Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Рихард Вагнер: два взгляда
на жизнь и творчество

«До последнего микроба...»


Михаил Марголин, Черри Хилл, Нью-Джерси

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим
извне, от других, - тем, чего устранить он не
может, а не борется со своим собственным
злом, хотя это всегда в его власти»
Марк Аврелий

Как это уж не раз случалось, непростая иммигрантская судьба частенько подбрасывает не только уйму житейских забот, но иногда бывает щедра и на сюрпризы. В условиях, когда остро ощущается дефицит общения, любая возможность встречи с интересным собеседником, да еще и единомышленником, духовно обогащает нашу жизнь. И если к тому же это еще и творческая личность, – вы становитесь обладателем бесценного дара, облегчившего и украсившего ваше становление в новой жизни.

Таким подарком судьбы стало мое знакомство с ленинградцем Евгением Захариным, человеком не на много старше меня, хотя уже разменявшим восьмой десяток.

Евгений Захарин (на снимке) - коренной ленинградец, родители которого в начале 20-х годов приехали в северную столицу для получения образования и устройства личной жизни. Это было время, когда из-за «черты оседлости» и других окраин еврейская молодежь потянулась к знаниям: открылись реальные возможности получить образование, обрести специальность. Так, молодая девушка из Лиепаи, кстати, в совершенстве владевшая немецким языком, и, молодой человек из белорусского городка Быхова встретились в Ленинграде, получили образование и создали семью, в которой родился Евгений Захарин. В семье был еще и старший брат, но в годы войны он погиб на фронте.

Евгений успешно окончил школу и был принят в престижный вуз – Ленинградский институт авиационного приборостроения, по окончании которого трудился на профильных предприятиях: последней должностью (до эмиграции в 1992 году в США) была должность начальника цеха. Сегодня всё семейство Захариных - Евгений с женой и семья его единственного сына - живут в небольшом городке на юге Нью-Джерси, двое внуков окончили престижные университеты и успешно трудятся в компаниях Филадельфии и Балтимора.

С юного возраста Евгений был увлечен чтением: вся семья Захариных в полной мере соответствовала еврейской традиции, которая определяет наш народ Народом Книги. Систематически культивируемые семейные обсуждения книг открыли Евгению богатые возможности познания литературного русского языка и приличное владение немецким языком, обретенным в наследство от мамы, стали отправной точкой, приведшей к увлекательному занятию - литературному переводу с немецкого на русский язык.

Познакомившись с некоторыми переводами Евгения Захарина, которыми он занимается вот уже более сорока лет, могу утверждать, что это не то, что определяется расхожим понятием «хобби», а серьезная работа, ставшая целью его жизни. В переводах Евгения Захарина, а их уже больше сорока, изданы такие книги, как роман Фейхтвангера «Ифтах и его дочь», Стефана Цвейга «Мир вчерашнего», книга узников «Аушвица», Ольги Чеховой «Мои часы идут по-другому», генерала Гудериана «Воспоминания солдата», Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме», в Санкт-Петербрге готовится к изданию «Биография оперетты» Имре Кальмана и, наконец, публикация Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке», о которой я хочу рассказать читателям «МЗ».

* * *

Одно дело, когда читаешь о юдофобских воззрениях известного немецкого композитора Рихарда Вагнера с многочисленными ссылками на его главный юдофобский памфлет «Еврейство в музыке» - и совсем другое, когда читаешь, хоть и в переводе, но все-таки полное изложение позорных антисемитских идей, которые стали как бы предтечей гитлеровской юдофобии. Первая публикация статьи датирована 1850 годом в весьма популярном тогда издании - «Новом музыкальном журнале», который основал в 1834 году Роберт Шуман. К моменту публикации вагнеровского памфлета редактирование журнала принял немецкий музыковед и музыкальный критик Франц Брендель, который боготворил Вагнера и считал, что «...можно разделять высказанные взгляды (Вагнера – М.М.) или нет, но гениальность воззрений нельзя оспорить».

Для Вагнера, проникшегося беспросветным юдофобством, публикация памфлета оказалась недостаточной, и спустя девятнадцать лет, в 1869 году, выходит второе издание «Еврейства в музыке» - в виде брошюры, но, по сути, ничем не отличающееся от первой публикации. Появление этой работы Вагнера вызвало шквал протестов против редактора журнала, коллеги которого по Лейпцигской консерватории (в большинстве своем неевреи) требовали его отстранения от руководства изданием. Реакцией на издание брошюры «Еврейство в музыке» стали 170 открытых писем, направленных против антисемитизма Вагнера. На памфлет с острой статьей «Жидовство в Европе (по Рихарду Вагнеру)» откликнулся и представитель российской «Могучей кучки» В. Стасов. Некоторые театры Германии и Австрии отменили объявленные постановки опер Вагнера.

Чтобы понять вагнеровское творение, достаточно, даже не отвлекаясь на комментарии, перечислить основные положения его доктрины, изложенной в публикации «Еврейство в музыке»:

- вызывающее отношение автора к впервые употребленному в публикации понятию «иудейский художественный вкус»;
- авторский текст памфлета, с ссылкой на религиозный и политический аспекты, направлен на распространение в немецком народе антипатии к еврейской сущности в области искусства и, особенно, в музыке;
- при всех либеральных симпатиях к эмансипации евреев, к ним испытываешь отвращение, особенно если еврей с помощью власти и денег приобретает влияние в жизни искусства;
- авторская констатация бросающегося в глаза факта «объевреивания» современного искусства и подтверждение отвращения к еврейской сущности;
- за редким исключением внешняя непривычость евреев препятствует их представлению в творчестве и на сцене;
- неспособность евреев превратить язык народа, среди которого они живут, в собственный, поэтому они не в состоянии понять дух этого народа, а , следовательно, могут лишь слепо следовать за ним как в литературе, так и в искусстве;
- звуковое выражение еврейского языка отвратительно и лишено человеческого чувства; - еврей, который не может преуспеть в творчестве, бросается в музыку, которая, благодаря труду гениев, поднята на ступень, где подражателям относительно легче, поскольку это пригодное место, чтобы предложить обезьяний элемент еврейского художественного исполнения;
- в области музыки евреи мало обращаются к своим позитивным традициям, о чем свидетельствует синагогальная музыка, слушая которую, испытываешь противнейшее чувство, смешанное с ужасом и желанием смеяться от этих хрипов, фальцетов, от всей этой болтовни. Но если их музыка когда-либо и бывает чистой, она носит исключительно мрачные формы;
- как правило, еврей только поверхностно входит в нашу музыку, он овладевает лишь ее виртуозной, блестящей внешностью и соответственно отражает её, переворачивая вверх дном формы и стили мастеров всех эпох. Объясняется это тем, что весь период еврейства в современной музыке – это законченное бесплодие и стабильность, пришедшая в упадок;
- ярким примером всего вышеперечисленого служит Феликс Мендельсон-Бартольди, еврей богатейшего таланта, который, однако, никогда не смог добиться глубокого выразительного воздействия на душу и сердце, показательного для настоящего искусства. Расплывчатость, произвольность и тусклость его музыкального языка объясняются его еврейской личностью.

Примерно такой же была у Вагнера характеристика другого известного композитора еврейского происхождения - Джакомо Мейербера, чьи оперные композиции содержат, по мнению Вагнера, лишь тривиальности и нелепости, а сам композитор неспособен создавать произведения искусства, олицетворяя лишь не трагическое, а трагикомическое, смехотворное явление.

Что касается Генриха Гейне, который участвовал в окончательной обработке сюжета вагнеровской оперы «Летучий голландец», - он, оказывается, сам себе лгал, что он поэт, и насочинял свою стихотворную ложь, переложенную нашими композиторами на музыку. Вагнер писал, что Гейне был совестью еврейства - в то время, как еврейство является нечистой совестью современной цивилизации.

Юдофобские высказывания Вагнера касались не только роли евреев в музыке, но и еврейства в целом. По его мнению, евреи – это некая демоническая сила, стремящаяся к гибели человеческого рода. Особенности речи, особенное их упрямство не изгладились даже под воздействием двухтысячелетнего культурного общения евреев с европейскими народами.

Завершает Вагнер свой памфлет призывом евреев к самоуничтожению: «Тогда мы будем согласны и, в известном смысле, неразличимы! Но помните, что только это одно может быть вашим спасением от лежащего на вас проклятия, так как спасение Агасфера (Вечного жида) – в его погибели». Полное уничтожение еврейства виделось Вагнеру единственным выходом. В 1849 году, в канун публикации памфлета, в письме любимой жене Козиме, разделяющей его антисемитские взгляды, Вагнер пишет: «Евреи – это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать , как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы». Не удивительно, что ему же принадлежит идея «окончательного решения» еврейского вопроса, с энтузиазмом подхваченная гебельсовской пропагандой.

Тезисное изложение вагнеровского памфлета «Еврейство в музыке» не требует никаких комментариев. Достаточно привести отклик его современника А. Риккиуса в журнале «Ди Гренцботен» 1851 года: «Если бы Вагнер в своем мышлении был добросовестным...он отказался бы от злобной полемики против «еврейских» коллег Мейербера, которая в известной статье «Нового музыкального журнала» доходит до настоящего фанатизма и повторяется с упорством человека, страдающего мономанией».

Ревностным поклонником Вагнера был англо-немецкий писатель, философ и теоретик расизма Х.С. Чемберлен, чьи псевдонаучные труды сделали европейский антисемитизм «культурно-респектабельным явлением» и помогли широкому зарождению антисемитизма в Германии. В Англии его называли не иначе, как «перевертышем». Своими публикациями Чемберлен обратил на себя внимание жены Вагнера Козимы и вошел в её ближайшее окружение, впоследствии женившись на их дочери Еве Вагнер.

Идеологические концепции Вагнера в изложении Чемберлена нашли продолжение в национал-социалистических теориях Гитлера, изложенных в «Майн кампф». По сути, Вагнер был провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха.

Показательно, что в 1927 году на похоронах Чемберлена надпись на венке гласила: «Германия потеряла одного из величайших своих мыслителей, борца за германское дело». По воспоминаниям Р. Гесса, в последний путь Чемберлена провожали гитлеровские штурмовики, одетые в униформу.

Студент консерватории и друг будущего фюрера Август Кубичек вспоминает: когда Адольфу исполнилось 15 лет и он заканчивал третий класс реальной школы, 22 мая 1904 года в Линце состоялась его конфирмация. В этот период он сочинял пьесу, писал стихи и новеллы, а также сочинил либретто для оперы Вагнера по легенде Виланда и увертюру. В эти же годы опера Вагнера «Лоэнгрин» погрузила будущего фюрера в транс, а после представления оперы Вагнера «Риенци» Адольф долгое время шел рядом и молчал. И когда друг спросил его мнение о представлении, он враждебно посмотрел на него и грубо закричал: «Молчи!» «Он схватил мои обе руки, - вспоминает Кубичек, - и крепко их сжал. От возбуждения его глаза лихорадочно блестели. Слова шли изо рта не гладко, как обычно, а вырывались из него резко и хрипло. По этому голосу мне стало ещё заметнее, как глубоко перевернуло его это переживание...». Через много лет, вспоминая этот случай Адольф Гитлер убежденно заключал: «В тот час ЭТО началось». Влияние опер Вагнера на Гитлера продолжалось всю его жизнь.

* * *

... Путь к познанию классической музыки и оперного искусства проложила моя семья. Еще с детских довоенных лет память сохранила домашнее пение отца, который обладал отличным музыкальным слухом и необычайно приятным баритоном. С особым удовольствием он исполнял библейские напевы на иврите, которым мои родители владели в совершенстве. Значительно позже я осознал, почему мне так легко дались понимание и любовь к классической музыке и оперному искусству. Первая встреча с прекрасным произошла в 1945 году в Азербайджанском оперном театре, где я слушал оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Я был заворожен потрясающими мелодиями великого композитора и с тех пор не припомню случая, чтобы даже кратковременное (проездом) пребывание в Москве обходилось без посещения Большого театра.

В стране Советов, как и в нацистской Германии, была в почете и заметно культивировалась музыка Вагнера. Ставились его популярные оперы, по радио и телевидению транслировалась его музыка. Находясь за надежным «железным занавесом», который соорудила и оберегала кагебешная опричнина, никто толком не мог знать, что известный и почитаемый немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер - отъявленный ксенофоб, ставший для главарей Третьего рейха предтечей нацистской юдофобии и Холокоста.

Государство Израиль - единственная страна в мире, народ которой безо всяких указов и постановлений заслуженно бойкотирует исполнение музыки Вагнера на своей территории. Всякие попытки любых деятелей искусства нарушить действие народного табу расцениваются как откровенное издевательство над светлой памятью 6 млн. безвинных жертв нацизма. Несколько месяцев назад очередной фанат вагнеровской музыки Йонатан Ливни согласился даже вложить собственные средства, лишь бы организовать в Тель-Авиве концерт музыки Вагнера. Были наняты 100 лучших музыкантов Израиля, арендован зал в университете, было продано 600 билетов, но концерт не состоялся. Никакие аргументы, ни временные дистанции не могут оправдать врагов нашего народа. Глава Центра исследований европейской политики и общества Университета Беэр-Шевы Шэрон Пардо заявила: «Для израильтян он (Вагнер – М.М.) остается символом не просто нацистской Германии, но самого Гитлера».

Чтобы положить конец возникновению проблемных вопросов, связанных с оценкой этой одиозной личности, его брошюра «Еврейство в музыке» в переводе Евгения Захарина должна стать доступной широкому читателю.


Вагнер. Ничего, кроме правды


Владимир Ханин, Сикокус, Нью-Джерси

Все знают, зачем нужна людям ложь,
но никто не знает, зачем им нужна правда
Известный афоризм

Правда, вся правда, и ничего кроме правды
Из клятвы на судебном процессе

О Вагнере-антисемите писать довольно часто начали после Второй мировой войны, и в особенности - в 60-90-е, когда состоялся процесс Эйхмана и стали публиковаться первые материалы о Холокосте. Не остывает интерес к личности композитора до настоящего времени.

С одной стороны - его грандиозные оперы и великая музыка, исполняемые во всех странах, за исключением Израиля. Даже в Колонном зале, где лежал «вождь и учитель всех времен и народов», звучали звуки из оперы Вагнера «Гибель Богов». Члены Политбюро, стоявшие в почетном карауле у гроба, вероятно, не осознавали, что звучит Вагнер, либимый композитор Гитлера, тоже бога. Да и умер «бог».

С другой стороны - общественные и политические мысли Вагнера, включающие враждебное отношение к евреям. Проследить, как развивались и углублялись антиеврейские настроения Вагнера, пытаются многие профессиональные историки музыки и социальных отношений, историки-любители и просто ненавистники композитора. Больше всего распаляются и рубят с плеча ненавистники Вагнера авторы альманаха «Лебедь» [1]. Базировали ли они все свои «факты», пользуясь статьей Юрия Арановича [2], мне не известно. Но что можно утверждать с полной ответственностью, так это то, что они оставили без внимания многие источники, связанные с личностью Вагнера и его антисемитизмом.

А недавно к этому хору присоединился Владимир Опендик, автор многих статей в русскоязычной прессе Нью-Йорка. На этот раз В.Опендик на сайте «Проза.ру» (интернет-газета «Мы здесь») с возмущением реагирует на заметку Майи Прицкер [3]. А у меня вызвала чувство негодования заметка В.Опендика, бездоказательная, с фактами, позаимствованными, вероятно, также у Арановича. Остаdив в стороне позицию Прицкер, хочу высказаться по поводу его реакции [4]. Эта его статья имеет несколько утверждающих положений, отражающих исключительно эмоциональное отношение к Вагнеру.

Уважаемый Владимир Опендик утверждает, что Вагнер «выделяется особой оголтелостью и выдающимися заслугами в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа». Хотелось бы узнать, где автор увидел или обнаружил, прочитав между строк самого Вагнера, обоснование подготовки и уничтожения целого народа. Такие строки требуют серьезного основания и глубокого анализа для их подтверждения. Такой анализ провел заслуженный профессор еврейской истории в Иерусалимском университете Яков Кац в книге “The Darker Side of Genius. Richard Wagner’s Anti-Semitism” [8], где исследованы практически все антиеврейские высказывния Вагнера и где ничего похожего на приведенную выше фразу не обнаружено, а обвинение в будущей связи с нацизмом прослежено очень внимательно и детально.

Поэтому сначала коротко о том, насколько Вагнер виноват в установленной 50 лет спустя после его смерти государственной идеологии нацизма, приведшей к Холокосту, в котором погибли 6 млн евреев. Могли ли его антиеврейские сочинения, и в первую очередь «Еврейство в музыке» ("Das Judenthum in der Musik" – нем.) существенно повлиять на последующее антисемитское движение в Германии? Ведь и термин «Анти-Семитизм» возник только за несколько лет до его смерти [5].

В.Опендику, вероятно, известно, что плотность юдофобов в Х1Х веке была высока. Он и сам приводит пару имен, считая, что они связаны с темой его сочинения. (Вопрос в скобках: вы что, не читали ни Достоевского, ни Гоголя, ни Шекспира, уважаемый автор, имея в виду их антисемитизм?). К этому перечню можно добавить еще пару десятков знаменитостей, отмеченных клеймом «антисемит» разной глубины. (Почему бы, к примеру, не включить в этот список Аксакова, Гончарова, Горчакова, Державина?).

Но что было общего между ними, включая Вагнера, что их объединяло, так это отношение к решению еврейской проблемы. Многие из них это решение видели в ассимиляции. И этот путь, писал Бердяев, делал честь 19-му столетию [6]. Религиозные антисемиты считали (и, возможно, считают), что решить этот вопрос можно путем обращения еврейского народа в христианство. Этот путь, хотя и недостаточный, рассматривал и Вагнер в своем «Еврействе». Главным он полагал самоосвобождение от еврейства, и объяснение этого понятия – тема отдельная. И хотя он ценил дружбу с идеологом расизма графом Артуром де Гобино, автором трактата «О неравенстве человеческих рас», но его расистскую идеологию полностью отринул как абсолютно антиморальную [7]. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ещё одной общей чертой антисемитов 19-го века было всякое отсутствие призывов к физическому уничтожению евреев.

Так в чем же дело, почему имя Вагнера ассициируется с нацизмом? Композитор был, пожалуй, самым знаменитым антисемитом 19-го века, оставившим многие прозаические сочинения с откровенной антиеврейской направленностью. Ярые антисемиты первой половины 20-го века, идеологи арийской исключительности, такие как Х.Чемберлен (зять Вагнера), Альфред Розенберг и, особенно, сам Гитлер могли увидеть в высказываниях Вагнера мысли, близкие их расистскому антисемитскому духу. И последующие историки (в особенности, любители) воспринимают соображения этих извергов как главные доказательства осуждения Вагнера.

Вагнер был фигурой сложной и противоречивой. Его высказывания против иудаизма, а значит, и против евреев, совершенно не совпадали с его практическими действиями, такими как осуждение расистской идеологии как аморальной, отказ подписать петицию пастора Стокера*, требовавшего отменить все законы, связанные с эмансипацией евреев [13]. Конечно, эта позиция ставила его в двусмысленное положение. Современники осуждали его за то, что его действия не совпадают с тем, во что он верит. К сожалению, он не пытался успокоить подобных критиков, что позволило позже использовать его имя как символ антиеврейского движения и полного уничтожения евреев как этноса.

Однако попытка связать Вагнера с нацизмом является ошибочной и анахроничной, как отмечает Яков Кац [8]. Невозможно перебросить мост между временем века 19-го и временем века 20-го. А Томас Манн уточняет: «Это было бы абсолютно недопустимо придавать высказываниям Вагнера современное значение – значение, которое они имели бы сегодня. Это являлось бы фальсификацией и злоупотреблением его соображениями, чтобы запятнать их романтическую чистоту» [9]. Такая связь Вагнера с современностью есть одновременно беда и вина композитора. Эта вина отражается только в Израиле, где широкая публика сопротивляется исполнению произведений Вагнера в своей стране. Последняя неудавшаяся попытка была предпринята в июне 2012-го, когда намечался концерт из произведений Вагнера в Тель-авивском университете. Но я уверен, что здравый смысл скоро вернет свои позиции и в Стране обетованной.

Дорогой Владимир Опендик, пролистайте книгу Якова Каца, а также внимательно прочтите эссе композитора Вагнера «Еврейство в музыке», и, возможно, тогда вы пересмотрите свой взгляд на Вагнера, как «отмеченного заслугами в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа». Понимаю, что человеку предубежденному сделать это трудно, но - постарайтесь.

Что касается остальных тезисов г-на Опендика (см. ниже), о них я бы сказал так: прочитав достаточно самого Вагнера и о нем, мне не удалось обнаружить каких-либо подтверждений, и значит, они (тезисы), я полагаю, не имеют под собой никаких оснований. Возможно, я ошибаюсь, ну так для минимальной достоверности связали бы вы, г-н Опендик, хотя бы одно своё утверждение со ссылкой если не на Вагнера или дневники Козимы, то на любой другой исторический источник. Например, на работы историка-германиста Гартмута Зелинского, включая его интервью журналу «Шпигель» [10]. Он бы мог вас частично поддержать.

Очень легко доказать, что многие свои утверждения г-н Опендик почерпнул у Арановича и у авторов из «Лебедя», добавив свои ни на чем не основанные, как я уже отметил, выводы. Например, «человеконенавистническая литература и музыка, отрицающие понятие гуманизма, не могут считаться классическими». Как музыка, самое абстрактное искусство, может отрицать понятие гуманизма? Объясните, пожалуйста. Правда, господин Опендик имеет ввиду оперную музыку, и тогда она конкретно интерпретируется. Весь мир восторгается и наслаждается операми Вагнера, потому что они имеют непроходящую ценность, что и делает их классическими. И никакой связи с понятием гуманности или антигуманности определение классики не имеет. Сам г-н Опендик сомневается в ценности оперного творчества Вагнера. Для большей убедительности он привлекает в свидетели латиноамериканцев, африканцев, азиатов, японцев, китайцев, народы Севера (?), которые, по его мнению, не могут до сих пор наслаждаться творчеством Вагнера. Если это не неосмотрительность, то явный расизм. Что же касается многотомных прозаических сочинений Вагнера, то никто и никогда, я полагаю, не относил их к категории классических.

Далее нужно отметить совершенно произвольные высказывания автора, такие как: «...сам Вагнер стремился в жизни, ступая по головам своих конкурентов – к власти, к деньгам, распространению ненависти, к подлости, к воровству. и так далее.» Здесь вы, г-н Опендик, вероятно, расширили и обобщили некоторые мысли самой Прицкер.

Интересно было бы узнать, «головы» каких «конкурентов» вы имеете в виду? Может быть, Джакомо Мейербера, умершего в 1864-м или Феликса Мендельсона, умершего в 1847-м, или Фрометала Галеви, умершего в 1862-м? Судя по датам смерти, ходить по их головам Вагнер мог только на их могилах. А при жизни, когда они были очень успешны и во Франции, и в Германии, они старались ему только помочь. И вы даже отметили, что как антисемит, Вагнер был к ним несправедлив, особенно во второй редакции трактата «Еврейство в музыке» (1869). Возможно, вы это и рассматриваете вкупе с вышеперечисленными вами стремлениями Вагнера как хождение по головам. Хотелось бы добавить, что взаимоотношения Мейербера и Мендельсона с Вагнером очень непросты. Здесь и обида, и зависть, и, возможно, одна из причин зарождения антисемитизма композитора. Но это отдельная интересная тема.

Вы пишете, что Вагнер стремился «к власти». Может быть, в 1849-м в Дрездене, где был выдан ордер на его арест, или в Париже, где он пытался поставить свои первые оперы, или в Санкт- Петербурге, Кенигсберге, Риге и других городах, где он работал по найму, или в Мюнхене, находясь в дружбе с баварским королем. Единственное место, где он властью обладал и к ней не было нужды стремиться, был Бейройт с построенным по его проекту театром фестивалей.

Стремление «к деньгам», в которых он довольно часто нуждался, не было главной его заботой. В последние 15 лет он был достаточно богат. Да и финансовый достаток – дело неплохое, ведь у композитора была большая семья и много друзей.

Стремление «к распространению ненависти» не имеет под собой никакой почвы. Распространение ненависти, как и любых других общественных отношений, возможно только через массовую печать. Вы не можете знать, как эта ненависть нагнеталась в советских газетах в январе-феврале 1953 года. А ведь Вагнер осуждал вульгарное юдофобство и, отвечая редактору бейройтской газеты Blatter, отмечал, что «мы должны ограничить себя определением и демонстрацией идеального.., по той же самой причине мы не можем присоединиться к антиеврейской агитации» [11].

Стремление «к подлости» вызывает полное недоумение. Вагнер был открыт многим. Его дом был ежедневно полон разными людьми и друзьями (среди которых сын Жуковского, художник Павел Жуковский, благароднейший человек, как в своих дневниках подчеркивает Козима). И никто из них не заметил подлости Вагнера. Можно только гадать, что имел ввиду автор. Может быть, речь идет о покинутом Козимой фон Булове? Так ведь это обычное явление, когда жена уходит к другому. Но если г-н Опендик считает это подлостью, не будем оспаривать.

Предубеждение, пристрастность, ненависть отчетливо выражается в обвинении Вагнера в стремлении «к воровству». Думаю, не ошибусь, если выскажу предположение, что здесь вы имеете в виду заимствование чужих мыслей и мелодий. Это доказывает, что вы, уважаемый автор, не знаете что музыканты не редко заимствуют друг у друга. И сюжеты опер у поэтов, например. у Гейне. Прочитайте, если не читали, об этом в №8 (апрель 16-30, 2012) журнала «Чайка» статью А. Мессерера «Асвальда Голихов в компании классиков».

В многозначительном «и так далее» автор видит много других отвратительных качеств Вагнера и мог бы их перечислить, но не пожелал перегружать свою статью.

Или ещё один пассаж автора. Обращаясь к читателю, он заявляет, что мы не должны забывать «подлинную сущность личности и творчества мерзопакостного Вагнера» Но рядом с «мерзопакостным» находились многие известные евреи второй половины 19-го века, среди них - выдающиеся музыканты Иосиф Рубинштейн, Герман Леви, Карл Тозиг. Был бы Вагнер жив, он бы вызвал вас на дуэль или привлек к судебной ответственности за явное оскорбление.

На протяжении всей статьи г-н Опендик проводит одну главную мысль, что Вагнер обосновал подготовку и уничтожение еврейского народа, что он первым выдвинул идею «окончательного решения еврейского вопроса», что он призывал к истреблению евреев как устно, так и в своих статьях. Устно – как оратор, что ли? Или в домашней обстановке? Я просмотрел два тома дневников Козимы и не нашел никаких высказываний Вагнера, призывающих к истреблению.

Для того, чтобы быть хоть в минимальной степени убедительным, вы, г-н Опендик, должны были сослаться на источник, где можно увидеть, что Вагнер первым выдвинул идею и призывал, - и все желающие могли бы в этом убедиться.

Напрасный труд. Таких источников, смею утверждать, нет. Все слова В.Опендика есть демагогия, чтобы воздействовать на чувства читателей, мало- или совсем не знакомых с Вагнером – личностью и музыкантом.

Фразы Опендика типа «Эка невидаль, что музицирующие немецкие, английские и русские антисемиты восхищались творчеством Вагнера!» или «Никакими статьями и фразами невозможно примирить еврейский народ с антисемитом Вагнером» безответственны и недобросовестны, в духе всей его статьи. На всех музыкантов – немцев, англичан, русских – ставится клеймо антисемит только за то, что они любят и исполняют музыку Вагнера. Что же касается примирения еврейского народа с композитором, то заметим, что никто не уполномачивал г-на Опендика выступать от имени всего еврейского народа.

Нельзя не отметить и его стиль ответа музыковеду Майе Прицкер, который сам по себе неприемлем («жалкие потуги в оправдании Вагнера»), неуважителен («...преподнесла читателям очередную порцию патоки»), самонадеян, и каждый параграф ответа проникнут «убежденностью» в своей правоте – словом, истина в последней инстанции. Вот вы, г-н Опендик, и продемонстрировали бы «самостоятельный анализ реального творчества Вагнера» (так автор выразил требование к г-же Прицкер) и его личности, а не демагогические измышления.

Зная вас по другим работам, как вдумчивого журналиста и историка-любителя (вспоминается ваш многотомный убедительный анализ сочинения Солженицына «Двести лет вместе»), понимаю, что вы могли бы это сделать, используя действительные не только антиеврейские, но и юдофильские высказывания Вагнера, разбросанные по страницам дневников Козимы и его автобиографии, в сочинениях и письмах самого композитора. И тогда вам ясна была бы мысль Томаса Манна, что понятие, понимание фраз, высказанных в 19-м веке нельзя однозначно воспринимать в веке 20-м. И если Вагнер действительно где-то высказал мысль, подобную «окончательному решению еврейского вопроса, то он имел в виду только добровольное крещение, переход в христианство, самоосвобождение от иудаизма евреев, могущих оказывать влияние на немецкую культуру [15], а не физическое уничтожение, как та же мысль воспринималась нацистами.

Вред евреям сегодня приносит не творчество Вагнера, и я говорю это как еврей, имеющий свою позицию и собственное мнение, а статьи, подобные вашей, г-н Опендик. Я уже писал об этой моей позиции и считаю возможным повторить ещё раз: все истинные антисемиты, особенно «нутряные» (по определению Бориса Стругацого [12], могут вновь воскликнуть, что «опять евреи врут» - и будут в этот раз правы.

____________________

*) Адольф Стокер (1837-1909) - пастор, член Рейхстага, основатель Христианской Социалистической партии, предложившии включить антисемитизм в политику Германии. Бисмарк, выслушав это предложение, выступил с резким осуждением антисемитского движения [14]

  Литература:

1. Владимир Ханин, “Будем добросовестны”, Новый Меридиан, № 965, май 16, 2012, стр. 35
2. Юрий Аранович, “Вагнер, евреи, Израиль”, Литературный дневник, Израиль (интернет)
3. Майя Прицкер, “Вагнер: любить или ненавидеть”, Репортер, апрель 13, 2012
4. Владимир Опендик, “Об отношении евреев к Вагнеру”, Проза.ру (интернет)
5. Wilhelm Marr, “Der Sieg des Judentums uber das Germanentum” (“Победа иудаизма над немецкой цивилизацией”), 1879
6. Николай Бердяев, “Христианство и Антисемитизм. Религиозная судьба еврейства”, 1938
7. Dieter Scholz, “Ein Deutsches Missverstandnis” («Немецкое непонимание»), 1997, p. 211 8. Jacob Katz, “The Darker Side of Genius. Richard Wagner’s Anti-Semitism”, 1986
9. Thomas Mann, “Leiden und Grosse Richard Wagners”, Gesammlte Werke, (“Cтрадания и величие Рихарда Вагнера”, собрание сочинений), 1974, v.9, p.417
10. Spiegel – Gesprach mit Wagner – Forscher Hartmut Zelinsky…В сборнике “Richard Wagner. Ein deutsches Argernis” под редакцией Клауса Умбаха. Spiegel-Buch, 1982
11. Дневники Козимы, том 2, февраль 24, 1881
12. Борис Стругацкий. «Больной вопрос», Звезда, №4, 1993
13. William Berger, “Wagner without Fear” (“Беспристрастно о Вагнере”), 1998, p.370
14. Дневники Козимы, том 2, ноябрь 10, 1881
15. Рихард Вагнер. «Еврейство в музыке», 1869


Автор – о себе


Я родился в 1930-м в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец – заведующий лабораторией закройного производства фабрики «Скороход», мама - домохозяйка. На выбор профессии, по рассказам отца, повлиял Бухарин. Учась в Академии легкой промышленности, он не пропускал ни одного выступления Бухарина и был близок к его взглядам. Но уже в 1935-36 годах, боясь за семью, отец прекратил всяческие политические разговоры и даже уничтожил часть фото, где я был рядом с Андре Жидом. В 1938-м я пошел в школу, что была рядом с домом на канале Грибоедова, окончил три класса, когда началась война. В первых числах сентября 1941-го отец отправил меня с мамой в эвакуацию в Куйбышев (Самара), где мы пробыли до 1945 или 1946-го. Вернулись в Питер. Последние два или три года я учился в школе, где директором был удивительный человек. Да и класс наш был удивительный, с 19-ю евреями и полуевреями, и наши отличники оказались среди них. Наш благородный директор, понимая, как трудно будет еврейским мальчикам (школа мужская), может быть, не совсем выдающимся, поступить в университет, выбил три медали для евреев. К сожалению, меня среди них не было. Влюбленный в математику, я мечтал о механико-математическом факультете университета, но понимал, что мне он не светит. На дворе 1948-й, убит Михоэлс, умер Жданов, не за горами разгул антисемитизма в виде борьбы с космополитизмом. Я поступаю в Ленинградский электоротехнический институт им. Ульянова (Ленина), который окончил в 1954-м. В течение 25 лет проектировал электростанции, а последние 9 лет работал главным инженером проекта Ленинградской атомной электростанции, расположенной в 92 км от города. В 1978-м после подачи документов на выезд ( в связи с эмиграцией в 1977-м единственной дочери) был отстранен от должности, однако продолжал работать в институте благодаря моему директору. Везло мне на директоров. С 1-го июля 1979-го - в США, где нас встречала дочь и поселила в городе Джерси Сити, штат Нью-Джерси, в 6 милях от Манхэттена. А вскоре, в августе того же года, я начал трудиться, проектируя электростанции - сначала в компании EBASCO, а затем - Raytheon, в должностях конструктора, инженера-электрика, старшего инженера, ведущего инженера, консультанта. Проработав 21 год, ушел на пенсию, и вот уже 12 лет бог спасает от безделья. Однако, так и не привыкнув к безделью, решил написать книгу о скульптуре Манхэттена. Книга вышла, а затем и вторая - о памятниках всех пяти боро Нью-Йорка. И вот совсем недавно, возмущенный рядом огульных статей о Вагнере-антисемите, решил высказать в «МЗ» свои сображения по этому поводу.
Количество обращений к статье - 7488
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (30)
С.Р. | 07.08.2012 21:07
"... тогда вы пересмотрите свой взгляд на Вагнера, как «отмеченного заслугами в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа»."
Известный человек, обладающий большим влиянием на общественное мнение, кумир публики, провозгласивший в своей брошюре, "... одно может быть вашим спасением от лежащего на вас проклятия, так как спасение Агасфера (Вечного жида) – в его погибели»."
Неужели автору это показось невинной фразой?! Фашистские изверги находили в этих мыслизмах идеологические обоснования. Антисемитизм вагнеров, марксов и чемберленов создавал атмосферу, "научно" обосновывал взможность погромов, плодил будущих героев гонений на евреев. На этой хорощо удобренной антисемитизмом почве взошёл гитлеровский фашизм... Так сказать духовная связь времен!
Зачем автору понадобилось доказывать, что Вагнер не такой уж плохой: не убивал, или не хотел убивать...? Хочется послушать его музыку - слушайте. Эдакое болезненное стремление очистить грязь от грязи!
Странный вкус и странное стремление!

Гость | 01.08.2012 12:53
Рихард Вагнер и Козима Лист-Бюлов официально вступили в брак в 1870 году. Скорее всего письмо Вагнера к Козиме, о котором идёт речь, относится не к 1869 , а к 1879 году. Это предположение поддерживается тем, что цифру 7 в рукописном варианте легко спутать с цифрой 4.
Гость | 30.07.2012 19:52
Уважаемый гость 18:18! Ваш коммент меня чрезвычайно удивил. Такое впечатление, что Вы не удосужились ознакомиться или ознакомились поверхностно с противоположной Ханину точкой зрения, изложенной в серии постов , перечисленных в комменте 28.07, 19:21, со всеми возможными доказательствами. В частности в посте 28.07, 12:37 разъясняется вопрос о цитированном Ароновичем письме Вагнера к Козиме. Письма в интернете Вы не найдёте, так как подобные материалы не подлежат широкому распространению. В частности, в России статья "Еврейство в Музыке" включена в список экстремитской литературы, пропагандирующей национальную рознь и ненависть, и, следовательно, её распространение запрещено. В интернете есть статья Манфреда Вагнера, вероятно, родственника композитора, изучающего его философские труды. В этой статье приводится на немецком языке часть письма Вагнера,цитированного Ароновичем в русском переводе. Адрес статьи есть в указаннов выше посте. Вы можете написать Манфреду Вагнеру и попросить его прислать Вам полный текст письма, или, по следам Ароновича, побывать в Венском архиве и найти это письмо. Оно принадлжит, повидимому, к 1869 году. Источник ошибки в дате не ясен (письмо, архив, Аронович?), но не стоит цепляться за эту ошибку в дате, чтобы отменить письмо, объявив его подделкой. Сам Аронович в своей статье пишет, что прочитав его, сначала не поверил, что оно истинное, и спросил библиотекаря, так ли это. Ответ был:"К сожалению...". Так что защитникам Вагнера следует слезть с этого коня - сомнительности письма Вагнера от 18...9 года и обратиться к сути дела. А суть в том, что Вагнер вложил в свою музыку свои идеи превосходства германской (арийской) расы над всеми другими, не говоря о евреях, которых он отождествил с самыми мерзкими тварями,и тем самым растлил немецкий народ, упавший затем как спелое яблоко в руки Гитлера. Вслед за Ханиным, Вы ссылаетесь на Якова Каца, не нашедшего у Вагнера ПРЯМЫХ призывов к уничтожению евреев. Давно замечено, что некоторые писатели являются слабыми аналитиками. Иначе, Яков Кац понял бы, что из всех других высказываний Вагнера с неизбежностью следует вывод, что единственный способ избавления от евреев - это прекращение их физического существования, а каким путём - путём самоубийства (случаи были,и, наверное, не без влияния идей Вагнера) или убийства - это уже детали. Идейную связь нацизма с Вагнером и ответственность последнего за деяния нацистов отмечали многие авторитетнейшие исследователи, почему же доверяться мнению только Якова Каца, который, вполне возможно, выполнял заказ определённых кругов или даже потомков Вагнера в Байройте, непрестанно ищущих путей его примирения с еврейским народом. Сказать,что Вагнер был всего лишь антисемитом, это всё равно, что сказать то же самое про Гитлера,то есть не сказать ничего. Гитлер инициировал Катасрофу европейского еврейства, Вагнер вдохновил его на это. Не было бы Вагнера, не было бы и Гитлера, или возможно его действия были бы иными. И уж совсем смешно Ваше обвинение Нейгауза и Штильмана, что они только говорят о своём восприятии музыки Вагнера, без ссылок на него. Каких ссылок Вы ждёте? Серьёзные профессиональные музыканты говорят о СВОЁМ восприятии музыки Вагнера, о СВОИХ ощущениях при её прослушивании. Раз они не называют конкретных произведений, значит, речь идёт о всей его музыке, в целом. Таким же образом (о музыке Вагнера в целом) высказался и Великий Верди (09:58). Что касается указанных В.Ханиным акций Вагнера в защиту евреев, то Вагнер был хитроумен,действовал с далёким прицелом, и знал, что мудрый полководец иногда временно сдаёт свои позиции, во имя дальнейшего продвижения. При этом он руководствуется отнюдь не симпатией к врагу, а желанием расправиться с ним окончательно без промахов.
Гость | 30.07.2012 18:18
Г-н Ханин, ссылаясь на источники, делает свою статью убедительной. Но нет ссылок на письма Вагнера. Ссылка у Арановича на письмо 1849 года Козиме очень уязвима. Эти же строки из письма, на которое ссылается Аранович, использует и Опендик. Моя попытка найти письма Вагнера в интернете оказалась безуспешной. Возможно, письма могли бы подтвердить или доказательно опровергнуть позицию г-на Ханина. Комментарии датированные 28.07 с упоминанием Нейгауза и Штильмана, являются их точкой зрения без ссылок на самого Вагнера. Подобные авторы просто своими словами пересказывают «Литературный дневник», где вероятно, впервые появился Аранович, альманах «Лебедь» и не могут ничего доказать. Вагнеру не повезло, его полбил Гитлер в связи с идеями «Иудаизма в музыке». Но он выступал против антиеврейской массовой агитации и других активных действий, о чем сообщает В.Ханин. Да,Вагнер антисемит, но покажите, где он требовал уничтожения евреев. (О «Иудаизме», особенно 1869 года советую, как и г-н Ханин, обратиться к Кацу). Для справки: Вагнер был старше Козимы на 24 года, а не на 21.
Гость | 30.07.2012 11:23
Вот не прислушались к Верди, и через несколько десятилетий злая сила поглотила и Италию, и Германию.
Гость | 30.07.2012 09:58
Интересно, что об опасностях «сатанинской» музыки Вагнера говорил ещё его современник, великий композитор Джузеппе Верди: «Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила».
Гость | 29.07.2012 05:14
test
Гость | 28.07.2012 23:20
Правила у Вас какие-то совдеповско-совписовские москвачские с бибисюшным отливом. Но врезали вагнероманам по делу. По-еврейски. Спокойно, простенько и со вкусом. А прочее... вопрос режима и воспитания.
Гость | 28.07.2012 22:43
Гость 21:41. Спасибо за комментарий. Многое неправильно, и есть грамматическая ошибка в последней строчке.
Гость | 28.07.2012 21:41
Спасибо за комментарий. Все почти правильно, за исключением грамматики и расхожего реестра антисемитов, таковыми в сущности не являющимися. Гоголь в "Тарасе Бульбе" был в сущности первоописателем мерзости убийства безоружных евреев - с залихватским звериным гиканьем и улюлюканьем. Тарас - маньяк, не останавливающийся перед детоубийством и вопящий эхообразные проклятия всему миру чуждого ему живого и суверенного. Достоевский - политкаторжанин, игрок, психопат, бытописатель сумеречной русской люмпенской неполноценности. "Жиды и полячки" в этом мире, как и прочие - где-то сбоку. Он не более антисемит, чем закомплексованный Амос Оз. О Листе и Чайковском как об антисемитах лучше не будем. А Вагнера лучше б американские евреи израильтянам не навязывали. Ведь с равной силой убеждения они отправляли обратно к Гитлеру корабли с соплеменниками. И к тому же их представители готовили и готовят Израилю немало каверз иного рода. Не считая проблемы Полларда. Стыдно, господин Ханин! Почему? Да потому, что людей за идиотов держите. И за частоколам буквоедства заурядное жидоедство ховаете.
Почему в Израиле не исполняют музыку Вагнера? | 28.07.2012 19:21
Здесь сразу необходимо уточнение. В Израиле свободно продаются диски с музыкой Вагнера, и нет никакого контроля над исполнением Вагнера в частных закрытых залах. Проблема в исполнении его музыки в общественных открытых концертных залах. Причём закона, запрещающего такое исполнение, в Израиле нет. Так что, если кто-то сможет организовать и провести такой концерт, никакого наказания ему не будет. В Израиле всего лишь существует общественный консенсус, что такого исполнения быть не должно. Поэтому попытки провести концерт либо срываются самими слушателями, либо сопровождаются неприятным для организаторов общественным резонансом. В чём причина такого отторжения израильского общества от Вагнера? Вовсе не в его антисемитизме. Мы безо всякой озабоченности слушаем и читаем антисемитов Листа и Чайковского, Достоевского и Гоголя, и вообще в нашем культурном поле антисемитам несть числа. Так почему же такое особое отношение к Вагнеру? Причина в особенности того, что с нами произошло в 40-х годах прошлого века, в нашей Катастрофе. За нашу много-тысячелетнюю историю много у нас было потрясений – изгнаний, преследований, массовых погромов, но реально и планомерно осуществляемый геноцид – впервые. Острота прежних потрясений снижается с течением времени. Кто теперь остро ненавидит инквизицию с её кострами, или испанскую королеву, изгнавшую целый народ? Но Катастрофа – другое дело. Она - поворотный этап в нашей истории, память о ней с течением времени не только не исчезает, но становится острее, по крайней мере, так происходит в течение 70 лет после неё. Вагнер для нас – предтеча нашей Катастрофы, одна из её причин и составляющих. Тот, кто внимательно читал мои посты 11:00,12:37,13:12, 14:03, 16:12, 17:17, 18:25 согласится с тем, что для этого у нас есть все основания. Его музыка – это его оружие, он и она неразделимы. Поэтому мы не желаем исполнения этой музыки нашими государственными оркестрами в наших общественных концертных залах. Не говоря о том, что звуки этой музыки напоминают некоторым из нас о тех днях, когда они слышали её в качестве узников нацистских лагерей разного типа. Вместе с тем, многие из нас, я, в том числе, не возражают против исполнения Вагнера израильским оркестром за пределами страны, при условии, что перед началом концерта будут зачитаны наиболее гадкие отрывки из «Еврейства в Музыке».
Гость | 28.07.2012 19:08
Хорошо, душечка, импровизируете - только ведь речь в ином. Вы слабы в культурологии, и потому проблему тоталитарных мыслеоборотов в музыке и в либретто крутите ad libitum. Страшно не то, что музыка Вагнера звучала в концлагерях - исполнялась там и музыка других композиторов. Страшно то, что Вагнер ходулен. Как и многие упомянутые мною авторитеты, что заставило содрогнуться Вашу шкалу приоритетов и отправить возмутителя в желтый дом. Так чем Вы лучше Вагнера?
А виновата ли музыка? | 28.07.2012 18:25
Вагнер прямо заявлял , что не разделяет себя-композитора и себя-философа. Для других такое разделение возможно, для него – нет. Такая позиция нашла своё выражение в том, что свои идеи Вагнер воплощал в либретто и музыке своих опер. Так, в «Кольце Нибелунгов» выражена идея еврейства как мирового зла и необходимость его уничтожения. В операх пропагандировались идеи превосходства германцев над другими народами, воспевалось их героическое прошлое. Соплеменникам Вагнера, современникам и нескольким следующим поколениям, аллюзии и ассоциации, заложенные им в его оперы, были очень понятны. Со стороны, конечно, они не всегда видны. Чувственная героическая музыка способствовала тому, что идеи Вагнера доносились и воспринимались полностью. Таким образом, понадобилось не более полувека, чтобы идеи превосходства германцев над другими народами, некоторые из которых достойны рабства, а некоторые – тотального уничтожения, пустили глубокие корни. Потому Гитлер и смог относительно легко перетянуть на свою сторону весь народ, за редкими исключениями. Во время войны музыка Вагнера служила своего рода лекарственным наркотиком. Как бы то ни было, но людям, нормальным в недавнем прошлом, тяжело зверствовать в концентрационных лагерях и заставлять обнажённых женщин и детей выстраиваться у расстрельной ямы. А вот послушаешь музыку Вагнера, вспомнишь, кто ты и кто они,и откуда только силы берутся. Таким образом, музыка Вагнера служила средством пропагандирования его идей, полностью воспринятых нацистами, и она же состояла на вооружении Третьего Рейха.

П.С. К предыдущему желчному посту 18:03, не несущему никакой информации и свидетельствующему лишь о проблемах его автора, не имею отношения.
Гость | 28.07.2012 18:03
Люди - странные существа. Они могут обсуждать любого шизофреника, любое активное чмо с позиций известной метафоры "гений и злодейство". О профессиональном и творческом величии рядовой человек судит по расхожему мнению и по канонам статусного присвоения культуры. В культурологии есть такие понятия, как семиотика поведения и связанная с ней семиотика высказывания. Ходульность рождает ходульность, и ничего кроме. Еще эллины показали, что истинностные процедуры неотделимы от нравственных. Гениальный Пушкин это процитировал в своей знаменитой формуле "гений и злодейство...". Успокойтесь, витии, - Вагнер ходулен до неимоверности, а то, что технически развил "оперу" - так ведь и Освенцим в инженерно-маркетинговом плане не лыком шит. И большевизан Маяковский не менее хамски-громогласен и вычурно-речист, и заседатель ревтрибунала Блок надрывно-скабрезен в рвотной сентиментальности, а уродливые пассажи Чайковского... Все эти вещи донельзя смешно и верно пародировал Аркадий Райкин, порефразируя образно великого Осипа Мандельштама: "Простодушье и величье, и скорлупчатая тьма...", "там без выгоды уроды рубятся в девятый вал, храп коня и крап колоды, Кто кого - пошел развал....". Райкин-дирижер эту всю аляповатую вагнероманию показал в апофеозе космической безвкусицы. А вы, ребята, дискутируйте... Чма всегда хватает на этом свете...
Уильям Ширер против Якова Каца | 28.07.2012 17:17
Уважаемый В.Ханин, Вы пишете: «…пролистайте книгу Якова Каца, а также внимательно прочтите эссе композитора Вагнера «Еврейство в музыке», и, возможно, тогда вы пересмотрите свой взгляд на Вагнера, как «отмеченного заслугами в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа». Понимаю, что человеку предубежденному сделать это трудно, но – постарайтесь» (конец цитаты). Охотно верю, что Яков Кац не нашёл у Вагнера прямых призывов к геноциду евреев. Дело в том, что некоторые его высказывания, вроде содержащегося в письме к Козиме и цитированного впервые Ароновичем, настолько кошмарны, что их стараются по возможности не публиковать широко, а хранить в архивах, семейных или не предназначенных для широкого пользования. Так что если проф. Кац принадлежит к числу тех, кто, как остроумно заметил один из дискутантов, верит только прямому докУменту, он может заключить, что Вагнер не желал физического уничтожения евреев. Но вот теперь по Вашему второму совету вглядимся в «Еврейство в музыке», даже в том его выборочно-тезисном виде, в котором оно представлено в статье М.Марголина. В частности, читаем:
«…при всех либеральных симпатиях к эмансипации евреев, к ним испытываешь отвращение»,
«…звуковое выражение еврейского языка отвратительно и лишено человеческого чувства»,
«…евреи не способны превратить язык народа, среди которого они живут, в собственный, поэтому они не в состоянии понять дух этого народа, а , следовательно, могут лишь слепо следовать за ним как в литературе, так и в искусстве»,
«…весь период еврейства в современной музыке – это законченное бесплодие и стабильность, пришедшая в упадок».
Вы говорите, что Вагнер хотел ассимиляции евреев, но третья из приведенных выше характеристик отрицает за евреями способность к ассимиляции. Следовательно, единственная возможность избавиться от столь «омерзительных» по Вагнеру евреев – устранить их физически. Это единственный логический вывод из того, что Вагнер говорил о евреях. Он этот вывод не записал в открытых документах. За него через полвека это сделал Гитлер.
Уильям Ширер, общепризнанный специалист первой величины в германской истории 20-40 годов прошлого века, пишет в книге «Взлёт и падение Третьего Рейха»: ««Вагнер… создал германское мировоззрение, адаптированное и утвержденное Гитлером и нацистами как свое собственное. Рассмотрение творчества Вагнера лишь в узкомузыковедческих рамках не только сужает наши представления о его громадном значении в эволюции германского общества, но и создает искусственную границу ответственности» (конец цитаты). Таким образом, по Ширеру, Вагнер разделяет с Гитлером ответственность за преступления нацистов.


Гений Тёмных Сил | 28.07.2012 16:12
«…сила воздействия музыки Вагнера уникально огромна. Настолько огромна, что воздействие её, кажется, имеет метафизическую природу вечной категории. Вагнер – гений. Гений тёмных сил, бродящих в подсознании человечества и ждущих повода вырваться наружу. Он композитор такой силы страсти, которая и сегодня завораживает и гипнотизирует людей самой различной степени музыкальной подготовленности и интеллектуального развития. Его власть над нашими душами велика и опасна» (конец цитаты).
(Из статьи Артура Штильмана «Страсти по Вагнеру» http://www.berkovich-
zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/
Shtilman1.php)
Музыканты о музыке Вагнера | 28.07.2012 14:03
В.Ханин пишет: «…Как музыка, самое абстрактное искусство, может отрицать понятие гуманизма?... И никакой связи с понятием гуманности или антигуманности определение классики не имеет» (конец цитаты). А вот что говорит Генрих Нейгауз мл.- музыкант и христианский теолог: «…не думайте, что классическая музыка – абсолютно безопасна. Иногда она (музыка) способна пробудить в человеке его лучшие черты, иногда – худшие. На мой взгляд, музыка Вагнера пробуждает худшее. Эта точка зрения основана и на личном опыте…Сейчас мне кажется, что в своем подавляющем большинстве музыка Вагнера заключает в себе зло» (конец цитаты). Эта цитата взята из статьи Генриха Нейгауза « Вагнер в Израиле. Субъективные заметки». Её можно найти в интернете по адресу
http://berkovich-zametki.com/Nomer44/Neuhaus1.htm
Рекомендуется к прочтению, очень и очень!
В этой статье приводится также мнение одного из лучших музыкантов 20-го века (по характеристике автора) В.В. Софроницкого: «Как я увлекался Вагнером в юные годы! Но не всегда могу его слушать. В нем меня отталкивают какие-то черты, предвосхищающие самое ужасное у немцев – фашизм». («Воспоминания о Софроницком», издательство «Советский композитор», 1982, стр.234).
Так что "гений" и "зло" - вещи вполне совместные. Их несовместность всего лишь фраза, которую А.С.Пушкин вложил в уста своего героя - Моцарта. А в реальной жизни есть выражение "Злой гений". Значит, бывают такие. В этом выводе меня опередил Гость 13:04. В одном я с ним не согласен: Вагнер не духовный брат Гитлера, он-духовный отец Гитлера , чего последний и не скрывал.
Каким человеком был Вагнер? | 28.07.2012 13:12
В.Ханин возражает против обвинения Рихарда Вагнера в «подлости». В частности, с юношеской наивностью он пишет: «… Может быть, речь идет о покинутом Козимой фон Булове? Так ведь это обычное явление, когда жена уходит к другому. Но если г-н Опендик считает это подлостью, не будем оспаривать» (конец цитаты). А вот что пишет об этом же Артур Штильман, известный скрипач и писатель: « Как уже говорилось, Вагнер был женат вторым браком на внебрачной дочери Франца Листа — Козиме. Она была прежде женой известного дирижера и пианиста — Ганса фон Бюлова, главного помощника Вагнера с середины по конец 1860-х годов. У них было двое детей. Вагнер был старше Козимы на 21 год. Их роман развивался прямо на глазах у Бюлова, который впал в депрессию, провел значительное время в психиатрической клинике, но поступил приказ от Вагнера — «Вы нужны мне оба!» Этот роман, несомненно, рисует Вагнера человеком, склонным к моральному насилию. Вероятно, он получал от этой ситуации некоторое патологическое удовольствие — поверженный муж должен был со всеми силами своей души дирижировать его музыку, а жена поверженного стала покорной рабыней великого человека, обладавшего магической силой в музыке и в жизни» (конец цитаты). В этом весь «Великий Вагнер»: общепринятая мораль и все без исключения люди, попадающие в его сферу, должны ложиться «под него». В.Ханин пишет: «…Хотелось бы добавить, что взаимоотношения Мейербера и Мендельсона с Вагнером очень непросты. Здесь и обида, и зависть, и, возможно, одна из причин зарождения антисемитизма композитора. Но это отдельная интересная тема» (конец цитаты). Вот ведь как повёрнуто! Уж не хочет ли Ханин сказать, что в антисемитизме Вагнера повинны сами евреи-композиторы? Чтобы на самом деле узнать, насколько подло относился Вагнер к коллегам-евреям, с одной стороны используя их помощь, с другой – поливая грязью, а также какова была его роль в возникновении нацизма, читайте статью Артура Штильмана «Любите ли Вы Вагнера?»
http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/win/shtilman.htm , которой принадлежит и цитированный выше отрывок.
Гость | 28.07.2012 13:04
То, что Вагнер духовный брат Амана или Гитлера, хорошо известно. Но, к сожалению, он оперный гений. Ни одну их этих квалификаций невозможно опровергнуть за счёт другой, как это многие делают. "Гений и злодейство несовместимы" - это слишком примитивно. Увы, даже очень совместимы.
Называл ли Вагнер евреев так, как сказал Аронович? | 28.07.2012 12:37
В начале 80-х годов известный дирижёр Юрий Аронович, работая в Венских архивах, открыл для себя Вагнера с неизвестной ему ранее стороны. В одном из писем Вагнера его жене Козиме, Аронович прочёл: « Евреи — это черви, крысы, глисты, трихины, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы»(конец цитаты). В статье, опубликованной в Израильском журнале «Алеф» Аронович указал в качестве даты этого письма 1848 год, в котором Козиме было 11-12 лет, и они с Вагнером ещё не были знакомы. Вероятно, эта ошибка произошла либо от неясной датировки на документе, либо от описки Ароновича. Защитники Вагнера уцепились за эту ошибку руками, ногами и зубами, в качестве доказательства «недобросовестного цитирования» Вагнера его критиками. Что ж, придётся отослать этих защитников к статье Манфреда Вагнера «Anmerkungen zu Richard Wagners Konstruktion des Nationalen», имеющейся в интернете по адресу
http://www.uni-
ak.ac.at/culture/wagner/articles/wag02-
national.html#fnB48
В этой статье Манфред Вагнер, в частности, пишет: ««Wagner verglich die Juden mit Ratten und Mäusen, mit Trichinen, mit einem Schwarm Fliegen, mit Warzen, mit der wahren Pest…», то есть приводит все те же названия омерзительных тварей,с которыми Вагнер сравнивает евреев, что и в переводе Ароновича. В качестве своего источника Манфред Вагнер указывает Briefstellen Cosima Wagner II - Сборники Писем Козимы Вагнер. Таким образом, если обвинение В.Ханином критиков Вагнера в недобросовестном цитировании включало и цитату, приведенную Ароновичем, то относительно неё ему следует это обвинение снять.
Гостю 03:41 а заодно и редакции МЗ | 28.07.2012 11:00
Ошибаетесь, уважаемый гость, я очень хорошо понял цель статьи В.Ханина, первоначально опубликованной в газете «Новый Меридиан», а потом перепечатанной редакцией МЗ. Да и как не понять, если об этой цели автор говорит сам в последних строках: «Вред евреям сегодня приносит не творчество Вагнера, и я говорю это как еврей, имеющий свою позицию и собственное мнение, а статьи, подобные вашей, г-н Опендик. Я уже писал об этой моей позиции и считаю возможным повторить ещё раз: все истинные антисемиты, особенно «нутряные» … могут вновь воскликнуть, что «опять евреи врут» - и будут в этот раз правы» (конец цитаты). Вот как, основная цель статьи – ублажить антисемитов, не раздразнить их «еврейским мнением» о Вагнере. При этом В.Ханин полемизирует с В.Опендиком, полемизирующим с Майей Прицкер. Нам приходится видеть высказывания Опендика глазами Ханина,поскольку его статьи перед нашими глазами нет. Лично я не способен дискутировать по такой многоступенчатой лестнице, одна из ступеней которой вообще недоступна, поскольку статьи Прицкер в интернете нет. Статья же М.Марголина никакого отношения к указанным материалам не имеет. В ней приводится тезисная выборка высказываний Вагнера в его известном эссе «Еврейство в музыке» в переводе Евгения Захарина. Предлагаю МЗ привести этот перевод полностью и провести дискуссию по этому материалу. Именно по полному переводу, ибо суждение по выборке всегда чревато обвинением в «недобросовестности цитирования», которым пользуется В.Ханин. О правомочности цитирования Вагнера, сравнивающего евреев с самыми отвратительными тварями, см. следующий коммент.
Гость | 28.07.2012 09:54
Ханин - типичный софист. Он подменяет проблему зла проблемой семантики зла. У него хорошая ленинско-сталинская школа. Ведь людям его поколения учителя постоянно твердили: "Не написано - не наблюдалось!". ДокУментов ему нужно... Как говаривал классик - кому от Сталина, кому от Гитлера...
Гость | 28.07.2012 03:41
По поводу комментария Гостя 27.07.2012
Вы, уважаемый гость, не поняли цели статьи г-на Ханина. Ведь он требует только добросовестности при "цитировании" Вагнера. Чего стоит только одна ссылка на письмо Козиме, девочке не полных 12 лет. Вас это не удивляет? А коли вы требуете профессионалов, В.Ханин отсылает вас к книге профессора Якова Каца. Кроме того, как я понял, Г-н Ханин не отрицает антисемитизма Вагнера.
Гость | 27.07.2012 11:44
Да, с Моцартом его точно не спутаешь. Музыка Моцарта исцеляет, музыка Вагнера ввергает в безумие.
Гость | 27.07.2012 11:24
Вагнера не следует путать с Бахом и Моцартом. Равно как "МЗ" сопоставлять с "Правдой". В мире есть все. И с этим ничего не поделаешь.
Гость | 27.07.2012 09:11
На главной странице в качестве презентации материала о Вагнере написано: "Был ли антисемитом этот композитор? Ответ на этот и многие другие вопросы – в публикуемых сегодня статьях Михаила Марголина и Владимира Ханина" (конец цитаты). Статьи прочёл, и в каждой свой ответ на этот вопрос, причём ответы противоположны друг друг другу! Так какой же ОДИН ОТВЕТ имеет в виду Редакция? Буду благодарен за разъяснение.
Гость | 27.07.2012 08:38
В добавление к комментарию 08:16. В качестве автора, выступающего против Вагнера, в этом комментарии указан г-н Опендик, поскольку ему и только к ему возражает г-н Ханин, к нему и только к нему обращается. Никакой ссылки на статью М.Марголина, помещённого редакцией над его статьёй, никакого возражения ему нет. Скорее всего он её и не читал.
Перед читателями же нет материалов, на которые возражает В.Ханин. Уважаемая Редакция, так должно быть, это в порядке?
Гость | 27.07.2012 08:16
Если почитаете пост 00:00, поймёте, на чью мельницу льёт воду г-н Ханин. На мельницу людей с нулевым интеллектом и нулевой совестью. Его утверждение, что сказанное в 19-м веке нельзя понимать буквально в 20-м, и что Вагнер имел в виду переход евреев в христианство, а не их физическое уничтожение, просто смешно. Если так, то, может быть, мы не в состоянии понять вообще мыслителей прошлого? Если человек сравнивает евреев с глистами и крысами и говорит, что от них нет другого способа избавиться, как те, что применяют к этим тварям, то о чём здесь спорить?
Обе публикации, и за и против Вагнера, совершенно лишние. О Вагнере (карлике с большой головой) и злых чувствах, вызываемых его музыкой, о его влиянии на возникновение нацизма написано так много в статьях и монографиях на самом высоком профессиональном уровне, что мусолить эту тему дилетантам, с какой бы то ни было стороны (за или против) - только воду мутить. Г-н Опендик не сказал ничего нового, а г-н Ханин говорит глупости. Оправдывать же можно кого угодно, даже Гитлера: действовал, влекомый сионистской идеей уничтожения еврейской диаспоры и создания еврейского государства, а все "излишества" от его подручных, он о них и духом не знал, и слухом не слыхивал. У Редакции МЗ, видимо, нет достаточно тем для обсуждения, вот и представляет жареное-пережареное.
Гость | 26.07.2012 00:00
Уверен, подобные опендику взбрыкнут, взвоют, разбразгают слюни возмущенные. Им же везде антисемиты мерещатся. Если б антисемитов не было, они бы их выдумали, чтоб внимание на себя обратить. Как вошли в образ гонимых, так и гонят без конца по бездорожью
Гость | 25.07.2012 23:20
Инженера с портфелЯми и математики с хвизиками жутко любят в гуманитарную область внедряться. О Вагнере как о личности чего говорить - человек он с явным психо-эмоциональным сдвигом. И то, что г-н Ханин выступает в роли адвоката Вагнера и прокурора израильского волеизъявления - дело очевидное и малоинтересное. Для оцифрованного интеллекта музыка - искусство абстрактное. Однако известно, что всякая информация передается языковым способом. И через вещи очень конкретные - семантику и семиотику. В этом смысле хорошо известно, что Бог шельму метит. Думаю, и Аронович, и Давид Бухин, и люди просто музыкально чуткие, не могли не видеть элементов напыщенности, помпезности музыкальеого говорения Вагнера. И если израильтяне не любят творения в тональности Ша-мозоль - так чего ж их за это ругать. Народ умный - и своего непотребства ему хватает с лихвой. По мне - так "Валькириям" самое место на техасских электростанциях, а Израилю хватает своих безумных голубей и ястребов, кроме шумного радетеля-санитара по части глистов и крыс.
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com