Logo
10-20 ноября 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18










RedTram – новостная поисковая система

Persona grata
Талант с привкусом идиша
Изабелла Слуцкая, «МЗ»

Премьера шоу Якова Явно с израильскими мастерами искусства на Святой земле



Его популярность родилась в легендарном спектакле еврейского театра в Москве в 70-е годы, но уже давно перешагнула границы и стала достоянием мировой культуры. Его редкого тембра баритон и мощный темперамент одинаково покоряют публику из разных миров – в Карнеги-холл и в Линкольн-Центре в Нью-Йорке, в Большом театре и в Концертном зале «Россия» в Москве, а также на сценах Европы, Азии, Австралии…

Это Яков Явно. О нем говорят – музыкальный театр одного актера. Певец не впервые приезжает с гастролями в Израиль, но на этот раз он на сцене был не один. Яков представил публике новое международное шоу с участием талантливых израильских артистов: вместе с ним выступали скрипач-виртуоз Саня Кройтор, «Gold Band» Алекса Голда, артисты шоу-балета «Саботаж». Переполненные концертные залы, восторженный прием публики, положительные отклики прессы благословили воплощение идеи нового творческого содружества.

Впервые увидев Якова Явно на сцене, покоренная его необычным голосом, пластикой, доверительной интонацией общения со зрителями, я решила познакомиться подробней с его творческой биографией, расспросить о секретах мастерства, о дальнейших планах.

Про детство: кто вы и откуда, какие песни пели в вашем доме?

Я родился в Минске в семье инженеров, ничего особенно еврейского не было в нашем доме. В юности у меня была такая компания, которая интересовалась больше интуристами. Мы пытались с ними общаться, покупать у них журналы, чтобы представить, как живут в других странах. Но нас чаще всего отводили в милицию… После восьмого класса я поступил в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Пел я с детства, но не еврейские песни. Итальянские, югославские, чешские…Моими кумирами были «Биттлз», мы им подражали, шили такие брюки, как у них...

Я поняла – вы были стилягой...

И еще - фарцовщиком. А потом я уехал в Москву и поступил на факультет актеров музыкальных театров в училище им. Гнесиных на 2-й курс, затем - в институт им. Гнесиных. Моим педагогом по вокалу был профессор Соломон Хромченко, народный артист, солист Большого театра, который пел еще с Лемешевым и Козловским… Впоследствии он уехал в Израиль, преподавал в музыкальной Академии, и в 90 лет еще давал сольные концерты. После Москвы я возвращался на некоторое время в Минск, где тогда открыли музыкальный театр, пел ведущие партии в оперетте. Но мне это было неинтересно, и я решил, что надо «сваливать за бугор», как тогда говорили. Я мечтал там побывать и увидеть своими глазами, что там за жизнь. В Союзе меня удручало все, за исключением тех приятных людей, с которыми мы хорошо проводили время. Как только я видел холеные лица в «пыжиковых шапках», я понимал, что здесь что-то не то…

Как вы попали в Камерный музыкальный еврейский театр и в знаменитый спектакль «А шварц цаймл фар а вайс фэрдл» («Черная уздечка для белой кобылицы»)?

Случайно. Будучи в гостях у моих педагогов, я узнал, что в Москве открывается еврейский музыкальный театр. Надо же, вдруг разрешили…Для меня это был шок. Неожиданно мне предложили прослушивание и пригласили на работу в этот театр. Создателем театра и главным режиссером был Юра Шерлинг, талантливый, одержимый человек. Тексты спектакля писал еврейский поэт Хаим Бейдер на идиш, Илья Резник перевел на русский язык, ставил мюзикл Шерлинг, он же написал музыку, в музыкальной части постановки также принимал участие народный артист Михаил Глуз. Оформлял спектакль художник-постановщик знаменитый Илья Глазунов. Как видите, потрясающая команда профессионалов высокого класса. Действие в спектакле происходит в местечке дореволюционной России, но появлялись и картины древнего Иерусалима и Святой Земли. После спектакля сцена была усыпана цветами, успех был необыкновенный.

Этот спектакль и по сей день вспоминают как легенду, я сожалею, что не увидела его в свое время…

Мне тогда сказали, что театр практически будет работать только за рубежом, нужно же было показать, что в России евреи не только проживают, но еще танцуют и поют. Но мне запомнилась первая гастрольная поездка в далекий Биробиджан, куда мы повезли премьерный спектакль. Представьте - 1978 год, мы летели каким-то странным самолетом, потом долго ехали по железной дороге в допотопных вагонах, декорации частично пришли в негодность, Илья Глазунов их спешно восстанавливал…Я ходил по улицам Биробиджана, и у меня было такое странное чувство - наверное, я никогда не вернусь обратно... Придумали же когда-то - сделать еврейскую автономию там, где евреи никогда не жили! Ну, и театр там был тоже…

А как у вас было с языком идиш, вас кто-то ему учил?

О, это была целая история. У нас в театре работала Мария Ефимовна Котлярова. Она была актрисой театра Михоэлса, интеллигентная, приятнейшая, невероятно милая женщина. Мы не знали ее возраста, она всегда выглядела фантастически, несмотря на тяжелую судьбу и потерю близких. Шерлинг напоминал мне, что я играю Тевье – местечкового еврея и должен соответственно этому говорить. Когда со мной занималась Мария Ефимовна, она учила иначе: «Ни в коем случае так не говорите, это – пародия на еврейство». Школа Михоэлса был эталоном не только еврейской культуры. На спектакли Михоэлса приезжали люди со всего мира, особенно на короля Лира в его исполнении. Кстати, его дочери, живущие в Израиле, сказали, что если бы их отец увидел меня, он бы гордился, имея такого актера в своем театре. Я знаю свои сильные стороны, но это не доминирует в моей жизни. Каждый артист должен себя открыть и понять свои возможности.

О Юрие Шерлинге ходило много слухов, его считали многосторонне одаренным, но противоречивым человеком. Вы это как-то ощущали?

Несмотря на то, что Шерлинг безусловно талантлив, он не хотел, чтобы кто-то еще был на виду: он не указывал в программках фамилии актеров, меня дважды представляли к званию, он дважды забирал заявки, распространял разные слухи. Атмосфера в театре была нервозная…Но, конечно, на фоне еврейских ансамблей, которые стали возникать в то время, Шерлинг сказал новое слово в истории театра. Наш театр принимали фантастически по всему миру. Также со спектаклями «Скрипач на крыше», «Ломир алэ инэйнем!» мы объездили с большим успехом много стран. Недавно Шерлинга пригласили поставить в Театре сатиры его нашумевший первый спектакль. Роль старика Шолом Бера, которого я играл 30 лет назад, будучи молодым, на этот раз он отдал другому актеру. К сожалению, спектакль быстро сняли… Но у меня получился потрясающий альянс с Михаилом Глузом. Он сейчас возглавляет Центр Михоэлса и проводит ежегодно фестивали, посвященные великому артисту, в них я принимаю участие. Глуз написал рок-оперу «Суламифь форэвер», то есть «Суламифь навсегда». Музыка Михаила Глуза, либретто Марка Розовского, постановка Ирины Горюновой. Это современная история происходит в Израиле. Я играю отца Суламифи, его жена умерла при родах, он воспитывает дочь. Девочка едет с классом в Иерусалим, по дороге террорист взрывает автобус, почти все погибают. Суламифь чудом выжила, ее собрали буквально по частям. В декабре 2011 года была премьера в московском Театре эстрады, прошла очень успешно. Теперь повезем спектакль в другие страны: сначала будем работать в Америке и в Канаде, потом в Чехии и в Германии, в ноябре будем в Израиле, затем в Украине и далее.

В вашем исполнении чувствуется хорошая школа драматического артиста.

У меня был потрясающий режиссер курса – Оскар Яковлевич Ремез, режиссер театра им. Пушкина. А художественный руководитель курса – Равенских Борис Иванович. В той стране, где мы жили, были и остались потрясающие люди, и я счастлив, что судьба свела меня с ними. Параджанов был уникальным человеком. Он трепетно относился ко мне как к актеру. А еще он называл меня «а идише мама»: когда мы ездили за границу, я привозил красивые вещи, а у него была страсть их приобретать.

C Параджановым у него дома. (Фото - из личного архива Я. Явно)

У меня на гастрольных спектаклях был Махмуд Эсамбаев, он устроил в честь меня прием в гостинице. Я счастлив, что служил в театре, который был мне небезразличен, я не шел туда только для того, чтобы заработать деньги. Я имел звание заслуженного артиста, в 1989 году меня представили к званию народного, может, я его и получил бы, но вмешался случай: на одном из моих спектаклей присутствовал брат Ванессы Рэдгрэйв, и меня пригласили в Америку с ней выступать. Это был 90-й год, мои родители приехали тоже туда, но с мамой случилось несчастье, и я вынужден был остаться.

Так неожиданно началась новая глава в вашей судьбе…Было, наверное, все не просто?

Я вообще не знал, что мне делать. Английского не было, идиш мой был никому не нужен. Мне раньше казалось, что Нью-Йорк - еврейский город, и я буду востребован… Когда говорят, что евреи протягивают друг другу руки – это огромная иллюзия. Разные люди могут протянуть руку друг другу, это не привилегия нации…Я прошел колоссальную школу не только недопонимания, а просто пренебрежения, унижения… Отдаешь огромные силы на то, чтобы сохранить что-то ценное, а тебе говорят: «Зачем ты это делаешь?».

Писатель Юрий Милославский сказал когда-то: «Эмиграция – это унижение души». Ваше мнение - чем она оказалась для вас?

Не просто унижением души, хуже…Это может стать трагедией, особенно для творческого человека, интеллигентного…Люди, занимавшиеся бизнесом, или те, кто приехал из маленьких городков, совершенно по-другому приспосабливаются в новых условиях. Прибывающие из больших мегаполисов в чужую страну зачастую чувствуют себя в какой-то момент абсолютно потерянными…

Особенно те, кто имел уже ранее успех в своем деле и не привык прокладывать себе дорогу локтями…

Когда я начал выступать в Америке, я видел, с какой иронией ко мне относились. Здесь никто меня не знал. Я говорил себе: «Почему я должен терпеть такие унижения?». Когда меня однажды прослушивали в еврейской компании, как они надо мной измывались! Я столкнулся с такими людьми, как, например, Залман Млотек, он занимался идишской культурой. Так они меня просто блокировали, а если пускали на какие-то фестивали, то платили гроши. И я сжимал зубы – я понимал, мне надо как-то выживать. Когда я решил, что больше не хочу иметь дела с ними, совершенно случайно кто-то позвонил мне и сказал, что видел объявление в газете о том, что выходцы из России, имеющие музыкально-вокальное образование, набираются на учебу в канторскую академию при Колумбийском университете. Я поступил туда, начал учиться, при этом за учебу платил спонсор, ведь я был нелегалом. Вы представляете? Не зная английского, я изучал иврит, причем, профессора Иерусалимского университета объясняли студентам значение ивритских слов по-английски. Я ощущал себя Ломоносовым… Первые годы мне было очень интересно, но потом я все больше стал понимать, что это не мое: я не понимаю, что такое религия. А когда я стал больше вникать, я убеждался все больше в том, что религия для меня – это вообще непонятное явление. Или тот, кто тебя создал, - внутри твоего сознания, или это - иллюзия и профанация. Я сейчас скажу крамольную фразу: я думаю, что мир стал бы свободнее и благороднее, когда бы исчезли все религии. Лично я уверен в этом. В их вечной конфронтации - огромная проблема. У меня же был невероятный конфликт с самим собой. Я был просто в состоянии оцепенения, я терял сознание, когда учил молитвы на иврите. И в этот момент на третьем курсе я сказал себе: «У тебя нет выхода». Передо мной две картины: одна – я, бездомный, лежу на тротуаре в Нью-Йорке и прошу подаяние, а вторая – я живу в Калифорнии, у меня шикарный особняк, прислуга и все прочее, и эта борьба внутри меня шла до состояния стопора. … В такой момент я написал письмо в Москву, чтобы вернуться в театр. Я пошел к одному человеку, чтобы передать это письмо через него, и там сидела женщина, она курила трубку. Приятель мне предложил с ними поужинать, я остался.


С женой Айрин и Клэр Бэрри
Так я встретил свою Айрин, американку, и вот уже 19 лет мы вместе, она моя жена. Тогда мы с ней познакомились, но на другой день я вновь окунулся в каждодневную муторную учебу…

Вдруг раздается звонок от этой женщины: она пригласила меня в японский ресторан и предложила пойти на спектакль Роберта Уилсона «Черный наездник». Театр какого-то прошлого века, гипертрофированные образы, странные характеры, все необычно… Я был в восторге…

А на следующий день у меня служба в канторской Академии. Я держу сидур, читаю на иврите, думаю по-русски, а передо мной – сцены из спектакля. У меня началась депрессия.

Вас спасла Айрин?

Она полностью изменила мою жизнь. Айрин родом из Польши, из еврейской семьи, ее привезли в Америку в три года. Очень умная и образованная женщина, известный дизайнер, занимается бизнесом. Она стала мне другом и опорой в жизни, и это очень важно для меня…С этого момента я окончательно понял, что не стану кантором, что я возвращаюсь к самому себе. Тогда же я начал работать с одной из сестер Бэрри - Клэр, это длилось четыре года. Потом я понял, что не хочу петь только еврейские песни, и начал выступать с потрясающей афро-американской певицей Брендой Джойс. Постепенно я понял, что только музыка народов мира, куда я вкрапляю и еврейскую песню, приобретает то звучание, которое мне необходимо. Я воспринимаю язык идиш как уходящую натуру.

К нашему сожалению, это так… Мне рассказывали израильские кинематографисты, поехавшие в Украину в поисках идиша, что они в итоге пришли к выводу, что его там уже нет: ну, не звучит он на улицах, не живет в домах, не покупают теперь молоко и хлеб на идиш в Украине…

Мне кажется, он не вернется, это глобально не интересно молодому поколению. Часть студентов изучают идиш, но, между прочим, изучают также исчезнувшие языки африканских племен и латынь. Но если нет государства, нет общины, говорящей на этом языке, как может продолжать жить эта культура? Сегодня на еврейский концерт идет вполне определенная возрастная публика, молодежь не приходит. В то же время послушать музыку мира собираются залы. Я сейчас работаю над программой, которая будет называться АБ-БА-ТАБ-БА-РИ - это слово пришло из Месопотамии, оно являлось предвестником ивритского слова «абракадабра», что означало «милостивое Божье слово». Оно впервые упоминалось в древнем медицинском трактате, это слово-заклинание обладало огромными магическими свойствами, им лечили от разных болезней… Я хочу сделать программу, где будут звучать даже несуществующие языки, хочу наслаивать какие-то мини-спектакли со странными персонажами, сделать нечто совсем необычное…

Одно из переводов и толкований слова avra kedavra – «творческая воля, стремление мира к совершенству», так что замысел вполне актуален сегодня. Как гражданин России и Америки, как вы относитесь к тому, что там происходит в политике, это далеко от «совершенства»?

Я демократ и голосовал за Обаму, и я хочу, чтобы был Обама. Я не верю республиканцам. Их напевы и перепевы о любви к Израилю, - это, знаете, пустое. Израиль есть и будет, не надо ничего про это петь, в Америке существует достаточно сильное еврейское лобби, и это знает каждый. Мой персонаж – Обама. Я люблю демократов, они мне ближе, чем республиканцы. В России я был на выборах в Думу, и, конечно, голосовал за Явлинского, потому что это интеллигентный человек, такая же у него и партия, от них хотя бы веет благородством. Но, понимаете, я не могу судить о России так, как люди, живущие в России, и не могу судить об Израиле, так как не живу здесь. Со стороны мне многое не нравится из того, что происходит в Израиле, в России и в Америке тоже… Мы живые люди, а власть - это игра, в которой мы – пешки, нас расставляют, нами манипулируют. Они всегда не хотят отдавать свою власть. Но, я думаю, если каждый из нас будет заниматься своим делом честно и по-настоящему, то какое-то движение к прогрессу будет не только с точки зрения новых технологий и компьютеризации, но и в моральном климате общества.

Вернемся в Израиль, к нынешним гастролям…

Я в Израиль приезжал много раз, хочу поднять выше планку нашей культуры… Моя цель – не возрождение языка идиш. Я хочу сохранить привкус идиша, и я это делаю. Чтобы я ни пел, еврейская интонация звучит в моих песнях, потому что это есть в моей генетике.



Концерт Якова Явно в Хайфе, 1 мая 2012. Фото: Наталья Пинская, haifainfo.ru

Почему мы не можем это делать на должном уровне? Почему всё, что прожили и накопили предыдущие поколения, наши бабушки и дедушки, вызывает пренебрежение, непонимание?.. Когда есть достойный менеджмент, который работает на твою идею, тогда происходит чудо. Американцы впереди потому, что они привлекают талант, вкладывают в него деньги и вокруг таланта создают атмосферу, которая позволяет выйти артисту на достаточно высокий уровень.

Вы можете реализовать эти идеи в Америке - создать такой коллектив и гастролировать потом с ним по миру?

Я участвую в разных программах. Но я хочу сделать такую, в которой было бы представительство Израиля, и показать ее миру, даже в тех местах, где нас не любят. Я помню такой момент: однажды в Москве ко мне после концерта подошла жена Дмитрия Васильева, возглавлявшего известное всем в 90-е годы общество «Память», и сказала: «Я даже представить себе не могла, что в вашей культуре есть такая энергетика». Если это вызывает положительные эмоции, может, у многих появится ощущение, что евреи не такой жуткий народ? Для меня очень важно было выступить в Израиле. Я мог выступить один. Но мне хотелось создать душевную «нашу» атмосферу, и я пригласил замечательных израильских музыкантов. Скрипача-виртуоза Саню Кройтора я очень люблю. У него свой уникальный стиль. Балет «Саботаж» мне подходит по их настроению. Я уже сегодня получил приглашение выступить с этой программой в России и в Украине. Мы будем ее совершенствовать, это поиск в пути, и я получаю удовольствие от этого процесса…

Я знаю, что вы сумели подольше побыть в Иерусалиме в этот приезд…

Я переполнен впечатлениями, потрясающей экскурсией по Иерусалиму, теплым приемом друзей…

Спасибо, Яков, за искренность, за беседу. Будем надеяться, что ваши творческие замыслы успешно свершатся в ближайшем будущем, и мы еще не раз увидим и услышим вас на этой Святой земле…


* * *

27 мая, в день рождения Якова Явно, у него наверняка не будет отбоя от звонков друзей и родных, от поздравлений почитателей его бесспорного таланта. И пусть в этом добром разноголосье не потеряется и наше негромкое поздравление.

Янкелэ, дорогой наш друг, в этот день мы, даже находясь на разных континентах, в разных странах и на разных берегах, - всё равно рядом с тобой, и за общим столом поднимаем а глэзелэ лэхаим - за тебя, за твои творческие поиски, за всё, что ты сделал для нашей культуры и за всё, что продолжаешь делать для этого мира. Будь здоров, дорогой, будь всегда на сцене жизни – до 120 по нашей традиции.

Мазлтов, Яаков бен-Исраэль!

Леонид Школьник –
от имени редакции «МЗ», Иерусалим
Количество обращений к статье - 5719
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (13)
Владимир Брагинский | 10.11.2014 10:15
Как же достала попса. Случайно попал на сайт артиста. Великолепно. Яков Явно - глоток свежего воздуха, порядочный человек, добрая душа. Успехов.
coach outlet | 11.06.2013 22:29
You can normally find a Coach Handbag outlet in many cities in many international locations, but there are frequently Coach Retailers Online for these who would want to buy online. Both way, it is a excellent believed to get oneself a Coach Outlet Coupon so that you can delight in more monetary savings even if the retailers by now have Minimal expense Coach bags at honest value. Despite the fact that the on the web could perhaps be a great deal a lot more handy to make your invest in, you have to make certain that you acquire from a trusted site due to the fact there are a good deal of fake handbags that are manufactured to just appear like the exclusive, but could not be up to par in phrases of high quality.. coach outlet http://coachoutletr.webs.com/
Maрина | 15.01.2013 05:30
А я была на на этом концерте Якова Явно и зал был полон. Он не просто певец и актер, а певец и актер феноменальлный и неповторимый,который войдет в историю. А кто его критикует, побывав не его концерте - вероятно любители паршивой примитивной попсы из Росии и просто не поняли, куда они попали
хелена | 13.01.2013 18:20
Не представляла, что по отношению к Якову Явно вообще возможны отрицательные и даже какие-то ядовитые комментарии! Он феноменальный артист! И то, что он в своем творчестве пытается соединить разные культуры, как раз говорит не о его ”псевдо”, а о настоящем, широком, многогранном таланте! Яков - большой художник, и мне искренне жаль тех, кто этого не понимает.
Людмила | 04.01.2013 13:43
Была на концерте Якова Явно! Зал был не полон. Поведение на сцене какое то не натуральное, манерное... Он постоянно "открещивается" от чисто еврейского...Но когда поёт "фирменную" классику, то всё равно является жалкой пародией "запада". Смешно! Уж лучше нести свою оригинальную тему в искусстве... Как же надоели эти псевдо-еврейские певцы-деятели,типа Явно, Валевича и им подобных!
Alla | 25.05.2012 22:05
Your performance in Tel Aviv was amazing. Please come back. You are so talnted, I loved your music. So original and creative.
Еще один поклонник Явно | 25.05.2012 15:14
Обожаю Явно, по-настоящему большой талант и великий артист. С днем рождения и долгих лет творческой жизни
Админ сайта "МЗ" | 25.05.2012 09:54
Прошу прочесть и подписать петицию "Нет - нелегальным иммигрантам в Израиле" (баннер - на главной странице "МЗ" вверху в колонке слева).
Поклонник Пугачевой | 25.05.2012 09:31
Люблю Пугачеву - она королева, хотя и напевала некогда о шутах. Яков Явно - шут. Грустный клоун. Потому и любит Чебурашку. Ему по штату положено. Посмотрите на фотку: чижик-пыжик, где ты был. Птичку жалко...
Поклонник Явно | 25.05.2012 09:08
При чём тут отношение к Обаме? Почему это должно быть неожиданным? Разве артист не имеет права иметь мнение, отличное от вашего?
Гость | 24.05.2012 16:35
Яков, с днем рождения!!! Какое счастье, что на земле еще есть такие аритсты, как вы. Спасибо вам за талант, энергию и радость, которую вы приносите людям!
air_force_one | 24.05.2012 15:57
WOW!!! Яков Явно - поклонник Обамы?? Вот это неожиданный номер в его программе. Ты не веришь в "напевы" республиканцев", а Обаме ты веришь? Искренне веришь в его большую "любовь" к Израилю? Вот это действительно привкус. Только чего?
Аркадий, Хайфа | 24.05.2012 11:57
Настоящий актер, настоящий певец, да и вообще очень яркая личность. Дай Бог Вам, Яков, творческих удач! И спасибо за интервью.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com