Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
12-18 апр. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

12 апреля

1909 – В своей книге «Легендарная Ордынка» Михаил Ардов вспоминал: «На диване рядом с Ахматовой сидит застенчивый, бедно одетый человек – и плачет, с трудом сдерживая рыдания, и слезы капают с его лица в тарелку с бульоном... Он поэт, еврейский поэт, пишущий на идиш. А фамилия у него совершенно не подходящая ни к облику, ни даже к профессии. Его зовут Матвей Грубиян. Он только что освободился из того самого лагеря, где сидит Лев Николаевич Гумилев, и вот явился к Анне Андреевне с приветом от сына и со своими рассказами о тамошней жизни. Слезы текут по его лицу, слезы на глазах у Ахматовой, у всех нас, сидящих за тем памятным мне обедом». Кем же он был, этот незабываемый, талантливый Мотл Грубиян? Он родился в местечке Соколивка на Украине (ныне Киевской области) в семье учителя. С тринадцати лет начал трудовую жизнь, затем учился в педагогическом институте им. Горького в Минске, который окончил в 1938 году. К тому времени, к студенческим годам своим, Мотл уже определил свое жизненное призвание. Первые стихи он опубликовал в харьковской детской газете «Зай грейт», а уже в 1935 году в Минске выщла его первая книга - “Фун келер аф дер зун” (“Из погреба на солнце”). Еще через пять лет — в 1940 году — появилась его новая книга “Лирика”. Но уже дышала за порогом Вторая мировая, и Грубиян не остался в стороне. Он — фронтовик, прошагавший с боями по многим огневым дорогам. Трижды тяжело ранен. Вся его семья погибла в Минске, и новой семьей стала для него армия. Любимец однополчан, смельчак, запевала, Мотл Грубиян на войне мужал и как поэт. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он приехал в Москву и начал сотрудничать с издательством «Дер эмес» и газетой Еврейского антифашистского комитета «Эйникайт». В 1947 году вышла в свет книга “Гезанг вэгн мут” (“Песня о мужестве”), за ней — “По следам войны” — на белорусском языке. В 1948 году поэт-фронтовик был арестован по делу ЕАК. Шесть лет провел он в лагерях Крайнего Севера (в Инте), реабилитирован в 1955 году. Именно тогда и пришел он в дом Анны Ахматовой, чтобы рассказать ей, как говорится, «из первых уст», о судьбе сына. Неправедный суд не сломил еврейского поэта, его стихи переводили на русский язык лучшие советские поэты. В одном из стихотворений, озаглавленном «Мой язык» и переведенном Львом Озеровым, Мотл написал:

Я говорить хочу с моим народом
Словами света на еврейском языке...

«Словами света» он и говорил со своими читателями и почитателями. В 1958 году в переводе с идиш выщла его книга “Я звал тебя, жизнь”, в 1962 году — “Ключи”, в 1967 — “Лодка и течение”. В 1970 году — за два года до смерти Мотла — на идиш была издана книга “Беспокойный ветер”. Умер Мотл Грубиян 8 февраля 1972 года в Москве. Спустя четыре года после его кончины издана книга “Вечный огонь” – том избранной лирики поэта на его родном мамэ-лошн.

13 апреля

1919 – Жил-был, родившись в Бобруйске, уникальный человек, трехкратный чемпион России и чемпион СССР по русским шашкам, воспитатель целой плеяды выдающихся спортсменов, автор множества шашечных комбинаций и концовок, теоретик, аналитик, мыслитель, неистовый популяризатор этой древней и мудрой игры, спортивный журналист, гроссмейстер СССР по шашкам, международный гроссмейстер по русским шашкам, академик академии шахматного и шашечного искусства, судья Всесоюзной категории Вениамин Городецкий. В его семье шашками увлекались и отец, и старший брат, который в последующем достиг уровня кандидата в мастера спорта, но по настоящему “заболел” игрой только Вениамин Борисович. Став профессиональным математиком, закончив два университета, Белорусский и Московский, проработав несколько лет инженером-исследователем в системе вооружений, он, в конце концов, посвятил свою жизнь 64-клеточной доске с двадцатью четырьмя фишками, отдав им в общей сложности более 80 лет. Первый раз Веня Городецкий взошел на пьедестал почета в 14-летнем возрасте, победив в чемпионате г. Бобруйска среди взрослых. При этом в последнем туре он этюдным путем сумел выиграть у известного этюдиста Я.Гордина. Следующее достижение – победа в чемпионате СССР среди юношей 1936 года. Через три года В.Городецкий одержал, пожалуй, самую почетную победу, которой всегда гордился. В чемпионате БССР 1939 года, где ему тогда не удалось добиться первого места, он выиграл у самого Василия Сокова. А после войны В.Городецкий начал добиваться высоких результатов на республиканском, а позже и союзном уровнях. В.Б.Городецкий - автор 15 самобытных книг, ставших библиографическими редкостями. В общей сложности более века гроссмейстер Городецкий вел шашечные отделы, шашечные школы, игровые клубы и публиковал отдельные материалы в таких изданиях, как “Учительская газета”, “Советская Белоруссия”, “Вечерняя Москва”, “Неделя”, “Красный воин” и др. Кстати, в 1930-е годы он печатался на идише в журнале «Октобер» (Минск), а на протяжении 1970—1980-х годов вёл шашечную рубрику в единственном в СССР журнале на идише «Советиш геймланд» (Москва); впоследствии материалы этой рубрики были опубликованы в виде книжного приложения к журналу. Творческие и человеческие отношения связывали В.Городецкого с выдающимися людьми современности. Он был не только дружен с многократным чемпионом мира Исером Куперманом, в течение ряда лет был личным тренером чемпиона. Среди его друзей были такие любители шашек, как физик-теоретик академик И.М.Халатников и выдающийся композитор ХХ века лауреат Ленинской и Государственных премий Г.В.Свиридов. Все встречавшиеся с Вениамином Городецким знают его как замечательного рассказчика, особенно анекдотов, искрящегося юмором и жизнелюбием. Дай ему Бог – до 120!

14 апреля

1902 – В литовском местечке Рокишкис, в семье бродячего портного 110 лет назад родился будущий генерал-лейтенант авиации Яков Вульфович Смушкевич. Яша недолго учился в хедере, так как пришлось помогать семье. В августе 1915 года семья Смушкевича вместе с другими евреями Ракишек была выселена из прифронтовой полосы. Парень стал работать грузчиком в Вологде. С 1918 г. — в Красной армии, участник гражданской войны на Западном фронте. С 1918 г. — член компартии, в 1918–20 гг. — комиссар батальона, затем стрелкового полка. С 1922 г. Смушкевич служил в авиации. В 1926 году был назначен военным комиссаром отдельного авиаотряда. Окончил Качинскую военную школу летчиков (1931). В конце 1931 года назначен командиром и комиссаром авиационной бригады. В 1936–37 гг. участвовал в гражданской войне в Испании под именем генерала Дугласа в качестве старшего советника при командующем военно-воздушными силами и командира авиационной группы советских летчиков. Сыграл решающую роль в разгроме итальянского экспедиционного корпуса в марте 1937 года под Гвадалахарой. В воздушных боях Смушкевич лично сбил несколько самолетов противника. В 1937 году он был назначен заместителем начальника Управления ВВС Красной армии, в мае 1937 г. Смушкевичу было присвоено звание Героя Советского Союза; в том же году окончил курсы усовершенствования начсостава при Военной академии имени М. Фрунзе. В июне 1939 г. возглавил авиацию советских войск, действовавших против японской армии в районе реки Халхин-Гол в Монголии. В ноябре 1939 г. Смушкевичу во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза. С ноября 1939 г. — начальник ВВС Красной армии, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генштаба по авиации. Был депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. По воспоминаниям современников, во время ежедневных докладов И.Сталину всегда отстаивал свою точку зрения. Во время «большого террора» 1937–38 гг. неоднократно заступался за своих подчиненных. По свидетельству генерала А. Гусева, Смушкевич не скрывал от Сталина своего отрицательного отношения к советско-германскому пакту 1939 г. Смушкевича арестовали в госпитале в начале июня 1941 года, а казнили 28 октября того же года в поселке Барбыш близ Куйбышева (ныне Самара). Реабилитирован в декабре 1954 года.

15 апреля

1909 – Еврейская актриса и певица Анна (Ханна) Яковлевна Гузик родилась в Минске, в семье актеров передвижного еврейского театра Янкла Гузика и Розалии Фрейлих, учеников известного театрального деятеля А. Гольдфадена. В 1907 году Янкл Гузик организовал собственную театральную труппу. Сценическую деятельность Анна начала в 1924 году в труппе своего отца в Петербурге - в пьесе по повести Куприна «Яма», где сыграла роль Зосеньки. Играла в комедиях и опереттах Гольдфадена, в инсценировках произведений Шолом-Алейхема и других. Творческая деятельность этой семьи продолжалась и в советское время. В конце 1920-х годов, «благодаря» стараниям Евсекции партии большевиков, труппа Гузиков была объявлена буржуазной и ликвидирована. Для семьи настали тяжелые дни. Анна выступала перед красногвардейцами, исполняя еврейские и новые, советские песни. Затем Янкл Гузик возглавил украинскую Евмуздрамкомедию. В 1928 г. ему, Якову Гузику, единственному из еврейских артистов, было присвоено звание Героя Труда. 14 августа 1930 года в Ленинграде под его руководством был открыт Советский еврейский театр — «Дер Найер Вэг» («Новый путь»), целью которого стала пропаганда советских пьес на языке идиш. В этом театре работала и Аня. «Наш театр стремится полностью порвать со старым еврейским, преимущественно опереточным репертуаром, - говорил Яков Гузик корреспонденту „Красной газеты“. - В настоящее время у нас в работе „Гирш Лекерт“ Кушнирова, „Местечко Прилет“ Болотова и „Земля“ Яковлева - пьесы, которыми мы рассчитываем закрепить наши новые позиции на фронте советского театра…». Но пьесы эти были довольно слабыми, театр обвинили в том, что он не поднялся выше самодеятельности, и в итоге его закрыли. Анна Гузик некоторое время была актрисой Ленинградского театра музыкальной комедии (1932), Киевской и Харьковской оперетт (1935) и других. Высокое мастерство мгновенного перевоплощения позволяло актрисе исполнять несколько ролей в одной и той же пьесе (например, эстрадные композиции «Колдунья» по А. Гольдфадену, «За праздничным столом», на тексты стихов И. Керлера, «Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему и др.). Гузик в равной мере владела мастерством исполнения эстрадных песен и фельетонов, опереточных и драматических ролей. Однако после уничтожения многих выдающихся деятелей еврейской культуры Анне Гузик было всё тяжелее гастролировать. Власти не пускали ее в большие города, разрешали выступать только в клубах сел и райцентров. Цензурные органы ограничивали репертуар двумя-тремя песнями на идиш, которые должны были обязательно исполняться и на русском языке. В 1967 году во время Шестидневной войны к Анне Гузик обратились с предложением выступить по радио с осуждением израильских «агрессоров». Актриса отказалась позорить свое имя, после чего атмосфера вокруг нее день ото дня становилась всё мрачней. В 1973 году Анна уехала в Израиль, уверенная, что в стране, которая ей снилась десятки лет, она сможет возродить творческие силы. Увы, и в Израиле ее ждала неудача. Она приехала с новыми планами и замыслами, но без языка страны. Театр - недоступен, радио, телевидение и газеты - на иврите. Для его изучения уже не было сил... Еврейская актриса и певица скончалась в Тель-Авиве в 1994 году.

16 апреля

1917 - Немецкая художница Шарлотта Саломон родилась 95 лет назад в либеральной еврейской семье хирурга профессора Альберта Саломона (1883-1976) и его жена Фрэнсис (урожденной Грюнвальд) (1890-1926). Она выросла в буржуазной среде в Берлин-Шарлоттенбург. После самоубийства матери, выбросившейся из окна в 1926 до следующего брака отца в 1930 году с певицей Паулой Линдберг Шарлотта была домохозяйкой. С 1927 года она училась в средней школе принцессы Бисмарк, и школе для девочек Шарлоттенбурга. Бросила школу в 1933 году, за год до окончания средней школы, в связи с антисемитской враждебностью одноклассников и педагогов. Поступила (с испытательным сроком) на зимний семестр 1935/36 в Школу изобразительных и прикладных искусств (ныне - Университет искусств в Берлине). Несмотря на продолжающиеся преследования евреев, Шарлотта Саломон была зачислена в феврале 1936 года на постоянную учебу, поскольку её отец был ветераном Первой мировой войны и имел особые привилегии. В конкурсе, проходившем в стенах художественной школы, Шарлотта завоевала первое место, но, увы, жюри отказало ей в награждении по одной-единственной причине – из-за еврейского происхождения молодой художницы. Шарлотта была вынуждена покинуть университет осенью 1937 года, а в январе 1939 года эмигрировала во Францию. Там она жила с бабушкой и дедушкой в Вильфранш-сюр-Мер в Ницце. В июне 1940 года немецкие войска оккупировали большую часть Франции, а 22 июня маршал Петен заключил перемирие с Германией, которое предполагало, среди прочего, доставку 200 тысяч французских евреев в гестапо.С того времени Шарлотта Саломон и её дедушка (бабушка умерла в марте) были интернированы в концентрационный лагерь Гюрс, откуда спустя короткое время дедушка был освобожден в связи с преклонным возрастом. Однако смерть бабушки и опыт интернирования привёл художницу к глубокой депрессии. Для восстановления она снова начала по совету врача рисовать. В июне 1943 года Шарлотта вышла замуж за австрийского беженца Александра Наглера, которого она встретила сразу после побега из лагеря. После оккупации Южной Франции германскими войсками в 1943 году Шарлотта Саломон была арестована 24 сентября в Ницце. После ареста Шарлотту, бывшую на пятом месяце беременности, и ее молодого мужа отправили по железной дороге в нацистский транзитный лагерь в Дранси в окрестностях Парижа, а оттуда узников 7 октября 1943 г. спецпоездом № 60 переправили в Освенцим, где беременных женщин, как правило, сразу уничтожали. В день приезда, 10 октября 1943 г., 26-летняя Шарлотта Саломон и ее нерожденный ребенок погибли в газовой камере концлагеря. Александр Наглер тоже умер в Освенциме от истощения (предположительно это произошло 1 января 1944 года). В последние годы жизни Шарлотта создала (в течение 18 месяцев) около 1325 работ гуашью в стиле экспрессионизма. Примерно 800 страниц формата 32,5 х 25 см были выбраны ею и пронумерованы. Вместе с пояснительным текстом и ссылками на музыку они получили жизнь под названием «Жизнь? Или театр? Ваша жизнь». В 1961 году работы Шарлотты были впервые показаны публично. В 1963 году появилась первая книга с её избранными работами «Жизнь? Или театр?». Немецкая поэтесса и писательница Эльза Ласкер-Шюлер продемонстрировала работы Шарлотты Саломон впервые в форме живой радиопьесы в составе художественного коллектива «Artcore» совместно с актером Бодо Примусом. Большая часть работ талантливой художницы была показана в разных городах Германии, в Локарно и в Тель-Авиве. А в 1972 году все работы Шарлотты Саломон (переданные ее родителями) стали собственностью Еврейского исторического музея Амстердама. В 1981 году вышло в свет полное издание книги "Жизнь? Или театр?" под редакцией Джудит Герцберг, английский перевод текстов Лейлы Венневиц (Viking Press, New York). Тогда же при участии Герцберг режиссер Франц Вайс снял художественный фильм "Шарлотта".

17 апреля

1933 - Писатель, прозаик и историк литературы, сатирик и актер (снялся в роли писателя в американском фильме «У времени в плену») Юрий Дружников (настоящее имя – Юрий Израйлевич Альперович) родился в Москве, в семье художника. Оканчивая среднюю школу, Дружников был лишен серебряной медали за «недооценку роли тов. Сталина в гражданской войне» и не принят ни в один московский вуз (1951). Два года учился в Латвийском университете. Здесь увлекся сценой и некоторое время служил актером в Рижском русском драмтеатре. Осенью 1953 года вернулся в Москву. В студенческие годы подрабатывал на хлеб фотографией, журналистикой, стажировался в архиве, где в его обязанности входило разыскивать документы о трудовом стаже для получения пенсий реабилитированным из советских концлагерей. Окончил историко-филологический факультет Московского госпединститута» (1955). Два года преподавал русскую литературу в Казахстане, был завучем в школе рабочей молодежи, затем в Москве заведовал отделом науки в «Московском комсомольце», много писал, но книги его редко печатали. В 1971 году был принят в Союз писателей, в 1977-м - изгнан оттуда за распространение самиздата, публикации рассказов на Западе и письма в защиту арестованных. Об этом – в его воспоминаниях «Я родился в очереди» и «Исключение писателя № 8552», изданных во многих странах. Пятнадцать лет (1976-1991) пребывал в Советском Союзе в «черных списках». Известность Дружникову принесла книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», тайно написанная в Москве (1980-84), а затем ставшая достоянием самизадата. В этой сенсационной книге Юрий Дружников впервые доказал, что юный герой донес на отца не из преданности коммунизму, а потому что мать решила отомстить отцу, ушедшему к другой женщине, и послала сына сообщить органам. Сам Павлик Морозов не мог разбираться в ленинских идеях, ибо был умственно отсталым ребенком. В 1987-м, после скандала с организацией в Москве публичной выставки «Изъятие писателя из советской литературы», Дружников был лишен советского гражданства и взамен отобранного паспорта получил выездную визу в Австрию, откуда уехал в США. Сам Дружников вспоминал об этом времени так: «Само собой, тогда невозможно было продумать последовательность шагов, но в те десять лет между небом и землей кое-что получилось. В Москве подпольный театр ДК (Дружников — Крамаров), для которого я написал пьесу «Кто последний? Я за вами» и в котором мы играли вдвоем с Савелием, этим отказником советского кино. Мое заявление того времени (из текста комедии): «Прошу перевести меня из внутренней эмиграции во внешнюю». Литературная мастерская для писателей андеграунда. Попытка создать для них независимый Союз писателей и частное издательство «Золотой петушок». Опубликованные на Западе открытые письма. Наконец, скандал с публичной выставкой «Десять лет изъятия писателя из советской литературы» и шумная пресс-конференция для иностранных журналистов. Конечно, то были комариные укусы в толстую кожу бегемота, но, как всякое диссидентство, важно, ибо молчание смерти подобно. Именно в этом контексте в качестве комментария к строкам стихотворения Набокова: «Бывают ночи: только лягу — В Россию поплывает кровать» — родилось стихотворение «Кровать «Желание»» (парадигма к Теннеси Уильямсу):

Только лягу - и вижу чудо:
Из России плывет кровать...
Но звонок - и пришли паскуды.
На Лубянку везут опять.

Советские власти вели себя в точности, как чеченские террористы: они торговались с Конгрессом США о выкупе. В сентябре 1987 года восемьдесят три американских конгрессмена подписали письмо Горбачеву с требованием выпустить данного писателя. Один из них, Джерри Сикорски, прилетел в Москву и встретился с советским президентом. На следующее утро начальник ОВИРа позвонил мне домой и предложил визы. Уезжали мы с женой и сыном, окруженные кольцом топтунов...». С 1989 года Юрий Дружников – профессор Калифорнийского университета. С тех пор его книги, переведенные на четырнадцать языков, печатаются в разных странах. За роман «Ангелы на кончике иглы» (о московских журналистах, о подавлении «Московской весны» после «Пражской») автор был награжден премией имени Достоевского Союза польских писателей. Роман включен ЮНЕСКО в список лучших современных переводных произведений мировой литературы. Дружников был одним из крупнейших американских славистов, преподавал русскую литературу в Калифорнийском университете, занимал пост вице-президента американской секции Международного ПЕН-клуба «Писатели в изгнании». Скончался 14 мая 2008 года в университетском городе Дейвис (штат Калифорния, США).

18 апреля

1930 - Натан Эйдельман, писатель, историк, литературовед, родился в Москве в семье журналиста. Впрочем, об этом он вполне определенно и четко рассказал в своем знаменитом письме Виктору Астафьеву: «Эйдельман Натан Яковлевич, историк, литератор (член СП), 1930 года рождения, еврей, москвич; отец в 1910-м исключен из гимназии за пощечину учителю-черносотенцу, затем -- журналист (писал о театре), участник Первой мировой и Отечественной войн, в 1950-55-м сидел в лагере; мать -- учительница, сам же автор письма окончил МГУ, работал много лет в музеях, в школе; специалист по русской истории XVIII-XIX веков (Павел I, Пушкин, декабристы, Герцен)». Кстати, основная часть скандального успеха этой переписки 1986 года выпала на долю Астафьева: именно его ответ Эйдельману потряс читателей. Резко и прямо, с неожиданной откровенностью и с еще более неожиданной грубостью, были высказаны в нем шовинистические взгляды автора и традиционно черносотенные обвинения в адрес евреев. А Эйдельман... В 1952 году он окончил исторический факультет МГУ, преподавал в вечерней школе, был научным сотрудником Московского областного краеведческого музея в Истре, а в конце 1980-х гг. работал в Институте истории АН СССР; участвовал в подготовке издания памятников русской Вольной печати, выступал со статьями в научных сборниках. Печататься Натан Эйдельман начал в 1960 году, тогда и стал формироваться интерес историка и писателя к общественным и культурным движениям России XVIII-XIX веков. В 1963 году была опубликована его первая книга «Герценовский «Колокол», затем под псевдонимом Н. Натанов свет увидела более ранняя работа "Путешествие в страну летописей" (1965). Произведения Н.Эйдельмана отличали строгая документальность и - одновременно - увлекательность фабулы. В научных монографиях он широко использовал архивные документы, в том числе впервые вводимые им в научный обиход. Среди исторических произведений Эйдельмана наиболеее известны повести, посвященные декабристам: "Лунин" (1970), "Апостол Сергей. Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле" (1975), "Большой Жанно. Повесть об И.Пущине" (1982), "Первый декабрист" (1990), а также "Пушкин и декабристы" (1979), "Твой девятнадцатый век" (1980), "Грань веков" (1982), "Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта" (1984), "Быть может, за хребтом Кавказа..." (опубл. в 1990). Его произведения сочетали документальность, глубину и нестандартность историко-философского осмысления фактов с литературной занимательностью, психологической яркостью и особенным интересом к нравственной проблематике. Книги Н.Эйдельмана сразу стали заметным явлением культурной жизни 1960-1980-х гг., предметом многочисленных дискуссий, в том числе с участием самого автора. Сердце Натана Эйдельмана остановилось 30 ноября 1989 года в тесном отсеке реанимационной палаты на Каширском шоссе, куда его под большим нажимом жены и друзей почти насильно уложили накануне, не зная еще всех размеров надвигающийся беды. Поражает, как много успел Натан Яковлевич, прожив короткую, трудную, но, безусловно, счастливую жизнь.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3004
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com