Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
26 апр.-2 мая 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

26 апреля

1895 – Крупнейший американский нейрофизиолог и сомнолог первой половины прошлого века, первооткрыватель быстрого (парадоксального) сна Натаниэль Клейтман присутствовал в 1995 году на ежегодной конференции Американского общества по изучению сна, где отмечалось ... столетие со дня рождения юбиляра – событие, небывалое в истории науки. Родился Натаниэль (Натан) Клейтман в Кишиневе, еще в школе проявил способности к математике и естественным наукам. Решив стать врачом, поступил на медицинский факультет университета в Бейруте, однако успел проучиться там всего год: началась Первая мировая война, Турция выступила на стороне Германии против государств Антанты, и Клейтман, как представитель враждебной страны, был интернирован. Вместе с ним в изоляции оказались и другие «нежелательные иностранцы», большинство из которых были американцами. На выручку к ним пришел американский военный корабль, который взял на борт всех интернированных и доставил их в Нью-Йорк. Заплатив 25 долларов пошлины и подписав бумагу, в которой он обязался никогда больше не возвращаться в Бейрут, Клейтман сошел на американский берег. Он изучал физиологию и психологию в университете Нью-Йорка, а затем в Чикаго, и по окончании учебы был оставлен при кафедре психологии на должности инструктора. Получил степень магистра в 1920 году в Колумбийском университете, защитил диссертацию в 1923 году (Ph.D. summa cum laude, Чикагский университет). С 1925 до 1960 года работал в Чикагском университете, где основал первую в мире лабораторию по изучению сна и заведовал кафедрой физиологии. В 1939 году опубликовал первый учебник по нейрофизиологии сна (Sleep and Wakefulness). Натаниэль увлёкся исследованиями психофизиологии сна и в 20-е годы проводил опыты по лишению сна на самом себе. Эти опыты привлекли внимание самого Павлова. В 1936 году Клейтман опубликовал энциклопедическую по охвату проблемы монографию «Сон и бодрствование» (второе издание – 1963 г.). В ней он впервые сформулировал концепцию, которую считал своим крупнейшим научным достижением, о существовании так называемого "основного цикла покоя-активности" (basic rest-activity cycle, BRAC). Эта гипотеза намного опередила свое время; она получила многочисленные подтверждения в исследованиях на людях и экспериментах на животных, проведенных в последние десятилетия, и в настоящее время является основой одного из наиболее плодотворных и бурно развивающихся направлений в психофизиологии: исследовании внутрисуточных биоритмов человека. Сейчас можно считать доказанным, что, помимо 25-часового "циркадного", всю нашу жизнь пронизывает полуторачасовой "диурнальный" ритм, определяющий днем - чередование сонливости и бодрости, голода и жажды, а ночью - смену медленного и парадоксального сна. Клейтман вместе с одним из своих помощников, Юджином Асеринским (тоже выходцем из России), заинтересовался вращательными движениями глаз во сне. Выяснилось, что в определенные периоды сна происходят буквально вспышки быстрых движений глаз под закрытыми веками. Оказалось, что если в это время разбудить испытуемого, он может рассказать о сновидениях, поэтому ученые стали считать, что именно в этой фазе спящие видят сны. Выяснилось также, что сон человека состоит из двух частей. Первая часть — как правило, медленный сон, который занимает в цикле большую часть времени, а быстрый — всего 10-15 минут. Во второй части быстрый сон может занимать и 30-40 минут. В целях изучения влияния окружающей среды на циркадные ритмы, Клейтман и его ассистент Брюс Ричардсон в 1938 году провели 32 дня в полной изоляции в Мамонтовой пещере в штате Кентукки, пытаясь продлить дневной цикл до 28 часов. Клейтман продолжил исследования цикла сна и бодрствования в условиях подводной лодки Dogfish в 1948 году. Многие эксперименты ставились на нём самом, а также на его дочерях Эстер и Хортенс, друзьях и знакомых. Так, Клейтман изучал более чем 180-часовую депривацию снa на самом себе, вёл подробные дневники режима сна и бодрствования своих дочерей от рождения и до 18 лет, а фаза быстрого сна была впервые зафиксирована на восьмилетнем сыне его аспиранта Юджина Асеринского Армонде и подтверждена на жене Клейтмана Полине Швейцер и на его дочерях. После открытия фазы быстрого сна в 1952 году Клейтман совместно с другим своим аспирантом, Уильямом Дементом, сконцентрировались на разработке анализа ночного сна, включившего электроэнцелографический и актиграфический мониторинг на протяжении всей ночи. Результатом этой работы явилось подробное описание фаз сна и создание сомнографических лабораторий (первая была открыта Дементом при Стэнфордском университете. Клейтман вышел на пенсию в 1960 гoду и поселился в Калифорнии, но продолжил теоретическую работу (последняя публикация - в 1993 гoду. Скончался Натаниэль Клейтман 13 августа 1999 года в Лос-Анджелесе.

27 апреля

1912 - Известный российский критик, литературовед, редактор, переводчик, автор книги "Слово живое и мертвое", переводов произведений Антуана де Сент-Экзюпери, Р.Брэдбери, К.Саймака и других Нора Галь (настоящие имя и фамилия - Элеонора Гальперина) родилась ровно 100 лет назад в Одессе, в семье врача Якова Исааковича Гальперина, проведшего в лагерях около 12 лет: первые десять, с 1937 по 1947 гг. - в системе Владивостокских лагерей, где выполнял работу врача (в 1944-47 гг. – в совхозе "Галенки" в 30 км от Владивостока, до этого – на печально знаменитой Второй речке, где оборвалась жизнь Осипа Мандельштама). В 1947-50 годах он работал терапевтом в городе Ачинске Красноярского края, в декабре 1950 г. был арестован вторично, провел полгода в Красноярской тюрьме, а затем был этапирован в Тасеевский район, работал фельдшером в селах Сухово и Найденово. В 1954 году был реабилитирован, затем вернулся в Ачинск. Впрочем, отец Норы Галь был потомственным врачом. В ответ на вопрос одного из многочисленных корреспондентов Нора Яковлевна писала о своем прадеде: "Был он врач, как и Н.И.Пирогов, помогал русским солдатам прямо на поле боя, за что получил "крест на шею" – вероятно, проявил нешуточную храбрость и самоотверженность, если дали ему, притом не православному, столь высокую по тем временам награду. И потом, уже старик, сам отнюдь не богатырского здоровья, он днем ли, ночью ли, в любую непогодь шел к больным... с неимущих денег не брал, и за гробом его шла вся городская беднота". И отец Норы Галь, как бы продолжая дело прадеда, по молодости делил с солдатами все тяготы первой империалистической и гражданской войн. А в конце жизни, пройдя через тюрьмы и лагеря, еще не отпущенный на волю, с конвойным за спиной, разъезжал по неласковому Красноярскому краю и лечил людей, по первому зову приходя им на помощь. А у Норы с детства главным интересом, призванием была литература. Окончив школу в 1929 году, она успешно сдала экзамены на литературный факультет, но ее не приняли. Она не отступилась, сдавала снова и снова – в МГУ, МГПИ, РИИН... Приняли ее лишь на семнадцатый раз. Когда в недоброй памяти тридцать седьмом, о котором я упомянул выше, арестовали отца, он вскорости сумел передать весточку, что его пытали. Что сделала его 25-летняя дочь? Еще плохо понимая, какое время на дворе, она принялась хлопотать, тщетно пытаясь добиться правды. Чудом попала на прием к какому-то чину в НКВД. Но тот оказался человеком: глянул на наивную девчонку и сказал, чтоб поскорей уходила и забыла сюда дорогу, пока цела. Так Нора стала еще и дочерью "врага народа". Чудом ей все же удалось окончить институт и защитить диссертацию, посвященную творчеству Артюра Рембо, в которой она показала себя глубоким исследователем, тончайшим знатоком поэзии. Вспоминая о своей подруге, Р.Облонская с горечью пишет: «Начавшаяся Великая Отечественная война принесла Норе Яковлевне еще одно тяжкое испытание – она потеряла мужа, Бориса Аркадьевича Кузьмина (1909-1943), литературоведа, критика. В 1932-37 гг. он вместе с Норой Галь учился в Редакционно-издательском институте, затем в МГПИ, там же защитил диссертацию, посвященную творчеству Дж.Элиот. Жизнь ломает каждого, и многие становятся только крепче на изломе, написал когда-то Хэмингуэй. Это в полной мере относится и к Норе Яковлевне. На руках у нее была пятилетняя дочь, и вопреки боли, отчаянию надо было жить. И, как всегда в трудные минуты, она окунулась в работу. Нора Галь перевела, оставила нам в наследство много замечательных книг, принадлежащих перу писателей США, Великобритании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Франции. Среди них "Маленький принц" и "Планета людей" А. де Сент-Экзюпери, "Смерть героя" Р.Олдингтона, "Американская трагедия" Т.Драйзера, "Поющие в терновнике" К.Маккалоу, "Убить пересмешника" Харпера Ли, "Домой возврата нет" Томаса Вулфа, "Опасный поворот" и "Время и семья Конвей" Дж.-Б.Пристли, рассказы Рэя Брэдбери...». В последующем переводческом творчестве Норы Галь уживаются масштабные произведения мировой прозы – «Посторонний» Камю, «Смерть героя» Олдингтона, романы Томаса Вулфа, Джойс Кэрол Оутс, Кэтрин Энн Портер, – с увлечением фантастикой, вылившимся в плодотворную работу над рассказами и повестями Азимова и Кларка, Желязны и Ле Гуин, Старджона и Шекли. В 1972 году вышла уже упомянутая выше книга Норы Галь «Слово живое и мертвое», содержащая россыпи примеров удачной и неудачной работы с языком; неустанно дорабатываемая, эта книга выдержала к 1987 году четыре издания, а в 2001 г. была издана в пятый раз. Нора Галь умерла 23 июля 1991 года после тяжелой болезни. Ее память увековечена в космосе: в июле 1995 года малой планете из пояса астероидов присвоено имя Норагаль.

28 апреля

1901 - Советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (диплом ВАК № 1), друг Л. Д. Ландау Юрий Румер родился в Москве в семье коммерсанта Бориса Ефимовича Румера и Анны Юрьевны Сигаловой. Его старший брат Осип — известный переводчик, поэт и полиглот. По окончании реального училища в 1918 году Юрий Румер поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1927-1932 годах находился на стажировке в Германии в Геттингенском университете, где работал ассистентом М. Борна. Там совместно с В. Гайтлером он занимался основами квантовой химии и в 1932 году сделал фундаментальное открытие канонических структур молекул. По возвращении в Москву в сентябре 1932 года Юрий Борисович Румер стал доцентом кафедры теоретической физики МГУ, а уже в январе 1933 года получил должность профессора. Рекомендации Ю. Румеру дали Э. Шредингер и Л. Мандельштам. В числе других у профессора МГУ Ю. Румера выполняли свои дипломные работы известные впоследствии учёные — М. В. Волькенштейн, И. В. Кузнецов, М. А. Ковнер. В 1932-1937 годах Юрий Румер преподавал в МГУ, одновременно в 1935-1938 годах был научным сотрудником в Физическом институте АН СССР. В 1938 году на Арбате профессор МГУ Ю. Б. Румер был арестован «как пособник врага народа Ландау» когда он направлялся с друзьями отметить свой день рождения. Вместе с ним были арестованы Л. Д. Ландау и М. А. Корец. Вначале Ю. Б. Румер работал в шарашке — ЦКБ 29, которое находилось в пригороде Омска Куломзино; занимался расчетами, связанными с флаттером и шимми у самолетов, а в 1946 году был переведен в Таганрог, работал в группе Р. Бартини, руководившим проектом по созданию нового транспортного самолета. Срок заключения Ю. Румер отбыл полностью. В соответствии с действовавшим тогда указом, по которому осужденные по статье 58 по окончании заключения получали ещё пять лет «поражения в правах», был сослан в Енисейск. С 1948 года по 1950 год Ю. Б. Румер работал в Енисейском учительском институте (в настоящее время — Лесосибирский педагогический институт) как профессор кафедры физики и математики. В 1950 переехал в Новосибирск, где два года перебивался случайными заработками, так как ссыльному отказывали в приеме на работу в вузы и научные учреждения. В 1953 г., по окончании срока ссылки, был принят на работу в должности старшего научного сотрудника Западно-Сибирского филиала АН СССР. Уже в конце 1954 года Ю. Б. Румер получил справку от Военной коллегии Верховного суда СССР о том, что дело его было пересмотрено 10 июля 1954 года, приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 29 мая 1940 г. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело производством прекращено. Преподавал в Новосибирском педагогическом институте. С 1953 и по 1957 год Ю. Румер был заведующим отделом технической физики Западно-Сибирского филиала АН СССР в Новосибирске. В 1957 г. назначен директором Института радиофизики и электроники, который стал первым физическим институтом в Новосибирске. В 1964 г. институт был объединен с Институтом физики полупроводников. Юрий Борисович некоторое время работал в Институте математики, а затем - в Институте ядерной физики СО АН СССР (с 1967 г. - завсектором). Ю. Румер много лет разрабатывал свой подход к созданию единой теории поля. Еще в заключении он подготовил ряд работ по пятиоптике, в которой электромагнитное поле включается в схему общей теории относительности с расширением размерности пространства-времени до пяти. В 1949—1959 г.г. им было опубликовано 10 работ по пятиоптике в ведущем советском физическом журнале — ЖЭТФ, а также издана монография, обобщающая полученные теоретические результаты. Эти работы, однако, не вызвали широкого интереса в физическом сообществе, в том числе и у Л. Д. Ландау. Почти 20 лет занимался педагогической деятельностью в Новосибирском государственном университете. Ушел на пенсию в 1972 г. Скончался 1 февраля 1985 года, похоронен в Новосибирске, возле Академгородка.

29 апреля

1936 – Российско-израильский живописец Анатолий Басин родился в Ленинграде в семье военного. Окончил Ленинградское радиотехническое училище и архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Некоторое время работал по специальности: инженером и архитектором, но для того, чтобы выкроить время для занятий живописью, трудился маляром, электриком, сторожем. С 1956 по 1972 г.г. занимался в студии Осипа Сидлина, влияние которого на него трудно переоценить. «Как человек – не только как художник – я родился у Сидлина», – отмечал Анатолий Нисонович Басин. В составе группы студийцев он творчески работал на Валдае, по возвращении участвовал в выставках в клубе завода им. Козицкого. На формирование Басина-художника также оказали воздействие А. Арефьев; Ш. Шварц, Р. Васми. Выставлялся в ДК им. Газа и «Невский» (1974–1975), в квартирных экспозициях группы «Алеф» (1975–1976). В 1979 году Басин репатриировался в Израиль. Живёт в Иерусалиме. В 1994 году вернул российское гражданство и часть года обычно проводит в Петербурге. Он - член петербургского отделения Союза художников России и иерусалимского отделения Союза художников Израиля. Собрал значительный материал по истории выставок «неофициалов» середины 1970-х гг., а также о системе О. А. Сидлина («Газаневщина». Ленинград – Иерусалим, 1974–1989). Периодически издает сборники своих сочинений и тексты коллег-художников. Сочинения А. Басина носят философски-притчевый и поэтический характер. Басин является, пожалуй, самым последовательным продолжателем художественной системы О. Сидлина. Художник пренебрегает литературными сюжетами, и хотя его полотна изобразительно-фигуративны, они построены на взаимодействии линеарного рисунка-контура и крупных живописных масс. О своем творчестве Анатолий Нисонович Басин говорит так: «Если холст звенит, он живой, значит, я должен отставить работу и взять следующий холст. Вот когда я отставляю себя на данный момент и вновь пытаюсь о себе, дорогом, поговорить, - это и есть жизнь. А когда я живу своим прошлым, однажды замечательно сделанным, — это не совсем жизнь». И еще цитата: «Я воспитан был Веласкесом: живопись — это краска на плоскости. Я могу плоскость настроить внятными линией, цветом, пятном. Моя задача обозначить палитру Делакруа, тогда каждый цвет выделится, нальётся смыслом. Если палитра возникла — всё: я — талант, я — живописец. Если этого нет — я лезу не в свои дела». А в одном из интервью о своем отношении к еврейскому государству Басин отвечал на вопросы искренне и однозначно:
- Ты сразу попал в Израиль?
- Нет, я жил в Париже, потом в Вене и оттуда - в Израиль.
- Как ты считаешь, в Иерусалиме ты смог себя реализовать?
- Я думаю, если реализовал, то плохо, я еще реализуюсь.
- Где твой дом?
- По сердцу и по живописи - это Израиль».

30 апреля

1875 - Русский композитор, дирижер, виолончелист, театральный композитор Илья Сац родился в Чернобыле, который в те времена был известен как родина цадиков — еврейских мудрецов. Детские годы Ильи прошли в губернском Чернигове, где доныне сохранился двухэтажный дом, принадлежавший его отцу, присяжному поверенному. Кроме сына, в будущем известность пришла к дочери Александра Мироновича Саца — актрисе эпохи немого кино Наталии Сац-Розенель-Луначарской. Недоучившись в Черниговской классической гимназии, Илья в 1890 году бежал из дому в Киев, работал носильщиком, посыльным. Когда понял, что не может жить без музыки, поступил в Киевское музыкальное училище, успешно сдав экзамен по классу виолончели. Это примирило его с отцом. Чтобы поддержать сына, родители переехали в Киев. Внезапно Илья ощутил огромную потребность учиться: много и упорно занимаясь, он экстерном сдал гимназические экзамены. Учился в Киевском музыкальном училище, в 1897-1899 — в Московской консерватории по классу виолончели. Тогда же, в 1899 году, по поручению Льва Толстого Илья Сац повез деньги в Поволжье для организации столовых для голодающих, попал под надзор полиции и по совету отца отправился за границу. В Монпелье Сац влюбился в генеральскую дочь, красавицу Анну Михайловну Щасную. По возвращении в Москву до Саца дошли слухи, утверждавшие... о его высылке в Сибирь. Дабы поддержать неожиданное реноме, он тут же по собственной инициативе отправился в Иркутск. Раздраженный этой выходкой, отец лишил сына материальной помощи. Вскоре до Москвы дошли легенды об Иркутском хоре, созданном Сацем. А вскоре в Сибирь к Сацу приехала его невенчаная жена, а вслед за ней почта принесла отцовское проклятие: «Я не для того прожил такую долгую жизнь, чтобы отдать любимую дочку еврею, да еще, как говорят, с цыганскими кровями». Впрочем, молодые были счастливы. Их первая дочь Наташа (1903-1993) родилась в Иркутске (впоследствии - народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, автор пьес, либретто, детских опер и балетов, организатор и художественный руководитель первого в мире Московского детского музыкального театра).Вернувшись в Москву в 1904 году, Илья Александрович Сац учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, одновременно в 1905 году заведовал музыкальной частью Театра-студии на Поварской, с 1906 года - заведующий музыкальной частью и дирижёр МХТ. В это же время активно занялся сочинением музыки для спектаклей Малого театра, Драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, пародийного театра-кабаре «Кривое зеркало» и т. д. Особой популярностью пользовалась музыка Ильи Саца к постановке «Синей птицы» М. Метерлинка. Илья Сац был основателем «Кружка художественных исканий», члены которого занимались поисками новых изобразительных возможностей в оперной режиссуре, и кружка «Музыка народов». Выступал Илья Александрович и с циклом этнографических концертов. Собирая материал для них, ездил по деревням и местечкам Малороссии, Поволжья, Крыма и Кавказа. Был одним из основоположников еврейской этнографии в России — собранные в поездках еврейские народные напевы были им использованы в музыкальном сопровождении спектакля «Miserere» по пьесе Семёна Юшкевича и в других произведениях. Кроме того, Сац - автор опер-пародий на собственные либретто («Не хвались, идучи на рать», «Месть любви, или Кольцо Гваделупы», «Восточные сладости, или Битва русских с кабардинцами»), оркестровых и фортепианных пьес, романсов, песен. Умер Илья Сац 37-летним (24 октября 1912 года), в самом расцвете творческих сил и совершенно неожиданно для всех. А что же Чернигов? Помнит ли о своем талантливом воспитаннике? Увы, как рассказала в киевской еврейской газете «Хадашот» Валентина Кузнецова, местные краеведы, конечно, знают историю дома на бывшей Петербургской (теперь Молодчего, 15), но для остальных жителей здание остается безликим. Мемориальной доски нет и на фасаде Черниговской классической гимназии, где учился Илья Сац... Город, сыгравший немаловажную роль в становлении характера, вкусов, привычек будущей знаменитости, безучастен к его памяти.

1 мая

1927 – Известный композитор и дирижер Гари Бертини (настоящие имя и фамилия - Шлоймэ Голeргант) родился 85 лет назад в местечке Бричев, Сорокского уезда, Бессарабия (сейчас это Дондюшанский район Молдовы), в семье врача Берты Голергант и ее мужа, еврейского педагога, поэта и переводчика Калмана-Арна Голерганта (писал, в основном, на иврите, умер в 1995 году в Израиле). Маленький Шлоймэ жил с родителями в Сороках, а в годы Великой Отечественной оказался в гетто в Транснистрии, чудом выжил и уехал в Израиль (подмандатную Палестину) в 1946 году. Окончил Академию музыки имени Рубина в Тель-Авиве, затем продолжил образование в консерваториях Милана и Парижа (1954), где в числе его учителей были Надя Буланже, А. Онеггер и О. Мессиан. В 1955 году основал израильский хор «Ринат», в том же году дебютировал с Израильским филармоническим оркестром. В 1955–1965 гг. активно занимался преподавательской работой в Тель-Авивской академии, с 1965 г. больше внимание уделял дирижированию. В 1965 г. Бертини основал Израильский камерный ансамбль (впоследствии — Израильский камерный оркестр) и камерную оперу, которыми руководил до 1975 года. В 1978–1986 гг. Бертини — главный дирижёр Иерусалимского симфонического оркестра, ставшего под его руководством оркестром международного класса (с 1986 г. Бертини был почетным дирижёром оркестра). В 1990–1996 гг. Бертини — главный дирижёр «Новой израильской оперы» («Ха-опера ха исраэлит ха-хадаша», с 2005 г. — «Ха-опера ха-исраэлит»). С 1950-х гг. Бертини активно выступал за пределами Израиля: в 1959 г. он дебютировал в США, дирижируя Нью-Йоркским филармоническим оркестром, в 1965 году - с Английским камерным оркестром. В 1971–1981 гг. Бертини — главный дирижёр Шотландского национального оркестра, в 1981–1983 гг. — музыкальный консультант симфонического оркестра в Детройте (США), в 1983–1991 гг. — главный дирижер симфонического оркестра Кёльнского радио, в 1987–1990 гг. — оперы Франкфурта-на-Майне, впоследствии — художественный руководитель Римской оперы, постоянный приглашённый дирижёр Парижской оперы, главный дирижёр оркестра «Метрополитен» в Токио и оперного театра в Генуе. В симфоническом и ораториальном репертуаре Бертини преобладают крупные музыкальные полотна, среди них — 9-я симфония и «Торжественная месса» Бетховена, реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди и Б. Бриттена («Военный реквием»), «Осуждение Фауста» Берлиоза, все сочинения Г. Малера, много музыки ХХ века, в том числе сочинения Д. Мийо, И. Стравинского, Д. Лигетти и других. Среди записей Бертини — все симфонии Бетховена с оркестром Генуэзской оперы, все симфонии Г. Малера с оркестром «Метрополитен», «Авраам и Ицхак» Стравинского с Д. Фишером-Дискау (запись, высоко оцененная автором). Бертини был энтузиастом и одним из наиболее успешных исполнителей израильской музыки. Он провел ряд первых исполнений музыки израильских композиторов и стал одним из главных пропагандистов этой музыки в ряде стран. Среди главных достижений Бертини в области израильской музыки - «Голос воспоминаний» М. Копытмана, «Тиккун хацот» М. Сетера, хоровые сочинения Сетера (записанные Бертини с хором Кёльнского радио), ряд симфоний И. Таля. Оперный репертуар Бертини был весьма широк — от эпохи барокко до сочинений современных авторов. Дирижёрский стиль Бертини отличался точностью и безупречным чувством стиля. Бертини — композитор, работавший, в основном, в музыкально-театральных жанрах; он написал музыку более чем к 30 балетам (среди в которых наиболее известен «Делет алума» — «Скрытая дверь», 1962), драматическим спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Бертини был профессором Тель-Авивского университета (с 1976 года). Награждён Государственной премией Израиля (1978), итальянским орденом «За заслуги» и французским орденом «Литература и искусство». Скончался выдающийся дирижер и композитор 18 марта 2005 года в Тель-Авиве.

2 мая

1882 – Его назвали еврейским Карузо, хотя многие его почитатели называли Карузо итальянским Розенблатом. Великий кантор своего времени Йоселэ Розенблат родился 130 лет назад в Белой Церкви, Украина, в семье потомственных почитателей хазанута, а его отец, хасид из Ружина, служил кантором в Киеве. Йоселэ, первый мальчик в семье после девяти девочек, с детства любил петь, стал солистом хора мальчиков, которым руководил его отец, который вместе другими специалистами-канторами поняли, что в их городке растет вундеркинд. Отец решил этим воспользоваться и отправился с сыном выступать в различных синагогах Австро-Венгрии. Всюду юного гения принимали громом аплодисментов и неплохими гонорарами. В 12-летнем возрасте «путешественник» неплохо помог семейному бюджету. На этом своем триумфальном пути он однажды встретил Тайбелэ Кауфман, которая впоследствии стала его судьбой и матерью его детей. Йоселэ стал кантором в синагоге Мункача (Мукачева), заняв этот пост после победы в синагогальном конкурсе, в котором участвовали сорок претендентов. Оттуда Йоселэ Розенблат отправился в Прессбург (ныне Братислава), где прослужил пять лет, в течение которых он начал сочинять и публиковать свои многочисленные синагогальные композиции. Затем шесть лет он работал в Гамбурге, откуда, по его собственным воспоминаниям, попытался отправиться на пароходе в Америку, но был полицией возвращен на берег словно преступник, пытавшийся бежать от неминуемого наказания. Тем не менее, когда Розенблат, в конце концов, прибыл в 1912 году в Штаты, он сразу же был принят на работу в одну из синагог Нью-Йорка. Йоселэ записал свои композиции в различных фонографических компаниях, что, несомненно, расширило границы его популярности на всю страну. После ошеломляюще успешного выступления в Чикаго Розенблат получил весьма лестное предложение от местных оперных боссов: тысяча долларов за каждый вечер его участия в оперных постановках. Однако любовь Йоселэ к еврейской песне и музыке, к идишкайт были настолько велики, что он отверг это предложение. Почти то же самое повторилось и в 1927 году: знаменитая голливудская фирма «Уорнер Бразерс» предложила ему 100 тысяч долларов за участие в постановке «Певец джаза», но представителям мира кинобизнеса не удалось уговорить Йоселэ спеть со сцены «Кол Нидрей». Розенблат наотрез отказался участвовать в представлении, заявив, что эта музыка для него слишком дорога по духу, чтобы использовать ее в качестве развлечения. В 1928 году бруклинская конгрегация «Аншей Сфарад» пригласила Розенблата на работу и стала платить ему невиданную по тем временам сумму для кантора – 12 тысяч долларов в год. А вот на предложение сняться на Святой земле в первом звуковом американском фильме для кинокомпании «Palestine-American Fox Film» он согласился с удовольствием и в 1933 году прибыл в Эрец Исраэль. Увы, 19 июня 1933 года Йоселэ Розенблат умер от сердечного приступа. Похоронили великого кантора на Масличной горе, в последний путь его провожали более 20 тысяч иерусалимцев. Провожали человека, чьи известность в США была столь велика, что европейские почитатели его редчайшего по красоте и богатству оттенков тенора письма своему кумиру адресовали весьма кратко и убедительно: «Йоселе Розенблату, Америка». И почтальоны доставляли их письма точно по адресу. Кстати, напомню читателям «МЗ» одну известную шутку о некоем канторе, который называл себя «третьим Йоселэ Розенблатом». Когда его спрашивали, а кто же второй, он возмущенно отвечал: «Вы что, не понимаете?! Второго такого Розенблата быть не может!».

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 1932
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com