Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «БАМИДБАР», РАЗДЕЛ «КОРАХ»

Содержание раздела

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против Моше и Аарона. Бунт был подавлен чудесным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха и его сообщников. Многие евреи, поддержавшие бунтовщиков, попытались отомстить Моше, но среди них начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата Б-г прекратил массовую казнь, унесшую 14700 жизней. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Шатре Откровения посохи с именами колен Израиля. Наутро посох колена Леви, на котором значилось имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им в качестве служителей Храма, а Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Коэны не могут владеть землей; их материальные нужды должны обеспечивать другие колена за счет десятин и других отчислений. Приведены законы о первых плодах урожая, выкупе первенцев и других приношениях.

Нелепое обвинение

"И столпились они вокруг Моше и Аарона, и сказали им: "Полно вам! Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га!?" (16:3).

"Напраслина страшнее обличенья". Эта строка из шекспировского сонета могла бы служить эпиграфом к сегодняшнему разделу.

Когда Корах и его сообщники обвинили Моше-рабейну в узурпации власти, утверждая, что весь народ свят "и среди них Б-г", а раз так, то "отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?" - Моше, как свидетельствует Тора, "пал ниц", дословно, "упал на свое лицо".

Мудрецы дают неожиданный комментарий: в этот тяжелый, унизительный момент Моше услышал, как все мужья предупреждают своих жен, чтобы они не оставались с ним наедине. Иначе говоря, евреи, подстрекаемые Корахом, заподозрили своего вождя и учителя в развратных помыслах.

Нелепое, кощунственное обвинение - даже на фоне других претензий бунтовщиков. Как они могли додуматься до такого!? Традиция учит, что святость и гордыня - это два несовместимых качества, как два магнитных полюса.

"Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?" - Корах утверждал, что гордыня убила святость в душах Моше и его брата. Ведь в основе святости, по определению РАШИ, лежат высокие нравственные нормы, чистота действий и помыслов. А гордец, как правило, амбициозен и стремится монополизировать все, что его окружает. Поэтому Моше мог, по мнению заговорщиков, пытаться завладеть имуществом других евреев, в том числе их женами - не тайным адюльтером, а открыто, на правах лидера, облеченного безраздельной властью.

Эти опасения подкреплялись, казалось, тем фактом, что многие люди приходили на "прием" к Моше-рабейну в Шатер Откровения за советом, судом и помощью. Среди посетителей были и женщины. Именно от этого и предостерегали их мужья - не оставаться наедине с Моше.

Страшная, чудовищная клевета. На самом деле Моше-рабейну был, как сказано в Торе, "скромнейшим из людей, что на земле" (Бамидбар,12:3) и, добавим, честнейшим. Он не только не хотел владеть чужими женами, но даже от собственной жены Ципоры отстранился, посвятив себя целиком исполнению Б-жественной миссии: освободить евреев из пут физического и духовного рабства, дать им Тору, превратить их в "избранный народ", народ-священник и привести в Эрец-Исраэль.

Тот уровень пророчества, которым он обладал, необходимость быть в постоянной готовности к общению с Творцом - в любую минуту, днем и ночью - требовали от него особой духовной чистоты, высшей святости. Супружеская близость могла этому помешать, и Моше сознательно обрек себя на одиночество.

Но что думали Корах с компанией? Такие люди привыкли судить о ближнем по себе. Амбициозные и тщеславные гордецы, жадные до власти, почестей и богатства, они думали, что Моше никак не может обойтись без женщины. Если он отослал жену, решили они, значит у него романы на стороне. (Такую логику наизнанку остроумно обыграл великий советский комик Аркадий Райкин в одной из интермедий: "А этот - самогонщик, - говорит старушка, указывая на соседа. – Ни разу не видела, чтобы он нес домой водку. Значит, самогонщик!")

Трудно понять, как можно было считать гордецом и развратником Моше-рабейну, скромнейшего и святейшего из людей. Впрочем, бунтовщики этим не ограничились. Они предъявили ему еще несколько нелепейших обвинений. Первое: Моше принимал все решения по собственному усмотрению, а не по указанию Б-га. Второе: Моше вывел евреев из Египта ("страны, текущей молоком и медом", по издевательскому определению Датама и Авирама), чтобы умертвить их в пустыне. Третье: Моше добивался безраздельной власти. И, наконец, четвертое. Все дары и десятины, полагающиеся коэнам и левитам от других колен, были "изобретены" Моше и Аароном для собственного обогащения.

Короче, если бы не прямое Б-жественное вмешательство, Корах, наверняка, добился бы смены власти. Потребовал бы прямых демократических выборов под лозунгом "Исраэль роца шинуй" - "Израиль хочет перемен", и, облив пропагандистской грязью своего великого, но органически не способного к саморекламе соперника, без труда перетянул бы на свою сторону большинство избирателей (в первую очередь, иноплеменников, "эрев рав", увязавшихся за евреями в пустыню при Исходе из Египта и не раз подбивавших их на бунты). Что было бы дальше с евреями после такого триумфа демократии, страшно вообразить.

Но как доказать, что Моше не был гордецом и выскочкой, как защитить его репутацию? Тора делает это очень просто. Столкнувшись с такими абсурдными обвинениями, любой из нас начал бы громогласно протестовать, возмущаться, развернул бы пропагандистское контрнаступление на обидчика под девизом "сам дурак". Моше ничего этого не сделал - он всего лишь "упал на свое лицо", демонстрируя предельное смирение. Более того, несмотря на откровенно провокационные действия бунтовщиков, он лично отправился к Датаму и Авираму, которые и раньше доставляли ему много неприятностей, и, забыв о своем высоком положении и духовном превосходстве, протянул им руку в знак примирения. Тщеславные гордецы так себя не ведут. РАМБАН в своем комментарии идет еще дальше. По его мнению, Моше молча принял обвинения, потому что он - по своей великой скромности - начал сам в себе сомневаться: "Кто знает, может быть Корах и его люди правы? Может, я действительно зазнался?"

Да, Моше всячески пытался избежать конфликта. Но он молчал не потому, что был пацифистом, и не из-за врожденной робости. Наоборот, как только он понял, что заговорщики полны решимости подорвать установленный Б-гом порядок, он повел с ними решительную борьбу и победил. Однако прежде Моше использовал все возможности для умиротворения Кораха с компанией, даже ценой ущемления собственной чести и достоинства. Ибо он знал: нет большей угрозы для евреев, чем внутренние распри.

Под диктовку человека

«И сказал Моше: «…Если смертью всякого человека умрут они…то это послал меня не Б-г. Если же нечто необычное совершит Б-г, и раскроет земля уста свои, и поглотит их…то узнаете вы, что люди эти срамили Б-га» (16:28-30).

За всю историю только два человека требовали от Б-га совершить открытое чудо в присутствии множества людей, причем в тот момент и в том месте, где им было нужно. Это были Моше-рабейну и пророк Элиягу.

Моше просил Б-га, чтобы Он велел земле проглотить Кораха с другими заговорщиками. Иначе величайший из пророков сам поверил бы во вздорные обвинения своего противника, в то, что он, Моше, - самозванец.

Элиягу требовал, стоя на горе Кармель, чтобы огонь спустился с неба и, прямо как в Иерусалимском Храме, поглотил жертву, упитанного бычка, которого он сам зарезал и положил на собственноручно установленный жертвенник (Тора категорически запрещает такие альтернативные, "внехрамовые" жертвы). Иначе, заявил Элиягу, ему станет ясно, что Б-г сам увел евреев от истинной веры, намеренно толкнул их к идолопоклонству.

Невозможно вообразить себе, как эти два выдающихся человека решились на такой страшный риск: испытывать Б-га перед глазами сотен и тысяч людей! А вдруг Он не откликнется на их зов. Но Б-г откликнулся, ибо, как сказано в одном из псалмов: «Он выполняет волю тех, кто трепещет перед ним; Он слышит их призывы и спасает их».

Количество обращений к статье - 1793
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com