Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
12-18 янв. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

12 января

1893 - Он родился в деревне Рубанщина (ныне – Курская область). Отец его был винокуром-механиком и занимался наладкой оборудования на винодельческих предприятиях Харьковской и Курской губерний. В 1902 году Михаил Гуревич поступил в Ахтырскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Спустя пару месяцев он стал студентом математического факультета Харьковского университета. Но студенческая жизнь длилась недолго: через год его исключили из университета за активное участие в акциях протеста против реакционной политики самодержавия, в том числе – политики национальной. Желание продолжить образование вынудило Мишу Гуревича покинуть родину - он отправился во Францию и поступил в университет Монпелье. В 1914 году он приехал домой на каникулы, но началась Первая мировая война, и Гуревич не смог вернуться в университет - в учебе наступил вынужденный перерыв. Юноша жил на средства от случайных заработков: трудился чертежником, рисовал плакаты, давал частные уроки. Познав в полной мере тяготы и лишения военного времени, лишь в 1917 году Гуревич смог, наконец, продолжить учебу, на этот раз - в Харьковском технологическом институте (ХТИ). Занятия постоянно прерывались в связи с войной и последующей разрухой. Но именно в эти трудные годы под впечатлением лекций по воздухоплаванию, прочитанных учениками Жуковского, Гуревич проникся горячей любовью к авиации и пронес ее через всю свою наполненную бурными событиями жизнь. Именно в стенах Харьковского технологического в голове у будущего главного конструктора появились первые, пока еще смутные очертания тех идей, которые впоследствии совершат переворот в авиационной технике и обессмертят его имя. Окончив в 1925 году самолетостроительный факультет ХТИ, 33-летний Михаил Гуревич начал работать инженером-конструктором в Харьковском отделении общества "Тепло и сила". Темой его диплома был "Пассажирский самолет", но работу по специальности Михаил не нашел и, помыкавшись по разным проектным конторам, уехал в Москву. Незадолго до этого советское правительство пригласило из Франции известного авиаконструктора Поля Ришара, перед которым была поставлена задача - создать первые советские гидросамолеты. К Ришару и направил свои стопы свежеиспеченный москвич. Но поступить на работу к французскому спецу было непросто. Пришлось сдавать сложный экзамен, который принимал сам глава КБ. Гуревич этот экзамен блестяще сдал, причем на родном языке французского специалиста. В бюро Ришара Гуревич обрел опыт конструирования самолетов, участвуя в создании морского торпедоносца и крупнотоннажных летающих лодок. После отъезда Ришара на родину Гуревич перешел в ЦКБ Авиапрома, где быстро проявил себя отличным проектировщиком. Здесь он выполнил первую самостоятельную работу - проект штурмовика ТШ-З, в котором применил новые оригинальные решения. В 1936 году Гуревича, ставшего к тому времени известным в авиационных кругах конструктором, включили в состав направляемой в США делегации советских специалистов. Вплоть до лета 1937 года в Балтиморе он принимал участие в закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов "Дуглас ДС-3", принимал техническую документацию и технологическое оборудование. Свою работу он выполнил на высоком уровне. Запущенный в производство "Дуглас" выпускался на советских заводах под названием Ли-2 более двадцати лет. Отдельные его образцы до сих пор используются в авиации специального назначения. По возвращении в Москву Гуревича пригласил в свое КБ известный авиаконструктор Поликарпов - разработчик истребителей И-15, И-16, "Чайка" и других машин, состоявших на вооружении военно-воздушных сил страны. Там Михаил Иосифович возглавлял "мозговой центр" КБ - группу эскизного проектирования. Там же он познакомился с Артемом Микояном, занимавшимся модернизацией истребителя И-153. Между ними сразу установились деловые отношения, перешедшие вскоре в дружеские. Они совместно начали работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана. Но "в воздухе пахнет грозой", и правительство СССР приняло неотложные меры по перевооружению армии. С этой целью был открыт ряд новых КБ, в том числе для создания истребителей. Одно из таких КБ возглавил Артем Микоян, а Михаил Гуревич стал его заместителем. Оба конструктора в 1940 году спроектировали и построили высокоскоростной истребитель МиГ-1 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), который после усовершенствования под маркой МиГ-3 нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. После войны Гуревич совместно с Микояном проектировали первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9 (1945), МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1949), а также сверхзвуковые истребители МиГ-19 (1955), МиГ-21 (1958) и другие боевые самолеты. Кстати, МиГ-15 считался в начале 50-х годов лучшим в мире, а его создатель М. Гуревич шесть раз (!) становился лауреатом Государственной (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) и Ленинской (1962) премий. С 1947 года он руководил разработкой и созданием в ОКБ крылатых ракет, а в 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Незаурядные творческие способности Гуревича позволили ему наряду с созданием самых совершенных в мире боевых самолетов возглавить принципиально новое для авиационных конструкторов направление по разработке и выпуску управляемых крылатых ракет и сделать КБ "МиГ" мировым лидером в производстве оружия этого класса. Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах. Среди других его разработок - всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150 и МиГ-25. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Михаила Иосифовича. Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощен в конструкциях МиГ-29 и Миг-31 после его вынужденного ухода на заслуженный отдых в 1964 году по состоянию здоровья. Умер выдающийся авиаконструктор в 1976 году в Ленинграде. Будучи на пенсии, он несколько раз вместе с женой посещал Харьков - город, в котором жил и учился и который дал ему старт в небо.

13 января

1934 – С Фомой (так называют его друзья и знакомые) мы знакомы много лет, а для израильских писателей (не только русскоязычных) он вообще самый главный человек, потому что он – не просто писатель, а председатель Федерации союзов писателей Израиля, объединяющей 12 языковых союзов; возглавляет израильский филиал международного ПЕН-клуба. Эфраим Баух (на обложках практически всех книжных изданий указывается - Ефрем Баух) родился в бессарабских Бендерах, в годы войны находился с матерью в эвакуации в Саратовской области (отец будущего писателя, адвокат Исаак Соломонович Баух, погиб на фронте под Сталинградом), в 1944 году семья вновь вернулась в Бендеры. Здесь Эфраим получил начальное религиозное образование у своего дяди-меламеда. В 1952-1953 годах Баух преподавал русскую литературу в селе Каушаны, затем поселился в Кишинёве. После окончания в 1958 году геологического факультета Кишинёвского государственного университета работал инженером-геологом в Институте минерального сырья в Крыму и спелеологом в экспедиции на Байкале. По возвращении в Кишинёв в 1960 году был принят журналистом в газету «Молодёжь Молдавии», после её расформирования в 1962 году до 1967 года вновь работал геологом. Публиковаться начал в конце 1950-х годов в журнале «Кодры» и в газете «Молодёжь Молдавии» (стихи). В книжной форме Ефрем Баух также дебютировал стихами — в 1963 году вышел сборник «Грани» и в следующем году автор стал членом Союза писателей СССР (1964). За первым сборником последовали поэтические книги «Ночные трамваи» (1965), «Красный вечер» (1968), стихотворения для детей и подростков «Превращения» (1973); книги для детей — «Горошки и граф Трюфель» и «Путешествие в страну Гео» (обе - 1965). Ефрем Баух был составителем сборника молодых поэтов Молдавии «Весенние клавиши» (1966) и фотоальбома «Ритм, молодость, дружба» о Всесоюзном фестивале народного танца 2-9 августа 1968 года (совместно с поэтом Анатолием Гужелем). В переводе Эфраима Бауха с молдавского языка вышло несколько книг современных молдавских поэтов. В 1967-1971 годах заведовал отделом литературы и искусства в газетах «Молодёжь Молдавии» и «Вечерний Кишинёв». В 1971-1973 годах учился на Высших литературных курсах Союза писателей СССР при Литературном институте имени А. М. Горького. В 1975-1976 годах работал на киностудии «Молдова-фильм» (автор сценария кинокартины «Тридцатая весна победы», 1975). С 1977 года — в Израилe, живёт в Бат-Яме. Здесь вышла книга стихов «Руах» (1978) и семилогия «Сны о жизни» — романы «Кин и Орман» (первоначальное название - «Остальное — молчание», 1982, перeиздан — 1992), «Камень Мория» (1982, переиздан — 1992), «Лестница Иакова» (1987, переиздания — 1990 и 2001), «Оклик» (трилогия, 1991 и 1993), «Солнце самоубийц» (1994). Шестой роман этой семилогии вышел в Москве («Пустыня внемлет Богу», 2002), главы из завершающего семилогию романа под рабочим названием «Эффект бабочки» были опубликованы в периодике. Эссеистика писателя была собрана в книге «Иск истории» (2007). Сборник избранных стихотворений разных лет «Тень и слово» вышел в 1999 году. Большинство прозаических произведений писателя были переведены на иврит, иногда - самим автором. Эфраим Баух перевёл с иврита на русский язык стихотворения Авраама Шлионского, Ури-Цви Гринберга (отдельной книгой издана целиком переведённая Баухом антология «Посреди мира, посреди времён», 1992), Шауля Черниховского, Хаима Гури, Бен-Циона Томера, Санду Давида, Шломо Ницана, Шломо Тани, Натана Йонатана, Дана Пагиса, Яакова Бессера, Иегуды Амихая; прозаические и поэтические произведения современных израильских авторов Самеха Изхара, Ицхака Авербуха-Орпаза, Моше Шамира (роман «В волчьей шкуре»), Ханоха Бартова, Ашера Райха, Эхуда Бен-Эзера, Эли Амира, Амелы Эйнат, Хавы Пинхас Коэн, Шин Шифры, Маргалит Матитьягу, Арье Сивана, Йоава Хаека, Гиоры Лешема, автобиографическую книгу врача и организатора здравоохранения Моше Привеса (1914-1998) «Узник надежды» (1994), исследования Хаима Лазарa-Литаи «Восстание Варшавского гетто» (1991), Шмуэля Каца «Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец-Исраэль» (1992) и Йосефа Недавы «Борьба за наши права» (1992). В переводе Э. Бауха в им же составленной серии «Мастера израильской прозы» тель-авивского издательства «Книга-Сэфер» были изданы книги Орционa Бартаны «Купить зимнее время в Цфате» (2006), Бениаминa Тамузa «Реквием по Нааману» и Давидa Шахарa «Сон в ночь Тамуза» (2006), Наоми Френкель «…Ваш дядя и друг Соломон» (2006) и «Дикий цветок» (2006), Миронa Хаимa Изаксонa «Жёны Натана» (в журнальном варианте — «Натан и его жены», 2006), Меира Узиэля «Демоны Хазарии и девушка Деби» (2006), Шамая Голана «Последняя стража» (2006), Ицхакa Шалевa «Дело Габриэля Тироша» (2007). На иврит переводил произведения Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Рейна, Бориса Пастернака, Геннадия Айги и других современных русских поэтов, публиковал эссе и публицистику, написанные им самим на иврите. Собственные стихотворения на иврите публикует с 1989 года (дебютировал в журнале «Мознаим»). Издал полный, трёхтомный русский перевод с арамейского каббалистической книги «Зоар» (1995), также переводил каббалистические труды Иегуды-Лейба Ашлага (Идл-Лейб Ашлаг) («Книга дарования Торы», 1995). С идиша на русский язык перевёл стихи Ури-Цви Гринберга, поэму Ицхока Каценельсона (1886-1944) «Песнь об убиенном еврейском народе» (книжное издание — 1992) и мемуарную прозу еврейского актёра Йосефа Булова (1899-1985) «Со старой рыночной площади» (2000). Выполненный известным поэтом Яаковом Бессером перевод романа Бауха «Лестница Иакова» на иврит (под названием «Данте в Москве», издательство Змора-Бейтан, 1997) был удостоен впервые учреждённой премии президента Израиля по литературе (2001). Совместно со Львом Балцаном выступил составителем сборника материалов к столетию Кишинёвского погрома 1903 года «Оклик через жизнь» (2003). Другой сборник документальных материалов «Бабий Яр», составленный Э. Баухом, был издан в 1981 году (2-е издание — 1993). Был редактором альманаха «Поэты Большого Тель-Авива» (Алеф, 1996). В 1977-1985 годах Эфраим Баух был редактором журналов «Сион» (1977-1980) и «Кинор» (1980-1986). В 1981-1982 и с 1985 года — председатель Союза русскоязычных писателей Израиля. В 1994 году Эфраим Баух возглавил Федерацию Союзов писателей Израиля, созданную в 1975 году литературоведом Исраэлем Зморой (им же вместе со Львом Лиором и Ицхаком Цейтлиным в 1972 году был организован и Союз русскоязычных писателей страны). С 2001 года — президент израильского отделения международного ПЕН-клуба. В 2002 году избран председателем Объединения землячеств выходцев из Молдовы в Израиле. С 2007 года - главный редактор журнала «Слово писателя», органа Союза русскоязычных писателей Израиля.

14 января

1925 - «Танцующий ребе» Шломо Карлебах родился в Берлине, в семье, принадлежавшей к одной из наиболее знаменитых раввинских династий в Германии. Восемнадцать документально зафиксированных поколений этой семьи уходят корнями ко временам царя Давида, и маленький Шломо был назван в честь своего деда, раввина Соломона Карлебаха, широко известного как среди евреев, так и среди неевреев, и признанного одним из духовных лидеров Германии конца IХ века. Кстати, Томас Манн, живший в Любеке, где Соломон Карлебах был главным раввином, писал: «У меня сохранилось впечатление, что длиннобородый, в шляпе, доктор Карлебах далеко превосходил своих коллег другой веры в знаниях и религиозном проникновении». Имя С. Карлебаха появилось позже на страницах известного романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». Мать Шломо, Пола Коэн, тоже происходила из знатной раввинской семьи. Её отец Ашер Михаэль Коэн был главным раввином Базеля (Швейцария), одним из основателей международной еврейской организации «Агудат Исраэль». В четырехлетнем (!) возрасте Шломо Карлебах стал изучать Тору с комментариями Раши, а в пять лет приступил к изучению Талмуда. И когда в 1938 году вся семья отправилась в город Телц, где глава знаменитой Паневежской иешивы устраивал бар-мицву своему сыну, родители решили оставить Шломо в иешиве, и учёба в ней стала поворотной точкой в его жизни. В 1939 году семья Карлебах была вынуждена покинуть живущую под нацистским сапогом Германию. Перебравшись в Америку, Карлебахи поселились в Манхэттене, где отец основал общину «Кеилат Яаков», ставшую известной впоследствии как «Карлебах Шул». А в 1949 году Шломо Карлебах и его друг Залман Шехтер-Шломи были приглашены на встречу с Любавичским Ребе (речь идёт о шестом Любавичском Ребе Йосефе-Ицхаке Шнеерсоне). «Пришло время вам обоим начать посещения университетов», - сказал ребе без особых предисловий. Друзьям было поручено организовать празднование Хануки для евреев Брандейского университета. Задание было выполнено наилучшим образом, празднование прошло настолько весело, настолько блестяще, что президент университета поклялся ничего подобного во вверенном ему учебном заведении больше не допустить. Так, с благословения Любавичского Ребе и первоначально в качестве его эмиссара Шломо Карлебах начал поездки по всему миру с концертами, беседами, организацией праздников, свадеб, бар-мицв и т.д. И одной из первых стран, где он побывал, была Россия. Впервые в Москву Шломо Карлебах приехал в 1970 году, когда сделать это ортодоксальному еврею, а тем более раввину, было теоретически невозможно. В условиях физического и духовного холода тогдашней России он организовал празднование Симхес-Тойре в московской Хоральной синагоге на тогдашней улице Архипова (на «горке», как именовали это место московские диссиденты). Слух о приезде «танцующего ребе» (как когда-то – о визите посла Израиля Голды Меир в эту синагогу) облетел все еврейские дома Москвы. Тысячи людей, преодолев страх, впервые в жизни пришли к синагоге на еврейский праздник. Те, у кого не было шапок, прикрывали головы носовыми платками или газетами, - в знак уважения к еврейской традиции. Шломо Карлебах пел всю ночь, и вместе с ним до восхода солнца пели и танцевали у синагоги «га горке» российские евреи. Над Москвой, может быть, впервые в истории, звучали такие песни Карлебаха, как «Ам Исраэль хай», «Исраэль, Исраэль». Так же тепло и сердечно встречали «танцующего ребе» в 1989 году, во время второго гастрольного тура Шломо Карлебаха в Россию (мне довелось быть на его концерте в Московском Дворце молодежи на Комсомольском проспекте). Где бы ни выступал Карлебах, один с гитарой или в сопровождении ансамбля, его концерты всегда были явлением, событием, которое запоминалось на всю жизнь. «Танцующий ребе», «Поющий рабби», хасид, цадик, мистик, учитель тысяч евреев, которым он помог вернуться к вере отцов, - в каком бы качестве ни выступал Шломо, он неизменно всеми доступными ему средствами нёс весть великой любви к людям. Его концерты объединяли под одной крышей евреев и неевреев, хасидов и хиппи, религиозных и атеистов. На том концерте в Москве на моих глазах рождалось чудо: мамы несли своих детей на сцену, и Карлебах танцевал с ними, и вместе с ним танцевали и мамы в зале, и остальные зрители...
20 октября 1994 года Шломо Карлебах летел в Канаду. Когда кто-то из пассажиров узнал его и попросил спеть, Шломо взял гитару и начал петь старую хасидскую песню «Хасдей Ашем ки ло тамну..» (Бесконечна милость Б-жья...). И вдруг… пауза, после которой не последовало продолжения. То ли сердце не выдержало перегрузок, то ли душа улетела так высоко, что не смогла вернуться. Подоспевшие на помощь люди ничего не смогли сделать...

15 января

1912 – Советско-израильский математик Давид Мильман, известный работами в области функционального анализа, в частности - теории операторов, родился ровно 100 лет назад в местечке Чечельник Ольгопольского уезда Подольской губернии (ныне райцентр в Винницкой области Украины) в семье Пинхуса Мильмана, — владельца обувного магазина, и Сары Галант, дочери раввина Чечельника. Давид начал обучение в хедере, затем учился в украинской начальной школе, с 14 лет — в химической профессиональной школе Чечельника в одном классе с будущим выдающимся математиком И. М. Гельфандом (оба исключены из профшколы как дети нетрудового элемента в 1928 году). С 1929 года Давид жил с родителями в Одессе. В 1932 году он поступил и в 1934 году окончил Одесский университет, затем аспирантуру под руководством М. Г. Крейна, совместно с которым доказал теорему Крейна-Мильмана в области выпуклого анализа линейных топологических пространств (1940). До начала Великой Отечественной войны Мильман был доцентом Одесского университета, но после войны не восстановлен в должности и с 1945 года работал в Одесском институте связи (в 1950-1960-м годах — заведующий кафедрой математики). Докторская диссертация Давида Мильмана не была утверждена ВАКом. В 1973 году он вышел на пенсию и переехал в Израиль, где был назначен профессором Тель-Авивского университета. Работы Д. П. Мильмана 1930-х годов положили начало геометрическому исследованию бесконечномерных нормированных пространств, тогда же Д. П. Мильманом и В. Л. Шмульяном (1914-1944) был введён термин Банахово пространство (вместо введёного самим Банахом в 1931 году термина B-пространство). В 1948 году Мильман совместно с М. С. Бродским ввёл понятие нормальной структуры и связанные с ним теоремы о неподвижной точке. Некоторые, полученные им в последние годы жизни в Израиле результаты, нашли применение в теории сингулярности. Жена Давида Пинхусовича Мильмана — Нема Эммануиловна Мильман; сыновья — математики Виталий Мильман (род. в 1939, профессор Тель-Авивского университета, Эммануэль Мильман (хайфский Технион), Пьер Мильман (род. в 1945, профессор Торонтского университета) и Владимир Мильман (род. в 1948, координатор по технологиям Университета Торонто, также драматург и продюсер театра «Феникс»). Скончался Давид Пинхусович Мильман в Тель-Авиве 12 июля 1982 года.

16 января

1908 - Американская актриса и певица, одна из самых знаменитых бродвейских исполнительниц Этель Мерман (Этель Агнес Циммерман) родилась в Нью-Йорке в семье бухгалтера Эдварда Циммермана и его жены Агнес Гарднер, которая была школьной учительницей. Свою карьеру Этель начала в качестве певицы в водевилях, и к концу 1930-х годов, благодаря своему мощному меццо-сопрано, стала ведущей исполнительницей в бродвейских мюзиклах. Её кинодебют состоялся в 1930 году, и в последующие годы она появилась во многих музыкальных фильмах и комедиях, среди которых наиболее известными стали «Не одеваясь» (1934), «Рэгтайм Бэнд Александра» (1938), «Назовите меня мадам» (1953), «Это не дело!» (1954), «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) и «Аэроплан!» (1980). За свой вклад в развитие американского кино Этель Мерман удостоена звезды на Голливудской аллее славы. Среди бродвейских постановок наиболее известными с её участием стали «Назовите меня мадам» в 1951-м году, за роль в котором она получила премию «Тони», и «Цыганка» в 1959 году, где Этель играла мать героини Джипси Розы Ли. Этель Мерман продолжала много выступать на Бродвее до 1970 года, когда решила окончательно покинуть театральную сцену. Её последней ролью стала роль Долли Леви в мюзикле «Хэлло, Долли!», который первоначально был написан специально для неё. Этель Мерман четырежды была замужем. От второго мужа, Роберта Левита, она родила двоих детей. Её последним мужем был актёр Эрнест Боргнайн, за которого она вышла в 1964 году и развелась спустя месяц. В апреле 1983 года у Этель была диагностирована глиобластома и вскоре ей была проведена операция по удалению опухоли. Но спустя несколько месяцев у неё начались метастазы и 15 февраля 1984 года актриса умерла.

17 января

1879 – В Слуцке, Белоруссия, родился еврейский писатель и журналист Залман Вендров (настоящие имя и фамилия - Давид Вендровский). До революции он жил в Лодзи и Варшаве, работал на ткацкой фабрике, приобщился к журналистике и начал писать статьи и очерки о жизни фабричного люда. Позже стал корреспондентом еврейских газет Лондона и Нью-Йорка. Популярностью пользовались его юморески и фельетоны. Опубликовал сборники рассказов «Он а hейм» («Без дома», 1907), «hуморэскн ун дэрцейлунген» («Юморески и рассказы», 1912), «Баканте паршойнен» («Знакомые лица», 1912) и другие. С 1915 года проживал в Москве, приобрел репутацию одного из значительных прозаиков литературы на идиш. В 1918 году опубликовал очерки «Арбэт ун нойт» («Работа и нужда», 1919). Работал в еврейских организациях и в Комиссариате по делам национальностей. В 1941 году вышла автобиографическая книга Вендрова «Афн швел фун лебн» («На пороге жизни»). После 2-й мировой войны был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и пробыл восемь лет в ГУЛАГе. Выйдя на свободу в возрасте почти 80 лет, Вендров продолжил литературную деятельность. Не сломленный большевиками, осенью 1957 года заявил израильским журналистам, что утверждения советской власти, будто евреям не интересна их культура, - лживы. Тем не менее, активно сотрудничал в журнале «Советиш hеймланд», а в 1967 году, вскоре после Шестидневной войны, подписал антиизраильскую декларацию советских еврейских писателей. В том же году издал сборник рассказов «Ундзэр гас» («Наша улица»). Умер в Москве 1 октября 1971 года.

18 января

1962 - Популярная и любимая в России других странах диаспоры певица Тамара Гвердцители родилась в Тбилиси ровно 50 лет назад. Ее мама, Инна Владимировна Кофман, коренная одесситка, решила, что любимая дочь с детства будет учиться музыке. Так маленькая Тамрико стала учиться в специальной музыкальной школе при Тбилисской консерватории. Известность к ней пришла в начале 70-х годов, когда она числилась солисткой детского эстрадного ансамбля "Мзиури". Тогда Тамара объездила с гастролями весь бывший Советский Союз. Первым педагогом Тамары была руководитель ансамбля Б.Иваницкая. "Она ничего не "ставила", как принято говорить, а лишь оттачивала мою природную суть. Ей я обязана тем, что эстрадная Голгофа стала моей профессией и личной жизнью. Когда подросток встречает в жизни педагога, умеющего разглядеть в нем то или иное дарование, это его счастье", - сказала Тамара в одном из своих интервью. По окончании школы Гвердцители поступила в Тбилисскую консерваторию и успешно окончила ее по классу фортепиано и композиции. Окончила она и специальный колледж по вокалу, и в 19 лет начала покорять мир. Звездным ее дебютом стала победа в международном конкурсе “Красная гвоздика” в Сочи. Затем Тамара участвовала в конкурсе поп-музыки в Дрездене (1982), победила в Софии на конкурсе "Золотой Орфей" (1988), выступала на фестивалях в Сопоте и Сан-Ремо. В 1991 году Тамара Гвердцители была приглашена своим французским агентом в Париж, где познакомилась с Мишелем Леграном и Жаном Дрежаком. Тогда же был заключен контракт с Мишелем Леграном и состоялся ее первый концерт в парижской "Олимпии". Легран, представляя Гвердцители трем тысячам гостей престижного концертного зала Франции, сказал: "Париж! Запомни это имя!". Ее концерты прошли на «бис». В 1995 году состоялись концерты Тамары Гвердцители в нью-йоркском "Карнеги-холле", в которых приняли участие Мишель Легран и ансамбль Алексея Козлова "Арсенал", а через год, в апреле 1996 года, Тамара Гвердцители и Мишель Легран выступили в нью-йоркском "Ассембли-холле". Гвердцители выпустила сольные альбомы "Виват, король!" (1994), "Зарево любви" (1996), "Спасибо, музыка, тебе!" (1996), "Звезды, которые не гаснут" (2000). Сегодня гастроли народной артистки России и Грузии Тамары Гвердцители проходят по всему миру. Она исполняет песни на разных языках: грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском и, конечно, на иврите. «Я посадила дерево в парке Мира в Иерусалиме, - говорит Тамара Гвердцители. – И каждый год, когда я приезжаю в Израиль, всегда его навещаю. Дерево красивое. Просто абсолютно неземное ощущение, что мной посажено дерево в Иерусалиме. Оно как бы существует вместе со мной». Дерево Тамары Гвердцители растет в Иерусалиме и в честь мамы, и в память о бабушке со стороны мамы – Суламифь Соломоновны Розенштех, и, конечно, в память о прадеде Тамары – раввине одной из одесских синагог Соломоне Розенштехе.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3334
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com