Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «БАМИДБАР», РАЗДЕЛ «ПИНХАС»

Содержание раздела

Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение в походном стане возле Шатра Откровения, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Всевышнего и получил от Него в награду «союз мира». Б-г велит «преследовать и разгромить мидьянитян», пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность колен. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек – чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовскую землю, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Иегошуа бин Нун. Раздел завершается указаниями о субботних и праздничных жертвоприношениях в Храме.

Исправление грехов

"И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: "Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля..." (25:10-11).

В воскресенье у нас будет пост 17 тамуза, с которого начнется трехнедельный траурный период в память о разрушении Иерусалимского Храма. Эти три недели завершатся полным суточным постом 9 ава. Оба поста напоминают нам также о других трагедиях, постигших еврейский народ на протяжении его долгой истории. Некоторые из них произошли в 40-летний период скитаний сынов Израиля в пустыне после Исхода из Египта. Говоря конкретнее, 17 тамуза ассоциируется с поклонением Золотому тельцу, а "тиша бе-ав" – с грехом разведчиков.

Сегодняшний раздел "Пинхас" традиционно примыкает к 17 тамуза. Его читают либо в шаббат накануне поста, как в этот раз, либо в следующий шаббат. Речь идет не только о хронологическом совпадении. Раздел "Пинхас" обозначает поворотную точку для поколения пустыни. В предыдущих разделах книги "Бемидбар" много рассказывалось о бунтах евреев, о том, как они гневили Б-га: деморализующий отчет разведчиков об Эрец-Исраэль, заговор Кораха против Моше и Аарона, жалобы на манну, на отсутствие воды и т.д.

В разделе "Пинхас" ничего этого нет. В нем приведены два "героических" эпизода: отчаянно смелый поступок Пинхаса и инициатива дочерей Цлофхада.

Видя разгул идолопоклонства и разврата, Пинхас не остался в стороне, хотя мог бы: ведь даже Моше, Аарон и старейшины беспомощно взирали на возмутительные действия Зимри, предводителя колена Шимона. Он решительно, с риском для жизни вступился за честь Б-га. И как контрастное напоминание: за 39 лет до этого эпизода, 17 тамуза, евреи безучастно наблюдали за оргией поклонения Золотому тельцу. Да, в самом языческом ритуале участвовали немногие: три тысячи из двух миллионов евреев, но именно пассивность остальных, их позиция стороннего наблюдателя стала главным грехом. В аналогичной ситуации Пинхас действовал по-иному. Он "исправил" грех Золотого тельца. Пост 17 тамуза напоминает нам, среди прочего, о том давнем грехопадении евреев, а сегодняшний раздел дает пример высокой ответственности и примирения с Б-гом.

Теперь обратимся ко второму "героическому" эпизоду, в котором дочери Цлофхада решительно потребовали, чтобы земельный надел их погибшего отца в Эрец-Исраэль был передан им, поскольку у них не было братьев, законных наследников. Проявив таким образом любовь к стране Израиля и стремление пустить в ней корни, они как будто нейтрализовали грех разведчиков, их неверие в способность завоевать страну и счастливо жить в ней. Десять разведчиков, руководителей колен оклеветали Эрец-Исраэль, посеяли панику и страх среди евреев. Произошло это тоже за 39 лет до событий, описанных в разделе "Пинхас": 9 ава. В наказание за неоправданный плач из-за пессимистичного отчета разведчиков и за пренебрежение страной Израиля, Всевышний дал евреям в тот день реальные причины для скорби, отчаяния и траура на все поколения вперед, включая годовщину разрушения двух Иерусалимских Храмов. И вот теперь вера и оптимизм пяти сестер перекрыли, по крайней мере, частично, грех мужской десятки.

 Таков, пожалуй, главный урок раздела "Пинхас", с которого начинается траурный период между двумя постами. И еще одна аналогия: в конце этого раздела описан порядок общественных жертвоприношений в Храме, а мы знаем, что именно 17 тамуза, когда римляне пробили бреши в крепостных стенах осажденного Иерусалима, во Втором Храме прекратились жертвоприношения (в Первом Храме, разрушенном вавилонским царем
Навуходоносором, это произошло 9 тамуза).

Избирательная месть

"Преследуй мидьянитян и разгромите их. Ибо враги они вам в кознях своих, которые они замышляли против вас в деле Пеора и в деле Козби..." (2:17-18).

После эпизода с убийством Зимри и мидьянской принцессы Козби, в результате которого Пинхас, внук Аарона, получил в награду от Творца "союз мира" и право продолжить династию первосвященников, Б-г велит Моше выступить на войну против мидьянитян. В то время главными врагами евреев были два народа: Моав и Мидьян, но отомстить велено только Мидьяну, не Моаву. В чем причина такой избирательности?

Некоторые комментаторы объясняют, что Б-г не велел уничтожать Моав в знак признания будущей заслуги моавитянки Рут, которой еще только предстояло родиться, перейти в иудаизм и со временем стать прабабкой царя Давида. (В отличие от простых смертных, которые могут воздавать только по прошлым заслугам, Всевышний не ограничивает себя делами минувших лет и часто вознаграждает или прощает народ и отдельных людей в счет будущих заслуг и достижений.)

 Другие комментаторы указывают на значительную разницу в мотивах поведения моавитян и мидьянитян. Из первых строк предыдущего раздела "Балак" мы знаем, что Моав всерьез боялся евреев; его ненависть объяснялась подлинным страхом. Мидьянитянам же ничто не угрожало. Они присоединились к Моаву для борьбы против сынов Израиля, руководствуясь слепой ненавистью и иррациональным стремлением уничтожить "идеологических диссидентов", отрицавших язычество. В некоторых источниках сказано, что Мидьян и Моав постоянно враждовали друг с другом. Но мидьянитяне так жаждали расправиться с евреями, что забыли о вражде и даже использовали своих женщин, стремясь склонить евреев к моральному разложению и языческим обрядам. Такое откровенное злодейство не могло остаться безнаказанным: Б-г повелел Израилю выступить против Мидьяна и уничтожить этот народ.

Плюс-минус, а итог тот же

"Произведите исчисление всего общества сынов Израиля от двадцати лет и истарше, по отчим домам их, всех поступающих в войско в Израиле" (26:2).

Чтобы собрать армию, нужно знать, сколько бойцов войдет в нее. Моше и первосвященник Элазар, сменивший своего умершего отца Аарона, проводят перепись, вторую за время пребывания в пустыне. Первая перепись состоялась сразу после выхода из Египта.

 Любопытно сравнить данные этих двух переписей, в которых участвовали,
по существу, два разных поколения: евреи, вышедшие из Египта, получившие
Тору и умершие в пустыне за грех разведчиков, и новое поколение, родившееся в 40-летнем походе. Напомним, что при подсчете учитывались только мужчины призывного возраста от 20 до 60 лет всех колен кроме левитов.

 Просматривая данные по отдельным коленам, невольно обращаешь внимание
на резкое сокращение численности колена Шимона (-62,6 процента). Это вызвано, скорее всего, тяжелым преступлением их вождя Зимри и последующей эпидемией, унесшей тысячи еврейских жизней, в основном, из этого колена. Одновременно и почти в той же пропорции увеличилось колено Менаше. В комментариях мы не находим четких объяснений этому демографическому взрыву. Заметим, однако, что пятеро дочерей Цлофхада, проявивших похвальную инициативу в уточнении закона о наследовании, происходят как раз от Менаше. Другие увеличения и сокращения колеблются в пределах "нормы".

 Еще одно наблюдение. Все мы, современные евреи, происходим от колен Иегуды, Биньямина и частично Леви. Остальные десять колен были уведены в плен после разрушения Первого Храма около 2500 лет назад и бесследно исчезли, растворились в изгнании. Согласно традиции, они должны вернуться с приходом Машиаха.

На протяжении всех 40 лет скитаний колено Иегуды оставалось самым многочисленным. Оно даже возросло на 2,5 процента, составив 76500 человек. Но если сложить потомков Эфраима и Менаше в единое "супер-колено" Йосефа, то оно выйдет на первое место в списке - 85200 человек. В первой переписи абсолютным лидером был Иегуда.

Несмотря на частные демографические изменения общая численность евреев, способных носить оружие, изменилась очень незначительно: 601730 человек вместо 603550 при Исходе из Египта.

С думой о людях

"Взойди на эту гору Аварим и посмотри на страну, которую Я дал сынам Израиля. И когда осмотришь ее, приобщишься и ты к народу твоему, как приобщился Аарон, брат твой" (27:12-13).

Ситуация поистине драматическая. Только что Всевышний объяснял Моше, как проводить перепись и делить Эрец-Исраэль между коленами. У пророка наверняка зародилась робкая надежда: "А вдруг тот приговор у "вод раздора" отменен? Б-г погорячился и теперь забыл о своем решении". Но нет. Б-г ничего не "забывает". Он говорит: "Посмотри на страну, которую я дал сынам Израиля...", и они войдут в нее без своего безупречного вождя и законоучителя. А сам Моше должен умереть на восточном берегу Иордана. За один крошечный грех. Приговор Творца непоколебим.

 "И говорил Моше Б-гу так...". Читая это привычное вступление, испытываешь невольное волнение. О чем может просить человек, приговоренный к смерти? Чтобы Творец сохранил ему жизнь и привел в Землю обетованную? Позволил совершить хотя бы короткую экскурсию в эту сказочную, вожделенную страну, текущую молоком и медом, о которой он так мечтал?

Нет, Моше лишь просит назначить ему достойного преемника. Им становится Иегошуа бин Нун, один из двух разведчиков, сообщивших вопреки мнению большинства, что страна Израиля "очень хороша". Иегошуа получит от Моше часть его "величия" и вместе с новым первосвященником Элазаром сыном Аарона выполнит завершающую часть грандиозного Б-жественного плана: приведет евреев в Эрец-Исраэль, где им предстоит построить свое государство и вести образцовую национальную жизнь, стать светочем среди других народов.

Истинный руководитель думает, в первую очередь, не о своей карьере, не о личных амбициях и даже не о своем месте в истории. Его главная забота и главная боль - люди, народ, чья жизнь и благополучие во многом зависят от его решений и действий. Таков важный урок, завещанный нам великим законоучителем Моше-рабейну.

Количество обращений к статье - 2177
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com