Logo
September 2019


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
20 – 26 июня 2008
Рубрику ведет Леонид Школьник

20 июня

 

1924 - В “Отрывке из автобиографии” Владлен Бахнов признавался: “Иногда ко мне приходят Лень и Осторожность, которые часто ходят вместе. И случается, я не в силах избавиться от них. Но я заставляю себя вспомнить, каким я мог стать человеком, если бы не ленился и не осторожничал тогда, когда еще был выбор... И, вспомнив это, я становлюсь таким свирепым, что Лень и Осторожность пугливо раскланиваются и исчезают...”. Так написал о себе человек работящий и не осторожный, поскольку был писателем-сатириком, у которого при встрече с властью не дрожали руки. Как драматург (в соавторстве с Яковом Костюковским и Морисом Слободским) он работал на эстраде с такими звездами, как Тарапунька и Штепсель, Миров и Новицкий, Шуров и Рыкунин. Родился Владлен Ефимович Бахнов в Харькове, Украина, в 1943 году поступил в Литинститут на поэтический семинар с Наумом Коржавиным, Бенедиктом Сарновым, Семеном Гудзенко. Окончил институт в 1949 году, активно сотрудничал в "Крокодиле" и "Литературной газете". В 50-60-е годы были популярны многие песни на его слова – например, вот эта песенка о Коктебеле, высмеивающая подхалимов типа сталинского лауреата Аркадия Первенцева:

Сегодня парень виски пьет,
а завтра планы выдает
завода, бля, родного, бля, завода.
Сегодня парень — в бороде,
а завтра где? — в НКВДе!
Свобода, бля, свобода, бля, свобода!..

По сценариям Бахнова поставлены фильмы "Штрафной удар" (1963, с Я. Костюковским), "Двенадцать стульев" (1971, с Л. Гайдаем), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, с Л. Гайдаем). Мотивы повести "Как погасло Солнце" (1969) прозвучали в знаменитом фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние" (1984). Писал Бахнов и фантастику. Знаменитая тогда 16-я полоса (сатирическая) «Литгазеты» - тоже на его «совести»: он стоял у ее истоков. В 1970 году вышла его книга с оформлением Вадима Сдура "Внимание: АХИ!" - антитоталитарная утопия.
...Он ходил по любимому Переделкину, тяжело опираясь на палку. Искусство экспромта никогда не покидало его, и он печально продекламировал:

То холодно, то жарко,
А жизнь проходит. Жалко.

Умер Владлен Бахнов 26 октября 1994 года. Жалко...

21 июня

1881 – В еврейском местечке Золотоноша, на Украине, родился Бер Борохов – еврейский  ученый и общественный деятель, один из виднейших идеологов и лидеров социалистического сионизма. В 1900–1901 гг. Борохов был членом РСДРП, но интерес к специфическим еврейским проблемам побудил его в 1901 г. создать Сионистский социалистический рабочий союз в Екатеринославе. Союз принимал активное участие в организации еврейской самообороны и защищал интересы евреев-рабочих. Противниками союза были как русские социал-демократы, не признававшие необходимости самостоятельного еврейского рабочего движения, так и некоторые руководители сионизма, возражавшие против связи сионизма с социализмом. Во время дискуссии сионистов по поводу планапереселения евреев в Уганду Борохов твердо отстаивал позицию противников этого плана. В 1905 г. Борохов был в числе делегатов 7-го Сионистского конгресса. Идеологические и организационные основы движения Поалей Цион были заложены, главным образом, Бороховым. Съезд этого движения в Полтаве (1906) принял тезисы, предложенные Бороховым, и тогда же оно было переименовано в Еврейскую социал-демократическую партию Поалей Цион. Борохов изложил свою теорию социалистического сионизма в работе «Наша платформа». В 1907 г. Борохов уехал из России. В своих публицистических произведениях (в основном, на русском языке) он развивал идеи и формулировал цели Всемирного союза Поалей Цион в Западной и Центральной Европе. В 1914 г. Борохов отправился в США и продолжал там свою деятельность как представитель американской Поалей Цион, проповедуя также идею создания Всемирного и Американского еврейских конгрессов. Когда в России началась революция, Борохов решил вернуться в Россию. Там Борохов активно участвовал в общественной жизни в период перед октябрьской революцией. В августе 1917 г., выступая на конференции русской Поалей Цион, он призывал к заселению Эрец Исраэль на социалистической основе. В сентябре 1917 г. Борохов сделал доклад на Съезде наций в Киеве о «России как содружестве народов». Борохов разъезжал по еврейским центрам России, выступая с речами и докладами. Во время одной из поездок он заболел воспалением легких и умер. Произошло это 4 декабря 1917 года Его останки перевезли в Израиль в 1963 г. и захоронили на берегу озера Кинерет рядом с могилами других основоположников социалистического сионизма. Произведения Борохова 1907–17 гг. являются ценным вкладом в исследования современной еврейской истории. Его труд «Еврейское рабочее движение в цифрах» (опубликованный посмертно) дает глубокий и оригинальный статистико-социологический анализ социальной структуры и экономических процессов в еврейском народе. В 1908 г. Борохов написал работу «Виртуализм и религиозно-этическая проблема в марксизме» (опубликована посмертно, 1920) — полемический трактат против «Религии и социализма» Луначарского. Работы Борохова «Ди уфгабн фун дер идишер филологие» («Задачи еврейской филологии», 1913) и «Ди библиотек фун дем идишн филолог» («Библиотека еврейского филолога» — библиография исследований языка идиш на протяжении 400 лет) - существенный вклад в филологию языка идиш.

22 июня

1948 – Сегодня популярному российскому барду Владимиру Исаакович Ланцбергу исполнилось бы ровно 60. Он родился в городе Саратове, жил в Москве. Окончил Саратовский политехнический институт (1971). Работал инженером-механиком в конструкторском бюро. В 1979 году переехал в Туапсе, затем — в поселок Тюменский Туапсинского района Краснодарского края. Был инженером по игровым аппаратам, лаборантом в школе, музыкантом в пансионате, руководителем КСП, педагогом-организатором, заместителем директора детского реабилитационного центра, методистом центра школьного краеведения. Сферы деятельности Ланцберга – детские коммунарские клубы, проектирование педагогических систем, социальная психология неформальных групп, социотехника. Владимир Ланцберг был участником инициативных групп летних трудовых КСПшных лагерей "Кабачок", слетов "Костры", конкурсов–мастерских "2-й Канал Грушинского фестиваля", детского бардлагеря "ЛДПР" ("Летучая детская поющая республика") на Грушинских фестивалях, руководил творческими мастерскими, в том числе детскими. Стихи начал писать еще в младенческом возрасте, песни — в первом классе школы. Был лауреатом многих фестивалей самодеятельной песни, в том числе четырежды – Грушинского. Умер 28 сентября 2005 года в Нюрнберге, Германия.

23 июня

1908 – 100 лет назад в Киеве родился Абрам Гозенпуд - музыковед, педагог, литературовед, переводчик, сценарист. Известен и как исследователь музыкального театра, посвятивший этой теме более 450 статей и книг. Перу Гозенпуда принадлежит семитомная история русского оперного театра, фундаментальное исследование, охватившее два века развития российского музыкально-сценического искусства, от истоков до современности. Его труды, посвященные творчеству крупнейших русских композиторов, - Чайковского, Римского-Корсакова, Балакирева, Глазунова, и артистов - Шаляпина, Ершова и других, значительно расширяют представление об их жизни и творчестве. Особо должен быть упомянут обширный и необычайно интересный цикл книг и статей, посвященных изучению музыкального мира крупнейших мировых писателей, - Шекспира, Шиллера, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Булгакова. Ученый немало сил отдал также изучению литературы и искусства других народов. Живя в молодые годы на Украине, он тогда и позднее глубоко исследовал и популяризировал творчество ее выдающихся художников, прежде всего, композитора Лысенко и поэтесы Леси Украинки. Гозенпуд написал  блистательную монографию об одном из крупнейших авторов чешской оперы Леоше Яначеке, высоко оцененную не только в России, но и на родине композитора. В разную пору Гозенпуд-исследователь обращался к русской драматургии XVIII - начала XX веков и творчеству датского комедиографа Людвига Хольберга, крупнейшего писателя Швейцарии Конрада Фердинанда Мейера и польского драматурга Фредро. Он много занимался переводами - с немецкого, французского, английского, датского, польского, чешского, украинского; и немало зарубежных поэтов, писателей впервые представил российскому читателю. Известен был Абрам Гозенпуд и как музыкальный драматург: им написано превосходное либретто одной из лучших комических опер ХХ века "Укрощения строптивой" Шабалина. Гозенпуд - лауреат оперной премии Casta Diva в особой номинации - "Кавалер оперы" (2000). Ученый не дожил несколько дней до своего 96-летия, он скончался 2 июня 2004 года в Санкт-Петербурге.

24 июня

1968 – Отмечающий сегодня свое 40-летие гроссмейстер Борис Гельфанд - родом из Минска, Белоруссия, в настоящее время живёт в Израиле (репатриировался в 1998 году). Начал заниматься шахматами с шести лет. С 8-летнего возраста Боря уже участвовал в детских и мужских соревнованиях. Его первая поездка на шахматный турнир состоялась в начале 1977 года в город Кричев Могилевской области на чемпионат Белоруссии среди школьников (в то время у третьеклассника Бори был второй разряд). В этом же году он успешно сражался с мужчинами, выступая за команду шахматной школы в республиканском первенстве спортивного общества “Красное Знамя” в Бресте. В газете “Физкультурник Белоруссии” появилась первая заметка А. Ройзмана о Боре под названием: “Вот это октябренок!”. Чемпионат Белоруссии 1978 года среди школьников снова проводился в городе Кричеве. Боря показал лучший результат среди мальчиков в возрасте до 14 лет и впервые завоевал титул чемпиона. Через два года в бюллетене 47-го чемпионата СССР среди мужчин, который проходил в Минске, появилась заметка “Вот это пионер!”, и была напечатана партия Бориса, сыгранная на чемпионате Минска среди мужчин. Успешное выступление 11-летнего школьника явилось сюрпризом. Вскоре последовали успехи и на всесоюзной арене. В августе 1980 года 12-летний кандидат в мастера Борис Гельфанд стал победителем Всесоюзного юношеского первенства общества “Спартак” и был зачислен в школу чемпиона мира Тиграна Петросяна. Начиная с 1970 года в Минске регулярно проводился турнир памяти А. Сокольского. 15-летний школьник Гарри Каспаров стал победителем мемориала 1978 года. В 1983 году Борис повторил успех Каспарова, став победителем мемориала Сокольского. Борису тоже было 15 лет. Борис прошел весь турнир без поражений, опередив двух гроссмейстеров и 12 мастеров, и выполнил норму мастера. Это звание он получил в следующем году. В возрасте 16 лет (в свой день рождения) Борис стал чемпионом Белоруссии среди мужчин и повторил этот успех в следующем году. В 1985 году он завоевал звание чемпиона СССР среди юношей. Хорошо сыграв на турнире “Минск-1986”, Борис выполнил норму международного мастера. Успешные выступления на турнирах в Советском Союзе и начавшаяся в перестройка (“процесс пошел”) позволили Борису принять участие в турнирах за границей. Он стал чемпионом Европы 1988 года среди юношей до 20 лет, а затем на чемпионате мира поделил 1–4 места. Звание гроссмейстера было присвоено Борису Гельфанду в 1989 году. В составе мужской команды СССР Борис завоевал золотую медаль на чемпионате Европы, который проводился в 1989 году в Хайфе. В следующем году Борис был в составе мужской команды СССР на Всемирной шахматной Олимпиаде в югославском городе Нови-Сад и стал олимпийским чемпионом. Много раз Борис принимал участие в чемпионатах мира. Наиболее успешным было выступление Бориса в цикле ФИДЕ 1993–1995 годов. Борис выиграл четвертьфинальный матч у Владимира Крамника, но затем проиграл полуфинальный матч Анатолию Карпову. Эти матчи были проведены в Индии. После переезда в Израиль в 1998 году Борис становился победителем многих международных турниров (Поляница Здруй, Мальмё, Монако, Канны, Ашдод, Памплона, Бермуды), успешно выступал на других соревнованиях. Борис и его жена Майя радуются успехам дочери Авитали. Регулярно Борис навещает своих родителей, живущих в США. Иногда он совмещает эти поездки с турнирами, проходящими в западном полушарии. Борис много читает – его любимыми писателями являются С.Моэм, С. Довлатов и классик японской литературы Акутагава. Борис Гельфанд – уважаемый в шахматном мире человек. У него хорошие отношения со многими ведущими шахматистами – В. Крамником, В. Анандом, П. Свидлером, В. Иванчуком, Л. Ароняном (его отец Григорий Аронов родился в г. п.Коханово Витебской области), А.Грищуком, С. Рублевским, знаменитыми сестрами Полгар и другими. Более 15 лет подряд Борис Гельфанд является шахматистом экстра-класса. В рейтинг-листах 2006 года он находится в десятке сильнейших гроссмейстеров. Борис опубликовал много статей по шахматам в различных журналах. Не так давно вышла его первая книга «Сборник избранных партий». На вопрос журналиста: «Вы – лидер сборной Израиля. Вас не удивляет, что, располагая таким подбором игроков, вы до сих пор ничего не выиграли, а дома и вовсе провалились?», Гельфанд спокойно и с достоинством ответил: «Я не согласен с этим мнением. Да, мы неудачно выступили на последнем командном чемпионате мира, главным образом потому, что было очень много отвлекающих факторов и мы не смогли полностью собраться. Но, например, на чемпионате Европы мы заняли второе место и были близки к первому. Что бы ни говорили, команда у нас не такая уж выдающаяся, да и не такая молодая, как команды Украины или Азербайджана. Если посмотреть по доскам, то мы не превосходим ту же Францию или Голландию, но результаты наши - весьма достойные. За последние три года дважды мы брали медали из четырех турниров…».

25 июня

1908 – В городке Поневеж, ныне Паневежис, Литва, родился талантливый еврейский поэт Гирш Ошерович. Писал на идиш. В 1928 г. Он окончил ивритскую гимназию в Паневежисе, в 1933 г. — юридический факультет Каунасского университета. Работал в «Ди идише штиме» (Каунас) и других еврейских газетах. Стихи начал публиковать с 1934 г. Тираж его первого сборника «Багинен» («Начало», Вильнюс, 1941) попал в руки нацистов и был полностью уничтожен. До 1944 г. жил в эвакуации в Алма-Ате, затем поселился в Вильнюсе. В 1944 году, по дороге из эвакуации в Литву, Гирш Ошерович оказался в Москве. Здесь он написал своего "Самсона" (сентябрь-октябрь 1944) - первую из поэм на библейские темы. Он писал эту книгу с перерывами почти тридцать лет. В 1945 году написана поэма "Саул", в 1962 – "Строители пирамид", в 1970 – после стихотворения о Каине он возвращается к этой теме и пишет поэму "Каин, нэбэх...". В 1947 г. в Москве вышла вторая книга Ошеровича «Фун клем аройс» («Вырвавшийся из тисков»). В 1949 г. Ошерович был приговорен к десяти годам лагерей за «антисоветскую националистически-сионистскую деятельность». После реабилитации летом 1956 г. вернулся в Вильнюс. Вскоре появился сборник стихотворений Ошеровича в переводе Арсения Тарковского на русский язык «Мой добрый клен» (М., 1962) и два сборника переводов на литовский язык. В 1969 г. вышел сборник его стихотворений и поэм «Зуненганг» («Ход солнца», Москва). В 1971 г. Ошерович репатриировался в Израиль, где вышли книги его стихотворений и поэм: «Цвишн блиц ун дунер» («Между молнией и громом», 1973), поэма «Майн Поневеж» («Мой Поневеж», 1974; параллельный перевод на иврит А.Шлионского), «Ин дер велт фун акейдос» («В мире самопожертвования», 1975), «Ночь сжимает синий нож», 1975, стихотворения в переводе на иврит), «Гезанг фун лабиринт» («Песнь из лабиринта», 1977), «Танах-поэмес» и «Блойе бумеранген» («Поэмы Библии», «Синие бумеранги», 1979) и др. Творчество Ошеровича отмечено премией имени И.Мангера, Я.Фихмана (за произведения на идиш) и рядом других израильских и зарубежных премий. Интеллектуальность и индивидуализм в поэзии Ошеровича сочетаются с искренностью и теплотой чувства. Основной тон лирики Ошеровича пессимистичен, но отчаяние героя растворено в мягкой усмешке. Большое место в его творчестве занимает тема Холокоста (поэма «Нох Ойшвиц ин Ойшвиц» — «После Освенцима в Освенциме» и др.). Гирш Ошерович умер 6 июня 1994 года в Тель-Авиве. Шуламит Шалит в своем очерке о поэте рассказала: Этель Ковенская, еврейская актриса, которой Михоэлс в 16-летнем возрасте доверил главную роль в "Блуждающих звездах", навестила Гирша в больнице, он казался очень усталым. Перед уходом она сказала: "А теперь закройте глаза, отдохните". Вернулась домой. Звонок. "Русская" сестричка говорит: "Вы знаете, только Вы ушли, он закрыл глаза и умер".

26 июня

1898 - Еврейская советская поэтесса и театральный деятель Малка Иосифовна Шехтман (на иврите публиковалась под псевдонимом М. Бат-Хама) родилась в селе Липники, Волынской губернии. Малка выросла в семье, где дети говорили с отцом на иврите, а с матерью — на идиш. Под влиянием двоюродного брата П. Гинзбурга (1894–1947), впоследствии израильского поэта, драматурга и переводчика, девушка рано начала писать стихи. В 1921 году она переехала в Киев и поступила на театральные курсы «Оманут» с преподаванием на иврите, а после их закрытия перешла на театральные курсы с преподаванием на идиш. Давала частные уроки иврита, которые прекратила после усилившихся гонений на сионистов. В Киеве Малка Шехтман примкнула к подпольной группе литераторов, писавших на иврите и выпускавших на гектографе свои сочинения, которые затем попали в Эрец Исраэль и появились в печати. Впервые стихотворение Бат-Хамы «Хава» (Ева) было опубликовано в журнале «Ха-Шилоах» (1918), затем ее стихи печатались в журнале «Хедим» (№ 3, 1924), литературном приложении к газете «Давар» (1925) и других изданиях. Малка Шехтман участвовала также в ленинградской литературной группе «Октобраим ивриим» (Ивритские октябристы) и в поэтическом сборнике этой группы «Берешит» (Вначале, Л., 1926) — одном из двух последних художественных изданий на иврите в СССР. Почти все произведения Бат-Хамы того периода вошли в антологию под редакцией И. Гилбоа (1918—1981) «Гехалим лохашот» (Тлеющие угольки, Тель-Авив, 1954) — собрание стихов и рассказов, написанных в Советском Союзе на иврите и на идиш. Малка училась в театральном техникуме, затем в Театральном институте в Киеве на режиссёрском отделении еврейского факультета, где преподавал Давид  Гофштейн. Некоторое время М. Шехтман была у него секретарём, затем работала в киевском радиокомитете диктором еврейского радио. Главный режиссер Киевского государственного еврейского театра имени Шолом-Алейхема (Киевский ГОСЕТ) Борис Ильич Вершилов (1893—1957) пригласил Малку Шехтман на должность помощника режиссёра, а впоследствии назначил ее также руководителем театрального хора. В годы Великой Отечественной войны М. Шехтман вместе с театром эвакуировалась в Среднюю Азию, оттуда труппа переехала в Черновцы; в 1950 году театр был ликвидирован. В 1937 году М. Шехтман сожгла толстую тетрадь с неизданными стихами, а в 1948 году, после ареста Давида Гофштейна, с которым она много лет переписывалась и с женой которого, Фейгой, дружила, уничтожила все касающиеся еврейской культуры бумаги и книги и прервала личные контакты. Лишь в середине 1970-х годов жившая в Тель-Авиве Фейга Гофштейн разыскала поэтессу и возобновила связь с ней. Малка Шехтман пересылала свои поздние стихи в Израиль, так они оказались в архивах литературоведа И. Гилбоа и лексикографа Г. Креселя (1911—1986). В поздних стихах Бат-Хамы преобладают автобиографические мотивы, наряду с этим есть стихи о любви к еврейскому народу и Израилю, о Бабьем Яре и Катастрофе (Холокосте). Умерла Малка Шехтман в Черновцах в 1979 году.

Количество обращений к статье - 3086
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com