Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
5-11 апр. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

5 апреля

1872 - Еврейский прозаик и драматург Давид Пинский родился 140 лет назад в Могилёве, учился в хедере. В 13 лет переехал с семьей в Москву, где отец стал поставщиком военного обмундирования, и там продолжал еврейское образование, изучал также светские дисциплины. В 1890–91 гг. жил в Витебске, откуда в 1892 г. поехал в Вену, где начал изучать в университете медицину. Проездом остановился в Варшаве, чтобы встретиться с И.-Л.Перецом, который был его литературным кумиром; с этой встречи завязалась их многолетняя дружба. Перец одобрил первые литературные опыты Пинского и помог ему войти в круг еврейских литераторов. Родители Пинского в Москве вскоре разорились и переехали в Варшаву; Пинский не смог продолжить образование и тоже поселился в Варшаве, где в 1893 г. дебютировал стихами на идиш в сборнике «Варшевер юдишер календар» (редактор Х. Эппельберг). В следующем году в ежегоднике «Хойзфрайнд» Пинский опубликовал фельетон «Ойф дер провинц» («В провинции»), позднее вошедший в серию очерков «Штет ун штетлех» («Города и местечки»). Затем в ряде изданий появляются его острые сатирические рассказы, например, «Ароп дер йох» («Сбросить ярмо»), «Клейникайтн» («Мелочи») и другие. Известность в еврейском мире принесли Пинскому и рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И. –Л. Перецем «Йонтев блетлех» («Праздничные листки»). В 1896 году Пинский слушал лекции в Берлинском университете и писал рассказы для американской социалистической газеты «Абендблат» под псевдонимом Д. Пульс. В том же году Пинский основал в Берлине издательство «Цайтгайст», в котором отдельным изданием вышел его рассказ «А фарфаленэр» («Пропащий»). Некоторое время писатель жил в Швейцарии, а в 1899 г. переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты «Абендблат». В этот период он написал свою первую социально-психологическую драму «Айзик Шефтел», которая пользовалась большим успехом и была высоко оценена известным драматургом Г. Гауптманом. После Кишиневского погрома Пинский примкнул к «Поалей Цион», став впоследствии одним из руководителей этой партии. События в Кишиневе нашли отражение в пьесе Пинского «Ди фамилие Цви» («Семья Цви», 1903). Первой пьесой, написанной на американском материале, была драма «Мать» (своеобразный отклик на пьесу А. Стриндберга «Отец»), в которой прозвучала тема материнской любви. В 1910-е гг. в еврейских театрах различных стран шли пьесы Пинского: «Янкл дэр шмид» («Янкель-кузнец»), «Дэр ойцэр» («Клад»), «Габри ун ди фройен» («Габри и женщины») и другие. В одноактной пьесе Пинского «Вечный жид» (1907; первая постановка — в переводе на иврит — в театре «Габима» в Москве, 1923) нашли отражение мотивы мессианских исканий евреев галута. Написанная как продолжение одноактная пьеса «Дэр штумэр мошиах» («Немой Мессия») была поставлена в 1919 г. еврейским драматическим театром Нью-Йорка. Истории еврейской драматургии посвящена работа Пинского «Дос идишэ драмэ» («Еврейская драма», 1909). Роман Пинского «Дэр цэрисенэр мэнч» («Разорванный человек», другое название «Арнольд Левенберг», 1919–1925) раскрывает драматические коллизии ассимилированных американских евреев; роман «Дос hойз фун Ноях Эдон» («Дом Нояха Эдона», 1931) рассказывает о судьбе трех поколений еврейских эмигрантов в Америке. Вместе с Ш. Нигером, Г. Левиком, И. Опатошу и другими литераторами был инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 г.). Был также первым президентом еврейского ПЕН-клуба. В 1949 г. Пинский переехал в Израиль, активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. Создал на историческом материале драмы: «Шаул ха-мелех» («Царь Саул») и «Шимшон ун Длиле» («Самсон и Далила»; 1955–56); опубликованы в израильском журнале «Ди голдене кейт» («Золотая цепь»). В доме Пинского в Хайфе собирались молодые писатели, творившие на идиш. Умер Давид Пинский в 1959 году в Хайфе.

6 апреля

1919 - Доктор исторических наук, профессор Борис Литвак родился в местечке Ширяево Ананьевского уезда Херсонской губернии (с 1920 года - Одесская область). После окончания учительского техникума работал учителем-словесником в школе. Преподавал идиш, украинский и немецкий языки вплоть до призыва в Красную армию в 1939 году. Участник Великой Отечественной войны, которую прошёл от рядового до капитана. В августе 1941 года был орудийным наводчиком во время обороны Днепра. Попал в окружение в «Киевском котле», чудом избежал плена. В 1944 году был ранен и контужен. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и прочими. Закончил войну в Германии. После демобилизации в 1946 году поступил в Московский историко-архивный институт, ученик В.К. Яцунского и В. В. Максакова. С 1955 года - ответственный секретарь, а затем заместитель главного редактора журнала «Исторический архив». На страницах журнала было напечатано 347 подборок документов, хронологически охватывающих период с XV до середины XX века. Некоторые из них шли вразрез с господствующей тогда точкой зрения на историю, и в ноябре 1962 года специальным постановлением Секретариата ЦК КПСС журнал был закрыт. Борис Григорьевич Литвак работал в составе редколлегии журналов «История СССР» («Отечественная история»), «Археографический ежегодник» (с 1968 года, заместитель ответственного редактора - с 1980 года), «Ежегодника по аграрной истории Восточной Европы» (за 1964-1971 годы), более 35 лет был старшим научным сотрудником Института истории АН СССР (ныне Институт российской истории РАН). Автор свыше 150 научных работ, среди которых особое место занимает изучение истории Реформы 1861 года. Крупнейший исследователь yставных грамот 1861 года Чернозёмного центра России. В 1992 году Борис Литвак уехал к сыну в Канаду. Умер 29 июня 2002. Похоронен в северном пригороде Торонто на кладбище «Шалом Пардес».

* * *

Сегодня – день рождения еврейского поэта и переводчика Льва Беринского. Он родился в местечке Каушаны, Бессарабия, в семье закройщика. В годы Великой Отечественной находился в эвакуации в Таджикистане и на Урале. По возвращении в Молдавию семья поселилась в Кишиневе. Беринский рано вошёл в литературную среду, дебютировал стихотворением на русском языке в кишинёвской газете «Юный ленинец» в 1952-м (или 1953-м) году. В 1981 году дебютировал стихами на идиш в московском журнале «Совeтиш геймланд» и стал его постоянным автором. С 1991 года проживает в Израиле. Первый стихотворный сборник на идиш «Дэр зуникер вэлтбой» (Солнечный мирострой) вышел в московском издательстве «Советский писатель» в 1988 году. С тех пор в Израиле вышли три сборника стихотворений на идиш (два из которых двуязычные: идиш-английский и идиш-русский) и два сборника стихотворений на русском языке. Беринский - один из учредителей литературного журнала «Найе вэгн» (Hовые пути, выходил с 1992 по 2003 гoд), председатель израильского Союза писателей и журналистов, пишущих на идиш (1998-2001), член ПЕН-клуба. Лауреат премий Сары Горби (1993), Давида Гофштейна (1997), Ицика Мангера (1997) - высшей литературной премии за творчество на идиш. Среди авторов, произведения которых Беринский переводил с языка идиш на русский язык, - Марк Шагал, Ицхак-Башевис Зингер, Дора Тейтельбойм, Мордехай Цанин.

Лев! С днем рождения! Новых книг, встреч и гонораров!

7 апреля

1936 - Израильский филолог-славист, лингвист и культуролог, доктор филологических наук (1971), директор отделения славистики Еврейского университета в Иерусалиме (с 1988 года), автор трудов по славистике, диалектологии славянских языков (русского и украинского), лексикографии идиша Вольф Москович родился в бессарабском городке Болград (теперь райцентр Болградского района Одесской области Украины), после войны учился в Черновцах. В 1953 году поступил на арабское отделение Московского института востоковедения, после ликвидации института в 1954 году переведён в Черновицкий университет, который окончил в 1958 году. Затем работал учителем в буковинском селе Нова Жадова, одновременно начал публиковать научные работы в журнале «Вопросы языкознания». В 1961 году поступил в аспирантуру при Московском государственном институте иностранных языков, где в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1965—1974 годах заведовал лабораторией информационных языков Госкомитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Докторскую защитил в ленинградском Институте языкознания Академии наук СССР в 1971 году. В Советском Союзе занимался проблемами компьютерной лингвистики, информационного поиска и автоматического перевода, принимал участие в диалектологических и этнографических экспедициях, организованных Институтом славяноведения и балканистики АН СССР. С 1974 года — в Израиле, работал на отделении русистики Тель-Авивского университета, с 1976 года — на отделении русских и славянских исследований Еврейского университета в Иерусалиме, с 1979 года в звании профессора. С 1988 до 2007 года — директор Исследовательского центра и отделения славянских языков и литератур при Еврейском университете в Иерусалиме. С 1993 года — основатель и первый президент израильской ассоциации украинских исследований, вице-президент международной ассоциации украинских исследований. В 1990 и 2002 годах — президент израильской ассоциации славистов. Почётный профессор Лондонского университета, приглашённый профессор Оксфордского университета (1984-1986), профессор Пенсильванского университета (Филадельфия, 1990-1992), почётный профессор иудаистики и славистики Торонтского университета (2002). Иностранный член Национальной академии наук Украины (1992) и Российской академии естественных наук (2002). Награждён золотой медалью Института русского языка имени А. С. Пушкина (2002). Главный редактор научной серии «Jews And Slavs — Евреи и славяне» (17 томов, 1993-2006, Иерусалим). Среди прочего опубликовал любовную переписку гетмана Ивана Мазепы (Jews And Slavs, т. 14, 2004). С 1979 по 1989 годы Вольф Абрамович Москович был заместителем главного редактора лексикографического проекта Большого словаря еврейского (идиш) языка, а с 1998 года — президентом «Вэлтрат Фар Идиш Ун Идишер Култур» — Всемирного Совета идиша и еврейской культуры (на идише); преподавал интенсивный курс идиша на летних выездных семинарах, организованных советом. С 1998 года — глава иерусалимского отделения проекта EYDES по оцифровке диалектологического материала идиша при Дюссельдорфском университете. Член правления национальной инстанции по делам идиша при Кнессете.

Мазлтов, дорогой профессор! Здоровья и продолжения столь разносторонней и столь важной деятельности на долгие годы!

8 апреля

1952 – Предприниматель, выходец из СССР, гражданин Франции, Канады, Анголы и Израиля Аркадий Гайдамак родился 60 лет назад в Москве (по другим источникам – в Бердичеве), в 1972 году репатриировался в Израиль, некоторое время жил в кибуце, но в 1973 году переехал из Израиля во Францию, где в 1976 году создал переводческое бюро, обслуживавшее, в основном, советские миссии. В 1982 году также создал филиал в Канаде. В 1980-е годы установил отношения с ангольским правительством, которому продавал оружие для борьбы с повстанцами, несмотря на международное эмбарго. После распада СССР Гайдамак осуществлял инвестиции в различные проекты на постсоветской территории. В 2000 году во Франции против него было выдвинуто обвинение в незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт»), в связи с чем Гайдамак вынужден был бежать в Израиль, где купил дом в Кейсарии. Израиль отказался экстрадировать Гайдамака во Францию. В Израиле Гайдамак приобрёл ряд предприятий и спортивных команд – в том числе иерусалимский футбольный клуб «Бейтар», спонсировал баскетбольную команду «Хапоэль» (Иерусалим). В 2005 году его имя фигурировало в сообщениях о расследовании израильской полицией отмывания денег через банк «Апоалим». Опасаясь судебного преследования в Израиле, Гайдамак уехал в Москву. С 3 мая 2005 года по 14 мая 2009 года он возглавлял в столице России Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (ранее был одним из основных спонсоров ФЕОР). В марте 2005 года утверждал: «Я также являюсь служащим Министерства иностранных дел Анголы и занимаю должность советника и имею звание советника в посольстве Республики Ангола в Москве». Там же, в Москве, Гайдамак в 2006 году купил газету «Московские новости», издание которой было приостановлено с 1 января 2008 года, а сотрудники газеты уволены, что было объяснено нерентабельностью издания. В марте 2007 года Гайдамак в числе иных лиц, включая бывших высокопоставленных французских чиновников, был официально обвинён Генеральной прокуратурой Франции в «незаконных поставках оружия в Анголу и коррупции». Вернувшись в Израиль, Гайдамак, согласно сообщениям прессы, оказывал финансовое содействие процессу передачи Сергиевского подворья в центре Иерусалима Императорскому Палестинскому Православному обществу России. 30 июля 2008 года он официально выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Иерусалима, но проиграл с очень низким результатом. 19 декабря 2008 года Гайдамак покинул Израиль, выплатив залог различным предприятиям и фирмам. 11 февраля 2009 года французская прокуратура потребовала в рамках судебного процесса по делу о поставках оружия в Анголу в обход эмбарго по шесть лет тюремного заключения для бизнесменов Аркадия Гайдамака и Пьера Фалькона и год тюрьмы для сына экс-президента Франции Франсуа Миттерана Жана-Кристофа; кроме того, обвинение настаивало на штрафе в размере 5 миллионов евро для Гайдамака. В апреле 2011 году Апелляционный суд Парижа сократил Гайдамаку и Фалькону тюремные сроки до 3 и 2,5 лет соответственно. В феврале 2012 года израильская прокуратура отказалась от выдвинутых против Гайдамака обвинений по делу об отмывании денег в обмен на частичное признание им вины и уплату штрафа в 21 тысячу шекелей (около 5,6 тысяч долларов) и добровольное внесение 3 миллиона шекелей (более 800 тысяч долларов) в государственный попечительский фонд. Гайдамак - коллекционер: ему принадлежит крупная коллекция ампира. Кроме того, он является автором книги "Русский ампир" (2000).

9 апреля

1872 – 140 лет назад в Париже родился Леон Блюм, которому суждено было в своей жизни дважды занимать пост премьер-министра Франции (в 1936-1937 годах и один месяц - в 1938 году). А в декабре 1946 - январе 1947 года Блюм был председателем Временного правительства Франции и даже исполнял обязанности главы государства (до избрания президентом Четвёртой республики В.Ориоля). Семья Блюма была вполне обеспеченной — его отец владел заводом по производству шёлковых лент. Учился юноша в престижном лицее Генриха IV, затем в Сорбонне, на юридическом факультете, получил степень доктора права. Работал юристом и одновременно занимался литературной деятельностью, исследовал творчество Гёте, печатал стихи в журнале под редакцией Андрэ Жида (о нем - чуть ниже), выступал как литературный критик. Среди созданных им произведений – «Новые разговоры Гёте и Эккермана» (1901), «О женитьбе» (1907), «Стендаль и бейлизм» (1914). Под влиянием дела Дрейфуса, как и многие французские евреи, заинтересовался политикой; вскоре стал активным участником социалистического движения, последователем и поклонником Жана Жореса, одним из ведущих теоретиков марксизма того времени, издателем газеты «Юманите». С 1919 года - глава Социалистической партии Франции и депутат Национального собрания от Парижа. Леон Блюм осудил Октябрьскую революцию и диктатуру пролетариата, заявив о неприемлемости любой диктатуры; после чего сторонники русской революции организовали Французскую коммунистическую партию (1920), причём к ним перешла и «Юманите». В начале 1936 года, когда над страной нависла угроза фашизма, из социалистов, коммунистов и радикалов Блюм сформировал коалицию, получившую название «Народный фронт». В мае того же года Францию охватила волна забастовок. В них приняли участие два миллиона рабочих. Промышленники потеряли контроль над собственными предприятиями. «Народный фронт» немедленно включился в борьбу за права трудового люда. В начале июня коалиция победила на выборах и впервые в истории Франции еврей стал главой правительства. Под руководством Блюма его соратники провели ряд весьма полезных для страны реформ: повысили зарплату рабочим, сократили рабочий день и ввели оплаченные отпуска, создали сеть дешевых гостиниц для молодежи, понизили цены на железнодорожные билеты для отпускников. В том же 1936-м году Леон Блюм – для того, чтобы усилить контроль над оборонной отраслью, - передал в государственную собственность все французские авиакомпании, в том числе и «Эйр Франс», чем нажил себе немало могущественных врагов. Что касается «Эйр Франс», она, вопреки весьма мрачным предсказаниям противников национализации, не развалилась. Напротив, все свои самые масштабные проекты, включая создание сверхзвукового самолета «Конкорд» (1976), осуществляла, будучи государственной компанией. Но многим пришлась не по вкусу политика Блюма. Против него выступали и «левые», и «правые». «Правые» упрекали Блюма в «отказе от высоких идей, требовавших самопожертвования», «левые» (в основном, коммунисты) - в непоследовательности, измене социалистическим идеалам. Однако ситуация предвоенной неразберихи усугублялась разгулом антисемитизма в Европе. Он распространяется даже во Франции, где, казалось бы, потерпел сокрушительное поражение после дела Дрейфуса. Всё больше и больше французов не могли примириться с тем, что «их» правительство возглавляет еврей Леон Блюм. Антисемитизм во Франции постепенно захватил и передовые умы. И здесь я хочу на мгновение вернуться к Андрэ Жиду, который считался в те времена одним из корифеев французской изящной словесности, «светилом» едва ли не первой величины. Несмотря на свою «проеврейскую» фамилию, он не имел к евреям никакого отношения, но с юношеских лет дружил с Леоном Блюмом, бывал у него дома, помогал ему на литературной ниве, редактируя отдельные его произведения. И вдруг... В начале 1940 года Андрэ Жид опубликовал дневник, который он вел в течение четырех десятилетий. Объемистый том - свыше тысячи страниц. И после публикации дневника выяснилось, что Жид - не просто личный враг Леона Блюма, но и ярый антисемит. На страницах дневника он открыто заявляет, что у «пришлых» во Франции (имеются в виду литераторы-евреи) нет и не может быть права называться французскими писателями. В этот перечень «бесправных» он включил и Леона Блюма, хотя все произведения последнего написаны только на французском языке... Антисемитизм, резкое противостояние французской элиты «еврейскому правительству» сократили жизнь кабинету министров «Народного фронта» во главе с Блюмом: правительство продержалось у власти всего год - с июня 1936-го по июнь 1937-го. Перед началом Второй мировой войны Леон Блюм решительно выступил против Мюнхенского соглашения 1938 года, предусматривавшего раздел Чехословакии. В декабре 1938-го, на конференции Соцпартии Леон Блюм призвал к укреплению обороноспособности страны. Тогда его почти никто не поддержал - большинство политиков высказалось против увеличения оборонного бюджета. В том, что экс-премьер был прав, проявив дальновидность, убедились позднее, в 1939 году, когда Гитлер приступил к завоеванию Европы и когда выяснились истинные масштабы надвигающегося на Францию бедствия. В 1940 году Леон Блюм отказался покинуть Францию, хотя, как еврей и социалист, обрекал себя на репрессии при немецкой оккупации. При созыве Национального собрания в Виши он был единственным из 80 депутатов, мужественно голосовавшим против предоставления диктаторских полномочий маршалу Петену. Естественно, это не прошло для Блюма безнаказанным: в сентябре 1940 года, после военного поражения Франции, он был арестован правительством Виши. Спустя два года Леон вместе с рядом политиков-антифашистов по приказу Пьера Лаваля был предан показательному суду, во время которого произнёс речи, обличающие нацистов и режим Виши. Кстати, для понимания тогдашней ситуации в оккупированной Франции весьма интересна судьба самого Лаваля. Он был активным деятелем режима Виши, близким сотрудником маршала Петена, с 1942 года до падения режима в 1944 году возглавлял французское правительство, одновременно был министром иностранных и внутренних дел, а также министром информации. Именно Лаваль организовал насильственный вывоз лучших французских рабочих в Германию, разрешил во Франции деятельность гестапо для борьбы с бойцами Сопротивления, руководил арестами и отправкой на уничтожение евреев Франции. Вместе с Петеном немцы эвакуировали Лаваля в Баден-Вюртемберг, оттуда (в отличие от сдавшегося союзникам Петена) в мае 1945 года Лаваль бежал в Испанию, но был задержан и депортирован в Австрию. Союзники в июле 1945 выдали его французскому правительству. Лаваля судили в Париже. За государственную измену он был приговорён к смертной казни – расстрелу. В утро приведения приговора в исполнение, 15 октября 1945 года, Лаваль пытался покончить с собой, выпив цианистый калий, но охранники вовремя это заметили, Лавалю сделали несколько промываний желудка и после того, как он пришёл в сознание, расстреляли. А теперь вернемся к Леону Блюму. В 1943 году по приказу Лаваля он был выдан немцам и отправлен в Бухенвальд. Очевидцы свидетельствуют, что его поместили в особый каменный бункер под названием «Целенбау», предназначенный для «высокопоставленных» пленников. Там же нацисты держали и бывшего канцлера Австрии Курта Шушнига, Рудольфа Бретшейда и его супругу (он был легко ранен во время бомбардировки в августе 1944 года, а затем в Шплиттерграбене расстрелян эсэсовцами), принцессу Мафалду Гессенскую (позже она также была казнена). Блюма освободили американские войска в мае 1945-го. А родной его брат Рене Блюм погиб в Освенциме. Блюм вернулся во Францию и вошёл во временное правительство де Голля, а в конце 1946 года вновь стал премьер-министром Франции. Но не надолго. Он продержался на этом посту с декабря 1946-го по январь 1947-го. В 1948 году он - заместитель премьер-министра и глава французской миссии в ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Леон Блюм умер в марте 1950 года. С тех пор мировая история совершила несколько новых витков. Теперь, вглядываясь в прошлое, многие считают, что Блюм был одним из самых честных, преданных идее, просвещенных политиков Франции.

10 апреля

1909 - Участник Великой Отечественной войны, командир 164-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, подполковник Наум Пейсаховский родился в рабочей семье. После революции Пейсаховские переехали в Казань, где Наум окончил рабфак и комвуз. Работал на фабрике «Спартак» закройщиком, инструктором школы ФЗУ. В 1934 г. Был призван в РККА. Окончил курсы политсостава в Саратове в 1934 году, Военно-политическую академию - в 1939 г., курсы командного состава при Военной академии им. М. В. Фрунзе - в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны - с июня 1941. 164-й стрелковый полк под его командованием в боях от р. Одер до г. Берлин 16-30.4.1945 и в самом городе разгромил многочисленные гарнизоны врага, уничтожил много живой силы и техники противника. В критический момент боя Пейсаховский повёл воинов в рукопашную схватку. Имел два тяжелых ранения, тяжелую контузию и четыре лёгких ранения. По окончании войны продолжал службу в армии. С 1953 года — в запасе, а затем в отставке. Работал в управлении бытового обслуживания. Жил в Москве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за мужество и героизм, проявленные при штурме Берлина, подполковнику Науму Григорьевичу Пейсаховскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени, орденом Кутузова 3-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Скончался в Москве в 1999 году. Похоронен на Троекуровском кладбище. Портрет и статья о подвиге находятся в музее Боевой Славы 33-й стрелковой дивизии (Россия, Самара, школа № 100).

11 апреля

1894 – Выдающийся артист цирка, иллюзионист, основатель цирковой династии Кио Эмиль Кио (Гиршфельд) родился старшим из трёх сыновей (Эмиль, Феликс и Гарри) в немецко-еврейской семье коммивояжёра Теодора Эмильевича Гиршфельда (ум. в 1916) и Беатрисы Германовны Гиршфельд, родом из Голдингена Курляндской губернии. Учился Эмиль в коммерческом училище. С 1917 года — актёр Московского театра миниатюр «Одеон», затем работал администратором, униформистом и берейтором в цирке Александра Чинизелли в Варшаве. С 1921 года выступал как иллюзионист на советской эстраде — в эстрадных театрах садов «Аквариум» и «Эрмитаж», до 1928 года гастролировал по городам страны, затем — в Эстрадном театре Центрального парка культуры и отдыха. В качестве артистического псевдонима, впервые появившегося на афишах в 1922 году, Эмиль Кио выбрал изменённое ивритское слово תְּקִיעָה(ткиа́, в восточноевропейском произношении иврита тки́о - разновидность трубления в шофар), знакомое ему по молитвам в варшавской синагоге. По другой версии (которую его сын Игорь считал несостоятельной, он увидел светящуюся вывеску КИНО, где не горела буква Н, и решил, что это "неплохая цирковая фамилия". С 1932 года по приглашению руководителя Государственного управления музыки, эстрады и цирка А. М. Данкмана Эмиль Кио начал выступать на арене цирка. В 1940 году он сменил восточные мотивы на строгий фрак и расширил номер с комическими элементами и участием ковёрных. Работал с режиссёрами А. Г. Арнольдом, Б. А. Шахетом и М. С. Местечкиным. Иллюзионные номера Эмиль Кио превратил из мистики в искусство. Он ставил не только трюки, но и театрализованные сценки, и пантомимы, и драматические номера, стал первым фокусником, который работал на арене цирка (до этого из-за кругового обзора манеж считался непригодным для фокусов). Эмиль Кио много гастролировал, завоевывая советскому цирку звание лучшего в мире, все его выступления проходили с аншлагом даже на многотысячных стадионах и во Дворцах спорта, даже несмотря на то, что в каждом городе он давал до 200 представлений. Умер Э.Т. Кио 19 декабря 1965 года во время гастролей в Киеве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Из цирковой династии Кио нельзя не назвать его сыновей, народных артистлв РСФСР, иллюзионистов Эмиля Кио (род. 1938) и Игоря Кио (1944—2006).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 1982
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (1)
Гость Юрий Кац | 07.04.2012 20:21
Очень интересная это страница. В той или иной степени многие люди знакомы. Вы, Леонид, обладаете удивительным даром раскрывать многогранность еврейского мира, еврейской души. Ваш камертон - всегда безупречен. По разнообразию тематики и талантам привлеченных авторов - Ваше издание - один из наиболее интересных эколого-культурных проектов в мире. Об актуальности - и говорить нечего. В этом разделе меня чрезвычайно поразила публикация о Леоне Блюме. Мы, советские пионеры, хорошо знали это имя. Его имя дикторы советского радио произносили с каким-то придыханием. Вообще, середина 40-х, когда Блюм еще был в политике, - время особое. Еще не было холодной войны, говорилось о героизме Сопротивления и дети пели песню американских пилотов: "Мы летим, ковыляя, во мгле...Бак пробит, хвост горит, а машина летит на честном слове и на одном крыле...". Это потом уже была буза, и о Леоне Блюме забыли. А всплыл вот сейчас, и вовремя, потому как современные политики - ярко выраженные компрадоры. Спасибо Вам, Леонид, за то, что разбередили память прошлого. Она удивительна. Потому, что в ней невыразимое ощущение, которое иначе, чем трагедией прекрасного и не назовешь.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com