Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Большевики и евреи
Яков Басин, Иерусалим

(Окончание. Начало в предыдущем, 324-м номере «МЗ»)

5

В основе многих трагедий советского народа в межвоенный период, происшедших по вине Сталина, лежали ленинские идеи, высказанные задолго до того, как могли возникнуть реальные возможности для их осуществления на деле. Основная причина этого – базовая концепция великодержавного шовинизма, декларированная В.Лениным, который в действительности был, по выражению А.Авторханова, «больше великодержавник, чем все русские цари вместе взятые, и больше империалист, чем любой император в истории».

Ленин, говоря пророческими словами М.Горького, проделал «с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу… Измученный и разоренный войною народ уже заплатил за этот опыт тысячами жизней и принужден будет заплатить десятками тысяч, что надолго обезглавит его». О том, что ценой станут не десятки тысяч, а миллионы жизней, никому, даже, видимо, самому В.Ленину, и в самом страшном сне не могло предвидеться.

Вместе со всем народом огромной империи мужественно перенесли все тяготы, лишения, весь ужас тоталитарного большевистского режима и евреи. Но на их долю пришлось еще и унижение национального достоинства, хотя именно они заслужили лучшей доли за свой вклад в общее дело. По сути дела, этот вклад по достоинству не оценен и по сей день. «Наша еврейская затрата на дело обновления России, – писал В.Жаботинский, – не была соразмерна ни с нашими интересами, ни с нашим значением, ни с нашими силами… Мы заплатили больше, непомерно, безумно больше того, что могли заплатить, и того, что стоило заплатить…».

Бездарность Сталина, о которой пишет А.Солженицын, больше всего проявлялась в его догматизме. Величайшее несчастье советской России заключалось как раз в том, что Сталин, обладая неограниченной, поистине царской властью, слепо следовал мыслям своих предшественников, на плечах которых стоял и в соответствии с замыслами которых строил свою политику, не учитывая реальных изменений в мире и в жизни самого российского общества. В первую очередь, это касается воплощения в жизнь идей «основоположников марксизма-ленинизма», их деклараций, доведенных Сталиным порой до полного абсурда. Исходя из этого посыла, многие события, происходившие с еврейством в 1920-е годы в СССР, следовало бы пропустить через призму ленинской мысли.

Именно К.Маркс, а вслед за ним и В.Ленин фактически благословили насильственную ассимиляцию еврейского народа. «Эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства… Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства». Под этим утверждением К.Маркса охотно подписался бы и Гитлер. Не лучше и слова В.Ленина, написанные еще в 1903 г.: «Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата».

Любую иную идеологию, кроме марксистской, большевики расценивали как величайшую ересь и безжалостно выкорчевывали, а в результате борьба велась одинаково страстно как с антисемитами, так и с автономистами, не зависимо от того, в каком направлении последние выступали – как сионисты или как территориалисты. Перечисляя преступления большевиков, за которые они не должны уйти от ответственности, академик А.Н.Яковлев в статье «Большевизм – социальная болезнь ХХ века» (Сб. Черная книга коммунизма», М., 1999) указал и на организацию преступных кампаний против любого инакомыслия. «Все, кто рассуждал или писал не по его [большевизма] директивам, неотвратимо обрекались на тюрьмы, ссылки, спецпоселения, психбольницы, увольнения с работы, изгнания за границу, травлю в печати, другие изощренные издевательства над личностью».

Аналогичным репрессиям подвергались и еврейские активисты, правда, с одним отличием: приговоры о ссылке или помещении в концлагерь заменялись решением о высылке из страны. Высылали, как правило, с чисто фарисейской формулировкой: «Выезд в Палестину без права возвращения в Советский Союз».

Ликвидация Бунда, сионизма и других еврейских общественных движений прямо заложена в ленинском утверждении, что «национальные движения реакционны, ибо история человечества есть история классовой борьбы, в то время как нации – выдумка буржуазии».

Ликвидация еврейской культуры, начатая в 1930-е гг. и завершенная в конце 1940-х гг., укладывается в тезис В.Ленина: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно, нет». Сам же вождь, в свою очередь, слепо следовал за деятелями Великой французской революции, принявшими к действию тезис: «Евреям как личностям – все. Евреям как нации – ничего».

6

Захватив в октябре 1917 года власть, большевики приступили к воплощению в жизнь своей утопической идеи – построения бесклассового коммунистического общества с тоталитарной идеологией. Но в это время идеологическая «ниша» была еще занята религией, а внедрять новую, не устранив старой, они не могли. Предстояло вытеснить из жизни не только религиозное мировоззрение, но и громадную армию священно – и церковнослужителей, составляющих основу клира. К решению этой задачи большевики приступили так же, как ко всем остальным своим замыслам – решительно, бескомпромиссно и со всей жестокостью победившего класса. Как писал американский историк Дэвид Фишман, «хотя в первые десятилетия ХХ века всем еврейским общинам от США до Польши пришлось пережить процесс секуляризации, нигде еврейские традиции и религиозная жизнь не столкнулись с таким мощным и жестоким вызовом, как в Советском Союзе в период между двумя войнами».

Одним из базовых столпов, на которых строилось все здание идеологии большевистской диктатуры, был воинствующий атеизм. Поставленная большевиками цель – искоренение религии как пережитка прошлого – привела к государственной поддержке атеистической пропаганды при полном запрете на пропаганду религиозную. Затеянная властями ожесточенная борьба с еврейской национально-культурной автономией втянула в нее и синагогу. Но поскольку иудаизм фактически был единственной религией, имеющей мононациональный характер, для большевиков он носил откровенно контрреволюционный оттенок, ибо провозглашал приоритет «национального» над «классовым». Правда, по поводу иудаизма им приходилось действовать достаточно осторожно из опасения быть обвиненными в антисемитизме, борьбу которому сами же объявили. Всю тяжесть борьбы с иудаизмом большевики возложили на плечи самих евреев, а точнее, большевиков еврейского происхождения.

Антиклерикальные репрессии большевиков в первую очередь коснулись религиозного образования, ведь первыми были ликвидированы хедеры и иешивы. Запрет религиозного просвещения и свобода просвещения атеистического привели к созданию общественного мнения, при котором религиозное мировоззрение объявлялось реакционным пережитком прошлого.

Насильственное подавление религиозного быта самым драматичным образом коснулось простых верующих. Отмена традиционного для евреев субботнего дня отдыха привела к тому, что еврейское население вынуждено было работать и посещать учебные заведения в шаббат. Закрытие синагог, ликвидация частных пекарен и преследование резников, уничтожение микв не только лишили евреев возможности молиться, отмечать национальные праздники и соблюдать целый ряд национальных традиций (хупа, обрезание, бар-мицва, ритуальные захоронения и т.д.) – еврейское население уже не могло приобретать мацу и кошерную пищу. Еще драматичнее на еврейский быт повлияло закрытие микв: женщины потеряли возможность возобновлять интимную жизнь после «нечистых» дней, не пройдя ритуального омовения. Для людей, жизнь которых была полна множества освященных веками условностей, все это становилось настоящей трагедией.

Отменив одну форму дискриминации евреев, советская власть ввела множество других и, в первую очередь, сделала все, чтобы уничтожить еврейскую общину как основу организационного единства людей.

Секуляризация основной массы евреев, прежде всего, привела к утрате городской интеллигенцией своих национальных корней и уходу национальной тематики из сюжетов ее творчества. Забвение национальных традиций, большинство из которых уходили в традиции религиозные, сказалось на всей еврейской культуре. Начался ее закат. Спустя десятилетие национальная политика государства, в основе которой лежал русский великодержавный шовинизм, привела к ее окончательной гибели.

Раньше других ощутили ассимиляторскую особенность культурных веяний новой власти в России мастера изобразительного искусства, чье творчество вообще не связано с использованием национального языка. Они раньше других отошли от националистических тенденций. Они уже не только не дали, но даже и не попытались дать еврейскому миру ничего, что могло называться еврейским изобразительным искусством нового времени. Состоявшись в искусстве и в истории своего народа как личности, они не состоялись как явление национальной культуры.

История евреев СССР двадцатых годов прошлого столетия четко отразила тенденцию утраты евреями своих специфических национальных черт в тех странах, где они смогли получить все права гражданства. Вот как эту тенденцию характеризует российский историк и публицист Яков Рабинович:

«Во всех странах эмансипация евреев подразумевала молчаливую сделку: общество ожидало, что в обмен на равноправие евреи должны пожертвовать своей культурной обособленностью (в полной мере или хотя бы в основном). В Советском Союзе эта сделка обнажалась государством самым жестоким образом и навязывалась со всей силой принуждения. Сочетание эмансипации с преследованием традиционного иудаизма привело к тому, что отчуждение еврейского населения от своей религии и национальных традиций прошло очень быстрыми темпами и приобрело масштабы, невиданные в современной еврейской истории».

7

В своем трактате «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» А.Д.Сахаров назвал режим Сталина одним из «демагогических, лицемерных, чудовищно-жестоких полицейских режимов», который, в отличие от гитлеровского несет в себе «гораздо более изощрённый наряд лицемерия и демагогии». Характеризуя сущность большевизма, А.Солженицын писал:

«Существующая у нас государственная система не тем страшна, что она недемократична, авторитарна на основе физического принуждения – в таких условиях человек еще может жить без вреда для своей духовной сущности. Всемирно-историческая уникальность нашей нынешней системы в том, что сверх всех физических и экономических побуждений от нас требуют еще и полную отдачу души: непрерывное активное участие в общей для всех заведомой ЛЖИ. Вот на это растление души, на это духовное порабощение не могут согласиться люди, желающие быть ЛЮДЬМИ» («На возврате дыхания и сознания» // Сб. «Из-под глыб», Париж, 1974, с. 27).

В этом отношении было бы крайне важно детально проследить этапы деградации, которой подверглись еврейские интеллектуалы – от национальных лидеров до мастеров культуры – в своих попытках выжить в условиях советского тоталитаризма. Еврейское сообщество оказалось расколото, разбросано по социальным группам, по формам участия в государственном и партийном строительстве, по степени преданности новой власти, по способности к сопротивлению насильственной ассимиляции, осуществляемой этой властью. И далеко не всегда замороченные кричащей на всех углах пропагандистской машиной люди понимали, что власть, которой они служат, на самом деле преступна.

«Люди думали и говорили, что они осуществляют самый совершенный и передовой социалистический строй, – писал в свое время кадетский публицист А.С.Изгоев, – тогда, тогда как на деле они деградировали власть к начальному периоду всякого самодержавия, когда произвол отдельных самодержцев неразрывно связан с произволом служащих ему толп».

Самое циничное в этом вопросе то, что уничтожение еврейской культуры и воплощение в жизнь идеи насильственной ассимиляции евреев большевики проводили в жизнь руками самих евреев. Исполнителями воли сталинского руководства стали еврейские коммунистические секции РКП(б), созданные наряду с другими национальными секциями весной 1918 г. во главе с Ш.Диманштейном. Корни этого, если так можно выразиться, внутринационального коллаборационизма, основанного на ассимиляторском подходе к решению национального вопроса, характерного для российских революционеров еврейского происхождения. Практически всем евреям-большевикам было свойственно нигилистическое отношение к собственной национальной ориентации. Известно, например, что Троцкий на вопрос, кем он себя больше чувствует – евреем или русским, ответил: «Ни тем, ни другим: я – социал-демократ, интернационалист».

Эту особенность в жизни еврейских революционеров – формальный разрыв всякой связи с еврейством – заметил еще в 1905 г. Ш.Дубнов (на снимке), который писал: «Это – ассимиляторы в силу своих партийных и интернациональных убеждений. Их народ – русский, а не еврейский, ибо понятие «народ» для них политически-территориальное, а не культурно-историческое». Характерна такая позиция была, как ни странно, и для Бунда, хотя именно бундовцы больше всех говорили о национально-культурной автономии.

Первоочередной задачей большевики ставили перед собой ликвидацию многовекового еврейского общинного самоуправления, делавшего евреев независимыми от властей. И именно член коллегии Еврейского комиссариата Шмуэль Агурский вместе с наркомом по делам национальностей Сталиным всего спустя семь месяцев после Октябрьского переворота, в июне 1918 г., подписал декрет «О закрытии Центрального бюро еврейских общин», согласно которому предстояло «закрыть навсегда» не только ЦБ, но и «все еврейские общины с их отделениями».

P.S.

Внимательное ознакомление с программными документами большевиков позволяет сделать вывод, что подавляющий объем мероприятий государства в области еврейской культуры сводился к национальному образованию и внедрению идиша как альтернативы иврита – «языка контрреволюции». Дальше этого большевики не шли, что разоблачало их чисто прагматический подход к проблеме национальной культуры и кратковременный характер всех мероприятий в этой области.

Дальнейшие события показали, что, добившись упрочения власти, большевики начали сворачивать программы помощи национальным культурам и наращивать тенденции русского великодержавного шовинизма. Но, как это часто бывает, агрессия по отношению к кому бы то ни было способна серьезно ударить и по самому агрессору. Справедливо это утверждение и в вопросах национальной политики. И в этом отношении уместно привести слова академика Андрея Сахарова , который, анализируя то, что произошло в полиэтнической и поликонфессиональной России за семь десятилетий советской власти, писал:

«Мы получили в наследство от сталинизма национально-конституционную структуру, несущую на себе печать имперского мышления и имперской политики «разделяй и властвуй». Жертвой этого наследия являются малые союзные республики и малые национальные образования… Но жертвой этого наследия стали и большие народы, в том числе русский народ, на плечи которого лег основной груз имперских амбиций и последствий авантюризма и догматизма во внешней и внутренней политике».

Литература

1. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. – Германия: 1988. – С. 7 – 95.
2. Аронсон Г. Еврейский вопрос в эпоху Сталина. // Книга о русском еврействе. 1917-1967. – Мн.: 2002. – С. 142 – 169.
3. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. // Бердяев Н. Сочинения. – М.: 1994. – С. 334 – 383.
4. «Большевизм и русское еврейство» (Из архива М.М.Винавера). // Вестник еврейского университета в Москве, 1996, №1 (11), с. 196 – 200.
5. Брагин А., Кольцов М. Судьба еврейских масс в Советском Союзе. – М.: 1924. – 22 с.
6. Бруцкус Б. Еврейское население под коммунистической властью. // Евреи и русская революция. Материалы и исследования. – М.-Иерусалим: 1999. – С. 293 – 319.
7. Будницкий О. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция. // Евреи и русская революция. Материалы и исследования.– М.-Иерусалим: 1999. – С. 3 – 21.
8. Герман Л. Правда о великой лжи. Т. 1. Вожди. – СПб.: 2001. – С.187.
9. Гительман Ц. Формирование еврейской культуры и самосознания в СССР: государство в роли социального инженера. (Пер. с англ.) // Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога. – М.: 1992. – С. 15 – 27.
10. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. – М.: 1990. – 400 с.
11. Джилас М. Беседы со Сталиным. – М.: 2002. – С. 214 – 220.
12. Джонсон П. История евреев. – М.: 2006. – С. 365 – 367.
13. Жаботинский В. Еврейская крамола. // Жаботинский В. Избранное. – БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ, №62, Иерусалим: 1990.– С. 47 – 56.
14. Зельцер А. Белорусизация 1920-х гг.: достижения и неудачи. // Евреи Беларуси: История и культура. Вып. 3 – 4 . – Мн.: 1998. – С. 60 – 92.
15. Зингер Л. Еврейское население в Советском Союзе: Статистико-экономический обзор. – М.-Л.: 1932. – 174 с.
16. Клиер Д. Великий Октябрь: хорошо для еврея, плохо для евреев. // Евреи и русская революция. Материалы и исследования. – М.-Иерусалим: 1999. – С.443 – 450. 17. Константинов В. Еврейское население бывшего СССР в ХХ веке (социально-демографический анализ). – Иерусалим: 2007, 307 с.
18. Костырченко Г. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. – М.: 2001. – С. 13 – 139.
19. Лейзеров А. Национальная политика в Беларуси в первые годы советской власти. // «Беларусь у ХХ стагоддзі». Вып 1. – Мн.: 2002. – С. 104 – 109.
20. Лейзеров А. Национальный состав партийного, государственного, хозяйственного аппарата в Беларуси (20-50 гг.). // Актуальные вопросы государства и права. Вып. 4. – Мн.: 1994. – С. 100 – 105.
21. Ленин В. К вопросу о национальности, или Об «автономизации». // Ленин В.И. ПСС. Т. 25. – М.: 1958. – С. 64 – 72.
22. Ленин В. О национальном и национально-колониальном вопросе. // Ленин В.И. ПСС. Т. 36. – М.: 1958. – С. 553 – 559. 23. Ленин В. О «культурно-национальной автономии». // Ленин В.И. ПСС. Т. 24. – М.: 1961. – С. 174 – 178.
24. Лыч Л. Белорусизация и судьба еврейской творческой интеллигенции в межвоенный период. // Репрессивная политика советской власти в Беларуси. Вып. 2 – Мн.: 2007. – С. 145 – 184.
25. Майстренко И. Национальная политика КПСС в ее историческом развитии. – Мюнхен: 1978 – С. 19 – 129.
26. Маркс К. К еврейскому вопросу. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т.1. – М.: 1955. – С. 407 – 408.
27. Миндлин З. Социальный состав и главные занятия еврейского населения СССР. // Евреи в СССР. Вып. IV. – М.: 1929. – С. 5 – 11.
28. «Объективно создавшаяся экономическая катастрофа». Еврейские местечки в 1920-х годах. // Вестник Еврейского университета в Москве, 1995, №1 (8), с. 212 – 216.
29. Померанц Г. Сон о справедливом возмездии. // «Синтаксис», №6. – Париж: 1980. – С. 13 – 87.
30. Рабинер Б. Крах марксистской мифологии.// VESTNIK, vol. 11.1, № 3 (210), 1999, с. 50.
31. Свет С. Еврейская религия в советской России. // «Возрождение», 1973, №16, с. 112 – 117.
32. Семенов Т. Еврейское население СССР по полу, возрасту, родному языку и грамотности. // Евреи в СССР. Вып. IV. – М.: 1929. – С. 56 – 67.
33. Смиловицкий Л. Евреи Беларуси, из нашей общей истории: 1905 – 1953 гг. – Мн.: 1999. – С. 43 – 92.
34. Фишман Д. Религиозные лидеры советского еврейства (1917 – 1934) // Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога. – М.: 1992. – С. 189 – 199.
35. Яковлев А. Большевизм – социальная болезнь ХХ века. // С.Куртуа и др. Черная книга коммунизма. – М.: 1999. – С.12.
Количество обращений к статье - 3180
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Йосиф Глузман | 09.10.2011 11:44
Огромное спасибо. Как нужна эта статья людям и особенно евреям, оставшимся в СНГ.
Гость | 30.09.2011 13:51
Спасибо , очень интересно и познавательно

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com