Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
13-19 окт. 2011
Рубрику ведет Леонид Школьник

13 октября

1921 - Ливи – итальянская интерпретация еврейской фамилии Леви. Впрочем, место рождения и проживания накладывает свой отпечаток.  Отец будущей звезды - активист компартии Джованни Ливи, родом был из Тосканы, где в ту пору, на заре ХХ века, проживало, согласно переписи, более семи тысяч евреев. Конечно, сегодня, спустя почти век, трудно утверждать что-либо, но о чем могут говорить такие факты семейного быта, как отказ от крещения детей и от употребления некошерного кроличьего мяса (семья разводила кроликов на продажу)? В этой семье в тосканском городке Монсуммано-Альто и родился мальчишка, которого еще младенцем родители увезли в Марсель, где и началось его восхождение к мировой славе. Материнский призыв «Иво, монта!» стал его именем – Ив Монтан. По-французски «монтан» значит «растущий» – очень верный псевдоним: Ив никогда не останавливался, продолжая расти и покоряя новых слушателей, многих из которых в начале его артистической карьеры еще не было на свете. В юности будущий киноактер работал — сначала в парикмахерской его сестры, затем рабочим в порту. В феврале 1944 года Ив Ливи отправился в Париж. Как и следовало ожидать, оккупированная немцами французская столица оказалась более опасным местом, чем Марсель. Барменша маленького отеля, где остановился Ив, донесла на него в гестапо. В отеле не замедлил появиться офицер для допроса. «Вы же не Ливи, а Леви!» - кричал он. «Нет, Ливи», - по возможности спокойно отвечал юноша. «Вы изменили букву!», - настаивал немец. «Если бы я что-то менял, то уж сразу на фамилию «Дюпон». Так одна буква сыграла свою роль - немцы были дотошными бюрократами: в справочнике еврейских фамилий есть только фамилия «Леви», но не «Ливи»... Кстати, будущая жена Монтана Симона Синьоре в своих воспоминаниях рассказала о таком же случай, когда в 1942 году она решила уехать из Южной зоны в Париж на съёмки фильма. И по дороге, конечно, был немецкий контрольный пункт, где проверяли документы пассажиров. Настоящая фамилия её Каминкер (отец происходил из польско-еврейской семьи, мать была француженка), но в справочнике почему-то не значилась. Не нашли немцы эту фамилию и в дополнительном справочнике. И, следовательно, Симоне разрешили ехать в Париж. Но вернемся к Иву Ливи. Свою артистическую карьеру он начал как певец в кинотеатрах, клубах и мюзик-холлах. В том же 1944 году во время одного из выступлений его заметила Эдит Пиаф. Некоторое время великая певица была наставницей и любовницей молодого исполнителя, и они вместе выступали на эстраде до 1945 года. В августе 1949-го во время отпуска Монтан встретил Симону Синьоре и влюбился в нее. Вскоре Симона оставила своего первого мужа, Ива Аллегре, и в декабре 1951 года вышла замуж за Монтана. Вместе они неоднократно выступали как партнеры по съемочной площадке. Надо сказать, в молодости (видимо, сказались отцовские гены) Монтан придерживался левых взглядов, что в свое время стало причиной заигрывания с ним советских властей. В 1950-х годах Монтан подписал обращение о запрещении ядерного оружия, участвовал в других акциях с позиций, близких коммунистическим. Во время политического кризиса в Венгрии в 1956 году Монтан вопреки протестам многих его коллег принял решение всё же не отменять ранее намеченные гастроли в СССР. Французская общественность подвергла его решение резкой критике, но в СССР актера приняли как своего. В 1963 году Монтан с Симоной во второй раз посетили Москву, участвовали в Московском международном кинофестивале. Но бескомпромиссность актера в дальнейшем стала причиной его разрыва с СССР. В 1960-х Монтан начал творческое сотрудничество с режиссером Костой-Гаврасом (в 1965 году Коста-Гаврас дебютировал как режиссёр экранизацией детектива Себастьяна Жапризо «Убийцы в спальных вагонах» с Ивом Монтаном в главной роли). А в 1970 г. Монтан вместе с Синьоре снялся в фильме Косты-Гавраса «Признание» - о событиях 1948 и 1968 годов в Чехословакии, — этот фильм беспощадно разоблачал социалистическую диктатуру. В 1985 году Симона Синьоре умерла. Через год, во время съемок фильма «Жан де Флоретт» Монтан завел роман с ассистенткой Кароль Амьель, которая стала его последней любовью. В 1988 году у них родился сын Валентин. А спустя три года, 9 ноября 1991 года, Ив Монтан умер во время съемок фильма «ИП-5». Сегодня ему исполнилось бы 90...

14 октября

1871 – И. Бершадский – под таким псевдонимом вошел в еврейскую литературу иврито-идишский писатель Иешаягу Домашевицкий. Он родился 140 лет назад в селе Наймуш, Гродненской губернии, в богатой семье. Воспитание получил дома, позже учился у Деречинского раввина. В 1887 году переехал в Белосток, где стал читать лекции на иврите. В 1896 году какое-то время служил в банке в Баку. В 1890 г. издал свой первый роман, за ним вышли и другие его произведения, опубликованные в ивритских изданиях. В 1903 году И. Бершадский опубликовал свой первый рассказ на языке идиш и с тех пор стал дальше публиковаться в газетах «Фрайнт», «Цайт» и др. Кстати, в последней он выступал и с публицистическими статьями. Последние два года своей жизни И. Бершадский писал исключительно на мамэ-лошн и широко печатался в самых разных изданиях и в сборнике «Ди велт», но отдельного издания своих произведений (объемом 20 печатных листов) так и не дождался. Умер он 26 февраля 1908 года в Варшаве.

15 октября

1915 – Восьмой и десятый по счету премьер-министр Израиля Ицхак Шамир (настоящая фамилия - Езерницкий) родился в польском местечке Ружаны. Учился в гимназии в Белостоке. В 1934 году начал изучать юриспруденцию в Варшавском университете, но не окончил обучение, поскольку, будучи членом «Бейтара» и сионистом, предпочел уехать в Эрец Исраэль в 1935 году. Там он учился в Иерусалимском университете, но в 1937 году присоединился к «Иргуну» и тратил на него большую часть своего времени. Семья Шамира оставалась в Польше и была уничтожена в годы Холокоста. В 1940 году «Лехи» откололись от «Иргуна» из-за того, что руководитель «Иргуна» Давид Разиэль приказал приостановить борьбу с англичанами на время Второй мировой войны. Шамир выбрал путь Авраама Штерна и перешел в «Лехи». Несколько раз был арестован, после чего был отправлен в Эритрею, откуда бежал в Париж. 20 мая 1948 г. вернулся в Израиль. После основания государства Шамир занимался частным бизнесом (прокладка дорог, завод по переработке резины). В 1955 году был принят на работу в израильскую разведслужбу «Моссад» и дошел там до высокой должности. Через 10 лет оставил «Моссад» и вернулся к частному бизнесу. В 1969 году присоединился к партии «Херут» («Свобода»), которая объединилась с Ликудом. В 1974 году Шамир был избран в Кнессет как представитель Ликуда. В 1975 году он стал лидером партии, в 1977 году - председателем Кнессета. 28 августа 1983 года Менахем Бегин сообщил, что больше не может быть премьер-министром Израиля. После ухода Бегина Шамир возглавил Ликуд, и 11 октября 1983 года был избран премьер-министром Израиля. В качестве главы правительства деятельность Ицхака Шамира была, по мнению большинства, образцовой. У него была продуманная повестка дня, канцелярия премьера действовала в полной гармонии. Он свел к минимуму общение со средствами массовой информации. Его политика была последовательной. По большинству вопросов он изъяснялся внятно и недвусмысленно. Присущие ему хладнокровие, уверенность в себе и способность принимать решения сформировались во время его подпольной деятельности и службы в «Моссаде». Шамира было почти невозможно запугать или заставить плясать под чужую дудку. «Шамир был высечен из гранита», - сказал о нем как-то Эхуд Барак, служивший под его началом в качестве начальника Генштаба ЦАХАЛа. 25 ноября 1987 года арабский террорист зашел на базу ЦАХАЛа недалеко от Кирьят-Шмоны и убил шестерых солдат. Через несколько дней началась так называемая «Первая интифада». Ицхак Шамир и Ицхак Рабин решили действовать твёрдой рукой против террористов. Мировые СМИ транслировали кадры, где израильтяне производят массовые аресты, стреляют в сторону камнеметателей, разрушают жилые дома. Это вызвало волну антиизраильских митингов по всему миру. Убийство Абу Джихада, который считался зачинщиком интифады, не привело к уменьшению беспорядков. ЦАХАЛу не удалось подавить интифаду. 1 ноября 1988 года прошли выборы в состав двенадцатого Кнессета, в результате чего Ликуд, религиозные партии и другие правые получили 65 мандатов. Несмотря на это, Шамир столкнулся с трудностями из-за требований религиозных партий. В результате было создано правительство национального единства, в котором Шимон Перес получил должность министра финансов, а Рабин - министра обороны. Шамир стал главой радикально разрозненного правительства. Незаконные связи тогдашнего президента страны Эзера Вейцмана с ООП (Организация освобождения Палестины) привели к окончательному развалу правительства. После этого Шамир собрал новое праворелигиозное правительство, Авода ушла в оппозицию. В ночь с 16 на 17 января 1991 года США в коалиции с арабскими странами (Саудовская Аравия, Египет и Сирия) напали на Ирак. Саддам Хусейн решил заставить Израиль напасть на себя и тем самым лишить Америку арабской поддержки. 39 иракских ракет упали на территорию Израиля, но Шамир не поддался на провокацию. После ослабления Ирака политическая карта изменилась. В то время Израиль принимал большую волну репатриантов из Советского Союза и нуждался в финансовой поддержке. 12 сентября 1991 года президент США Джордж Буш-старший заявил, что поддержку Израиль получит только при условии, что страна примет участие в Мадридской международной конференции о мире и прекратит заселение «палестинских территорий». В 1991 году количество жертв терактов было рекордным со времен Войны за независимость - 101 человек. В результате этого, а также в результате вынужденного согласия Шамира на участие в Мадридской конференции, против которой выступали его сторонники «справа», он потерял поддержку избирателей, и партия Авода во главе с Ицхаком Рабином пришла к власти. Через день после выборов Ицхак Шамир объявил о своей отставке с должности лидера Ликуда. Уйдя из политики, Шамир вернулся в Тель-Авив, перестав даже изредка появляться на экранах телевизоров. В 1994 году он написал свою автобиографию. В отличие от других премьер-министров Израиля, Ицхак Шамир всегда жил скромно, всевозможным светским «тусовкам» предпочитал компанию старых товарищей по подполью. В 2001 г. деятельность Шамира была отмечена Государственной премией Израиля. В дни 90-летия Ицхака Шамира в газете «Маарив» появилась статья Йоси Бен-Аарона, проработавшего с Шамиром более десяти лет - сначала в бытность его министром иностранных дел, а затем - когда он стал главой правительства. Бен-Аарон писал, что хотя Ицхак Шамир страстно желал установления мира, он не стремился попасть в учебники истории в ранге человека, урегулировавшего арабо-израильский конфликт. Вместо этого он сосредотачивал усилия на укреплении экономической, политической и оборонной мощи Израиля, придавая первостепенное значение алие и заселению евреями просторов Эрец-Исраэль. В беседах как с друзьями, так и с врагами, - вспоминал Бен-Аарон, - Шамир не стеснялся подчеркивать тот факт, что Страна Израиля не может служить объектом купли-продажи. Он был убежден: лишь тогда, когда арабы безоговорочно убедятся, что путем террора и насилия от нас ничего не добьешься, откроется путь к мирному сосуществованию двух народов. Шамир презирал позерство и внешний лоск, не наполненный содержанием и реальными достижениями. Предложения об организации опросов с целью выяснения уровня его популярности в народе он отвергал. И в этом был весь Шамир, полагавший, что политика должна определяться не рейтингами, а интересами государства.

16 октября

1886 – Известный российский литературовед Борис Эйхенбаум родился 125 лет назад в семье воронежских врачей, а его дедом был известный еврейский просветитель и литератор, инспектор казённых раввинских училищ и еврейских школ в Кишинёве, Одессе и Житомире Яков Моисеевич Эйхенбаум (1796-1861). По окончании гимназии в 1905 году он приехал в Петербург, надеясь получить, по семейной традиции, медицинское образование – много позже в своей автобиографии «Мой временник» (1929) Эйхенбаум писал, что в его жизни «литература не была задумана». Однако судьба рассудила иначе: уже спустя два года была опубликована его первая работа «Пушкин-поэт и бунт 1825 года (Опыт психологического исследования)». В столице выбор юноши пал на Военно-медицинскую академию, но спустя некоторое время она была закрыта, и Эйхенбаум продолжил обучение на биологическом факультете Вольной высшей школы Лесгафта. Параллельно он много занимался музыкой – роялем, скрипкой, вокалом. А два года спустя оставил идею стать врачом и подал документы сразу в два места – в Музыкальную школу Рапгофа и на историко-филологический факультет Петербургского университета. Наконец, в 1909 году выбор был сделан окончательно: Эйхенбаум решил полностью посвятить себя филологии. По окончании университета Борис Михайлович занялся филологической – в основном, критико-библиографической – работой. Его статьи и заметки печатались во многих периодических изданиях, он вел обозрение иностранной литературы в газете «Русская молва». Эйхенбаум принимал деятельное участие в литературной жизни Петербурга: посещал заседания гумилевского «Цеха поэтов» и вечера футуристов, полемизировал в печати с Дмитрием Мережковским, вместе с философом Семеном Франком стремился реорганизовать литературный отдел журнала «Русская мысль». Спустя два года после окончания университета Борис Михайлович Эйхенбаум начал преподавать в гимназии Якова Гуревича. С 1917 года началось его сближение с «формалистами» – членами кружка ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка), в который он вступил в 1918-м. По воспоминаниям Эйхенбаума, в опоязовцах «всколыхнуло и потянуло именно то, что я увидел тягу к новой культуре, к новому социальному строю». Наиболее творчески близок ему был В.Б.Шкловский. Не оставляя работы над проблемами теории стиха, Эйхенбаум обратился к поэтике прозы. Его первыми работами в этот период стали статьи 1919 года «О Льве Толстом» (впоследствии эта и другие статьи стали основой большого исследования «Молодой Толстой», 1922, «Как сделана «Шинель» Гоголя», «О художественном слове» и др.).Наиболее значительные из критических и историко-литературных работ, написанных в 1916–1922 годах, Эйхенбаум издал в сборнике «Сквозь литературу» (1924). Тогда же он опубликовал свой фундаментальный труд «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки» (1924). В 1928 году Эйхенбаум начал работу над книгой о Толстом – ставшей главным трудом знаменитого ученого, где больше внимания уделялось биографии писателя и историко-литературным аспектам, нежели теоретическим проблемам его творчества. Последний том этого труда был опубликован уже после смерти Бориса Михайловича. Эйхенбаум попробовал себя и в роли писателя, однако его единственный художественный эксперимент «Маршрут в бессмертие» был встречен дружным молчанием критики, после чего ученый сосредоточился на текстологической работе – издании сочинений Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. После войны – в годы репрессий, годы травли Ахматовой и Зощенко, «борьбы с космополитами», когда пострадали многие профессора ленинградских вузов, Борис Михайлович искал забвения от мрачной действительности в дальнейшей работе над книгой о Льве Николаевиче Толстом. Труды Эйхенбаума в то время практически перестали издавать, он перенес тяжелую болезнь сердца, но, тем не менее, много работал. Эйхенбаум видел новый ресурс современной беллетристики в сближении литературы и филологии, которое впоследствии получило название «филологическая проза». В 1949 году он записал в дневнике: «Литературоведческого языка нет, паче чаяния научной мысли в этой области нет – она прекратила течение свое (как нет и литературы в прежнем смысле – романтизм, реализм и пр.)». В 1959 он собирался писать книгу о текстологии и новую книгу о Лермонтове, но этим планам не суждено было осуществиться. Умер Борис Эйхенбаум 24 ноября 1959 года на вечере скетчей Анатолия Мариенгофа, после своего вступительного слова, прямо в зале, от остановки сердца. Свою яркую, сжатую речь он закончил словами: «Самое главное для докладчика – вовремя кончить; на этом я умолкаю». Сошел с эстрады, занял в первом ряду свое место возле внучки и, пока затихали аплодисменты, умер, склоня голову на ее плечо...

17 октября

1835 - Выдающийся ориенталист, семитолог, гебраист Авраам (Альберт) Гаркави родился в Новогрудке, Минской губернии. До 22-23 лет он изучал исключительно раввинскую литературу, учился в Ивне и Новогрудке, был короткое время в Воложинской иешиве, а в 1858 году поступил в Виленское раввинское училище, где получил общее образование, В 1863 г. он поступил в Санкт-Петербургский университет на восточный факультет. Еще в 1868 году, по получении степени магистра, Гаркави был командирован факультетом за границу для подготовки к профессуре. Прослушав курс лекций по ассириологии и клинописи у Лепсиуса в Берлине и у Опперта в Париже, он получил кафедру в Санкт-Петербургском университете по истории древнего Востока (осень 1870 г.), но вынужден был оставить преподавание из-за сопротивления определенных кругов назначению еврея в университет. Гаркави перешел в Императорскую публичную библиотеку, где с 1877 г. до конца жизни занимал должность заведующего отделом еврейской литературы и восточных рукописей. Хочу напомнить, что еще будучи учеником Виленского раввинского училища, Гаркави стал печататься в газетах «Гакармель» и «Гамелиц», а также в «Рассвете». В то время его еще увлекали лекции московского проф. Геймана «О четырех элементах древних по отношению к естественным наукам химии и физиологии» (1862) и «История телеграфа» (1863), которые он старательно изложил на еврейском языке. Начало его серьезных научных работ относится к 1864 году. Начатый тогда Авраамом Яковлевичем труд на еврейском языке «Исследования по истории евреев в России» («Гакармель») положил начало целому ряду крупных и мелких статей по этой тематике. Вскоре им была обнародована брошюра «О языке евреев, живших в древнее время на Руси» (1865), впоследствии изданная в «Трудах Императорского русского археологического общества» (том ХIV), и затем книга «Славяне и еврейские языки» (1867). Кроме того, вплоть до 1896 года включительно, Гаркави печатался в Еврейской энциклопедии, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в журнале Министерства народного просвещения России, помещал в еврейских, русских и иностранных изданиях много статей по истории евреев в России. Значительное место в деятельности Гаркави занимала публикация с собственными комментариями еврейских рукописей, находившихся в Императорской публичной библиотеке. Среди них были произведения поздних гаонов и еврейских поэтов средневековой Испании. Гаркави опубликовал пространную версию «Писем хазарского царя Иосефа к рабби Хисдаю Ибн Шапруту» и другие рукописи, приобретенные библиотекой у караимского ученого А. Фирковича. Работая над караимскими документами, Гаркави обнаружил и доказал в ряде статей, что Фиркович подделал многие рукописи и эпитафии караимских надгробных памятников. Из многих работ Гаркави о караимах самыми значительными являются «Очерки истории караимства» (1897–1902) и статья об основателе секты караимов Анане бен Давиде («Восход», 1900). Научные общества нескольких стран избрали Гаркави своим почетным членом. Авраам Яковлевич был активным деятелем еврейской общины Петербурга, занимая десятки лет должность почетного габая центральной синагоги. Он состоял членом Общества для распространения просвещения между евреями в России и научного общества «Мекицей нирдамим», издававшего средневековую еврейскую литературу, был редактором издательства Русско-еврейского археологического общества. В 1901 году Авраам Яковлевич Гаркави был награждён потомственным дворянским титулом Российской империи. Скончался 15 марта 1919 года, похоронен на еврейском кладбище в Санкт-Петербурге.

18 октября

1889 - Замечательный еврейский поэт Ошер Шварцман родился в селе Вильня, на Житомирщине. Отец его был приказчиком лесопромышленника, поэтому детство поэта проходило среди лесов и полей на берегу Тетерева. Как и все еврейские дети, маленький Ошер учился в хедере, получил традиционное образование. Рано увлекся литературой, читал стихи любимых поэтов – Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Гейне, Верхарна, Бялика. Среди первых поэтических опытов Ошера Шварцмана есть стихотворения на идиш, украинском, русском языках, переводы на идиш любимых поэтов. Уже ранние произведения Шварцмана говорят о его поэтическом таланте. Жизнь сложилась так, что почти всё его дальнейшее творчество связано с пребыванием в армии. После мобилизации Ошер попал в конницу, стал рядовым драгунского полка. За храбрость и отвагу его наградили Георгиевским крестом и присвоили звание унтер-офицера. Несмотря на суровость военной обстановки, Ошер продолжал писать не только об ужасах войны, но и лирические стихотворения. После революции Шварцман уехал в Киев, где стал активно участвовать в литературной жизни, однако суровая действительность вновь заставила его взять в руки оружие. В конце 1918 года Шварцман участвовал в восстании против гетмана, потом – против Петлюры. Он добровольно вступил в ряды Красной армии, где стал командиром взвода конной разведки, храбро боролся с врагами и, несмотря ни на что, продолжал писать – вплоть до дня смерти. В августе 1919 года Ошер Шварцман погиб в бою с белополяками и похоронен в братской могиле близ местечка Рафаловка. Поэтическое наследие Шварцмана – это около 60 стихотворений, большинство из которых опубликовано в первом посмертном издании «Алэ лидэр» («Все стихотворения», Киев, «Култур-лиге», 1923) и в последующих изданиях: «Лидер ун брив» («Стихи и письма», Киев, 1935); «Алэ лидер» («Все стихотворения», Киев, 1938, составитель – Давид Гофштейн); «Алэ лидер» (М., 1944); «Алэ лидер ун брив» («Все стихи и письма», М., 1961). Сборники стихов Шварцмана выходили также на украинском («Поэзии», Киев, 1938) и на русском языках («Стихотворения», Москва, 1960; с предисловием Арона Вергелиса). Усилиями советских еврейских критиков и литературоведов вокруг имени Шварцмана был создан ореол «первого советского еврейского поэта», хотя в лирико-символистическом творчестве поэта определению «революционность» отвечают лишь два сохранившихся стихотворения: «Ин уфштанд» («Восстание») и «Ди шварце мутэр-нахт» («Матерь темная ночь»), причем во втором из них используются образы Каббалы. Насыщенная сложной еврейской религиозной символикой, оригинальная и самобытная по содержанию поэзия Шварцмана обнаруживает в себе мотивы и влияния Гейне, Шевченко, русских символистов и особенно Хаима-Нахмана Бялика. Шварцман создал цикл «субботних» стихотворений («Как ангел на шелково-синее небо,/ Нисходит субботний покой в мое сердце...»; перевод Льва Озерова). Творчеству Шварцмана посвящены исследование Шахно Эпштейна «Ошер Шварцман. Монографие» (идиш, Харьков, 1929) и очерк Гирша Ременика «Ошер Шварцман ун ди идишэ дихтунг» («Ошер Шварцман и еврейская поэзия», журнал «Штерн», 1939, № 10), в которых изложена мифологизированная советская версия оценки его творчества. Стихи Шварцмана неоднократно публиковались и в московском журнале «Советиш геймланд». Пронзительные строки посвятил Ошеру Шварцману выдающийся еврейский поэт Ицик Мангер. После смерти Шмуэла Галкина Мангер написал ему «Открытое письмо», полное боли за судьбы советской еврейской литературы, и в этом письме среди прочего были такие строки: «Сейчас могу тебе сказать, что среди всех певцов на идиш в Советском Союзе ты явился невероятным исключением. У тебя есть адрес после смерти - могила, легальная могила. Близкие могут придти к тебе, зная, что здесь похоронен ты. Здесь, под этим холмиком, навеки упокоилось сердце благороднейшего из певцов Шмуэля Галкина, Поэта. Кто из плеяды еврейских поэтов в Советском Союзе может тебе уподобиться? Ни один еврейский писатель, ни один еврейский поэт в Стране Советов не удостоился такой чести. Где могила Ошера Шварцмана? Вы все считали его зачинателем советской еврейской поэзии; его племянник Давид Гофштейн просто-таки становился на голову, доказывая, что Ошер Шварцман был большевиком. Какова же правда? Ошер Шварцман был кавалеристом в царской армии. Во время гражданской войны, когда банды всех цветов бесчинствовали на Украине, громя еврейские города и местечки, он, еврейский поэт и солдат, вступил добровольно в красный отряд. Хотел "очистить дороги, что были запружены страхом", и пал в бою за свободу. И могила его безымянна по сей день. Ошер Шварцман погиб в бою. Молодой драматург Бейнуш Штейман погиб в погроме, - еще одна безымянная могила. Таковым было начало советской еврейской литературы. Как это символично! Первые же вестники этой литературы сгинули в безымянных могилах. А впрочем, Ошер Шварцман и множество таких, как он, погибли всё же ради того, чтобы страх не гулял по дорогам. Отчего же и после того множились анонимные могилы в Советском Союзе? Почему они стали роковою судьбой чуть ли не всех, за небольшим исключением, еврейских писателей?». Нам, сегодняшним, живущим в XXI веке, остается лишь одно - вслед за Ициком Мангером задуматься о горькой и гордой судьбе нашей многострадальной национальной культуры, давшей миру (не только еврейскому) высокие образцы настоящей поэзии, прозы, театрального искуства. Ярким представителем этой культуры был Ошер Шварцман, еврейский поэт-воин. (Фото поэта – из семейного архива проф. Леонида Кациса).

19 октября

1907 - Участник Великой Отечественной войны, командир 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, гвардии полковник Абрам Темник родился в селе Черниговка, Запорожская область, на Украине. Окончил 7 классов. Работал помощником машиниста на мельнице. В РККА с 1929 года. Окончил военно-политическое училище в 1937 году, был участником боёв на Халхин-Голе в 1939 году. С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной. Окончил Высшие военно-политические курсы в 1943 году, а также КУОС (курсы усовершенствования офицерского состава) при Военной академии бронетанковых и механизированных войск Красной Армии в 1944 г. Умело организовал боевые действия бригады 15-28 апреля 1945 года в ходе Берлинской операции. Командование поручило разведгруппам уничтожить самолёты на аэродромах противника и держаться до подхода главных сил. 1-я гвардейская бригада Абрама Темника должна была вместе с другими частями прийти на помощь разведгруппам. Двое суток разведчики отбивали атаки превосходящего противника, но им всё-таки удалось продержаться до подхода своих войск. Тяжёлые бои пришлось вести частям 8-го гвардейского корпуса в районе Ангальтского вокзала в Берлине. Применение танков без прикрытия приводило к большим потерям от огня артиллерии и фаустников. Поэтому обычно сапёры и автоматчики прокладывали путь танкам, предварительно выкурив из щелей фаустников. Но автоматчиков в бригаде оставалось мало, и танкистам часто самим приходилось расчищать себе дорогу. По узким улицам Берлина одновременно могли продвигаться только две машины. Первые танки вели огонь, а следующие стояли на очереди. Если одна из машин выходила из строя, то на её место становилась другая. Так, метр за метром, танкисты продвигались вперёд. Когда автоматчиков и сапёров осталось мало, Абрам Темник собрал штабистов и, приказав всем вооружиться автоматами, лично возглавил штурмовую группу. Целый час командир бригады действовал как рядовой автоматчик. Уже удалось очистить от врага один квартал. Но тут неподалеку разорвалась мина. Абрам Матвеевич был ранен в живот. Его отправили в госпиталь. Но спасти командира не удалось. Гвардии полковник Абрам Темник скончался 29 апреля 1945 года. Похоронен в Тиргартене (Западный Берлин). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое командование танковой бригадой в ходе Берлинской операции и проявленные при этом личное мужество и героизм гвардии полковнику Темнику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В его родном селе Черниговка средняя школа носит имя героя, а в городе Копейске, Челябинской области, где в эвакуации и после войны проживали родители Абрама Темника, есть улица, названная его именем. У Мемориала павшим советским воинам в Тиргартене (Берлин), где похоронен А.М. Темник, установлена плита с его именем.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2568
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com