царем».

Возмутились царские министры, за головы схватились: «Как же так, за несколько слов ларец с золотом отдать?!».
-Ну что ж, если нет, то и не надо! - ответил еврей и пошел восвояси.

Проходит день, два, наступает третий день. Бьются министры над головоломкой, и так, и сяк рассуждают, а ответа найти не могут. Делать нечего – вновь зовет первый министр бедняка. Сулит ему любые деньги, только пусть откроет секрет: о чем они с царем беседовали. Взял бедняк золото, сунул за пазуху и дает им верный ответ:
- Когда царь увидел, что стою я в такой лютый холод и топлю в проруби нужду, он спросил меня: разве семь теплых месяцев не больше, чем пять холодных? Он имел ввиду, почему я не могу за семь теплых месяцев заработать столько, чтоб хватило и на пять холодных... Тогда я ему ответил, что тридцать два всё равно больше двенадцати. Это значит, что своими тридцатью двумя зубами я съедаю больше, чем могу заработать за двенадцать месяцев. Во второй раз царь меня спросил: не горел ли я?.. Что означает, много ли я дочерей замуж повыдавал. Потому что после дочерней свадьбы остаешься гол, как после пожара. Ну, я ему правду сказал, что уже пять раз горел, и еще два раза гореть придется, две дочери еще осталось. Тогда, как видно, царь меня пожалел и спросил: если пришлю, мол, тебе одного из своих голубков, сможешь его ощипать?.. На что я ответил: только пришли. Вот он тебя, ваше сиятельство, и прислал! Теперь поди к царю и скажи: смог я тебя ощипать или нет?..

Сидела пава
С пышной короной.
Корона упала –
Стала пава вороной.

Перевод с идиш и литературная
обработка Льва Фрухтмана, Лод
Художник – Ителла Мастбаум, Долев

Послесловие в виде ненаучного комментария

Зима. Глухое украинско-бессарабское местечко Куролапка, или Бычехвостка. В хедере идет урок «математики». Семеро еврейских мальчишек, шмыгая носами, уставились в самодельный учебник с таблицей умножения. Думают, что думают. Крутят длинные пейсики. Алтер ребе, сам еще не старый, но сухой и желчный, хрипло спрашивает на идиш:
- Шлоймеле, сколько будет четырежды четыре?
- Зехцик! (Шестьдесят), – бойко отвечает Шлоймеле, сынок сапожника.
- У-ва! Ты скоро станешь богачом, дурак ты эдакий. Зехцн, зехцн, - злобно кричит ребе, -Шестнадцать! Запомните, лентяи!
Весь хедер замирает.
- Дувидл! А сколько будет пятью пять?
- Цванцик ун финэф! (Двадцать и пять) – испуганно отвечает Дувидл, сын портного.
- Правильно, Дувидл. – хитро прищурился ребе. – Но кто тебя научил так считать по-еврейски?..
Финэф ун цванцик. Финэф ун цванцик, балбесы вы непутевые!.. – орет ребе.
– А скажи мне вот ты, Лейбеле, - продолжает ребе «мучать» ребятишек, - сколько же будет шестью шесть («зэкс мол зэкс»)?..
- Двадцать шесть («зэкс ун цванцик»), - выпаливает Лейбеле, сынок кантора.
- Вос гор плуцэм «зэкс ун цванцик»? Что вдруг «двадцать шесть»?..
- Потому что пятью пять – двадцать пять...
- Оцем-клоцем двадцать восемь!* – смеется ребе, и за ним - весь хедер. Атмосфера разряжается. Но наступает пауза.

Весь хедер дрожит от страха. Кому сегодня достанется «канчиком» по рукам или по попке?
«Канчик», если кто не знает, - это маленькая сыромятная плеточка с хвостиком на конце, которой ребе наказывает как бы шутя, но порой довольно ощутимо. Но, боже мой, сколько ученых, талмуд-хахамов, врачей и литераторов вышло из-под этого «канчика». (Дети Шолом-Алейхема, вспоминая свое детство, рассказывали, как «папа», подражая ребе в хедере, брал свернутую старую газету и шлепал ею провинившегося. Это называлось «нафыцкать»!).

То-то было приятно дома зимним вечером сесть у печки возле бабушки и слушать ее сказки-загадки и головоломки: «Сколько ножек у сороконожек? Сколько волос у лысого на голове? С какой скоростью движется черепаха? Сколько рогов у носорога?..». И множество-множество других забавных загадок... Подобных тем, что описаны в сказке «Как еврей нужду топил».

В примечании фольклориста И.-Л. Кагана к этой сказке сказано: «Сказку прислал в 1929 году некий реб Иегуда Эльзет из Польши. Слышал и запомнил из народных уст («фун фолксмойл»)». Стало быть, многое из народного устного творчества передавалось из уст в уста, и исток этих баек теряется в веках. По меньшей мере, в ХVIII-м или ХIХ-м...

_________________

*) Бытовая еврейская шутка, означающая удивление: «Вот-те раз! Попал пальцем в небо!»

Лев Фрухтман, Лод, янв. 2011
Количество обращений к статье - 1928
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com