Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Пути еврейские
Александр Гордон, Хайфа

Фрагмент из новой книги "Между диаспорой и Израилем"


Уроки истории


Иосиф Флавий, как и Талмуд, сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра Македонского к иудеям. Он основал на берегу Средиземного моря город Александрия и даровал там евреям права и привилегии греческих граждан. Он также обещал оставить в неприкосновенности Иерусалим и Храм и не требовать от них отказа от исполнения заповедей Торы. Александр эмансипировал египетских евреев. Еврейская община вновь сложилась в Египте, в Александрии, через тысячу лет после Исхода евреев оттуда.

Александрийские евреи праздновали Песах, отмечали спасение из древнего Египта, Исход из египетского рабства на свободу в страну Израиля. Евреи Египта прекрасно знали, что произошло в старину. Несмотря на греческие имена и сильную тягу к эллинской культуре, евреи египетской политевмы (общины) знали Тору лучше современных американских евреев. В период расцвета численность населения политевмы достигала миллиона человек, тогда как остальное население страны равнялось семи миллионам. Таким образом, в относительном масштабе она была примерно в пять раз больше сегодняшней американской политевмы. По богатству она также не уступала последней и в финансовом отношении очень помогала евреям страны Израиля. Политевма была сильна, независима и пользовалась большим влиянием при александрийском царском дворе, вероятно, не меньшим, чем американские евреи в Конгрессе США. Её содействие существенно поддерживало Хасмонейскую Иудею. Через тысячу лет она исчезла в борьбе с греками, римлянами и арабами. Второй Исход из Египта не удался: ситуация оказалась безысходной. Вопреки банальному утверждению, История ничему не учит. Её уроки остаются невыученными.

Перманентная революция

Несомненно, именно евреи выдвинули идею мировой социалистической революции. Национальные революции звучали для них неудобно и недостаточно масштабно. Национальные революции подходили коренным нациям. Евреям нужны были наднациональные революции, с которыми было легче солидаризироваться. Карл Маркс, Александр Парвус и Лев Троцкий были идеологами мировой перманентной социалистической революции, то есть революции, происходящей, как цепная реакция, в разных странах. Только под эгидой мировой и постоянно захватывающей всё новые и новые нации революции можно было замаскировать еврейскую энергию, направляемую угнетаемой нацией против своего угнетения. Если революция идёт перманентно, то есть с постоянным ростом числа наций-участниц, то её совершение не бросает тень на евреев, желающих освободить себя в каждой, отдельно взятой стране и выдать свои локальные цели за международные. При этом динамика процесса такова, что лозунги должны были быть как можно более общими и как можно менее еврейскими. Активное участие евреев в социалистическом и коммунистическом движении было результатом их бегства от собственного утомительного и неудобного еврейства и следствием ассимиляции в универсальном нееврейском мире. Их разрыв с национальными традициями превращал их в радикалов, действующих во имя универсализма и против еврейства, тянущего к национальным ценностям. Не относя себя ни к какой нации, евреи-социалисты-коммунисты не были озабочены последствиями своих радикальных действий по отношению к любой нации, в том числе и к еврейской. Согласно марксизму-ленинизму, евреи должны были ассимилироваться. Эта идеология обязывала их способствовать исчезновению еврейской нации. Вожди-евреи должны были стряхнуть с себя принадлежность к еврейству и выглядеть как можно более преданными интернациональному пролетариату. Они должны были пройти ритуал очищения от еврейства окунанием в интернационализм. Евреи-революционеры, естественно, не любили нацию, из проблем которой образовалась их мотивация действовать на благо мировой революции. Отталкивание от сугубо национального, еврейского, вело их к противоположному, интернациональному полюсу. Чтобы приобрести энергию для требуемых превращений революционеры-евреи нуждались в культивировании ненависти к миру, в котором они были изгоями, и к среде, которая породила их и вынудила ненавидеть свой народ за неудачное рождение.

Воспоминание о перепутье

Начиная с какого-то момента в эмансипации, евреи были поставлены перед выбором: делать свою историю или чужую. Это был не просто выбор пути, а решение о пребывании в роли избранного народа или о превращении в фермент для брожения других народов. О стремлении евреев творить чужую историю энергично написала американская писательница девятнадцатого века Эмма Лазарус в серии статей "Послание к евреям": "Евреи – интенсивная форма того народа, язык и обычаи которого они принимают".

В течение одной недели ноября 1917 года в жизни еврейского народа произошли два важных события: в Лондоне министр иностранных дел лорд Бальфур (на снимке 1917 года) от имени британского правительства признал право евреев быть нормальным народом, обладателем национального очага, в Петрограде свершилась большевистская революция – её активные участники-евреи перестраивали чужой мир. С той недели у евреев России появились две возможности: преобразовать страну, где они жили хуже, чем где бы то ни было, или завоевать страну своих предков. До сих пор они идут обоими путями. В России, в «красное» время, революция, в конце концов, не изменила статус евреев как отверженных, наоборот, – её результаты были поставлены им в пассив. Гармония в отношениях евреев как народа с аборигенами не наступила. В нынешнее «чёрное», нефтяное время евреи на горизонтах новой Российской империи обозначились как облака, которые в любой момент могут быть характеризованы как тучи, несущие стране грозу. В период кризисов, когда надо выместить душу на виновниках несчастий, евреи становятся горючим для разжигания ненависти. Нынче в России очень много горючего. Еврейское «топливо» ещё не нужно, есть альтернативные источники энергии.

Ни один из этих двух еврейских путей не был «мирным процессом». Российский путь евреев при коммунизме был богат попытками уравнения в правах и в бесправии, он был дорогой непутёвых евреев к их определению высшим, важным и всё за них решающим Большим Братом. Израильский путь был самоопределением в рамках всеобъемлющей опасности, всеобщего хаоса и результатом некомфортабельной общности судеб евреев на их ближневосточной новостройке. Эти пути не пересекаются, мировоззрения, ведущие к их выбору, противоречат друг другу. Споры евреев о том, кто избрал правильный путь, ведутся по сей день.

Эмиграция поневоле

В книге "Основные направления в еврейской политической мысли" Шломо Авинери писал: "Эмансипация представляла собой попытку предложить еврейскому народу индивидуалистическое решение – каждому по мере его возможностей и способностей. Она не предлагала коллективного решения проблем нации". Исход евреев из Египта был актом коллективного освобождения. Создание государства Израиль в новое время было возрождением права евреев на коллективное я. Эмансипация и социалистическая революция, если бы она действительно давала евреям права, могли бы в лучшем случае дать евреям только индивидуальные, гражданские права, но не право на достойное существование в качестве нации. После эмансипации евреи стремились приобщиться к стране проживания. Они желали соединиться с культурой своего окружения. Труднее всего это приспособление шло в периоды расцвета антисемитизма и в устойчиво антисемитском обществе. Возможность иммигрировать из СССР в Израиль покончила с попытками мимикрии для тех, кто решился отправиться в путь. Евреи оставляли СССР – приобретение защитной окраски под цвет главной местной нации перестало быть обязательным и привлекательным.

Разъединение Украины и России вызывало надежды на изменение после учреждения «оранжевой республики». Киевские евреи, дожившие до оранжевого времени, в отличие от евреев моего разлива, 1970-х годов, не хотели эмигрировать. Я переселился в страну, в которой хотел жить. Киевские евреи, никуда не уехавшие, в действительности эмигрировали из СССР, который не желали покидать. СССР покинул их, прекратив своё существование. Киевские евреи оказались в стране, в которой вовсе не планировали жить – на Украине, враждебной дорогой их сердцу русской культуре и делающей своими героями злостных врагов еврейского народа. Надежда на то, что в еврейской истории на Украине бывают исключения, что совместное печальное прошлое безвозвратно ушло, подвигает евреев к свершениям на полях Украины. Созидание на благо других народов – обычное и соблазнительное занятие для евреев, опробованное в средневековой Испании и Германии времён Второй империи и Веймарской республики. Забыты или неприемлемы слова Владимира Жаботинского, написанные сто лет назад: «В этой земле не нам принадлежит созидательная роль, и мы отказываемся от всяких претензий на творчество чужой истории... слишком многие из нас, детей еврейского интеллигентного круга, безумно и унизительно влюблены в русскую культуру». Так уже бывало в истории евреев: они не хотели покидать родные места, но в этих местах происходили значительные тектонические сдвиги: земля под их ногами колебалась. «Непереезд» оказывался бóльшим потрясением, чем переезд. Я планировал приспособление к новой стране и принял борьбу с трудностями в новом обществе как ожиданное и нормальное явление. Евреи, оставшиеся в Киеве, не ожидали происшедших там изменений и, вероятно, не особенно хотели вести борьбу с последствиями своего «переселения» в новую страну - Украину. Оставшиеся в Киеве с 1970-х годов евреи считали, что только отъезжающие из СССР меняют страну проживания, а они, киевляне, продолжают жить прежней жизнью, что им не придётся приспосабливаться к новой действительности, не нужно будет переоценивать привычные ценности, менять подход к жизни и протестовать против нового порядка, не желая или не имея возможности к нему приспособиться. На сегодняшний день на Украине не осталось не эмигрировавших евреев: уехавшие и оставшиеся стали жить в новых странах, одни переместились на тысячи километров, другие остались в своих домах.

Еврейский заговор против евреев

В 1917 году была сделана попытка превратить несогласие среди евреев в столкновение между ними и натравить русских евреев - не социалистов на русских евреев-социалистов. Идея этой затеи родилась в голове резидента британской разведки в России и одного из самых известных английских писателей ХХ века. Этот детективный сюжет не является результатом писательской фантазии, хотя и связан с писателем.

В Великобритании правящие круги опасались русской революции. Эти опасения в какой-то мере отражены в сборнике рассказов знаменитого английского писателя Моэма «Эшенден, или Британский агент» (1928). Уильям Сомерсет Моэм, доктор медицины, автор известного романа «Бремя страстей человеческих» (1915) (в оригинале «О человеческом рабстве» - так называется четвёртая глава «Этики» Баруха Спинозы), был агентом английской разведки в России во время Первой мировой войны. Официально он там находился в качестве корреспондента лондонской газеты «Дейли телеграф». О своей миссии Моэм упоминает в предисловии к «Эшендену»: «В 1917 году я поехал в Россию с заданием предотвратить большевистскую революцию и воспрепятствовать выходу России из войны. Читатель увидит, что усилия мои успеха не имели». В Россию Моэма послал тогдашний глава «Интеллидженс сервис», английской разведки, сэр Уильям Вайзман. Насколько серьёзна была роль Моэма как секретного британского агента в России 1917 года, выяснилось после публикации архива Вайзмана в 60-х годах ХХ века. Из архива видно, что Моэм был важным агентом, миссия которого была скрыта даже от посла Великобритании в России. Моэм встречался с Александром Керенским и другими министрами Временного правительства. Одна из его целей – предотвратить революцию, и убедить Россию продолжать воевать на стороне государств Антанты, - известна и достоверно установлена. На другую цель Моэм намекает в автобиографии «Подводя итоги» (1938). Там он утверждает, что если бы прибыл в Россию на шесть месяцев раньше, ему бы удалось предотвратить большевистскую революцию. Легко не согласиться с такой несоразмерной претензией или выдумкой писателя. Труднее понять, что, по его мнению, надо было сделать, чтобы предотвратить революцию. Кажется, Моэм имел в виду убийство Ленина. Скорее всего, он приписывал себе то, что действительно готовилось британской разведкой. Может быть, ещё со времён убийства российского императора Павла I в 1801 году англичане считали убийство вождя надёжным средством смены власти и предотвращением нежелательной для Британской империи политики. То, что убийство Ленина готовилось, доказывает неудачная попытка легендарного английского разведчика Сиднея Рейли. В 1918 году Рейли пытался убить Ленина. Не исключено, что Моэм приписывал себе постфактум то, что позже пытался сделать Рейли, и то, что носилось в воздухе коридоров «Интеллидженс сервис». Покушение Фанни Каплан на жизнь Ленина приписывается евреям. В покушении Рейли (одесского еврея Зигмунда или Семёна Розенблюма) на Ленина почему-то не видят еврейского заговора. Важно, однако, что и в случае Рейли, и в случае Моэма британская разведка разыгрывала еврейскую карту.

Сидней Рейли, еврей из зажиточной семьи, ненавидел большевиков и, по-видимому, считал устранение Ленина устранением большевизма. Сомерсет Моэм также действовал или пытался действовать по еврейскому каналу согласно классическим воззрениям британских лидеров о роли евреев в истории. В письме от 7 июля 1917 года Моэм писал своему шефу: «Дорогой Вайзман! Вчера я встретился с доктором Вайзе. Когда он в следующий раз будет в Нью-Йорке, то устроит для меня встречу с двумя влиятельными русскими евреями. Я сказал, что желал бы познакомиться с еврейскими кругами, оппозиционными еврейским социалистам, и он обещал дать мне рекомендательные письма для этой цели. Моя идея состоит в том, что должны существовать богатые и влиятельные евреи, чьи взгляды диаметрально противоположны взглядам их социалистических соплеменников; и что вполне возможно использовать их в борьбе с последними. У них должны быть куда более эффективные способы бороться с ними, чем у нас». Сомерсет Моэм, английский секретный агент Сомерсет Моэм, эксплуатировал «еврейскую» концепцию. Он выражал мнение британских высших кругов о том, что революцию в России совершают или могут совершить евреи и что лучший метод борьбы с евреями – использование против них других евреев.

Что происходило на Ближнем Востоке, пока Россия корчилась в судорогах революции? Неужели британская правящая верхушка действительно приписывала такую огромную историческую роль евреям?

Декларация независимости как взятка

Через шестьсот лет после изгнания евреев из Англии правительство этой страны признало во всеуслышание, что и у евреев должен быть свой дом. Это признание прозвучало в серии пропагандистских заявлений, сделанных британским правительством в интересах военной политики в Первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд Джордж в книге «Правда о мирных договорах» открыл правду, скрывавшуюся за декларацией Бальфура: «Это (декларация Бальфура – А. Г.) было одной из проявлений нашей пропагандистской стратегии, стремившейся мобилизовать общественное мнение и общественные силы всего мира в целях ослабления врага и усиления союзников... Поддержать сионистов – это было в значительной степени военным мероприятием». Британское правительство опасалось германских ухаживаний за сионистами – немцы были союзниками Оттоманской турецкой империи, владевшей Палестиной. Ллойд Джордж утверждал, что к провозглашению Декларации Британию побудила информация о том, что немецкий Генштаб в 1916 году настойчиво требовал у турок, чтобы те удовлетворили просьбы сионистского конгресса относительно поселений в Палестине, а также известие о том, что германское правительство в сентябре 1917 года всерьёз попыталось установить контроль над сионистским движением. «В сентябре 1917 года германское правительство, – писал Ллойд Джордж, – усиленно стремилось привлечь сионистов на свою сторону. Мы считали, что опубликование британской декларации о Палестине окажет большое влияние на евреев всех стран и обеспечит Антанте помощь еврейских банкиров... Союзники почти истощили свои золотые и валютные запасы для оплаты своих закупок в Америке». Декларация Бальфура была куплена на еврейские деньги. Она была сделкой и «военным мероприятием».

Декларация Бальфура была продиктована британскими национальными интересами, в частности, надеждой привлечь на сторону Антанты американских и русских евреев. Однако история не оправдала этот расчёт потому, что 9 ноября 1917 года Соединённые Штаты уже вступили в войну, а происшедшая в Петрограде Октябрьская революция означала выход России из войны (задержка на несколько недель обнародования декларации Бальфура была вызвана яростным сопротивлением ей Эдвина Монтегю, министра по делам Индии, единственного еврея в кабинете Ллойда Джорджа и антисиониста). Некоторые английские эксперты того времени считали, что если бы декларация Бальфура была опубликована на четыре месяца раньше (то есть, если бы не сопротивление еврея Монтегю), это повлияло бы на ход революции в России. Эти эксперты полагали, что евреи не ринулись бы делать русскую революцию, зная, что у них намечается собственная национальная революция. Десятки тысяч русских евреев действительно бурно приветствовали декларацию Бальфура. Возможно, аналитики 1917 года не ошибались. В России было сильное сионистское движение. На момент совершения Октябрьской революции число евреев-сионистов намного превышало число евреев-социалистов, хотя евреев и манила перспектива преобразить жизнь в старой-новой России, ведь одним из первых декретов Временного правительства в марте 1917 года было постановление об отмене всех ограничений для евреев: «Все ограничения в правах всех русских граждан, принятые до сего времени на основе религии, вероисповедания и национальности, отменяются». На еврейской улице большевики одержали верх над сионистами. В Англии были потрясены победой ненавистного большевизма над сионизмом в России. Под влиянием результатов этого еврейского противоборства Уинстон Черчилль, поражённый ошибочным, по его мнению, выбором российского еврейства, опубликовал в 1920 году статью "Сионизм против большевизма, борьба за душу еврейского народа", во вступлении к которой он писал: "Одни любят евреев, другие их не любят, но ни один человек, наделённый способностью мыслить, не может отрицать, что они без всяких оговорок представляют собой самый замечательный народ из всех, известных до нашего времени… Нигде больше двойственность человеческой природы не проявляется с большей силой и более ужасным образом. Мы обязаны евреям христианским откровением и системой морали, которая, даже будучи полностью отделённой от чуда, остаётся самым драгоценным сокровищем человечества, которое само по себе стоит дороже, чем все знания и все учения. И вот в наши дни этот удивительный народ создал иную систему морали и философии, которая настолько же глубоко пропитана ненавистью, насколько христианство – любовью".

Английские эксперты преувеличивали возможности евреев в совершении преобразований в России. Тогда и в Англии, и в Германии, сопернице Англии, евреев наделяли способностями решающего влияния на мировые процессы. Концепция «сионских мудрецов», родившаяся из известной подделки царской охранки «Протоколы сионских мудрецов» и использованная нацистами для оправдания уничтожения миллионов евреев, искажала понимание их роли в исторических процессах. Восприятие евреев англичанами было неадекватным. Однако в 1921 году корреспондент британской газеты "The Times" Филипп Грейвз доказал, что "Протоколы" – бессмысленная фальшивка. Иллюзия о невероятном могуществе евреев приказала долго жить. Арабская нефть оказалась более реальной силой, чем еврейское мистическое всесилие.

На развалинах империй

Оттоманская и Германская империи проиграли в Первой мировой войне и распались в её результате. Англичане победили и должны были показать, как они выполняют обязательства перед евреями. Палестина оказалась в руках Великобритании. Кто извлёк из этого пользу? «Ни один народ не извлёк таких выгод из этих обещаний союзников, как арабы, – замечал Ллойд Джордж. – Благодаря огромным жертвам союзных держав, главным образом Англии и её империи, арабы получили независимость в Ираке, Аравии, Сирии, Трансиордании, несмотря на то, что большинство арабов сражалось в течение всей войны за своих турецких угнетателей... Палестинские арабы сражались за турецкое владычество».

Поражение Оттоманской империи подарило арабскому народу несколько государств, получение которых рассматривалось им как начало возрождения великого арабского халифата, как возвращение к границам завоеваний VII-VIII веков. В 1956 году антисионистски настроенный американский историк, ливанский араб профессор Принстонского университета Филипп Хитти в книге «Арабы» писал: «Эти арабские компоненты Оттоманской империи отделились в период между двумя войнами и развились в нации или квазинации». Развитие палестинской «квазинации» обеспечивалось тем, что она естественным образом противостояла сионизму, нарушителю гегемонии панарабизма на Востоке. Декларация Бальфура, именем которого названы многие улицы в израильских городах, стала сигналом к невиданному росту арабского национализма. Палестинская квазинация была побочным продуктом декларации Бальфура. Когда евреи из мировой демонической силы, вершащей историю, превратились в просителей, в фактических подданных Британской империи, зависимых и ожидающих от неё милостей, их акции упали, а обязательства, взятые по отношению к евреям в рамках мандата, перестали выполняться.

Арабы становились силой на Востоке, и англичане начали менять устаревшую антигерманскую стратегию времён Первой мировой войны. Арабы стали для них стратегически важным сырьём, нефтью. Вскоре после получения мандата на Палестину британское правительство нарушило его пятый параграф, согласно которому «Мандатарий должен быть ответственным за соблюдение того, чтобы никакая часть Палестины не была отдана или сдана в аренду или каким-нибудь другим путём передана под контроль правительства иностранной державы», и разделило Палестину на Западную и Восточную – Иорданию. Британская империя дала арабам взятку в виде Трансиордании, чтобы спокойно править в своих ближневосточных колониях. Так появился иорданский народ с речным названием, который мог бы с тем же успехом именоваться красноморским арабским народом.

Декларация Бальфура была взяткой, данной евреям, ослабевшим в мировой войне британским империализмом. Но взятку – раздел Палестины и создание Трансиордании – получила от Британской империи также вторая сторона, арабы. Хорошо зная нравы Оттоманской империи, англичане понимали особенности феодально-кланового строя: на Востоке надо платить титулами, землями и оказывать честь арабским вельможам. Они хорошо знали, что власть на Востоке достигается распродажей должностей и территорий, поэтому короновали эмира Абдаллу, выходца из Хиджаса, потомка пророка Мухаммеда, чужестранца в Палестине. Англичане подарили три четверти подмандатной Палестины его безземельной Хашимитской династии предателей турецких хозяев. Британская империя привела Ближний Восток в соответствие со своими интересами и развалилась.

Империи делят между собой мир и распадаются. В борьбе между Британской и Германской империями, на развалинах Оттоманской и Британской империй создавалась еврейская независимость. Для образования нового Израиля понадобилось две мировые войны и несколько революций в Германии и России.

До преобразований, совершённых еврейскими поселенцами, Палестина была заброшенной, пустынной землёй. В путевых заметках о путешествии по этому краю в 1867 году "Простаки за границей" Марк Твен писал: "Несколько миль мы ехали по унылым местам – почва довольно плодородная, но заросла сорными травами – безмолвные мрачные просторы...Так безнадёжно это запустение, что никакая фантазия не в силах вдохнуть в него движение и жизнь. Благополучно добрались до горы Тавор...За всю дорогу не встретили ни души...Нигде ни травинки, ни куста. Даже оливы и кактусы, верные друзья бесплодной земли, почти вывелись в этом краю...Палестина не снимает власяницы, и глава её посыпана пеплом. Над ней тяготеет проклятие, которое иссушает её поля и сковывает её силы...Палестина – край заброшенный и неприглядный. Палестина уже не принадлежит нашему будничному, прозаическому миру. Она отдана поэзии и преданиям – это страна грёз". В «Повести непогашенной луны» писатель Борис Пильняк так описывает Палестину: «Там, за синей мглой моря, была Палестина, эта страна выгоревшего камня, страна песков и зноя,-- эта страна, где больше, чем где-либо, прошло великое разрушение древних цивилизаций, безводная страна, где только у оазисов растут пальмы,-- брошенная страна, ибо никто не вправе сказать, что это -- его страна. В Палестине девять месяцев в году нет дождя, и тогда над землёй стоят столбы красной пыли, и тогда такой жар над землёй, жар пустыни, что нужны усилия фантазии, чтобы не спутать Палестину со сплошною печью. Потом три месяца подряд льют ливни. В ливни Палестина превращается в болота...».

Затерянная в пыли Востока, пустынная, безлюдная земля, бывшая для большинства людей архаизмом, Святой Землёй, географическим приложением к Библии, была оживлена и одушевлена сумасшедшей идеей сионизма, перешла из прошлого в актив истории и стала заполняться арабами, много позже названными палестинскими. Осуществление сионистского проекта превратило пустынную, заболоченную Палестину, «край заброшенный и неприглядный», «страну грёз», «страну песков и зноя», «безводную страну», «брошенную страну» в центр притяжения для евреев и арабов, в важный стратегический перекрёсток Земли, в пересечение путей еврейских. Палестина образовалась на развалинах Оттоманской империи. Она была последней станцией, с которой Британская империя отправилась в путь, в конце которого она перестала существовать. Образование Израиля было вспышкой света на закате Британской империи. Советская империя развалилась, поставив перед своим концом миллионную партию евреев в Израиль. В ХХ веке на путях евреев исчезли Британская, Германская, Оттоманская и Советская империи. Пути еврейские проходят через развалины империй, сквозь их жизнь и гибель.
Количество обращений к статье - 4694
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (16)
ГостьИрена | 24.07.2012 06:38
Сашенька!Просто блеск.Как мне всё это близко.Глубокий анализ,ты мудрец!Спасибо.
Гость Аарон Хацкевич NYC | 15.07.2012 10:12
Дорогой Александр, замечательно! Глубокий анализ, эрудиция и... поэзия: так немногие умеют писать о еврейской истории. И примите мои поздравления ко дню рождения. Успехов Вам, здоровья, удачи. Аарон
Марк Фукс, Израиль | 15.07.2012 06:07
Интересная, богатая примерами и выводами статья. Блестящая работа. Рассматриваю статью как аванс к предстоящей к выходу книге. Буду рад с ней ознакомиться.
Спасибо.
М.Ф.
Александр Гордон, Хайфа | 14.07.2012 07:47
Очень благодарен всем комментаторам и поздравителям.
К сожалению, я неточно сформулировал. Книга ещё не вышла. Надо было написать "фрагмент из новой, подготавливаемой к печати книги". Из-за спешки, связанной с заграничной командировкой, в которой сейчас нахожусь, допустил ошибку. Прошу извинения читателей.
Наум Вольпе, Харьков | 13.07.2012 21:50
Хочу к определению Леонида Школьника "один из лучших публицистов Израиля" добавить - "энциклопедистов". Александр Гордон - мыслитель, с удивительной последовательностью транслирует нам, читателям, на мой взгляд, главный постулат национального самосознания: будь тем, кем тебе предназанчено быть на этой земле. А быть самим собой, ох и нелегкое дело. Не всем великим это удавалось, не внимают опыту прошлого и нынешние наши соплеменники, увы. Каждую статью Александра Яковлевича читаю с огромным удовольствием и интеллектуальным наслаждением. От всей души поздравляю с 65-летием и выходом новой книги! До 120! Творческих побед на поприще науки, публицистики, литературы и Жизни! Обнимаю, Мазаль Тов! Лехаим, лехаим!!!
Валерий,Германия | 13.07.2012 17:18
Прекрасный анализ малоизвестной,сегодня,подоплеки
создания еврейского национального очага.
Многое становится ясным с декларацией Бальфура о
разделе Палестины,этого "троянского коня" еврейско-арабского противостояния,зубы дракона дали всходы.
Спасибо,Александр!
Гость Irina | 13.07.2012 14:45
Очень интересный, впечатляющий анализ исторической роли евреев от Александра Македонского до наших дней. Парадоксальность этой роли как нельзя лучше обосновал У. Черчилль:"... ни один человек, наделённый способностью мыслить, не может отрицать, что они (евреи - И.Л.)без всяких оговорок представляют собой самый замечательный народ из всех, известных до нашего времени… Нигде больше двойственность человеческой природы не проявляется с большей силой и более ужасным образом." Т.е. речь идет о том самом дуализме евреев, о котором говорил А.Гордон в своей книге "Этюды о еврейской дуальности", о том дуализме, который использовали и используют в своих интересах разные национальные силы и движения.
Александр, не получается ли так, что цикличность существования еврейской политевмы (или шире - нации) исчисляется тысячью лет? Или в наш век техпрогресса и ускорени он стал меньше?
Ирина Лейшгольд, Израиль
Гость Sava | 12.07.2012 16:38
Глубокий, необыкновенно интересный и познавательный анализ исторических процессов, связанных с судьбами еврейского народа, очень впечатляет. Спасибо уважаемому А. Гордону.
Гость | 12.07.2012 09:38
Саша! Прекрасная работа.Умно, сжато, точно и без соплей. Поздравляю! А.Радовский
Иосиф, NJ | 12.07.2012 08:55
Прочел в выпуске рубрики Л.Школьника "Это мы" в этом номере, что завтра, 14-го, Александру 65 лет. Хочу ему сказать мазаль тов на долгие годы, чтобы радовал нас и дальше своими статьями и книгами. Будьте здоровы, профессор!
Гость Эстер Пастернак | 12.07.2012 08:34
"...ибо никто не вправе сказать, что это - его страна".
Вот она точка между диаспорой и Израилем. А.Гордон,как патриот Израиля и талантливый публицицист осветил грани, которые, как видно, еще и сегодня, не многим ясны.
Поздравляю автора с выходом новой книги!
Э.Пастернак
Любовь Гиль | 12.07.2012 07:34
Поздравляю автора, профессора Александра Гордона,
с выходом новой книги "Между диаспорой и Израилем"!
Опуликованный фрагмент вселяет надежду, что нас снова
ждет серия интереснейших аналитических повествований
талантливого ученого.
Гость Кризман | 12.07.2012 04:35
Гость 17:35 Спасибо. Пророков обязательно почитаю. Вам советую почитать Сказки братьев Гримм.
Гость | 12.07.2012 00:58
Весьма интересная публикация. Как, впрочем, и предыдущие этого автора. Возможно, когда-нибудь А.Гордон поведает и о трагической судьбе бухарских евреев, чья "ветхозаветная заумность", по замыслу Троцкого, должна смениться "чистым сознанием" тюрков-пролетариев. Горькая страница! С уважением, Иванов-Ардашев.
Гость | 11.07.2012 17:35
2Гость Кризман
Смешное утверждение, сударь! Противостояние Гог и Магог: христианский мир против мусульманского, ещё впереди. С каждой стороны приблизительно равное количество участников... А Израиль, как результат, отвоюет полный объём своей земли. Читайте Пророков.
Гость Кризман | 11.07.2012 15:35
Замечательная статья, написанная талантливым человеком. Евреи действительно оказались в центре событий. Иудофобы умели использовать внутриеврейские противоречия. Евреи-богачи против социалистов. Ашкеназы против сефардов, ортодоксы против светских. Евреи не сумели использовать внутрихристианские и внутримусульманские противоречия, как и христианско-мусульманское противостояние. И потому случился Холокост и Израиль на куцей территории появился только в 1948 году. Жаль!
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com